Модели общения в психологии: Модели и формы переговорного процесса

Модели общения

Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют информационную, убеждающую, экспрессивную, внушающую (суггестивную) и ритуальную модели общения.

Информационная модель общения. Она обычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования. Передаваемая информация расширяет информационный фонд участников общения, сообщает инновационные сведения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты и цифры, позволяющие получить новые знания или принять эффективное решение.

Во время передачи информации, которая рассчитана не на одного человека, а обращена одновременно к группе людей (например: на уроке, лекции, семинаре), срабатывают общепринятые правила. Большинству участников не приходит в голову изменить ход сценария, публично перебить оратора до конца его сообщения.

Поэтому выступающий должен быть уверен как в том содержании информации, которое он собирается озвучивать, так и в той форме, в которой он это собирается делать; необходимо также продумать — захотят ли собравшиеся его слушать и будут ли способны адекватно воспринимать сообщение.

Для достижения информационных целей обычно используют доклад, сообщение, лекцию или урок, беседу, консультацию, а также письменные работы: рефераты, курсовые, проектные работы, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач, а также вопросы и ответы для обмена информацией.

Однако для того чтобы коммуникация в информационной модели общения была эффективной, необходимы следующие условия: учет познавательных возможностей конкретных собеседников, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Убеждающая модель общения

. Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеждение — это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эффективностью. Известно, что убеждение было формализовано как определенная концепция более двух тысяч лет назад греками, которые сделали риторику (от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но малосодержательная речь) — искусство использовать речь эффективно и убедительно — частью своей системы образования. Аристотель первым ввел понятия «этос», «логос» и «пафос», которые в приблизительном переводе означают «надежность источников», «логичные доводы» и «эмоциональный призыв». Все это — необходимые составляющие убеждающей модели общения.

Убеждение — это коммуникативный процесс, в котором коммуникатор пытается вызвать изменение в убеждениях, отношении или поведении другого индивидуума или группы индивидуумов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободы выбора. В литературе описаны базовые принципы, влияющие на убеждение.

Среди них предпочтительны устные, позитивные сообщения, сдержанно эмоциональные обращения, логические выводы, опирающиеся на факты и веские аргументы, удовлетворение альтруистических потребностей человека, ораторское мастерство.

Наиболее трудная задача убеждения — это превратить противоположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Люди делают обобщение на основе личного опыта и того, что говорят им члены их группы. Убеждение происходит гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Самая легкая форма убеждения — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику общения необходимо осуществлять непрерывные усилия по поддержанию запаса доброжелательности и таким образом превентивно создавать условия для эффективной совместной деятельности.

Убеждение — это также метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Чтобы убедить в чем-либо профессиональных партнеров, коллег, чей интеллект, как правило, высоко развит, участникам общения необходимо использовать специальные коммуникативные техники. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собеседник в состоянии самостоятельно обосновать принятое им решение или мнение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.

В процессе общения следует помнить, что убеждение как коммуникативная техника более убедительно и действенно в следующих ситуациях:

  • в рамках одной потребности;
  • при малой интенсивности эмоций;
  • с интеллектуально развитым партнером.

Экспрессивная модель общения. Цель такой модели общения — сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию, вовлечь в конкретные акции. Для использования такого вида коммуникации необходимо, например, в своем публичном выступлении (лекция, речь) использовать разнообразные не только вербальные и невербальные коммуникативные техники, но и аудио-, видео- и другие иллюстративные средства.

Вместе с тем именно на уроке или учебной лекции, на совещании или на конференции нельзя увлекаться этой моделью. Необходимо постоянно управлять эмоциональным накалом занятия, чтобы споры и высказывание разных точек зрения не переросли в неприязнь и отторжение.

Столкновение мнений, конфронтация участников взаимодействия могут привести к такому виду эмоционального спора, когда собеседников вынуждают принять чью-то субъективную точку зрения в качестве истинной. В таком споре зачастую прибегают к аргументам (ad hominem — к толпе, к человеку), аппелируя к эмоциям слушателя. Естественно, никаких истин в таком споре родиться не может, просто каждый активно высказывает свою версию, субъективную точку зрения и пытается навязать ее как самую правильную другим собеседникам.

В общении, особенно в деловом, такой спор имеет широкое распространение и зачастую оказывает негативное влияние на деловое взаимодействие. Это происходит не только в беседах или на совещаниях, но и на конференциях, переговорах, собраниях, и прежде всего потому, что можно любую версию очень долго доказывать и в конце концов доказать все что угодно.

Про такой спор обычно говорят: «Споры погубили Рим». Действительно, если Мнение участников по той или иной проблеме не совпадает, и собрались вместе люди, умеющие вести свою линию и владеющие приемами эристики (от гр. eristikos — спорящий, искусство побеждать в спорах, даже будучи неправым, по существу), то спор, как правило, перерастает в конфликт мнений.

Суггестивная модель общения. Суггестивная, т.е. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции. Эта модель общения используется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.

Внушение, или суггестия (от лат. suggestio — внушение) — это такое психологическое воздействие одного человека (или группы) на другого, при котором оказывается определенное влияние на убеждения, установки, решения последнего. Находясь под влиянием внушения, человек действует без собственной мотивации, не может контролировать направленное на него воздействие. Психологами установлено, что если человек находится в спокойном состоянии, то при прочих равных условиях гораздо результативнее воздействовать на него убеждением, а в случае возбужденного состояния или повышенной тревожности — кратким внушением.

Поскольку для успешного взаимодействия необходимо владеть всеми моделями общения, постольку нужно знать, что разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внущающее воздействие и подчиниться ему.

К факторам, способствующим внушаемости, относят следующие человеческие характеристики:

  • неуверенность в себе;
  • тревожность, беспокойство;
  • робость, низкая самооценка;
  • чувство собственной неполноценности;
  • повышенная эмоциональность, впечатлительность;
  • слабое владение логическим анализом;
  • вера в авторитеты.

Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Поэтому необходимо не просто владеть разными моделями общения, но и очень хорошо понижать: когда, для достижения каких целей, по отношению к кому из собеседников какую модель взаимодействия использовать. В то же время очевидно, что разнообразные модели во многих ситуациях используются одновременно. Например, при передаче важной информации могут быть использованы все перечисленные подели: информационная, убеждающая, экспрессивная, внушающая.

Ритуальная модель общения. В профессиональной деятельности к ритуальной модели общения обращаются тогда, когда необходимо: закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а также создать новые праздники и обряды (например, презентация Новых образовательных услуг).

Условия организации такой коммуникации предполагают ритуальный (церемониальный) характер акций взаимодействия, художественно оформленную среду, соблюдение конвенций (от лат. convention — договор, соглашение), праздничное или адекватное ситуации настроение, опору на национальные, территориальные : профессиональные традиции и нормы поведения и общения.

Известно, что для интеграции коллектива, для формирования приверженности к организации большое значение имеют возможности слияния формального и неформального общения. Морально-психологический климат в коллективе как раз и определяется степенью этого единства. Чем выше эта степень, тем более отведает требованиям поставленных задач атмосфера трудового коллектива. Если в коллективе развита система неформальных отношений, корпоративные праздники, коллективные традиции, то чувства и мысли людей более естественны, свободны, исчезает Скованность в общении, растет доверие и уважение друг к другу, повышаются совместимость и срабатываемость.

В качестве форм такого взаимодействия коммуникаторы обычно используют: рамочную, торжественную, траурные речи; ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования. Для педагогической среды весьма типичными, например, являются такие традиционные праздники, как День знаний, праздник выпускников, Татьянин день, празднование Дня учителя, а также разнообразные профессиональные праздники и презентации.

Рассмотренные модели общения не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику взаимодействия, особенности собеседника и грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат.

Тема 3. Модели и стили общения

3.1. Модели общения: структура и виды

3.2. Стили общения

Основные понятия темы: модели общения, стили общения, суггестия, аффектация и акцентуация, фасцинация (очарование)

Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения.

3.1. Модели общения: структура и виды

Исследование основных моделей общения позволяет раскрыть линию поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях. При этом под «моделью» понимаем некоторую систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства системы-оригинала.

Базовая модель общения представляется как некоторая система:

Личность как субъект общения

Содержание общения

Коммуникативные

процессы в общении

Форма общения

Личность как субъект общения

В представленной модели выделяются четыре подсистемы:

личность как субъект общения в коммуникативной роли воздействующего,

личность как субъект общения в коммуникативной роли воспринимающего,

коммуникативно — организационная, в которую входят цели, содержание, процессы и формы общения,

психосоциальный контекст общения, который определяется характером диспозиций субъектов общения; наличием или отсутствием аттракции (притяжения) между ними; эмоциональным напряжением; эмоционально-психологическим влиянием среды, ближайшего окружения; социальными статусами общающихся; индивидуально-типологическими особенностями личностей общающихся.

Индивидуально-психологические характеристики личности как субъекта общения можно представить в виде психограммы субъекта общения:

Психологические особенности– темперамент — комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющий его психическую активность и поведение.

Психологические процессы:восприятие, представление, память, мышление.

Психологические состояния: усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т.д.

Психологические отношения: эмоциональные, волевые, интеллектуальные.

Кроме этого в психограмму личности как субъекта общения включаются социально-психологические моменты:

Коммуникативные отношения: установки на общение, ценностные ориентации в общении.

Коммуникативные умения– синтез общепсихологических, социально-психологических и профессиональных качеств личности.

Психоэмоциональный статус личности как субъекта общения зависит от самооценки, которая детерминирует личностный комфорт или дискомфорт в общении и служит источником целей в общении, определяя его модель.

Выделяются две группы моделей общения:

модели комфортно-психологического общения,

модели дискомфортно-психологического общения.

Среди базовых моделей комфортно-психологическогообщения выделяют убеждающую, информационную, экспрессивную, внушающую (суггестивную), и ритуальную модели общения.

Информационная модель общенияобычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования.

А) Цель – передать информацию и расширить информационный фонд друг друга.

Б) Условия – учет познавательных возможностей партнеров по общению, интеллектуальные способности и установки на общение.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: отчет о деятельности, сообщение о результате деятельности, лекции о путях решения проблемы, реферат по результатам изученных первоисточников информации, информационно-аналитическое выступление.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: концентрация внимания на предмете информирования, рациональное изложение материала, логически безупречная аргументация, доказательность всех выдвигаемых положений, подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

Убеждающая модель общенияпозволяет сделать участников общения единомышленниками, выйти из любой ситуации с наибольшей продуктивностью. Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Оно более убедительно в рамках одной потребности, при малой интенсивности эмоций, с интеллектуально развитым партнером.

А) Цель — вызвать у партнера определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки.

Б) Условия-опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: торжественная речь, поздравление, напутствие, комплемент.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: опора на эмоциональный настрой партнера, учет контраргументов и критической позиции партнера по отношению к другому партнеру, эмоциональное отношение к предмету общения.

Экспрессивная модель общения

А) Цель — передать чувства, переживания, сформировать общий эмоциональный настрой и на этой основе побудить к определенным формам социального действия (чаще массовым).

Б) Условия-опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоции на волю: широкое использование художественно-эстетических средств и опора на механизм социально-психологического выражения.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: рассказ о собственных переживаниях и чувствах, которые связаны с предметом общения, мотивированный призыв, оценочное суждение, анализ возможных последствий.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: краткость изложения, ситуативная обусловленность, яркость жестикуляции, демонстративный характер поз, интонирование голосом, аффектация и акцентуация, фасцинация (очарование) при помощи художественного подкрепления.

Суггестивная модель общения– искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловом совещании, или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции, на презентациях. Она эффективна, когда у человека наблюдается неуверенность в себе, тревожность, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная впечатлительность, вера в авторитеты.

А) Цель-оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности.

Б) Условия — некритичность отношений одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: внушение через мотивационную сферу сознания, внушение через идентификацию (уподобление), внушение через ссылки на авторитет, внушение через персонификацию, внушение через предупреждение.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: опора на суггестивный потенциал партнера, авторитет субъекта-суггестатора и его установок, формирование аттракции (привлекательности) как необходимого компонента в суггестивном общении, интонационная стимуляция внушаемой информации, дистанционное управление эмоциональным напряжением.

К ритуальной модели общенияв профессиональной деятельности обращаются тогда, когда необходимо закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде, обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах; сохранить традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой, миссией.

А) Цель — закрепить и поддерживать нормы отношений.

Б) Условия — художественно-оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: ритуальные акты,

церемонии, обряды, обрядовые комплексы.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: опора на национальные, территориально-профессиональные традиции и нормы общения, предварительное заключение конвенции о порядке ритуала, концентрация внимания на самоценности ритуальных действий, театрализация коммуникативного поведения.

К моделям дискомфортно-психологического общенияотносятся следующие виды:

Заискивающая модель общения (вести себя так, чтобы партнер не сердился).

Обвиняющая модель общения (обвинять партнера с целью выработки у него понимания Вашей силы).

Расчетливая модель общения (рассчитать все, чтобы избежать угрозы).

Отстраненная модель общения (отстраниться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет).

В оптимальной модели поведения достигается разумное сочетание замысла (отведенной себе роли) и способов ее исполнения. Однако, в жизни чаще существует разрыв между избранной моделью поведения, личностными возможностями и реакцией людей.

Таким образом, хотя рассмотренные модели не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику взаимодействия, особенности собеседника и грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат.

Выбор той или иной модели поведения составляет основу персонального стиля общения.

4.2. Стили общения

Все люди различаются по стилю общения – устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения оказывает существенное влияние на эмоциональную атмосферу и выбор средств взаимодействия.

Конкретный выбор стиля определяется целым рядом факторов: цель общения, ситуация, статус и личностные особенности собеседников, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия. Например, в профессиональномречевом общениииспользуются, как правило, следующие стили:официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный), существенно отличающиеся друг от друга при взаимодействии.

Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:

Особенности коммуникативных возможностей человека.

Сложившийся характер отношения с конкретными людьми или группами людей.

Психологическая или социальная индивидуальность человека.

Особенности партнеров по общению.

Фундаментальным основанием стиля общения являются существующие в обществе нравственно-этические установки.

К наиболее распространенным стилям общения в литературе относят: творческо-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, коммуникативный.

Через коммуникативный стиль – совокупность привычных для человека способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах делового взаимодействия осуществляется реализация коммуникативной компетентности

Различают три вида коммуникативного стиля: синергический, нонсинергический, антисинергический.

Синергический,— личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности.

Нонсинергический, — личность не может и не хочет содействовать успеху совместного труда, занимает позицию отстраненного наблюдателя.

Антисинергический– выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаимодействии с партнерами.

Современный менеджер должен одинаково хорошо выступать в любом из стилей, добиваясь наивысшего влияния на собеседника и партнера, соблюдая правила того или иного стиля, доступно и понятно выражать мысли, проводить свою линию и добиваться наивысшего влияния на собеседников и партнеров, вырабатывая свою манеру общения.

Таким образом,эффективное общение требует знания всех его компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность делового человека. Развитие коммуникативной компетентности является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

Каковы модели общения и их предназначение?

Выявите достоинства и недостатки разных моделей применительно к таким формам, как переговоры, презентации, пресс-конференция, торги, деловое совещание.

По какому принципу классифицируются традиционные стили общения.

коммуникационных моделей | Коммуникация для профессионалов

Как происходит общение? Краткий обзор эволюции моделей, визуализирующих процесс коммуникации, показывает, как развивалось наше представление о коммуникации:

  • от коммуникации как линейного процесса с отправителем, посылающим сообщение получателю (Модель передачи),
  • к общению как двустороннему процессу, когда информация и обратная связь передаются между отправителем и получателем и понимаются через призму контекста каждого участника (интерактивная модель),
  • к общению как к почти мгновенному процессу, в котором участники одновременно создают и обсуждают смысл (модель транзакции).

Линейная/трансмиссионная модель коммуникации

Линейная или трансмиссионная модель коммуникации описывает коммуникацию как односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, находились под влиянием появления и распространения новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). [1] Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Диктор на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то велика вероятность, что сообщение было успешно получено.

Хотя модель передачи может показаться нам сегодня простой или даже недоработанной, создание этой модели позволило ученым по-новому исследовать процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации.

Интерактивная модель коммуникации

Интерактивная или интерактивная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контексте (Schramm, 19).97). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, интерактивная модель включает в себя обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, инструктор на рабочем месте может ответить на вопрос, поднятый вами во время обсуждения. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.

Интерактивная модель также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как линейная модель сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, интерактивная модель больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.

Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Например, размер, расположение, температура и освещение помещения могут влиять на личное общение, так же как расположение и интерфейс цифрового инструмента могут влиять на цифровое общение. Будь то размер комнаты или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении. Психологический контекст включает в себя психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса коммуникации.

Пример

Исследователи рассмотрели идею о том, что каждый из нас конструирует собственные интерпретации сообщения. Как говорится в народной поговорке: «То, что я сказал, и то, что вы услышали, может отличаться». Интерактивная модель коммуникации, с конструктивистской точки зрения, фокусируется на согласованных значениях или общих основаниях, достигнутых благодаря двойной роли участников в качестве отправителя и получателя (Pearce & Cronen, 1980). [4]

Представьте, что вы посещаете Атланту, штат Джорджия, и идете в ресторан на ужин. Когда вас спросят, хотите ли вы «колу», вы можете ответить «конечно». Затем официант может снова спросить вас: «Какого сорта?» и вы можете ответить: «Кока-кола в порядке». Затем официант может в третий раз спросить: «Какой безалкогольный напиток вы предпочитаете?» Недоразумение в этом примере заключается в том, что в Атланте, где находится компания Coca-Cola, большинство безалкогольных напитков обычно называют «колой». Когда вы заказываете безалкогольный напиток, вам необходимо указать его тип, даже если вы хотите заказать напиток, который не является колой или даже не произведен компанией Coca-Cola. Для кого-то из других регионов Соединенных Штатов слова «поп», «газированная вода» или «газировка» могут быть знакомым способом обозначения безалкогольного напитка; не обязательно бренд «Coke». В этом примере и вы, и официант понимаете слово «Кока-кола», но каждый из вас понимает, что оно означает что-то свое. Чтобы общаться, каждый из вас должен понимать, что этот термин означает для другого человека, и установить точки соприкосновения, чтобы полностью понять запрос и дать ответ.

 

Транзакционная модель коммуникации

По мере изучения коммуникации модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся между ролями отправителя и получателя по ходу взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19).70).

Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ. Таким образом, трансакционная модель рассматривает коммуникацию как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.

Роли отправителя и получателя в транзакционной модели связи значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникативной встрече, называются коммуникаторами. В отличие от интерактивной модели, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, транзакционная модель предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

Модель транзакций также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

Пример

Представьте, что вы находитесь в Ливане, культуре высокого контекста. Когда вас представляют профессионалам, с которыми вы встречаетесь, все стоят за пределами конференц-зала. Другой профессионал опаздывает, когда собрание уже началось и все расселись за столом для переговоров. Когда вас представляют, вы чувствуете нерешительность в его словах и языке тела. Вы помните, что видели, как ваш ливанский коллега, с которым вы работали в прошлом, всегда вставал, приветствуя кого-то; вы встаете, чтобы представиться, и видите изменение в поведении опоздавшего. Благодаря этому невербальному взаимодействию вы понимаете, что готовность встать, чтобы первой встретиться с человеком, является признаком уважения, которое важно в этой конкретной культуре.

Знание эволюции и различных моделей, описывающих коммуникативные процессы, должно помочь вам как профессиональному коммуникатору развить более полное понимание того, что происходит во время общения и как другие могут реагировать на информацию и обрабатывать ее.

[1] Шеннон, К. и Уивер, В. (1949). Математическая теория связи . Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press.

[2] Шрамм, В. (1997). Начало изучения коммуникации в Америке . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.

[3] Барнлунд, округ Колумбия (1970). Транзакционная модель коммуникации в К.К. Серено и К.Д. Мортенсон (ред.), Основы теории коммуникации (стр. 83–92). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу.

[4] Пирс, В. Б., и Кронен, В. (1980). Коммуникация, действие и смысл: создание социальных реалий . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Прегер.

3.2 Модели связи – Введение в профессиональные коммуникации

Часть 3: Сообщения о планировании

Общение — сложный процесс, и трудно определить, где и с кем начинается и заканчивается общение. Иногда может быть полезно рассмотреть различные модели коммуникации. Ниже приведены некоторые вопросы, которые помогут вам пройти через эту главу.

  • Почему модели (чего угодно) имеют значение в реальном мире?
  • Какое значение имеют коммуникационные модели?
  • Какие модели коммуникации вы уже знаете?
  • Чем вам может помочь изучение моделей коммуникации?

Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют коммуникацию более подробно, чем другие, но даже самые сложные модели не воссоздают то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для изучающих коммуникацию, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и этапы в процессе коммуникации, определять коммуникацию и применять коммуникативные концепции. Когда вы осознаете, как функционирует общение, вы сможете более обдуманно мыслить во время своих коммуникативных встреч, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакций.

Хотя эти модели общения различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы. В коммуникативных моделях участники являются отправителями и/или получателями сообщений в коммуникативной встрече. Сообщение – это вербальное или невербальное содержание, передаваемое от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» вашему другу вы отправляете приветственное сообщение, которое будет получено вашим другом.

Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, представляет собой процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в сообщение. Как мы узнаем позже, уровень сознательного мышления, который идет на кодирование сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения сообщения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить его соседу по комнате: «Я голоден. Хочешь съесть сегодня пиццу?» Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше сообщение и превращает его обратно в мысли, чтобы придать ему смысл. Конечно, мы общаемся не только вербально — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому перемещается сообщение, к получателю для декодирования. В то время как сообщение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, осязание, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и/или слуховые (звуковые) каналы. Если ваш сосед по комнате в наушниках и увлечен видеоигрой, вам может понадобиться привлечь его внимание, помахав рукой, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.

Линейная модель связи

Линейная или передаточная модель связи, как показано на рис. 2.2.1, описывает связь как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках коммуникативной встречи. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, а не как часть текущего процесса. Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, разработавшие эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушающего. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 19).49). Подумайте о том, как человек в радиостудии передает вам радиосообщение, которое вы слушаете в своей машине. Отправитель — это диктор, который кодирует устное сообщение, которое передается радиомачтой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших ушей (получателя) через антенну и динамики для декодирования. Диктор на самом деле не знает, получили вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале нет помех, то велика вероятность, что сообщение было успешно получено.

. сложные модели и теории коммуникации.

Интерактивная модель коммуникации

Интерактивная или интерактивная модель коммуникации, как показано на рис. 2.2.2, описывает коммуникацию как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологические контексты (Шрамм, 1997). Вместо того, чтобы иллюстрировать коммуникацию как линейный односторонний процесс, интерактивная модель включает в себя обратную связь, которая делает коммуникацию более интерактивным, двусторонним процессом. Обратная связь включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников коммуникативной встречи. Вместо того, чтобы иметь одного отправителя, одно сообщение и одного получателя, в этой модели есть два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы общение продолжалось. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы переключаемся между ролями отправителя и получателя очень быстро и часто неосознанно.

Интерактивная модель также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как линейная модель сосредоточена на том, как сообщение было передано и было ли оно получено, интерактивная модель больше связана с самим процессом коммуникации. На самом деле эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Таким образом, в этой модели общение не считается эффективным или неэффективным на основании того, было ли успешно передано и получено одно сообщение.

Рисунок 2.2.2 Интерактивная модель общения

Интерактивная модель учитывает физический и психологический контекст. Физический контекст включает в себя факторы окружающей среды при общении. Размер, планировка, температура и освещение помещения влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. Я проходил собеседования по телефону, собирался вокруг стола с восемью интервьюерами и сидел с несколькими людьми за очень большим столом для совещаний. Меня также ходили по офису, чтобы неожиданно провести интервью один на один с несколькими членами поискового комитета в течение трех часов. Будь то размер комнаты или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении. Психологический контекст включает в себя психические и эмоциональные факторы коммуникативной встречи. Стресс, тревога и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических воздействий, которые могут повлиять на наше общение. Кажущиеся положительными психологические состояния, такие как переживание чувства любви, также могут влиять на общение. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса общения, но модель транзакций рассматривает общение как мощный инструмент, который формирует нашу реальность за пределами индивидуальных коммуникативных встреч.

Транзакционная модель общения

По мере развития изучения общения модели расширялись, чтобы учитывать больше коммуникативного процесса. Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения разговоров и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и мы не переключаемся между ролями отправителя и получателя по ходу взаимодействия. Мы также не можем сознательно прекратить общение, потому что общение — это больше, чем отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуализацию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 19). 70).

Трансакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы создают социальные реальности в социальном, реляционном и культурном контекстах. В этой модели, показанной на рис. 2.2.3, мы общаемся не только для обмена сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наше представление о себе и вступать в диалог с другими для создания сообществ.

Роли отправителя и получателя в транзакционной модели коммуникации существенно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, люди, участвующие в коммуникативной встрече, называются коммуникаторами. В отличие от интерактивной модели, которая предполагает, что участники чередуются позициями отправителя и получателя, транзакционная модель предполагает, что мы одновременно являемся отправителями и получателями. Это важное дополнение к модели, потому что оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в середине его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

Рисунок 2.2.3 Транзакционная модель связи

Транзакционная модель также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические воздействия, которые усиливают или препятствуют общению. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после конкретных взаимодействий, она должна учитывать контекстуальные влияния за пределами одного взаимодействия. Для этого трансакционная модель рассматривает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют общение. Нормы — это социальные условности, которые мы усваиваем посредством наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальную норму, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то не поправляет или не дразнит нас. Реляционный контекст включает предыдущую межличностную историю и тип отношений, которые у нас есть с человеком. Мы по-разному общаемся с кем-то, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, более четко прописаны и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст отношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Культурный контекст включает в себя различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. У всех нас есть несколько культурных особенностей, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно те, чья идентичность исторически была маргинализирована, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними. И наоборот, люди с доминирующей или преобладающей идентичностью редко, если вообще когда-либо, задумываются о роли, которую их культурная идентичность играет в их общении.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts