Мораль в семье: Семейные ценности

10. Моральные ценности семьи

Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья. Именно в ней человек получает первый опыт любви, и от того, каким насыщенным и плодотворным он будет, существенно зависит его собственная способность любить.

В семейной обстановке формируется представление человека о взаимоотношениях мужчины и женщины, отцов и детей, об общественных идеалах, о нормах добра и зла. Семья основывается на кровнородственных связях, но семейные отношения имеют и экономический, и социальный, и юридический, и духовный аспекты.

Семья как общественная группа существует с древнейших времен. Мировая культура создала три основные формы семьи, функции которой охватывают почти весь спектр человеческих потребностей и интересов. Этими тремя формами являются моногамия, полигамия и полиандрия.

Самая распространенная форма – моногамия (единобрачие).

Для европейской морали, основанной на христианстве, эта форма семьи в наибольшей степени способствует равенству, справедливости и любовным отношениям между полами.

В странах исламской цивилизации, а также в большинстве аборигенных первобытных культур широко представлена полигамия (многоженство). При такой форме семьи практически отсутствуют одинокие женщины, но не может быть речи даже об относительном равенстве между мужчиной и женщиной, а любовь между супругами приобретает несимметричный характер.

Полиандрия (многомужество) существует в крайне незначительном числе культур (например, в тибетском королевстве Мустанг) и обусловлена факторами демографического и хозяйственного плана, прежде всего, необходимостью сдерживать рост народонаселения. В данной системе обездолено большинство женщин, которые лишены возможности быть любимыми, вступить в брак и родить детей.

В нравственном отношении моногамия более предпочтительна, чем другие формы семьи. Она более соответствует человеческой природе. Однако далеко не каждые два человека, даже искренне и страстно влюбленные, могут образовать нравственно полноценную семью, да и сам этот процесс требует длительных, порой очень тяжелых усилий по взаимной гармонизации.

Нравственную основу семьи составляет специфический спектр ценностей. Ее ядро образуют два человека, соединяющихся из-за того, что для каждого из них другой представляется самым ценным. Распад семьи происходит вследствие разрушения этого сугубо избирательного ценностного отношения. Даже если супруги продолжают жить вместе, но потеряли друг для друга всякую ценность, семьи больше нет, она продолжает существовать чисто номинально, не выполняя своего главного нравственного предназначения.

Для семьи нужна готовность принимать другого человека таким, каков он есть, не пытаясь переделать его на свой лад; радоваться его успехам, поддерживать в кризисные моменты. Устойчивость к неизбежным потрясениям приобретает та семья, где сложилось ясное распределение обязанностей, выработан механизм принятия решений с учетом интересов всех членов.

Будучи ячейкой общества, семья вбирает в себя все механизмы нравственной регуляции поведения, но усиливает их действие, поскольку связи в ней носят непосредственный, интимный характер.

Кризис современной семьи, выразившийся в росте разводов и одиноких людей, снижении рождаемости и обособлении поколений, уменьшает нравственную защищенность человека и уровень его удовлетворенности жизнью. Перспективы его преодоления пока достаточно призрачны. Осторожные надежды внушает общая стабилизация жизни, целенаправленная социальная политика, укрепление духовных устоев.

«Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка» | Консультация:

Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка

Мораль и нравственность

  Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью.

   

Понятие морали и нравственности

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют в виду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

  • к другим людям;
  • к животным;
  • к природе.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позицией добра и справедливости, не нарушает права других людей.

   Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

   Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

   Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни. Категории морали (ее составляющие) таковы: добро, совесть, долг, честь, справедливость, патриотизм

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль (правило)

Нравственность (действие)

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.

Проявляйте уважение к старшим.

Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.

Не воруйте.

Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

   Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия. Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали.

   Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к

моральным ценностям человечества общества. С течением времени

ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и

правилами поведения и взаимоотношений.

   Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше

оценка его нравственности со стороны окружающих.   Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может

быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может находиться в

человеческом обществе. И потому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.  

  Именно в семье, особенно в раннем детстве, когда ребенок интенсивно впитывает жизненные впечатления, знания, овладевает опытом поведения, у него закладываются социальные основы личности. Современная семья может успешно реализовывать воспитывающую функцию, если родители всю деятельность, связанную с формированием личности детей, строят на научной основе и исходят из того, что воспитание растущего человека есть их естественная потребность и гражданский долг. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисемейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании. Воспитание в семье есть систематическая помощь саморазвитию биологической и социальной природы детей, а также всестороннее усовершенствование личности в процессе ее жизнедеятельности с учетом заложенных природой сил и способностей.

  Александр Фёдорович Тур, советский педиатр, доктор медицинских наук, профессор, говорил, что до пяти лет ребенок непременно должен воспитываться в семье, поскольку именно эти годы — самые важные для формирования личности: в раннем детстве наиболее пластична и податлива психическая организация личности. Особенно велика в воспитании роль матери — «естественной воспитательницы». Важно, чтобы вместе с матерью воспитанием систематически занимался отец: только совместными усилиями родителей, старших членов семьи могут быть достигнуты положительные результаты в развитии и воспитании ребенка.

   Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.          

      Наиболее удачным, на мой взгляд, является определение, данное в свое время известным отечественным исследователем А.Г.Харчевым: «Семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

   Современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли и возможностей воспитания в новых условиях. Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей в современной науке социологии, педагогике выделяют семьи с различным воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

   Важной особенностью семьи является то, что именно она создает предпосылки формирования у подростков девиантного и деликвентного поведения (Девиантное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его мягкая форма. Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. … Делинквентное поведение – это отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. поведения.) 

   Если в семье осуществляется необходимый и достаточный контроль над времяпрепровождением детей, то там нет условий, которые негативно сказываются на их формировании. Если же ребенок значительное время предоставлен самому себе, то в таких условиях высока степень риска, что он свяжется с дурной компанией. Причем контроль со стороны семьи должен, на наш взгляд, заключаться не в ограничении свободы ребенка, а в том, чтобы он под присмотром родителей посещал кружки, спортивные секции и т. д. в соответствии со своими интересами.

Замечу еще раз, что семья — единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому сегодня следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

   Великий русский педагог К.Д.Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Само воспитание, учил он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому поставил вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе. К.Д.Ушинский подчеркивал, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорил К.Д.Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советовал К.Д.Ушинский родителям.

   Дети в младшем, подростковом, да и в старшем школьном возрасте наследуют многие черты своих родителей в силу социальной преемственности и влияния родителей. Поэтому родителям всегда нужно помнить, что воспитание детей осуществляется не только тогда, когда поучают, приказывают, поощряют или наказывают, но постоянно, всем своим поведением, обстановкой дома, разговорами о своей работе, об отношении к своему производству, соседям, государству. От родителей передаются как положительные качества, так и отрицательное их поведение: нечистоплотная жизнь, недобросовестное отношение к труду, стяжательство, неразумное транжирование заработанных средств, расточительство или жадность. Все это становится достоянием детей и нередко перенимается, и копируется — хотят родители этого или не хотят. Поэтому здоровая домашняя обстановка — это и есть наглядные уроки нравственного воспитания детей.

   Семья как среда духовного развития личности ребенка обязана выполнять ряд функций. Прежде всего, родители должны воспитывать своих детей – это первейшая функция человека на Земле. Кроме того, дети большую часть времени находятся дома, под влиянием родителей. Эта задача не только педагогическая, но и социальная. Семья — это социальная ячейка общества, в которой осуществляются материальные, хозяйственно-экономические и нравственно-психологические отношения.

   О роли семьи в формировании моральных качеств ребёнка можно говорить сколько угодно.

   В настоящее время общество переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в проблемах экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В условиях, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодёжи искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень агрессивности и жестокости в обществе становится следствием эмоциональной и духовной незрелости молодого поколения, утратой навыка коллективной деятельности.

   Педагоги и родители в условиях самоизоляции столкнулись с множеством проблем. дети лишаются возможности живого общения со сверстниками и реализации опыта,

   Невозможность празднования 75-летия Победы, отказ от участия в «Бессмертном полку» с портретами своих прадедов нанесли бы непоправимый урон воспитательному процессу в целом и нравственности молодёжи, которая и так находится в пограничном состоянии, в частности. Как правило, накануне празднования Дня Победы в образовательных организациях проходят специальные акции патриотического характера, приглашаются ветераны войны и труженики тыла, участники боевых действий, которые делятся своими воспоминаниями, приобщая молодых людей к истории страны.  У молодёжи День Победы — единственный праздник, когда они могут по-настоящему прикоснуться к живой истории, почувствовать её. Общественные организации попытались организовать акции «Окна Победы», «Бессмертный полк в интернете», и, хотя всё это не восполняет потери живого общения, но благодаря родителям и их тесному сотрудничеству со школой, дети всё-таки смогли принять участие в этом общегосударственном празднике.

…но самое важное, ребята смогли закончить начатый ещё в начале учебного года проект «Прошлое в настоящем. Книга Памяти», совместно с родителями собранный материал из семейных архивов приобрёл вот такой законченный вид. (Книга Памяти). Как? Если не на примере мужества, стойкости, преданности Родине и самопожертвованию дедов и прадедов можно развить высокие морально-нравственные качества личности.

Вывод: в нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.

Семейная мораль и ценности

Нравственность

Нравственность означает изучение различия между правильным и неправильным или умными и нездоровыми действиями по отношению к другим. Как правило, слово «этический» несет в себе три идеи: моральные нормы, этическая ответственность и этическая идентичность. Общие антонимы морали включают этику, принципы, добродетель и добродетель. Мораль обычно связана с такими идеями, как ценности, сердце и законность. Тем не менее, мораль стала серьезной проблемой в мультикультурном мире, в котором мы сейчас склонны спать.

Успех

За личный успех и наши связи с другими людьми. Следование господствующим этическим канонам помогает воспитать целостную индивидуальность североамериканской нации. Этические каноны предлагают схему интервалов культуры или цивилизации. Мораль имеет решающее значение, поскольку она помогает вам не только быть законопослушным, но и в то же время качественно и уважительно относиться к другим членам общества. Тем не менее, следует отметить, что люди и незаменимые близкие члены семьи имеют важное значение для этического развития, поскольку они являются первыми социальными связями на протяжении всего несовершеннолетия человека.

Значения

Небольшой вопрос в том, что семья состоит в том, что база, откуда берутся значения. Благодаря семейному воспитанию этические ценности, такие как честность, счастье, мир и справедливость, внедряются в детскую учебу. Соответственно, кто-то задает ему идеалы и управляет его жизнью. Система ценностей, сложившаяся в семье, механически развивается у юных членов семьи, если они должным образом воспитываются в этических ценностях.

Семья развивает у ребенка отношение к личности и обществу.

Рост семьи

Семья совместно помогает кильке во внутреннем росте и поддерживает его намерения и ценности. Относительно дешево, что приветливая и веселая атмосфера в семье развивает любовь, доброжелательность, терпимость и доброту. Как правило, ребенок учится своему жесту из того, что он видит вокруг себя. В этом отношении семья играет большую роль, служа в системе социализации ребенка, что включает в себя значительное влияние и отношение к развитию ребенка.

 

Развитие

В наши дни стало ясно, что присутствие пожилых людей в семье играет полезную роль в социальной и этической жизни. развитие детишек. Это совместно помогает молодому поколению семьи впитать нравственные ценности и аннигилировать их негативные внутренние тенденции. Никакое внешнее влияние не является более важным, чем влияние семьи в формировании детской нравственности.

Семьи прививают нравственность молодежи посредством наказаний, поддержки и прямого и кругового обучения, которые подготавливают их к развитию убеждений. Есть конкретные предположения, что этика наиболее эффективно передается и изучается, хотя вклад семей в нравственное развитие детей широк.

Этический

Это справедливость, правосудие, социальное положение, особый баланс и т. д. Справедливость является одним из действительно важных этических заданий, которым молодежь учится в семье. Например, семьи установили ограничения на распределение сундуков, таких как еда и жилые помещения, и допускали членов с совершенно разными предпочтениями в отношении возраста, пола и занятости. То, как семья различает, что дешево, влияет на углубление знаний детей о правах и привилегиях и влияет на их представления об обмене, переписке и уважении. Благодаря позитивной поддержке и наказанию семьи устанавливают правила для правильных и неправильных жестов.

Положительный

Положительный подтекст заключается в том, что подстрекательство следует постоянно. Это умное следование позволяет молодым людям сказать, что они вдохновлены определенной кондицией. Наоборот, наказание помогает отбить у молодежи охоту участвовать в опасных действиях. Система дисциплины от младшего младшего школьного возраста позволяет подросткам понять, что опасное обусловливание имеет последствия. Кроме того, наказание помогает молодежи сделать выбор в отношении того, как действовать, поскольку они начинают обдумывать результаты своего поведения. Дети возвращаются к созерцанию своей обусловленности не только с точки зрения справедливости в семейном окружении, но и совместно с условиями чувств. Молодежь получает социальную поддержку от своих семей.

Совместная семейная система

Они совместно развивают свои провокации, которые поддерживают сострадание, доброту и сочувствие, а не исключительно конкретные требования. Молодежь развивает свою заботу об обществе как о полноценном, учась заботиться об интересах и благополучии своей семьи. Дети учатся находить способ сбалансировать свои собственные потребности, а также интересы большого количества исключительного социального окружения через понимание принципов честности, справедливости и социальных обязательств. Ребенок служил из большего чувства привязанности, безопасности и развитой и участвующей идентичности, ограничивая свои потребности. Эта связанность побуждает молодых людей улучшать свои моральные рамки, давая им ориентир для того, чтобы видеть умное и злое. Эффективный коридор семейно-детских отношений предлагает материнское тепло, участие и поддержку, которые модифицируют молодежь для развития этической логики. Таким образом, старейшины должны следить за своими связями с другими. Более того, существует совместно точечное измерение мест родителей. Этическое развитие детишек зависит от роли старших на протяжении всего их развития. В дальнейшем старшие должны внимательно следить за выбором сверстников своих детей, внимательно относиться к реализуемым детьми социальным жестам и придавать значение эмоциональным и мозговым точечным коридорам детско-родительских отношений.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Как родители влияют на раннее нравственное развитие

Родители: Вы хотите воспитать ребенка с сильным чувством добра и зла? Возможно, вы захотите начать с развития собственной морали, а также собственного сочувствия.

Новое исследование Чикагского университета предполагает, что чувствительность родителей как к чувствам других людей, так и к несправедливости может влиять на раннее нравственное развитие их детей.

Нейробиолог Джин Десети и его коллега Джейсон Коуэлл привели в лабораторию группу годовалых детей, чтобы проверить их реакцию на нравственные ситуации. Семьдесят три малыша смотрели анимационные видеоролики, в которых персонажи помогали и разделяли (просоциальное) поведение или толкались, спотыкались и толкались (антисоциальное) поведение, в то время как исследователи следили за движениями глаз малышей и измеряли их мозговые волны с помощью электроэнцефалограммы. или ЭЭГ.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

После этого исследователи предложили детям игрушечные фигурки, представляющие двух «хороших» и «плохих» персонажей на экране, и отметили, какие малыши предпочитают, основываясь на их поведении. Малыши также играли в игру, в которой им давали две игрушки, а затем просили поделиться одной.

Перед экспериментом родители детей заполнили анкеты, измеряющие их ценности в отношении эмпатии, справедливости и честности. Родители также ответили на вопросы о наблюдаемых темпераментах их детей, а также дали общую демографическую информацию.

Результаты анализа исследователей показали, что у всех малышей наблюдались различные паттерны мозговых волн, когда они наблюдали просоциальное и антиобщественное поведение, и они дольше следили глазами за просоциальными персонажами — открытие, которое повторяет другие исследования, предполагающие, что дети, даже с юных лет, кажется, предпочитают нравственные характеры.

Тем не менее, эти различия в паттернах мозговых волн для хороших и плохих персонажей не приводили к тому, что малыши тянулись к просоциальной игрушечной фигурке — на самом деле, многие тянулись к антисоциальной игрушке.

Вместо этого у малышей, предпочитавших «хорошую» игрушку, на ЭЭГ наблюдался отчетливый паттерн мозговых волн, который включал в себя более сильные всплески активности на отметке 400 миллисекунд после наблюдения анимированного хорошего и плохого поведения. И в более поздних анализах исследователи обнаружили, что этот отчетливый всплеск активности был предсказан чувствительностью родителей к правосудию — открытие, которое удивило Десити.

«Все дети различают хорошее и плохое — это доказано многими исследованиями», — говорит он. «Но этот второй ответ в мозгу, тот, который чувствителен к взглядам родителей на справедливость, мы думаем, что он связан с более сложными типами рассуждений».

Всплеск мозговой активности, по-видимому, указывает на то, что малыши оценивают, а не просто обращают внимание на хорошее и плохое поведение, которое они видели, говорит Десити. Тем не менее, как взгляды родителей могут повлиять на этот процесс, совершенно неясно. Десити предполагает, что это может быть связано с генетикой и биологией или, возможно, с комбинацией влияний социальной среды ребенка и генов, переданных им.

«Как мы узнали за последние 50 лет исследований, почти никогда не бывает только одно или другое», — говорит Десити. «Это почти всегда взаимодействие между ними».

Родительское расположение также, по-видимому, влияет на то, как дети делятся друг с другом. Исследователи обнаружили, что более высокий уровень родительской когнитивной эмпатии или способности принимать чужую точку зрения, а также более высокий уровень саморегуляции ребенка — например, его способность успокаивать себя — предсказывают более активное совместное поведение в игре. Хотя есть некоторый смысл в том, что дети, которые могут успокаивать себя, будут лучше делиться — в конце концов, говорит Десити, детям тяжело делиться, поэтому самоуспокоение может смягчить эмоциональное расстройство — менее ясно, как родительское сочувствие влияет на такое поведение. Опять же, это может быть генетическое или социальное влияние, или и то, и другое.

Джин Десити

В любом случае, оказывается, что строительные блоки нравственного поведения — общение с хорошими людьми и готовность поделиться с другими — несколько идиосинкразичны и не одинаковы у всех детей. Это идет вразрез с некоторыми современными представлениями о нравственном развитии, говорит Десити.

«Обычно, когда читаешь об исследованиях развития, кажется, что все младенцы одинаковы, — говорит он. «Но наше исследование показывает, что то, как развивается мораль, немного сложнее, имеет больше нюансов, чем мы думали. Даже в этом очень раннем возрасте мы видим эти индивидуальные различия».

Удивительно, но родительская эмоциональная эмпатия — способность разделять эмоции другого человека — не влияла на поведение их малышей. Тем не менее, этот вывод отражает некоторые другие исследования Десити со взрослыми, которые обнаружили, что когнитивная, а не эмоциональная эмпатия предсказывает их чувство морали, справедливости и честности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts