Методы наблюдение: 3.5. Наблюдение как метод исследования

Содержание

Метод наблюдения в детской психологии

1. Детская психология

2. Книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (188

3. Метод наблюдения

 

Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития.

Результаты таких наблюдений обычно фиксировались в виде дневни­ковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46-й день жизни, привязан­ности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важ­ных фактов.


Первой книгой по детской психологии считается книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейера ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы.

Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психо­лог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, час­то ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д. Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса фор­мирования предметных действий ребенка.

 

Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н. М. Щелованов организовал в 1920 году клинику нормального развития детей, в которой жили пре­ имущественно подкидыши и сироты.

 

За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало классических работ по детской психологии. В них впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, инте­ресные особенности развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр.


Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все за­ висит от того, что и как долго наблюдать. В зависимости от этого выде­ляют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых , оно может быть сплошным и выборочным.

 

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны по­ведения ребенка. Их задача — описать общую картину поведения.

 

Ко­нечно, фиксировать все движения и все слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ре­бенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее. Например, вы­ражение эмоций у ребенка, или его действия с игрушками, или особен­ности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо естественных ситуациях или в определенные отрезки вре­мени (во время игры, во время общения со взрослыми и пр.).

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть неви­димой для ребенка или не привлекать к себе его внимания. Для этого  используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторон­ней проницаемостью (или гизелово зеркало, названное так в честь его изобретателя Гизела).

Его помещают между комнатой, в которой нахо­дится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате оно представляет собой обычное зеркало, а во второй — окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скры­того наблюдения используют телевизионные установки, видео и ки­нокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный д ля ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденно­сти и естественности поведения ребенка.

 

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрос­лый не только является видимым, заметным для ребенка, но и уча­ствует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.). Он включен в деятельность ребенка.

 

В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отме­чает для себя его реакции, его инициативные и ответные действия, его эмоции и высказывания и пр.), а потом описывает свои наблюдения.

Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малы­ша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитате­ли, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми.

В-третьих , наблюдение может быть одноразовым (или срезовым) и длительным (пролонгированным или лонгитюдным).

 

При одноразовом наблюдении процедура исследования проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обыч­но сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, или детей разного возраста, или детей из разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

 

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение отличается тем, что оно продолжается в течение долгого времени (нескольких лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследова­тель сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).

Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, но­вых интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упо­мянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений.

Однако во всех случаях исследователь может прослеживать только внешние, наблюдаемые стороны поведения ребенка: его высказывания,  выразительные движения, его действия с игрушками и пр. Но психоло­га интересуют не сами по себе внешние проявления, а те внутренние, психические процессы, которые скрываются за ними и которые недо­ступны непосредственному наблюдению.

 

Чтобы понять эти процессы и уметь интерпретировать наблюдаемое поведение ребенка, психологу необходимо иметь предварительное представление о том, что он может и хочет увидеть, и владеть теми понятиями, тем языком, с помощью которого он будет описывать поведение ребенка.

 

Успешность наблю­дения зависит от того, насколько четко сформулирована для исследо­вателя цель наблюдения и насколько ясно он представляет себе, что он будет наблюдать. Если этого нет — его впечатления будут расплывча­тыми и неопределенными, главное смешается с второстепенным, и по­лучить какой-либо фактический материал окажется невозможным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много «живых» интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в есте­ственных условиях его жизни. Этот способ незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

Вместе с тем он имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Здесь требуется высокая психологическая квалификация исследователя и огромные затраты времени, которые вовсе не гарантируют получения новых фактов.

Специалист вынужден ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех и ли иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, на­ блюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что ему еще не известно, проходит мимо его внимания. Для фиксации этого исполь­зуется другой метод — эксперимент.

Научное наблюдение | PhD в России

Консультации для абитуриентов в аспирантуру, аспирантов, соискателей и докторантов. Призыв, мобилизация, зачисление, обучение, статьи, защита диссертации. Клик!

 

Содержание

(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)

  • Методы научного наблюдения
  • Индуктивный и дедуктивный методы
  • О дедукции Холмса

 

О методах научного наблюдения

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Н.м. — это система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.

Научный метод следует понимать как систему принципов и приёмов, с помощью которых достигается познание действительности. В свою очередь, методология как постановка проблем и стратегия научного поиска является системой норм и связанных с ними методов научного мышления.

Научный метод основан на концепции объективности мира, функционирующего по определённым законам, ожидающих своего открытия. Поэтому исследователь на основе собственных наблюдений или в результате изучения публикаций других исследователей выдвигает гипотезу (умозрительный закон) относительно отдельных аспектов действительности и затем подтверждает эту гипотезу. Данные процедуры превращают закон из умозрительного в установленный, общепринятый в научном сообществе.

Индуктивный и дедуктивный методы мышления и наблюдения

Существуют два способа научного объяснения действительности и наблюдения.

Первый способ, известный как «бэконовский» по имени английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 гг.), или индуктивный (от лат. inductio – наведение), ведёт от наблюдений к обобщениям. сопряжён с опасностью ошибочного обобщения на основе частного случая. который также начинается с наблюдения ученым внешнего мира, однако затем исследователь организует эксперимент, служащий методом проверки тех объяснений, которые он предварительно вывел из наблюдения.

Дедукция (лат.

deductio — выведение) — метод, при котором частное положение логическим путём выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция — основное средство доказательства и в свлем построении противоположно индукции.

Пример простейшего дедуктивного умозаключения:

  1. Все люди смертны.
  2. Сократ — человек.
  3. Следовательно, Сократ смертен.
Дедуктивный метод Шерлока Холмса?

Вкратце, метод, используемый литературным героем Артура Конан Дойля, Холмсом, таков:
1. На основе всех фактов и улик строится полная картина преступления.
2. Отталкиваясь от полученной картины преступления, ищется единственно соответствующий ей обвиняемый.
С точки зрения терминологии, Холмс, скорее, пользовался «индуктивным методом» (общее суждение делается на основе частностей: окурок-оружие-мотив-личность, следовательно, мистер X — преступник). Дедукция, в этом случае, выглядела бы так: мистер Х — единственный человек с темным прошлым в окружении потерпевшего, следовательно, это именно он совершил преступление.

При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.

«Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки, необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…»
— «Пять апельсиновых зёрнышек»

Такой метод, в том числе, и в научной работе, подходит только для идеально упорядоченного мира или эсперимента, в котором всё логично и предсказуемо, работает, как и предусмотрено, и никогда не бывает сбоев. В реальной жизни такой допущение крайне самонадеянно…

© Hulio

Время размещения публикации:

Дата последнего изменения: 28 сентября, 2022 в 12:55

 

Вместе с этим читают:
• Методология научного исследования
• Методология построения теорий
• Основы научного исследования

Понравилась статья?   $   Поблагодари автора!

Поделиться новостью в социальных сетях:   

просмотров: 446  

Университет Элон / PERCS / Методы наблюдения

Что это такое?

Старый добрый осмотр в «реальной» жизни (т.

е. не в лаборатории и не в сценарии).

  • Систематический : Даже когда вы впервые выходите на поле, даже когда вы пытаетесь собрать все, чтобы решить, с чего начать, вы должны быть систематичными, иначе вы рискуете сосредоточиться только на вещах, которые вас интересуют, а не доминирующие вещи, происходящие.
  • Открытый и сфокусированный : Большинство людей используют и то, и другое, часто начиная с открытого наблюдения, а затем сосредотачиваясь на конкретном поведении, группе или событии, как только у них возникает конкретный вопрос, тема или гипотеза.

Как вы это делаете?

Начните с подсчета, наименования, перечисления, картирования:

  • Кто там? Титулы? Роли? Что их отличает? Только мужчины или женщины? Этническая принадлежность? Возраст? Сколько каждого?
  • Что происходит? Что делается? Какие шаги? Мероприятия? О чем говорят люди?
  • Где ты? Как выглядит физическое пространство? Что на стенах? Каковы отдельные области? Как размечается пространство? [Рассмотрите возможность наброска карты]

Отношения : Для всех этих элементов и списков, какие отношения мы могли бы нарисовать между этими элементами. Часто мы берем наши наблюдения (и другие данные, например, из интервью) и упорядочиваем их в таксономиях (как иерархических, так и неиерархических). Это помогает нам понять группу или место. Мы можем искать лежащие в основе темы или закономерности, в том числе ценности, которых придерживаются люди, занимающие место, за которым вы наблюдаете.

Вопросы : Во время разговора постоянно ведите список вопросов, на которые хотите получить ответы. Это легко сделать, так как многие ваши комментарии о том, что происходит, будут предварительными, но вам нужно будет приучить себя не забывать делать это.

Примечание:  Ваши наблюдения не обязательно должны быть сосредоточены вокруг места, хотя ваши наблюдения привязаны к конкретной точке в пространстве и времени. Они также могут быть организованы по возрасту, географии (часто очень временным, например, поездка в лифте, а также по регионам и странам), образованию, роду занятий, социальному положению, региону, этнической принадлежности, отдыху, религии, семье, личным отношениям и т. д.

Что он может сделать?

  • Помогает нам понять, что происходит «снаружи», в отличие от того, что мы думаем, или что происходит в сконструированных экспериментах.
  • Позволяет нам обнаруживать, а не просто проверять, тем самым рассуждая на основе индукции, а не дедукции. У нас есть возможность выяснить, например, что интересно людям, которых мы изучаем, а не только то, что интересно нам.
  • Предоставляет средства для триангуляции путем сравнения данных наблюдений с опубликованными исследованиями и тем, что люди говорят в интервью.
  • Полезно для построения таксономий, которые помогают нам классифицировать и упорядочивать конкретное явление, сцену и т. д.
  • Полезен для обращения к сегодняшнему миру и, таким образом, для выявления изменений с течением времени.

Ограничения

  • Может потребоваться много времени, если вы пытаетесь сделать общие выводы. Возможно, вам придется вернуться на место в разное время дня и в разные дни, чтобы убедиться, что наблюдаемые вами вещи типичны. Необходимо помнить об ограничениях размера вашей выборки.
  • Обычно не очень хорош в решении исторических вопросов, по крайней мере, с точки зрения поведения, если не считать средства понимания изменений с течением времени. Однако обследование старых зданий может быть очень прибыльным, но обычно оно не считается частью полевого наблюдения.
  • Категории, которые вы перечисляете, и названия вещей принадлежат вам и могут не отражать группу, с которой вы работаете. Как правило, вы захотите дополнить наблюдения интервью и поиском в библиотеке по мере продвижения в своем исследовании.

Этические соображения

Отправка учащихся в сообщество для наблюдения потенциально является одним из наименее навязчивых полевых методов. Тем не менее, студенты должны быть готовы к возможным этическим дилеммам и проблемам безопасности, возникающим при выходе на поле. Пожалуйста, ознакомьтесь с этическими принципами, размещенными на этом сайте, чтобы подготовить своих учеников к уважительному вступлению в сообщество. Практически все вопросы, затронутые в этих рекомендациях, актуальны, но некоторые области, вызывающие особую озабоченность с точки зрения проведения интервью, включают:

  • Изучение местных норм поведения
  • Решения о сокрытии личности людей или мест
  • Репрезентативное время выборки, поведение и т. д.

Практика

Упражнение в классе: наблюдение за классом

Предложите учащимся использовать класс, в котором они сидят, для полевых наблюдений. С помощью приведенного ниже списка вы можете подсказать им, о чем они могут собирать информацию, но может быть более показательным будет позволить учащимся разработать этот список.

  • люди, которые обычно занимают эту комнату (студенты, преподаватели, уборщики…)
  • людей там сейчас
  • учреждение (факультет, Элон, университеты в целом…)
  • виды деятельности, которые там проводятся (классы, собрания студенческих групп, семинары…)

Затем пусть учащиеся напишут абзац с описанием этого места и того, что там происходит.

Наконец, пусть учащиеся расскажут, что они придумали, отметят несоответствия между их описаниями и обсудят причины расхождений или упущений. Сколько, например, нарисовали карту? Какие выводы они сделали? Сколько сосредоточено только здесь и сейчас? Какие выводы они сделали? И так далее.

Заявки на обучение

Полевое наблюдение может быть полезным процессом практически для любой дисциплины и ряда занятий в классе, от неформального наблюдения за кампусом, используемого как часть классного обучения, до более обширных наблюдений, которые служат неотъемлемой частью крупных проектов. Ниже перечислены некоторые примеры того, как и почему полевые наблюдения могут быть включены в учебный процесс:0010

  • Вовлечение учащихся в местное сообщество
  • Обучить учащихся индуктивным рассуждениям на основе данных, собранных в результате наблюдения
  • Чтобы позволить учащимся работать дедуктивно и проверять различные теории или гипотезы
  • Примеры того, как преподаватели Илона использовали или могли бы использовать полевое наблюдение на своих занятиях:

    • В исполнительском и изобразительном искусстве, чтобы иметь возможность воспроизводить определенные стили движения или изображения
    • В области религиоведения для устранения различий в стилях поклонения
    • Курсы психологии для сравнения заявленного поведения с реальным поведением
    • В биологии для сбора первичных данных для анализа природных явлений
    • В связи, чтобы сообщить точно
    • В социологии соблюдать социальные нормы
    • На английском языке для развития навыков описательного письма
    • На уроках истории для рассмотрения характера изменений с течением времени
    • В бизнес-классах, чтобы наблюдать за решением реальных проблем

    Загрузить модуль 9 «Методы наблюдения»0005

    Использовать этнографические методы и включенное наблюдение

    Что такое этнографические методы?

    Этнографические методы — это исследовательский подход, при котором вы смотрите на людей в их культурной среде с целью создания повествовательного описания этой конкретной культуры на теоретическом фоне.

    В рамках этого вы увидите:

    • Сделанные дела, а также использованные слова
    • Как они взаимодействуют друг с другом и со своим социальным и культурным окружением
    • Что  не  сказано столько же, сколько сказано
    • Язык и символы, ритуалы и общие значения, населяющие их мир

    Организационная этнография

    Этнография изучает культуру, поэтому организационная этнография изучает культуру организаций.

    Организационная культура существует в сознании людей, составляющих эту организацию, в то время как организационная этнография занимается условиями, в которых происходят социальные отношения между акторами, преследующими определенные цели.

    Эта культура развивается с течением времени, включает доминирующие культуры и субкультуры и подчинена своим собственным правилам, обрядам, мифам и символам.

    История этнографических методов

    Этнография берет свое начало в социальной антропологии и, в частности, в работе Малиновского, чей основополагающий текст Аргонавты западной части Тихого океана  описывает его опыт долгого проживания среди жителей южно-тихоокеанских островов и дает советы антрополог должен провести по крайней мере год в полевых условиях, выучить язык и жить как один из населения, которое он или она изучает.

    Социология переняла его в 1930-х годах, когда чикагская школа изучала «девиантные субкультуры» в городах Америки во времена Великой депрессии.

    Ранние этнографы подвергались критике за их беспристрастную позицию, особенно антропологи-феминистки, но недавние адаптации метода используют его в исследовании действия, когда изучаемая популяция сама вовлекается в запрос информации и значения.

    Параметры исследования

    Этнографические методы бывают качественными, индуктивными, исследовательскими и лонгитюдными. Они обеспечивают объемное, богатое описание на относительно небольшой площади.

    Как исследователь, лучше всего, если вы проводите сбор данных на итеративной основе, взяв на себя «рефлексивную» роль — другими словами, наблюдая, размышляя, создавая теорию, а затем возвращаясь в поле и тестируя Это.

    Этот процесс проверки необходим из-за неизбежного элемента субъективности в методе исследования, где вы, исследователь, являетесь инструментом.

    Существует ряд практических соображений по поводу этнографических методов, таких как:

    • Время.  Выполнение исследований требует много времени. Если вы хотите сделать этнографию одним из подходов к написанию диссертации, будет ли у вас достаточно времени до даты завершения? Если это часть крупного исследовательского проекта, будет ли проект нести расходы?
    • Место.  Вы должны убедиться, что вы можете заручиться поддержкой организации, за которой хотите наблюдать, и решить, хотите ли вы изучить всю организацию, одну ее часть или срез.

    Методы сбора данных и триангуляция

    В большинстве этнографических исследований в значительной степени используется включенное наблюдение, обычно триангулированное с помощью интервью и/или обычных «неформальных» бесед.

    Триангуляция особенно важна, так как один метод сам по себе обычно не надежен.

    Вы также можете получить много информации из других источников, таких как:

    • Письменные документы , напр. электронные письма, программные документы, протоколы собраний, организационные схемы, отчеты, процедурные руководства, «официальные» корпоративные материалы, такие как интранет, брошюры, пресс-релизы, реклама, веб-страницы, годовой отчет.
    • Корпоративные мероприятия  например, ежегодная конференция персонала, рождественская вечеринка и т. д.
    • Брендинг  – логотип и способ его применения, слоган и т. д. Брендинг – это особенно активное использование символизма.
    • Расположение объекта , застроенная среда, дизайн и т. д.

    Другим используемым методом является дневник, который участники должны заполнять (вы также будете заполнять дневник в рамках вашего включенного наблюдения.

    Это может быть либо набор категорий, как в структурированном наблюдении, либо от участника может потребоваться вести запись своего опыта (например, своей реакции на учебный курс) или того, что он делает.

    Что такое включенное наблюдение?

    Включенное наблюдение является одним из основных методов сбора этнографических данных.

    Суть включенного наблюдения заключается в том, что вы, как исследователь, наблюдаете за предметом исследования, либо участвуя непосредственно в действии, как член изучаемой совокупности, либо как «чистый» наблюдатель, и в этом случае вы не участвовать в акции, но все же присутствовать на месте происшествия, например, наблюдая за рабочими на заводе или участниками дискуссии в зале заседаний.

    В любом случае вы наблюдаете, отмечаете, записываете, описываете, анализируете и интерпретируете людей и их взаимодействия, а также связанные с ними события с целью получения систематического отчета о поведении и системах идей данного сообщества, организации или учреждения.

    Зачем использовать включенное наблюдение?

    Как и другие этнографические методы, включенное наблюдение во многом основано на классических методах, используемых в ранней антропологии Малиновским и другими, когда они изучали определенные группы населения, часто в течение многих лет, делая подробные записи.

    Включенное наблюдение обычно носит индуктивный характер и проводится как часть исследовательского этапа с целью формирования гипотез на основе данных. Это часто связано с методом обоснованной теории , согласно которому исследователи возвращаются к исследовательской территории с более глубокими знаниями.

    Сила включенного наблюдения заключается в его способности описать глубину (подробное описание) и помочь понять поведение человека.

    Исследовательские роли

    Существует континуум в методах наблюдения между скрытым и явным наблюдателем, а также наблюдателем, который полностью участвует в деятельности, и тем, кто является просто «мухой на стене».

    Со всеми этими подходами возникают проблемы, но в идеале необходимо обеспечить получение максимального количества информации при одновременном сохранении максимальной дистанции для обеспечения объективности исследователя.

    Какая роль будет принята, зависит от предмета исследования, например:

    • Полный участник.  Очевидные этические соображения связаны с тем, чтобы быть частью группы и не раскрывать свою роль исследователя, который впоследствии напишет исследование, но в некоторых обстоятельствах раскрытие вашей роли может нанести ущерб исследованию, особенно если предмет касается чего-то деликатного, например, употребление алкоголя или наркотиков.
    • Полный наблюдатель.  Это может быть уместно в ситуации, когда субъект является относительно крупномасштабным, например, наблюдение за людьми в торговом центре или супермаркете, или когда раскрытие роли может разрушить динамику поведения небольшой группы, как, например, наблюдение поведение групп покупателей.
    • Наблюдатель как участник.  Недостаток здесь в том, что хотя вы каким-то образом участвуете в деятельности, вы теряете эмоциональную вовлеченность, но преимущество в том, что вы можете сосредоточиться на своей роли исследователя. Его можно было бы использовать, если бы вы, например, наблюдали за людьми на обучающем курсе или пользовались электронными учебными программами, когда было очень важно понять реакции и мыслительные процессы участников, а не то, что они делают.
    • Участник в качестве наблюдателя.  Преимущество участия в том, что вы становитесь полноправной частью группы и можете непосредственно испытать то, что испытывают ваши субъекты. Это особенно полезно, когда, например, вам нужно понять методы работы или рабочие роли.

    Существуют и другие возможные роли наблюдателя:

    • В качестве координатора и агента изменений , когда вы участвуете не просто как участник, но как человек, который стремится помочь субъектам изменить некоторые аспекты их мира, например. в исследовании действия.
    • Как  рассказчик , описывающий то, чему вы стали свидетелем, с позиции авторитета.

    Структурированное наблюдение

    Структурированное наблюдение отличается от включенного наблюдения тем, что оно является более отстраненным, более систематическим, а наблюдаемое часто имеет более механический характер. Это также количественный, а не качественный метод, связанный с количественной оценкой поведения, а не с получением подробного описания.

    Преимущества и недостатки

    Включенное наблюдение не лишено противников и имеет ряд преимуществ и недостатков:

    Преимущества

    • Оно может предоставить очень богатые данные и особенно хорошо раскрывает аспекты человеческого поведения.
    • Он не опирается на слова самих актеров, поэтому не зависит от способности людей выражаться словами и предоставляет источник, отличный от их собственных показаний.
    • Вопросы времени и объективности исследователя могут быть решены путем осторожного использования выборки, при которой наблюдение ограничивается определенными местами и временем.
    • Все исследовательские методы имеют встроенные проблемы предвзятости: например, эффект интервьюера и сложность формулирования тщательных вопросов для обследования.

    Недостатки

    • Поскольку исследователь является инструментом, могут возникнуть трудности с поддержанием необходимой объективности.
    • Хорошее включенное наблюдение требует много времени.
    • Это требует близости и вторжения в частную жизнь, что может нарушить как исследовательский процесс, так и саму организацию. С другой стороны, сокрытие своей личности сомнительно с этической точки зрения, поскольку оно связано с обманом.
    • Предвзятость наблюдателя: собственные взгляды и личные убеждения наблюдателя могут влиять на наблюдения.

    Однако лучший способ использовать наблюдение за участниками с пользой и ответственностью — это триангулировать его с другими подходами.

    Приложения к исследованиям в области управления

    Совместное наблюдение основано на социальных науках, особенно на социальной антропологии, и на предпосылке, что вы идете и изучаете другую, часто отдаленную культуру.

    Привлекательность исследований в области управления заключается в том, что они позволяют глубоко изучить культуру организации. Однако во многих случаях просто нецелесообразно погружаться в работу на месяцы: цена будет слишком велика, организация может не захотеть, и на самом деле нельзя жить с рабочими. По этой причине 9Часто используется временная выборка 0008 , когда тщательно выбираются моменты времени, в которые происходит наблюдение.

    Использование в исследованиях рынка

    Совместное наблюдение особенно полезно в исследованиях рынка. Это естественный метод, поскольку оба связаны с человеческим поведением. Это может быть хорошим методом, когда:

    • Изучаемый предмет легко наблюдать и он появляется в общественных местах
    • Касается социального процесса или массовой деятельности, например, удаления бытовых отходов
    • Процессы подсознательны, например, при изучении музыки в магазине
    • Было бы нежелательно или легко для потребителей взаимодействовать с исследователем, например, с очень маленькими детьми.

    Сбор данных

    Наблюдения должны регистрироваться, насколько это возможно, в день полевых работ в форме дневника и должны включать следующее:

    1. Первичные наблюдения  в том числе:
      • Дата
      • Время суток
      • Местоположение
      • Актеры присутствуют
      • Последовательность событий и любые прерывания.
    2. Второстепенные наблюдения  в форме любых заявлений других о том, что вы наблюдали.
    3. Экспериментальные данные  как относящиеся к вашему собственному состоянию ума, эмоциям и любым размышлениям.
    4. Косвенные и справочные данные  об организации, ключевых ролях и т. д.

    Анализ, теоретизирование и написание

    Анализ неструктурированных данных

    Анализ этнографических данных отличается тем, что процесс исследования является индуктивным и итеративным.

    В отличие от четко линейной траектории некоторых других исследований, когда вы конструируете инструмент для доказательства теории и не анализируете, пока не соберете все данные, в этнографическом исследовании сбор и анализ данных могут происходить одновременно, тогда как теории формируются на на основе некоторых данных, а затем проверены и уточнены по дополнительным данным. Этот процесс известен как аналитическая индукция .

    Когда вы начнете собирать данные, вы очень скоро обнаружите, что получаете много. Это время, чтобы начать первоначальный анализ. Когда вы начнете процесс кодирования, начните искать группы, основанные на частоте и шаблонах данных и в данных. Совершенствуя структуру кодирования , тщательно проверяйте свои предположения. В конце концов, вы достигнете точки, когда будете относительно уверены в своей структуре кодирования и сможете начать использовать ее как способ организации ваших данных.

    Существует ряд программных пакетов — например, NVivo, QSR NUD.IST и The Ethnograph — которые могут помочь здесь, или вы можете предпочесть использовать обычный офисный пакет, такой как Word или Excel. Некоторые программные пакеты также предлагают средства моделирования.

    Какой бы метод вы ни использовали, на этом этапе начнут появляться шаблоны, из которых вы сможете построить теорию.

    Анализ структурированных данных

    Анализ структурированных данных наблюдений отличается тем, что график кодирования устанавливается до начала сбора данных. В этом случае вы либо:

    • создайте свои собственные заголовки, которые должны соответствовать вашим исследовательским вопросам
    • следовать существующему стандартному графику кодирования
    • используйте комбинацию этих подходов, изменяя существующее расписание и, возможно, добавляя некоторые из своих собственных заголовков.

    Достоверность

    Тот факт, что данные зависят от конкретной ситуации и их нелегко воспроизвести, вместе с возможностью предвзятости наблюдателя представляют угрозу достоверности при неструктурированном наблюдении.

    С этими угрозами можно справиться следующим образом:

    • Проверка наблюдений и их интерпретаций с участием участников в форме триангуляции.
    • Проверка структуры кодирования, которая может быть выполнена исследователем, сверяющим с новой теорией, и другими исследователями, кодирующими данные, чтобы увидеть, придут ли они к аналогичным структурам кодирования.
    • «Проницательность» — способность абстрагироваться от данных общих принципов, что может пролить свет на другие подобные ситуации.

    Построение теории

    Обзор литературы обычно делается в начале исследовательского процесса. А вот с этнографическими исследованиями часто следует (хоть какой-то) сбор и анализ данных — потому что это связано с построением теории.

    В этнографических исследованиях исследователя часто сравнивают с журналистом, изучающим историю и ищущим многообещающие направления расследования. По мере сбора данных и появления закономерностей могут появиться интересные направления исследований, на которых можно строить теории.

    Цель теории не предсказывать, а объяснять, искать контекстуальные структуры и обеспечивать контекст для событий, разговоров и описаний. Вы обеспечиваете объяснительную основу для явлений, которые вы наблюдали.

    Как указано выше, после того как вы сформулировали теорию, вам необходимо проверить ее на данных и проверить данные на самих себе – насколько она верна?

    Теория также должна находиться в соответствующей литературе и иметь свой собственный теоретический контекст.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts