«Методы поощрения и наказания обучающихся».
Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа-интернат
п. Целинные Земли»
Доклад
на тему: «Методы поощрения и наказания обучающихся».
Подготовил учитель: Хмелюк Ю.С.
2015год
Введение В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям — только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний. Хотелось бы также отметить, что в наши дни среди воспитателей и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что необходимо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. |
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из которых он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами.
В настоящее время, под методами стимулирования деятельности и поведения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или, наоборот тормозить определенные действия.
Поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.
Поощрение — это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.
Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Даже такой известный во многом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечителем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях » воспитания законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что, был, подвергнут уничтожающей критике Н.А. Добролюбовым.
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко.
Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».
Говоря в целом, поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.
Основные формы поощрения — это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.
Одобрение — простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Похвала — это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников.
Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следует отметить благодарность — коллективную и индивидуальную. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.
Присуждение почетного места в соревновании — широко используемая форма поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивных команд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованном соревновании различные по своим личностным качествам дети и подростки могут проявить себя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогов и других учащихся, либо ребенок по каким-то внутренним или внешним причинам не мог раскрыть раньше.
При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и своих силах, но стимулировать ребенка к более высоким результатам.При проведении соревнований важно иметь в виду, что соревнование в школе ни в коем случае не должно копировать форм соревнования в коллективах взрослых. И присуждение почетных мест в соревновании тоже должно производиться с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, усилий приложенных ими для достижения того или иного результата, а главное — организация школьных коллективов на основе взаимной помощи, дружеской взаимной выручки и учебы.
Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами. Такого рода поощрения вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют и достижении нового, более высокого уровня.
К формам коллективного и индивидуального поощрения так же относится поручение почетных обязанностей. В школе это может быть поручение обязанностей лаборанта, ассистента учителя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Это поощрение воспринимается школьниками как оказание высокого доверия к ним и признание их самостоятельной личностью, поэтому эта форма поощрения воспринимается весьма положительно и высоко ценится не только подростками, но и учащимися старших классов. Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это нередко связывается с присвоением различных почетных званий. При этом необходимо иметь в виду то, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу.
Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных форм наказания: наиболее распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования. Разумеется, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной особенно в младших классах. Однако безлично — негативные замечания, которые порой делают некоторые учителя, повышают в раздражении голос и, приходя в состояние крайней нервозности, приносят обычно больше вреда, чем пользы.
В отдельных случаях педагогом может быть использована такая форма наказания, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его да место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.
Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим одноклассникам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. К сожалению, надо признать, что в значительной части случаев, когда эта форма используется, ее применение не диктовалось такой жесткой необходимостью, а было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда — нетактичным обращением к ученику.
Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществить эту форму наказания, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так пли иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии злости, провожает удаляемого сакраментальной фразой: «Больше на мои уроки не приходи!» Трудно сказать, какой из следующих «педагогических» маневров хуже: тот ли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из урока в урок неумолимо показывает несчастному, провинившемуся на дверь.
Весьма серьезная форма наказания — выговор. Смысл выговора — в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его друзей и одноклассников эта форма наказания становится весьма сильной.
Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор — это очень серьезная форма наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.
Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.
Технологию применения наказаний. Ситуация наказания — конфликтная ситуация. Не правильно сводить причины всех возникающих в процессе воспитания конфликтов к ошибкам педагогов. Практика свидетельствует о том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей и подростков, между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться источником конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своего развития, но и в развитом, вполне сформировавшемся коллективе, обладающем сильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напортив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми следует считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказания. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.
1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения — наказан, значит прощен.
2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
3.Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.
4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективных за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
5.Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. То есть здесь действует принцип: «опоздал с наказанием — не наказывай».
6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять
физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности.
Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула «проступок – наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленныхпреимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработатьопределенные положительные качества.
8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.
9. Наказание — сильно действующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзяторопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.
Таким образом, важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.
Одобрение, осуждение и другие формы требования, включающие в себя элемент этической оценки поведения воспитанника, используются педагогами буквально на каждом шагу, повседневно. Поощрение же и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения известных изменений в права и обязанности воспитанников в коллективе, в их взаимоотношения. В значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качеств.
Так же, необходимо сказать, что этическое содержание поощрений и наказаний в воспитании детей лежит не в самих мерах воздействия, точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу, если он руководствуется благой целью.
Педагогический такт
Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также позволяет педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть ситуацию в необходимом направлении.
Педагогический такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Быть тактичным — нравственное требование к каждому человеку, особенно к каждому педагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях (а ситуации поощрения и наказания, как правило, являются сложными), сохранилось уважение к каждому человеку. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что означает не только свойства личности педагога (уважение, любовь к воспитанникам, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на школьников. Педагогический такт — это нравственное поведение педагога, которое включает предвидение всех объективных последствий поступка, предвидение его субъективного восприятия, выражение высокой гуманности, чуткости, заботы об учащихся, наилучшее средство установления с ним доброжелательных отношений в любых ситуациях.
Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Как лекарственные средства в медицине требуют четкой дозировки и режима приема, так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привески к обратной реакции. Уважая учащихся, педагог должен уметь показать свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у учащихся чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. Уважение, душевная теплота не исключает необходимости воздействия, а предполагают его.
Педагогический такт регулирует педагогический процесс нравственной стороны. Его специфика как формы нравственного отношения заключается, прежде всего, в особой нравственной ответственности учителя, в его профессиональной обязанности — быть ведущим участником педагогического процесса. Направлять и организовывать его, активно создавать и поддерживать условия, необходимые для учебно-воспитательного процесса, регулируя возникающие при этом возможные противоречия таким образом, чтобы педагогическое воздействие не осложнялось, не затруднялось, не прерывалось, а наоборот, чтобы оно сохраняло доброжелательные, человеческие отношения. Чуткость и тактичность особенно необходимы по отношению к слабым, больным, раздражительным учащимся, пережившим душевную травму, а также к тем, кто искренне заблуждается в оценке своих поступков и слов.
Поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены, например, для предотвращения конфликтов. Анализ конфликтов педагогов с воспитанниками показывает, что одна из причин их — бестактность педагога, которая проявляется в грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума способностей учеников. Некоторые учителя считают нормальными такие замечания: «Чего ты ерзаешь, вроде под тобой грозди?» и тому подобное. Учитель вспоминает в классе, где и с кем видел ученика или студентку на улице, как они были одеты. С этого нередко начинается конфликт.
Как отмечалось выше наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка. А какого учителя учащиеся любят и считают авторитетным, конечно того, кто умеет выслушать внимательно, уважительно, с участием. Кто может во время ответа поддержать улыбкой, взглядом, мимикой, кивком. А не тот, кто равнодушен, а так же стремится показать свое превосходство, что также может выражаться в виде комментариев с иронией и сарказмом.
Бестактность, элементарное неумение вести себя нравственно в конкретных ситуациях — явление нередкое и объясняется не только неэтичностью педагога и его невниманием к проблемам педагогической морали. Ведь практически воплощение морально-этических норм связано не с простым следованием традициям и образцам, а с нравтсвенно-педагогическим творчеством, требующим всякий раз самостоятельного решения, даже риска, быстрого анализа поступка, ситуации, обстоятельств. Эти умения приобретаются с возрастом и опытом.
Заключение
«Стимулировать» в современном понимании значит «подталкивать, побуждать человека к чему-либо». Так уж человек устроен, что без постоянных напоминаний и поддакиваний, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится, живет по инерции.
Было время, когда нерадивое отношение к делу расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство — принуждение. Со временем, пришло понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными воздействиями становилось все труднее. В настоящее время, свободная и независимая личность требует иного подхода.
Поощрение и наказание в управлении персоналом
Отправить статью или инфоповод
18 мая 2010
16462
Поощрение и наказание, кнут и пряник, пинать или манить. Эти два движителя, два средства управления людьми известны с незапамятных времён. И всё равно, практически каждый руководитель периодически встаёт перед выбором — к чему склониться, как наиболее эффективно сочетать эти два таких разных способа воздействия. В одних фирмах предпочитают больше наказывать, в других – больше поощрять. Где-то вообще не пользуются одним из видов воздействия, где-то нашли действительно золотую средину.
А давайте рассмотрим, что вообще является наказанием для сотрудника. Для одних достаточно мимолётного замечания начальника, других можно задеть только материальными санкциями, ударить рублём или долларом. Уровень наказания зависит в первую очередь от целей воздействия. Чего мы добиваемся, наказывая сотрудника? Кстати, давайте задумаемся над словосочетанием «наказываем сотрудника». Что мы делаем, когда наказываем? Наказываем ли мы сотрудника, или наказываем его неправильное действие или недопустимое бездействие? Давайте определимся с целью воздействия, и это поможет нам в выборе наказания.
Не стоит приводить здесь весь список мер дисциплинарного воздействия, на каждом предприятии он свой. Но если мы решаем наказать сотрудника, а не его действие, то может быть проще и дешевле просто с ним расстаться. А как наказать действия, не наказывая сотрудника, и возможно ли это? И вообще для чего служит наказание?
Основная цель наказания — это недопущение действий, которые могут принести вред фирме. Другими словами — если есть несколько путей развития ситуаций, наказаниями мы отсекаем использование нежелательных маршрутов в будущем. То есть, наказание ценно не само по себе, как «месть» за неправильные действия подчинённого, а как барьер, который не разрешит данному человеку повторить эти действия в будущем и послужит ориентацией всему трудовому коллективу, своего рода красным светом. За одного битого двух небитых дают. В одной серьёзной западной фирме коммерческий директор из-за своих неправильных действий упустил контракт на двадцать миллионов долларов. Придя на следующий день в кабинет генерального менеджера компании, он спросил, когда ему собирать вещи. «Вы с ума сошли!», ответил ему генеральный, – «Мы только что вложили в ваше обучение двадцать миллионов долларов!». Есть ли здесь наказание? А какова эффективность воздействия!
Наказание эффективно, когда оно исходит из потребностей будущего, ориентировано на оказание психологического воздействия на сотрудника и весь коллектив. При этом, наказывая нежелательные действия, мы определённым образом поощряем тех сотрудников, которые работают в разрешённом направлении. А что будет, если вообще не наказывать? Те сотрудники, которые лояльны к правилам, будут чувствовать себя в определённой степени дураками, и у них обязательно возникнет соблазн также нарушать эти правила. Отсюда следует ещё один принцип наказания — неотвратимость.
При наказании сотрудника обязательно объяснение, за что и зачем Вы его наказываете. Последнее особенно важно, но очень часто забывается, и наказуемый воспринимает наказание действительно, как месть. О наказании сотрудник должен узнавать от своего непосредственного начальника или, если наказание исходит от более старшего менеджера, то лично от него. Недопустимо использование безличных наказаний, типа появления приказа о наказании на доске объявления. В этом случае обида автоматически переносится на фирму. Ещё хуже, когда о материальном наказании сотрудник узнаёт во время получения зарплаты. Вообще, с материальными наказаниями надо быть очень осторожными. Материальное наказание, накладываемое на окладную часть дохода, вообще приводит к появлению отвращения сотрудника к работе в данной организации. Например, в одной из известных ереванских фирм существуют довольно высокие оклады у сотрудников, выше, чем в среднем по городу, но они постоянно ищут себе персонал, так как постоянные автоматические штрафы за малейшую провинность, ведут к появлению у сотрудников чувства обиды, которая накапливается и приводит сотрудников к увольнению из организации.
Вообще, наказание обязательно должно соответствовать проступку. Материальное же наказание допустимо в том случае, когда действиями сотрудника причинён действительный прямой материальный ущерб, который можно измерить и просчитать. И в данном случае оно должно выглядеть не как месть, а как компенсация причинённого ущерба и формулироваться в соответствующих выражениях. Во многих случаях проступка подчинённого, начальнику бывает достаточно просто поговорить с ним и вопрос закрывается. При разговоре о проступке (конечно один на один), желательно создать у подчинённого понимание того, как его нежелательное действие сказалось или могло сказаться на результатах работы организации, получить неформальное сожаление о своём проступке, и уверенность в том, что в будущем сотрудник будет действовать по-другому. При этом мотивы проступка (ответ на вопрос, почему так произошло) выносятся за скобки, так как, в общем-то, с точки зрение достижения результата, они совершенно не важны, и представляют интерес только для понимания механизма совершения проступка. Разговор с начальником о проступке не должен вызывать у подчинённого чувство вины. Вообще, чувство вины совершенно не позитивное и не мотивирует человека к положительным изменениям. Почему это так — отдельный и очень большой разговор. Всякое наказание должно быть оправдано не формальным запретом на определённые действия, а пониманием того, что эти действия действительно приносят вред организации.
Итак, каким образом лучше наказать подчинённого? Вдумайтесь в эти слова: «лучше наказать». Хорошее наказание (тоже звучит неплохо), должно быть уникальным, как для наказываемого, так и для того, кто наказывает. Что же делать? Представьте, что какие-то действия любимого человека вызывают у вас недовольство. Какими словами вы бы высказали просьбу о том, чтобы он изменил своё поведение в будущем?Вы найдёте нужные слова и интонации, в которых выразите и свою любовь и своё сожаление о тех действиях, которые совершил этот человек и которые Вам не понравились. Сложно? А никто и не обещал, что будет легко. Вообще, работа руководителя — это не самая лёгкая профессия, но зато очень творческая и благодарная, а также хорошо оплачивается.
Итак, в качестве резюме по этому блоку.
- Наказание должно исходить из будущего.
- Наказывается не человек, а его проступок.
- Наказание должно быть неотвратимо и своевременно.
- Материальные наказания следует использовать крайне осторожно.
- Наказание должно быть личным.
- Наказание не должно вызывать чувства вины или унижать человека.
- Действия, которые наказываются, должны быть максимально обоснованы и приняты коллективом, как необходимые для успешной работы всего коллектива.
- Наказание — это творческий процесс.
- Наказывайте с любовью.
Ну, с наказаниями вроде разобрались. Перейдём к более, на мой взгляд, приятной теме. Итак, поощрения. Естественно, первый вопрос — это зачем и с какой целью. Если основная разумная цель использования наказаний в организации — это избегание неудач (кстати, есть и неразумные, например, «чтобы служба мёдом не казалась»), то соответственно, применение поощрений выражает стремление к достижению лучших результатов и развитию.
Как и в случае с наказанием, поощрение должно быть направлено на конкретные действия сотрудника, а не на него самого или какие-то его качества. Виды поощрений в каждой организации различаются, но в основном разделяются на два вида — материальные и нематериальные. Также бывают и смешанные, например, направление сотрудника на учёбу за счёт организации всегда выгодно позиционировать, как материальное поощрение данного сотрудника и долговременные вложения, основанные на вере руководителя в то, что этот сотрудник заслуживает, чтобы в него «вкладывались». Кстати, любую форму обучения сотрудников, касается ли это профессионального обучения на рабочем месте или какого-либо тренинга, всегда можно подать как поощрение. Многие руководители часто об этом не думают, а зря. Если можно совместить полезное с приятным, то почему бы этого не сделать?
Хочу отдельно остановиться на такой форме поощрения коллектива в целом, как праздник по случаю юбилея фирмы и успешной работы коллектива на протяжении многих лет. Очень часто на такой праздник приглашаются партнёры из других организаций, представители покупателей и поставщиков. Как пример можно привести одну известную фирму, недавно отметившую своё десятилетие. За неделю до праздника, вечером (после окончания рабочего дня), были собраны все работники. Под запись был зачитан сценарий «праздника», распределены все роли, оглашены разрешённые и предписанные тосты. Затем была произведена тренировка. Определены допустимые темы разговоров. Все сотрудники были рассажены по столам, причём за каждым столом сидело один-два своих и несколько гостей. Данное мероприятие превратилось в чисто пиаровскую акцию, и те сотрудники, которые в нём участвовали, явно получили ощущение, что их используют, причём не по профессиональному назначению. То есть если Вы делаете праздник, то определитесь, праздник ли это или нечто иное. Если это не праздник, то это работа, которая должна быть отдельно оплачена, или на худой конец не позиционироваться, как поощрение.
Ничего так не раздражает сотрудника, как поощрение, которое он не считает поощрением. Подумайте о чувствах человека, которого начальник, в присутствии остальных сотрудников «поощрил» следующей фразой: «Вы в этом месяце отработали гораздо лучше остальных сотрудников, Вы просто звезда!». Поощрения не должно сочетать двусмысленности или возможности восприниматься как-то иначе. Например, фраза «Ну можете же делать хорошо, если захотите» — вряд ли выглядит бесспорным комплиментом.
Мы постепенно перешли к нематериальным формам поощрения. Давайте в дальнейшем, чтобы чётко понимать, о чём мы говорим, будем называть их комплиментами. А что же такое комплимент? Можно сказать, что комплимент — это высказывание, приятное, любезное, лестный отзыв, не противоречащий действительности, соответствующий ситуации и ожиданиям партнёра. Это исчерпывающее определение, каждое слово которого значимо. А теперь небольшое предостережение. Те, кто хорошо умеет делать комплименты, лучше не читайте дальнейший текст.
Какие бывают комплименты? Во-первых, комплименты разделяются по ориентации на:
- внешность,
- способности (интеллект),
- эмоциональную сферу,
- волевую сферу,
- профессиональную сферу,
- личность в целом.
Другой способ разделения комплиментов — по форме:
- сравнение,
- оценка,
- антитеза, комплимент другому человеку, на фоне занижения оценки себя,
- косвенный комплимент,
- завуалированный комплимент,
- инверсия (превращения недостатка в достоинство),
- парадокс,
- встроенный комплимент,
- сложный комплимент, который включает несколько видов.
Когда Вы делаете комплимент, очень желательно проанализировать, комплимент ли это. Например, «Сегодня Вы на удивление хорошо выглядите» или «Ну наконец-то у Вас получился документ, к которому невозможно придраться, не то, что раньше». Эти высказывания, по меньшей мере, являются сомнительными. То есть, перед тем как Вы хотите что-то сказать сотруднику, проанализируйте свои эмоции и чувства к этому человеку в настоящий момент.
Ещё один очень важный момент в технике применения поощрений – это психологический тип человека, которого поощряешь. У разных людей разные ценности и то, что ценно для одного, является в лучшем случае пустышкой для другого. В качестве примера рассмотрим обобщенные соционические типы: «мотор», «контролер», «анализатор» и «поддержка».
Начнём с «моторов». В чистом виде встречается довольно редко, всегда заметен, довольно шумный, очень креативный. Тип исключительно экстравертный. Основной недостаток — может с успехом заниматься только тем, что ему интересно. Если неинтересно, то в лучшем случае делает формально, или не делает вообще (под любыми предлогами). Большие проблемы с работой в команде и с делегированием полномочий. А если уж «мотор» вдруг начинает тормозить, что, слава богу, бывает нечасто и ненадолго, то сильнее «тормоза» не найти. Это в основном политики, консультанты, психологи, артисты, продавцы, журналисты. Очень много моторов среди тренеров. Итак, «моторы».
Что боятся?
Потерять общественное признание.
Выгоды, которые могут его привлечь: престиж, признание, гибкость, комфорт и удобство.
Нуждаются в лидерстве, которое: вдохновит их на большие и лучшие результаты.
Ценят: силы, они выбирают лёгкие пути.
Он хочет: общественного признания, свободу самовыражения, равенства в отношениях, свободы действий и возможностью не заниматься мелочами. Не тратить силы, чтобы другой воплотил его идею.
Следующий тип — «контролёр». Кстати довольно часто «моторы» завидуют «контролёрам», их способностям достигать целей, всё распланировать, холодному уму, практичности. «Контролёров» же, а впрочем, и всех остальных, «моторы» обычно раздражают своей непредсказуемостью, характерным «моторизмом» и тем, что легко и играючи решают, казалось бы, неразрешимые проблемы (если им это интересно). «Контролёры» всегда направлены на результат. Это в основном мастера, менеджеры, руководители, координаторы, военачальники. Основной недостаток — неумение строить отношения, отчего часто сами очень страдают, резкость, порой переходящая в грубость, недоверие к другим, нетерпеливость. Что является ценностями для контролёров?
Чего боятся?
Что его обойдут.
Выгоды, которые могут его привлечь: сберечь время, признание, престиж, заработать деньги, улучшение здоровья.
Нуждаются в лидерстве, которое: даст им свободу делать всё по-своему.
Ценят: время, всегда находишь их занятыми и эффективными.
Он хочет:
Власти и авторитета, престижа и борьбы с обстоятельствами, широкого размаха деятельности, прямых ответов, свободы от постороннего контроля. Новых и разнообразных видов деятельности.
«Анализаторы» — тип прямо противоположный «моторам». Основное достоинство — высокое качество всего, чем они занимаются. Основной недостаток — очень трудно получить от них готовый продукт. Часто сомневаются в качестве и постоянно улучшают. Это, в основном, бухгалтеры, банкиры, учёные, изобретатели, предприниматели, путешественники. Рассмотрим точки воздействия на анализаторов.
Чего боятся?
Критики.
Выгоды, которые могут его привлечь: сэкономить деньги, получить удовлетворение от хорошо (по его мнению) сделанной работы.
Нуждаются в лидерстве, которое: обозначит структуру и рамки или наметит путь, по которому нужно идти.
Ценят: «фасад», не терпят выглядеть плохо или что-то плохо делать.
Они хотят:
Гарантий надёжности, соблюдения правил, ощущения безопасности, ободрения, устоявшегося течения жизни не нарушаемого резкими переменами, внимания к себе.
Последний тип — «поддержка». Чем-то похожи на «моторов» в умении создавать отношения с людьми. Эксперты в организации сотрудничества. Часто забывают о себе. Пристрастны, сентиментальны, злопамятны. Склонны к фанатизму. Упаси господь задеть их ценности. Ориентированы на справедливость и тёплые человеческие отношения. Встречается среди историков, поэтов, психологов, медиков, юристов, учителей, секретарей. Тип исключительно интровертный. Очень хорошо работает связка «контролёр»-«поддержка». Посмотрим на особенности поддержки.
Чего боится?
Потерять чувство безопасности, уверенности в завтрашнем дне, ошибиться.
Выгоды, которые могут его привлечь: признание, комфорт, возможность проявлять заботу.
Нуждаются в лидерстве, которое: даст детали, конкретные планы и виды деятельности.
Ценит: взаимоотношения, дружба многое для них значит.
Он хочет:
Ощущения безопасности, сохранить существующее положение и ничего не менять, чтобы работа оставалась вне семейной жизни, искреннего одобрения, налаженного хода жизни, возможности участвовать в жизни сотрудников, помогать им в решении проблем.
Таким образом, мы обозначили возможные кнопки и рычаги воздействия на сотрудников. Только разумное сочетание наказаний и поощрений даёт возможность избегать неудач в деятельности фирмы (наказания) и двигаться вперёд и развиваться (поощрения).
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Метод поощрений и наказаний — Серьезные дети
Управление поведением в первые годы может быть трудным, это может быть испытанием.
Ключом является последовательность подхода.
Иногда вы можете быть доведены до предела или искать пути или альтернативы тому, что вы делаете.
Метод вознаграждения как форма управления поведением может быть актуальным методом.
Вы склонны либо любить, либо ненавидеть этот тип дисциплины в стратегии управления поведением.
Помните, что управление поведением представляет собой сочетание последовательности, соответствия возрасту в стратегиях, а также реалистичности ожиданий.
Таким образом, если метод поощрения — это то, что вы принимаете как компонент управления своим поведением, мы рекомендуем иметь четкую стратегию его принятия и ограничения в вашей общей стратегии управления поведением. Поясним почему.
Использование руководства вместо наказания является гораздо более эффективным инструментом в борьбе с вызывающим и нежелательным поведением.
Поощрения и наказания уже давно считаются способом справиться с поведением, особенно вызывающим поведением.
Если вы используете эти поощрения и наказания в качестве основного метода борьбы с нежелательным поведением, вы можете обнаружить, что в конечном итоге создаете более серьезную проблему, чем первоначальное поведение, особенно наказание, так как обычно такой способ борьбы с поведением на самом деле не устраняет нежелательное поведение. поведение или попытаться исправить его.
Обычно нежелательное или неприемлемое поведение можно устранить или исправить с помощью других более эффективных методов. Было высказано предположение, что эта форма управления поведением имеет тенденцию игнорировать фактическое поведение, а просто маскирует проблемы, стоящие за поведением, в качестве замены помощи ребенку в выявлении и устранении поведения и триггеров.
Есть ли место для управления поведением в стиле вознаграждения и наказания?
Вообще говоря, мы бы посоветовали избегать этого в качестве основного метода борьбы с нежелательным поведением.
Это связано с тем, что это обычно не считается эффективным способом борьбы с нежелательным поведением в целом или в долгосрочной перспективе.
Обычные побочные эффекты со стороны наказания (т. е. порка или отправка в свою комнату) часто приводят к возмездию и мести, поскольку ребенок будет чувствовать себя под контролем.
В то время как форма обращения с поведением может временно подавить нежелательное поведение, но не устраняет его, а также не учит ребенка жизненным навыкам или эффективным способам справляться с ситуациями, принимать решения или брать на себя ответственность за свои действия.
Согласно исследованиям, дети, которые подвергались поощрению и наказанию, обычно становятся безответственными в более позднем возрасте и будут постоянно бросать вам вызов, чтобы дать им почувствовать, что они в какой-то степени контролируют ситуацию.
Оборотная сторона наказания, будучи аспектом вознаграждения, заключается в том, что если вы будете использовать его в качестве основного метода дисциплинирования вашего ребенка, тогда у него разовьется менталитет «что в этом для меня» и он будет участвовать только в том, что вы хотят или просят при условии, что они получат что-то взамен и будут вознаграждены за свою часть.
Когда вы справляетесь с нежелательным поведением таким образом, вы единственный, кто контролирует их поведение, и вы берете на себя ответственность за их поведение, вы лишаете их права выбора, и тогда, как правило, это не строит здоровых, позитивных или привязанных отношений. между вами и ребенком.
Советы по успешному управлению поведением в стиле поощрения и наказания
- Имейте четкие ожидания и ориентиры
- Будьте последовательны
- Отвлекайте внимание ребенка на другой объект, место, вещь и т. д.
- Говорите спокойно на его уровне
- Скажите им, чего вы действительно хотите, и сосредоточьтесь на хорошем поведении
- Не расстраивайтесь, не кричите и не проявляйте агрессию в ответ
- Попросите их поговорить с вами, чтобы рассказать вам, в чем проблема (в зависимости от их возраста и словарного запаса) . Это позволит им почувствовать, что вы уважаете их чувства, и заставит их вербализовать проблему, и вы оба сможете найти решение
- Будьте внимательны к возможным триггерам ситуации и старайтесь их упредить
- Следуйте указаниям ребенка…. если они устали, они, скорее всего, не смогут справиться с обстоятельствами
- Хвалить за хорошее поведение
- Наблюдать
- Взаимодействовать и «вмешиваться» в свою игру. Если вы участвуете в их игре, вы можете помочь потенциальной истерике превратиться в полномасштабную
- Предоставьте детям возможность выбора, чтобы они чувствовали, что контролируют какую-то часть своего мира.
Рене (дети серьезно)
Рене — основатель и генеральный директор SK, которая десятилетиями работает с семьями. Ее образование и опыт работы в сфере дошкольного образования, а также социальных наук и общественных работ послужили широкой основой для ее подхода, который фокусируется на балансе информативности, но никогда не в ущерб развлекательному чтению. Работая в частном порядке, не для получения прибыли, а также в государственных учреждениях, иногда сочетая свою любовь к путешествиям и работу в глобальном масштабе, она также является мамой, которая испытала выбросы какашек, истерики в магазинах и бессонные ночи. .
Системы поощрений и наказаний | Функция мозга и психотропные препараты
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФункции мозга и психотропные препаратыКогнитивные и поведенческие нейронаукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФункции мозга и психотропные препаратыКогнитивные и поведенческие нейронаукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Эштон, Хизер, «Системы вознаграждения и наказания», Brain Function and Psychotropic Drugs ( Oxford , 1992; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780192622426.003.0005, по состоянию на 10 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФункции мозга и психотропные препаратыКогнитивные и поведенческие нейронаукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФункции мозга и психотропные препаратыКогнитивные и поведенческие нейронаукиОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Идея целенаправленной системы возбуждения в мозге предполагает существование некоего механизма для выбора подходящих целей, инициирования поведения, необходимого для их достижения, и подачи сигналов о достижении. Если цель оказывается благоприятной для выживания в сложившихся обстоятельствах, выгодно подкреплять поведение, ведущее к ней; если цель оказывается неблагоприятной, поведение, ведущее к ней, должно быть подавлено, а действия по избеганию должны быть предприняты в будущем. Такая сигнальная система может быть обеспечена определенными путями «поощрения» и «наказания» в головном мозге. Они тесно интегрированы с системами возбуждения, а также с обучением и памятью и, по-видимому, имеют основополагающее значение для мотивации, а также для поведения, направленного на достижение цели и избегание.
Ключевые слова: пути вознаграждения, пути наказания, сигнальная система, поведение, система возбуждения, память, обучение Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.