Методы запоминания: Методы и способы эффективного запоминания информация

Методы и способы эффективного запоминания информация

Содержание

  1. Способы запоминания информации
  2. Виды памяти по сенсорной модальности
  3. Условия эффективного запоминания
  4. В чём суть нашего подхода

Память — основа интеллекта, залог успешного обучения и карьерного роста. Крупные руководители, успешные предприниматели, известные учёные, художники, полководцы в большинстве имеют блестящую память и, как следствие, развитый интеллект.

Как и любые способности, хорошая память может быть дана человеку от природы. Дети, которые хорошо учатся в школе без особых усилий, — обладатели именно таких природных данных.

Но неверно думать, что если вам не посчастливилось иметь цепкую память, то с этим уже ничего не поделать. Навык быстро и прочно запоминать любую информацию можно сформировать в любом возрасте специальными техниками и регулярными активными тренировками. И наоборот, если не развивать природную память — как и любые другие способности — она теряет свой потенциал и в конечном счёте угасает.

Какие существуют методы тренировки памяти, читайте в нашей статье.

Способы запоминания информации

Про виды памяти мы уже подробно рассказывали, поэтому сейчас разберёмся, из каких «мышц» она состоит и как работает.

Преднамеренное и непреднамеренное запоминание

Другими словами — произвольная или непроизвольная память. Разница лишь в том, что произвольная память подчиняется нашей воле, когда мы заставляем себя что-либо запомнить, а непроизвольная память записывает информацию автоматически, и вам не приходится прикладывать никаких усилий.

Особенно ярко работу непроизвольной памяти можно проследить на воспоминаниях детства — мы часто со всей отчётливостью помним какие-то незначительные эпизоды, но не помним действительно важных событий.

Чтобы ваша память работала бесперебойно, важно понять, как именно происходят все процессы запоминания, а также овладеть специальными техниками и правильно её тренировать.

Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание

Давайте разберём три основных способа запоминания информации.

Механическое

Это запоминание путём многократных повторений. Та самая зубрёжка, которая до сих пор широко используется в школе и которую мы автоматически применяем в дальнейшем обучении: в вузе или на курсах.

Несмотря на распространённость, этот метод — не самый действенный, так как отнимает неоправданно много времени и не даёт по-настоящему прочного запоминания.

Именно благодаря зубрёжке школьный опыт оставил нам в наследство негативное отношение к любой учёбе. Вспомните, например, с каким трудом приходилось учить иностранные слова, как сложно было их выводить в разговорную речь и как быстро они стёрлись из памяти без практики. Неудивительно, что идея выучить английский во взрослом возрасте, мягко говоря, не вызывает энтузиазма. Но стоит только заменить зубрёжку на более эффективный способ запоминания — мнемотехнику — и нам начинает нравится сам процесс.

Мнемоническое

Это запоминание с опорой уже на имеющуюся в голове информацию, преимущественно образную.

Чтобы запомнить новый термин мнемотехникой, нужно связать его с яркой запоминающейся картинкой, которая ассоциировалась бы по звучанию. То есть через визуализацию опосредовать название термина с его содержанием.

Например, чтобы выучить, что такое синоним и никогда не путать его с антонимами или омонимами, представьте, что СИнонимы — это подружки, которые СИдят рядом на стульчиках и держатся за руки. Слова, похожие по значению (дружат), но разные по звучанию.

АНТОнимы соедините с образом АНТОшки из детской песенки, который на предложение пойти копать картошку всё время сопротивляется. Так мы запомним, что это слова, противоположные по значению.

А ОМОНимы — это парни из ОМОНА, которые в камуфляже выглядят одинаково, хотя это разные люди. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

В отличие от зубрёжки, мнемотехническое запоминание увеличивает объёмы и скорость запоминания на порядки, то есть в десятки и даже сотни раз.

Аналитическое

Это запоминание, когда требуется вникнуть в содержание материала, проанализировать его.

Метод подразумевает, что нужно составить план, выделить микротемы, понять взаимосвязь логических блоков — это работа интеллекта при аналитическом запоминании. Так мы обычно учили теоретическую часть параграфов.

Виды памяти по сенсорной модальности

В зависимости от того, какой канал является ведущим при восприятии информации, память делится на слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную и тактильную (память в ощущениях).

Например, запах духов, которыми пользовалась ваша первая учительница, может неожиданно возродить цепочку детских воспоминаний. Это результат работы обонятельной памяти. А если вспоминается Новый год, когда вы едите мандарины, — значит, сработала вкусовая.

За редкими исключениями зрительный канал является ведущим. Но это не значит, что всё остальные можно упразднить. Их хорошо использовать в качестве вспомогательных.

Например, чтобы лучше запоминать иероглифы, можно не только присвоить им похожие образы (приём мнемотехники), но и «нарисовать» черты в воздухе широкими движениями руки или даже ног и головы. Так вы задействуете тактильную память — память тела.

Условия эффективного запоминания

Чтобы управлять процессом запоминания и добиться хороших результатов, применяйте следующие принципы:

  • не пускайте этот процесс на самотёк, применяйте осознанное запоминание;
  • укрепляйте память специальными упражнениями — их подборку мы сделали в отдельной статье ;
  • откажитесь от зубрёжки в пользу мнемотехники вкупе с аналитическим запоминанием. Например, сначала через образы выучите все термины, формулы и определения параграфа, а потом проанализируйте текст, составьте по нему майнд-карту и снова запомните с помощью мнемотехники.
  • помните, что состояние памяти тесно связано с нашим общим физическим состоянием: сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие стрессов и вредных привычек увеличивает способность к запоминанию даже без использования специальных методик.

В чём суть нашего подхода

Наш центр уже 11 лет разрабатывает технологии ускоренного обучения. За это время наши методисты создали более 50 курсов самых разной направленности: от языковых до программ личного развития.

Но в основе каждого из них — развитие навыков запоминания. Любой из курсов, будь то английский или эффективное чтение, прокачивает память, учит пользоваться приёмами мнемотехники и работе с информацией. Выпускники наших курсов отмечают приятные побочные эффекты в виде прокаченной памяти и внимания. Умея запоминать любую информацию быстро и надолго, вы будете учиться с удовольствием и результатом.

Это и есть наш подход, которым мы рекомендуем руководствоваться каждому: приступая к любому новому проекту, всегда начинайте с развития памяти. Удачи!

Методы запоминания — Психологос

Методы запоминания — Психологос

01 октября 2022 г., 21:36

Статья в процессе разработки

Методы запоминания — приемы, которые помогают запоминать те или иные новые сведения.

  • Многократное повторение. Например, многократное повтороение стихотворения вслух.
  • Мнемонический прием — маленькая поговорка или рифма для первой буквы каждого слова. Например, Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
  • Акроним — из первых букв каждого слова составляет новое слово. Например, СКИФ, MAG, ОКО.
  • Компоновка — запоминание, которое опирается на некоторое правило или принцип. Например, в алфавитном порядке, по размеру, по цвету, по назначению и т.д.

Или, например, для удобства запоминания дел дня имеет смысл частные дела, где можно, собирать, упаковывать в основные Задачи дня. 30 дел в одной голове уложить в память затруднительно, но если их правильно скомпоновать, все становится проще. Память нормально удерживает около семи объектов, поэтому оптимально, если в расписании дня будет до 7 основных задач, а каждая задача может состоять из нескольких (до 7) дел. У вас даже оказывается запас…

  • Ассоциативный метод запоминания — зрительная ассоциация, созвучная ассоциация или другие психологические зацепки.
  • Аббревиатура — СССР, МосКомПечать
  • Использование звуков, цвета и т.п. Например, сирена при пожаре, желтые рукоятки для оператора и т.п.

Каждый запоминает по-разному: кто-то зрительно, кто-то с помощью ассоциаций, на слух или записывая. Смотри Памятка для запоминания

  • Память
  • Методики

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Мнемонические приемы

Самый нежелательный вариант — это механическое выучивание, бездумное запоминание тупым повторением. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты — выучил-сдал, через три дня — как будто и не учил никогда 🙂 ).

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Памятка для запоминания

Проговорить (или пропеть) себе несколько раз подряд информацию, которую надо запомнить.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Запоминание

Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание — обязательная часть любой учебы, обучения и научения.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • «Зима и котик», стихотворение
  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив…
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Спокойное присутствие
  • Что могут, а что не могут аффирмации
  • Истероид
  • Найти хорошее, вычерпывание плюсов
  • Я проявляю любовь… А как правильно?

Советы по обучению: 5 лучших техник запоминания — Dal News

Джулия Манукян с Джессикой Чабб (координатор программы «Обучение для успеха») — 20 ноября 2013 г.

Ах, время экзамена. Любимое время для чтения книг. (Фото Дэнни Абриэля)

Поскольку через пару недель занятия закончатся, важно освежить свои навыки обучения, чтобы вы могли сдавать экзамены, чувствуя себя подготовленными и уверенными.

Прежде чем приступить к серьезному обучению, вам нужно сконцентрироваться. Минимизируйте или устраните как можно больше отвлекающих факторов , включая как внутренние (мечтания или составление мысленных списков дел), так и внешние (друзья, соседи по комнате, шум, сотовые телефоны и социальные сети), чтобы полностью сосредоточиться на текущей задаче. .

Связанный: Посмотрите еще несколько советов по учебе.

Если вам трудно свести к минимуму отвлекающие факторы, используйте систему галочек . Каждый раз, когда вы теряете концентрацию, проверяйте оценочную карточку, которая лежит у вас на столе. Подсчитайте количество проверок в конце вашей учебной сессии. Каждый раз ставьте перед собой цель уменьшить количество галочек.

Только когда у вас будет подходящее место для занятий и сосредоточенный ум, вы сможете начать запоминать информацию. Попробуйте эти пять приемов:

  1. Придайте смысл вещам. Доработайте то, что вы изучаете, и примените полученные знания к чему-то важному для вас: к примеру, который использовал ваш профессор, к чему-то, что вы видели в документальном фильме, или к повседневному опыту. Вы, наверное, не помните, что надели в прошлую пятницу, но можете вспомнить, что надели на выпускной. Новая информация наиболее сильно кодируется, когда вы соотносите ее с уже известной вам информацией, а кодирование является наиболее глубоким, когда вы придаете значение новой информации. Чем больше логических связей вы можете установить с новой информацией, тем крепче память.
  2. Узнайте общие и специальные позже. Этот метод помогает при поиске: если вы знаете, что часть информации относится к более широкой категории, к ней легче получить доступ.
  3. Повторяйте вслух своими словами , пока вам не нужно будет обращаться к своим заметкам.
  4. Научите кого-нибудь еще. Передача информации другому человеку — один из лучших способов обучения. Если у вас нет желающих слушать, таких как родитель или друг, вы можете учить стену (лучше всего делать это за закрытыми дверями!).
  5. Использование запоминающих устройств . Есть много различных устройств, которые вы можете использовать для запоминания информации, в том числе:

Акростихи напр. «Моя прекрасная мать только что подала нам начос» (планеты)
Разбиение на части
: запоминайте большие числа меньшими порциями.
Метод Локусов
: визуализируйте знакомое место и ассоциируйте с ним объекты.
Флэш-карты
: хороши для конкретных фактов. Перетасуйте карты и прочитайте вслух. Ставьте вопрос с одной стороны, ответ с другой.

Дополнительный совет

Практические вопросы . Независимо от того, есть ли они уже в вашем учебнике или вам нужно придумать их самостоятельно, постарайтесь сделать как можно больше. Вместо того, чтобы просто повторять информацию, вопросы просят вас применить свои знания, гарантируя, что вы действительно понимаете информацию.

У всех разные подходы, поэтому узнайте, какой метод или комбинация лучше всего подходит для вас!

Академическая поддержка: методы запоминания

Вы никогда не забудете. За исключением травм и болезней, мозг никогда ничего не теряет. Забывание — это либо 1) неспособность сохранить информацию в первую очередь, либо 2) неспособность извлечь информацию, либо 3) неспособность сохранить ее таким образом, чтобы ее можно было найти при необходимости. Запоминание и забывание — довольно большие проблемы в академических кругах. Эксперименты показывают, что мы все время забываем любую информацию. Хотя существует несколько теорий, пытающихся объяснить забывание, многое в нейробиологии мозга остается неизвестным.

Что известно о памяти, так это то, что она работает более эффективно, когда требуются сознательные усилия, по сравнению с более второстепенными путями к обучению. Намерение, мотивация и интерес имеют решающее значение. Именно поэтому новая информация легче запоминается.

Кратковременная память имеет ограниченный объем, и информация быстро исчезает, если вы не можете переместить ее в долговременную память. Большая часть информации, которую мы получаем, не сохраняется, а быстро теряется — вероятно, не менее 50% почти сразу и около 20% через 24 часа. Быстро и неоднократно пересматривайте, чтобы улучшить удержание.

Память состоит из двух частей: Концентрации (вы должны получить ее, прежде чем сможете забыть) и Воспоминания.

Это естественная тенденция разделять наше внимание, например, когда мы едем в машине и слушаем радио, но когда мы можем сосредоточиться исключительно на материале, который пытаемся выучить, у нас больше шансов быстро и эффективно выполнить задание на запоминание.

точно. Память укрепляется ассоциациями, например, добавлением новой информации из дополнительного чтения или размещением материала в иерархической сети. Память также укрепляется, когда устанавливаются логические связи, например, изучая анатомию костей, визуализируйте связи и просматривайте пути, как в компьютерной программе. Используйте информацию из вашего фона для картинок или мысленных образов. Это поможет вам использовать как левое, так и правое полушария вашего мозга, которые имеют определенные специализированные функции.

В классе и во время учебы:

  1. Будьте внимательны, чтобы получить информацию правильно с первого раза. Трудно заменить неправильную информацию правильной информацией
  2. Убедитесь, что вы понимаете концепцию — очень трудно вспомнить, что является нечетким. Прочтите, а затем перечитайте перед занятием, задайте вопросы и попытайтесь объяснить концепцию кому-то еще во время повторения.
  3. Используйте разбиение на фрагменты, существуют ограничения на то, сколько мы можем вспомнить, но эти ограничения расширяются, когда материал осмысленно организован, например, каковы три ключевых понятия главы и как идеи сгруппированы в соответствии с этими ключевыми идеями. Сгруппируйте идеи вокруг заголовка или категории. Один предмет может служить подсказкой для другого во время экзамена.
  4. Будьте избирательны — сконцентрируйтесь и подведите итоги. Это помогает сделать требования времени более управляемыми. Помните: запоминание вторично по отношению к пониманию.
  5. Мнемонические устройства могут служить органайзерами для новой информации, будь то классические аббревиатуры, такие как Every Good Boy Does Fine, представляющие линии нотоносца EGBDF, или индивидуализированные, которые вы создаете сами. Обязательно запомните полностью, так как небольшая ошибка создаст трудности при использовании этих методов.
  6. Создайте колышек, на который можно повесить информацию, которую вы хотите запомнить. Это может быть рифма, необычный образ или, может быть, последовательность, например, запомните свой список покупок, визуализируя прохождение между рядами на рынке.
  7. Устраните отвлекающие факторы:
    1. Используйте «подсказку» — например, когда вы носите определенную бейсбольную кепку, вас нельзя беспокоить.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts