Мнемотехнические приемы запоминания в психологии: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Содержание

Укрепление памяти. Мнемотехнические приемы.

Под этой многообещающей шапкой собраны воедино различные рекомендации. Некоторые из них нацелены на общее укрепление памяти, некоторые — на прицельное запоминание определенного текста или определенных данных. Одни связаны с интеллектуальной работой над запоминаемой информацией, другие — с ее механическим зазубриванием, третьи — со всем вышеперечисленным вместе.

Что-то потребует от вас потратить время на специальную предварительную подготовку рабочих «ассоциативных» рядов, что-то работает только при непосредственном прочтении или прослушивании материала. Общее у всех этих методов и приемов только одно: они позволяют значительно укрепить запоминание и усвоение какой бы то ни было информации. Надеемся, что студент, перед каждой сессией страдающий от невозможности запомнить огромный объем свалившихся на него фактов, цифр и концепций, не пробежит мимо этого раздела.

Механическое запоминание

При всех мыслимых ухищрениях есть вещи, которые проще всего запомнить механически, зубрежкой. К ним ни в коем случае не относятся куски взаимосвязанной информации, и даже ряды не связанных друг с другом сведений (лучшим образцом которых является телефонная книга). К таким вещам относятся только одиночные элементы информации, которые невозможно увязать в систему с другими, вам уже известными (например, отдельный телефон или пароль). В этом случае остается зазубрить. Однако и это делать нужно с толком. Конечно, главное в зубрежке — повторение. Но какое? Ни в коем случае не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд (и потом несколькими циклами на протяжении нескольких дней) вслух, как заклинание на иностранном языке, пока оно не «впечатается» в ваш мозг чисто фонетически. Вот тогда можете дополнительно осмыслить, это уже ничему не повредит. Духовенство раннего Средневековья таким образом — чисто фонетически — заучивало громадные тексты на непонятной ему самому по необразованности латыни.

Зазубривание идет лучше, если вы подберете музыкальную фразу или аккорд, на которые хорошо ложатся запоминаемые словосочетание или предложение. Если вы будете не проговаривать, а петь заучиваемое, оно «схватится» гораздо быстрее и будет сохраняться дольше. Кстати, один из секретов памяти сказителей, хранящих в мозгу невероятные по объему своды эпических песен, заключается в том, что это именно песни, а не голый текст: музыкальный ряд словно сам собой несет память от одного ассоциированного с определенным его фрагментом слова к другому, ассоциированному со следующим. Мотив же запомнить гораздо легче, чем аналогичную по информационному объему последовательность слов.

Улучшение запоминания при обычном чтении

«Повторение — мать учения» — вот квинтэссенция правил на этот счет. Повторять информацию надо сразу после ее прочтения (так как в противном случае именно на первое время после восприятия информации приходятся наибольшие ее потери). Пяти-шести повторений достаточно для того, чтобы материал засел в голове намертво (или хотя бы крепко). Промежутки между повторениями нужно с течением времени удлинять. Например, если вы повторяете раздел учебника перед экзаменом и на подготовку вам дана неделя, то образцово-показательный режим повторений будет таким. Первый день — два повторения, второй — одно, третий — пропуск, четвертый — одно, пятый — шестой — пропуск, седьмой — одно или два. Пропуски требуются для подсознательного, т.е. наиболее прочного, освоения и усвоения материала.

Этот метод рассчитан на размеренное повторение информации, с которой вы хоть в каком-то, пусть самом общем виде уже знакомились на протяжении семестра. При авральной подготовке к экзамену, связанной с заучиванием совершенно неизвестной вам (в силу вашего недопустимого бездельничанья) информации, рекомендуется несколько иной режим: беглое повторение сразу после чтения, потом — через 20 мин, потом — через 8 и, наконец, через 24 ч. Эффект будет действовать после последнего повторения довольно сильно, но недолго — не больше одного—двух дней. Таким образом, эту технику надо применять только при скоростной подготовке к экзаменам, зачетам, коллоквиумам и пр.

Дополнительный совет: для облегчения запоминания пробегите сначала изучаемый текст целиком, уясните его общий смысл и самые общие внутренние взаимосвязи. Затем быстро разбейте его мысленно на соответствующие разделы или осознайте, как сделана разбивка в самом тексте, после чего возвращайтесь к началу и читайте детально и вдумчиво, теперь уже стараясь запомнить содержание «по разделам в их взаимосвязи» (кстати, такое возвращение повторением не считается). Эффект приема основан на том, что внутренне организованное большое целое воспринимается и запоминается гораздо легче, чем даже несколько мелких независимых друг от друга деталей: в сцепке одно подсознательно тянет за собой другое, вразбивку — нет. Поэтому с самим принципом логико-содержательной сцепки в данном тексте необходимо ознакомиться заранее, представить себе его как можно яснее (лучше даже в виде мысленной графической схемы) и дальше все читаемое воспринимать с учетом и через призму этой сцепки (например, мысленно размещая поступающую информацию по блокам, линиям и узлам указанной схемы).

Четырехступенчатый метод

Этот метод запоминания и усвоения информации основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного.

Первая ступень — основные мысли. При первом чтении главы учебника или другой книги нацельтесь на выделение основных мыслей текста и их взаимосвязей.

Вторая ступень — внимательное чтение. Еще раз читаете главу, но теперь уже очень внимательно, «отлавливая» подробности, которые можно и необходимо привязать в виде ответвлений к основным мыслям. При этом мысленно повторяйте всю схему основных мыслей в их взаимосвязи.

Третья ступень — обзор. Снова обращаетесь к учебнику и не читаете, а просматриваете его, причем в обратном направлении, от конца к началу. По ходу дела проверяете и повторяете связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе предваряющие вопросы об этих связях, тут же отвечаете на них и по тексту проверяете ответы. Такое обратное прохождение «схватит» информацию в вашем мозгу, как цемент.

Четвертая ступень — доводка. Отложив книгу, по памяти повторяете весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности. Повторять нужно не образами, а членораздельно проговаривая про себя, еще лучше — вслух, хотя бы и отрывками и обрывками речи, а не полными предложениями.

Примечание 1. Последнюю стадию для надежности можно расчленить на две. На первой вы производите указанные действия с учебником под руками, после каждого крупного куска приостанавливаясь, заглядывая туда, в последний раз осваивая материал, автокорректируясь и вдумчиво и внимательно подстраивая пропущенный, но нужный материал в вашу систему знаний, как она сложилась (а после всего проделанного она сложилась с гарантией). Закончив эту процедуру, немедленно повторите все, как указано в описании стадии, без учебника.

Примечание 2. Как ни странно, очень многим помогает, если, проходя все вышеописанные ступени, они не сидят с учебником (или без него) за столом, а ходят с ним (или без него) по комнате, возможно кругами. Кстати, тем, кому это помогает, следовало бы употреблять этот прием независимо от метода запоминания материала.

Примечание 3. Если что-то не запомнилось, не огорчайтесь. Метод допускает проведение стольких повторений всего цикла или любого его этапа, сколько это необходимо.

Метод ключевых слов

Связан с мнемотехникой, т.е. с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод работает только после тренировок, полного овладения им и доведения его использования до автоматизма (как и все мнемотехнические методы).

Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно- два ключевых слова, припомнив которые немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца — это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац — здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего. Ключевые слова — это маркеры смысла всей фразы и в совокупности они должны образовывать логическую последовательность, что-то вроде рассказа в рассказе (или его скелета), несущего главный смысл всего текста. Этот внутренний, или свернутый, рассказ вы и должны запомнить накрепко; поскольку он куда короче, чем реальное изложение, сделать это легче. А при воспроизведении этого внутреннего рассказа (и минимальной, имеющейся почти у всех силе памяти) вы легко припомните и развернете все указанное изложение. Этапы работы по данному методу.

  1. При чтении текста систематизируйте его содержание по разделам.
  2. Выберите для каждого раздела главное ключевое слово, к нему пристегните отобранные аналогичным образом ключевые слова для подлежащих запоминанию (с вашей точки зрения) фраз.
  3. Очень важный этап! Немедленно несколько раз «прокрутите» связь: узел ключевых слов — весь соответствующий ему раздел — опять узел. Здесь можно даже заглядывать в учебник для автокорректировки.
    Именно на этом этапе в вашем мозгу укореняется прочная связь между ключевыми словами и материалом, который должен вытягиваться вслед за ними.
  4. Мысленно, а поначалу лучше письменно, составьте всю последовательность ключевых слов. Скорректируйте и осмыслите ее внутреннюю взаимосвязь (т.е. определите и усвойте взаимосвязь между каждыми соседними ключевыми словами и наращивайте соответствующий взаимосвязанный сегмент за счет следующих ключевых слов, пока он не охватит всю последовательность). Повторяйте каждую отдельную взаимосвязь и всю цепочку взаимосвязей, пока не запомните твердо. Повторите, осмыслите и выучите эту последовательность как отдельное целое.
  5. Сформулируйте вопрос к каждому ключевому слову, связывающий его с соответствующей фразой/разделом. Вновь повторите эту взаимосвязь несколько раз, сворачивая и разворачивая информацию, однако на этот раз — вместе со всей последовательностью, двигаясь от ее начала к концу.
  6. Этап необязательный. В целях максимального закрепления материала проделайте то же самое в убыстренном и упрощенном виде, но от конца к началу.

Через несколько часов, прогоняя цепочку, разверните ее в текст и перескажите его. Для верности то же самое можете повторить на следующий день. Вот теперь, наконец, все.

Сам текст после этой работы можно полностью выкинуть из активной памяти. Держите там только цепочку взаимосвязанных ключевых слов.

Метод требует довольно длительного и энергичного вживания, чтобы развернуться в полную силу. Но зато после соответствующего этапа действует он с эффективностью девяносто девять и девять в периоде.

Метод пространственного маркирования

Мнемотехническая составляющая увеличена. Цепочка ключевых слов (как в предыдущем методе) не просто запоминается как рассказ. Ключевые слова мысленно «распихиваются» в отдельные части некоего зрительного образа (по углам зримо представляемого дома, в разных местах некой страны и т.д. — нужный образ отберете сами), и продвижение от одного к другому представляется как соответствующий маршрут и ассоциируется с ним. Таким образом, этапы применения метода следующие.

  1. Создаете «свое пространство». Оно должно быть и без того хорошо вам известно, образно и мысленно обжито, с ярко и зримо представляемыми маршрутами — от страны из любимого произведения в жанре фэнтэзи до собственного микрорайона.
  2. Прокладываете по нему маршрут и запоминаете его.
  3. Мысленно проходите маршрут, помещая в очередных пунктах «клады» — последовательные фрагменты текста или, что еще лучше, ключевые слова.
  4. Пройдите маршрут несколько раз в прямом и обратном порядке, «обнаруживая», «подбирая» и вновь «ставя на место» смысловые единицы.

Теперь при необходимости «вспомнить все» мысленно становитесь в исходную точку маршрута и начинайте движение, последовательно выбирая из ваших «захоронок» размещенную информацию. Дополнительные ассоциации единиц информации с взаимосвязанными и яркими зрительными образами послужат надежным подспорьем вашей памяти.

Метод упорядоченных ассоциаций

Вот это чисто мнемотехнический прием. Мнемотехника, как известно, позволяет запоминать информацию, которая состоит из не связанных друг с другом или даже не имеющих осмысляемого значения элементов (и тем более любую другую информацию). Основана мнемотехника на ассоциациях. Проассоциировав фрагменты любой информации с членами и без того известного вам связного ряда и двигаясь затем вдоль этого ряда (или обращаясь к тем или иным его звеньям), вы автоматически будете припоминать и выхватывать ассоциативно связанные со звеньями ряда элементы информации, даже если сами по себе они никаких откликов у вас не вызвали. Алгоритм такого метода следующий.

На первом этапе, естественно, следует создать тот самый базовый ряд, со звеньями которого вы потом будете ассоциировать информацию. Ряд этот, может быть, каким угодно; важно только, чтобы и его элементы, и их последовательность были для вас естественны и очевидны и мгновенно представимы как по отдельности, так и вместе. Ниже мы опишем образец такого ряда, рекомендуемый в большинстве пособий по мнемотехнике. Но следует иметь в виду, что вы можете сами подобрать для себя более эффективные и не требующие (в отличие от типового) дополнительного заучивания индивидуальные образцы. Так, один известный историк-востоковед в качестве базового мнемотехнического ряда использовал список египетских фараонов.

Типовой базовый ряд, например, выглядит так: пишется ряд чисел от 1 до 100. Каждому числу соответствует слово по следующему правилу. Сначала вводится буквенный код для каждой цифры (0 = Н, 1 = К, 2 = = Л, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д, т.е. каждая цифра, за исключением единицы и двойки, кодируется начальной буквой обозначающего ее слова). Затем каждому числу приписывается эквивалент — слово, звуковой скелет которого состоит из соответствующих цифрам звуков в соответствующем порядке. Например, 36 можно придать эквивалент «тушь» (3-Т) + (6-Ш) = ТШ. После этого вы дополнительно «прошиваете» словесный ряд последовательными ассоциациями и запоминаете их. Например, 1 у вас — Ока, 2 — лев, 3 — трос. Ассоциативный ряд, соответствующий начальному сегменту вашей 100-звенной цепи, может быть такой: из реки Оки выныривает лев, держа в пасти трос. Составив такой ряд ассоциаций, вы должны намертво запомнить все три колонки — цифр, слов и связывающих их картинок — в их последовательной и параллельной взаимосвязи. При этом цифры становятся просто номерами словесных образов и картинок, созданных на их основе, своего рода номерами кадров мультфильма.

Разумеется, чтобы составить и выучить такой список, надо попотеть. Вам придется периодически менять и выкидывать слова, чтобы образный ряд получился как можно более ярким, четким и безальтернативным. На всю эту работу уходит обычно несколько дней, а то и неделя. Но зато результат будет служить вам всю жизнь!

Теперь самое главное. Допустим, вам надлежит выучить N относительно слабо связанных друг с другом элементов информации (например, сто телефонных номеров), где N меньше либо равно 100. Каждый из этих элементов свяжите ассоциацией с одним из звеньев базового ряда. Ассоциации должны быть столь же яркими, как и внутри самого этого ряда. Для телефонов, например, едва ли найдется лучший способ, чем зримо представить себе номер написанным на соответствующем объекте как инвентарный, да еще связать цифры номера (переведенные в слова по уже известному вам алгоритму, так же, как в базовом ряду) с этим объектом словесными и зрительными ассоциациями по отдельности.

Если важна последовательность элементов (как в случае с телефонами, размещаемыми в алфавитном порядке имен владельцев), размещайте их по базовому ряду последовательно.

Отныне, если вам надо припомнить любой из N элементов, первым у вас в памяти всплывет «поплавок» — соответствующее звено базового ряда, — а затем он вытянет за собой и «рыбу» — весь нужный фрагмент информации, проассоциированный с ним. Если этого не произошло, не печальтесь, а быстро скользите вдоль базового ряда, отслеживая отходящие в сторону ассоциации, т.е. проверяя все «поплавки» подряд. Рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно (при небольшой тренировке 100-звенный ряд можно просмотреть за полминуты -— мысль штука быстрая), вы наткнетесь на искомый фрагмент.

Что же, однако, делать, если элементов информации больше 100? Вообще-то такого практически не бывает. Но если все же случилось, поступите просто: разделите эти N по любому осмысленному критерию на несколько списков, каждый из которых меньше 100, и каждым из них распорядитесь, как подсказывают вам совесть и настоящий раздел.

На чем основан описанный метод? (А именно он позволяет людям, наделенным так называемой чудо-памятью, воспроизводить чудовищные по объему ряды цифр, букв и т.п.) Очевидно, на том, что отсутствующая связь между элементами запоминаемого ряда искусственно подменяется отработанной заранее связью звеньев ряда базового, к каждому из которых пристегнут один из элементов искомого запоминаемого ряда. В нужную вам информацию как бы встраивается чужой скелет, которого ей самой недостает. Естественно, такой метод разумно применять только для бессистемной, хаотической, неорганизованной информации, наподобие того же списка телефонных номеров или статистических данных и списков царей. Если у информации есть собственный «скелет», зачем подменять его искусственным «новоделом»? В таком случае разумно применять предыдущие методы.

Приведем несколько случаев, где метод упорядоченных ассоциаций может быть применен.

Пусть на следующей неделе вас ожидает множество различных заданий. Составьте их список и свяжите в нужной вам последовательности со звеньями базового ряда. В жизни ничего не забудете без всяких записей в ежедневниках.

Фамилии и цифры (точнее, списки фамилий и цифр) можно запоминать так же, как описано выше.

Если надо запомнить как можно точнее беседу или лекцию «на слух», свяжите ее логические элементы со звеньями базового ряда.

Так же можно готовиться к экзамену, учитывая, что материал, подлежащий выучиванию, обычно не представляет собой единого внутренне взаимосвязанного целого, а распадается на отдельные логико-тематические блоки, поэтому и в данном случае вышеописанный метод может вас выручить.

Метод свободных ассоциаций

Слова в базовом списке — произвольно подобранные и цифровой ряд не используется. Объединяет их сочиненный вами на месте рассказ, переходящий от одного к другому (в этом рассказе они, стало быть, играют роль ключевых слов). Самое главное, чтобы этот рассказ был зримым, как видеофильм. Ну, допустим, первым словом списка у вас оказался пеликан, вторым -— крокодил. Тогда начало вашего «видеофильма», скорее всего, будет выглядеть так: пеликан кормит крокодила из своего подклювного мешка. Представив себе такую картинку, вы ее век не забудете.

Дальнейшее — как в предыдущем методе. Последовательно изучаемые вами фрагменты информации связываете с последовательными элементами вашего базового списка (кадрами «видеофильма»). Связываете опять-таки зрительными, хорошо запоминающимися ассоциациями. Теперь прогоняете весь ваш базовый «видеофильм», делая от каждого кадра по мостику только что придуманной ассоциации шаг в сторону к соответствующему фрагменту информации, ради которой вы все это затеяли. Повторите прогонку несколько раз. Схвачено!

При этом, чтобы «видеофильм» оказался наиболее запоминающимся и ярким, старайтесь учитывать при его мысленном создании следующие советы. Предметы надо как можно больше представлять в активном действии, характерном для данных предметов, либо в действии, прямо противоположном такому «обычному» действию. Те же требования предъявляются к ассоциациям, связывающим фрагменты информации с кадрами вашего «видеофильма».

Прием «МЫСЛЕННЫХ КАРТИН»

Старайтесь любую информацию переводить в кодирующую ее схематически картинку, можно забавную. Этим приемом активно пользовались в средние века, а затем и все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности). Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической (например, информационные блоки могут представляться в виде соединенных линиями геометрических фигур, помеченных соответствующими надписями и ярлычками). Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас. Связывайте картинки в большие грозди зрительными ассоциациями.

Чтобы применять прием эффективно, нужно научиться хорошо воображать себе картинки (если вы не умеете этого делать). Прекрасный способ тренировки — представлять себе бытовые сценки, предметы, движущийся экран компьютерной игры, создавать и просматривать «мысленный мультфильм».

Запоминание чисел

Есть много мнемотехнических приемов запоминания цифр. Мы приведем самые, с нашей точки зрения, доступные. Если речь идет о датах и телефонах, то их надо заучивать наизусть методом прямой бесхитростной зубрежки, с возможным «положением на музыку». Если речь идет о других числах, старайтесь запоминать их по ассоциативному методу, памятуя сочинение Х.Л. Борхеса «Иринео Фунес, чудо памяти». Присвойте каждой цифре некий образ, запомните их (дело-то нехитрое, всего десять штук), и каждое число запоминайте как картинку, в которой в соответствующем порядке объединены общей ситуацией указанные образы. Проассоциируйте полученную картинку с тем, что измеряется данным числом, и дело в шляпе. Телефоны и даты так тоже можно запоминать.

При запоминании чисел широко применяются индивидуальные ассоциации с событиями и элементами вашей жизни, случайно оказавшимися связанными с теми же числами.

Запоминание имен

Рекомендуемый способ: только наизусть, «напевной» механической зубрежкой. С данным лицом надо ассоциировать не только имя, но и музыкальный аккорд, на который оно ложится. «Зубрить» имя надо, повторяя про себя и вслух, не менее 20 сек. «Гроздья» и ряды имен запоминаются проще, чем те же имена вразбивку, за счет эффекта сцепления.

Упражнение для развития слуховой памяти

По дороге старайтесь схватить на слух, удержать в голове и запомнить случайные отрывки чужих разговоров; старайтесь хранить в голове такое увеличивающееся в течение дня досье весь этот и следующий день. Вы убедитесь, что вскоре научитесь удерживать в памяти на редкость много не связанных по смыслу фраз одновременно.

Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.

Учите наизусть стихи и мотивы, проговаривая и напевая их (самый эффективный и приятный прием!).

Потренируйтесь на лекциях, слушая и внимательно запоминая их. Раз уж судьба предоставила вам как студенту такую возможность, не пренебрегайте ею даром, а воспользуйтесь этим способом как тренажером.

Проговаривайте вслух прозаический текст как можно более сухого содержания и учите его. В первый день проговорите и выучите наизусть одну строчку, на другой — добавьте следующую и повторите обе, и так до больших объемов. Именно так, кстати, заучивали с голоса тексты эпические певцы. Вот и для вас самое важное здесь — учить именно с собственного голоса, а не с текста. Для этого достаточно сконцентрировать внимание на том, что вы слышите, а не на том, что видите. В крайнем случае, можно попросить кого-нибудь ежедневно читать вам по строке.

Упражнения для развития зрительной памяти

Совсем очевидное дело: разглядывайте картинки и тренируйтесь, запоминая и воспроизводя их мысленно с последующей автокорректировкой и идя при этом от простых картинок к сложным, от длительного рассматривания — к мгновенному взгляду и от неточного воспроизведения — к точному.

В качестве таких картинок используйте изображения, знание которых вам пригодится независимо от тренировок: схемы устройств, предметы искусства, географические карты и т. д.

Помните, что зрительная память очень важна для восприятия любой информации: часто мы помним нужный нам смысл только потому, что нам зримо представляется та страница, тот ее угол и те печатные или рукописные строчки, коими этот смысл был запечатлен.

Диета для памяти

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Приведем перечень тех и других веществ. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Но! Есть разновидность людей, которых кофе вгоняет в сон. Проверить это можно уже по реакции на четвертую-пятую чашку кофе в жизни (первые непоказательны). Изменить в этой области ничего нельзя, остается лишь примириться с судьбой. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.

Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Эффективные и неэффективные приемы запоминания

Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Эффективные и неэффективные приемы запоминания

Понедельник, 01.03.2004. Выпуск 57

ЭФФЕКТИВНЫЕ И НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Тема этого выпуска — эффективность приемов запоминания. Книг по психологии памяти и о тренировке памяти написано много. Примечательно, что собственно тренировке памяти посвящены научно-популярные книги, издаваемые различными школами, в которых читаются курсы по развитию памяти.

Профессиональные психологи (в стенах лабораторий, институтов) больше интересуются не методами развития памяти, а проблемой амнезий — провалами в памяти. Например, почему человек забывает позвонить своему приятелю в назначенное время, почему иногда трудно найти ключи, которые вы сами же куда-то положили, почему не вспоминается название, которое при напоминании оказывается хорошо знакомым, как влияет на память электрошоковое воздействие, различные химические вещества, введенные в организм. Многие подобные опыты проводятся на животных, в основном на крысах. И результаты таких исследований публикуются под общим названием «Психология и нейрофизиология памяти». Однако следует понимать, что хотя такие эксперименты и имеют большое значение, в частности для лечения болезненных нарушений памяти, но вряд ли могут быть использованы в целях улучшения процесса когнитивного (познавательного) обучения человека.

Поэтому в данной статье речь будет идти большей частью о приемах запоминания, описываемых в научно-популярной литературе по развитию и тренировке памяти. Так как именно эта литература ориентирована на здоровых людей, желающих улучшить свою память. Часто научно-популярные книги о памяти пишут психологи, имеющие большое количество научных работ по теме «память».

Допустим, вы купили книгу по развитию памяти. Как определить, являются ли представленные в ней приемы запоминания эффективными? Часто можно встретить такие взгляды на эту тему: мол, что неэффективно для одного человека, может оказаться эффективным для другого. У одних людей лучше развито логическое мышление, у других — образное. Поэтому и приемы запоминания каждый должен подбирать индивидуально. Может быть…

Интересно, что в книгах по развитию и тренировке памяти приемы запоминания никогда не обосновываются, не подвергаются экспериментальной и теоретической проверке. С чем это связано? С тем, что нет критерия для проверки эффективности приемов запоминания, нет представления о том, что такое память вообще, как она работает. Хотя, как будет показано дальше, понимание механизмов памяти позволяет выводить эффективные приемы «на кончике карандаша».

Возьмем для анализа небольшую цифровую таблицу, составленную из случайной последовательности нулей и единиц.

Психологи любят такой материал для запоминания, так как «нормальная» память не может запомнить более пяти-девяти единиц информации, и человек для запоминания вынужден использовать те или иные приемы запоминания.

Вот таблица для анализа разных способов запоминания.

0110011010
1011000100
1000101010

Способ первый

Первый способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память. Якобы есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. И есть даже школы развития памяти, которые пытаются обучать такому умению.

Когда говорят о феноменальной памяти, часто имеют в виду именно такой способ запоминания информации. И многие исследования психологов были направлены на выявление механизмов эйдетической памяти и способов её развития.

В частности, хорошо известный всем Шерешевский заявлял исследовавшим его психологам, что он запоминает именно так, что продолжает видеть в своем воображении таблицу с цифрами. И хотя строгие опыты показали полное отсутствие у Шерешевского эйдетических способностей, психологи, судя по их книгам, поверили Шерешевскому, поверили, что он был способен видеть в своем воображении информацию, подобно фотографии.

Правильная мнемоническая техника запоминания позволяет очень быстро запомнить такую табличку. И возникает вопрос: как экспериментатор проверяет способ запоминания? Он ведь не может заглянуть в мозг другого человека! Остается верить словесному описанию подопытного о способах запоминания. И тут все зависит от честности человека (или от его чувства юмора).

Возможно ли запоминание аналогичной информации на основе эйдетической памяти? Хотите, попробуйте сами. У меня есть веские основания сомневаться, что кто-нибудь способен увидеть такую цифровую табличку в своем воображении как фотографию.

Но усилия исследователей-психологов в этом направлении понятны. Как было бы хорошо, ничего не делать, ничему не учиться, а только посмотреть на страницу текста один раз и затем воспроизвести её фотокопию в своем воображении!

А как же эксперименты с детьми-эйдетиками? А вы читали эти работы? Дети-эйдетики запоминали картинки, а не знаковую информацию, которая не вызывает образного отклика в мозге. И картинки достаточно простые, состоящие из небольшого количества образов.

Способ второй

Этот способ запоминания приписывают людям с «художественным складом ума». Можно попытаться запомнить табличку, мысленно вырезав из неё нули и оставив только единички. Вот так.

_11__11_1_
1_11___1__
1___1_1_1_

Оставшиеся единички образуют какой-то рисунок (образ), запомнив и воспроизведя который, человек реконструирует табличку — подставит в дырки нули.

Много ли табличек можно запомнить этим способом? А если табличка будет объемом в машинописную страницу? Эффективность данного способа запоминания очевидна.

Способ третий

Это наиболее любимый способ запоминания в книгах по психологии памяти. Способ основан на укрупнении запоминаемых единиц и, таким образом, на уменьшении их количества.

01100-11010
10110-00100
10001-01010

Действительно, личный опыт каждого подсказывает, что гораздо проще запомнить телефонный номер 3452378, разбив его на части: 345-23-78 (было 7 единиц, а стало всего 3).

«Облегчает» ли такой способ процесс запоминания? Вот именно, что облегчает, не более. Но вряд ли можно назвать такой способ эффективным, когда речь идет о нормальном объеме запоминаемой информации, например, о запоминании телефонной книжки.

Способ четвертый

Можно не только разбить табличку на более крупные блоки. Можно попытаться составить эти блоки из чисел, которые легко запомнить (в мнемотехнике это называется «Приемом привязки к хорошо знакомой информации»).

011-0-011-010
101-1000-100
1000-10-10-10

Так как в этом способе используются какие-то элементы настоящей мнемотехники, запомнить табличку становится действительно легко. Но как быть с увеличением объема запоминаемой информации? И как долго вы будете помнить табличку?

Способ пятый

Некоторые психологи на полном серьезе предлагают как способ запоминания насвистывание запоминаемой информации. Нужно «положить» цифры (как стихи) на какую-нибудь мелодию.

0110011010
1011000100
1000101010

«Ноль, один, один. Пауза. Ноль, ноль, один, один. Пауза…

В результате образуется ритмический рисунок, который, несомненно, поможет запомнить табличку. Но я бы не стал называть такой способ запоминания эффективным и, тем более, мнемотехническим.

Способ шестой

Можно разделить таблицу на пятизначные числа и преобразовать каждое двоичное число в десятичное число. Тогда таблица запоминается гораздо легче.

01100 (12) 11010 (26)
10110 (22) 00100 (04)
10001 (17) 01010 (10)

Способ, в принципе, хороший. Запомнить последовательность 12-26-22-04-17-10 совсем легко. Но как быстро преобразовать двоичные числа в десятичные? Допустим, вы этому научились. Но авторы не дают способа запоминания самих десятичных чисел. А если десятичных чисел будет не 6, как в примере, а 66? А как их сохранять в памяти длительное время? А как насчет воспроизведения последовательности?

Способ седьмой

Можно разбить таблицу на цифры и составить слова и фразы из букв, соответствующих цифрам: 0 — нм, 1 — гж. Такой способ запоминания числовой информации (телефоны, исторические даты) рекомендуется практически во всех книгах по тренировке памяти. Живучесть этого «метода» в литературе невероятная! Лучшего способа напугать школьника мнемотехникой и не придумаешь.

0-1-1-0-0-1-1-0-1-0
1-0-1-1-0-0-0-1-0-0
1-0-0-0-1-0-1-0-1-0

НоГа (0-1) ГНома (1-0) НаГло (0-1) ГаНтель (1-0) ЖМет (1-0) …

Да, такой способ запоминания требует изобретательности, прямо поэтического дара! Правда рекомендуется он, как было сказано, в основном для запоминания телефонных номеров и исторических дат.

Способ восьмой

Уже становится тепло. Приближаемся к мнемотехнике. Можно разбить запоминаемую таблицу на ряд двузначных чисел и преобразовать повторяющиеся числа (элементы) в образные коды (образный код — это зрительный образ, закрепленный за определенным числом).

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Получается комбинация всего четырех элементов: 00, 01, 10, 11.

Для эффективного запоминания числовой информации нужно заранее выучить образные коды двузначных чисел. В данном случае хотя бы четыре кода: 00 — бочки, 01 — еж, 10 — огонь, 11 — Гагарин.

Теперь можно попытаться составить рассказ (метод историй) — излюбленный способ запоминания практически во всех книжках по тренировке памяти. Например: еж (01) поднес зажигалку (10) к другому ежу (01) и зажег на нем два костра (10-10)…

Несмотря на абсурдность этого метода, он помогает запоминать. Правда авторы не осознают и не объясняют, почему происходит запоминание. А запоминается потому, что слова предложения рефлекторно вызывают зрительные образы в воображении, и образы эти самопроизвольно связываются друг с другом. А это и есть процесс памяти для мозга (произвольное или непроизвольное соединение образов).

Способ девятый

Уже почти мнемотехника. Но пока не осознаются тонкости работы памяти. Как и в предыдущем способе, разбиваем таблицу на двузначные числа, и при запоминании преобразуем их в образные коды.

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Образные коды соединяются в воображении цепочкой (без составления рассказа, истории): на еже — огонь, на огне — еж, на еже — огонь, на огне — огонь…

Очевидно, что повторение образов приведет к путанице. А на самом деле — к стиранию связей уже на этапе запоминания. Поэтому авторы, рекомендующие такой способ запоминания, вынуждены советовать подбирать для одного числа несколько разных образных кодов. Но это снижает скорость запоминания и при увеличении объема информации не спасает — образы неминуемо начнут повторяться.

Способ десятый

Это уже почти правильная мнемотехника. В этом способе нужно знать образные коды чисел от 01 до 99. Сами образные коды используются как «вешалки». И запоминаемые образные коды последовательно соединяются с «вешалками».

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

1. 01 (на еже еж)
2. 10 (на яде огонь)
3. 01 (на ухе еж)
4. 10 (на чае огонь)
5. 10 (на обоях огонь)

Такой способ запоминания достаточно рационален, он обеспечивает хорошую скорость запоминания и большой объем (до 100 чисел). Но если нужно запомнить 300 чисел? Тогда «вешалок» не будет хватать. А если вы захотите запомнить на «вешалки» другую информацию, тогда предыдущие сведения будут стерты из памяти.

Поэтому такой способ запоминания подходит лишь для тренировок и для демонстрации «фокусов» с памятью.

Способ одиннадцатый

Мнемотехнический способ запоминания (общий случай запоминания длинного числового ряда).

В этом способе мы будем исходить из понимания того, что запоминание для мозга — это образование связей. А соединить числа с чем-то мы можем только тогда, когда преобразуем числа в образные коды (процесс кодирования). В этом случае процесс запоминания (соединение в воображении нескольких элементов информации) можно полностью контролировать.

Образные коды должны быть фиксированными, всегда одинаковыми. В противном случае вы не сможете искать в своей памяти информацию с одинаковыми элементами. Фиксированные образные коды гораздо легче запоминаются и припоминаются.

Соединять образные коды вместе не рекомендуется, значит, для долговременного запоминание не подойдут в качестве «вешалок» сами образные коды (как в предыдущем примере). Тогда для фиксации последовательности образных кодов необходимо заранее (или в процессе запоминания) создать четкую последовательность вспомогательных образов. Проще всего это сделать методом Цицерона (см. учебник и словарь мнемотехники на сайте).

Для формирования системы опорных образов можно использовать комбинацию любых методов запоминания последовательности. Метод Цицерона не самый рациональный, так как часто трудно «найти» в квартире или на улице необходимое количество образов.

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Вспомните входную дверь своей квартиры и соедините с ней ежа (в дверь вмонтирован еж). Вспомните выключатель в коридоре и соедините с ним образ «огонь» (выключатель горит). Вспомните вешалку в коридоре и соедините с ней образ «еж» (на вешалке — еж). И так далее.

Образы могут часто повторяться, это не испортит запоминание. Главное, чтобы не повторялись вспомогательные (опорные) образы.

Способ двенадцатый

Наиболее рациональный способ запоминания именно этой таблички

Запоминаемая табличка должна рассматриваться нами не как случайная последовательность чисел, а как отдельная информация, состоящая из нескольких элементов. В практических целях не приходится запоминать подобные таблички. В основном запоминаемая числовая информация это: телефонные номера, пароли, исторические даты, данные таблиц, числа в тексте. Числа всегда с чем-то связаны. Так, числа телефонного номера всегда связаны с «хозяином» телефонного номера, числа даты всегда связаны с событием.

Анализируемая табличка ни с чем не связана, числа таблицы ни к чему не относятся. Значит, для долговременного запоминания (вдруг кому-то захочется протестировать вашу память через пять лет) необходимо ввести элемент, аналогичный «хозяину» в телефонном номере.

Например, мы можем привязать табличку к названию этого выпуска рассылки, на случай, если вас спросят: «А вы помните табличку из статьи «Эффективные и неэффективные методы запоминания?»

Любая запоминаемая информация — это последовательная связь нескольких элементов, в которых всегда есть главный элемент (этот образ называется «основа ассоциации») и другие элементы (эти образы называются «элементами ассоциации»). Основы всегда должны быть разные, а вот элементы, которые записываются на основах, могут повторяться.

Итак, наша задача запомнить следующее:

«Эффективные и неэффективные способы запоминания — 011001101010110001001000101010»

Для сокращения количества запоминаемых элементов целесообразно разбить табличку на ряд трехзначных чисел. Образные коды трехзначных чисел есть в справочнике на сайте.

011-001-101-010-110—001-001-000-101-010

Мал. оЖоГ (011)
МаНЖет (001)
ГоНГ (101)
НоЖНицы (010)
ГиГаНт (110)

МаНЖет (001)
МаНЖет (001)
МаНоМетр (000)
ГоНГ (101)
НоЖНицы (010)

Создадим основу будущей ассоциации (из которой выделим пять частей) и дополнительный образ (из которого выделим пять частей).

Искусство запоминания словесной информации заключается в выработке умения быстро кодировать в образы фразы и предложения. Например, в данном случае, нужно преобразовать в образ словосочетание «Эффективные и неэффективные методы запоминания». Образ должен быть подобран так, чтобы вы могли по образу дословно вспомнить фразу.

Можно закодировать предложение так: пистолет — символ эффективности, кулак — символ меньшей эффективности. Лучше это соединить в одну картинку: рука держит пистолет. По этой картинке вы легко сможете реконструировать (построить) фразу «Эффективные и неэффективные методы запоминания».

Теперь представьте образ «пистолет» и последовательно выделите в нём пять других образов, создавайте связи с образными кодами чисел.

Пистолет

Ствол — на нем след ожога.
Мушка — намотан манжет.
Курок — круглый, как гонг.
Ручка — сквозь неё проникают ножницы.
Обойма (можно извлечь) — гигант (например, снежный человек)

Кулак

Ноготь — манжет
Палец — манжет
Ладонь — манометр
Большой палец — гонг
Запястье — ножницы

Основу ассоциации (пистолет) необходимо связать с опорным образов в заранее сформированной системе опорных образов, предназначенных для долговременного запоминания информации. Вся табличка «умещается» всего на одном вспомогательном образе.

Такой метод запоминания обеспечивает пожизненное запоминание информации. И при формировании определенных навыков запоминания он не будет казаться сложным. Цифровая информация считывается по первым трем согласным буквам: МаНЖет — 001. Таким образом, при припоминании информация не вспоминается, а буквально ЧИТАЕТСЯ из воображения. Со стороны даже может показаться, что у вас эйдетическая память. Точность воспроизведения — абсолютная.

Как видите, под словом «мнемотехника» разные авторы понимают очень разные методы запоминания. Низкоэффективные методы запоминания хороши тем, что им можно очень быстро обучиться, а часто вообще учиться не нужно (а это бывает иногда очень важно с точки зрения ускоренного обучения). Чтобы пользоваться эффективными методами запоминания, нужно изучить необходимый для этого инструментарий: образные коды, сформировать системы опорных образов, нужно вникать в теорию памяти и мнемотехники. А для этого нужно время и усилия.

Строго говоря, любые приемы запоминания можно назвать мнемотехническими, так как мнемотехника — это техника запоминания. Но я бы не стал смешивать отдельные мнемотехнические приемы с Мнемотехникой. Мнемотехника в настоящее время — это целостная учебная дисциплина, со своей теоретической базой, с собственным понятийным аппаратом, с совершенно определенным (унифицированным) набором приемов.

Приемы вне системы теряют эффективность. Отдельные (изолированные) приемы практически не применяются. В техниках запоминания обычно используется сразу несколько приемов одновременно (см. в качестве примера «Способ двенадцатый»).

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта ([email protected])
Воспроизведение материалов — по согласованию с Козаренко В. А.


8.4 Способы улучшения памяти – Психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Распознавать и применять стратегии улучшения памяти
  • Знать и применять эффективные методы обучения

Большинство из нас страдает от провалов в памяти того или иного рода, и большинство из нас хотели бы улучшить свою память, чтобы не забывать, куда мы кладем ключи от машины или, что более важно, материал, который нам нужно знать для экзамен. В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы, которые помогут вам лучше запоминать, и некоторые стратегии более эффективного обучения.

Стратегии улучшения памяти

Какими повседневными способами мы можем улучшить нашу память, в том числе память? Чтобы убедиться, что информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, вы можете использовать стратегии улучшения памяти. Одной из стратегий является репетиция или сознательное повторение информации для запоминания (Craik & Watkins, 1973). Вспомните, как вы учили таблицу умножения в детстве. Вы можете вспомнить, что 6 х 6 = 36, 6 х 7 = 42 и 6 х 8 = 48. Запоминание этих фактов — это репетиция.

Еще одна стратегия — разбиение на фрагменты: вы организуете информацию в управляемые биты или порции (Bodie, Powers, & Fitch-Hauser, 2006). Фрагментирование полезно при попытке запомнить такую ​​информацию, как даты и номера телефонов. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить 5205550467, вы запоминаете число как 520-555-0467. Итак, если вы встретили интересного человека на вечеринке и захотели запомнить его номер телефона, вы, естественно, разделили его на части и могли повторять номер снова и снова, что является репетиционной стратегией.

Вы также можете улучшить память, используя повторение: метод, при котором вы думаете о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти (Tigner, 1999). Уточняющая репетиция включает в себя как связывание информации с уже сохраненными знаниями, так и повторение информации. Например, в этом случае вы могли бы вспомнить, что 520 — это код города Аризоны, а человек, которого вы встретили, из Аризоны. Это поможет вам лучше запомнить префикс 520. Если информация сохраняется, она переходит в долговременную память.

Мнемонические приемы — это средства запоминания, которые помогают нам организовать информацию для кодирования (рис. 8.18). Они особенно полезны, когда мы хотим вспомнить большие объемы информации, такие как шаги, этапы, фазы и части системы (Bellezza, 1981). Брайану нужно выучить порядок расположения планет в Солнечной системе, но он с трудом запоминает правильный порядок. Его друг Келли предлагает мнемоническое устройство, которое может помочь ему вспомнить. Келли говорит Брайану просто запомнить имя мистера ВЭМ Дж. САН, и он легко сможет вспомнить правильный порядок планет: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus и N ептун. Вы можете использовать мнемонический прием, чтобы запомнить чье-то имя, математическую формулу или порядок математических операций.

Рисунок 8.18 Это мнемоника, которая поможет вам запомнить количество дней в каждом месяце. Месяцы с 31 днем ​​представлены выступающими костяшками, а более короткие месяцы выпадают в пятнах между костяшками. (кредит: модификация работы Кори Занкера)

Если вы когда-нибудь смотрели телешоу Modern Family , то могли видеть, как Фил Данфи объясняет, как он запоминает имена:

На днях я встретил парня по имени Карл. Сейчас я могу забыть это имя, но на нем была футболка Grateful Dead. Какая группа похожа на Grateful Dead? Фиш. Где живут рыбы? Океан. Что еще живет в океане? Коралл. Здравствуйте, коллега. (Wrubel & Spiller, 2010)

Чем ярче или необычнее мнемоника, тем легче ее запомнить. Ключ к успешному использованию любой мнемоники — найти стратегию, которая работает для вас.

Некоторые другие стратегии, используемые для улучшения памяти, включают выразительное письмо и произнесение слов вслух. Выразительное письмо помогает улучшить вашу кратковременную память, особенно если вы пишете о травмирующем опыте в своей жизни. Масао Ёго и Сюдзи Фуджихара (2008) заставляли участников писать с 20-минутными интервалами несколько раз в месяц. Участникам было предложено написать о травмирующем опыте, о своем лучшем будущем «я» или о тривиальной теме. Исследователи обнаружили, что это простое задание на письмо увеличило объем кратковременной памяти через пять недель, но только у участников, которые писали о травматических переживаниях. Психологи не могут объяснить, почему это письменное задание работает, но оно работает.

Что делать, если вы хотите запомнить предметы, которые нужно забрать в магазине? Просто произнесите их вслух про себя. Серия исследований (MacLeod, Gopie, Hourihan, Neary, & Ozubko, 2010) показала, что произнесение слова вслух улучшает вашу память на слово, потому что оно увеличивает его различимость. Чувствуете себя глупо, произнося случайные продукты вслух? Эта техника одинаково хорошо работает, если вы просто произносите слова вслух. Использование этих методов увеличило память участников на слова более чем на 10%. Эти методы также могут быть использованы, чтобы помочь вам учиться.

Как учиться эффективно

На основе информации, представленной в этой главе, ниже приведены некоторые стратегии и предложения, которые помогут вам отточить свои методы обучения (рис. 8.19). Ключ к любой из этих стратегий заключается в том, чтобы выяснить, что лучше всего работает для вас.

Рисунок 8.19 Методы запоминания могут быть полезны при подготовке к уроку. (кредит: Барри Поусман)

  • Используйте повторение : В известной статье Фергус Крейк и Роберт Локхарт (1972) обсудили свою веру в то, что информация, которую мы обрабатываем, глубже уходит в долговременную память. Их теория называется уровнями обработки. Если мы хотим запомнить часть информации, мы должны подумать о ней более глубоко и связать ее с другой информацией и воспоминаниями, чтобы сделать ее более значимой. Например, если мы пытаемся вспомнить, что гиппокамп участвует в обработке памяти, мы можем представить бегемота с отличной памятью, и тогда мы сможем лучше запомнить гиппокамп.
  • Примените эффект самореференции : По мере того, как вы проходите процесс повторения, было бы еще полезнее сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично. Другими словами, используйте эффект самореференции. Пишите заметки своими словами. Напишите определения из текста, а затем перепишите их своими словами. Свяжите материал с тем, что вы уже изучили для другого класса, или подумайте, как вы можете применить эти концепции в своей жизни. Когда вы делаете это, вы создаете сеть подсказок, которые помогут вам получить доступ к материалу, когда вы захотите его запомнить.
  • Используйте распределенную практику : Изучайте во времени за короткие промежутки времени, а не пытайтесь втиснуть все сразу. Консолидация памяти требует времени, а изучение во времени дает время для консолидации воспоминаний. Кроме того, зубрежка может привести к тому, что связи между концепциями станут настолько активными, что вы застрянете в связи, и это не позволит вам получить доступ к остальной информации, которую вы узнали.
  • Репетировать, репетировать, репетировать : Повторять материал с течением времени, на отдельных и организованных учебных занятиях. Организуйте и изучайте свои заметки, а также проходите практические тесты/экзамены. Свяжите новую информацию с другой информацией, которую вы уже хорошо знаете.
  • Учиться эффективно : Учащиеся отлично выделяют, но выделение не очень эффективно, потому что ученики тратят слишком много времени на изучение того, что они уже выучили. Вместо выделения используйте каталожные карточки. Напишите вопрос с одной стороны и ответ с другой стороны. Когда вы изучаете, разделяйте свои карточки на те, которые вы угадали правильно, и те, у которых вы ошиблись. Изучите те, в которых вы ошиблись, и продолжайте сортировать. В конце концов, все ваши карты окажутся в стопке, на которую вы ответили правильно.
  • Помните о помехах : Чтобы уменьшить вероятность помех, занимайтесь в спокойное время без помех и отвлекающих факторов (например, телевизор или музыка).
  • Продолжайте двигаться : Конечно, вы уже знаете, что упражнения полезны для вашего тела, но знаете ли вы также, что они также полезны для вашего ума? Исследования показывают, что регулярные аэробные упражнения (все, что повышает частоту сердечных сокращений) полезны для памяти (van Praag, 2008). Аэробные упражнения способствуют нейрогенезу: росту новых клеток мозга в гиппокампе, области мозга, которая, как известно, играет роль в памяти и обучении.
  • Выспитесь : Пока вы спите, ваш мозг продолжает работать. Во время сна мозг организует и консолидирует информацию для хранения в долговременной памяти (Abel & Bäuml, 2013).
  • Используйте мнемонические устройства : Как вы узнали ранее в этой главе, мнемонические устройства часто помогают нам запоминать и вспоминать информацию. Существуют различные типы мнемонических устройств, таких как аббревиатура. Акроним — это слово, образованное первой буквой каждого слова, которое вы хотите запомнить. Например, даже если вы живете рядом с одним из них, вам может быть трудно вспомнить названия всех пяти Великих озер. Что, если я скажу вам подумать о слове «дома»? ДОМА — это аббревиатура, обозначающая Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор: пять Великих озер. Другой тип мнемонического приема — акростих: вы составляете фразу из всех первых букв слов. Например, если вы сдаете тест по математике и вам трудно вспомнить порядок операций , вспомните следующее предложение: «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли», потому что порядок математических операций следующий: Скобки, Показатель степени, Умножение, Деление, Сложение, Вычитание. Существуют также джинглы, представляющие собой рифмованные мелодии, содержащие ключевые слова, связанные с концепцией, например, i перед e, кроме c .

8.4 Способы улучшения памяти – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Распознавать и применять стратегии улучшения памяти
  • Знать и применять эффективные методы обучения

 

   Большинство из нас страдают от тех или иных провалов в памяти, и большинство из нас хотели бы улучшить свою память, чтобы не забывать, куда мы кладем ключи от машины или, что более важно, материал, который нам нужно знать для экзамен. Конечно, невозможно вспомнить все, что с вами произошло, точно так, как оно изначально разыгрывалось. В предыдущем разделе особо подчеркивались примеры того, как память может быть искажена, а в некоторых случаях полностью сфабрикована. В этом разделе мы рассмотрим некоторые способы, которые помогут вам лучше запоминать, и некоторые стратегии более эффективного обучения.

СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ

   Какими повседневными способами мы можем улучшить нашу память, включая припоминание? Чтобы убедиться, что информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, вы можете использовать стратегии улучшения памяти. Одной из стратегий является репетиция или сознательное повторение информации, которую необходимо запомнить (Craik & Watkins, 1973). Вспомните, как вы учили таблицу умножения в детстве. Вы можете вспомнить, что 6 х 6 = 36, 6 х 7 = 42 и 6 х 8 = 48. Запоминание этих фактов — это репетиция.

 Другая стратегия – это дробление: вы организуете информацию в управляемые биты или порции (Bodie, Powers, & Fitch-Hauser, 2006). Фрагментирование полезно при попытке запомнить такую ​​информацию, как даты и номера телефонов. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить 5205550467, вы запоминаете число как 520-555-0467. Итак, если вы встретили интересного человека на вечеринке и захотели запомнить его номер телефона, вы, естественно, разделили его на части и могли повторять номер снова и снова, что является репетиционной стратегией.

Попробуйте это забавное задание, в котором используется стратегия улучшения памяти.

   Вы также можете улучшить память, используя разборчивое повторение: метод, при котором вы думаете о значении новой информации и ее отношении к знаниям, уже хранящимся в вашей памяти (Tigner, 1999). Например, в этом случае вы могли бы вспомнить, что 520 — это код города Аризоны, а человек, которого вы встретили, из Аризоны. Это поможет вам лучше запомнить префикс 520. Если информация сохраняется, она переходит в долговременную память.

Мнемонические устройства – это средства запоминания, которые помогают нам систематизировать информацию для кодирования. Они особенно полезны, когда мы хотим вспомнить большие объемы информации, такие как шаги, этапы, фазы и части системы (Bellezza, 1981). Брайану нужно выучить порядок расположения планет в Солнечной системе, но он с трудом запоминает правильный порядок. Его друг Келли предлагает мнемоническое устройство, которое может помочь ему вспомнить. Келли говорит Брайану просто запомнить имя мистера ВЭМ Дж. САН, и он легко сможет вспомнить правильный порядок планет: 9и N ептун. Вы можете использовать мнемонический прием, чтобы запомнить чье-то имя, математическую формулу или порядок математических операций.

 

Это мнемоника, помогающая запомнить количество дней в каждом месяце. Месяцы с 31 днем ​​представлены выступающими костяшками, а более короткие месяцы выпадают в пятнах между костяшками. (кредит: модификация работы Кори Занкера)

 

Если вы когда-нибудь смотрели телешоу  Современная семья , вы могли видеть, как Фил Данфи объясняет, как он запоминает имена:

На днях я встретил парня по имени Карл. Сейчас я могу забыть это имя, но на нем была футболка Grateful Dead. Какая группа похожа на Grateful Dead? Фиш. Где живут рыбы? Океан. Что еще живет в океане? Коралл. Здравствуйте, коллега. (Врубель и Спиллер, 2010)

 

Чем ярче или необычнее мнемоника, тем легче ее запомнить. Ключ к успешному использованию любой мнемоники — найти стратегию, которая работает для вас.

 

  Некоторые другие стратегии, используемые для улучшения памяти, включают выразительное письмо и произнесение слов вслух. Выразительное письмо помогает улучшить вашу кратковременную память, особенно если вы пишете о травмирующем опыте в своей жизни. Масао Ёго и Сюдзи Фуджихара (2008) заставляли участников писать с 20-минутными интервалами несколько раз в месяц. Участникам было предложено написать о травмирующем опыте, о своем лучшем будущем «я» или о тривиальной теме. Исследователи обнаружили, что это простое задание на письмо увеличило объем кратковременной памяти через пять недель, но только у участников, которые писали о травматических переживаниях. Психологи не могут объяснить, почему это письменное задание работает, но оно работает.

Что делать, если вы хотите запомнить предметы, которые нужно забрать в магазине? Просто произнесите их вслух про себя. Серия исследований (MacLeod, Gopie, Hourihan, Neary, & Ozubko, 2010) показала, что произнесение слова вслух улучшает вашу память на слово, потому что оно увеличивает его различимость. Чувствуете себя глупо, произнося случайные продукты вслух? Эта техника одинаково хорошо работает, если вы просто произносите слова вслух. Использование этих методов увеличило память участников на слова более чем на 10%. Эти методы также могут быть использованы, чтобы помочь вам учиться.

В некоторых из предыдущих разделов обсуждалась глубина обработки, чтобы предположить, что информация, которая закодирована более глубоким образом, связывая информацию, которую нужно запомнить, с чем-то, что важно для вас на личном уровне, или личную идентификацию с информацией, может быть создать более сильный след для информации, которую можно будет позже вспомнить (Craik & Tulving, 1975). Дальнейшие исследования, реализующие эти теории с точки зрения улучшения памяти, продемонстрировали, что при кодировании информации с эмоциональной валентностью информация может быть эффективно воспроизведена, а след в памяти может быть более ярким, что позволяет точно запомнить больше деталей (Kensigner & Corkin, 2003). ). Сравнение памяти на слова с нейтральной валентностью по сравнению со словами, закодированными с отрицательной валентностью, показало, что участники статистически более вероятно точно запоминали слова с валентностью или эмоциональным возбуждением, связанным с ними. Кроме того, слова, которые были закодированы как с эмоциональным возбуждением (слова, связанные с культурными табу), так и с отрицательной валентностью, были более точными и имели более высокую скорость припоминания по сравнению со словами только с эмоциональной валентностью. Это говорит о том, что системы мозга, которые создают эмоциональные реакции, такие как миндалевидное тело и гипоталамус, могут быть задействованы путем прикрепления эмоциональных реакций к информации, которую нужно запомнить, чтобы улучшить процедуры кодирования и создать более сильный след для последующего воспроизведения.

КАК ЭФФЕКТИВНО УЧИТЬСЯ

   Основываясь на информации, представленной в этой главе, мы предлагаем несколько стратегий и рекомендаций, которые помогут вам отточить свои методы обучения. Ключ к любой из этих стратегий заключается в том, чтобы выяснить, что лучше всего работает для вас.

 

Методы запоминания могут быть полезны при подготовке к уроку. (Источник: Барри Поусман)
  • Используйте подробное повторение : В известной статье Крейк и Локхарт (1972) обсудили свою веру в то, что информация, которую мы обрабатываем, глубже уходит в долговременную память. Их теория называется уровнями обработки. Если мы хотим запомнить часть информации, мы должны подумать о ней более глубоко и связать ее с другой информацией и воспоминаниями, чтобы сделать ее более значимой. Например, если мы пытаемся вспомнить, что гиппокамп участвует в обработке памяти, мы можем представить бегемота с отличной памятью, и тогда мы сможем лучше запомнить гиппокамп.
  • Примените эффект самореференции : По мере того, как вы проходите процесс повторения, было бы еще полезнее сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично. Другими словами, используйте эффект самореференции. Пишите заметки своими словами. Напишите определения из текста, а затем перепишите их своими словами. Свяжите материал с тем, что вы уже изучили для другого класса, или подумайте, как вы можете применить эти концепции в своей жизни. Когда вы делаете это, вы создаете сеть подсказок, которые помогут вам получить доступ к материалу, когда вы захотите его запомнить.
  • Не забывайте о кривой забывания : Как вы знаете, информация, которую вы изучаете, со временем быстро теряется. Даже если вы считаете, что знаете материал, изучите его еще раз прямо перед началом теста, чтобы повысить вероятность того, что информация останется в вашей памяти. Избыточное обучение может помочь предотвратить разрушение хранилища.
  • Репетировать, репетировать, репетировать : Повторять материал с течением времени, на отдельных и организованных учебных занятиях. Организуйте и изучайте свои заметки, а также проходите практические тесты/экзамены. Свяжите новую информацию с другой информацией, которую вы уже хорошо знаете.
  • Помните о помехах : Чтобы уменьшить вероятность помех, занимайтесь в спокойное время без помех и отвлекающих факторов (например, телевизор или музыка).
  • Продолжайте двигаться : Конечно, вы уже знаете, что упражнения полезны для вашего тела, но знаете ли вы также, что они также полезны для вашего ума? Исследования показывают, что регулярные аэробные упражнения (все, что повышает частоту сердечных сокращений) полезны для памяти (van Praag, 2008). Аэробные упражнения способствуют нейрогенезу: росту новых клеток мозга в гиппокампе, области мозга, которая, как известно, играет роль в памяти и обучении.
  • Выспитесь : Пока вы спите, ваш мозг продолжает работать. Во время сна мозг организует и консолидирует информацию для хранения в долговременной памяти (Abel & Bäuml, 2013).
  • Используйте мнемонические устройства : Как вы узнали ранее в этой главе, мнемонические устройства часто помогают нам запоминать и вспоминать информацию. Существуют различные типы мнемонических устройств, таких как аббревиатура. Акроним — это слово, образованное первой буквой каждого слова, которое вы хотите запомнить. Например, даже если вы живете рядом с одним из них, вам может быть трудно вспомнить названия всех пяти Великих озер. Что, если я скажу вам подумать о слове «дома»? ДОМА — это аббревиатура, обозначающая Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Супериор: пять Великих озер. Другой тип мнемонического приема — акростих: вы составляете фразу из всех первых букв слов. Например, если вы сдаете тест по математике и вам трудно вспомнить порядок операций , вспомните следующее предложение: «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли», потому что порядок математических операций следующий: скобки, показатели степени, умножение, деление, сложение, вычитание. Существуют также джинглы, представляющие собой рифмованные мелодии, содержащие ключевые слова, связанные с понятием, например, i перед e, кроме c .

 

МЕТОД ЛОКУСОВ – СОЗДАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ДЛЯ ПОМОЩИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПАМЯТИ

Всемирные соревнования по запоминанию представляют собой серию мероприятий, в которых люди со всего мира соревнуются в десяти различных дисциплинах памяти, чтобы запомнить как можно больше информации за определенный период времени, а затем их оценивают по тому, что они могут запомнить. и точность их памяти. Одна из ключевых стратегий, о которой сообщают люди, чтобы овладеть своими способностями к кодированию и конкурировать с некоторыми из ведущих мировых исполнителей памяти, известна как метод локусов, стратегия улучшения памяти, которая использует визуализацию, пространственную память и знакомство с памятью. среду для быстрого и эффективного запоминания информации. Этот мнемонический прием, также известный как путешествие в память, дворец памяти или техника дворца памяти, восходит к Древней Греции и Риму, где ораторы и рассказчики использовали этот метод для запоминания грандиозных речей и передачи эпических историй через устную историю, таких как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Метод локусов — это метод визуализации, при котором человек запоминает план здания или некоторую среду, с которой он знаком, и информация, которую необходимо запомнить, распределяется по окружающей среде. Человек, пытающийся вспомнить информацию, затем использует эту пространственную карту, которую он создал, чтобы мысленно пройтись по окружающей среде, чтобы встретить каждую часть информации на своем пути. Эта мнемоника широко использовалась на протяжении всей истории человечества, и современные методы визуализации мозга продемонстрировали активацию областей мозга, связанных с пространственной памятью, во время метода воспроизведения локусов, включая медиальную префронтальную кору и области заднего гиппокампа (Maguire et al., 2003). Кроме того, недавние исследования с использованием виртуальной реальности показали, что метод локусов оказывается одинаково полезным в средах, которые являются новыми по сравнению со знакомыми, а также чрезвычайно подробными по сравнению с менее подробными (Legge et al. , 2012). Кроме того, было продемонстрировано, что метод локусов эффективен для участников, которые ранее не знали этого метода, по сравнению с участниками, которые не использовали метод локусов. В целом, метод локусов представляет собой исторически практикуемый и научно подтвержденный метод, который может создать более надежный процесс кодирования и привести к более точному и эффективному воспроизведению информации.

ОБЗОР

   Есть много способов бороться с неизбежными отказами нашей системы памяти. Некоторые общие стратегии, которые можно использовать в повседневных ситуациях, включают мнемонические приемы, репетицию, самореференцию и достаточный сон. Эти же стратегии также могут помочь вам учиться более эффективно.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology

 

 

Упражнения

Вопросы для повторения:

1. Когда вы учитесь играть на пианино, утверждение «Каждый хороший мальчик играет хорошо» может помочь вам запомнить ноты ми, соль, си, ре и фа для линии скрипичного ключа. Это пример (а) ________.

а. джингл

б. аббревиатура

c. акростих

д. акустический

 

2. Согласно исследованию Його и Фуджихары (2008), если вы хотите улучшить свою кратковременную память, вам следует потратить время на написание ________.

ваше лучшее будущее

а. травматический жизненный опыт

b. банальная тема

c. ваш список покупок

 

3. Эффект самоссылки относится к ________.

а. сделать материал, который вы пытаетесь запомнить, значимым для вас лично

b. составить фразу из всех первых букв слов, которые вы пытаетесь запомнить

c. составление слова из первой буквы каждого слова, которое вы пытаетесь запомнить

д. произносить про себя слова, которые вы хотите запомнить вслух

 

4. Какой тип усилителя памяти требует от вас организации единиц в управляемые единицы?

а. репетиция

б. фрагментация

c. подготовительная репетиция

d. ничего из вышеперечисленного

 

5. Вспомогательные средства для запоминания, которые помогают организовать информацию для кодирования, ________.

а. мнемонические устройства

b. стратегии улучшения памяти

c. детальная репетиция

д. трудоемкая обработка

 

Вопросы критического мышления:

1. Что такое эффект самореференции и как он может помочь вам учиться более эффективно?

2. Всю прошлую ночь вы и ваш сосед по комнате готовились к экзамену по психологии. Вы думаете, что знаете материал; тем не менее, вы предлагаете повторить изучение на следующее утро за час до теста. Ваш сосед по комнате просит вас объяснить, почему вы считаете, что это хорошая идея. Что ты ей скажешь?

3.  Опишите три различных способа улучшить память при подготовке к экзамену. Какие стратегии, по вашему мнению, более эффективны для улучшения памяти, чем другие?

 

Вопросы личного применения:

1. Придумайте мнемонический прием, который поможет вам запомнить термин или понятие из этой главы.

2. Какой эффективный метод обучения вы использовали? Чем он похож/отличается от стратегий, предложенных в этой главе?

 

Глоссарий:

фрагментация

уточнение

9015 7 уровней обработки

стратегия улучшения памяти

мнемоническое устройство

 

Ответы на упражнения

Контрольные вопросы:

1. C

2. B

3. A

4. B

5. A 90 005

 

Вопросы для критического мышления:

1. Эффект самореференции — это склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, чем информацию, не имеющую личного значения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts