Моделирование в психологии это: Моделирование психологическое . Что такое «Моделирование психологическое «? Понятие и определение термина «Моделирование психологическое » – Глоссарий

Моделирование психологическое . Что такое «Моделирование психологическое «? Понятие и определение термина «Моделирование психологическое » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Моделирование психологическое (греч. psyche – душа, logos – учение, лат. modulus – образец) – особый метод изучения в лабораторных условиях, который используют в различных психологических исследованиях.

Психологическое моделирование заключается в создании специальной психогенной ситуации, которая позволяет изучать поведение человека, обусловленное его психической природой. Приемы моделирования психологического варьируются в зависимости от целей исследования (обучения или обследования), однако можно выделить ряд общих свойств.

Во-первых, это сочетание естественных и искусственных критериев: естественный объект (человеческая психика или психика животного) и лабораторные условия (кабинет психотерапевта, диагностический центр и тд). Во-вторых, комбинирование методических пособий (например, инструкций), технических средств и препаратов (например, психоделиков). В-третьих, все действия целенаправленны (цель – объект воздействия) и подлежат обязательной фиксации — для того, чтобы была возможность анализа данных. Психологическое моделирование – важный инструмент во всех видах психологической работы, начиная от диагностики и заканчивая коррекцией.

Примечательно, что в практике психотерапевтов психогенные ситуации нередко сами по себе выступают в качестве способа оказания психологической помощи. Так, например, в психодраме сценическое действие нацелено на достижение терапевтического эффекта (катарсис). Один из самых специфических видов моделирования психологического – психотренинги, в которых наиболее ярко проявляются перечисленные выше свойства.

< Мировоззрение человека

Моноспекция >

Популярные термины

    Моделирование психологическое

    Как переписать сценарий жизни? Теория

    Мы часто воспринимаем Новый год как переход в следующий этап нашей жизни: это время, когда хочется подводить итоги и размышлять, делиться своими историями с другими. И если раньше мы рассказывали их у костра в походе или на кухне у подруги, то сегодня ‒ в твиттере или в фейсбуке. Жизненные истории помогают нам скорректировать представления о прошлом, лучше прочувствовать настоящее и, наконец, с оптимизмом посмотреть в будущее.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Где взять силы, чтобы пережить измену мужа и сохранить семью?»
    • Исследователи выяснили, какие качества характера разрушают личную жизнь
    • Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага
    • Строит метро и ведет блог о котах: необычная история героини, которая мечтала быть «вне шаблона»
    • 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
    • «Потеряла двойню — выкидыш. Как справиться с болью?»
    • Исполнилось 40 лет? Исключите из рациона эти 7 продуктов!
    • В чем ваш социальный капитал? Перечисляем 7 способов его увеличить

    Сегодня читают

    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
    • «Голову лечи!»: 7 фраз, после которых стоит подумать о разводе

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Моделирование — Психологос

    Модели́рование — метод исследования объектов на их моделях — аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Моделирование необходимо также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

    Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) моделирование. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. Моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом. Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и моделирование как учебное действие, средство обучения. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета. Моделирование объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое моделирование. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое моделирование: создаётся функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. Широко применяется моделирование на компьютерах.

    Подробнее

    Под моделированием понимается процессы как построения, так и изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими гносеологическими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и другими: процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Поэтому естественно задать вопрос: является ли моделирование особым методом научного познания, не является ли оно синонимом процесса теоретического исследования или процесса познавательной деятельности вообще?

    Главная особенности моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей — моделей.

    Виды моделирования

    В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:

    • Компьютерное моделирование
    • Математическое моделирование
    • Математико-картографическое моделирование
    • Цифровое моделирование
    • Логическое моделирование
    • Психологическое моделирование
    • Статистическое моделирование
    • Структурное моделирование
    • Физическое моделирование
    • Экономико-математическое моделирование
    • Имитационное моделирование
    • Эволюционное моделирование
    • и т. д.

    Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

    Процесс моделирования

    Процесс моделирования включает три элемента:

    • субъект (исследователь),
    • объект исследования,
    • модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

    Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

    На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

    На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

    Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

    Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

    Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.

    Литература и ссылки

    • Учебные пособия института математического моделирования РАН
    • Художественное моделирование геометрических форм, статья
    • Нефёдов С. А., Турчин П. В. Опыт моделирования демографически-структурных циклов // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Коротаев А.В., Малков С.Ю., Гринин Л.Е. М.: КомКнига/УРСС. С.153-167. ISBN 978-5-484-01009-7.
    • Деловая игра
    • Сообщество свободного математического моделирования

    Психология моделирования: определение, примеры и многое другое

    Создайте невероятную жизнь, которую вы заслуживаете, вместе со специалистом по личным результатам уже сегодня!

    Узнать больше

    < Вернуться ко всем историям

    Раскройте внутреннюю силу

    Моделирование эффективных стратегий

    Автор: Команда Тони

    Чего ты хочешь больше всего в жизни? И вы учитесь — и учитесь — у людей, у которых это уже есть?

    Это суть моделирования в психологии, мощная концепция, которую успешные люди используют каждый день.

    Вы знаете, что должны предпринять масштабные действия, чтобы воплотить свои цели в жизнь. Хотя вам предстоит проделать большую работу самостоятельно, вы также можете обратиться к людям в вашей жизни, которые уже добились успеха. Чему эти люди могут вас научить? Чему вы можете научиться, изучая их путь к успеху?

    Успех часто кажется подарком другим. Чем еще объясняется то, как легко они собирают достижения, пока вы смотрите на них? Каков ключ к успеху, который они подобрали, но вы, кажется, не можете найти?

    Успех не зависит от удачи, судьбы или магии. Это происходит от тяжелой работы, голода и окружения себя правильными людьми. Это означает культивировать образ мышления победителя и всегда стремиться к большему.

    Правда в том, что эти успешные владельцы бизнеса обращаются к моделированию, когда принимают решения. Но что такое моделирование в психологии? И как научиться им пользоваться?

    «Мы окружаем себя тем, что лучше, или видим в других людях образец для подражания. Вы говорите: «Если они могут это сделать, то и я смогу» 9.0021 – Тони Роббинс

    Что такое моделирование в психологии?

    Моделирование означает обучение путем копирования поведения другого человека. Люди естественным образом моделируют друг друга — например, дети используют моделирование, чтобы научиться пользоваться посудой или завязывать шнурки на ботинках. Определение моделирования в психологии означает преднамеренное изменение поведения с целью улучшения вашего мышления и достижения ваших целей. Первоначально разработанное Альбертом Бандурой в 1960-х годах, моделирование в психологии стало основной теорией.

    Моделирование — это техника, используемая теми, кто настроен на рост, — теми, кто считает, что так же, как мы учимся поведению, мы можем от него отучиться. Иногда мы должны разучить их, чтобы расти как люди. Потому что, как говорит Тони, «если ты не растешь, ты умираешь».

    Примеры моделирования в психологии

    Моделирование в психологии используется со всеми возрастными группами и людьми из всех слоев общества. Некоторые из наиболее популярных применений:

    Воспитание :

    Точно так же, как дети копируют плохие привычки родителей, они копируют и хорошие. Родители могут использовать это в своих интересах, моделируя позитивное поведение, такое как физические упражнения, здоровое питание, чтение и развлечения, расслабляющие мероприятия.

    На рабочем месте :

    Моделирование происходит постоянно на рабочем месте. Человек может моделировать задачу, чтобы научить кого-то, но часто моделирование происходит непреднамеренно. Если вы менеджер или владелец бизнеса, вы можете моделировать такое поведение, как трудовая этика, профессиональное общение и честность.

    В отношениях :

    Групповая терапия пар частично основана на моделировании: пары могут видеть, как другие борются и решают свои проблемы, и моделируют это для себя.

    Использование моделирования для достижения ваших целей

    Моделирование в психологии имеет множество применений, но его использование для достижения пикового состояния — будь то в бизнесе или в жизни — является одним из самых действенных. Чтобы добиться успеха, выберите человека, которым вы восхищаетесь, изучите методологию его успеха и создайте аналогичный путь для себя. Эта техника может быть успешно применена практически во всех аспектах вашей жизни. Вы можете узнать, как использовать концепцию моделирования в психологии в своих интересах, выполнив эти три шага.

    1. Выберите подходящего человека

    Найдите кого-то, кто уже добился успеха в выбранной вами области, или кого-то, кто создал именно такую ​​жизнь, которой вы хотите жить. Нет необходимости изобретать велосипед. Загляните в их историю и их восхождение к вершине. Как они оказались там, где они сегодня? С какими препятствиями и неудачами они столкнулись и как они их преодолели? Какова их философия в отношении их жизни и работы? Используйте эту информацию, чтобы построить путь, отражающий их путь.

    2. Обратитесь за помощью

    Что бы вы ни искали, кто-то вас уже опередил. Если это кто-то, кого вы уже знаете или с кем у вас есть связь, даже лучше. Вам не нужно просто изучать их издалека, чтобы узнать, как они нашли ключ к успеху; вы можете попросить их поделиться с вами своим опытом или даже стать вашим наставником.

    Поймите, что их время ценно, и предложите способ повысить ценность их жизни, пока они помогают вам. Если это друг, это может быть так же просто, как приглашать его на ужин каждый месяц. Если это знакомый, возможно, вы возьмете на себя дополнительную работу во дворе или окажете техническую помощь. Вы также можете рассмотреть возможность найма тренера по результатам, который поможет вам в этом.

    3. Создайте стратегию

    Те, кто добился успеха до вас, сделали это, потому что следовали плану, и вы можете сделать то же самое. Как говорит Тони Роббинс, «успех оставляет подсказки». Разработайте стратегию, которая работает, и следуйте ей. Ваша стратегия может быть такой же, как у человека, которого вы моделируете, или она может быть адаптирована к вашим нынешним обстоятельствам.

    Что такое моделирование в психологии? Тони объясняет, как это связано с осуществлением всех ваших самых смелых желаний:

    Моделирование — это такой же набор навыков, как и любой другой. Это то, чему вы можете учиться и совершенствоваться. Овладейте этим и другими проверенными методами, посвятив выходные обучению и расширению возможностей в «Раскрой внутреннюю силу».

    закрыть

    Свяжитесь со специалистом по личным результатам сегодня

    Вводя свою информацию на веб-сайте Tony Robbins, вы соглашаетесь с тем, что мы можем собирать и использовать вашу личную информацию в маркетинговых и других целях, как указано в нашей Политике конфиденциальности. , который мы рекомендуем вам просмотреть.

    Этот веб-сайт использует файлы cookie для персонализации вашего опыта и целевой рекламы. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы принимаете условия наших обновленных политик. поведения

    Моделирование поведения Определение

    Моделирование — это один из способов изучения поведения. Когда человек наблюдает за поведением другого, а затем имитирует это поведение, он или она моделирует поведение. Это иногда называют наблюдательным обучением или социальным обучением. Моделирование — это своего рода косвенное обучение, при котором не требуется прямого обучения. Действительно, один может не осознавать, что другой моделирует его или ее поведение. Моделирование может научить новому поведению, повлиять на частоту ранее изученного поведения или увеличить частоту аналогичного поведения.

    Компоненты моделирования

    Моделирование поведения включает четыре этапа. Первое — это внимание. Прежде чем поведение можно воспроизвести, нужно обратить внимание на поведение. Следующий шаг — удержание. Нужно уметь запоминать или сохранять наблюдаемое поведение. Третий этап – размножение. Человек должен уметь переводить образы чужого поведения в свое собственное поведение. Короче говоря, нужно иметь возможность воспроизводить поведение. Завершающий этап – мотивация. В конце концов, человек должен быть мотивирован, чтобы подражать поведению. Пока не будет причины, человек не будет моделировать поведение.

    Поведение, на которое влияет моделирование

    Известно, что моделирование влияет на многие категории поведения. Одной из таких категорий поведения является помощь. Например, исследования показали, что дети, подвергавшиеся воздействию просоциальных моделей, были более полезными, чем дети, не подвергавшиеся воздействию таких моделей. Моделирование также влияет на агрессию. Дети, подвергшиеся воздействию модели, играющей агрессивно, позже имитировали ту же агрессивную игру, в то время как сверстники, не подвергавшиеся воздействию агрессивной модели, не играли так агрессивно. Исследования также показали, что когда дети наблюдали за агрессивным поведением, которое приводило к положительным результатам для модели, они вели себя более агрессивно. Похоже, что положительный результат для агрессивной модели усилил агрессивное поведение наблюдателя. Кроме того, моделирование влияет на полоролевое поведение. Дети учатся подходящему для пола поведению и предпочтениям, подражая моделям того же пола.

    Эффективные модели

    Многие факторы влияют на эффективность модели. Обычно, чем привлекательнее или желательнее модель для наблюдателя, тем больше вероятность того, что эта модель будет подражать. На желательность или привлекательность модели частично влияет престиж модели для наблюдателя. Это объясняет, почему родители и учителя часто служат моделями поведения. На эффективность модели также в некоторой степени влияет сходство. Чем больше модель похожа на наблюдателя, тем эффективнее будет модель. Это объясняет, почему сверстники предлагают такие сильные модели поведения. Кроме того, эффективные модели не обязательно должны быть людьми или живыми. Куклы и мультфильмы, а также персонажи телевидения и кино часто служат эффективными моделями поведения.

    Ссылки:

    1. Бандура, А. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
    2. Бандура, А. (1989). Социальная когнитивная теория. В Р. Васта (ред.), Анналы развития ребенка (том 6, стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts