Мнемотехника | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника (англ. mnemotechnics) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Напр., известный прием заучивания числа 3,1415926536, выражающего величину π, с помощью двустишия «кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уже узнает», где количество букв очередного слова соответствует очередной цифре запоминаемого числа.
Мнемотехника имеет длительную историю. Уже в глубокой древности люди пользовались сначала внешними (зарубки, узлы и пр.), а затем и внутренними (представления предметов, действий) опорами как средствами запоминания. Делались попытки создать определенную систему мнемических приемов. Так, в Древней Греции был разработан т.н. топологический метод (или метод мест): различные объекты связывались с местами к.-л. реального или воображаемого пространства как опорами запоминания.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания — в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. Самым распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в .своей последовательности системам — располагаться в строго определенных местах некоего помещения и пр.
В этом качестве можно использовать достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией; но особенно эффективны такие мнемотехнические приемы, позволяющие увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
- Мнемотехника
что это, приемы и методы – Конструктор Успеха
Содержание
- Что это такое
- Как научиться мнемотехнике 🤔
- Мнемотехнические приемы
- Прием первый: скованные одной цепью
- Прием второй: русская матрешка ✌
- Прием третий: мнемоника и тайная комната
Слышали ли вы когда-нибудь о мнемотехнике? Каждому из нас хочется запоминать большие объемы информации. Не записывать их в блокноты, электронные напоминалки или на листочках, обклеивая ими весь холодильник или компьютер, а сохранять прямо в мозг и на долгое время. Это может пригодиться для обучения, работы и просто в обычной жизни.
С возрастом человек теряет «гибкость» разума и запоминает новую информацию тяжелее, чем в молодости, но это не повод записывать себя в ряды страдающих от склероза и пить горсти таблеток для улучшения памяти. Есть менее радикальные, а главное более действенные способы. К ним и относится мнемоника, которая сегодня станет главной темой нашей статьи.
Что это такое
Мнемотехника (мнемоника) — это совокупность приемов, которые используются для лучшего запоминания информации. Хотя этот термин для многих остается загадкой, каждый из нас в той или иной степени изучал это искусство. Вспомните простую поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Почти все именно благодаря ей быстро запоминали в детстве последовательность цветов в радуге.
Или вспомните занятия английским языком в начальной школе (а если вы в школе его плохо изучили то изучите его сейчас на данном ресурсе Puzze_English) На уроках преподаватели частенько практикуют мнемонические приемы, чтобы ученики быстрее запоминали новые слова. «Серый волк — гроза зверей носит шубку цвета gray», или «а зеленый мандарин носит шкурку цвета green». Все эти приемы — часть мнемоники.
Она помогает человеку навести порядок в своей голове.
Представьте, что ваше сознание — это большой чердак. Мало кто считает нужным убираться там регулярно. Горы книг, стопки бумаг, кучи старых вещей в каждом углу, продавленный диван в центре, бабушкина мебель вдоль стенок и весь этот хаос живописно покрыт ажурной паутиной в несколько слоев. Именно в таком неприглядном виде многие «содержат» свою память.
Знания, которыми человек пользуется регулярно, лежат под рукой на самом видном месте, но стоит потянуться за чем-то более редким и наступает локальный апокалипсис. Вы сворачиваете старые светильники, бьетесь мизинцами об углы, спотыкаетесь на каждом шагу. В конце концов вы начинаете злиться и в порыве ярости разбрасывать вещи-воспоминания по чердаку сознания, наводя еще больший беспорядок.
Мнемоника помогает убраться и навести порядок в ваших знаниях. Она структурирует их и отделяет важное от второстепенного. Это искусство станет свечой, свет которой проникает даже в самые темные уголки разума.
Как научиться мнемотехнике 🤔
Осваивать искусство запоминания может любой желающий. Для изучения мнемонических приемов не нужны особые навыки, талант или специальные знания. Мнемотехника также не устанавливает ограничения по возрасту. Изучение искусства запоминания полезно как для школьников, так и для деловых людей солидного возраста.
Еще одно достоинство мнемотехники — простота приемов, которые в ней используются. Их действительно может понять каждый. Для занятий не нужны преподаватели, достаточно качественного источника, немного времени, желания и упорства. Это четыре «кита», на которых стоит мнемотехника.
В основе искусства лежат приемы «привязывания» новой информации к уже имеющимся знаниям, через ассоциации и эмоции. Человеку намного проще запомнить абстрактные данные, если найти прочный «якорь», который прикрепит их в памяти к конкретной точке и не позволит отправиться в свободное плавание. Ассоциативные, логические и образные связи позволят в любой момент вытащить эту информацию из глубин сознания на свет божий, и совершенно неважно, насколько сложной она казалась поначалу.
Большая часть приемов мнемотехники основывается именно на этом простом способе запоминания. К примеру, чтобы запомнить сложный телефонный номер, человек сначала делит его на составляющие. К каждой цифре он привязывает образ, а затем запоминает эту ассоциативную цепочку. Чтобы вспомнить информацию, нужно совершить все эти действия в обратном порядке. Сначала из глубин памяти изымается ассоциативная цепочка, затем она распадается на звенья, которые дешифруются. Возможно звучит сложно, но не так страшен черт, каким он оказывается на практике.
Методы мнемоники неоценимы для изучения языков (особенно когда они разительно отличаются от родного). Приемы хорошо работают для запоминания иностранных слов. Абстрактные образы не имеют формы, поэтому и сохранить их в памяти сложнее. В зашифровывании помогут символы, хорошо знакомые человеку (не имеющее формы привязывается к образу простого и понятного объекта).
После непродолжительного периода изучения мнемотехнические приемы становятся навыками (если хотите паттернами), которые человек начинает использовать машинально, не задумываясь. Унификация процессов создания связей позволяет запоминать новую информацию гораздо быстрее, и человеку больше не нужны самоклеящиеся листочки и органайзеры.
Мнемотехнические приемы
Существует множество приемов мнемотехники. Одни специально разрабатываются для запоминания цифр, другие для сложных символов, а без третьих не получится быстро воспроизвести заученные последовательности слов. Для всех приемов действуют три золотых правила:
- Образ должен быть броским. Чем ярче картинка в вашем воображении, тем проще ее запомнить.
- Образ должен быть объемным. Не рисуйте в фантазии плоские изображения, как на экране телевизора, создавайте настоящее 3D.
- Образ должен быть понятным. Не пытайтесь привязать к новой информации другие незнакомые данные. Вы рискуете забыть и первое, и второе.
Любой символьный язык, который человек использует в повседневности, является искусственно созданной системой. Маленькие дети, которые еще не умеют читать, писать и разговаривать, новую информацию запоминают с помощью образов. Это самый естественный способ тренировки памяти. А теперь разберем основные методики, которые используются в мнемонике.
Прием первый: скованные одной цепью
Суть приема «цепочка» заключается в создании определенной последовательности образов, где каждый связан с двумя соседними. Акцентируя внимание на одной паре, нужно полностью абстрагироваться от ее соседей. Рассмотрим пример, в которым вы объединяете три образа (гора, солнце, снег), создавая два звена цепи. Образ горы должен быть связан с солнцем, а солнце со снегом.
Снег и гора в этом случае имеют только общее звено, но не связываются друг с другом напрямую. Сначала вы вспоминаете о горе, которая наводит на мысли о солнце. Когда человек вспоминает второй образ, первый покидает сцену сознания и теряется. Место горы занимает солнце, которое тянет за собой следующее звено — снег и так далее.
Это напоминает калейдоскоп сменяющихся образов, которые демонстрируются по очереди и исчезают, выполнив свое предназначение. Создание таких последовательностей позволяет легко запоминать списки и перечисления.
Еще один важный нюанс метода — «размеры» образов в вашем воображении должны быть примерно одинаковыми.
Если нужно запомнить два объекта с совершенно разными габаритами (колибри и океан), то уменьшите или увеличите один до размеров другого. К примеру, представьте океан, как плещущееся содержимое стакана, на краешке которого, как на лепестке бутона, сидит колибри. Если сделать наоборот, то тень от крыльев огромной колибри накрывает материки и сам океан, в котором мелким бисером рассыпаны архипелаги и острова-одиночки.
Прием второй: русская матрешка ✌
Методика похожа на цепочку, но имеет одно существенное отличие: образы в парах отличаются «размерами». Первый самый большой из них. Второй, который намного меньше, словно вкладывается в него, а сам содержит внутри третий и так далее. Принцип запоминания аналогичен методу цепочки.
Первый образ помогает вспомнить второй, после чего он исчезает за ненадобностью. Затем второй вызывает воспоминание о третьем и процесс длится до тех пор, пока из сундуков вашей памяти не будет излечен последний самый крупный образ.
Приведем пример, чтобы было понятнее. Нам нужно связать пять слов: кактус, воздушный шарик, стеклянная ваза, губка и дерево. Создадим образную матрешку. Для начала нужно представить кактус. Объемная картинка колючего растения в горшке с блюдечком для излишков воды стоит и скучает на подоконнике. К одной из его огромных иголок привязан миниатюрный воздушный шарик, пытающийся воспарить в небеса за окном.
Приглядитесь к нему внимательнее. Внутри шарика спрятана крошечная стеклянная ваза. Если взять лупу и исследовать ее с энтузиазмом энтомолога, изучающего пойманную «Мертвую голову», то можно заметить, что сверху на ее ручке лежит губка. Теперь наступил черед ее макро-изучения. И это вполне оправдано, ведь в одной из ее пор растет настоящее дерево с раскидистой кроной, в которой увлеченно копошится стайка громких птиц.
Прием третий: мнемоника и тайная комната
Для использования этого метода понадобятся многочисленные тренировки и хорошо развитое воображение. Человеку нужно создать настоящую «комнату» внутри своего разума, в которой есть свой фундамент и опоры — основные образы. К ним будут постепенно привязываться второстепенные. Хотя описание методики кажется сложным, на самом деле ее легко понять, если хотя бы один раз попробовать на практике.
Представьте свою квартиру. Опорными образами в ней будут крупная техника, мебель, декор: шкаф, холодильник, кровать, тумба, горшок с пальмой на подоконнике, люстра на потолке и ковер на полу. Все, что редко мигрирует по помещению. Чашка на столе — второстепенный образ. Она может менять свое место, свободно перемещаясь по комнате, но часто ли вы двигаете холодильник?
«Опоры» остаются статичными, поэтому к ним так удобно привязывать второстепенные образы, которые нужно запомнить. «Праздничная» чашка из сервиза в серванте — опорный образ, ведь ее достают только на торжества.
Не обязательно разрабатывать «дизайн» воображаемого помещения с нуля, можно взять уже готовый «шаблон», который вы когда-то видели и к которому сумели привыкнуть. Самый простой вариант — планировка вашего собственного дома. «Ходите» по этой комнате от предмета к предмету, давно разработанными маршрутами.
К одной и той же опоре можно привязывать несколько образов сразу или заменять старые на новые, но не стоит делать это слишком часто. Если образы начинают накладываться друг на друга, то эту часть воображаемой комнаты нужно ненадолго оставить. Настало время дать ей возможность отдохнуть и покрыться пылью.
Каталожные номера: Мнемоническое устройство | Проект «Изменчивость учащихся»
Это наша домашняя страница. Вы можете получить доступ ко многим функциям Navigator здесь и узнать больше о том, как изменчивость учащихся пересекается с темами образования и обучения. Для начала выберите область контента — мы называем их моделями учащегося — чтобы посетить карту факторов.
Факторные карты показывают концепции, основанные на исследованиях, «факторы», которые, вероятно, влияют на обучение. Они разделены на четыре категории: фон учащегося, социальное и эмоциональное обучение, познание и область содержания. Карта интерактивная. Наведите курсор на фактор, чтобы увидеть связанные факторы.
Это страница сводки факторов. Он содержит краткое определение и обзор фактора, диаграмму связей факторов, дополнительные ресурсы и стратегии, поддерживающие этот фактор. На карточке стратегии разноцветные прямоугольники показывают все факторы, которые она поддерживает. Выберите стратегию, чтобы посетить ее сводную страницу.
Страницы сводки стратегии содержат обзор, информацию об использовании стратегии в различных учебных средах, интересующие ресурсы, факторы, которые поддерживает эта стратегия, и связанные стратегии, которые вы можете изучить. Чтобы просмотреть все стратегии в области содержимого, используйте вкладку стратегий в верхней части страницы. Далее мы рассмотрим все стратегии для этой модели учащегося.
На странице стратегии показаны ВСЕ стратегии для этой модели учащегося. Вы можете выбрать факторы, представляющие интерес для вас или ваших учащихся, и это сузит стратегии до тех, которые соответствуют всем выбранным факторам. Это упрощает поиск ключевых стратегий для лучшего проектирования с учетом вариативности учащихся. Снова выберите название стратегии, чтобы перейти на страницу сводки. Используйте знаки «плюс» на каждой карточке стратегии, чтобы добавить стратегию в рабочую область. Мы рассмотрим их далее.
Вкладка «Инструменты и рабочие области» на панели навигации или кнопка «Мои рабочие области» в меню учетной записи позволяют перейти на страницу, на которой показаны ваши рабочие области. На странице «Мои рабочие области» есть две вкладки: вкладка «Рабочие области» и вкладка «Отчеты». На вкладке «Рабочие области» перечислены рабочие области, которые вы можете персонализировать и обновлять. Вы можете создавать новые разделы, перемещать карточки между разделами, добавлять аннотации, делиться ими с соавторами и писать размышления. Вторая вкладка, «Отчеты», представляет собой своего рода рабочее пространство, созданное с помощью Инструмента разработки инструкций или Инструмента оценки продукта, и имеет меньше параметров персонализации.
В навигаторе есть три пошаговых инструмента, с помощью которых можно создать рабочую область или отчет о рабочей области. Инструмент проектирования, ориентированный на учащихся, состоит из четырех шагов и помогает вам создать рабочее пространство. Сначала введите основную информацию и выберите интересующую область контента. Во-вторых, выберите несколько факторов, на которых вы хотите сосредоточиться. В-третьих, просмотрите связанные факторы, которые вы, возможно, не учли. Примечание. Вам не нужно выбирать какие-либо дополнительные факторы на этом шаге, если вы этого не хотите. Четвертый и последний шаг: просмотрите и выберите стратегии, которые вы хотите использовать, и сохраните их в рабочей области.Визуальные мнемоники с примерами
Визуальная мнемоника, как следует из ее названия, может быть определена как стратегии запоминания, которые используют
Мнемоника — полезная память…
Включите JavaScript
Мнемоника — полезная памятьТаким образом, они состоят в запоминании по картинкам. Это могут быть мысленные образы или реальные картины. Например, можно преобразовать имя в зрительный образ и запомнить образ, чтобы вспомнить имя.
Чтобы прояснить эту мысль, известный автор поделился: «Однажды я посетил прекрасный голландский остров у фризского побережья и с трудом запомнил его название: «Schiemonnikoog».
По-английски это звучит как «Отвесный дуб-монарх», поэтому я сделал изображение отвесного (очень высокого и крутого) дуба-монарха (великого размера). Теперь я всегда помню название этого острова, хотя и не всегда помню правильное голландское написание».
Для тех, кому сложно работать с изображениями, можно использовать реальную картинку. Пациент, который не мог вспомнить имена своего терапевта или соседей, выучил их, тренируясь с рисунками. Имя «Юлиан» было захвачено путем рисования «драгоценного камня на льве». Мужчине показали рисунок и объяснили мнемонику.
Рисунок удалили и через несколько минут попросили вспомнить имя этого соседа. Он немного подумал и указал на то место на столе, где раньше был рисунок. Затем он сказал: «Собака? Нет. Бык? Нет. Это был… лев. Сбоку был камень? Нет, не камень, это был… а… драгоценный камень! Драгоценный лев — Джулиан! Со временем он стал быстрее вспоминать Джулиана.
Через несколько недель пациента попросили описать, как он выучил имена: «Можете ли вы рассказать мне, как вы выучили имя своего соседа?» Он ответил: «Джулиан?» — Да, — сказал инструктор. — О, я всегда это знал, — ответил он.
Более изощренная версия изображения — ассоциация лица с именем. Предположим, мы хотим запомнить имя «миссис».
- Первый шаг — найти характерную черту лица миссис Кроссли. Если ее уши особенно заметны, мы могли бы выбрать это как выдающуюся особенность.
- Следующий шаг — преобразовать ее имя во что-то осмысленное, чтобы «Кроссли» можно было преобразовать в «крест» (как в «злой») «лист-»ф или лист в форме креста.
- Последний шаг — связать отличительный признак с измененным именем, чтобы можно было представить, как из ее ушей вырастает поперечный лист.
В следующий раз, когда кто-то встретит миссис Кроссли, он просканирует ее лицо, заметит ее уши, а затем снова поймает образ перекрестного листа.
Как мы уже видели, визуальные образы могут быть эффективны при связывании имен с лицами. Еще одним вариантом визуальных образов являются интерактивные визуальные образы, при которых создается образ первого запоминаемого слова или объекта (например, коробка спичек) и связывается со вторым запоминаемым объектом (например, яхтой).
Затем второй объект (яхта) соединяется с третьим, третий с четвертым и так далее. Уилсон (1987) показал, что этот метод превосходит метод отсутствия стратегии, но существенно не отличается от метода локусов или метода мнемоники по первой букве и значительно уступает методу рассказа.
Еще одним видом визуальной мнемоники является метод визуальной привязки. В системах с привязками изучают стандартный набор слов-привязок, а элементы, которые необходимо запомнить, связывают с привязками с помощью визуальных образов. Самая известная система привязки — это метод рифмованной привязки, при котором числа от одного до 10 связаны с рифмами, такими как 9.0003
- одна булочка;
- два — ботинок;
- три — дерево;
- четыре — дверь;
- пять – улей;
- шесть палочек;
- семь — небо;
- восемь — ворота;
- девять — линия, а 10 — курица.
Затем первый запоминающийся предмет связывается с булочкой, второй с туфлей и так далее. Это вспомогательное средство для запоминания полезно, когда написание списка нецелесообразно (например, во время вождения). Так, например, если я хочу подарить что-то своей секретарше, я представляю ее сидящей на гигантской булочке с бумагой, которую я хочу ей подарить. Если мне затем нужно отправить пациенту видеокассету по почте, я представляю себе видеокассету, засунутую в ботинок, и так далее. Это хорошо работает для меня, и я сохраняю изображения до тех пор, пока задачи не будут выполнены или пока мне не нужно будет начинать снова с новыми задачами.
Однако людям с серьезными проблемами памяти будет трудно выполнить эти шаги, и этот метод, вероятно, не имеет большого значения в реальных жизненных ситуациях для большинства людей с органическими нарушениями памяти (Tate, 1997). Тем не менее, Кашель и соавт. (2002; Kaschel, 2003) предположили, что людей с тяжелыми нарушениями памяти можно успешно лечить с помощью простых мнемонических приемов, таких как визуальные образы, поэтому успех не ограничивается теми, у кого легкие проблемы.
Другой эффективной визуальной мнемоникой является метод локусов (или запоминания по месту).