о моделировании психической деятельности человека | задачи моделирования | процессы моделирования психики | net22.ru
В последнее десятилетие под влиянием кибернетики во многих отраслях знания, в том числе и в психологии, получил широкое распространение особый метод научного исследования, названный моделированием.
Моделирование представляет собой метод косвенного изучения объекта: исследуется не сам объект (предмет, явление, процесс), а его модель, т. е. другой объект, заменяющий ученому оригинал. Подобная замена оригинала его моделью необходима в случаях, когда непосредственное исследование объекта затруднено или вообще невозможно. Так, медики изучают течение некоторых опасных болезней человека и способы их лечения на животных, искусственно вызывая у них эти болезни; химики строят модели молекул и атомов, астрономы — модели солнечной системы и космических явлений и т. д. Выводы, полученные при изучении модели, затем переносят на оригинал (прототип).
Здесь вы можете прочесть Рефлекторная природа психики (часть 1)
Но для того, чтобы знания об оригинале, добытые таким образом, были вполне достоверны, его модель должна отвечать определенным требованиям, а именно: она должна иметь сходство с оригиналом, в целом или в каких-то строго определенных свойствах имитировать изучаемый объект, должна быть относительно простой и удобной для исследования и, наконец, изучение ее должно давать ученому новое знание об оригинале, в противном случае моделирование не будет служить методом познания. Таким образом, моделирование — это научный метод исследования предметов и явлений действительности через построение их моделей, способных в определенных отношениях представлять изучаемые объекты и давать о них новое знание.
Требования предъявляемые к психическим моделям
К моделям психической деятельности предъявляют более сложные требования, чем к моделям физических объектов. Модели психики должны помочь ученому исследовать не только результат психической деятельности, но и сам процесс ее, что особенно важно и вместе с тем наиболее сложно в психическом моделировании. В настоящее время более или менее успешно моделируют только отдельные психические процессы и действия человека. Крайне трудно (если только вообще возможно) создать действующую модель целостного поведения человека со всем богатством его индивидуальных переживаний, побуждений и стремлений.
Различают три основных вида моделей психики: знаковые, программные и вещественные. Знаковые модели — это точное словесное или математическое описание какого-либо явления психики. Соответственно знаковые модели делятся на вербальные (словесные) и математические.
Вербальные модели в процессе деятельности человека
Вербальные модели имеются в учебниках психологии, в статьях и книгах психологов. Так, научное описание процесса возникновения ощущения или восприятия есть модель реального протекания этих психических процессов. Описание этапов формирования двигательного навыка, решения мыслительных задач, этапов волевого действия также представляют собой модели соответствующих психических явлений. Существенный недостаток вербальных моделей состоит в неполной их формализации. Дело в том, что описание какого-либо факта психической деятельности может быть детальным или схематичным; может быть выражено разными словами; нередко одни и те же научные понятия разные исследователи обозначают разными терминами. Все это значительно снижает научную ценность вербального моделирования. Кроме того, вербальные модели не способны к функционированию: изучая их, нельзя проверить исследуемый процесс в действии, в изменении. Вербальные модели психики — это недействующие, «застывшие» модели.
Математические модели представляют собой высоко формализованные модели психики.
При построении их ученые пытаются описать психические процессы и другие стороны психической деятельности человека не словами, а языком математических формул и графиков. Поэтому указанные модели точнее вербальных, их однозначно понимают не только психологи различных научных направлений и стран, но также математики и инженеры. Однако математические модели имеют существенный недостаток: они описывают главным образом внешнюю сторону психической деятельности, форму ее протекания, минуя содержание, которое невозможно или почти невозможно выразить математическими символами и их сочетанием. Выигрывая в точности, математическое моделирование еще дальше, чем вербальное, отходит от реального протекания психической деятельности человека в область абстракции. Однако на определенной стадии научного исследования такой отход необходим. Математические модели легко преобразовать в действующие: их можно заложить в электронно-вычислительную машину, работа которой и будет представлять собой математическую модель в действии.
Программные модели
Программные модели являются связующим звеном между знаковыми и вещественными. Создавая программные модели, ученые пользуются знаками — словами или математическими символами; вместе с тем эти описания так организованы, что на их основе можно сконструировать вещественные модели — действующие машины-автоматы, которые имитируют работу человеческого мышления, памяти, внимания и пр.
Программные модели делят на жестко-алгоритмические и эвристические. Жестко-алгоритмические программные модели представляют собой четкое описание какого-либо психического явления, состоящего из строгой (жесткой) последовательности однозначных операций.
Понятие алгоритма часто встречается в современной науке. Алгоритм — это предписание о выполнении в определенной последовательности некоторой системы элементарных операций для решения всех задач данного класса. Примером алгоритма являются операции, которые надо выполнять человеку при пользовании телефоном-автоматом: опустить монету; снять трубку; услышав гудок, набрать нужный номер и т. д. Иная последовательность действий не приведет к успеху. По типу жесткого алгоритма, т. е. строго фиксированной последовательности элементарных операций, составляющих то или иное сложное действие, протекают те поведенческие акты, которые состоят из автоматизированных действий: навыки, привычки и пр. Жесткий алгоритм лежит и в основе решения мыслительных задач по заданному образцу: сначала надо найти это, затем — то, потом произвести такое-то преобразование и т. д. Действия по жесткому алгоритму лишены творчества, поиска новых способов решения задачи.
Жестко-алгоритмические модели психики
Жестко-алгоритмические модели психики имеют тот недостаток, что при изучении их можно понять только очень ограниченный круг явлений психической деятельности (автоматизированные действия, действия по образцу).
Эвристические программные модели значительно сложнее жестко-алгоритмических. Их составляют с целью изучения таких действий человека или таких психических процессов, течение которых имеет несколько вариантов, и поэтому заранее нельзя точно определить, какой из них будет реализован. Так, математик, приступая к доказательству новой теоремы, не знает, каким путем он будет ее доказывать и доказуема ли она вообще. Необходимы активные поиски доказательств и многочисленные пробы. То же самое происходит при игре в шахматы: игроки заранее точно не знают, какие ходы они будут делать в процессе игры, потому что выбор хода зависит не только от игрока, но и от хода его противника, а о том, какой ход сделает противник, можно знать лишь гипотетически, предположительно. Мыслительные задачи такого типа называют задачами в условиях неопределенности. Решение их зависит от ряда не контролируемых человеком факторов. Результат может быть получен только посредством составления гипотез и поэтапной проверки их правильности. К задачам в условиях неопределенности можно отнести также большинство воспитательных задач, при решении которых воспитатель точно не знает, какой будет реакция воспитанников на его воздействие. Он лишь предполагает с большей или меньшей вероятностью, что получит желаемый результат, и в случае неудачи «на ходу» меняет свою тактику. Методы решения задач в условиях неопределенности и необходимости активного поиска способов решения называются эвристическими методами, а модели, воспроизводящие сложный процесс решения таких задач,— эвристическими моделями.
При создании эвристической модели исследователь, как и художник, вначале тщательно изучает «натуру», реальный ход моделируемой деятельности человека, например доказательство теорем математиком или игру шахматистов. С этой целью он многократно наблюдает за порядком действий своих испытуемых при решении задач, фиксирует их ошибки и способы исправления ошибок, высказывания, реплики и другие внешние проявления деятельности. Затем на основе наблюдений составляет гипотезу о структуре психических процессов, участвующих в решении задач данного типа. Гипотезу он выражает в виде программы, которую можно заложить в электронно-вычислительную машину, превратить в действующую модель. Следующий этап — изучение работы машины, решающей аналогичные задачи. Замеченные неточности, отклонения работы машины вновь приводят исследователя к «натуре». Повторные наблюдения позволяют внести исправления в программу и т. д. до заключительного вывода об оригинале, который ученый считает наиболее достоверным.
В настоящее время существует много разнообразных эвристических моделей психики, созданных зарубежными и отечественными учеными. Особенно распространены эвристические модели мыслительной деятельности человека. Есть программы, воспроизводящие шахматную и шашечную игру, решение логических задач, доказательства геометрических теорем, творческое мышление композитора и т. п. (программа «логик-теоретик» Ньюэла, Шоу и Саймона, способная решать логические задачи; программа «обобщенного решения задач» тех же авторов; программа «композитор» Рейтмана и Санчера воспроизводящая в упрощенном виде творчество композитора; программа Гелентера, способная доказывать геометрические теоремы, и др. ).
Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки
Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки. Во-первых, эвристические программы имитируют мыслительный процесс вне связи с другими психическими процессами — восприятием, памятью, воображением к пр. В действительности мышление человека обязательно опирается на данные восприятия и памяти, меняет свой ход под действием воображения. Во-вторых, электронно-вычислительные машины, приводящие в действие эвристические программы, не обладают никакими потребностями и стремлениями, не переживают чувства радости от успеха и огорчения от неудачи, в то время как мышление человека всегда побуждается определенными мотивами и окрашено чувствами, существенно влияющими на ход и результаты мыслительной деятельности. Наконец, как и другие модели психики, эвристические модели созданы на основе аналогии, которая всегда дает лишь приблизительно верный вывод. Следовательно, ученый, создавший даже очень удачную эвристическую модель, не может быть уверен, что она точно воспроизводит реальное положение дела.
Недостатки эвристических моделей пытаются преодолеть путем создания комплексных моделей, называемых блок-схемными. Эти модели состоят из нескольких взаимосвязанных блоков: блока «памяти», блока «мышления», блока «эмоций» и т. д. Блоки действуют одновременно и совместно, но каждый из них выполняет свою функцию: блок памяти получает, хранит и выдает в нужный момент информацию, блок мышления перерабатывает ее на разных уровнях обобщения, блок эмоций усиливает или тормозит работу системы в данный момент. В нашей стране наиболее активным защитником блок-схемного моделирования является Н. М. Амосов, создавший много программ сложных психических явлений. Однако реализация этих программ пока еще дело будущего.
Третьим, основным видом моделей психики являются вещественные (физические) модели.
Чтобы глубже понять сущность психики, надо изучить не только психические явления, но и физиологические законы работы мозга и структуру мозга. Ввиду недостаточности современных знаний о мозге ученые пытаются воссоздать в вещественных моделях его структуру и механизмы деятельности с тем, чтобы изучение работы моделей пополнило знания о материальной основе психики и о самой психике.
Посредством блок-схемных моделей изучают также отдельные стороны поведения человека или животного. Например, А. Ранке создал блок-схему регулирования движений организмом. В ней имеется несколько уровней регулирования, начиная от спинного мозга и кончая большими полушариями головного мозга. Эти уровни («блоки» модели) взаимодействуют друг с другом.
Работа над созданием вещественных моделей структуры и деятельности мозга человека
Работа идет двумя основными путями. Первый путь характеризуется тем, что исследователь, опираясь на данные современной науки о мозге и испытывая их недостаточность, строит относительно простую гипотезу о взаимодействии отдельных структур мозга и механизмах их действия. Затем он реализует гипотезу техническими средствами в виде вещественной модели, изучая работу которой уточняет свою гипотезу. Модели этого типа называют гипотетическими. Примером гипотетической модели может служить машина, сконструированная в 1960 г. американским психологом Ф. Розенблаттом для изучения восприятия человека, которую он назвал «перцептроном». 1 При построении модели ученый исходил из определенной гипотезы о возникновении восприятия и его физиологической основы. Машина Розенблатта могла легко различать предъявленные ей буквы алфавита и накапливать «опыт», т. е. «обучаться». В настоящее время существует много моделей, построенных по принципу перцептрона, которые способны распознавать слова и сложные изображения. Очень интересна гипотетическая модель А. Г. Ивахненко — сотрудника института кибернетики Украинской Академии наук, носящая название «Альфа». Эта модель имеет несколько постепенно усложняющихся вариантов. Первый вариант может только выполнять приказы, т. е. он построен по строго алгоритмическому принципу; в последнем варианте машина очень близко имитирует работу человеческого мозга: она способна к самоорганизации, например к классификации предъявленных зрительных и слуховых образов.
Второй путь создания вещественных моделей
Характеризуется тем, что в процессе исследования гипотезам отводится подчиненная роль, главное же внимание ученого направлено на детальное изучение объекта (оригинала), который он моделирует лишь с целью уточнения и проверки полученных данных (проверка действием). Модели, созданные таким образом, называются бионическими.2 Бионическое моделирование используют для более глубокого понимания психики как человека, так и животных. Например, тщательно изучая строение и функции органов зрения, слуха и обоняния разных животных, ученые создали вещественные действующие модели этих органов — «искусственный глаз», «электронное ухо», «электронный нос», которые представляют собой аналоговые приборы, имитирующие строение и функции указанных органов живого организма. Бионическое моделирование органов чувств позволило создать новые теории слуха, цветного зрения, сформулировать некоторые законы преобразования органами чувств внешних раздражений в нервные импульсы, объяснить удивительную способность пчел, летучих мышей, птиц, дельфинов и др. безошибочно ориентироваться в пространстве, определять время и пр.
Существуют также бионические модели нервных клеток
Существуют также бионические модели нервных клеток простейших сетей из них, модели высшей нервной деятельности. Они позволяют получить дополнительные данные о различных структурах мозга и их функциях, о работе целостного мозга.
Любопытным видом вещественных моделей являются биологические модели. Это особые технические устройства, в которых используются элементы живой материи, например нервные клетки или простейшие организмы (водоросли). Биологические модели — дело будущего; в настоящее время они немногочисленны, потому что создание их хотя и высоко экономично, но встречает ряд трудно преодолимых препятствий.
Из всего сказанного о моделях следует, что метод моделирования значительно расширяет возможности экспериментального изучения психической деятельности человека и животных, позволяет смелее выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга и выражать полученные выводы количественными характеристиками.
Однако моделирование в области психологии — это всего лишь один из методов исследования психической деятельности, который не может заменить или отменить другие методы.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
⇐ Методы психологии
Рефлекторная природа психики (часть 1) ⇒
Моделирование: что это такое и каковы его виды в психологии?
Моделирование: что это такое и каковы его виды в психологии? — yes, therapy helps!психология
February 3, 2023
Обучение на наблюдении очень важно для развития людей. Большая часть навыков, которые мы приобретаем, зависит от наблюдения за поведением других, особенно в детстве.
В этой статье мы опишем, что такое моделирование один из терминов, которые используются для описания определенных аспектов социального обучения. Мы также объясним процессы, которые позволяют моделирование, и какие типы моделирования существуют.
- Связанная статья: «5 методов модификации поведения»
Что такое моделирование?
Моделирование — это тип обучения, основанный на имитация поведения, выполненного моделью обычно кто-то другой. Этот процесс происходит ежедневно и может использоваться в качестве терапевтического метода для облегчения приобретения и изменения поведения.
Термин «моделирование» имеет значение, аналогичное «Имитация», «социальное обучение», «наблюдательное обучение» и «заместительное обучение». Каждое из этих понятий подчеркивает различные характеристики этого типа обучения.
Таким образом, хотя «моделирование» подчеркивает тот факт, что существует модель для подражания, «социальное обучение» представляет собой широкую концепцию, подчеркивающую роль этого процесса в социализации, а «альтернативное обучение» означает, что последствия поведения модели узнал наблюдатель.
Моделирование имеет разные функции. главным образом это служит, чтобы приобрести новое поведение например, ручные навыки, но могут также препятствовать или препятствовать поведению; Это зависит от ожиданий человека относительно последствий.
Считается, что Альберт Бандура — самый выдающийся автор в области моделирования и социального обучения. Эксперимент, проведенный им в 1963 году с Ричардом Уолтерсом, хорошо известен, который показал, что дети подражали или не подражали поведению взрослых в зависимости от того, наблюдали ли они, что они были вознаграждены или наказаны.
- Статья по теме: «Теория социального обучения Альберта Бандуры»
Вовлеченные процессы
Согласно Бандуре, обучение моделированием происходит благодаря словесному и образному посредничеству: когда мы учимся подражанием, мы делаем это через символическое представление наблюдаемого поведения и его последствия.
Для этого автора есть четыре процесса, которые позволяют поведение, которое будет получено и выполнено. Внимание и удержание необходимы для приобретения объективного поведения, в то время как воспроизведение и мотивация необходимы для исполнения.
1.
ВниманиеЛюди изучают новое поведение только благодаря наблюдению, если мы можем обратите внимание на поведение модели , Различные типы переменных облегчают или затрудняют процесс ухода.
Например, нам легче подражать моделям, которые похожи на нас по своим физическим или социальным характеристикам, а также на те, которые мы воспринимаем как престижные и те, которые получают наибольшее вознаграждение.
Вероятность обучения подражанием также зависит от самого предмета; таким образом, беспокойство и сенсорный дефицит, такой как слепота, затрудняют внимание к модели. С другой стороны, мы склонны подражать другим людям в большей степени Если ситуация неопределенная и задача имеет среднюю сложность .
2. Сохранение
Чтобы имитировать поведение, необходимо, чтобы мы могли представить его в виде изображений или в устной форме без присутствия модели. Когнитивный обзор поведения модели очень важен для сохранения.
Другой переменной, относящейся к поддержанию обучения, является его значимость, то есть то, что мы можем связать ее с другими предыдущими уроками , Конечно, физические характеристики человека также влияют; Например, людям с деменцией гораздо сложнее приобрести поведение.
3. Воспроизведение
Воспроизведение — это процесс, посредством которого обучение превращается в поведение. Прежде всего схема действий генерируется эквивалентно наблюдаемому; затем начинается поведение и результат сравнивается с такой ментальной схемой. Наконец, вносятся коррективы, чтобы приблизить реальное поведение к идеальному.
4. Мотивация
Обучение может происходить без выполнения имитации; Это в конечном счете зависит от функциональной ценности, которую человек приписывает приобретенному поведению. В этот процесс вмешивается ожидание подкрепления.
Там должно быть вероятность получения стимулов для поведения ; Они могут быть прямыми, но также заместительными и произведенными самим собой. Поэтому мотивационные процессы являются ключевыми в подражании.
- Статья по теме: «Виды мотивации: 8 мотивационных источников»
Типы моделирования
Различные типы моделирования классифицируются в соответствии со многими различными переменными, такими как сложность имитируемого поведения, способность модели или социальная адекватность поведения. Посмотрим что они самые важные виды моделирования .
1. Активный или пассивный
Мы говорим об активном моделировании, когда наблюдатель подражает поведению модели после ее наблюдения. Напротив, в пассивном моделировании поведение приобретается, но не выполняется.
2. Объективное поведение или промежуточное поведение
Критерием различия в этом случае является сложность поведения подражать , Если объективное поведение простое, его можно смоделировать напрямую; Однако чем он сложнее, тем сложнее будет воспроизвести его, поэтому в этих случаях он делится на различные более простые поведения, которые называются «промежуточными».
3. Положительный, отрицательный или смешанный
В позитивном моделировании усвоенное поведение рассматривается как адекватное социальной среде, в то время как в отрицательном случае обретает разрушительное поведение , Например, когда ребенок видит, как его отец нападает на его мать. В случае смешанного моделирования человек учится неадекватному поведению, а затем — приемлемому.
4. Живой, символический или скрытый
В этом случае соответствующей переменной является способ представления модели. Если он присутствует, то это живое моделирование; если вы наблюдаете это косвенно, как в видеозаписи моделирование является символическим ; наконец, мы говорим о скрытом моделировании, если человек, который учится, делает это, представляя поведение модели.
5. Индивидуальный или групповой
Индивидуальное моделирование происходит, когда присутствует только один наблюдатель, тогда как в группе число людей, изучающих поведение, больше.
6. Один или несколько
Различие аналогично предыдущему случаю, хотя количество моделей варьируется, а не количество наблюдателей. Когда моделирование несколько обобщение обучения больше потому что субъект подвержен различным поведенческим альтернативам.
7. Моделирование или самомоделирование
иногда человек, который моделирует это тот же человек, который наблюдает ; в таких случаях мы называем процесс «самоделированием». Символическое автомоделирование с помощью видеомонтажей было очень полезно для лечения избирательного мутизма.
8. Совместное и неучастие
Мы говорим о совместном моделировании, когда наблюдатель взаимодействует с моделью который также может управлять подкреплением; это может произойти, например, в случае с терапевтами или логопедами. Напротив, при моделировании без участия субъект не связан с моделью, а знает только последствия своего поведения.
9. Домен (мастерство) или копинг (копинг)
Критерием, который отличает эти два типа моделирования, является степень компетентности модели. При моделировании предметной области человек, которому нужно подражать, с самого начала обладает способностью правильно выполнять объективное поведение, без ошибок.
К минусам, копинг-модели приобретают навыки Необходимо проводить поведение, аналогичное процессу, который будет происходить в наблюдателе. Считается, что этот тип моделирования имеет тенденцию быть более эффективным, чем область, потому что это более важно для наблюдателя.
- Может быть, вы заинтересованы: «10 наиболее используемых когнитивно-поведенческих методов»
Что такое пальпация, перцепция? Каковы результаты их применения? (February 2023).
Психология, обучение, обучение через наблюдение (моделирование)
Предыдущие разделы этой главы были посвящены классическому и оперантному обусловливанию, которые являются формами ассоциативного обучения. В
Люди и другие животные способны к обучению через наблюдение. Как вы увидите, фраза «обезьяна видит, обезьяна делает» действительно точна (рис.). То же самое можно сказать и о других животных. Например, при изучении социального обучения у шимпанзе исследователи дали коробки из-под сока с соломинками двум группам шимпанзе в неволе. Первая группа опускала соломинку в коробку с соком, а затем высасывала небольшое количество сока на конце соломинки. Вторая группа сосала прямо через соломинку, получая намного больше сока. Когда первая группа, «ковши», наблюдала за второй группой, «лохами», что, по-вашему, произошло? Все «ковши» первой группы перешли на сосание напрямую через соломинку. Просто наблюдая за другими шимпанзе и моделируя их поведение, они поняли, что это более эффективный метод получения сока (Yamamoto, Humle, and Tanaka, 2013).
Эта обезьяна-паук научилась пить воду из пластиковой бутылки, увидев поведение, смоделированное человеком. (Фото: ВВС США, старший летчик Кейси Клоуз)Подражание гораздо более очевидно для людей, но действительно ли подражание является самой искренней формой лести? Рассмотрим опыт Клэр в обучении через наблюдение. У девятилетнего сына Клэр, Джея, в школе были проблемы, а дома он вел себя непокорно. Клэр боялась, что Джей закончит так же, как и ее братья, двое из которых сидели в тюрьме. Однажды, после очередного плохого дня в школе и очередной негативной записки от учителя, Клэр, не в силах сойти с ума, избила сына ремнем, чтобы заставить его вести себя прилично. Позже той же ночью, укладывая детей спать, Клэр стала свидетелем того, как ее четырехлетняя дочь Анна взяла ремень на своего плюшевого мишку и хлестнула его. Клэр пришла в ужас, поняв, что Анна подражает своей матери. Именно тогда Клэр поняла, что хочет дисциплинировать своих детей по-другому.
Подобно Толмену, чьи эксперименты с крысами предполагали когнитивный компонент обучения, взгляды психолога Альберта Бандуры на обучение отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура и другие исследователи предложили разновидность бихевиоризма, названную теорией социального обучения, в которой учитывались когнитивные процессы. Согласно Bandura , чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить в отсутствие внешнего подкрепления.
Он чувствовал, что внутренние психические состояния также должны играть роль в обучении и что обучение через наблюдение включает в себя гораздо больше, чем подражание. В подражании человек просто копирует то, что делает модель. Наблюдательное обучение гораздо сложнее. Согласно Лефрансуа (2012), существует несколько способов обучения через наблюдение:- Вы узнаете новый ответ. Увидев, как начальник ругает вашего коллегу за опоздание, вы начинаете уходить из дома на 10 минут раньше, чтобы не опоздать.
- Вы решаете, следует ли имитировать модель, в зависимости от того, что вы видели с моделью. Помните Джулиана и его отца? Обучаясь серфингу, Джулиан может наблюдать, как его отец успешно садится на доску для серфинга, а затем пытается сделать то же самое. С другой стороны, Джулиан может научиться не прикасаться к горячей плите, увидев, как его отец сгорает на плите.
- Вы узнаете общее правило, которое сможете применить к другим ситуациям.
Бандура выделил три вида моделей: живые, вербальные и символические. Живая модель демонстрирует поведение лично, например, когда Бен встал на свою доску для серфинга, чтобы Джулиан мог видеть, как он это делает. Вербальная обучающая модель не воспроизводит поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение, как, например, когда футбольный тренер говорит своим юным игрокам бить по мячу боковой частью стопы, а не носком. Символической моделью могут быть вымышленные персонажи или реальные люди, демонстрирующие поведение в книгах, фильмах, телевизионных шоу, видеоиграх или источниках в Интернете (рисунок).
(a) Ученики йоги учатся, наблюдая за тем, как их инструктор по йоге демонстрирует своим ученикам правильную стойку и движения (живая модель). (б) Для обучения не обязательно присутствие моделей: с помощью символического моделирования этот ребенок может научиться поведению, наблюдая, как кто-то демонстрирует его по телевизору. (кредит а: модификация работы Тони Секалы; кредит б: модификация работы Эндрю Хайда)Скрытое обучение и моделирование постоянно используются в мире маркетинга и рекламы. Этот рекламный ролик, который в течение нескольких месяцев демонстрировался в районах Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута. Дерек Джетер, отмеченный наградами бейсболист команды New York Yankees, рекламирует Ford. Рекламный ролик транслировался в той части страны, где Джетер — невероятно известный спортсмен. Он богат, считается очень верным и красивым. Какое сообщение посылают рекламодатели, показывая его в рекламе? Как вы думаете, насколько это эффективно?
Теория моделирования
Введение
« Большая часть человеческого поведения изучается путем наблюдения путем моделирования: наблюдая за другими, человек формирует представление о том, как осуществляется новое поведение, а в более поздних случаях эта закодированная информация служит руководством для действий ». (Альберт Бандура)
Альберт Бандура — выдающийся специалист в области психологии развития и педагогической психологии. Одним из его вкладов в область психологии, имеющим отношение к коммуникации, является теория моделирования. В этой теории Альберт Бандура подчеркивает роль социального обучения посредством наблюдения. Он считает, что люди перенимают поведение, наблюдая за другими.
Теория
Теория моделирования подчеркивает важность наблюдения и подражания, происходящего с точки зрения человека через персонажей, изображаемых с помощью средств массовой информации, и того, как это вносит изменения в их поведение, знания, отношения и ценности. Имитация, скорее всего, произойдет, если модель имеет статус, которым восхищаются, и деятельность, которую она делает, имеет большую ценность. Имитируемое поведение постепенно закрепляется, и человек идентифицирует себя с моделью и постепенно пробует поведение.
Этапы процесса моделирования
Согласно Бандуре, эффективное моделирование требует внимания, удержания, воспроизведения и мотивации. Различные факторы увеличивают количество внимания, уделяемого человеком. Это может быть сложность, распространенность или функциональное значение. После того, как внимание обращено, у нас есть часть удержания, когда человек запоминает, на что он / она обратил внимание. Далее следует воспроизводство, когда индивидуум точно выполняет действия, которые он/она наблюдал. Последним фактором является мотивация, когда человек находит разумную причину для имитации того, что он / она видит через средства массовой информации.
Моделирование может происходить как положительный или отрицательный процесс. Насилие — это негативное моделирование, а любая деятельность, имеющая вознаграждающий характер, например, социальное служение, — это позитивное моделирование.
Этапы теории моделирования
- Увидеть действие, изображенное в СМИ
- Зритель идентифицирует себя с актером
- Зритель имитирует актера
- Зритель получает мотивацию, если активность получает вознаграждение
Пример
Фильмы, мыльные оперы и реклама играют важную роль в процессе моделирования человека.