Методы мышления
Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.
Дедуктивное умозаключение — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Индуктивное умозаключение — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.
Умозаключение по аналогии — делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от частного к частному, минуя общее).
Типы мышления
Первые попытки выделить специфику мышления восходят к ассоциативному направлению в психологии, где главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. В рамках этого направления выделенымеханически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.
Механически-ассоциативный тип мышления — ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста. Здесь нет и четкой цели мышления, т.е. того особого регулятора, который обеспечивает подбор нужного материала и образование причинно-следственных ассоциаций. Такое «свободное» (хаотически-механическое) ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении болезни).
Логически-ассоциативное мышление — отличается целенаправленностью и ценностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций — цель мышления.
X. Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие — «руководящие представления». Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Э. Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Такого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой внимания на цель мышления.Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (апперцептивного), так и механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе — при утомлении.
Индивидуальные особенности мышления
Все вышеуказанные различия в мыслительной деятельности людей (вид, тип и стратегии мышления) определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека. Они складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания.
Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.
Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. Быстрота мышления — это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.
Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.
Самостоятельность мышления
Критичность мышления — это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказаться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.
Методы мышления. Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов
Методы мышления. Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретовВикиЧтение
Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов
Андерсон Юэлль
Содержание
Методы мышления
Как известно, существуют два основных метода мышления: индукция и дедукция. Индукция означает, что рассуждения строятся по принципу «от частного к общему». Например, если какая-то конкретная кошка видит в темноте, значит, все кошки видят в темноте. Дедукция означает движение от общего к частному. Так, если все кошки видят в темноте, значит, вот эта конкретная кошка, в конкретном месте, в конкретное время тоже видит в темноте.
Другими словами, индуктивный метод отталкивается от определенного обстоятельства и выводит общий закон, действующий для всех таких же обстоятельств. При дедуктивном методе общий закон уже известен и используется для определения того, что случится с обстоятельством, попадающим под действие этого закона.
Таким образом, индуктивное мышление знает обстоятельства и ищет закон, в то время как дедуктивное мышление знает закон и ищет обстоятельства. Параллель очевидна.
Подсознание мыслит только дедуктивно. Оно не может следовать индукции, поскольку уже знает закон! Оно только стремится проявить этот закон в обстоятельствах.
Эта характеристика подсознания – дедукция, а значит, знание всеобщего закона, – еще одно несомненное доказательство того, что оно является бесконечной субстанцией, проявлением Бога в человеке, абсолютом, единым для всего сущего. И совершенно очевидно, что используя этот ресурс в полной мере, человек получает всю силу творения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Масштабность мышления
Масштабность мышления Высокий рост людей сатурнианского типа дает им одно существенное преимущество – взгляд сверху.
С логической точки зрения, факт высокого роста не должен оказывать существенного влияния на способ мышления человека. Ведь что особенного может дать18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих
48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
48. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Чаще всего в работах внимание уделяется умственному развитию, но фактически развитие должно охватывать все входящие в свойство развитости качества. Кроме того, традиционным было рассматривать развитие детей в условиях школы, отчасти вуза. Однако во
Поощрение мышления
Поощрение мышления Другой студент обнаружил, что на Роджерса оказали влияние Килпатрик и Дьюи. Взяв это за отправную точку, он, по его мнению, понял цель, к которой стремился Роджерс. Он считал, что Роджерс хочет, чтобы студенты мыслили оригинально и творчески, чтобы они
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
1. Методы нестандартного мышления
1. Методы нестандартного мышления ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП Каждому из шести фундаментальных режимов мыслительного поведения присваивается шляпа определенного цвета. Таким образом, можно по своему усмотрению в нужный момент переключать мышление с одного режима на
Алгоритм мышления
Алгоритм мышления Мышление… это длительный процесс, это ряд умелых импровизаций, скорее напоминающих экспромты джазмена, чем игру музыканта, исполняющего по нотам какое-нибудь классическое произведение. Рестак (Restak, 1988, р. 233) К сожалению, не существует универсальной
Природа мышления
Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от того, что дано в
Методы исследования продуктивного мышления
Методы исследования продуктивного мышления Методы исследования продуктивного речевого мышления распадаются на две группы. Одна из них направлена на изучение предпосылок речевого сложного дискурсивного (рассуждающего) мышления и ставит своей задачей установить, в
Чистка мышления?
Чистка мышления? Любое негативное чувство, сохраняющееся некоторое время, может блокировать помощь с другой стороны, препятствуя эффективной работе правого полушария. Вот некоторые из таких негативных
Центрирование мышления.
Центрирование мышления. Утренние, дневные и вечерние упражнения в дни с 16-го по 20-й позволят вам контролировать оба полушария своего мозга.»И что тогда?» – спросите вы.»Вы центрируете свое мышление», – отвечу я.»Как это поможет мне?» – поинтересуетесь вы.»На вас прольется
Стили мышления
Стили мышления Расстройствам личности также характерны соответствующие когнитивные стили, которые могут являться отражением поведенческих стратегий пациентов. Эти когнитивные стили связаны со способом, которым люди обрабатывают информацию, в противоположность
Контроль мышления
Контроль мышления 1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; черное и белое; добро против зла; Мы против Них (групповое против внешнего мира). 2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося
Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления
Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще
IdeaConnection: Методы мышления
Мозговой штурм
Мозговой штурм — самый известный и популярный метод генерирования идей для групп. Мозговой штурм полезен на всех этапах более крупного процесса решения проблем.
Шаррет
Формальная версия Charrette включает творческие зубрежки в течение нескольких дней, в которых участвуют архитекторы, их творческие поставщики, муниципальные чиновники, застройщики и жители. Такие сеансы также называют исследованием по замыслу.
Креативное решение проблем
С момента появления ставшей уже классической структуры Осборна-Парнеса многие академические и коммерческие организации пересортировали и переименовали этапы и фазы того, что мы теперь называем творческим процессом решения проблем (CPS).
Критическое мышление
Критическое мышление – это объективный анализ фактов для формирования суждения. Критическое мышление — это самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.
Мечтать
Это метод следования своим мыслям один за другим, заставляющий человека дрейфовать в потоке идей, которые в конечном итоге принимают коническую форму: то, что, казалось бы, началось как случайные мысли, закончится как вершина конуса: окончательная идея.
Диалектические подходы
Некоторые подходы к решению проблем используют дебаты для исключения предположений и генерирования оригинальных идей.
Анализ силового поля
Анализ силового поля определяет конкурирующие силы, связанные с проблемой, и использует мозговой штурм для поиска решений
Инновационный метод FORTH
Инновационный метод FORTH — это ориентированный на клиента вдохновляющий практический инновационный метод, состоящий из пяти шагов для создания новых продуктов и услуг. В течение 14 недель после запуска вы создаете 4 новых мини-бизнес-кейса с кросс-функциональной командой.
Интерактивное планирование и идеализированный дизайн
Интерактивное планирование, как оно определено и распространено Расселом Л. Акоффом, фокусируется на создании будущего путем проектирования желаемого настоящего.
Метод К-Дж
Метод К-Дж был разработан Дзиро Кавакита в 1960-х годах как диаграмма сходства и стал одним из семи инструментов управления и планирования, используемых в комплексном контроле качества
Нестандартное мышление
Латеральное мышление — это преднамеренный, систематический процесс творческого мышления, в ходе которого проблемы преднамеренно рассматриваются с совершенно разных сторон.
Микрореальность
Микро-реальность — это метод развития ума, который изучает и анализирует проблемы и проблемы с целью предоставления новых, индивидуальных и динамичных решений.
Интеллект-карты
Интеллект-карта — это, по сути, нелинейная форма описания. Идея состоит в том, чтобы составить органически связанную диаграмму слов, понятий, идей, задач, решений или другой информации и связать отдельные элементы в соответствии с требованиями их ассоциаций.
Морфологический анализ
Морфологический анализ обеспечивает систему и формат для изучения параметров сложных проблемных ситуаций для новых комбинаций, которые могут быть преобразованы в творческие решения.
Продуктивное мышление
Productive Thinking — это система решения проблем и поиска возможностей, разработанная для включения таких творческих методов, как мозговой штурм и латеральное мышление, по мере необходимости.
Генератор случайных слов
Использование генератора случайных слов — это простой способ заставить свой разум отвлечься от его обычной рутины и переключиться на касательные, которые в противном случае он бы не принял.
СКАМПЕР
SCAMPER — это аббревиатура от семи приемов мышления, которые помогают тем, кто их использует, находить нестандартные решения проблем. Техники мышления настолько распространены в творческом поведении человека, что правильнее было бы назвать SCAMPER мнемоникой для набора техник, а не отдельной техникой.
Шесть мыслящих шляп
Метод Шести Мыслящих Шляп определяет шесть способов мышления, которые должны быть параллельно направлены на решение решаемой проблемы. Этот подход параллельного мышления активно препятствует и заменяет аргументативный подход, при котором члены группы выступают за противоположные решения.
SWOT-анализ
SWOT-анализ хорошо известен как бизнес-инструмент для планирования, но вы можете найти его очень полезным для общего мышления.
Синектика
В основе синектики лежит значение названия. На протяжении всего сеанса синектики фасилитатор отвечает за объединение и руководство различными людьми, их различными идеями и случайной стимуляцией.
Системное мышление
В этой серии статей о системном мышлении я делюсь ключевыми идеями и инструментами, необходимыми для развития и развития системного мышления для решения сложных проблем.
Теория устранения неполадок
Эта Теория необходима для выяснения первопричин любой проблемы в любой системе/машине. Когда вы прочитаете его, вы оцените тот факт, что до сих пор никто не решил ни одной проблемы в любой системе/машине без непреднамеренного использования этого метода; который я тщательно исследовал и задокументировал.
ТРИЗ
Исходя из гипотезы о существовании универсальных принципов творчества или моделей изобретательства, следует, что все решения уже найдены. Методология ТРИЗ опирается на базу знаний таких моделей изобретения.
3 режима мышления: латеральное, дивергентное и конвергентное мышление —
Посох TeachThought / 19 августа 2020 г. 21 января 2022 г. / Критическое мышление / Essential
129.9k
Просмотров
FacebookTwitterПодписаться
by Персонал TeachThought
TeachThought прежде всего направлен на совершенствование человека.
Основным принципом человечества является наша способность мыслить критически, с воображением и творчеством. Поэтому имеет смысл, что наша способность — и решение — делать это последовательно в некотором роде определяет нас как вид. Критическое мышление отчасти предполагает простое избегание когнитивные искажения .
См. также Что значит критически мыслить
Кроме того, не будет большим скачком сказать, что способность и склонность к критическому, внимательному и творческому мышлению превосходят по важности содержательные знания, но это тема для обсуждения в другой раз. В целом, наша позиция заключается в том, что критическое мышление имеет огромное значение для учащихся и, таким образом, является важной частью нашего содержания и миссии в TeachThought.
В погоне за заметкой выше от Сильвии Дакворт — хорошее дополнение к этому указателю содержания. Сильвия всегда отлично справлялась с преобразованием идей в простые визуальные эффекты — на наших 12 Правил Великого Учения , например.
Вы можете следить за Сильвией в Твиттере здесь.
Мы взяли изображение и дополнили его некоторыми комментариями из Википедии (кстати, ресурс, который мы любим).
3 Режимы мышления: боковой, дивергентный и конвергентный мышление 1. Конвергентное мышлениеСвод : Использование логического
также называется: 11111112, Anloycally Inclover Gunnical. Мышление
Выдержка из Википедии и обзор«Конвергентное мышление — это термин, придуманный Джоем Полом Гилфордом» (который также придумал термин для «противоположного» образа мышления, «дивергентного мышления»).
‘Обычно это означает способность давать «правильный» ответ на стандартные вопросы, не требующие значительного творческого подхода, например, в большинстве заданий в школе и на стандартизированных тестах с несколькими вариантами ответов на интеллект.
Конвергентное мышление часто используется в сочетании с дивергентным мышлением. Конвергентное мышление — это тип мышления, который фокусируется на поиске единственного, устоявшегося ответа на проблему. [1] Конвергентное мышление используется как инструмент творческого решения проблем. Когда человек использует критическое мышление для решения проблемы, он сознательно использует стандарты или вероятности для вынесения суждений. [2] Это контрастирует с дивергентным мышлением , при котором суждения откладываются на время поиска и принятия многих возможных решений». Горизонтальное мышление
Выдержка из Википедии и обзор«Дивергентное мышление» — это мыслительный процесс или метод, используемый для генерирования творческих идей путем изучения множества возможных решений. Он часто используется в сочетании со своим когнитивным коллегой, конвергентным мышлением, которое следует определенному набору логических шагов для достижения одного решения, которое в некоторых случаях является «правильным» решением. Напротив, дивергентное мышление обычно возникает в спонтанном, свободном,
Напротив, дивергентное мышление обычно возникает спонтанно, свободно, «нелинейно», так что многие идеи генерируются эмерджентным когнитивным образом. За короткий промежуток времени изучается множество возможных решений, и обнаруживаются неожиданные связи. После завершения процесса дивергентного мышления идеи и информация организуются и структурируются с использованием конвергентного мышления».0005
Также называется : «Нестандартное мышление». невозможно получить, используя только традиционную пошаговую логику. [1]
Чтобы понять латеральное мышление, необходимо сравнить латеральное мышление и критическое мышление. Критическое мышление в первую очередь связано с оценкой истинности утверждений и поиском ошибок. Латеральное мышление больше связано с «подвижной ценностью» утверждений и идей. Человек использует латеральное мышление, чтобы перейти от одной известной идеи к созданию новых идей».