Методы самовоспитания в педагогике: Методы самовоспитания

Содержание

66. Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

«Работа над собой, – пишет А.И. Кочетов, – требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания… Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент».

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала».

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии академика П.К. Анохина, они выполняют функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor – принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea – сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал проф. С.Я. Долецкий.
«Я считаю, – подчеркивал он, – что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее».

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: «Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет», и т. д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность – это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился как следует к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером, т.е. премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что, когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:
а) критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
б) разработка программы самовоспитания;
в) определение его методов;
г) аутотренинг, т. е. непосредственная работа личности над собой;
д) самоконтроль.

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.
Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они относятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:
а) формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;
б) оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
в) практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации.

Какой же должна быть эта работа на практике?
Очень важным ее направлением является формирование общественного мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками. «Да, с собой надо бороться, – писала в одной из своих статей академик П.Я. Кочина. – Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершенной личности, то на первый план, мне кажется, надо поставить самовоспитание. Раньше я думала, что это не сколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовоспитание имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям. …Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель – иди к ней твердо!»

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические беседы, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвящать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т. д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как преодолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. Полезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не толь-к0 учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психологи, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

Во многих школах для организации самовоспитания учащихся используют клубные формы работы, в частности, даже создаются клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и витрины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать свои личностные качества, организуют читательские конференции и т. д.

Однако нельзя ограничивать эту работу только организацией познавательно-просветительской деятельности учащихся и разъяснительными мероприятиями. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания но преодолению тех или иных недостатков в поведении и характере, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, самопринуждения и другие в работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспитанию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классному руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс обсуждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить Данное себе задание по самовоспитанию.
Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение Дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспитанию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание. Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание. Педагогика: конспект лекций

ВикиЧтение

Педагогика: конспект лекций
Шарохина Е В

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 85. Самовоспитание

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на полную реализацию человека как личности.

Самовоспитание связано с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания:

1) самоанализ личностного развития

– размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи;

2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию;

3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности;

4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности.

Виды самовоспитания:

1) интеллектуальное;

2) эстетическое;

3) физическое;

4) психологическое.

Интеллектуальное самовоспитание. Цель интеллектуального самовоспитания учителя – научиться изложить свои знания так, чтобы увлечь, заставить почувствовать жизнь в своем предмете.

Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками.

Решающими факторами для интеллектуального воспитания являются:

1) хорошо развитая устная речь;

2) письменная речь;

3) глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования.

Этическое самовоспитание. Цель эстетического воспитания – уделять больше внимания навыкам общения. Комплекс навыков, необходимый для этого, трудно определяем и зависит от типа характера, воспитания, мышления.

Решающие факторы этического самовоспитания:

1) умение установить и поддержать контакт с собеседником;

2) умение привлечь и удерживать внимание собеседника;

3) воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям.

Физическое самовоспитание. Цель физического самовоспитания – увеличение физической нагрузки, улучшение физического состояния организма. Физическая нагрузка в деятельности учителя очень мала, он часто подвержен стрессам, болезням и недомоганиям.

Решающие факторы физического воспитания:

1) присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость;

2) поднятие общего тонуса;

3) умение обращаться с собственным телом;

4) поддержание нормальной спортивной формы.

Рекомендуемые физические нагрузки:

1) бег;

2) плавание;

3) туризм;

4) оздоровительные спортивные системы.

Психологическое самовоспитание. Цель психологического воспитания – подготовить учителя к специфике своей профессиональной деятельности.

Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только при наличии устойчивой, уравновешенной нервной системы.

Решающие факторы психологического самовоспитания:

1) умение длительно концентрироваться;

2) умение снимать психологическое напряжение;

3) стремление понимать состояние учеников;

4) правильное общение с родителями и коллегами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

Самовоспитание как «расширение» сознания

Самовоспитание как «расширение» сознания Сам по себе термин «расширение» сознания обозначает не что иное, как включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Когда человек сконцентрирован только

Часть вторая.

Самовоспитание

Часть вторая. Самовоспитание Зачем это нужно? Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, т. е. формирования себя в соответствии со своими намерениями.В предисловии я заметил, что самовоспитание —

Лекция 1

Лекция 1 Puer aeternus — так обращались древние римляне к античному божеству. Словосочетание заимствовано из «Метаморфоз» Овидия.1 Так поэт, обращаясь к юноше Иакху [Якху], называет юного бога — героя Элевсинских мистерий. Овидий говорит о нем как о «вечном ребенке» — puer aeternus

Лекция 6

Лекция 6 Чтобы проиллюстрировать многое из того, что мы увидели в «Маленьком принце», мне хотелось бы рассмотреть конкретный материал. Я не могу назвать его клиническим, так как мой контакт с представленным в материале пуэром, как увидите, был довольно странным, и этот

Лекция 7

Лекция 7 На прошлой лекции мы остановились на основной идее сновидения, заключающейся в том, что сновидец видит звезды под ногами. Он смотрит вниз на долину и видит, что она преобразилась, но прежде всего он обращает внимание на появившиеся в долине звезды. Я отметила, что

Лекция 8

Лекция 8 На предыдущей лекции я остановилась на комментариях сновидения молодого человека, уснувшего в объятиях девушки. Во сне он медленно падает в глубокую расщелину. Помните, сначала он видит звезды на небе у себя под ногами, затем происходит взрыв света; потом он

Лекция 9

Лекция 9 Бруно Гетц родился 1885 г. в Риге. Повествование в романе «Царство без пространства» начинается с двух стихотворений, которые я хочу процитировать: Когда все, что мы знали, распадется и превратится в руины, Заключенный в объятия всесильной смерти Наш пылкий дух

Лекция 10

Лекция 10 На предыдущей лекции я постаралась вам наметить в общих чертах образ Ульриха фон Шпата, одной из самых загадочных фигур в этой книге.

Его конфликт с мальчиками, происходящий на сверхличностном (superpersonal) уровне, как в зеркале отражает межличностный (personal)

Лекция 11

Лекция 11 На предыдущей лекции мы дошли в нашей истории до того эпизода, в котором фон Шпат неожиданно просыпается. Его магическое воздействие закончилось, потому что он на минуту заснул или заигрался, не проявив достаточной бдительности, поэтому мальчишки подстерегли

Лекция 12

Лекция 12 Вспомните, что в последний раз фон Шпат фактически одержал победу. Мельхиор попал в стеклянно-ледяное царство, но во время коронации вдруг осознал, что оказался в тюрьме. Сказав, что хочет убраться отсюда прочь, он разорвал путы, тем самым освободив Фо, и тот

Лекция 2

Лекция 2 В прошлый раз мы с вами обсуждали специфику характера героя в волшебной сказке и пришли к выводу, что нет основания для аналогий между героем сказки и человеческим эго. Скорее, можно говорить о том, что герой сказки репрезентирует аспект Самости, связанный с

Лекция 5

Лекция 5 Мы проанализировали с вами мотив животной кожи, которую в итальянской сказке «Король-поросенок» сжигают, тем самым освобождая принца. С другой стороны, когда в русском варианте этой сказки царевич сжигает лягушечий кожух своей жены, та не получает освобождения

САМОВОСПИТАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и

Воспитание и самовоспитание

Воспитание и самовоспитание Способность к самовоспитанию возникает у ребенка не сразу, а лишь с развитием его воли и самосознания. Воспитание и социализация предшествуют процессу самовоспитания, давая ему необходимые образцы. Однако средства воспитания и социализации

Самостоятельное обучение: четырехэтапный процесс | Center for Teaching Excellence

Самостоятельное обучение может быть сложной задачей даже для самых способных и целеустремленных учащихся. В качестве средства лучшего понимания процессов, связанных с этим способом обучения, в этом совете для преподавателей обрисованы ключевые компоненты четырех ключевых этапов самостоятельного обучения, известного как самонаправленное обучение: готовность к обучению, постановка целей обучения, участие в процессе обучения. , и оценивая обучение.

Шаг 1. Оценка готовности к обучению

Учащимся необходимы различные навыки и отношение к обучению для успешного самостоятельного обучения. На этом этапе учащиеся проводят самооценку своей текущей ситуации, учебных привычек, семейной ситуации и сети поддержки как в школе, так и дома, а также включают оценку прошлого опыта самостоятельного обучения. Подробный инструмент оценки навыков обучения см. в нашем Совете по подготовке к обучению для преподавателей. Признаки готовности к самостоятельному обучению включают в себя автономность, организованность, самодисциплину, способность эффективно общаться, способность принимать конструктивную обратную связь и заниматься самооценкой и самоанализом.

Шаг 2. Постановка целей обучения

Передача целей обучения между учащимся и консультирующим инструктором имеет решающее значение. Мы разработали набор вопросов, которые учащиеся должны рассмотреть при определении своих целей обучения: наше Руководство по принятию решений по планированию). Также важным условием для четкого понимания целей обучения между студентами и преподавателями являются учебные контракты. Контракты на обучение обычно включают:

  • Цели единицы обучения
  • Структура и последовательность действий
  • Сроки завершения деятельности
  • Подробная информация о ресурсных материалах для каждой цели
  • Подробная информация о процедурах оценки
  • Обратная связь и оценка по мере достижения каждой цели
  • План встречи с консультирующим инструктором
  • Согласование политик подразделения, например, политики в отношении просроченных назначений

После создания контракты должны быть оценены преподавателем-консультантом, и должны быть подняты вопросы о целесообразности (например, что может пойти не так? Слишком много или слишком мало работы? Приемлемы ли сроки и оценка?).

Шаг 3. Вовлекитесь в процесс обучения

Учащиеся должны осознать себя как учащихся, чтобы понять свои потребности как учащихся, обучающихся самостоятельно. Может быть полезно направить учащихся к нашему ресурсу по предпочтениям в обучении. Учащиеся также должны ответить на следующие вопросы:

  • Каковы мои потребности в методах обучения?
  • Кто был моим любимым учителем? Почему?
  • Чем они отличались от других учителей? Учащиеся должны размышлять над этими вопросами на протяжении всей программы и заменять слово «учитель» словом «консультирующий инструктор» 9.0016

Учащиеся также должны понимать свой подход к учебе:

  • Глубокий подход к учебе предполагает трансформацию и идеально подходит для самостоятельного обучения. Этот подход заключается в понимании идей для себя, применении знаний в новых ситуациях и использовании новых примеров для объяснения концепции, а также обучении большего, чем требуется для завершения модуля.
  • Поверхностный подход включает в себя воспроизведение: выполнение требований к единице, изучение только того, что требуется для выполнения единицы с хорошей репутацией, и склонность повторять примеры и объяснения, используемые в чтениях.
  • Стратегический подход включает в себя организацию: получение максимально возможных оценок, изучение того, что требуется для сдачи экзаменов, запоминание фактов и проведение времени, отрабатывая прошлые экзамены.

Более ранняя академическая работа могла поощрять поверхностный или стратегический подход к учебе. Эти подходы будут недостаточными (или даже подходящими) для успешного самостоятельного изучения. Самостоятельное изучение требует глубокого подхода к обучению, при котором учащиеся должны понимать идеи и уметь применять знания в новых ситуациях. Студенты должны создавать свои собственные связи и быть их собственными мотиваторами.

Этап 4. Оценка обучения

Чтобы учащиеся были успешными в самостоятельном обучении, они должны быть способны к самоанализу и самооценке своих целей обучения и успеваемости по единице обучения. Чтобы поддержать этот процесс самооценки, они должны:

  • регулярно консультироваться с консультирующим инструктором,
  • искать отзывы и
  • участвовать в осмыслении своих достижений, что включает в себя вопросы:
    • Как я узнаю, что научился?
    • Гибко ли я адаптирую и применяю знания?
    • Уверен ли я в объяснении материала?
    • Когда я пойму, что научился достаточно?
    • Когда наступает время для самоанализа и когда время для консультаций с консультирующим преподавателем?

Обязанности в четырехступенчатом процессе

Успешное независимое обучение требует определенных обязанностей или ролей как студентов, так и преподавателей-консультантов. Ниже приводится краткий список наиболее важных ролей. Как студентам, так и преподавателям полезно периодически просматривать этот список и сообщать, считает ли каждый другой, что другой выполняет свою долю ответственности.

Роли учащихся

  • Самооценка своей готовности к обучению
  • Определите цели обучения и разработайте контракт на обучение
  • Следите за процессом обучения
  • Берите на себя инициативу на всех этапах процесса обучения — проявляйте самомотивацию 
  • Переоценивайте и изменяйте цели по мере необходимости в течение учебного года
  • При необходимости проконсультируйтесь с инструктором-консультантом

Консультирование инструкторов по ролям

  • Создание совместной учебной среды
  • Помогите мотивировать и направить учебный процесс учащихся
  • Содействовать инициативам учащихся в обучении
  • Быть доступным для консультаций по мере необходимости в процессе обучения
  • Служить советником, а не формальным инструктором

Ресурсы

Советы по обучению CTE

  • Самостоятельные занятия: готовность к обучению
  • Независимые исследования: Руководство по принятию решений по планированию подразделения
  • Самостоятельное обучение: учебные контракты
  • Понимание вашего стиля обучения

Прочие ресурсы

  • Graves, N. (Ed.) (1993). Управляемое обучение учащимся: практика, теория и политика. Лидс: AW Angus & Co. Limited.
  • Хаммонд, М. и Коллинз, Р. (1991). Самостоятельное обучение: критическая практика.  Лондон: Коган Пейдж Лимитед.
  • Hiemstra, R. Самостоятельный веб-портал.
  • Ким, Р., Олфман, Л., Райан, Т., и Эрилмаз, Э. (2014). Использование персонализированной системы для улучшения самостоятельного обучения в онлайн-образовательной среде. Компьютеры и образование , 70, 150-160.
  • Ноулз, М. (1986). Использование учебных контрактов: практические подходы к индивидуализации и структурированию обучения. Лондон: Публикации Джосси-Басса.
  • Симпсон, О. (2000).  Поддержка учащихся в открытом и дистанционном обучении. Лондон: Коган Пейдж Лимитед.
  • Тейт, Дж. и Найт, П. (1996).  Управление самостоятельным обучением. Лондон: Коган Пейдж Лимитед.

Эта лицензия Creative Commons позволяет другим микшировать, настраивать и использовать нашу работу в некоммерческих целях при условии, что они ссылаются на нас и указывают, были ли внесены изменения. Используйте этот формат цитирования:  Самостоятельное обучение: четырехэтапный процесс. Центр педагогического мастерства Университета Ватерлоо .

Самостоятельное обучение: Контракты на обучение | Center for Teaching Excellence

Самостоятельный опыт обучения может быть чрезвычайно полезным как для студентов, так и для их наставников-консультантов. Как объясняется в нашем Совете для преподавателей «Самостоятельное обучение: процесс из четырех шагов», самостоятельное изучение дает учащимся возможность изучить не только заданную тему, но и свои собственные стратегии и цели обучения, а учебные контракты могут сыграть решающую роль в обеспечении что этот процесс успешен. Контракты на обучение дают учащимся право собственности на свое обучение в начале проекта или класса, они побуждают учащихся задуматься о том, как они учатся, и устанавливают четкие цели и сроки проекта. Для инструкторов контракты на обучение служат схемой для независимых учебных единиц и инструментами, помогающими оценивать.

Чтобы максимизировать эти преимущества, учащиеся должны разработать свои собственные учебные контракты, которые преподаватель-консультант просматривает, чтобы предоставить конструктивную обратную связь и предложения по изменению. Поскольку контракт представляет собой соглашение между преподавателем и студентом, оба должны подписать окончательный контракт, и, если в процессе обучения потребуются изменения, оба должны одобрить и подписать измененный контракт.

В этом совете для преподавателей рассматриваются преимущества и ограничения договоров об обучении, излагаются обязанности как учащихся, так и преподавателей при заключении договоров об обучении, а также приводится пример договора об обучении, который вы можете использовать при разработке самостоятельного учебного опыта для своих учеников.

Пособия 

Контракты на обучение… 

  • Требовать, чтобы студенты активно участвовали в процессе разработки своей единицы обучения.
  •  Обязать учащихся изучить свою готовность к обучению и свои навыки самостоятельного обучения.
  • Максимизируйте мотивацию учащихся к обучению, потому что они выбрали повестку дня.
  •  Помогайте удерживать менее самостоятельных учащихся в курсе конкретных и конкретных целей и сроков.
  • Может включать график регулярных встреч с консультирующим инструктором.
  • Поощряйте независимость учащихся, что может привести к уменьшению нагрузки на время преподавателей.
  • Обеспечьте формальный способ структурирования целей и мероприятий обучения, а также оценку целей обучения, что поможет свести к минимуму недопонимание и плохо сообщенные ожидания.
  • Запланируйте и включите постоянную обратную связь об успеваемости учащихся.
  • Включите консультирование преподавателей преподавателей, чтобы поощрять использование самых разных ресурсов (например, коллег, библиотеки, сообщества, опыта).

Ограничения

Контракты на обучение…

  • Может быть сложной задачей для студентов, привыкших к лекциям/экзаменам.
  • Может не подходить для контента, с которым учащиеся совершенно незнакомы — может потребоваться некоторое начальное руководство.
  • Может потребоваться модификация по мере продвижения модуля — необходимо тщательно продумать, насколько допустима модификация, которая может быть определена в начале каждого модуля.
  • Требовать, чтобы инструкторы пересмотрели свои традиционные роли и перешли от учителя к консультанту.

Обязанности по договору об обучении

Обязанности учащихся

  1. Предложите письменный договор об обучении с указанием того, что вы хотите изучать и как вы планируете это изучать.
  2. Разработайте подробное расписание, в котором вы будете работать по контракту каждую неделю.
  3. Немедленно обратитесь к своему инструктору-консультанту, чтобы получить необходимую помощь (например, мотивацию, ресурсы, отзывы, проблемы).
  4. Регулярно встречайтесь со своим инструктором-консультантом, чтобы следить за прогрессом и обсуждать материал.

Обязанности инструктора

  1. Помощь в разработке контракта на обучение и обеспечение его выполнения и хорошего качества.
  2. Рекомендовать учебные ресурсы, такие как книги, журналы, людей, агентства, библиотечные материалы.
  3. Будьте доступны в качестве источника информации, но позволяйте учащемуся проявлять инициативу, обращаясь за помощью в обучении.
  4. Регулярно встречайтесь с учащимся, чтобы следить за прогрессом, делиться идеями и поощрять обучение.
  5. Оцените работу учащегося, как описано в договоре на обучение.

Образец договора об обучении

Следующий договор об обучении, представленный сначала в виде шаблона с инструкциями для учащихся, а затем в виде заполненного образца, адаптирован из Knowles (1986). В дополнение к запланированным действиям и оценке, показанным в таблице ниже, важно задокументировать ожидания, связанные с политиками, включая несвоевременную подачу заявок и запросы на продление.

Инструкции для учащихся

Учащийся: ________________________

Опыт обучения: ______________________________

Чему вы собираетесь учиться? (Цели) Как ты собираешься этому научиться? (Ресурсы и стратегии) ​​ Целевая дата завершения
Укажите, что вы хотите уметь делать или знать по завершении. Что вы должны сделать, чтобы выполнить каждую из поставленных задач? Когда вы планируете выполнить каждое задание?
Как вы узнаете, что выучили это? (Доказательства) Как ты собираешься доказать, что ты это выучил? (Проверка) Предоставление отзывов преподавателей (оценка)
Какое конкретное задание вы должны выполнить, чтобы продемонстрировать обучение? Кто получит продукт вашего обучения и как он будет его оценивать? Насколько хорошо было выполнено задание? Предоставьте решение об оценке.

Я ознакомился и считаю вышеуказанный контракт на обучение приемлемым.


Дата: __________

Студент: ________________________

Консультирование инструктора: ________________________________

Заполненный договор об обучении

Ученик: _IWANA Knowmore_

. (Цели) Как ты собираешься этому научиться? (Ресурсы и стратегии) ​​ Целевая дата завершения Чтобы оценить мою готовность к обучению и мои потребности в обучении по разделу «Теория образования взрослых».

  1. Заполните руководство по самостоятельной диагностике.
  2. Используйте руководство по планированию вашего отряда, чтобы составить предварительный план действий отряда.
  3. Ознакомьтесь с несколькими самостоятельными учебными ресурсами, чтобы получить советы и подсказки, которые помогут мне подготовиться к разделу самостоятельного обучения.
12 сентября Для лучшего понимания различий между андрагогическими и педагогическими концепциями. Найдите и прочитайте как можно больше справочных статей из блока 1 (минимум 10 отдельных ссылок). Особое внимание будет уделено информации о различиях между концепциями образования молодежи и взрослых. 17 октября Чтобы лучше понять методы и форматы планирования обучения. Ознакомьтесь с имеющимися ссылками на Раздел 2 и другими советами TRACE и статьями о методах и форматах обучения. 21 ноября Для создания (снятия и монтажа) видеозаписей урока самостоятельного обучения студентов, которые будут использоваться для студентов дистанционного обучения. Видеокассеты позволят учащимся дистанционного обучения получить доступ к ресурсам, доступным для студентов, обучающихся самостоятельно в кампусе. Записи позволили бы мне получить практический опыт в разработке инструмента для обучения взрослых. 5 декабря
Как вы узнаете, что выучили это? (Доказательства) Как ты собираешься доказать, что ты это выучил? (Проверка) Предоставление отзывов преподавателей (оценка)
Создание удовлетворительного контракта на обучение. Компетенции и контракт на обучение будут представлены преподавателю-консультанту. Контракт будет оцениваться с точки зрения глубины и практичности выбранных целей и мероприятий. Будут запрошены комментарии для модификации контракта, и контракт будет пересматриваться до тех пор, пока все не согласятся с его действительностью. Консультирует преподавателя: Контракт на обучение действителен. Учащийся поставил перед собой сложные, но достижимые цели и четко определил, что будет изучаться, когда это будет изучаться, какие виды деятельности будут задействованы и как это будет оцениваться. Цель завершена. Отлично.
Будет написан исследовательский документ объемом 10-15 страниц о различиях между образованием молодежи и взрослых. Статья будет подвергнута критике на полноту и полезность преподавателем-консультантом. Вместе с статьей будет представлена ​​аннотированная библиография справочного материала. На исследовательскую работу добавлены особые отзывы. Маркер считает, что это было сделано хорошо, но требуется дополнительная разработка в области андрагогических концепций. Цель завершена. Удовлетворительно.
Составьте список методов или форматов организации обучения с кратким описанием каждого элемента. Попробуйте включить как минимум 2 новых метода. Список будет передан преподавателю-консультанту. Вместе со списком будет представлена ​​аннотированная библиография справочного материала. Каждый будет оцениваться за тщательность и креативность. В списке появится конкретный отзыв. Маркер считает, что это было очень хорошо сделано, и представил несколько новых и творческих методов. Цель завершена. Выдающийся.
Запишите на видео три одночасовых занятия ночного студенческого ориентационного класса. Разработайте рабочую тетрадь для студентов, чтобы сопровождать видеокассеты. Видеозапись и рабочая тетрадь будут оцениваться консультантом отдела дистанционного обучения и консультирующим преподавателем на предмет эффективности, практичности, применимости и глубины. Особое внимание будет уделено свидетельствам применения полученных знаний об андрагогических концепциях. Видеозапись была закончена вовремя. Все оценщики сошлись во мнении, что лента некачественная. Пока редактирование не будет завершено, лента бесполезна. Рабочая тетрадь не сдана на экспертизу. Цель неполная. Неудовлетворительный.

Я ознакомился и считаю вышеуказанный контракт на обучение приемлемым.


Дата: __________ 

Студент:____________________

Консультирующий инструктор:________________________


Ссылки

  • Knowles, MS (1986). Использование учебных контрактов: практические подходы к индивидуализации и структурированию обучения . Лондон: публикации Джосси-Басса.

Ресурсы

Советы по обучению CTE

  • Самостоятельное обучение: четырехэтапный процесс
  • Независимые исследования: Руководство по принятию решений по планированию

  • Самостоятельные занятия: готовность к обучению
  • Заключение групповых контрактов

Другие ресурсы

  • Ким Р.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts