Методы опроса в психологии: Методы опроса в структуре психологического исследования

Содержание

МЕТОД ОПРОСА

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников. Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса: а) интервью, б) опросники-анкеты и в) личностные опросники.

Интервью — представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают интервью свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно, и структурированное (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.

Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.

п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

Опросники-анкеты берут начало в разработанных Ф. Гальтоном, К. Пирсоном и Дж. Кэттелом стандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Психологи-экспериментаторы используют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например для формирования относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т.

п.

Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т.е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно информированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные стереотипы о некоторых профессиях и их привлекательности.

Ниже в таблице приводится бланк профессиональных интересов, разработанный Э. Стронгом (1971), в котором указано 23 шкалы основных интересов, сгруппированных в шесть общих профессиональных разделов. Уровень интереса оценивается по пятиступенчатой шкале от очень низкого до очень высокого. Существуют опросники со 124 шкалами профессиональных интересов. Они постоянно расширяются и обновляются.

Таблица. Шкалы основных интересов

ПрофессииШкалыУровень интереса
очень низкийнизкийсреднийвысокийочень высокий
ПрактическиеСельское хозяйство               
Естество­знание               
Путешествия               
Военное дело               
Техника               
Исследова­тельскиеНаука               
Математика               
Медицина теоретич.               
Медицина лечебная               
Художест­венныеМузыка/Драмат. иск-во               
Изобразит. искусство               
Литература               
СоциальныеПреподавание               
Общественные службы               
Занятия спортом               
Художеств. промыслы               
Религия               
Предприни­мательскиеПубличные выступления               
Право/Политич. деят-ть               
Коммерция               
Торговля и бизнес               
Конвенци-альныеКанцелярская служба               
Тренерская работа               

Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса, разработанный им в годы Первой мировой войны (1919 г.) и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Методический подход Вудвортса был использован впоследствии многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок и т.п. К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них — личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела

(16PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др.

Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека). Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверсия, напротив, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем.

Шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF) Кеттела был впервые опубликован в 1950 г. Далее постоянно совершенствовался и сейчас существует в двух эквивалентных формах (А и В). Опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Особенность подхода Р. Кеттела к разработке опросника в том, что он собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью специального статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов, каждый из которых построен на биполярной основе и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 (баллов). Четыре фактора второго порядка являются генеральными и вычисляются на основе шестнадцати факторов первого порядка.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — один из самых известных и употребляемых личностных опросников. Был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли (1940) и состоит из 550 утверждений, отвечая на которые испытуемый решает, «верно» или «не верно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Основанием для классификации исследуемых личностных свойств послужила классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелиным. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показателями, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, назвав их в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. К примеру: шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью, шкала депрессии определяет степень субъективной депрессии и душевного дискомфорта, шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами, когда, например, используются симптомы физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций (я часто ощущаю «комок» в горле; считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах; я никогда не падал(а) в обморок и т.п.). Шкала психопатии определяет симптомы поведения, нарушающего социально приемлемые нормы и т.д.

Спецификой MMPI является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непонимания, фальсификации ответов, а также отношения к опроснику. Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку испытуемого представить себя в более благоприятном свете, т.е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным.

Кроме десяти основных клинических шкал, на основе MMPI создано около 400 дополнительных шкал, например академических способностей, лидерства, социальной ответственности, впечатлительности, способности к достижению цели и т.д.

Относительная простота применения опросников и легкость обработки полученных данных создают иллюзию, что исследователь всегда получает объективные и достоверные знания о личности. Однако это далеко не так, и нередко результаты получаются фальсифицированными. Некоторые испытуемые стремятся дать о себе неверные сведения. Например, обнаруживают иногда но тенденцию выбирать социально одобряемые варианты ответов, чтобы выглядеть приемлемыми для окружающих.

Обычно результаты обследования бывают более достоверными, когда испытуемый заинтересован в получении объективной диагностической информации и когда он доверяет экспериментатору.





НАВЕРХ

Методы исследования в психологии: классификация, характеристика

Психология, как и любая другая наука, имеет свои собственные методы исследования. Именно их необходимо использовать студентам в курсовых и дипломных работах.

А какие именно методы исследования используют в психологии? Об этом мы подробно расскажем в статье. Читайте — и вы познакомитесь с основными методами исследования в психологии и их характеристиками.

Хотите первыми получать полезные материалы? Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram. И следите за актуальными акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Методы психологического исследования: что это такое

Прежде чем приступать к классификации методов психологического исследования, давайте разберёмся, что они из себя представляют и каким критериям должны соответствовать.

Методами психологического исследования в психологии называют приёмы и средства, позволяющие студентам или учёным получать фактические данные и достоверные показатели. А уже на их основе выдвигать теории, искать реальные подтверждения и разрабатывать действенные практические рекомендации.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

  1. Объективность — это значит, что используемые методы, которые применяются при изучении психических явлений, должны учитывать объективную природу человеческой психики.
  2. Валидность — этот показатель говорит о том, что выбранная методика имеет обоснования и её можно применять в реальных условиях.
  3. Надёжность — означает, что используемые методы психологического исследования дают одинаковые результаты даже при многократном повторении.

Вот такие требования предъявляет официальная наука ко всем методам исследования, в том числе и психологического.

В психологических вузах студенты пишут курсовые и дипломные работы, каждая из которых должна содержать свою методологическую базу. Чтобы её создать, необходимо понимать, какие методы исследования применяются в психологии.

Классификация методов исследования в психологии

В современной психологической науке используется множество способов, позволяющих классифицировать методы научных исследований. Мы рассмотрим одну из самых популярных, которая включает четыре большие группы:

  • организационные методы;
  • эмпирические методы;
  • методы, позволяющие обрабатывать данные;
  • интерпретационные методы.
В детской психологии часто используют проективные методы

Методы психологического исследования: таблица

Прежде чем кратко разбираться в отдельных методах исследования в психологии, давайте посмотрим, какие методологии входят в отдельные группы. Для этого мы составили понятную таблицу методов исследования в психологии:

Организационные методыЭмпирические методыКоличественные и качественные методыИнтерпретационные методы
сравнительный;обсервационные: наблюдение и самонаблюдение;статистический анализ;генетический;
лонгитюдный;психологический эксперимент;качественный анализ.структурные: типологизация и классификация.
комплексный.психодиагностические: тестирование, опрос, беседа и так далее;  
 праксиметрический;  
 психологическое моделирование;  
 биографический.  

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

В научном исследовании используют разные методы из каждой группы. Их применение зависит от целей и задач и от определённых этапов работы над курсовым или дипломным проектом. Также можно использовать несколько методов одной группы. Это помогает рассмотреть предмет изучения с разных сторон и делать более обоснованные выводы.

Основные методы психологических исследований: описание и примеры

Пришло время разобраться, что из себя представляют методологии из каждой группы, дать характеристику этим методам психологического исследования и привести понятные примеры использования.

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

  • развитию людей на разных возрастных этапах;
  • способности справляться с трудностями;
  • реакциям на определённые обстоятельства и так далее.

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.
В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Интерпретационные методы в психологии

И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.

Грамотно интерпретировать данные — важный этап работы

Генетический метод

Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.

Структурные методы

Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:

  • типологизация;
  • классификация.

Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Проведение опросов – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 9: Опросное исследование

  1. Объясните разницу между вероятностной и невероятностной выборкой и опишите основные типы вероятностной выборки.
  2. Дайте определение систематической ошибке выборки в целом и систематической ошибке неполучения ответов в частности. Перечислите некоторые приемы, которые можно использовать для увеличения количества ответов и уменьшения систематической ошибки, связанной с неответами.
  3. Перечислите четыре основных способа проведения опроса, а также преимущества и недостатки каждого из них.

В этом разделе мы рассмотрим, как проводить опрос. Сначала мы рассмотрим вопрос о выборке, а затем рассмотрим некоторые другие методы фактического сбора данных обследования.

Практически все психологические исследования включают в себя выборку — выборку для изучения из интересующей совокупности. Выборка делится на две широкие категории.  возникает, когда исследователь может указать вероятность того, что каждый член совокупности будет отобран для выборки.  возникает, когда исследователь не может указать эти вероятности. В большинстве психологических исследований используется невероятностная выборка. Удобная выборка — изучение лиц, оказавшихся поблизости и желающих участвовать, — очень распространенная форма невероятностной выборки, используемая в психологических исследованиях.

Исследователи опроса, однако, гораздо более склонны использовать ту или иную форму вероятностной выборки. Эта тенденция обусловлена ​​тем, что цель большинства опросных исследований – дать точные оценки того, что верно для конкретной группы населения, и эти оценки наиболее точны, если они основаны на вероятностной выборке. Например, для исследователей, проводящих опросы, важно основывать свои оценки результатов выборов, которые часто определяются лишь несколькими процентными пунктами, на вероятностных выборках вероятных зарегистрированных избирателей.

По сравнению с невероятностной выборкой вероятностная выборка требует очень четкого описания генеральной совокупности, что, конечно же, зависит от вопросов исследования, на которые необходимо ответить. Население может состоять из всех зарегистрированных избирателей в Британской Колумбии, всех канадских потребителей, купивших автомобиль в прошлом году, женщин старше 40 лет из Квебека, которым сделали маммографию за последнее десятилетие, или всех выпускников определенного университета. . После определения генеральной совокупности вероятностная выборка требует . Эта основа выборки по сути представляет собой список всех членов совокупности, из которых можно выбрать респондентов. Основы выборки могут поступать из различных источников, включая телефонные справочники, списки зарегистрированных избирателей, больничные или страховые записи. В некоторых случаях карта может служить в качестве основы выборки, позволяя выбирать города, улицы или домохозяйства.

Существует множество различных методов вероятностной выборки.   делается таким образом, чтобы каждый индивидуум в популяции имел равную вероятность быть отобранным для выборки. Этот тип выборки может включать в себя размещение имен всех лиц в структуре выборки в шляпе, их перемешивание, а затем вытягивание числа, необходимого для выборки. Учитывая, что большинство основ выборки имеют форму компьютерных файлов, случайная выборка, скорее всего, будет включать компьютеризированную сортировку или отбор респондентов. Распространенным подходом в телефонных опросах является набор случайных цифр, при котором компьютер случайным образом генерирует телефонные номера из числа возможных телефонных номеров в данной географической области.

Общепринятой альтернативой простой случайной выборке является , при котором население делится на разные подгруппы или «страты» (обычно на основе демографических характеристик), а затем из каждой «страты» берется случайная выборка. Стратифицированную случайную выборку можно использовать для формирования выборки, в которой доля респондентов в каждой из различных подгрупп соответствует доле в генеральной совокупности. Например, поскольку около 15,3 % населения Канады – выходцы из Азии, можно использовать стратифицированную случайную выборку, чтобы убедиться, что опрос 1000 взрослых канадцев включает около 153 канадских респондентов азиатского происхождения. Стратифицированная случайная выборка также может использоваться для выборки дополнительных респондентов из особенно небольших подгрупп, что позволяет сделать обоснованные выводы об этих подгруппах. Например, поскольку чернокожие канадцы составляют довольно небольшой процент населения Канады (около 2,9%), простая случайная выборка из 1000 взрослых канадцев может включать слишком мало чернокожих канадцев , чтобы делать какие-либо выводы о них в отличие от любой другой подгруппы. Однако, если это важно для исследовательского вопроса, можно использовать стратифицированную случайную выборку, чтобы гарантировать, что в выборку включено достаточно чернокожих канадцев, чтобы сделать обоснованные выводы о чернокожих канадцах в целом.

Еще одним типом вероятностной выборки является , при котором случайным образом отбираются более крупные группы людей, а затем случайным образом выбираются люди в каждой группе. Например, чтобы выбрать выборку жителей маленького городка в Саскачеване, исследователь может случайным образом выбрать несколько небольших городов, а затем случайным образом выбрать несколько человек в каждом городе. Кластерная выборка особенно полезна для обследований, включающих личные опросы, поскольку она сводит к минимуму количество поездок, которые приходится совершать интервьюерам. Например, вместо поездки в 200 малых городов для опроса 200 жителей исследовательская группа могла бы посетить 10 малых городов и опросить по 20 жителей в каждом. Национальное обследование коморбидности проводилось с использованием кластерной выборки.

Насколько большой должна быть выборка для обследования? Как правило, эта оценка зависит от двух факторов. Одним из них является уровень уверенности в результате, которого хочет исследователь. Чем больше выборка, тем ближе любая статистика, основанная на этой выборке, будет иметь тенденцию быть к соответствующему значению в совокупности. Другим фактором является бюджет исследования. Выборки большего размера обеспечивают большую достоверность, но для их получения требуется больше времени, усилий и денег. Принимая во внимание эти два фактора, в большинстве исследований используются выборки размером от 100 до 1000 человек.

Вероятностная выборка была разработана в значительной степени для решения проблемы систематической ошибки выборки.  возникает, когда выборка выбрана таким образом, что она не является репрезентативной для всего населения и, следовательно, дает неточные результаты. Эта предвзятость была причиной того, что Литературный дайджест лживый опрос был так далек в своем прогнозе президентских выборов 1936 года. Используемые списки рассылки в основном исходили из телефонных справочников и списков зарегистрированных владельцев автомобилей, в которых преобладали более богатые люди, которые с большей вероятностью проголосовали за Лэндона. Гэллап добился успеха, потому что знал об этом предубеждении и нашел способы опросить и менее богатых людей.

Существует одна форма систематической ошибки выборки, которой подвержена даже тщательная случайная выборка. Практически никогда не бывает так, чтобы все, отобранные для выборки, действительно отвечали на вопросы опроса. Некоторые, возможно, умерли или уехали, а другие могут отказаться от участия, потому что они слишком заняты, не интересуются темой опроса или не участвуют в опросах из принципа. Если эти неответившие на опрос систематически отличаются от ответивших на опрос, то эта разница может дать . Например, в почтовом опросе об употреблении алкоголя исследователь Вивьен Лахаут и его коллеги обнаружили, что только около половины выборки ответили после первоначального контакта и двух последующих напоминаний (Lahaut, Jansen, van de Mheen, & Garretsen, 2002) [1] . Опасность здесь заключается в том, что у половины ответивших могут быть иные модели потребления алкоголя, чем у половины, которые не ответили, что может привести к неточным выводам со стороны исследователей. Поэтому, чтобы проверить систематическую ошибку, связанную с неответом, исследователи позже без предупреждения посетили дома подмножества не ответивших, возвращаясь до пяти раз, если они не заставали их дома. Они обнаружили, что среди первоначальных неответчиков была особенно высокая доля трезвенников (непьющих), а это означало, что их оценки потребления алкоголя, основанные только на первоначальных респондентах, были слишком высокими.

Несмотря на то, что существуют методы статистической коррекции систематической ошибки, связанной с неответом, они основаны на предположениях о неответивших, например, на то, что они больше похожи на поздно ответивших, чем на ранних ответивших, что может быть неверным. По этой причине лучший подход к минимизации систематической ошибки, связанной с неответами, состоит в том, чтобы свести к минимуму количество неответивших, то есть максимально увеличить процент ответивших. Существует обширная исследовательская литература о факторах, влияющих на процент ответивших на опросы (Groves et al. , 2004)9.0045 [2] . В целом, личные интервью имеют самые высокие показатели ответов, за ними следуют телефонные опросы, а затем опросы по почте и через Интернет. Среди других факторов, повышающих уровень ответов, — отправка потенциальным респондентам короткого предварительного уведомления, информирующего их о том, что им будет предложено принять участие в опросе в ближайшем будущем, и отправка простых дополнительных напоминаний не ответившим через несколько недель. Воспринимаемая длина и сложность опроса также имеют значение, поэтому важно, чтобы вопросники опроса были как можно короче, проще и по теме. Наконец, поощрение, особенно наличными, — это надежный способ увеличить количество откликов. Однако с этической точки зрения существуют ограничения на предложение стимулов, которые могут быть настолько значительными, что их можно считать принудительными.

Существует четыре основных способа проведения опросов: личное собеседование, по телефону, по почте и через Интернет. Как и в случае с другими аспектами дизайна опроса, выбор зависит как от целей исследователя, так и от бюджета. Очные интервью имеют самый высокий процент ответов и обеспечивают самый тесный личный контакт с респондентами. Личный контакт может быть важен, например, когда интервьюер должен видеть респондентов и делать суждения о них, как в случае некоторых интервью по психическому здоровью. Но личное собеседование, безусловно, является самым дорогостоящим подходом. Телефонные опросы имеют более низкий уровень ответов и все же обеспечивают некоторый личный контакт с респондентами. Они также могут быть дорогостоящими, но, как правило, дешевле, чем личные интервью. Традиционно телефонные справочники обеспечивали довольно обширные основы выборки. Однако сегодня эта тенденция менее актуальна, поскольку все больше людей предпочитают иметь только сотовые телефоны и не устанавливать наземные линии, которые были бы включены в телефонные справочники. Опросы по почте все еще менее затратны, но, как правило, имеют еще более низкий уровень ответов, что делает их наиболее восприимчивыми к систематической ошибке, связанной с отсутствием ответов.

Неудивительно, что интернет-опросы становятся все более распространенными. Их становится все проще создавать и использовать (см. «Создание онлайн-опросов»). Хотя первоначальный контакт можно установить по почте, предоставив ссылку на опрос, этот подход не обязательно дает более высокий процент ответов, чем обычный опрос по почте. Лучшим подходом является установление первоначального контакта по электронной почте с прямой ссылкой на опрос. Этот подход может хорошо работать, когда население состоит из членов организации, которые знают адреса электронной почты и регулярно их используют (например, университетское сообщество). Для других групп населения может быть трудно или невозможно найти полный список адресов электронной почты, который мог бы служить основой для выборки. В качестве альтернативы запрос на участие в опросе со ссылкой на него может быть размещен на веб-сайтах, о которых известно, что их посещают представители населения. Но опять же, таким образом очень сложно получить что-либо близкое к случайной выборке, потому что члены населения, посещающие веб-сайты, скорее всего, будут отличаться от населения в целом. Однако методы интернет-опросов быстро развиваются. Из-за их низкой стоимости и того, что больше людей находится в сети, чем когда-либо прежде, Интернет-опросы, вероятно, станут доминирующим подходом к сбору данных для обследований в ближайшем будущем.

Наконец, важно отметить, что некоторые опасения людей по поводу сбора данных в Интернете (например, что результаты, полученные в Интернете, отличаются от результатов, полученных с помощью других методов), оказались мифами. Таблица 9.3 (адаптировано из Gosling, Vazire, Srivastava, & John, 2004) [3] затрагивает три таких предубеждения относительно данных, собранных в веб-исследованиях:

Таблица 9.3 Некоторые предубеждения и выводы, касающиеся интернет-исследований
Предубеждение Находка
Интернет-выборки не отличаются демографическим разнообразием Образцы Интернета более разнообразны, чем традиционные образцы во многих областях, хотя они не полностью отражают проблему
Интернет-выборки дезадаптированы, социально изолированы или подавлены Интернет-пользователи не отличаются от непользователей по маркерам адаптации и депрессии
Данные, полученные в Интернете, отличаются от результатов, полученных другими методами Имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что данные, полученные в Интернете, согласуются с результатами, полученными с помощью традиционных методов (например, самооценки, личности), но необходимы дополнительные данные.

Создание онлайн-опросов
В настоящее время существует несколько онлайн-инструментов для создания онлайн-анкет. После создания анкеты ссылку на нее можно отправить по электронной почте потенциальным респондентам или встроить в веб-страницу. Следующие веб-сайты входят в число тех, которые предлагают бесплатные учетные записи. Хотя бесплатные учетные записи ограничивают количество пунктов вопросника и количество респондентов, они могут быть полезны для проведения небольших опросов и для применения принципов правильного построения вопросника. Небольшое предостережение: даже когда канадские исследователи проводят исследования жителей Канады, если данные хранятся на серверах в США, они подлежат изъятию в соответствии с Законом о патриотизме. Во избежание нарушения каких-либо прав ниже приводится список сайтов онлайн-опросов, размещенных в Канаде:

  • Исследования жидкостей
  • Простой опрос
  • Обследование извести

Существуют также сайты опросов, размещенные в других странах за пределами Северной Америки.

Еще одним новым инструментом для исследователей опросов является Mechanical Turk (MTurk), созданный Amazon.com. Первоначально созданный для простого тестирования удобства использования, MTurk имеет базу данных более 500 000 сотрудников из более чем 190 стран [4] . Вы можете поставить простые задачи (например, изменить формулировку вопроса для проверки элементов вашего опроса), установить параметры в соответствии с вашей выборкой и развернуть эксперимент с очень низкой стоимостью (например, несколько центов менее чем за 5 минут). MTurk получил высокую оценку как недорогой способ сбора высококачественных данных (Buhrmester, Kwang, & Gosling, 2011) [5] .

  • Опросное исследование обычно включает вероятностную выборку, при которой каждый член совокупности имеет известную вероятность быть включенным в выборку. Типы вероятностной выборки включают простую случайную выборку, стратифицированную случайную выборку и кластерную выборку.
  • Систематическая ошибка выборки возникает, когда выборка выбрана таким образом, что она не является репрезентативной для генеральной совокупности и, следовательно, дает неточные результаты. Наиболее распространенной формой систематической ошибки выборки является систематическая ошибка, связанная с отсутствием ответов, которая возникает, когда люди, которые не отвечают на опрос, существенно отличаются от людей, которые отвечают. Лучший способ свести к минимуму систематическую ошибку, связанную с отсутствием ответов, — максимизировать долю ответов, заранее уведомляя респондентов, отправляя им напоминания, создавая короткие и простые для заполнения анкеты и предлагая поощрения.
  • Опросы могут проводиться лично, по телефону, по почте и через Интернет. Личное интервью имеет самый высокий процент ответов, но является самым дорогим. Почтовые и интернет-опросы менее затратны, но дают гораздо меньше ответов. Интернет-опросы, вероятно, станут доминирующим подходом из-за их низкой стоимости.
  1. Обсуждение: Если возможно, определите соответствующую основу выборки для каждой из следующих групп населения. Если нет подходящей основы выборки, объясните, почему.
    1. студенты определенного университета
    2. взрослых, проживающих в провинции Альберта
    3. домохозяйств в Сквамише, Британская Колумбия
    4. человек с низкой самооценкой
  2. Практика: Используйте один из инструментов для создания онлайн-опросов, чтобы создать опросный лист из 10 пунктов по выбранной вами теме.

  1. Лахаут, В.М.Х.К.Дж., Янсен, Х.А.М., ван де Мин, Д., и Гарретсен, Х.Ф.Л. (2002). Систематическая ошибка отсутствия ответов в выборочном обследовании потребления алкоголя. Алкоголь и алкоголизм, 37 , 256–260. ↵
  2. Гровс, Р. М., Фаулер, Ф. Дж., Купер, М. П., Лепковски, Дж. М., Сингер, Э., и Туранжо, Р. (2004). Методология обследования . Хобокен, Нью-Джерси: Wiley. ↵
  3. Гослинг С.Д., Вазире С., Шривастава С. и Джон О.П. (2004). Должны ли мы доверять веб-исследованиям? Сравнительный анализ шести предубеждений об интернет-анкетах. Американский психолог, 59 (2), 93-104.
  4. https://forums.aws.amazon.com/thread.jspa?threadID=58891 ↵
  5. Бурместер М., Кванг Т. и Гослинг С.Д. (2011). Механический турок Amazon: новый источник недорогих, но высококачественных данных? Перспективы психологической науки, 6 (1), 3-5. ↵

Психология: метод опроса и естественное наблюдение

Метод опроса включает раздачу анкет, чтобы попытаться получить представление об отношении, убеждениях и поведении людей.

У вас есть интересующая вас группа населения; кого вы хотите опросить.

Напр. Вы хотите узнать у канадских подростков об их отношении к легализации марихуаны

В идеале вы должны провести опрос каждого подростка; однако это непрактично.

Что делать вместо этого? Выберите выборку из населения, надеясь, что результаты, которые вы получили из выборки, будут верны для всего подросткового населения.

Вы хотите обобщить свои выводы из выборки к совокупности . Чтобы обобщить выборку на совокупность, выборка должна быть репрезентативной изучаемой совокупности. Это важно. Ваша выборка должна включать широкий круг подростков, в зависимости от их возраста и места проживания, , и только тогда вы сможете обобщить свои выводы.

Если бы вы обследовали население только в Торонто, это была бы смещенная выборка . Эти данные не будут репрезентативными для всего канадского подросткового населения, потому что подростки из Торонто могут иметь другое отношение к легализации марихуаны, чем подростки из Ванкувера или Калгари.

Как убедиться, что ваша выборка репрезентативна? Вы делаете то, что называется случайным выбором/выборкой . Вы хотите случайным образом выбрать свою выборку из совокупности, чтобы каждый человек в совокупности имел равных шансов попасть в выборку .

Этот метод используется, когда вы хотите описать или измерить поведение людей , поскольку они ведут себя естественно в естественных условиях .

Это когда вы хотите точно измерить, что происходит, и/или описать то, что вы на самом деле видите, и сделать собственные выводы.

Преимущество:

  • В натуралистическом наблюдении вы можете обобщить свои результаты. Как правило, когда вы наблюдаете за людьми в естественной обстановке, субъекты не подозревают, что за ними наблюдают. Следовательно, вы можете разумно заключить, что то, как они ведут себя в своей реальной среде, — это то, как они вели бы себя естественно, независимо от того, наблюдаете вы за ними или нет.

Недостаток:

  • Вы не можете вывести причину и следствие — вы не можете пойти дальше в объяснении того, почему что-то происходит или почему люди ведут себя определенным образом. Вы не можете сказать, что вызывает такое поведение, потому что вы мало контролируете происходящее.
  • Вы также можете неверно истолковать ситуацию. Как вы можете предотвратить это? У вас может быть несколько наблюдателей – это называется межнаблюдаемой/межрейтерской надежностью . Надежность в данном случае означает согласованность .

2 ребенка на детской площадке, и один держит голову другого, и вы предполагаете, что происходит агрессивное поведение, но на самом деле дети могут говорить о том, что они видели по телевизору прошлой ночью; опять же, вы не можете вывести причину и следствие.

  • Это также отнимает много времени; вы мало контролируете ситуацию.

Вы хотите изучить издевательства на школьном дворе, но уже несколько дней ничего не происходит. Вы не можете сказать ребенку напасть на другого ребенка, чтобы получить реакцию, чтобы получить какие-то данные. Вы не можете заставить вещи произойти, если они не происходят. Это отнимает много времени, и это может разочаровать исследователя.

  • Экспериментатор может устать и потерять внимание.
  • Вы можете получить так называемый эффект ожидания . Это может быть проблематично для многих различных методов исследования.

Вы проводите исследование и пытаетесь доказать свою гипотезу, поэтому ожидаете увидеть результаты. Из-за ваших ожиданий то, что вы ожидаете, может повлиять на то, как вы будете видеть и интерпретировать свои данные. Ожидания могут влиять и влияют на ваше поведение, даже если вы исследователь.

  • Другим потенциальным недостатком натуралистического наблюдения является предметная реактивность . Вы не хотите, чтобы субъекты знали, что за ними наблюдают. Вы не хотите, чтобы объект реагировал на ваше присутствие, потому что вы хотите, чтобы он вел себя естественно.

В натуралистических наблюдениях иногда у вас есть так называемый « участник-наблюдатель ». Исследователь, выступающий в роли наблюдателя, будет действовать так, как если бы он был участником; другими словами, они идут «под прикрытием».

Исследователь хочет изучить, как лидер появляется из группы. Исследователь станет частью изучаемой социальной группы для сбора информации, притворяясь частью группы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts