2. Методы познания в психологии.
Методы психологии классифицируют на три группы: методы объяснительной (естественнонаучной, академической) психологии, методы описательной (гуманитарной, понимающей) психологии, методы практической психологии, или психотерапевтической практики. Такое различение методов находится в соответствии с их назначением и познавательными возможностями.
Методами объяснительной (естественнонаучной) психологии являются объективные методы.
Основное требование естественнонаучной парадигмы в науке — объективность исследования, т. е. получение достоверных, надежных, однозначно понимаемых данных. Объективное изучение человеческой субъективности предполагает исследование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими.
Основными исследовательскими методами в психологии — как и в естествознании в целом — являются наблюдение и эксперимент.
2. К специфическим научно-исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др.
Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. Успешность наблюдения и объяснения его результатов в конечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении.
Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться.Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т. е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т. е. необходима полнота наблюдения. Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например видеомагнитофон.
В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблюдения в психологии считалось наблюдение с использованием «зеркала Гезелла», пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с использованием видеомагнитофона.
Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Иначе говоря, внешнее наблюдение может быть объективным в отношении систематической и полной регистрации поведенческих фактов, но субъективным при их психологическом истолковании. Отмеченную трудность можно преодолеть путем использования других объективных методов психологии.
Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Но от наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий (психолого-педагогический). Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека. Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования.
Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизнедеятельности людей принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Воздействие исследователя на испытуемых, основанное на предварительном предположении (гипотезе) о его характере, осуществляется в привычных условиях деятельности или поведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.
Формирующий эксперимент
К объективным методам психологии относится также тестирование, используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т.д. В этом отношении тест подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Подлинное же родство эксперимента и теста состоит в том, что тест вырастает из эксперимента, создается на его основе.
Окончательное превращение экспериментального приема в тест происходит при определении норм и стандартов его выполнения. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Достаточно длительное время к тестам в нашей стране относились критически; в педагогической практике они были вовсе запрещены. Тесты критиковались за их слабую теоретическую обоснованность, за игнорирование индивидуальных особенностей человека и т. п. В настоящее время в психологии общепризнано, что критиковать следует конкретные тестовые методики, но не метод теста как таковой. Существует особая область психологии — тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Особое значение имеют тесты в педагогической практике. Здесь они выполняют ряд существенных функций, главная среди которых — это диагностика.
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых.
Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования
, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более «психологичной» формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.
Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность пользования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений.
В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности — контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент-анализа широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ.
Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.
3. Гуманитарная (описательная) психология ориентируется на специфические методы познания человека. Предметом описательной психологии является душевная жизнь человека в ее целостности и связи. Гуманитарная психология выявляет структуру душевной жизни как целого, а не суммирует его из отдельных частей. Назначение методов описательной психологии, в отличие от объяснительной, состоит не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей.
Основной подход к психологии человека — это не объяснение ее в терминах причинных зависимостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого. Объяснению в естествознании гуманитарная психология противопоставляет понимание. Понимание в гуманитарной психологии выступает как научный подход, как особый метод. Понимание — это и процесс, и результат познания. Процесс понимания может разворачиваться в различных формах или моментах познания, приводящих в итоге к определенному толкованию явлений душевной жизни.
В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.
Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики — ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов — различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения. Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т. п. Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе.
Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описание человеком самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для анализа другими. Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники.
Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. В отличие от объективного наблюдения, при котором отстраненный наблюдатель исследует фрагменты внешнего поведения другого, включенное наблюдение предполагает реальное участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т. п. Исследователь выступает как равный участник совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках. В такого рода наблюдении определенная человеческая проблема изучается целостно. Она равно затрагивает как исследуемого, так и исследователя. В психологии метод включенного наблюдения применяется в практике психотерапевтической работы.
Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему — переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Использование данного метода требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание.
Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.
Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения, при котором партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание. В беседе как диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями. Гуманитарное познание превращается в активный процесс диалогического общения и взаимодействия.
Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т. п.
Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения», внутреннего постижения. Интуитивное схватывание, понимание внутреннего мира человека более развито у людей, профессионально работающих с людьми (врачей, педагогов, психологов и т. п.).
Герменевтика — метод, общий наукам об обществе, культуре, человеке, — представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.
3. Психологическая практика по своим задачам, методам, формам представляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и др. (рис. 5). Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующиеся в психологической практике; их арсенал непрерывно пополняется. Мы приведем обобщенную характеристику наиболее известных методов психологической практики. Укажем, что освоение методов практической психологии предполагает особые формы обучения и подготовки.
Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различают клиническую и личностно ориентированную психотерапию.
Клиническая психотерапия — это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях.
Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно ориентированной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успехом использоваться и здесь, и там.
Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ. Психоанализ как способ работы с психологической реальностью применялся в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов.
Однако наиболее старым методом психотерапии, является гипноз, или внушение.
Гипноз — это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения психотерапевтического эффекта.
Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали групповые формы терапии и коррекции. Существует различное наименование таких групп: групповая терапия, психокоррекционные группы, группы встреч, тренинг-группы и др. Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и роста. Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других.
Т-группы (группы тренинга) основаны Куртом Левиным. Он исходил из убеждения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Чтобы выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориентированы на: а) развитие умений для более эффективной организационной (управленческой) деятельности; б) обучение участников межличностному поведению и изучение процессов, происходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) выявление жизненных ценностей и развитие личности (группа сензитивности). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологических знаний и объективных методов.
Группы встреч ориентированы на личностный рост участников, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У. Шутц так определяет ключевое понятие: Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического Я, ответственности, внимания к
чувствам, ориентации на принцип «здесь и теперь».
Гештальттерапия была создана Фрицом Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовлекают в работу всех членов групп и поощряют взаимодействие между ними,
гештальттерапия по способу работы представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапевтом. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинает лучше понимать себя и собственные проблемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению личности.
Психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама отражает актуальные
проблемы клиента, которые становятся содержанием разыгрываемых сцен.
Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участников с собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разрешению конфликтов в этой области.
В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредством движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опита групповой работы.
Терапия искусством как метод основывается на предположении, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом
уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т. п.
Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и направлены на обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными
ситуациями. Терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не касаются внутренних, психологических причин неуспешного поведения.
Особое место в психотерапии занимает логотерапия, созданная австрийским психологом и терапевтом Виктором Франклом. Его терапия основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потребность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация
смысла жизни является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотерапия есть терапия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить человеку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Основной метод, которым пользуется логотерапевт, — метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни.
Методы психологического познания человека
⇐ Предыдущая123
Методологической основой психологии является философия. Философия диалектического материализма. Единство и ценность различных отраслей психологии обеспечивается единством предмета и методологии. Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых явлений.
Методы психологического исследования позволяют изучить психологические особенности личности путем оценки ее развития в перцептивной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.
Своеобразие психологической науки определяется сложностью и специфичностью проявления психики. В связи с предметом изучения каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущество и недостаток.
Методы научных исследований – приемы и средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Классификация методов:
1) организационные: сравнительные, лонгитюдные, комплексные;
2) эмпирические: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, тест, опросник, анализ продуктов деятельности, биографические методы;
3) методы обработки данных: количественный и качественный;
4) интерпретационные: генетический (в характеристиках развития), структурный (структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками).
Психология использует не один метод, а систему методов. Остановимся лишь на некоторых методах психологического познания человека:
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение.
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемого на конкретные вопросы исследователя в устной или письменной форме. Опрос может осуществляться в форме беседы, интервью, анкетирования и других.
Анализ результатов (продуктов) деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.
Моделирование – метод, предполагающий построение модели изучаемого объекта, явления. Модель – это копия изучаемого явления в каком-либо аспекте, это редукция (упрощение) объекта. Оно облегчает процесс качественного и количественного анализа.
5.Этапы проведения психологического исследования:
1) Подготовительный: и зучение состояния, определение задач, вопроса, рабочей гипотезы исследования; разработка методики.
2) Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов, используя различные методы.
3) Количественная обработка данных исследования: определение средних величин, меры, рассеивание данных, коэффициент корреляции, построение графиков.
4) Интерпретация данных и формулирование выводов.
⇐ Предыдущая123 |
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое психология? | Введение в психологию
Цели обучения
- Дать определение психологии
Что такое творчество? Почему некоторые люди становятся бездомными? Что такое предрассудки и дискриминация? Что такое сознание? Область психологии исследует такие вопросы. Психология относится к научному изучению разума и поведения. Психологи используют научный метод для получения знаний. Чтобы применить научный метод, исследователь с вопросом о том, как и почему что-то происходит, предлагает предварительное объяснение, называемое гипотезой, для объяснения явления. Гипотеза должна вписываться в контекст научной теории, которая представляет собой широкое объяснение или группу объяснений какого-либо аспекта мира природы, которые постоянно подтверждаются доказательствами. Теория — это лучшее понимание этой части мира природы, которое у нас есть. Затем исследователь делает наблюдения или проводит эксперимент, чтобы проверить правильность гипотезы. Эти результаты затем публикуются или представляются на исследовательских конференциях, чтобы другие могли воспроизвести или развить результаты.
Рисунок 1 . Скульптура Антонио Кановы изображает Эроса и Психею. Психея , что означает «душа», олицетворяет триумф человеческой души над жизнью, поскольку Психея была смертной женщиной, которая выполнила ряд невыполнимых задач, чтобы воссоединиться со своей любовью (сыном Афродиты, Эросом) и самой стать богиней.
Ученые проверяют то, что можно воспринять и измерить. Например, гипотезу о том, что птица поет, потому что она счастлива, нельзя легко проверить, поскольку у нас нет способа точно измерить счастье птицы. Мы должны задать другой вопрос, возможно, о состоянии мозга птицы, поскольку его можно измерить. Тем не менее, мы можем спросить людей о том, поют ли они, потому что они счастливы, раз они могут сказать нам об этом. Таким образом, психологическая наука является эмпирической, основанной на измеримых данных.
Вообще наука имеет дело только с материей и энергией, то есть теми вещами, которые можно измерить, и она не может прийти к знаниям о ценностях и нравственности. Это одна из причин, почему наше научное понимание разума так ограничено. Научный метод также является формой эмпиризма. Эмпирический эмпирический метод получения знаний основан на наблюдении, включая экспериментирование, а не на методе, основанном только на формах логического аргумента или предыдущих авторитетах.
Только в конце 1800-х годов психология стала считаться отдельной академической дисциплиной. До этого времени деятельность разума рассматривалась под эгидой философии. Учитывая, что любое поведение по своей сути является биологическим, некоторые области психологии берут на себя аспекты таких естественных наук, как биология. Ни один биологический организм не существует изолированно, и наше поведение зависит от нашего взаимодействия с другими. Таким образом, психология является еще и социальной наукой.
Попробуй
Глоссарий
эмпирический метод: метод приобретения знаний, основанный на наблюдении, включая экспериментирование, а не метод, основанный только на формах логического аргумента или предыдущих авторитетах
психика: греческое слово, обозначающее душу
психология: научное изучение психических процессов и поведения
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.