Метод Цицерона: запоминание информации любого объема
Часто, чтобы запомнить определенную информацию, используется метод ассоциаций, однако он подходит для сравнительно небольшого количества объектов. Когда необходимо усвоить произвольный текст среднего объема, ассоциативная техника не приносит нужного результата, а для запоминания большого пласта информации лучше использовать метод Цицерона.
История возникновения
Метод получил название в честь имени Марка Туллия Цицерона – государственного деятеля и знаменитого оратора из Римской Республики. Он прославился своей способностью по памяти воспроизводить большое количество цитат, фактов, исторических дат, не используя заготовленные на бумаге текст на своих публичных выступлениях.
Однако впервые данный прием использовался еще до Цицерона древнегреческим поэтом по имени Симонид. Он принимал участие в обильной и пышной трапезе, но ушел ранее, чем другие гости. После его ухода в помещении обрушился потолок, что привело к смерти хозяина и его гостей.
Комната Цицерона
Суть техники состоит в том, что для запоминания ключевых единиц их необходимо мысленно расставить в определенном порядке, представляя хорошо знакомое помещение, например, комнату в своем доме.
Затем достаточно лишь во всех деталях воспроизвести в воображении эту комнату, чтобы вспомнить то, что зафиксировано в памяти. Цицерон перед подготовкой к выступлению на публике обходил свой дом и расставлял важные идеи будущей речи в разных местах, что позволяло ему лучше запомнить текст.
Прежде чем начать применять данный метод, следует определить, в какой последовательности обходить комнату. То есть решить, в каких местах размещать части информации, чтобы впоследствии было проще их воспроизвести. В первый раз рекомендуется пройтись по комнате, как и сам основатель этой техники, и мысленно расставить элементы.
После нескольких тренировок это не понадобится: будет достаточно легко вызвать образ комнаты в памяти.Как пользоваться методом Цицерона
Данный прием включает в себя три этапа:
-
Создание матрицы
-
Закрепление матрицы
-
Привязка
На первом этапе необходимо создать опорные образы – хорошо знакомые предметы, к которым будут привязаны сведения для запоминания. Можно выбрать только одну комнату, а можно целую квартиру или офис, а также дорогу в магазин или путь на работу. Еще один вариант – создать воображаемое помещение и выбрать обстановку в соответствии с собственным вкусом и пожеланиями. Поскольку оно существует лишь в мыслях и воображении, не стоит себя ограничивать.
Рекомендуется запомнить и впоследствии соблюдать очередность образов, например, продвигаться только в направлении часовой стрелки или проложить маршрут по левой стороне улицы. Это требуется для того, чтобы не запутаться в том, что уже есть в системе образов, а чего еще нет, а также, чтобы не пропустить что-нибудь важное в комнате.
Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти. Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.
На этапе привязки требуется соотнести необходимые для запоминания слова с предметами в помещении. К примеру, нужно закрепить в памяти следующие слова: кошка, солнце, сердце, огурец, свеча. При использовании обстановки комнаты все будет выглядеть примерно так: Я иду к окну и вижу на подоконнике пушистую кошку, в окно ярко светит солнце, смотрю на стену и вижу большое красное сердце, на полке шкафа лежит свежий зеленый огурец, а возле зеркала горит огонек свечи.
Такая привязка поможет без проблем запоминать даже объемные пласты текста. Нужно тренироваться использовать систему образов: мысленно переставлять их в комнате от первого к последнему, потом наоборот – от последнего к первому. Подобный прием способствует ускорению возникновения мысленных образов, составляющих всю систему.
Преимущества метода
Примеры, описанные выше, помогают понять, как работает метод, но использовать его можно и даже нужно для более сложных задач. Например, для запоминания текста для выступлений, учебных материалов, плана на день, очередности звонков по телефону, которые нужно совершить, и так далее.
Плюс метода Цицерона в том, что в случае, когда материал для запоминания представляет собой связанный логически текст, а не обычный набор случайных слов, есть возможность многократно использовать одну и ту же комнату. При этом ряды основных моментов не смешаются между собой, и восстанавливать в памяти сведения по определенной теме будет довольно легко.
Еще одно достоинства метода, основанного Цицероном, заключается в том, что для его освоения достаточно всего нескольких тренировок, причем пользоваться им вполне возможно в любом месте. Отпадает необходимость в придумывании ассоциаций и долгом восстановлении цепочки, нужно только вспомнить знакомую комнату или взять на вооружение то помещение, в котором вы находитесь в данный момент.
Для запоминания информации следует разглядывать комнату и размещать главные слова и моменты по очереди. При необходимости воспроизведения материала достаточно воскресить в памяти обстановку помещения, и требуемые сведения мысленно всплывут как будто сами собой. Это намного легче, чем вспоминать содержание лекции и доклада по памяти.
Основные правила метода Цицерона
Существует несколько приемов:
-
Следует прикреплять новые образы в комнате к местам с хорошим ярким освещением.
-
Рекомендуется изменять габариты образов на прямо противоположные – мелкие увеличивать, крупные, наоборот, превращать в мизерные. Например, муха размером с лошадь, экскаватор размером с мышь и так далее.
-
Связку между старыми образами в комнате и новыми лучше делать интересной и динамичной. Можно использовать какое-либо действие или яркий цвет. Когда ручка находится на столе – это неинтересно и скорее всего не запомнится. А вот если ручка пишет на ярко-красном листе бумаги, то образ закрепляется в памяти намного лучше.
Метод Цицерона является уникальной мнемонической техникой, которой с легкость может научиться любой желающий. Методика позволяет запоминать даже большие и сложные для восприятия материалы без особых усилий. И даже если вы не считаете себя личностью, обладающей хорошей памятью, при использовании данного приема вы однозначно достигнете отличных результатов.
Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая Должна быть очень хорошо знакомой. Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру, и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п. Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. Упражнения №1—3). Метод Цицерона очень похож на метод связанных ассоциаций, когда с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается почти то же самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы. Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать. Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Оставшееся слово «лес» надо связать с книжными полками. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно. Главное — перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и то же помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы. Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами (см. главу, посвященную запоминанию цифр). А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали. Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две цифры, расставляя предметы, обозначающие их, по два в одном месте, например, слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. В дальнейшем, когда вы узнаете про цифро-буквенный код вы сможете связывать с одним местом сразу 4 цифры. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры, но об этом тоже чуть позже. Для овладения методом Цицерона достаточно 2—3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими Другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место: аудитория, музей, кабинет начальника — могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация. Наоборот, если ваша цель — детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае, когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности: ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете. *** Упражнение 26. Запомните следующие слова, используя метод Цицерона и связывая их с деталями той комнаты, в которой вы сейчас находитесь: ТРАВА, БИГУДИ, ПОПЛАВОК, ШИПОВНИК, КАЛЕНДАРЬ, АЛЬБОМ, ЛУКОВИЦА, РЕЦЕПТ, РАСЧЕСКА, ПОДУШКА, ЭСКАЛАТОР, ФОНАРЬ. Обводя взглядом комнату, попробуйте воспроизведите слова, которые запоминали. *** Упражнение 27. Следующий ряд слов попытайтесь запомнить, также применяя метод Цицерона, однако сейчас используйте для запоминания слов не ту комнату, в которой находитесь, а любую другую, обстановку которой знаете хорошо. (Не забудьте, что с деталями комнаты, которые вы будете использовать для запоминания слов, надо определиться заранее). НОЖНИЦЫ, МОЛОКО, СЦЕНА, БАБОЧКА, КОЛЕСО, ГАЛСТУК, ПРУЖИНА, ЕЖ, КЛЕЙ, КАПЮШОН, КАРАМЕЛЬКА, ШИЛО. *** Упражнение 28. В этом упражнении потренируйтесь в запоминании последовательности цифр методом Цицерона. 4 7 2 1 1 8 9 3 5 5 0 6 3 7 6 4 7 9 0 8 *** Упражнение 29. Попробуйте выполнить обратную задачу — запомнить схему (обстановку) комнаты, изображенной на картинке, используя для ее запоминания любой хорошо известный вам ряд слов. (Напомню, что в качестве такого ряда может выступить список ключевых слов хорошо известной вам песни, басни, стихотворения). В обстановке комнаты попытайтесь запомнить не только входящие в нее элементы, но и что где расположено. Для этого «обходите» комнату последовательно.
На
предыдущую
|
Содержание
|
На
следующую |
|
Что нужно знать для MCAT
Учиться для MCAT невероятно сложно.
От изучения подробных научных материалов до внедрения сложных уравнений в повседневную практику — подготовка к MCAT обеспечивает когнитивную перегрузку.
Однако, несмотря на достаточное количество материала, охватываемого MCAT, существуют ключевые способы запоминания высокопродуктивных тем, не ощущая при этом грубой силы каждой основной темы, отягощающей вас.
Это через мнемонику MCAT.
Что такое мнемоника?
Мнемотехника — это одно из многих средств запоминания, которое используется для создания корреляций между фактами, облегчающих запоминание этих фактов.
«Мнемоника» — это инструмент памяти, который также называют «методом локусов» или «методом Цицерона», который был разработан в Древней Греции. Этот метод обучения предоставляет вашему мозгу важную информацию особым образом, который помогает вам ее усвоить.
Мнемоника — это простой ярлык, который создает связь между информацией, которую вы пытаетесь запомнить, с визуальным изображением, уникальным предложением или отдельным словом.
Его использование основано на том, что человеческий разум может быстро вспоминать относящуюся к делу информацию, такую как личные или образовательные материалы, а не абстрактные или безличные фрагменты информации.
Работают ли мнемоники?
Вы изо всех сил пытаетесь запомнить ключевые биты информации? Вы учились часами напролет только для того, чтобы легко забыть материал, который вы только что изучили? Исследования подтверждают, что эти проблемы могут быть эффективно решены с помощью мнемонических методов.
Было показано, что поддержка в организации материала, который необходимо запомнить, на этапе обучения улучшает обучение, оказывает долгосрочное влияние на запоминание материала и приводит к повышению производительности на этапе припоминания за счет обеспечения иерархической организации запоминания. изученный материал.
Важно отметить, что мнемонические стратегии — это только часть общей картины обучения. Вы должны не только тратить время на запоминание и изучение нового материала, но и контекстуализировать то, что вы изучаете, для лучшего запоминания. Однако в целом учащиеся, использующие мнемонические стратегии, лучше справляются с экзаменами на понимание.
Истинная сила мнемоники на MCAT
MCAT — один из самых полных и сложных экзаменов. MCAT включает в себя все, от общей и органической химии до физики и психологии. Учитывая невероятное количество материала, которое охватывает MCAT, важно понимать химические законы, реакции, биологические механизмы, пути и теории развития.
В информации для запоминания недостатка нет. Таким образом, необходимы мощные методы обучения, чтобы нести бремя когнитивной нагрузки.
Мнемонические стратегии специфичны, поэтому они используются для улучшения припоминания. Мнемонические устройства позволяют вам значительно улучшить все аспекты вашей кратковременной памяти, включая ограниченную емкость, ограниченную продолжительность и кодирование.
Кратковременная память является необходимым шагом на пути к следующему этапу запоминания, долговременной памяти, поэтому вы можете рассматривать кратковременную память как узкое место вашего обучения. С другой стороны, изобретение собственной мнемоники для MCAT может стать комплексным способом более осмысленного взаимодействия с контентом.
Если вы изо всех сил пытаетесь придумать свои собственные сокращения, акростихи или рифмы, наберитесь мужества; использование чужого может быть столь же адекватным.
Различные виды мнемотехники
Мнемотехника изображений
Подумайте, насколько проще запомнить изображение, чем запомнить слова. На самом деле, исследования показывают, что наши воспоминания активируются при виде изображений гораздо легче, чем при прослушивании слов. Запоминая предметы, которые так или иначе связаны друг с другом, визуализируя определенную картинку, вы можете легко вспомнить информацию, которая раньше ассоциировалась с этим образом. Независимо от того, какая у вас профессия, очевидно, есть факты, которые вам нужно помнить на регулярной основе. Как правило, чем нелепее изображение, тем легче вам его запомнить.
Акронимы и акростихи
Акроним — это аббревиатура, состоящая из первых букв слов последовательности, а акростих — это стихотворение или другая форма письма, в которой первая буква, слог или слово каждой строки, абзаца, или другая повторяющаяся функция в тексте демонстрирует слово или сообщение.
Рифмы
Рифмовки — еще один распространенный способ запоминания информации. Рифмы легко вспоминаются, потому что они сохраняются в вашем мозгу посредством акустического кодирования, а это означает, что вы усвоили информацию через слуховые ощущения. Это показывает, почему тексты песен запоминаются намного легче, чем абзац из книги или какой-либо другой вид прозы.
Фрагментация
Процесс «фрагментации» информации объясняется в названии. Если вам нужно запомнить несколько компонентов информации, разделите их на группы. Он включает в себя группировку отдельных фрагментов информации таким образом, чтобы их было легче запомнить (т. е. связь, иерархическая важность, функция и т. д.). Одним из простых примеров фрагментации является то, как мы запоминаем телефонные номера.
Как создать мнемонику
1. Возьмите первую букву или ключевое слово элемента, чтобы запомнить его, и запишите его.
2. Повторить для всех предметов.
3. Создайте предложение. Выберите первые слова, которые приходят вам в голову. Это не должно иметь смысла!
4. Перепишите предложение несколько раз, произнося слова, к которым относится аббревиатура.
5. Потренируйтесь повторять элементы и созданное предложение вместе, пока не запомните их!
Мнемоники для использования в MCAT
Вот лишь некоторые мнемоники для начала:
Биология
Вегетативная нервная система Симпатическая: бей или беги / Парасимпатическая: отдыхай и переваривай
«FLAT PEG» Для гормонов передней доли гипофиза ФСГ/ЛГ/АКТГ/ТТГ/пролактин/эндорфины/гормоны роста
«Вперед, Салли, вперед! Делайте детей!» / «G1, S, G2, M, C» Для клеточного цикла Фаза роста 1, Синтез ДНК (репликация), Фаза роста 2, Митоз, Цитокинез.
«ADEK» для желудочно-кишечных гормонов, витаминов A, D, E и K
Химия
«HONC» для связывания H требуется еще 1 электрон во внешней оболочке, чтобы стать стабильным. O требуется 2. N требуется 3. C требуется 4.
«FON» для водородной связи Когда атом водорода присоединен к атому фтора, кислорода или азота, он может образовать водородную связь между ним и другим фтором, кислородом, или атом азота.
«Чувственные люди занимаются прелюдией» для квантовых чисел s, p, d, f. Затем следует алфавит: g, h, i, j, k и т. д.
Органическая химия
«SE PI» для присоединения амина к карбонильной группе Вторичный амин? Енамин/первичный амин? Имин
«SS – ED – CC» для изомеров Структура/стереоизомеры/энантиомер/диастереомер
«Командование, управление, связь флота королевы Елизаветы Второй» для мета-направленных групп на бензольном кольце
Q Четвертичный амино-NR3+/E Сложный эфир–COOR/S Сульфоновая кислота-SO3H/N Нитро-NO2/C Карбонил–CHO/C Карбоксил–COOH/C Циано-CN
Физика
«Может ли каждый вампир пронзить холодную ткань? Каждый прокол имеет сопротивление» для C = Кулон (Q)/E = Энергия (Джоули/Работа)/V = Вольты P = Мощность (Ватт)/I = Ток (А)/T = Время (секунды)/R = Сопротивление ( Ом)
«Много работы сводит меня с ума!» для формулы работы work = Mad/M=Mass/a=acceleration/d=distance
«Мы гарантируем достоверность, явно ссылаясь на эту световую мнемонику». Для скорости света 299 792 458
Чего не делают мнемоники
Мнемоники на какое-то время раздувают вашу кратковременную память. Они необходимы для завершения учебы в бакалавриате, а также полезны на MCAT.
Помните, что самый сложный аспект MCAT заключается не в том, что он требует от вас запоминания мелких деталей содержания, а в том, что он требует от вас применения ваших базовых научных знаний в незнакомых ситуациях, и одна только мнемоника вам в этом не поможет. .
Продвиньте свои мнемотехники на один шаг вперед
Хотя мнемонические приемы отлично подходят для запоминания, MCAT — это гораздо больше, чем просто понимание содержания. Вот почему мы в Jack Westin хотим помочь вам. Из-за исчерпывающего количества материалов MCAT мы предлагаем множество бесплатных ресурсов. Нужно начать учебный процесс? Проверьте свои знания с помощью нашего диагностического теста MCAT. Хотите ежедневную практику? В нашем бесплатном банке вопросов есть тысячи вопросов.
Кроме того, мы предлагаем наиболее оптимизированные, простые в использовании и исчерпывающие курсы MCAT, включая наш полный курс MCAT, курс стратегии MCAT CARS, курс стратегии CASPer и наш курс содержания научной стратегии MCAT.
Независимо от того, на каком этапе MCAT вы находитесь, мы предоставим вам основные ресурсы, которые помогут вам стать лучше.
Методы запоминания: Дворец памяти, от римских времен до наших дней
Если вы читали мою предыдущую статью о методах запоминания, вы видели, каких результатов можно достичь при усердном применении мнемотехники. Вещи столь же удивительные, как то, что сделал Тимур Гареев, который в прошлом году побил мировой рекорд по количеству партий, сыгранных в режиме одновременной игры вслепую. Поскольку вы сейчас здесь, я предполагаю, что вы решили попробовать техники запоминания. Я уверен, вы будете рады, что сделали это, и я надеюсь, что мнемотехника изменит вашу жизнь к лучшему, как она изменила мою.
Поскольку это руководство предназначено для начинающих, я предполагаю, что вы совершенно незнакомы с предметом, но даже если вы являетесь практиком среднего уровня, я думаю, вы найдете некоторые советы полезными. Моя главная цель в этой и следующих статьях — помочь вам избежать ошибок, которые затормозили мой прогресс, когда я начал заниматься мнемоникой, поскольку они могут быть весьма разочаровывающими и даже заставили меня сдаться на несколько лет. Вот первая подсказка – и это правило номер 1:
#Все техники и приемы запоминания объединяет одно: чем больше усилий вы приложите к фундаменту, тем мощнее будут результаты.
Одно лишь запоминание этого факта имеет большое значение. Техники, которые я опишу, точно такие же, как и у спортсменов мирового уровня, занимающихся памятью, и все же мы с вами, вероятно, никогда не достигнем их уровня, если не будем тренироваться по несколько часов в день, как они. Мнемоника — это навык, и овладение им до уровня мирового класса требует почти невероятной дисциплины и усилий.
Чемпионат мира по запоминанию 2013
К счастью, точно так же, как можно играть, получать удовольствие и получать пользу от шахмат, даже если никогда не стать гроссмейстером, то же самое можно сказать и о памяти – я не могу запомнить тысячу цифр за час, но Я могу запомнить сто цифр за 20 минут, и этого достаточно для всех практических целей.
Но у правила №1 есть еще один смысл: вы пожнете плоды только после того, как потратите на это свое время и усилия. Если вы хотите больших результатов, вы потратите месяцы на подготовку (у Тимура подготовка заняла большую часть года). И вот в чем загвоздка: большинство людей не захотят (по очень веским причинам) тратить недели на изучение того, как применять какую-либо технику, не видя никаких результатов.
Вот почему мы начнем с малого и построим простой Дворец, в котором можно временно хранить всего десять предметов. В этом нет ничего потрясающего, но оно послужит доказательством концепции — чем-то, что покажет вам, что можно запоминать вещи по-другому.
Если вашей целью является применение методов запоминания в шахматах (или в учебе или в других практических целях), то вам нужно научиться постоянно хранить воспоминания. В нашей жизни мы приучаем себя «зубрить» тесты, прекрасно зная, что чаще всего большая часть этого исследования будет потеряна самое большее через несколько недель.
Тем не менее, бывают случаи, когда нужно запомнить информацию только в течение ограниченного периода времени – например, в соревнованиях по запоминанию человеку может потребоваться запомнить порядок колоды карт или список из сотен случайных слов или цифры, но после того, как соревнование закончится, будет мало причин цепляться за эту информацию. То же самое было бы, если бы вы использовали мнемотехнику для одновременной игры с завязанными глазами. С другой стороны, если вы запоминаете шахматные партии или дебюты, вам нужно сделать эту информацию постоянной.
Причина, по которой так трудно закрепить то, что мы только что изучили, связана (частично) с тем, насколько ограничена наша кратковременная память. Каждая крупица информации, которую мы хотим запомнить более чем на несколько секунд, должна быть закодирована в нашей долговременной памяти, и после того, как она окажется там, все, что вам нужно, это пересматривать ее – сначала постоянно, но со все более длительными интервалами между повторениями. .
Однако есть две проблемы: во-первых, то, как мы запоминаем информацию естественным образом, очень затрудняет ее систематическое повторение, поэтому большинство людей делают это только при повторном просмотре книги или видео, где они видели информацию (или находят ее в каком-то другом месте). ). Во-вторых, для того, чтобы данные были закодированы в долговременной памяти, они должны быть сначала сохранены в кратковременной памяти, что сравнительно плохо.
Согласно исследователям памяти (Cowan, 2001), мы можем хранить только от 4 до 6 элементов (больше, если мы можем объединить элементы в группы) в нашей рабочей памяти (различие между краткосрочной и рабочей памятью является спорным, техническим и неважным для наших целей) и только в течение не более 30 секунд. Если вам когда-либо приходилось повторять номер телефона или адрес, пока вы не смогли его записать, то вы уже знаете пределы кратковременной памяти. Повторение информации — это способ «поместить ее обратно» в вашу рабочую память: если вы перестанете повторять, число исчезнет. Не волнуйся; это не повторится после того, как вы выучите мнемонику.
Даже если мы начинаем с малого, всегда хорошо, так сказать, следить за призом. Если вы намерены применить технику к шахматам, позвольте мне показать вам дорогу, которая лежит впереди. Если ваш интерес к мнемотехнике не связан с шахматами (или, по крайней мере, не исключительно с шахматами), не волнуйтесь, вы узнаете много способов запоминания разных вещей для разных целей. Каждый из них является необходимым шагом к нашей цели, но все они могут использоваться по отдельности. Кроме того, методики можно легко (но не без усилий) адаптировать для других целей.
Это наша дорога: Сначала мы увидим, как временно запомнить небольшой список предметов. Это покажет, что существуют разные способы запоминания, и при некоторой практике их можно до бесконечности расширять до запоминания сколь угодно длинных списков. Недостающим звеном между этим простым упражнением и дворцом памяти, подходящим для шахмат, является система привязки. Именно система Peg действительно облегчает запоминание и позволяет чемпионам запоминать колоду карт менее чем за 30 секунд. «Привязка» — это в основном образ, часто человека, который вы представляете вместо чего-то, что хотите запомнить. Итак, после того, как у вас за плечами будет Дворец Памяти, я покажу вам, как создать несколько прищепок — так как есть несколько приемов, облегчающих этот процесс. Система привязки также облегчит процесс превращения временных дворцов в постоянные. Наконец, мы завершим все это, создав колышки специально для шахмат.
Наша первая техника, Дворец Памяти, имеет очень давнюю и славную традицию, восходящую (предположительно) к Древней Греции. Он получил множество названий, таких как дворец разума и метод локусов (локусы означают «места» на латыни). Иногда его в шутку называют «Отелем Доминика» в сочетании с «Системой Доминика», но, на мой взгляд, ни одно из этих названий не звучит так же, как «Дворец памяти».
Легенда гласит, что поэт Симонид присутствовал на пиру и, так как его не было в зале, случилась беда и потолок зала обрушился, не только убив, но и сделав всех гостей неузнаваемыми. Как гласит история, семьи жертв, не желая рисковать взять не то тело и оплакивать Монтекки, который на самом деле был Капулетти, спросили Симонида, может ли он опознать какое-либо из тел. Как бы то ни было, он сказал, что может опознать их всех. Он сделал это, сопоставив положение, в котором сидел гость, с его положением. И это вдохновило бы Симонида на разработку «Метода локусов».
Симонида выманивают из смертельной ловушки призраки Кастора и Поллукса, как сказал Цицерон. Я упоминал, что это была легенда, не так ли?
Какова бы ни была правдивость легенды, есть четкие записи о ней, восходящие к римлянам, а панегирик Дворцу Памяти был спет не кем иным, как Марком Туллио Цицероном, который в De Oratore рассказывает нам приятную анекдот про Симонида и раздавленных гостей обеда. Цицерон был энтузиастом искусства памяти и посвятил несколько отрывков его истории и использованию.
Копия «Ораторе» Цицерона, записанная от руки на пергаменте
Цицерон, живший в последние дни Римской республики и умерший вместе с ней в 43 г. до н. э., более 2000 лет назад описал основные идеи, лежащие в основе Дворец Памяти, и хотя с тех пор был достигнут значительный прогресс, действительно удивительно, что по своей сути метод не изменился – он был только дополнен.
Маркос Туллио Цицерон, бывший консул Римской империи, также является одним из самых влиятельных писателей всех времен
Другой римский оратор, Квинтилиан, живший в имперский период через несколько десятилетий после Цицерона, также описывает метод локусов в своем Institutio Oratoria . Он подчеркивает важность ars memoriae – как римляне называли мнемонику, искусство памяти – поскольку memoria является одним из пяти канонов практики ораторского искусства.
Подобно тому, как известные римляне, такие как Цицерон и Квинтилиан, писали об этих методах и использовали их более 2000 лет назад, те же самые методы могут использоваться и используются сегодня для запоминания полной главы «Моби Дика», как в иллюстративном видео выше 9. 0003
В настоящее время имеется множество знаний и информации, касающихся мнемотехники и Дворца Памяти в частности, не говоря уже о научной литературе, посвященной этой теме. Все большее число чемпионов мира в настоящее время стараются поделиться своими улучшениями в классических техниках и тонкой настройке, а также помогают развивать коллективные знания сообщества мнемоников. В частности, один чемпион мира, Доминик О’Брайан, создал метко названную Систему Доминика, которая помогла ему выиграть чемпионат мира по запоминанию не менее восьми раз.
Такие люди, как Доминик О’Брайан или Йонас фон Эссен и другие чемпионы по запоминанию, не являются учеными или антисоциальными аутистами, как Дастин Хоффман в «Человеке дождя», который считает карты, даже не задумываясь об этом. Многие из них обычные, заурядные ботаники, как вы или я, а некоторые — выдающиеся джентльмены, такие как мистер О’Брайен. На самом деле, нет причин даже подозревать, что у них особенно хорошая память, О’Брайен даже прямо заявляет, что раньше у него была плохая память, а также он страдал от дислексии и СДВ.
Улучшите свою память. Доминик О’Брайен (8-кратный чемпион мира по памяти) ) и обойти то, что он плохо запоминает (случайные числа или элементы).
#Все методы и приемы запоминания основаны на принципе избегания того, что утомительно, и сосредоточения внимания на том, что естественно легко для человеческого мозга.
Теперь, когда вы знакомы с концепцией Дворца Памяти, мы должны увидеть, как ее использовать на практике. Но, во-первых, чтобы у нас была база для сравнения с нашими улучшениями, давайте проверим наши воспоминания без , используя какие-либо методы или приемы. Попробуем запомнить десять предметов по старинке. Я только что погуглил список продуктов и напечатал его ниже — прочитайте его дважды и не используйте какие-либо методы, которые вы, возможно, уже знаете; но, если вы считаете, что это поможет, вы можете читать его медленно или непрерывно повторять пункты или делать все, что вы обычно делаете, пытаясь запомнить подобный список. Прочитав его дважды, закройте его, сосчитайте до десяти вслух (это важная деталь), а затем запишите все предметы, которые сможете запомнить:
- Хлеб
- Шоколад
- Мед
- Чай
- Апельсиновый сок
- Масло сливочное
- Кофе
- Печенье
- Яйца
- Рис
Итак, сколько предметов у вас есть? Если вы похожи на большинство людей, вы помните от четырех до шести (скорее всего, первый и последний пункты и два или три между ними). Если вы организовали предметы по категориям, вы, вероятно, запомнили еще несколько.
Я тоже только что прошел тест – впервые за многие годы я что-то запомнил без использования техники запоминания, и должен сказать, что я этого не ожидал, но мне пришлось сознательно избегать использования своего Дворца, и это было не т легко! Процесс стал автоматическим, чего я раньше не осознавал. Во всяком случае, видимо, у меня совершенно обычная память, так как я смог вспомнить только шесть пунктов, хотя список только что набрал.