Мироощущение это: Мироощущение — Психологос

Содержание

«Это мое мироощущение»: SHAMAN рассказал, почему не считает себя патриотическим музыкантом

Комсомольская правда

ЗвездыШоу-бизнесИнтересное

Ирина ГЕРЦ

17 августа 2022 1:03

Российский певец признался, что ему не очень нравится, когда его «загоняют» в рамки жанров [фото] [видео]

SHAMAN уехал, но обещал вернуться — через неделю у музыканта стартует тур по Крымскому полуострову. Фото: Арт-кластер «Таврида»

Уехал, но обещал вернуться. 15 августа SHAMAN «взорвал» главную сцену фестиваля «Таврида.Арт» в Крыму. На встрече с журналистами перед концертом музыкант рассказал, о любимых исполнителях и жанрах, а также, как он добирался до Крыма в условиях «закрытого неба», и почему, приехав в курортный город, не отправился на пляж.

ВНЕ ТРЕНДОВ

Сейчас в нашей стране едва ли можно найти человека, который никогда не слышал о таком певце, как SHAMAN. В начале 2022 года музыкант прославился в качестве патриотического исполнителя — в первую очередь благодаря хиту «Встанем», который он написал буквально за пару дней. Несмотря на то, что получил широкую известность SHAMAN благодаря Интернету — в соцсетях у него около миллиона подписчиков, плейлист российского артиста достаточно нетипичен для человека его возраста (в ноябре певцу исполнилось 30 лет, — прим. Ред.). Как рассказал SHAMAN корреспонденту «КП-Крым», отвечая на вопрос о любимых исполнителях, этот список достаточно обширный у любого музыканта — профессия обязывает.

Перед концертом на главной сцене «Тавриды.Арт» музыкант нашел время встретиться с журналистамиФото: Ирина ГЕРЦ

— Если брать русскоязычных, то мне нравится Александр Вертинский. Из творчества прошлых лет — Леонид Утесов, Марк Бернес. Что касается корифеев на эстраде, я очень положительно отношусь к творчеству Олега Газманова, Григория Лепса. Мне нравится Николай Носков. Этот список можно продолжать до бесконечности, — подчеркнул SHAMAN.

Напомним, настоящее имя музыканта, выступающего под псевдонимом SHAMAN — Ярослав Дронов, и поклонникам российской эстрады он точно был знаком и ранее. В 2013 году певец занял третье место в шоу «Фактор А», а годом позже стал «серебряным призером» проекта «Голос». Несмотря на то, что жюри высоко оценило талант музыканта, некоторое время Ярослав находился вне большой сцены, выступая в кавер-группе. Уйти от славы профессиональному певцу — у Ярослава три музыкальных образования, однако, было не суждено. В 2020 году он начал выступать под псевдонимом SHAMAN и «взорвал» социальные сети, а в начале 2022 года прославился благодаря песне «Встанем». Трек вмиг завоевал любовь россиян, и SHAMANа быстро окрестили патриотическим исполнителем.

SHAMAN выступил на открытии фестиваля «Таврида.Арт» в бухте Капсель под Судаком. Фото: Арт-кластер «Таврида»

МУЗЫКА КАК МИРООЩУЩЕНИЕ

Хоть к славе SHAMAN шел долгих 15 лет, быть просто патриотическим музыкантом он не хочет — таких песен у него лишь две. В разговоре с «КП-Крым» исполнитель признался, что ему не очень нравится, когда его «загоняют» в рамки жанров.

— Для меня, допустим, это не патриотические песни, а песни, которые из души. Это мое мироощущение. Для меня музыка — это единый организм. Она как ребенок, — отметил SHAMAN, — А у ребенка же нельзя любить только палец на левой ноге, его любишь всего целиком. Поэтому в каждом жанре, в каждом стиле музыки можно найти свои хорошие моменты.

ЛЮБОВЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Каждый человек хоть раз задавался вопросом о том, что главное в жизни. Слоган фестиваля «Таврида.Арт», на площадках которого и выступал SHAMAN — мир, любовь, искусство. Когда музыканту предложили выбрать главное из этих слов, он не раздумывая выбрал любовь.

— Все происходит от любви и во имя любви. Почему я занимаюсь музыкой? Потому что я это люблю, — ответил SHAMAN.

Музыкант назвал любовь одной из главных вещей в своей жизни. Фото: Арт-кластер «Таврида»

У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ

Несмотря на то, что на фестивале «Таврида.Арт» собралось множество начинающих музыкантов, от рекомендаций, как достичь славы, популярный певец воздержался. SHAMAN рассказал журналистам, что он и сам не очень любит получать советы.

— Стараюсь, конечно же, выслушивать их, но все равно делаю все по-своему. Это мой путь, а люди должны пройти свой собственный. Если я дам какой-то совет, я, возможно, повлияю не на ту сторону. У каждого человека есть внутри четкое представление того, что он хочет, — отметил певец.

SHAMAN выступил в Крыму

Ирина ГЕРЦ

ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ

Рассуждать на философские темы с музыкантами очень интересно, однако, дела житейские тоже никто не отменял. Например, актуальную в Крыму тему пляжного отдыха. Большинство людей, приезжая на полуостров, не упустят возможности позагорать на побережье. Но SHAMAN не из их числа.

— Мне нельзя загорать, у меня очень светлая кожа. Врачи не рекомендуют, поэтому я предпочитаю дожидаться заката и выходить под покровом ночи, — поделился певец, — Я же SHAMAN, мне надо какой-то мистики нагнать.

Добрался до Крыма в условиях «закрытого неба» музыкант, тем не менее, вполне человеческим способом — на машине. Точно так же и обратно — на следующий день после «Тавриды.Арт» у певца был запланирован концерт в Сочи.

— Поедем сразу в отель. А вечером концерт. А после этого мы опять сядем в машину и в ночь поедем в Анапу. Для меня это не сложно — я заряжаюсь на концертах. Думаю, что сил хватит. Не старый же еще, — заключил SHAMAN.

КСТАТИ

Крымские поклонники не будут долго скучать по любимому исполнителю — уже в конце текущей недели SHAMAN вернется на полуостров в сольными концертами. 21 августа певец выступит в Феодосии, а днем позже — в Ялте. 24 августа российский музыкант взорвет сцену в Севастополе, а завершит тур в крымской столице 25 августа. Концерты имеют все шансы стать аншлаговыми — уже сейчас в Симферополе и Севастополе проданы все билеты.

SHAMAN на пресс-подходе перед концертом в Крыму

Российский певец ответил на вопросы журналистовИрина ГЕРЦ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сломал стойку для микрофона и «взорвал» зал: как прошло первое выступление SHAMAN в Крыму

Российский исполнитель стал хэдлайнером первого дня фестиваля «Таврида. Арт» (подробнее)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Адрес: 127015, МОСКВА, НОВОДМИТРОВСКАЯ Д. 2Б Контакты рекламной службы: +7 (3652) 788-132, +7 978 109 32 07; [email protected], [email protected] Контакты редакции: +7 978 907 52 50; [email protected]

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.

kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

романтизм как мироощущение • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЧто такое романтизм и как он изменил мирАудиолекцииМатериалы

Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет

Автор Андрей Зорин

Романтизм часто понимается как литературное или, шире, художественное направление, возникшее где-то в начале XIX века и существовавшее примерно в интервале между классицизмом и реализмом.

Оно сменяет классическое искусство — потом реалистическое искусство приходит ему на смену. Обычно называются имена Лермонтова, Байрона, Новалиса, Шумана, Брюллова и других классиков разных форм искусства. Это традиционное, школьно-вузовское понимание романтизма в рамках классических курсов литературы и разных искусств.

В этой лекции романтизм будет пониматься несколько иначе, скорее как огромная макроисторическая культурная эпоха. Эта эпоха началась где-то в середине XVIII столетия, сформировала современную культуру и продол­жалась примерно четверть тысячелетия, а после Второй мировой войны она начала уходить в прошлое.

Завершается она на наших глазах. Процесс смены этих макроистори­ческих эпох уже зашел достаточно далеко, но еще едва ли завершен полностью, поэтому многие из нас, в особенности люди старшего поколения, еще помнят то, о чем я буду сегодня говорить, по собственному жизненному опыту.

Я буду говорить о романтизме как о способе миропонимания. Это романтиче­ское мироощущение предполагает восхищение сильной личностью, индиви­дуальностью человека, его оригинальностью, неповторимостью. С другой стороны, в нем — сильнейшая ностальгия и желание идеала, недостижимой полноты существования, чего-то, к чему ты стремишься, но чего по определе­нию не можешь достигнуть, поскольку каждый человек лимити­рован сроками собственной жизни, временем и местом рождения, статусом и в конечном счете собственным телом.

И поэтому существует тот идеал, от которого мы оторвались, та чаемая полно­та существования, к которой мы стремимся, но которой никогда не можем достигнуть. Это и есть, на мой взгляд, основа того, что назы­вается романти­ческим восприятием мира.

Откуда возникает и берется это новое мироощущение? Примерно четверть тысячелетия тому назад, в середине XVIII века, многие культурные и обра­зо­ванные люди стали ощущать одиночество человека в мире, оторванность его от своих корней, из которых тысячелетиями произрастало человеческое общество.

Романтизм — это в первую очередь городская культура. В то время подавляю­щее большинство живущих на земле людей продолжают работать на земле, и поначалу романтическая культура касается небольшого количества горожан, но потом их количество растет. Это люди, чей образ жизни, и мироощущение, и опыт кардинально отличаются от опыта их предшественников, и отличаются во многих отношениях.

Прежде всего, окружающая природа перестала быть для них источником угроз и уничтожения, каким она являлась для крестьян. Она перестала грозить землетрясениями, наводнениями, засухами и стала ощущаться чем-то, от чего тебя насильственно оторвали и чего ты лишился.

Точно так же постепенно меняется традиционный образ жизни. На про­тяже­нии веков каждого родившегося на земле человека в большинстве случаев ждало то же самое, что его родителей. Сын крестьянина стано­вился крестья­нином, сын аристо­крата — аристократом. По жизни в собственном доме каждый более-менее понимал, как придется жить ему самому, и учился этому.

Новая эпоха разомкнула эту связь — у человека возникла ответственность за собственную судьбу.

Происходит не только разрыв с природой, с крестьянским образом жизни, с базовыми фундаментальными и вечно неизменными общественными струк­турами — уменьшается связь человека с религией. Религия сохраняет свое значение, но традиционная вера, традиционная Церковь, передающиеся из поколения в поколение, перестают формировать абсолютно все челове­ческое существование. Человек сам начинает искать для себя Бога и высшее начало.

Это обстоятельство привело одновременно к двум, возможно, разнонаправ­ленным, но связанным между собой явлениям. С одной стороны, романти­ческое ощущение основано на том, что называется индивидуализмом, — на культе героики, на образе сильной личности, меняющей собственную жизнь, обстоятельства и мир.

В знаменитом романтическом стихотворении Пушкина «К морю» называются два культовых персонажа романтической эпохи — Наполеон и Байрон. Наполеон был сыном корсиканских офицеров, ставшим императором, а Байрон был англий­ским лордом, ставшим лидером греческого революционного движе­ния, символом европейской революции и, возможно, первым европей­ским селебрити. Это люди, поменявшие свою судьбу и кардинальным образом изменившие эпоху вокруг себя.

С другой стороны, с этим ощущением неразрывно связано столь же сильное чувство ностальгии: желание вернуться, приобщиться к чему-то, от чего ты отор­ван насильственно, снова влиться во что-то более значимое, чем ты, перестать ощущать себя столь мучительно одиноким.

Соответственно, героический индиви­дуализм и ностальгия по полноте существования оказываются неразде­лимыми частями романтического мироощущения. Оно непредставимо ни без одного, ни без другого.

В своем понимании и романтического искусства, и романтического миро­ощущения я исхожу из классических трудов американского фило­ло­га Мейера Говарда Абрамса, который выделил два базовых мифа, лежащих в основе романтизма. Первый — античный миф о золотом веке, об утраченном времени идеальной жизни, из которой человек оказывается изгнан. В какой-то мере отражением этого мифа является библейский миф о потерянном рае. Второй — миф о блудном сыне, который уходит из родного дома, а потом туда возвращается.

Здесь возникают два центральных мотива, тесно связанных с двумя составляю­щими романтического мироощущения. С одной стороны, этот разрыв можно воспринимать как разрушение золотого века и идиллии: Адам, изгнанный из рая, где он жил, или человек, которого насильственно выбрасывают из от­чего дома. А с другой стороны, его можно воспринимать как результат созна­тельного решения, как побег, как нарушение правил и канонов, как поиск себя как личности, не укладывающийся в заранее установленные рамки.

Это мироощущение отражалось в сознании всего образованного слоя европей­ских, а потом и не только европейских людей на протяжении примерно двух с половиной столетий и до сих пор не ушло до конца.

Как и всегда, свое наиболее полное выражение это мироощущение получило в искусстве.

От чего же человек в эту романти­ческую эпоху оказывается оторван, куда он стремится вернуться, потерю чего он так остро ностальгически переживает?

Прежде всего, я назвал бы детство. Романтическая культура начинается с его исследования: с трактата «Эмиль, или О воспитании» Руссо, с рассказов героя шиллеровских «Разбойников» о потерянном рае его детства, о майской, весен­ней эпохе. Можно вспомнить классические русские произведения на эту тему — от Льва Толстого и Сергея Аксакова вплоть до Владимира Набокова.

Детство — время полноты челове­ческого существования, время, когда перед тобой открыты все возможности и ты еще не ограничен. Ты как бы обнимаешь весь мир и все возможности своей душой и еще не испорчен ни грехом, ни смертью. Этот мир в каком-то смысле является аналогом и земным воплощением рая, откуда человек оказывается изгнан.

Вторым после детства важнейшим образом идеального мира, от которого человек оказывается оторван, является природа. Детство, конечно, связано с природой: детское время — это когда ты ведешь наиболее природное и наименее испорченное цивилизацией существование. Герои романтического искусства все время воображают себе идеальную гармонию между человеком и природой.

Для литературы и искусства конца XVIII — начала XIX века идеальной декора­цией к воплощению мифа была дворянская усадьба. Бездомный бродяга Руссо сделал своих детских героев, идеальных детей, дворянами. Докторский сын Шиллер сделал героя своей первой трагедии «Разбойники», Карла Моора, наследником родового имения, откуда он изгнан и куда мечтает вернуться, но все безуспешно. Возможно, с наибольшей полнотой и знанием подробно­стей и деталей воплотил этот миф Лев Толстой, рожденный и выросший как раз в дворянской усадьбе.

Дворянская усадьба — это, с одной стороны, мир, где молодой человек прово­дит первые годы своей жизни, а с другой стороны, это мир, где он общается с природой, где он живет в естественном окружении.

Мир дворянской усадьбы с ее родной природой — это не единственная важная для романтизма природная среда. Не меньшее значение имеет экзотическая природа, еще не испор­чен­ная цивилизацией: моря, горы, густые леса — то, куда не ступала нога человека. Пушкин в своем знаменитом стихотворении «К морю» восхищается свободной стихией моря и говорит:

Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

То есть море является единственным хранителем свободы человеческого порыва и героики.

В особенности эта тоска по морям и горам характерна для русского роман­тизма, поскольку естественный ландшафт России в значительной степени не включает в себя эти пейзажи. Есть знаменитое стихотво­рение, которое ошибочно, но законо­мерно приписывается романтическому поэту Дмитрию Веневитинову  Дмитрий Веневитинов в том числе увлекался натурфилософией, или фило­софией природы, Фридриха Шеллинга., где неизвестный автор пишет:

Природа наша, точно, мерзость:
Смиренно плоские поля — 
В России самая земля
Считает высоту за дерзость.

В стихотворении воплощена эта романтическая жажда к особому, уникальному, экзотическому, к высоте, к горам, как у Пушкина в стихотво­рении «Кавказ».

Третий образ, связанный с любовью к экзотической природе и к природе в целом, — это тяга влиться в народ и его историю.

Образованное меньшинство, образованный городской человек, начинает болезненно чувствовать свою оторванность от того, что называется народом. В романтической философии народ воспринимается как единая коллективная личность, в которой каждый человек является только ее малой частью. Если он оказывается оторван от своих национальных корней, то это и огромная трагедия — как «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» у Лермон­това, — и стремле­ние вернуться в свою естественную среду.

И это не только тот народ, который образованные люди видят вокруг себя — для социального мира того времени это прежде всего крестьяне, — но и ге­роическое прошлое народа, его великая история. Исторический роман создается в начале XIX века великим романтиком Вальтером Скоттом, нашедшим себе множество европейских подражателей. Он написан о шот­ланд­ской истории и тесно связан с шотланд­скими горами, Highlands  Северо-Шотландское нагорье (Highlands of Scotland) — горный массив в северо-западной части Шотландии, занимающий примерно две трети этой области., — с особым миром диких первобытных и страстных людей.

И для романтиков характерно увлече­ние не только своим народом, но и чужими экзотическими народами вроде цыган у Пушкина, кавказских жителей у Лермонтова и Толстого и тех, кто еще ведет неиспорченный, естественный, природный образ жизни, кто не оторвался от своего единства и от своих корней.

 

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

За этим миром идеальной природы встает ее создатель. Разрыв с природой, с народом, с состоянием собственной идеальной невинности в значительной степени переживается как богоостав­ленность: человек, оторвавшийся от своих корней, виновный, грешный, потерял право на любовь и понимание Богом, потерял живое религиозное чувство, составляющее основу и родник его существования.

Это переживается и как разрыв с Богом, что может приобретать и героический характер, характер богоборчества; Байрон пишет мистерию «Каин» об отпа­де­нии, о преступлении, где это героизируется. И это переживается как фундамен­тальная трагедия человека, лишенного общения с единственным источником всего главного и прекрас­ного на земле.

Весь ностальгический комплекс первоначально и в значительной степени строился на ощущении потери, на ощущении того, что идеальный мир — потерянный рай — находится за нашими спинами, что мы от него ушли и оторвались. А в XX столетии чрезвычайную популярность приобре­тает идея, что этот рай находится в будущем. И авангард, и социалисти­ческий реализм исходят из идеи, что коллективный рай — это то, что мы должны воплотить и построить на земле, что он нас ожидает. Но и для этого точно так же нужно растворение в массе. Маяковский пишет:

Я
  всю свою
              звонкую силу поэта
тебе отдаю,
              атакующий класс.

Ты должен раствориться и быть счастлив, что тело твое невесомое, отдать свой труд своей республике — и тогда ты войдешь в идеальную коллективную прекрасную утопию будущего, которую еще предстоит построить на земле. Здесь меняется направление временной оси — от потери к ожидаемому обретению, но логика остается той же самой. И неслучайно в классическом марксизме тот коммунизм, который ждет человечество, рифмуется с первобытным коммунизмом людей, которые когда-то жили на земле, вне зависимости от того, был ли когда-то этот коммунизм на самом деле или нет.

Мы говорили о том, куда человек стре­мится влиться и войти, куда ему надо попасть. Но не менее важным является вопрос, как туда попасть. Что нужно сделать человеку, чтобы хотя бы на время оказаться в этом прекрасном, идеальном мире, от которого он безнадежно оторван?

Вероятно, самым главным способом вернуть себе утраченный рай оказы­вается любовь. Любящие души переживают то самое райское блаженство, то самое чувство идеальной полноты существования, которое недоступно другим. До сегодняшнего дня этот тип любви мы называем романтическим и говорим о романтической любви. Это представ­ление об идеальном, предначертанном на небесах союзе двух любящих душ, которые сливаются в одно.

 

Как изучают любовь антропологи

Является ли романтическая любовь свойством человеческой природы

Первоначально на ранних этапах романтизма, в сентиментальной культуре, за идеей идеальной любви встает образ идеальной семьи — семьи, понимаемой не как экономический союз, чем это считалось раньше, или не как вопрос о наследовании и передаче имущества из поколения в поколение, а как союз двух любящих сердец.

Для уже зрелого высокого романтизма любовь, как правило, трагическая. Невозможность и несовместимость этой любви с земной жизнью стано­вится очевидной: она не укладывается в рамки земного существования. Тем не менее это тот идеал, к которому человек стремится всю жизнь, и ради того, чтобы испытать такую любовь, эту жизнь стоит отдать.

Романтическая любовь, в особенности в зрелом романтизме, доступна только избранным, особенным душам, способным испытывать такие чувства. Точно так же романтическое мироощу­щение выделяет фигуру художника, поэта — человека, способного к осо­бенно сложным, глубоким пережи­ваниям и способ­ного воплотить в словах, в красках, в звуках это ощущение райского блажен­ства, отторгнутости от него, трагедии, ликования.

Искусство — одно из важнейших способов возвращения в этот исходный рай, как и его создание, поэтому творец всегда отмечен особой судьбой. Но и спо­собность воспринимать искусство — тоже. Как пишет Пушкин:

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

Потому что это особенный мир, особенное блаженство, особое, ни с чем не сравнимое счастье. И, как писал Пушкин, «божественный глагол» касается до «слуха чуткого».

Творец — это художник, поэт, музыкант, а в рамках романтического восприя­тия возможность прислуши­ваться к этому божественному голосу особенно передает музыка. Музыка служит идеальным воплощением божественной гармонии. Неслучайно романтический писатель Гофман вставляет имя Моцарта — Амадей — в собственное имя, чтобы служить воплощением духа музыки. Неслучайно Пушкин делает Моцарта героем одного из своих самых знаменитых произве­дений. И тема особенной чуткости человека к искусству, тема искусства как лучшего способа постигать тайну мира, постигать божество, понимать и выражать любовь, связь искусства с любовью — это совершенно неотъемлемые и важнейшие черты романтического миросозерцания.

Последнее, на чем я хотел бы остано­виться в ряду тех способов, которыми мы возвращаемся к утраченному блаженству и полноте существо­вания, — это смерть. Роль смерти в этом мире парадоксальна. С одной стороны, утраченный рай не знает смерти. Смерть его разрушает, привносит в райскую жизнь разрыв человека с природой и с исходным блаженством. Но с другой стороны, чело­века, уже обретшего свое земное существование, уже отпавшего от рая, смерть может и вернуть куда-то, например в тот мир, который он оставил, если чело­век правильно к ней относится.

Может быть, одно из самых потрясаю­щих описаний такой смерти в мировой литературе содержится в «Войне и мире», когда уходит Андрей Болкон­ский, который уже почти выздоровел после смертельного ранения, но Наташа Ростова оказывается бессильна вернуть его в жизнь. Он чувствует голос другого мира, призывающий его к себе гораздо более властно, — для него вечная любовь и вечная жизнь оказываются сильнее и значимее, чем любовь и жизнь земные.

Своего рода идеальным учебником по романтическому мировосприятию, начальным курсом или введением в романтизм могут служить произве­дения Лермонтова. Есть ощущение, что он с необыкновенной аккуратностью отмечал галочками все квадратики, о которых мы говорили: вот потерянная природа, куда Мцыри бежит из стен монастыря; вот ограниченность человеческого существования; вот особенный, настоящий, природный Бог и природное существование, которое противопоставлено Богу церковному; вот любовь и жажда любви, возникаю­щие в образе прелестной грузинки, за которой идет герой; вот героика битвы и борьбы в эпизоде «Бой с барсом»; вот смерть — «И он прожег свою тюрьму» — и дух снова возвра­щается к послав­шему его; вот смерть как освобождение от тела — от того, что останавливает, лимитирует, окружает тебя на земле.

Точно так же можно, например, описать классическое и всем известное произве­дение «Герой нашего времени», где есть буквально все базовые романтические мотивы. Складывается ощущение, что автор специально старался, не дай бог, ничего не пропустить.

Мне кажется, что это мироощущение сегодня знакомо практически каждому человеку вне зависимости от того, читал ли он Байрона и Лермонтова, слушал ли он Шопена и Шумана, видел ли он картины Брюллова и Фрид­риха. Это то, что составляет воздух культуры последних двух или двух с половиной столетий, то, на чем мы воспитаны, то, что еще живо в душе многих из нас и на что многие из нас еще способны откликаться.

Вместе с тем мы явственно чувствуем, как эта культура уходит во всех своих проявлениях. Она становится все менее и менее понятной молодым людям и производит впечатление чего-то покрывающегося паутиной времени. Уходит представление о необходимости сохранять уникальность собственного харак­тера на всю жизнь, быть верным себе во всем и никогда себе не изме­нять, уходит культ романтической любви, которая все чаще и чаще заменяется многозначным словом «отношения», уходят представления о потерянном рае и мечта вернуться в него.

На смену этим уходящим, но еще волнующим, еще узнаваемым для нас образам приходят очертания совершен­но новой культуры, но пока что ее очер­тания понятны нам не до конца.  

 

Правила жизни немецкого романтика

Зачем нужны польки, что общего у честности с супом и о чем говорить с англичанами

 

Радио романтика

Треки, которые могли оказаться в плеере Байрона и Гофмана

 

Лекция «Любовь у Гете, фон Клейста, Стендаля, Вагнера и Фейербаха»

Любовь как приключение, мистическая любовь, романтическая любовь и любовь-катастрофа

 

Как начался романтизм? А академизм?

Подкаст про Энгра и Делакруа

Расшифровка

Курс приурочен к выставке
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»

Проект реализован по благотворительной программе «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Берестяные грамоты — 2022: дети в заложниках у князя и деньги над печкой

О чем рассказывают берестяные грамоты из Древнего Новгорода, обнаруженные в этом году во время раскопок? Краткий пересказ ежегодной лекции Алексея Гиппиуса

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

24 минуты

1/5

Любовь, искусство и смерть: романтизм как мироощущение

Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет

Читает Андрей Зорин

Почему романтизм — это не просто термин из школьной программы, а культурная макроэпоха, определившая нашу жизнь на 250 с лишним лет

29 минут

2/5

Молодость, ирония, творческий риск: какими были писатели-романтики

Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными

Читает Татьяна Венедиктова

Как Байрон, Гофман, Новалис и другие литераторы создали саму идею современности и какие принципы они исповедовали, чтобы быть современными

60 минут

3/5

Гении, мифотворцы и виртуозы: кто создавал музыку романтизма

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Читает Марина Раку

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

48 минут

4/5

Возвышенное, примитивное, иррациональное: где в искусстве искать романтизм

Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном

Читает Илья Доронченков

Почему в живописи и графике был не романтизм, а романтизмы — и как их можно найти не только у Делакруа с Фридрихом, но и у Энгра с Гогеном

43 минуты

5/5

Наполеон, братья Гримм и Вальгалла: как романтизм создавал европейские нации

Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты

Читает Илья Женин

Почему без романтизма не было бы современных Франции, Германии и других европейских наций — и какую роль в этом сыграли философы, филологи и студенты

Материалы

Интерьер романтика: живите как Онегин или Жорж Санд

Как обставить модный кабинет — от портретов до черепов

Главные романтики мира в одной таблице

Гюго — бунтарь, Мэри Шелли — фрик и Пушкин — историк

«Рим», «Румыния», «романс», «романтизм»: откуда взялись эти слова

Слова, произошедшие от названия Вечного города

18 признаков того, что перед вами романтическая картина

Кораблекрушения, кудри, конец света и другие

«Свобода», «страсть», «фантастика»: словарь романтика

Понятия, которые романтизм изобрел — или придал им современный смысл

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

Факторы, влияющие на отношение

Под отношением мы подразумеваем убеждения, чувства и склонности к действиям человека или группы людей по отношению к объектам, идеям и людям.

Факторами, влияющими на отношение, являются убеждения, чувства и тенденции действий человека или группы людей по отношению к объектам, идеям и людям.

Довольно часто люди и объекты или идеи ассоциируются в сознании людей, и в результате отношения становятся многомерными и сложными.

Отношение предполагает некоторое знание ситуации.

Однако существенный аспект установки заключается в том факте, что испытывается некоторое характерное чувство или эмоция и, как мы соответственно ожидаем, ассоциируется с определенной склонностью к действию.

Таким образом, субъективно важным фактором является чувство или эмоция.

Это факторы, влияющие на отношение;

  • Социальные факторы.
  • Прямое указание.
  • Семья.
  • Предубеждения.
  • Личный опыт.
  • Медиа.
  • Образовательные и религиозные учреждения.
  • Физические факторы.
  • Экономическое положение и занятия.

Социальные факторы

В каждом обществе есть большинство людей, предпочитающих гармоничную жизнь. Стараются избегать ненужных трений, конфликтов с людьми.

Естественно, они склонны развивать положительное отношение к большинству людей и проблем.

Наше отношение может облегчать и поддерживать наши отношения с членами позитивно ценимых групп. Социальные роли и социальные нормы могут оказывать сильное влияние на отношение.

Социальные роли связаны с ожидаемым поведением людей в определенной роли или контексте. Социальные нормы включают правила общества относительно того, какое поведение считается приемлемым.

Прямая инструкция

В общем, человек конформист или направление отношения людей считает важным. Иногда прямое указание может повлиять на формирование отношения.

Например, кто-то дает информацию о пользе какого-то фрукта.

На основе этой информации мы можем сформировать положительное или отрицательное отношение к этому фрукту.

Семья

Семья – самый мощный источник формирования мировоззрения. Родители, старший брат или сестра предоставляют информацию о различных вещах.

Позитивные или негативные установки, формирующиеся у человека, являются результатом влияния семьи, которое очень сильно и трудно поддается изменению.

Предубеждения

Отношение может включать в себя предубеждение, при котором мы предвосхищаем проблему, не уделяя беспристрастного рассмотрения всем доказательствам.

Предубеждения – это предвзятые идеи или суждения, в результате которых у человека формируются определенные отношения к другим людям, объектам и т. д.

Если у нас есть предубеждение против лица, обвиняемого в совершении преступления, мы можем считать его виновным независимо от доказательств. Мы также можем быть предубеждены в пользу чего-то.

Личный опыт

Для того, чтобы стать основой отношений, личный опыт оставил сильное впечатление.

Таким образом, установка будет легче формироваться, когда личный опыт включает эмоциональные факторы.

В ситуациях, связанных с эмоциями, оценка будет более глубоким опытом и более длинным следом.

Средства массовой информации

Средства массовой информации, такие как телевидение, радио, как средства коммуникации, имеют большое влияние на формирование мнений и убеждений людей.

Есть новая информация о чем-то, что дает основу для возникновения новых когнитивных установок по отношению к этому.

Образовательные и религиозные учреждения

Как система, образовательные и религиозные учреждения оказывают сильное влияние на формирование взглядов, поскольку они закладывают основу понимания и моральных концепций внутри человека.

Понимание добра и зла, грань между тем, что можно и что нельзя, получается из центра образовательных и религиозных учреждений.

Физические факторы

Клинические психологи в целом признают, что физическое состояние, здоровье и жизненная сила являются важными факторами, определяющими приспособление, и часто обнаруживается, что недоедание, болезни или несчастные случаи настолько серьезно препятствуют нормальному развитию, что за этим следуют серьезные нарушения поведения.

Экономический статус и занятия

Наше экономическое и профессиональное положение также способствует формированию отношения.

Они частично определяют наше отношение к профсоюзам и руководству, а также нашу веру в то, что определенные законы являются «хорошими» или «плохими». Наше социально-экономическое происхождение влияет на наше настоящее и будущее отношение.

Отношение отражает больше, чем просто положительные или отрицательные оценки: оно включает в себя другие характеристики, такие как важность, определенность, доступность и связанные знания.

Отношения играют важную роль в изучении социальной психологии, поскольку они влияют на количество внимания и тип суждения, которое человек может дать конкретному предмету.

Обычно мы склонны считать, что люди ведут себя в соответствии со своими установками.

Однако социальные психологи обнаружили, что установки и фактическое поведение не всегда полностью совпадают.

3 Компоненты отношения (объяснение)

Отношение — это просто выражение того, что нам нравится или не нравится в различных вещах. Отношения представляют собой наши оценки, предпочтения или отклонения, основанные на информации, которую мы получаем.

Это общая склонность думать или действовать определенным образом в отношении какого-либо объекта или ситуации, часто сопровождаемая чувствами. Это выученная предрасположенность последовательно реагировать на данный объект.

Это может включать оценку людей, проблем, объектов или событий. Такие оценки часто бывают положительными или отрицательными, но иногда они могут быть и неопределенными.

Это образ мышления, и он формирует то, как мы относимся к миру как на работе, так и вне ее. Исследователи также предполагают, что отношение состоит из нескольких различных компонентов.

В этом можно убедиться, рассмотрев три компонента отношения: познание, аффект и поведение.

3 компонента отношения ;

  1. Когнитивный компонент.
  2. Аффективный компонент.
  3. Поведенческий компонент.

Когнитивный компонент

Когнитивный компонент отношений относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, которые мы связываем с объектом. Это мнение или убеждение сегмент отношения. Это относится к той части отношения, которая связана с общим знанием человека.

Обычно они проявляются в общих чертах или стереотипах, таких как «все дети милые», «курение вредно для здоровья» и т. д.

Аффективный компонент

Аффективный компонент – это эмоциональный или чувственный сегмент отношения.

Относится к заявлению, затрагивающему другое лицо.

Он имеет дело с чувствами или эмоциями, которые проявляются по поводу чего-то, например, страха или ненависти. Используя приведенный выше пример, кто-то может сказать, что он любит всех детей, потому что они милые, или что он ненавидит курение, потому что это вредно для здоровья.

Поведенческий компонент

Поведенческий компонент отношения состоит из тенденций человека вести себя определенным образом по отношению к объекту . Это относится к той части отношения, которая отражает намерение человека в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Используя приведенный выше пример, поведенческая установка может быть: «Мне не терпится поцеловать ребенка», или «Нам лучше не пускать курильщиков в библиотеку и т. д.»

Заключение

Отношение состоит из трех компонентов, которые включают когнитивный компонент, эффективный или эмоциональный компонент и поведенческий компонент.

По существу, когнитивный компонент основан на информации или знаниях, тогда как аффективный компонент основан на чувствах.

Поведенческий компонент отражает то, как отношение влияет на то, как мы действуем или ведем себя. Это полезно для понимания их сложности и потенциальной связи между установками и поведением.

Но для ясности имейте в виду, что термин отношение по существу относится к затронутой части трех компонентов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts