Мимесис это: «Большие идеи» в философии искусства. Мимесис: принцип подражания реальности

МИМЕСИС | это… Что такое МИМЕСИС?

(греч. μίμησις – подражание) – учение в антич. эстетике и философии, рассматривающее человеч. познание и художеств. творчество как подражание действительности (см. Подражание). В истории философии М. трактовался материалистически и идеалистически. Термин этот употреблялся, по-видимому, уже в древнем пифагорействе, поскольку Аристотель свидетельствует, что платоновское «участие» вещей в идеях есть только перетолкование пифагорейского учения о подражании вещей числам (58 В 12, ср. 14, Diels9). Развернутое материалистич. учение о подражании как сущности всякой человеч. деятельности выдвигал Демокрит: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: (а именно, мы – ученики) паука в ткацком и портняжном ремеслах, (ученики) ласточек в построении жилищ, и (ученики) певчих птиц, лебедей и соловья в пении» (68 В 154). Применяя М. и в этике, Демокрит указывал на необходимость подражания добру (В 39, 79).

Учение Демокрита оказало влияние на Ксенофонта, к-рый говорит (Xen.

Oecon. XV, 1–13) о научении человека хозяйству посредством подражания природе. В эстетике и философии Платона теория М. истолковывается с позиций объективного идеализма. Всякое иск-во основано, по Платону, на подражании. Однако это художеств. подражание неполноценно, т.к. иск-во подражает не истине, но лишь изменяющемуся миру становления. Тот же, кто создает не образы иск-ва, а реальные вещи (плотник, сапожник), является подражателем несравненно более важным. Самый же гл. подражатель – бог, к-рый создает не образы вещей и не самые вещи их в разнообразии, но – вечную идею вещей, к-рая лежит в основе всего существующего (см. Plat. R. P. X 597 В – 605 С). Правда, это не мешает Платону находить в музыке иной раз «подражание божественной гармонии» (Tim. 80 В).

Аристотель, применяя принцип подражания ко всем видам иск-ва, дает глубокое обоснование материалистич. эстетики: «Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики – все это, вообще говоря, искусства подражательные» (Poet.

, I 1447a 13). Согласно Аристотелю, «подражание свойственно нам по природе» (там же, IV – 1448 б 5) и притом гораздо больше, чем прочим живым существам. Благодаря ему человек получает свои первые познания, причем оно доставляет удовольствие даже в тех случаях, когда предмет подражания неприятен и безобразен. Подражания отличаются своим предметом, способом и областью, в к-рой они происходят. Подражание вызывает в нас сочувственное настроение даже тогда, когда оно не сопровождается мелодией или ритмом (Polit. VIII, 5, 1340 а 12). Теория М. получила широкое распространение в антич. эстетике (напр., Филострат Старший, «О картинах», Лукреций, «О природе вещей» и др.). Это значение теории М. объясняется тем, что для антич. философии самым гл. произведением иск-ва являлся космос, к-рому обыкновенное человеч. иск-во должно лишь подражать.

Изучение антич. теории М. создало в науке целую традицию. Наиболее удачной была попытка рассматривать антич. М. как подражание по преимуществу танцевальным движениям (Г. Коллер). Антич. учение о М. не раз возрождалось и в новое время в связи с гораздо более дифференцированной психологич. (К. Грос), социальной (Г. Тард), общеметафизич. (Г. Тейхмюллер) и др. филос. проблематикой.

Лит.: Лосев Α., История античной эстетики, М., 1963; [Koller Η. ], Die Mimesis in der Antike, Bernae, 1954; Utitz Ε., Bemerkungen zur altgriechischen Kunsttheorie, В., 1959, S. 6–14; Verdenius W. J., Mimesis. Plato’s doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Gilbert К. Е., Aesthetic imitation and imitators in Aristotle, «Philos. Rev.», 1936, v. 45, No 6, p. 558–73.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Мимесис — Краткий словарь по эстетике

МИМЕСИС (от греч. mimesis — подражание, воспроизведение) — в античной эстетике основной принцип творческой деятельности художника. Античная и отчасти средневековая эстетика и теория искусства были едины в том, что все искусства основываются на мимесисе. Однако сама сущность мимесиса понималась писателями и мыслителями того времени по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает «гармонии небесных сфер», т. е. музыке, пронизывающей весь универсум. Демокрит был убежден, что искусство (в широком античном понимании, как любая продуктивная творческая деятельность человека) происходит от подражания человека животным (ткачество от подражания пауку, домостроительство — ласточке, пение — птицам и т. п.). Наиболее подробно теория мимесиса была разработана Платоном и Аристотелем. При этом сам термин мимесис наделялся ими достаточно широким спектром значений. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может подражать истине и благу. Однако обычно искусства ограничиваются подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство. Сам материальный мир, по теории Платона, — лишь очень огрубленное подражание единственно истинному миру идей. Поэтому подражание подражанию, какое мы видим, например, в живописи или в скульптуре, по его утверждению, уже совсем далеко отстоит от истины.

Собственно эстетическую концепцию мимесиса (во всей полноте) разработал Аристотель. «Искусство подражает природе»,— писал он, имея в виду не механическое копирование природных явлений, а образное их воспроизведение в соответствии с законами того или иного вида искусства. Поэт и живописец должны «подражать непременно чему-то одному из трех»: изображать вещи такими, «как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть». Теория Аристотеля включает в себя и адекватное отражение действительности, и деятельность творческого воображения, и идеализацию действительности. В зависимости от творческой задачи художнику «приходится подражать или лучшим, чем мы, или худшим, или даже таким, как мы», людям, т. е. он может сознательно или идеализировать и возвысить своих героев (как поступает трагический поэт), или представить их в смешном и неприглядном виде (что присуще авторам комедий), или изобразить их в их обычном виде.

Целью мимесиса в искусстве является приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.Художники поздней античности, как правило, выделяли один из аспектов платоновского или аристотелевского понимания мимесиса. Так, в эллинистической теории и практике изобразительных искусств господствовала тенденция создания иллюзорно-натуралистических изображений (вспомним неподдельное восхищение писателей той поры «виноградом» Зевксиса, «занавесом» Паррасия, «Телкой» Мирона и др.).

В средние века миметическая концепция искусства уступает место образно-символической, а сам термин мимесис наполняется новым содержанием. Историк IV в. Евсевий Памфил, например, считал, что «верным подражанием истине» может быть лишь символически-аллегорическое изображение. У автора «Ареопагитик» «неподражаемым подражанием» назван символический образ «по контрасту», обозначающий умонепостигаемый архетип. Дальнейшее развитие концепция мимесиса получила в теории подражания Возрождения и Нового времени и нашла отражение в современных концепциях реалистического искусства.

Определение и значение мимесиса — Merriam-Webster

ми · ме · сис mə-ˈmē-səs 

mī-

: имитация, мимикрия

Знаете ли вы?

Mimesis — термин с бесспорно классической родословной. Первоначально греческое слово, оно использовалось в эстетической или художественной теории для обозначения попытки подражать или воспроизводить реальность со времен Платона и Аристотеля. Mimesis происходит от греческого глагола mimeisthai , что означает «подражать» и которое само происходит от mimos , что означает «мим». Английское слово mime также происходит от mimos , как и mimic 9. 0014 и мимикрия . А как насчет мимеографа , названия копировальной машины, которая предшествовала копировальной машине? Мы не можем быть абсолютно уверены, что имели в виду люди из компании A.B. Dick Company, когда придумали Mimeograph (название товарного знака, срок действия которого истек), но влияние mimeograph и его потомков, безусловно, кажется вероятным.

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете В сильной заявке на mimesis , те же порезы, казалось, происходили с Америкой, страной, которая, как и мои родители, породила и извела меня: то же неведение, та же неуверенность, та же тьма, опускающаяся на горизонт и подкрадывающаяся все ближе. —

New York Times , 18 июля 2022 г. Выпуск 2 также является упражнением в мимезисе . — The Editors, Los Angeles Times , 26 мая 2021 г. Сокращая опус Бальзака до нескольких абзацев, Бартельм смеялся не только над изящной многословностью своего предшественника — его тенденцией подробно описывать здания, производственные процессы и генеалогические древа, — но и над условностями романистов.0013 мимесис сам по себе. — Джайлз Харви, The New York Review of Books , 23 апреля 2020 г. Рид начинает медленно и ускоряется до удвоенного темпа, имитируя прилив наркотиков, слова вылетают в нейрохимическом
мимесисе
, затем успокаиваются, язык уступает место опиатной пустоте. — Уилл Гермес, Rolling Stone , 13 сентября 2022 г. Поверхность картины шипит, потеет и обвисает в мимесис погоды, в то время как полосы из пористого кирпича и оранжевого цвета, организующие ландшафт, также отражают температуру. — Адам Гопник, The New Yorker , 21 февраля 2022 г. Одним из следствий Жирардовской теории мимезиса является то, что те, кого считают козлами отпущения, представляют уязвимости и проступки более широкого коллектива. — Анна Винер, The New Yorker , 27 окт. 2021 г. То, что Аристотель [также] сказал, имеет значение, так это то, что трагедия есть
mimesis
: имитация действия жизни. — Джастин Курто, Стервятник , 21 сентября 2021 г. Вскоре после этого, с восходом фотографии и отходом от прямолинейного мимесиса живописи, trompe l’oeil утратил свою власть над общественным воображением. — New York Times , 11 августа 2021 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «мимесис».

Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Поздняя латынь, от греческого mimēsis , от mimeisthai

Первое известное использование

около 1586 года, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование mimesis было около 1586 г.

Посмотреть другие слова того же года

Подкаст

Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP

Получайте «Слово дня» на свой почтовый ящик!

Словарные статьи Рядом с

мимесис

мимеограф

мимесис

миметен

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0003

«Мимесис». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/mimesis. По состоянию на 10 апреля 2023 года. Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Sybaris Collection © | Что такое мимесис в искусстве?

Мимесис — одно из древнейших понятий в истории искусства, по крайней мере, на Западе. Хотя мы до сих пор используем его для определения того, что такое искусство и в чем его отличие от природы, мимесис — очень двусмысленное и неправильно понятое понятие, которое сформировало наши способы видения и придания ценности произведениям искусства.

Можно ли в 21 веке говорить о мимесисе?

Цель искусства — изображать не внешний вид вещей, а их внутреннее значение. Платон и Аристотель были первыми известными философами, которые говорили об идеалах и ценностях искусства через понятие «мимесис». Платон рассматривал реальность как тени (согласно его знаменитой «Аллегории пещер»), то есть как сгусток форм или идей. В этом контексте искусство было самым низким выражением, поскольку оно было лишь копией этих идей, а не истинной реальности.

Однако Аристотель предложил новую концепцию искусства, определив его ценность в показе реального значения вещей, которые мы видим как часть нашей действительности .Веками обе эти мысли сотрясали наши умы, когда мы говорили о том, что есть и что не реально в искусстве.

Рафаэль, Афинская школа, 1509 г.-11.

Согласно Чигагскому университету, термин «мимесис» происходит от греческого mimesis, что означает «подражать». Оксфордский словарь английского языка определяет мимесис как «фигуру речи, посредством которой имитируются слова или действия другого» и «намеренное подражание поведения одной группы людей другой как фактор социальных изменений» . Мимикрия определяется как «действие, практика или искусство подражания или точного подражания… манере, жесту, речи или образу действий и лиц, или поверхностным характеристикам вещи». Оба термина обычно используются для обозначения подражания или изображения природы, особенно в эстетике (прежде всего в литературных и художественных средствах массовой информации).

Взаимосвязь между искусством и подражанием всегда была первостепенной задачей при изучении творческого процесса, и в « Поэзисе» Аристотеля , «естественная» человеческая склонность к подражанию описывается как «присущая человеку с самых ранних дней; он отличается от других животных тем, что он самый подражательный из всех существ, и он усваивает свои первые уроки путем подражания. В более поздних концепциях эстетики XVII и начала XVIII века мимесис связывается с подражанием природе (эмпирической и идеализированной). Эстетическая теория подчеркивала связь мимесиса с художественным выражением и стала охватывать внутренние, эмоциональные и субъективные образы и представления.

Караваджо, Нарцисс, 1597-1599 гг.

 

В подходах к мимесису 20-го века такие авторы, как Вальтер Беньямин, Адорно, Жирар и Деррида, определяли миметическую деятельность как связанную с социальной практикой и межличностными отношениями, а не просто как рациональный процесс создания и производства. модели, которые подчеркивают тело, эмоции, чувства и временность.

Вальтер Беньямин сказал: «Природа создает сходство. Стоит только подумать о мимикрии. Однако самая высокая способность производить сходство принадлежит человеку. Его дар видеть сходство есть не что иное, как рудимент сильного принуждения прежних времен становиться и вести себя как нечто другое.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts