Межгрупповые конфликты. Практикум по конфликтологии
Межгрупповые конфликты. Практикум по конфликтологииВикиЧтение
Практикум по конфликтологии
Емельянов Станислав Михайлович
Содержание
Межгрупповые конфликты
В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.
В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать и некоторые другие их особенности.
Во-первых, следует определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок.
1. «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы – Они».
2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются.
3. Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А соответственно негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.
Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации, которая приводится в табл. 10.3.
В-третьих, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются:
• собрания, совещания, митинги групп;
• забастовки;
• встречи лидеров;
• дискуссии;
• переговоры.
Управление межгрупповыми конфликтами
При принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать не только особенности, но и функции этих конфликтов. В этом плане следует иметь в виду такие функции, как:
• сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;
• раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;
• утверждение статуса личности в группе.
Содержание управления межгрупповыми конфликтами отражено в табл. 10.4.
Таблица 10.3
Классификация межгрупповых конфликтов
Таблица 10.4
Управление межгрупповыми конфликтами
Окончание табл. 10.4
Источники для углубленного изучения темы
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 29; 31–34.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 5.
4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С. 144–146.
Контрольные вопросы
1. Назовите два основных типа групповых конфликтов.
2. Перечислите особенности конфликта «личность – группа».
3. Перечислите варианты конфликтов «личность – группа».
4. Назовите формы проявления конфликтов между личностью и группой.
5. Назовите основные причины конфликта между руководителем и возглавляемым им коллективом.
6. Что лежит в основе межгруппового конфликта?
7. Объясните понятие «групповая атрибуция».
8. Перечислите варианты межгрупповых конфликтов.
9. Перечислите основные формы проявления межгрупповых конфликтов.
10. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1.
1. Отношения межгрупповые и межличностные1.1. Отношения межгрупповые и межличностные Межэтнические отношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политология, социология, экономика,
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты)
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты) Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного
Региональные конфликты
Региональные конфликты Под региональными конфликтами мы будем понимать такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального
1.
Повседневные конфликты1. Повседневные конфликты Каждый из опыта своей знает жизни, как больно быть аутсайдером в какой-либо группе, когда тебя обходят и отвергают. Не меньшую боль причиняет предательство партнера, когда он предпочитает кого-то другого или расстается с вами навсегда. Если такой
Конфликты и нервы
Конфликты и нервы Я прав! А ты просто никто, чтобы мне перечить!В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны объективную и субъективную. Объективное начало связано со сложной противоречивой ситуацией, в которую попадает
4.3. Внутригрупповые конфликты
4.3. Внутригрупповые конфликты К данному типу конфликтов относятся конфликты между личностью и группой, в которую эта личность может входить, а может и не входить. В частности, это может быть конфликт между руководителем подразделения и группой его подчиненных.
4.4. Межгрупповые конфликты
4.4. Межгрупповые конфликты Межгрупповой конфликт – это «тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими (в частности, религиозными, классовыми, этническими и др.),
Деструктивные конфликты
Деструктивные конфликты Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами. К таким субъективным причинам относятся:• неправильные действия руководителя;• неправильные действия подчиненных;• неправильные действия и руководителя, и
Как разгораются конфликты
Как разгораются конфликты Педагогические конфликты учителей и их слабые навыки в конструктивном разрешении конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований, 35–40 % детских неврозов – результат
Межгрупповые отношения и взаимодействия
Межгрупповые отношения и взаимодействия К межгрупповым отношениям в психологии относят такую совокупность социально-психологических явлений, при которых между социальными группами возникает субъективное отражение (восприятие) многообразных связей и обусловленный
Межгрупповые отношения и взаимодействия
Межгрупповые отношения и взаимодействия К межгрупповым отношениям в психологии относят такую совокупность социально-психологических явлений, при которых между социальными группами возникает субъективное отражение (восприятие) многообразных связей и обусловленный
Межгрупповые отношения и взаимодействия
Межгрупповые отношения и взаимодействия К межгрупповым отношениям в психологии относят такую совокупность социально-психологических явлений, при которых между социальными группами возникает субъективное отражение (восприятие) многообразных связей и обусловленный
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЕНИИ
КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЕНИИ Конфликты в управлении – это конфликты, возникающие в трудовом коллективе между руководителем и подчиненным (конфликты «по вертикали»).Характер субординации в отношениях между подчиненным и руководителем может распространяться на две сферы:
Межгрупповые конфликты в организации и пути их урегулирования
Автор: Румянцева Мария Васильевна
Рубрика: Экономика и управление
Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.
Дата публикации: 02.10.2017 2017-10-02
Статья просмотрена: 11368 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 1 (pdf)
Библиографическое описание:Румянцева, М. В. Межгрупповые конфликты в организации и пути их урегулирования / М. В. Румянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45794/ (дата обращения: 29.11.2022).
Конфликт — это противоборство сторон, или воспринимаемая несовместимость действий и целей. В организациях примерно 70–80 % своего рабочего времени руководители находятся под воздействием скрытых и явных противоречий, игнорирование которых может привести к конфликтам, а участие в конфликтных ситуациях занимает до 20 % рабочего дня менеджеров [1]. Таким образом, навыки выявления и улаживания конфликтов имеют, пожалуй, важнейшее значение для эффективного управления персоналом в организации.
Межгрупповой конфликт характеризуют три составляющие: идентификация с группой, наблюдаемые различия между группами и фрустрация. Во-первых, работники должны воспринимать себя как часть определённой группы или подразделения. Во-вторых, должны присутствовать те или иные различия между группами: работа на разных этажах или в разных зданиях, различный социальный статус или образование их членов, работа людей в разных подразделениях. Третья предпосылка конфликта — фрустрация. «Фрустрация» означает, что если одна группа достигает своей цели, другие лишаются такой возможности, она будет заблокирована [2].
Межгрупповые конфликты можно разделить на горизонтальные (между подразделениями) и вертикальные (между различными уровнями организации). Нет единого мнения насчет роли конфликта в современной организации. Нельзя утверждать, что все межгрупповые конфликты деструктивны. Если конфликт существует в пределах нормы, то от него может исходить положительный эффект. Спорные ситуации могут повышать усилия сотрудников в работе для достижения поставленных целей, выделить скрытые проблемы организации, которые следует устранить. В то же время слишком большой конфликт может привести к негативным последствиям для организации. Чтобы не довести конфликт до предельных масштабов, нужно грамотно изучить причины возникновения и выбрать дальнейший путь их урегулирования.
Конфликты между командами могут возникать по разным причинам, отметим самые основные:
1. Недостаток ресурсов. К ресурсам можно отнести денежные средства, информацию и различные виды поставок. Каждый раз, когда группы начинают конкурировать за ограниченные или сокращающиеся ресурсы, возникновения конфликтов между ними становится неизбежным. Например, создание команд ускоренного цикла часто сопровождает конфликты, потому что оно приводит к появлению новых конкурентов, борющихся за доступ к ресурсам.
2. Нарушение коммуникаций. Причиной конфликтов между командами могут быть плохие коммуникации. В некоторых случаях информация утаивается преднамеренно, что может поставить под угрозу доверие команд друг к другу и привести к затяжному конфликту [3].
3. Несовместимость целей. Цели каждого подразделения отражают специфические цели, которые их члены стремятся достичь. Достижение целей одним из подразделений часто противоречит целям других.
4. Взаимозависимость. Конфликт наиболее вероятен тогда, когда стороны не могут договориться о координации обслуживания. Высокая взаимозависимость означает, что подразделения часто испытывают необходимость в быстрых откликах, поскольку от работы одного подразделения зависит работа другого.
В командах, как и у индивидов, вырабатываются определенные стили урегулирования конфликтов. Присущие конкретной команде стили определяются желанием ее участников добиться удовлетворения своих собственных интересов либо потребностей другой стороны. Модель, описывающая стили разрешения конфликтов, представлена на рис.1. С помощью данной модели можно проанализировать, к какому из этих пяти типов относится ответная реакция сторон: уход от взаимодействия, соревнование, сотрудничество и разрешение проблемы, сглаживание конфликта и поиск компромисса.
Рис. 1. Модель степени учета интересов противоположной стороны
В зависимости от ситуации выбирается один из следующих пяти стилей урегулирования конфликта:
- Соревнование должно применятся тогда, когда необходимы быстрые решительные действия, особенно если дело касается важных вопросов или непопулярных мер.
- Уход от взаимодействия целесообразен в случаях, когда решение представляется очевидным, когда изменить решение в вашу пользу не представляется возможным, когда требуется пауза для сбора дополнительной информации или когда разрушительные последствия конфликта могут обойтись слишком дорого.
- Поиск компромисса применяется в тех случаях, когда цели обеих сторон одинаково важны, когда оппоненты обладают одинаковой властью, когда обе стороны стремятся к устраивающему друг другу решению или когда решение необходимо принять как можно скорее.
- Сглаживание конфликта наиболее эффективно в тех случаях, когда сторона осознает ошибочность своей позиции, когда вопрос более важен для других людей, чем для нее самой, когда сторона стремится к необходимому для него в будущем социальному доверию, когда на первый план выходит поддержание гармонии.
- Сотрудничество и решение проблему позволяет обеим сторонам конфликта добиться взаимовыгодного решения, хотя им следует приготовиться к длительным переговорам. Данный стиль подходит в ситуации, в которой невозможно пренебречь интересами ни одной из сторон, когда для достижения консенсуса необходимо привлечение всех участников [3].
Таким образом, межгрупповые конфликты могут быть урегулированы различными способами.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что межгрупповой конфликт имеет свои особенности, которые должен учитывать менеджер. Для правильного разрешения межгрупповых конфликтов следует определить причины их возникновения, найти очаги спорных вопросов между сторонами. Далее необходимо изучить все индивидуальные особенности ситуации и выбрать стиль разрешения конфликта, учитывая свои интересы и интересы оппонента.
Литература:
- Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Организационное поведение. — М.: Экономистъ, 2006. — 665 с.
- Дафт Р. Теория организации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 736 с.
- Дафт Р. Менеджмент. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 800 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, сторона, группа, межгрупповой конфликт, подразделение, поиск компромисса, решение, сглаживание конфликта.
Похожие статьи
Разрешение
конфликтов в образовательной организацииКомпромиссные конфликты разрешаются путем взаимного соглашения конфликтующих сторон.
Межгрупповые конфликты возникают внутри одной группы или между группами.
Основы управления
конфликтами в организации4. Межгрупповой конфликт.
3. Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. 4. Компромисс, сотрудничество (высокая напористость сочетается с высокой корпоративностью).
Подростковый
конфликт и проблемы его разрешенияВторой вариант исхода конфликта — сглаживание, когда одна из сторон соглашается с претензиями, но только в данный момент. Третий тип — компромисс.
Межгрупповой конфликт. Коллективы состоят из множества формальных и неформальных групп.
Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан…
Конфликт между личностью и группой как следствие межличностного конфликта возникает, когда один из участников нашёл поддержку своей позиции
Стратегия поведения, направленная на поиск компромисса в отношениях военнослужащих в конфликте проявляется у 13 %.
Методы профилактики
конфликтов в компанияхМежгрупповые конфликты.
Можно выделить пять основных межличностных методов решения конфликтов: — уклонение
Основные термины (генерируются автоматически): Конфликт, вид конфликта, группа, интерес, компромисс, отношение.
Способы разрешения
конфликтов в организации в современных…Противоречивость целей отдельных групп и работников. Рассмотрим один из разновидностей конфликтов в организации — педагогический конфликт.
– стимулирование конфликтующих сторон к генерированию идей относительно решения конфликта, контроль степени их…
Управление
конфликтами в организации на примере фирмы ООО. ..Способ решения: Проанализируем конфликт по методике, описанной выше. Таблица 1. Оценка глубины 1-го конфликта.
Можно также предложить менеджеру тактику сглаживания конфликта. Для создания благоприятных отношений между конфликтующими сторонами.
Конфликтные ситуации в организации | Статья в журнале…Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа.
Межгрупповые конфликты в организации возникают между ее различными системами.
Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале…Межгрупповые конфликты, аналогичны межличностным, однако в основе противоречий лежат интересы группы людей
Таким образом, при возникновении конфликтных ситуаций группа, скорее всего, выберет компромиссный путь решения возникшего противоречия.
Похожие статьи
Разрешение
конфликтов в образовательной организацииКомпромиссные конфликты разрешаются путем взаимного соглашения конфликтующих сторон.
Межгрупповые конфликты возникают внутри одной группы или между группами.
Основы управления
конфликтами в организации4. Межгрупповой конфликт.
3. Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. 4. Компромисс, сотрудничество (высокая напористость сочетается с высокой корпоративностью).
Подростковый
конфликт и проблемы его разрешенияВторой вариант исхода конфликта — сглаживание, когда одна из сторон соглашается с претензиями, но только в данный момент. Третий тип — компромисс.
Межгрупповой конфликт. Коллективы состоят из множества формальных и неформальных групп.
Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан…
Конфликт между личностью и группой как следствие межличностного конфликта возникает, когда один из участников нашёл поддержку своей позиции
Стратегия поведения, направленная на поиск компромисса в отношениях военнослужащих в конфликте проявляется у 13 %.
Методы профилактики
конфликтов в компанияхМежгрупповые конфликты.
Можно выделить пять основных межличностных методов решения конфликтов: — уклонение
Основные термины (генерируются автоматически): Конфликт, вид конфликта, группа, интерес, компромисс, отношение.
Способы разрешения
конфликтов в организации в современных…Противоречивость целей отдельных групп и работников. Рассмотрим один из разновидностей конфликтов в организации — педагогический конфликт.
– стимулирование конфликтующих сторон к генерированию идей относительно решения конфликта, контроль степени их…
Управление
конфликтами в организации на примере фирмы ООО…Способ решения: Проанализируем конфликт по методике, описанной выше. Таблица 1. Оценка глубины 1-го конфликта.
Можно также предложить менеджеру тактику сглаживания конфликта. Для создания благоприятных отношений между конфликтующими сторонами.
Конфликтные ситуации в организации | Статья в журнале…Ключевые слова: конфликты, конфликтные ситуации, организации, индивид, группа.
Межгрупповые конфликты в организации возникают между ее различными системами.
Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале…Межгрупповые конфликты, аналогичны межличностным, однако в основе противоречий лежат интересы группы людей
Таким образом, при возникновении конфликтных ситуаций группа, скорее всего, выберет компромиссный путь решения возникшего противоречия.
Определение внутригруппового конфликта | Bizfluent
by Hannah Wahlig
Опубликовано 2 августа 2019 г.
Внутригрупповой конфликт относится к особому типу конфликтов, возникающих между членами группы, которые имеют общие цели, интересы или другие отличительные черты. Внутригрупповой конфликт может быть мелкомасштабным, например, на рабочем месте, или крупномасштабным, например, между членами определенной группы населения. Хотя конфликт обычно рассматривается как проблема, внутригрупповой конфликт также может служить ценным инструментом в некоторых контекстах.
СоветВнутригрупповой конфликт отличается тем, что он возникает между членами группы или коллектива, которые теоретически объединены общей характеристикой или целью. Напротив, межгрупповой конфликт возникает между двумя конкурирующими или отдельными группами.
Межгрупповой конфликт и внутригрупповой конфликт
Простой способ определить межгрупповой конфликт — это сравнить межгрупповой конфликт и внутригрупповой конфликт: одна и та же команда дерутся друг с другом. Внутригрупповые конфликты чаще всего возникают на рабочих местах, разделяющих сотрудников на определенные команды или отделы.
Примером внутригруппового конфликта могут быть дебаты членов маркетинговой группы о наилучшем способе запуска нового продукта. Если в группе возник межгрупповой конфликт, маркетинговая команда может поспорить с командой по разработке технологий по поводу запуска. Внутригрупповой конфликт характеризуется словесными разногласиями между членами группы, которые в конечном итоге могут привести к расколу группы на отдельные и противоборствующие части. Группы, испытывающие внутригрупповой конфликт, могут часто запрашивать мнение начальства или демонстрировать отсроченный прогресс в достижении цели.
Типы сценариев внутригрупповых конфликтов
Две основные формы внутригрупповых конфликтов: конфликт отношений и конфликт задач . В конфликте внутригрупповых отношений члены группы борются с межличностными отношениями независимо от задачи или целей группы. Например, два члена маркетинговой команды могут столкнуться с конфликтом, потому что один из них применяет дипломатический подход к общению, а другой предпочитает прямое и агрессивное общение.
Если в группе возникает конфликт задач, члены группы не согласны с лучшими методами достижения цели или изо всех сил пытаются договориться о подходящей цели. Например, маркетинговая команда может столкнуться с трудностями, потому что некоторые участники поддерживают традиционный прямой маркетинг, в то время как другие участники хотят поэкспериментировать с кампанией вирусного маркетинга.
Последствия внутригруппового конфликта
Во всех сценариях внутригруппового конфликта участники подвержены риску нанесение ущерба личным отношениям и неспособность достичь целей или задач. Внутригрупповой конфликт может отвлечь членов группы от получения ценных результатов, как указано выше, что может поставить под угрозу работу членов группы.
Высокий уровень внутригруппового конфликта отношений увеличивает желание членов группы уйти с работы или компании, а высокий уровень конфликта задач увеличивает вероятность того, что группа также будет испытывать конфликты отношений. Конфликты в отношениях также способствуют негативным реакциям, которые могут вызвать эмоциональный дистресс у членов группы.
Преимущества внутригруппового конфликта
Хотя последствия внутригруппового конфликта могут способствовать неудовлетворенности работой и ухудшению личных отношений, в некоторой степени внутригрупповой конфликт может оказаться функциональным. В функциональном внутригрупповом конфликте результатом конфликта является усиление общения, которое может привести к повышению производительности. Функциональный внутригрупповой конфликт способствует тщательному обсуждению множества идей, которые могут дать больший или более эффективный результат. Функциональный конфликт обычно представляет собой конфликт задач и требует тщательного управления группой и общения, чтобы предотвратить развитие конфликта в отношениях.
Предотвращение и разрешение внутригрупповых конфликтов
Предотвращение внутригрупповых конфликтов зависит от того, насколько члены команды подготовлены для выявления, управления и преодоления конфликтных ситуаций. Все члены группы должны пройти обучение по управлению конфликтами, которое способствует использованию активного слушания, четкого общения и эффективных циклов обратной связи, которые способствуют росту, а не наказанию за ошибки.
Некоторые внутригрупповые конфликты требуют управления от внешней третьей стороны, которая обеспечивает руководство и помощь во время групповых конфликтов. В случае, если внутригрупповой конфликт не может быть разрешен внутри группы, руководитель может принять решение о роспуске группы, чтобы избежать дальнейших потерь как производительности, так и морального духа команды.
- ссылки
- писатель
- обратная связь
- ссылка
«Мы» против «них»: как предотвратить межгрупповой конфликт и создать гармонию на рабочем месте Менталитет «мы» и «они» среди коллег.
Эти разделения могут возникнуть из-за существования различных ролей на рабочем месте. Например, может возникнуть напряженность между персоналом питомника и персоналом питомника или между администрацией и ветеринарным персоналом. Они также могут возникать из-за различий в уровне опыта или просто из-за работы в разных географических точках или местах.Как правило, межгрупповые конфликты или напряженность возникают на рабочем месте, когда члены группы считают себя более похожими друг на друга, более квалифицированными или трудолюбивыми, чем другая группа. Напряженность также может быть более вероятной, когда группам приходится конкурировать за ограниченные ресурсы, такие как финансирование, пространство, признание или похвала.
Вы можете услышать следующие признаки межгруппового конфликта или напряженности:
- «Им нужно действовать сообща»
- «Почему мы выворачиваемся наизнанку, пока другая группа сидит и ничего не делает?»
- «Они заинтересованы только в прибыли и не заботятся о благополучии животных»
- «Я устал постоянно исправлять ошибки этих людей»
Знакомо?
Почему возникает менталитет «мы» против «их»?
Формирование групп является естественным поведением человека. Мы социальные животные, поэтому легко образуем группы. Кроме того, принадлежность к группе способствует нашей идентичности и самооценке. Это приводит к тому, что мы отдаем предпочтение людям из нашей группы, а не людям из нашей группы. Социальные психологи называют это внутригрупповой предвзятостью. Просто подумайте, например, о различиях между людьми-кошками и людьми-собаками. Исследования находят противоречивые доказательства существования личностных различий между людьми-собаками и людьми-кошками, однако люди-собаки часто считают себя более общительными и менее невротичными, чем люди-кошки. С другой стороны, те, кто идентифицирует себя как кошатники, считают себя более независимыми и открытыми, чем собачники.
Эта естественная склонность к формированию групп и восприятию себя отличными и лучшими, чем другая группа, была ясно продемонстрирована в ныне известном социально-психологическом эксперименте, известном как «Пещера разбойников». В этом эксперименте группу мальчиков пятого класса случайным образом разделили на две группы и отправили в лагерь. Ни одна из групп не знала о существовании другой, поскольку они располагались на противоположных концах лагеря. Всего через неделю мальчики в каждой группе сблизились друг с другом и создали свою собственную групповую идентичность. Они даже назвали свои лагеря; Раттлеры и Орлы.
Узнав о другой группе, мальчики стали называть остальных «нарушителями». Этот менталитет «мы» против «их» позже был усилен организаторами лагеря (которые на самом деле были исследователями), когда они потребовали, чтобы две группы соревновались за ресурсы, такие как трофеи. Напряженность, однако, переросла в откровенную враждебность, когда они начали обзывать друг друга и даже совершать набеги на лагеря друг друга. Две группы в конечном итоге гармонично объединились, поощряя их совместную работу для достижения общей цели, но это потребовало больших усилий со стороны исследователей.
Что поразительно в этом эксперименте, так это то, что он показывает, насколько быстро создаются группы и групповая напряженность. Когда мы распространяем это на рабочее место, мы видим, насколько легко могут возникнуть эти разделения.
Каково влияние менталитета «нас» на «их»?
Формирование групп на рабочем месте не так уж и плохо. На самом деле, это может привести к повышению уровня эффективности, улучшению качества обслуживания и расширению инноваций. Некоторый уровень конфликта также может быть хорошим. Различия во мнениях между группами могут привести к лучшему решению проблем и более высокому уровню творчества. Однако, когда межгрупповые конфликты становятся личными или возникают регулярно из-за рутинных и простых задач, могут возникнуть проблемы. Межгрупповые конфликты могут быть источником стресса на рабочем месте и могут в значительной степени способствовать низкой удовлетворенности работой и выгоранию. Они также могут привести к увеличению текучести кадров и невыходу на работу. Кроме того, межгрупповые конфликты могут снизить эффективность рабочего места, поскольку внимание и энергия направляются на разрешение конфликта, а не на достижение целей и ценностей организации.
Как уменьшить межгрупповые конфликты и создать гармонию на рабочем месте.
Если вы обнаружите, что на вашем рабочем месте возникают конфликты и напряженность, которые приводят к проблемам, попробуйте следующее:
- Веселитесь вместе и создавайте общий опыт. Веселиться и смеяться — отличный способ снизить уровень гормонов стресса и повысить уровень окситоцина (гормона привязанности).
- Поощряйте выражение благодарности друг другу.
- Создавайте общие цели, чтобы группы работали вместе для достижения результата.
- Обсудите с персоналом произвольный характер групп, чтобы снизить напряженность. Вы можете использовать эксперимент «Пещера разбойников» в качестве примера или продемонстрировать его самостоятельно, создав группы на основе цвета глаз или предпочтений футбольной команды.
- Установите или укрепите общие черты между группами. Например, создайте общее пространство, где каждый сможет подвести итоги в конце дня.
- Удалите различия, такие как различия в форме, между группами, где это возможно.
- Внедрите перекрестные рабочие визиты, если существует напряженность между людьми, выполняющими разные функции или работающими в разных местах.
Ссылки
Гослинг С. Д., Сэнди С. Дж. и Поттер Дж. (2010). Личности самоидентифицированных «Людей-собак» и «Людей-кошек». Anthrozoos, 23, 213-222.
Перрин, Р. М. и Осборн, Х. Л. (1998). Особенности личности собак и кошек. Антрозоос, 11 , 33-40.
Подбершек, А.Л. и Гослинг, С.Д. (2000). Исследование личности домашних животных и их владельцев: концептуальные вопросы и обзор. В A. L. Podberscek, E.S. Paul & J.A. Serpell (Eds.), Животные-компаньоны и мы: изучение отношений между людьми и домашними животными (стр. 143–167). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Шабрак, М. Дж., Виннубст, Дж. А. М. и Купер, К. Л. (ред.). (2003). Справочник по психологии труда и здоровья.