Моральные нормы и правила в семье: Как составить свод ( перечень) моральных норм, правил, принятых в семье?

Моральное воспитание и развитие межличностных отношений

Л.С.Выготский специально не занимался проблемами морального развития ребёнка. Однако, в его работах (1) можно обнаружить чрезвычайно интересный и неожиданный подход к моральному воспитанию, который на первый взгляд не вписывается в его основную концепцию. В основе этой концепции, как известно, лежит представление о развитии высших психических функций которые, в отличие от натуральных, являются опосредованными, произвольными и осознанными. Развитие ребёнка с этой позиции понимается как усвоении общественно выработанных средств овладения собой и организации своего поведения. Казалось бы с этой точки зрения моральное развитие должно выступать как усвоение моральных норм, которые становятся средством осознания и формирования морального поведения. Именно этот подход реализуется в настоящее время в большинстве программ дошкольного воспитания, где главным методом морального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, осваивают правила морального поведения и моральные нормы. Предполагается, что понимание и принятие моральных ценностей вызовет соответствующее поведение ребёнка: узнав «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок будет совершать хорошие поступки и избегать плохих. Однако, жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и дурные поступки других персонажей; они знают, что хорошо уступать слабым, делится сладостями, помогать другим и пр., однако, в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от этих знаемых норм.

Л.С. Выготский подвергает жёсткой критике подобные методы морального воспитания. Он говорит о том, что нравственное воспитание не может быть основано на законах и на правилах поведения. Педагогика, основанная на моральном законе и запрете, не может привести к успеху, поскольку она «запугивает слабого и вызывает сопротивление у сильного» (1, стр. 258). Всякий страх, зависимость от наказания или поощрения уже означают отсутствие нравственного чувства. Нарушение предписанной нормы, напротив, придаёт нарушителю ореол смелости, вызова, внутренней силы. Предостерегая детей оттого, что они не должны делать, мы фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. «Если сознание правильного поступка далеко не всегда гарантирует его совершение, то сознание неправильного содействует ему» (там же, с. 262). Даже если ребёнок под влиянием таких воспитательных воздействий и воздерживается от дурного поступка, воспитательное воздействие при этом «равно нулю и даже отрицательно, поскольку оно куплено ценой страха и унижения» (там же).

Кроме того, педагогика, основанная на соблюдении моральных норм, создаёт совершенно неправильное представление о моральных ценностях и поступках как о личных достоинствах, как о своеобразном преимуществе, что вызывает самолюбование и презрительное отношение ко всем остальным. Всё это не совместимо с моральным развитием. «Морально поступает тот, кто НЕ ЗНАЕТ, что он поступает морально» (там же, с. 257).

Эти достаточно радикальные и нетрадиционные для педагогики высказывания Выготского предполагают отказ от выделения нравственного воспитания в отдельное направление педагогической работы, его встроенность в контекст повседневной жизни, его растворённость в ней. Однако Выготский отрицает также и идеалы свободного воспитания. Он справедливо подчёркивает, что полная свобода означает отказ взрослого от воспитательных воздействий, что влечёт передачу ребёнка силам стихии. Предоставленный сам себе, ребёнок может причинить себе огромный вред. Воспитание всегда означает какое-либо ограничение свободы Если воспитатель отказывается от воспитания, воспитывать начинает улица, мебель, СМИ и пр. Таким образом, моральное воспитание необходимо, но оно должно основываться не на внешнем запрете, а на внутреннем побуждении, на том, что человека должно естественно влечь к доброму и красивому. «Моральное поведение должно стать его природой и совершаться свободно, легко и непосредственно» (с.265).

Основную стратегию решения этой важнейшей задачи Выготский видит в построении правильной «социальной координации своего поведения с поведением другим». Этим термином он обозначает живое общение между детьми, реальность их межличностных отношений, в которой дети начинают дорожить переживаниями своих товарищей и разделять общие впечатления и чувства. Эти отражённые впечатления от своих поступков являются, по мнению Выготского, сильнейшими воспитательными мерами.

Данное положение подводит к выводу о том, что в основе нравственного развития и воспитания ребёнка должна лежать организация детских межличностных отношений. Однако, для правильного решения этой педагогической задачи необходимо обратиться к исследованиям развития межличностных отношений на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять психологические условия становления наиболее благоприятных вариантов отношения к другим людям, а также природу возникающих на этом пути деформаций. Цикл таких исследований был предпринят в лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО (2).

В основе данных исследований лежит представление М.И. Лисиной о том, что личные взаимоотношения неразрывно связаны с образом себя и другого: они возникают в единой деятельности общения и являются его продуктами. Отношения и образ себя основаны на двух различных началах — субъектном и объектном. Субъектное начало самосознания соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это – некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально и не имеет подобия (бес–подобно), не подлежит сравнению(несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бес–ценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, сорадование и пр. )

Объектное начало отражает представления человека о своих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, положении в группе — их оценку и значимость. В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего Я, его фиксация. Эти представления о себе составляют периферию образа себя, которая опосредствует отношение человека к миру, к людям и к самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. Другой человек при этом может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своих интересов и потребностей). Объектное (или предметное) отношение задаёт границы своего Я, своё отличие от других и обособленность. Эти два начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться.

Проведённые эмпирические исследования, основанные на данном теоретическом подходе, позволили проследить развитие межличностных отношений ребёнка в связи с развитием его самосознания на протяжении первых семи лет жизни. Эти исследования показали, что новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребёнка — его отношения со сверстниками возникает в раннем возрасте – на третьем году жизни. Именно эта сфера была в центре внимания большинства наших исследований. Как показало исследование Л. Н. Галигузовой, в первых формах отношения к сверстнику и первых контактах с ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребёнком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нём. Причём такие взаимные узнавание и отражение приносят малышам радостные бурные эмоции. Характерно, что в этот период дети весьма слабо и поверхностно реагируют на индивидуальные, качества другого ребёнка (его внешность, умения, способности и пр.), они как бы не замечают действий и состояний сверстника. Они видят в нем прежде всего отражение самого себя. В то же время присутствие ровесника повышает общую активность и эмоциональность peбeнка.

Можно предположить, что эмоционально-практичеcкое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение cвoeй целостности, aактивности, котopoe усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих , так и другого ребенка). Их отношение к другому ещё не опосредовано никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и безоценочно. Всё это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребёнка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребёнок узнаёт себя в другом, что даёт ему ощущение своей общности и сопричастности с другим. Воспринимая своё отражение в другом, малыши лучше выделяют себя и получают подтверждение своей целостности и активности.

Несмотря на то, что потребность в общении со сверстником в раннем возрасте занимает далеко не главное место в иерархии потребностей ребёнка и обычно не рассматривается как новообразование этого возраста, можно полагать, что эмоционально-практическое взаимодействие малышей играет исключительно важную роль для дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими. Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения, которыми дети легко заражаются друг от друга, создают ощущение единства с равными и похожими людьми, которое в последствии может стать фундаментом более глубоких человеческих отношений. Однако в раннем возрасте эта общность имеет чисто внешний, ситуативный и процессуальный характер. Кроме того, узнавая себя в своём ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства, для каждого ребёнка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребёнок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества.

Данный тип отношений ребёнка к сверстникам сохраняется примерно до четырех лет. Трёхлетние дети в целом достаточно индифферентны к действиям сверстника, к его оценке со стороны взрослого, их не волнуют его успехи или неудачи. В то же время они легко заражаются радостными эмоциями другого (хотя почти не замечают негативных переживаний), могут уступить игрушку или очередь в игре, если взрослый об этом попросит. Всё это может свидетельствовать о том, что сверстник ещё не играет существенной роли во внутренней жизни ребёнка.

Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Пятилетний возраст в возрастной психологии обычно не рассматривается как критический. Однако наши данные, полученные в разных исследованиях, свидетельствуют о том, что это – очень важный переломный этап в развитии личности ребёнка, причём проявления этого перелома особенно остро обнаруживают себя в сфере отношений со сверстниками. Около пяти лет спокойно индифферентное отношение к ровеснику сменяется напряжённым вниманием к нему. Появляется потребность в сотрудничестве и совместных действиях. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку взрослого яркими эмоциями. В этот же период резко возрастает сопереживание ровесникам (как по количеству случаев, так и по интенсивности). Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер — успехи сверстника могут огорчать и обижать ребёнка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Усиливается напряжённость в отношениях со сверстниками, чаще чем в других возрастах проявляется амбивалентность и застенчивость.

Все перечисленные явления свидетельствуют о глубокой качественной перестройке в отношениях ребёнка к сверстнику и к самому себе. Можно полагать, что её суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я. Собственное Я ребёнка опредмечивается, в нём выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо — т. е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребёнка. Только при сравнении со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определённых достоинств, которые важны не сами по себе, а только, если кто-то их оценивает, т.е. «в глазах другого». Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трёхлеток), а на противопоставление себя и другого. Сверстник становится обособленным, противопоставленным существом и предметом постоянного сравнения с собой. Причём соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребёнка; появляется устойчивая потребность в признании, в самоутверждении, и оценка себя глазами другого, которые становятся важными составляющими самосознания. Всё это, естественно, усиливает напряжённость и конфликтность детских отношений.

К старшему дошкольному возрасту (к шести-семи годам) отношение к сверстникам снова существенно меняется. Усиливается эмоциональная вовлечённость в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживание сверстника, но и понять их. К семи годам значительно сокращаются проявления детской застенчивости. Снижается острота и напряжённость конфликтов дошкольников.

Всё это может свидетельствовать о том, что к концу дошкольного возраста ровесник становится для ребёнка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Можно полагать, что появление и усиление субъектной составляющей в отношениях шести-семилетнего ребёнка к другим детям отражает определённые сдвиги в его самосознании. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объектных характеристик, объединяют и консолидируют личность ребёнка в целом. Собственное Я ребёнка уже не столь жёстко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребёнка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребёнок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Наши результаты показывают, что такое субъектное отношение к себе и к сверстникам складывается у многих детей к концу дошкольного возраста и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым среди ровесников.

Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребёнка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные варианты в отношениях детей к сверстникам. Среди них особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, агрессивность, отверженность ребёнка в группе сверстников). В связи с этим мы уделили особое внимание изучению именно этих, проблемных форм детских отношений. Специальному анализу подверглись психологические особенности застенчивых детей, конфликтных дошкольников, детей, отвергаемых сверстниками. Наши данные показали, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Психологические причины их трудностей лежат в другом.

Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежат единые психологические основания. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание объектного отношения к себе и к другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинств и пр. Tак, непопулярные, отверженные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, к защите своего Я, доказательствам своего превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и прeдмeтом сравнения с собой. Kaк показалo исследование А. Г. Рузской, отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. Работа Л. Н. Галигузовой убедительно свидетельствует о том, что в основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Такая тревога о своём Я заслоняет содержаниe совместной деятельности общения, нарушает развитие чувственной сферы. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребёнка.

Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребёнок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, в уходе в себя, в тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае конфликтности — в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить своё Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание — фиксация на себе и своем образе. Ребёнок как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.

Естественно, возникает вопрос об источниках и факторах формирования того или иного типа отношения к сверстникам. Среди них обычно выделяют опыт общения со сверстниками, в котором отрабатываются коммуникативные навыки и формируются дружеские отношения между детьми. Однако, согласно нашему подходу, главным и ключевым условием развития гармоничного отношения к сверстникам является личностное, субъектное отношение к ребёнку близких взрослых, в котором закладывается фундамент его самосознания.

Возможность проверить и подтвердить эту гипотезу открывается при исследовании дошкольников, живущих без семьи (в детском доме), которые были лишены нормального субъектного отношения родителей с раннего детства, но имеют неограниченные возможности общения со сверстниками. Специальное исследование показало, что у воспитанников детского дома оказываются несформированными и неразвитыми оба аспекта межличностных отношений — и субъектный, и объектный. Они не способны к сопереживанию, к взаимопомощи, у них преобладает индиффетентное, безразличное отношение к сверстникам. Они не проявляют эмоциональной вовлечённости ни в свою деятельность, ни в действия сверстника. В то же время у них отсутствует потребность в оценке своих достижений, они не сравнивают себя с другими, не соревнуются и не конкурируют. Детские конфликты имеют более вялый, эмоционально-уплощённый характер, чем в детском саду. Главной и практически единственной коммуникативной потребностью дошкольников из детского дома (как и причиной их конфликтов) является внимание и доброжелательность взрослого. Они осознают себя главным образом через внимание и отношение взрослого, которое является внешней опорой их самосознания (как это бывает в младенческом возрасте).

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что у детей, растущих вне семьи, не сформирована структура самосознания. Их Я нуждается во внешней опоре, которую даёт выраженное и персонально адресованное отношение взрослого, но не может дать другой ребёнок.

Таким образом, полученные результаты показали, что формирование и развитие отношения к сверстнику зависит не только и не столько от совместной жизни детей, сколько от уровня развития самосознания ребёнка, источником которого является субъектное, личностное отношение взрослого на ранних этапах онтогенеза. Дети, растущие без семьи, лишены такого отношения. В результате собственное Я ребёнка остаётся невыделенным, не оформленным, что делает невозможным как эмоциональную вовлечённость в какую-либо деятельность, так и полноценное отношение к себе и к другими людьми.

Вместе с тем, можно полагать, что опыт первых взаимоотношений с матерью ещё не предопределяет полностью личность и судьбу ребёнка. Как показали наши исследования, развитие межличностных отношений и самосознания интенсивно продолжается на протяжении всего дошкольного возраста и закономерно проходит через ряд качественно своеобразных этапов. Дошкольный возраст — чрезвычайно ответственный период формирования личности и межличностных отношений, когда интенсивно формируется мотивационная сфера, складываются личностные механизмы поведения, оформляется самосознание и отношение к другим. На этом этапе ещё возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на себе, помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

К сожалению, в современной дошкольной педагогике этим важнейшим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. И дело не в том, что педагоги и воспитатели не замечают или недооценивают важности воспитания личности и межличностных отношений, а в том, что эта деликатная сфера требует особо тонкого психолого-педагогического подхода. Как справедливо отмечал Л.С.Выготский, традиционные методы педагогики — объяснение, передача информации, приведение образцов и положительных примеров — оказываются здесь малоэффективными. Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и гуманного отношения к людям является в настоящее время одной из главных задач, которые стоят перед психологами.

Литература

1.Л.С.Выготский Педагогическая психология. Глава ХII Моральное поведение (с. 249-270)

2. Межличностные отношения от рождения до 7 лет под ред. Е.О.Смирновой Москва-Воронеж, 2000.

что такое мораль и как она меняется со временем

Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым».

Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.

Откуда берется мораль? Ученые пока что не пришли к согласию в этом вопросе, однако есть несколько наиболее распространенных теорий:

  • Мораль Фрейда и супер-эго — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).

  • Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на социально-когнитивной и социально-эмоциональной перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.

  • Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к кому-то с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.

  • Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.

Если говорить о том, что является триггером развития морали, главенствующая современная точка зрения по этому вопросу близка к позиции, изложенной шотландским философом XVIII века Дэвидом Юмом. Он считал моральный разум «рабом страстей», и точка зрения Юма подтверждается исследованиями, которые предполагают, что на наши суждения о добре и зле влияют эмоциональные реакции, такие как сочувствие и отвращение. Подобное мнение согласуется с недавним открытием, согласно которому элементарное моральное чувство универсально и проявляется совсем рано.

Так, младенцы в возрасте шести месяцев судят о людях по тому, как они относятся к другим, а годовалые дети проявляют спонтанный альтруизм.

Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного

Вполне возможно, что в будущем эта теория окажется ошибочной из-за полного отрицания разума. Ведь сами по себе эмоциональные реакции не могут объяснить один из самых интересных аспектов человеческой натуры — эволюцию морали.

Скажем, такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важнее, чем в 80-е годы, важность уважения к власти упала с начала XX века, в то время как суждение о добре и зле, основанное на преданности стране и семье, неуклонно возрастало. Такие результаты получили авторы исследования, опубликованного в PLOS One, которое показало отличительные тенденции в моральных приоритетах людей в период с 1900 по 2007 год.

То, как мы должны понимать эти изменения в моральной чувствительности, — интересный вопрос. Мораль сама по себе не жесткая или монолитная система, теория моральных основ, например, выдвигает целых пять моральных риторик, каждая со своим собственным набором добродетелей и пороков:

  • Мораль, основанная на чистоте, идеях святости и благочестия. Когда стандарты чистоты нарушаются, реакция вызывает отвращение, а нарушители считаются нечистыми и запятнанными.

  • Мораль, основанная на авторитете, ценящая долг, почтение и общественный порядок. Ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание.

  • Мораль, основанная на справедливости, которая противостоит морали, основанной на авторитете. Судит о добре и зле, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения.

  • Внутригрупповая мораль, которая ценит верность семье, сообществу или нации и считает тех, кто угрожает им или подрывает их, аморальными.

  • Мораль, основанная на вреде, которая ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправоту с точки зрения страдания, плохого обращения и жестокости.

Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.

Историческое изменение моральных концепций

По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.

Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.

Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности.

Авторы упомянутого выше исследования решили выяснить, какой из этих взглядов лучше всего отражает изменение морали с течением времени, с помощью новой области исследований — культуромики. Культуромика использует очень большие базы текстовых данных для отслеживания изменений культурных верований и ценностей, поскольку изменение моделей использования языка с течением времени может выявить изменения в том, как люди понимают свой мир и самих себя. Для исследования были использованы данные ресурса Google Книги, в котором содержатся более 500 миллиардов слов из 5 миллионов отсканированных и оцифрованных книг.

Каждый из пяти видов морали был представлен ​​большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть», «честность», «доброта» и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества. С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:

  • Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.

  • Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.

  • Мораль власти, основанная на иерархии, постепенно падала в течение первой половины столетия, а затем резко выросла, когда в конце 1960-х годов надвигающийся кризис власти потряс западный мир. Тем не менее после она вновь столь же резко отступила в течение 1970-х годов.

  • Групповая мораль, отраженная в общей риторике лояльности и единства, демонстрирует наиболее явную тенденцию к росту в XX веке. Заметный рост в периоды вокруг двух мировых войн указывает на преходящий подъем морали типа «мы и они» в сообществах, которым угрожает опасность.

  • Наконец, мораль, основанная на вреде, представляет сложную, но интригующую тенденцию. Ее известность падает с 1900 по 1970-е годы, прерываясь на небольшой рост в военное время, когда темы страданий и разрушения стали по понятным причинам актуальными. При этом резкий рост происходит и примерно с 1980 года, причем на фоне отсутствия единого доминирующего глобального конфликта.

Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.

То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем

Тем не менее что именно приводит к этим трансформациям — вопрос, открытый для обсуждения и предположений. Возможно, одним из главных двигателей нравственных изменений является человеческий контакт. Когда мы общаемся с другими людьми и разделяем общие цели, мы проявляем к ним свою привязанность. Сегодня мы общаемся с гораздо большим количеством людей, чем наши бабушки и дедушки и даже наши родители.

По мере того как наш круг общения расширяется, увеличивается и наш «моральный круг». Тем не менее такая «контактная гипотеза» ограничена и не учитывает, например, как может измениться наше моральное отношение к тем, с кем мы никогда не общаемся напрямую: некоторые жертвуют деньги и даже кровь людям, с которыми у них нет контактов и мало общего.

С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.

Личные ценности и моральные устои общества

То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.

Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.

Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.

Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.

Роль семьи в нравственном развитии

Четверг, 30 марта 2023 г.

Электронная бумага

  • Все предварительные билеты на Курбан-Байрам будут продаваться онлайн  
  • Поезда метро будут ходить с 8:00 до 14:00 с 5 апреля  
  • Bashundhara начинает продажу 23 продуктов по справедливой цене, чтобы сохранить рынок стабильным  
  • 5 человек, организации номинированы на Национальную экологическую премию-2022  
  • Железнодорожная ветка моста Падма завершена: официальные лица  

Популярные новости

  • В результате пожара на пароме на Филиппинах погиб 31 человек, не менее 7 пропали без вести

  • Bloomberg хвалит премьер-министра Бангладеш за реформы, направленные на поддержание экономической стабильности

  • Железнодорожная ветка моста Падма завершена: должностные лица

Нравственность означает изучение разницы между правильным и неправильным или хорошим и плохим поведением по отношению к другим.

Обычно слово мораль несет в себе три понятия — моральные нормы, моральная ответственность и моральная идентичность. Общие синонимы морали включают этику, принципы, добродетель и добродетель. Мораль часто ассоциируется с такими понятиями, как ценности, совесть и законность. Но мораль стала сложной проблемой в мультикультурном мире, в котором мы живем сегодня. Мораль необходима для личного благополучия и наших отношений с другими людьми. Следование преобладающим моральным кодексам помогает нам стать честными людьми. Моральные кодексы обеспечивают социальную организацию внутри культуры или цивилизации. Эти кодексы составляют основу многих наших законов. Мораль важна, потому что она помогает вам не только быть законопослушным, но и относиться к другим в обществе с достоинством и уважением.

Однако здесь необходимо отметить, что родители и другие близкие члены семьи имеют важное значение в нравственном развитии, поскольку они являются основными социальными контактами человека в детстве и юности. Без сомнения, семья является основой, на которой строятся ценности. Из семейного воспитания в сознание детей прививаются нравственные ценности, такие как правдивость, счастье, мир, справедливость. Соответственно, человек устанавливает свои идеалы и управляет своей жизнью. Система ценностей, практикуемая в семье, автоматически складывается у молодых членов семьи, если они должным образом воспитываются в нравственных ценностях. В семье формируется отношение ребенка к людям и обществу. Семья также помогает в умственном развитии ребенка и поддерживает его амбиции и ценности. Вполне естественно, что приятная и веселая атмосфера в семье развивает любовь, дружелюбие, широту взглядов и доброту.

Как правило, ребенок учится своему поведению из того, что он видит вокруг себя. В этом отношении семья играет значительную роль, помогая в процессе социализации ребенка, что оказывает значительное влияние и оказывает влияние на развитие ребенка. В настоящее время осознается, что присутствие старших в семье играет полезную роль в социальном и нравственном развитии детей. Это также помогает молодому поколению семьи усвоить человеческие ценности и искоренить свои негативные умственные наклонности.

Нет более значительного влияния извне, чем влияние семьи на формирование нравственности детей. Семьи прививают детям мораль посредством наказания, подкрепления, а также прямого и косвенного обучения, что помогает им развивать убеждения. Существуют определенные средства, с помощью которых наиболее эффективно передается и усваивается мораль, хотя вклад семьи в нравственное развитие детей широк. Это честность, справедливость, социальные роли, личное равновесие и т. д.    

Справедливость — один из важнейших моральных уроков, которые дети усваивают в семье. Например, семьи установили границы распределения ресурсов, таких как продукты питания и жилые помещения, и предоставили членам различные льготы в зависимости от возраста, пола и занятости. То, как семья выясняет, что является разумным, влияет на улучшение представлений детей о правах и правах, а также на их представления об обмене, переписке и уважении.

Посредством положительного подкрепления и наказания семьи устанавливают правила правильного и неправильного поведения. Положительное подкрепление является стимулом для хорошей практики. Эта передовая практика позволяет детям узнать, что поощряются определенные виды деятельности. С другой стороны, наказание помогает удержать детей от вредного поведения. Процесс дисциплинирования с раннего возраста позволяет детям осознать, что опасные действия имеют последствия. Кроме того, практика наказания помогает детям принимать решения о том, как действовать, потому что они начинают учитывать результаты своих действий.

Дети начинают рассматривать свою деятельность не только с точки зрения справедливости в семейном окружении, но и с точки зрения потребности в эмоциях. Дети приобретают ценность социальной поддержки со стороны своих семей. Они также развивают свои мотивы, основанные на сострадании, доброте и сочувствии, а не только на личных желаниях. У детей развивается забота об обществе в целом, когда они учатся заботиться об интересах и благополучии своей семьи.

Дети учатся находить баланс между своими потребностями и интересами более исключительного социального окружения через понимание принципов честности, справедливости и социальной ответственности. Ребенок выиграл от большего чувства любви, безопасности, высшей и общей идентичности, наложив ограничения на свои желания. Эта связанность побуждает детей совершенствовать свои этические рамки, предоставляя им ориентир для видения добра и зла.

Эффективные компоненты взаимодействия семьи и ребенка обеспечивают родительскую теплоту, участие и поддержку, которые позволяют детям развивать нравственное мышление. Поэтому родителям следует быть осторожными в отношениях с окружающими. Кроме того, существует также когнитивный аспект ролей родителей. Нравственное развитие детей зависит от участия родителей в его построении. Отныне родители должны быть осторожны в выборе сверстников для своих детей, иметь представление о возможном социальном опыте детей и придавать значение аффективным и когнитивным компонентам взаимодействия родителей и детей.

(Автор с благодарностью отмечает различные источники информации.) 

Автор — доктор философии правительства Китая. Сотрудник и доцент кафедры государственного управления Университета Джаганнатха, Дакка

Схема реабилитации климатических беженцев: шаг вперед в борьбе с изменением климата

Пандемия COVID-19: уроки, которые мы должны усвоить

Роль семьи в нравственном развитии

Да здравствуют бангладешско-китайские галстуки

Тенденция коррупции: потребность или жадность?

Религиозная гармония — сокровище Бангладеш

Анатомия неправильной политики BNP

Шейх Хасина: выжившая

Празднование Дня независимости: Бангладеш предстоит долгий путь

Глобальный банковский кризис и система социальной защиты Бангладеш

Марш памяти с размышлениями и Бангабандху Шейх Муджибур Рахман

Проблемы с пожарами и короткими замыканиями в городе Дакка

Использование технологических инноваций под влиянием COVID в высшем образовании

Доктор Юнус запускает антигосударственную пропаганду на фоне нашего провала

Аллах предпочитает поклонение молодежи

Жизнь и времена Бангабандху: исследование лидерства дальновидного лидера

Последние новости

  • BCL Football: Brothers Union, победа Dhaka Wanderers Club

  • Университет Назрул, Сельскохозяйственный университет Бангладеш подписал меморандум о взаимопонимании

  • ООН проводит первую выставку, посвященную геноциду 1971 года

  • Президент Тайваня говорит о безопасности своего острова на остановке в США

  • Все предварительные билеты на Курбан-Байрам будут продаваться онлайн

Семь моральных правил, которые якобы объединяют человечество

В 2012 году Оливер Скотт Карри был преподавателем антропологии в Оксфордском университете. Однажды он устроил среди своих учеников дискуссию о том, является ли нравственность врожденной или приобретенной. Одна сторона страстно доказывала, что мораль везде одинакова; другой, что нравы везде разные.

«Я понял, что, очевидно, на самом деле никто не знал, и поэтому решил выяснить это сам», — говорит Карри.

Семь лет спустя Карри, теперь старший научный сотрудник Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии, может предложить ответ на, казалось бы, огромный вопрос о том, что такое мораль и как она действует — или не меняется — в разных странах мира.

Мораль, говорит он, предназначена для содействия сотрудничеству. «Люди повсюду сталкиваются с одним и тем же набором социальных проблем и используют один и тот же набор моральных правил для их решения», — говорит он в качестве ведущего автора статьи, недавно опубликованной в журнале Current Anthropology. «Все везде разделяют общий моральный кодекс. Все согласны с тем, что сотрудничество, содействие общему благу — это правильно».

Для исследования группа Карри изучила этнографические отчеты об этике из 60 обществ по более чем 600 источникам. Универсальные правила морали таковы:

  1. Помогайте своей семье
  2. Помогайте своей группе
  3. Отдавайте долги
  4. Будьте смелыми
  5. Уважайте начальство
  6. Делите ресурсы справедливо
  7. 901 хорошо зарекомендовавших себя» видов сотрудничества, чтобы проверить идею о том, что мораль развивалась для поощрения сотрудничества, в том числе семейные ценности , или почему мы выделяем ресурсы на семью; групповая лояльность, или почему мы формируем группы, соответствуем местным нормам и способствуем единству и солидарности; социальный обмен или взаимность, или почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью, ищем мести, выражаем благодарность, чувствуем вину и миримся после ссор; разрешение конфликтов посредством состязаний , которые влекут за собой «ястребиные проявления доминирования» такие как храбрость или «голубиные проявления подчинения» », такие как смирение или почтение; справедливости, или как разделить спорные ресурсы поровну или компромисс; и права собственности , то есть не воровство.

    Команда обнаружила, что эти семь видов кооперативного поведения считались морально хорошими в 99,9% случаев в разных культурах. Карри осторожно отмечает, что люди во всем мире сильно различаются в том, как они расставляют приоритеты в отношении различных форм сотрудничества. Но он сказал, что доказательства широко распространенной приверженности этим моральным ценностям неопровержимы.

    «Меня удивило, насколько все это было неудивительно, — говорит он. «Я ожидал, что будет много «будь смелым», «не кради у других» и «отвечай взаимностью», но я также ожидал много странных, причудливых моральных правил». Они обнаружили случайные отклонения от нормы. Например, среди чукесов, крупнейшей этнической группы в Федеративных Штатах Микронезии, «открытая кража у других достойна восхищения, поскольку она показывает доминирование человека и демонстрирует, что его не пугают агрессивные силы других». Тем не менее, исследователи, изучавшие группу, пришли к выводу, что семь универсальных моральных правил по-прежнему применимы к такому поведению: «похоже, это случай, когда одна форма сотрудничества (уважение к собственности) уступила место другой (уважение к агрессивным чертам характера). , хотя и не явно храбрость)», — написали они.

    Многие исследования рассматривали некоторые правила морали в некоторых местах, но ни в одном из них не предпринималось попыток изучить правила морали в такой большой выборке обществ. Действительно, когда Карри пытался получить финансирование, его идея неоднократно отвергалась как слишком очевидная или слишком невозможная для доказательства.

    Вопрос о том, является ли мораль универсальной или относительной, извечный. В 17 веке Джон Локк писал, что если вы посмотрите на мир, «вы можете быть уверены, что едва ли найдется тот принцип морали, который можно было бы назвать, или правило добродетели, о котором можно было бы подумать…. которая никоим образом не пренебрегается и не осуждается общей модой целых обществ людей».

    Философ Дэвид Хьюм не согласился. Он писал, что нравственные суждения зависят от «внутреннего чувства или чувства, которое природа сделала универсальным для всего вида», отмечая, что некоторые качества, в том числе «правдивость, справедливость, мужество, умеренность, постоянство, достоинство духа. .. . . дружба, симпатия, взаимная привязанность и верность» были довольно универсальными.

    Критикуя статью Карри, Пол Блум, профессор психологии и когнитивных наук Йельского университета, говорит, что мы далеки от консенсуса в отношении определения морали. Речь идет о честности и справедливости или о «максимальном благополучии живых существ»? Речь идет об отсрочке удовлетворения ради долгосрочной выгоды, иначе известной как межвременной выбор, или, может быть, об альтруизме?

    Блум также говорит, что авторы исследования Current Anthropology недостаточно объясняют, как мы приходим к моральным суждениям, то есть ту роль, которую разум, эмоции, структуры мозга, социальные силы и развитие могут играть в формировании наших представлений о мораль. Хотя в документе утверждается, что моральные суждения универсальны из-за «совокупности инстинктов, интуиции, изобретений и институтов», пишет Блум, авторы «не делают конкретных заявлений о том, что является врожденным, чему научились, а что возникает в результате личного выбора».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts