Моральные нормы и правила в семье: Моральные нормы поведения в семье. Нормы и правила семьи

Семейное право и нормы морали. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Оснащения врачебно-сестринской бригады.

Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре…

Интересное:

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории…

Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны…

Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является.

..

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 21Следующая ⇒

Право и мораль, нормы права и морали занимают далеко не последнее место в исследованиях по общей теории права, причем эти понятия чаще всего подвергаются анализу как регуляторы любых общественных отношений. Вместе с тем обращается внимание на совокупность признаков, свойственных праву и морали. Показательным примером может послужить суждение В.С. Нерсесянца, который считает, что при исследовании права и морали нужно учитывать следующие моменты:

1) право и мораль — принципиально различные социальные явления, нормы, регуляторы;

2) специфическим принципом права (в его различии с законом) является принцип формального равенства;

3) с точки зрения юридического правопонимания принцип морали есть принцип автономной саморегуляции личностного отношения к себе и миру, своего поведения;

4) соотношение права и морали — это соотношение разных принципов;

5) закон (позитивное право) должен быть правовым, но не моральным, религиозным и т.д. Морализация закона столь же ошибочна и вредна, как и узаконение (огосударствление) морали

Несомненно, нормы морали прямо или косвенно касаются значительного круга семейных отношений. Если речь идет о заключении брака, то сопутствует выполнению положений ст. ст. 10 — 13 СК РФ, посвященных условиям и порядку заключения брака, множество самых разных моральных правил, касающихся истинных намерений тех, кто сочетается браком, их чувств, желания построить семью на подлинных моральных началах. А внутренним содержанием ст. 14 СК РФ, предусматривающей безусловные запреты к браку, являются соображения сугубо морального свойства — быть честным, думать о здоровье будущего потомства и т.д.

Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка — типичный пример соблюдения целого ряда моральных предписаний, главное из которых — не навредить будущей матери, ее ребенку созданием бракоразводной ситуации. В данном случае превалируют нормы общечеловеческой морали, а не принцип равноправия в семейных отношениях.

С появлением в семье ребенка объем моральных требований к супругам, ставшим родителями, возрастает. Теперь отношения в семье опираются на такие моральные понятия, как честность, порядочность, заботливость, терпимость и т. п., а семейное право лишь вносит свою лепту в прочность семейного фундамента, предусматривая обязательный судебный порядок развода в случаях, когда супруги имеют совместных несовершеннолетних детей. Если же их нет и отсутствуют всякого рода разногласия между расторгающими свой брак лицами, их намерение расторгнуть брак на своем пути не имеет препятствий. Это обстоятельство также находится в гармонии с моральными требованиями — соблюдать чистоту в своих помыслах.

Личные права и обязанности супругов семейное право регламентирует скупо по вполне понятным причинам: здесь возможности закона ограничены. Вместе с тем нормы морали фактически не имеют границ, когда речь идет о свободе супругов в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства или их равенстве в решении всех вопросов жизни семьи, в том числе воспитания несовершеннолетних детей. Что же касается п. 3 ст. 31 СК РФ, где говорится о равенстве супругов в семье, то его текст, по сути дела, является предписанием сугубо морального свойства: «Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей».

При установлении законного режима имущества супругов превалируют конкретные нормы семейного права по вполне понятным причинам: имущественные разногласия, споры потому и возникают, что роль моральных норм становится много меньше. В противном случае и спора бы не было. Его и не бывает, когда супруги правильно понимают, что справедливо, а что нет, считаются с правотой друг друга, порядочны и честны даже тогда, когда приходится решать имущественные конфликты. Что же касается договорного режима имущества супругов, то ст. 42 СК РФ, определяющая содержание брачного договора, позволяет супругам уступить друг другу, найти приемлемые варианты мирного решения имущественных проблем, не устраивать унизительной для сторон «битвы» за имущественные блага. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 42 СК РФ брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав, предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания, и другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Следовательно, содержание брачного договора ограничивается не только правовыми предписаниями, но и требованиями морали, предписывающими соблюдать одно из главных мировоззренческих принципов — не обижать ближнего.

Стремлением видеть ребенка личностью, не считаться с которой — аморально, продиктовано содержание целого ряда правовых норм, касающихся, например, права ребенка выражать свое мнение, иметь свои имя, отчество и фамилию. Источником происхождения этих норм, несомненно, являются правила морального свойства, укрепившиеся в канонах общечеловеческой морали с давних времен.

Особое место в числе прав ребенка принадлежит его праву на самостоятельную защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Тем самым предоставляется возможность защитить и достоинство ребенка, устранить то зло, которое встретилось на его жизненном пути. Следовательно, и здесь присутствуют нормы морали, они служат основой последующего правового оформления прав ребенка. Таким образом, гл. 11 СК РФ, посвященная правам несовершеннолетних детей, пронизана моралью, которая лишь находит правовое обрамление.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…



5 простых правил для построения дружной семьи

Не бывает одинаковых семей, все семьи очень индивидуальны. Каждая хорошая и плохая семья хороша и плоха по-своему.

Невозможно и этически некрасиво «подсматривать» за семьями через «замочную скважину», то есть проявлять любопытство, расспрашивая у людей, как складываются у них семейные отношения. Но результат этих отношений проявляется наглядно, и его можно увидеть по тому, какими вырастают дети из этих семей: законопослушными или нарушающими моральные устои людьми.

В течение 20 постсоветских лет многое было пущено на самотёк. В том числе канули в забвение сложившиеся семейные ценности и воспитание детей в духе семейно-нравственной морали. Но с возрождением духовности всё чаще стали возникать вопросы об утраченной нравственности, о необходимости возрождения понимания каждым человеком культурных, духовных, моральных и семейных ценностей, об укреплении семьи.

Семья – начальное звено, из которого выстраивается и складывается любое общество. Именно с семьи начинаются истоки врастания корней человека в родовую почву и возникновения любви к тому месту, где люди родились и выросли, иначе они становятся «перекати-поле» без любви к своей семье, без веры и духовности.

Если не начать наставлять молодых родителей, не учить их азам мусульманской семейно-воспитательной этики, не закреплять в их сознании всё хорошее, что было наработано в семьях их родителей и других показательных семьях, тому, как воспитывались дети праведных асхабов, то это хорошее растворится и не оставит следа в душах детей. Это значит, что не будет ничего хорошего и в будущем, когда дети и подростки вырастут, достигнут совершеннолетия и захотят создать свои семьи.

Дети, как губка, впитывают в себя всё хорошее и плохое. Но чаще всего всё хорошее смывается, а плохое оседает в сознании и начинает доминировать в мыслях и судьбе ребёнка. Для того чтобы оградить детей и их будущее от плохого, я предлагаю родителям следующие пять правил, помогающих в воспитании как детей, так и самих матерей и отцов.

Эти правила просты в понимании и исполнении, их желательно принять и сделать первый шаг в применении.

 

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:

Родители должны осознать свою доминирующую роль в семье, а дети – понять, что хозяин в доме – отец, а хозяйка – мать. Отец выполняет все мужские, отцовские обязанности, мать – женские, материнские. Но это не означает, что мать одна должна нести всю физическую нагрузку в выполнении своих обязанностей, ей в этом обязательно должны помогать подрастающие дети. Отцу нужно уделять больше внимания своим сыновьям, направлять их внимание на то, чтобы они росли крепкими и здоровыми детьми, занимались спортом, умели защищать младших, помогали матери в быту. Мать должна укоренять в их сознании знание семейных традиций и обрядов. Именно матери нужно внушать детям любовь друг к другу, чувство взаимопомощи и поддержки, знание родного языка и уважение к старшим родственникам со стороны и отца, и матери. Дети должны знать, откуда идут корни их родового дерева, должны ощущать неразрывную связь с этим местом, с этой землёй, со своим домом. Именно это ощущение слитности всегда будет давать им мощную подпитку в будущем. Именно оно не даст оторваться и уехать в неведомые дали далеко от родных, близких и от того места, где они родились и жили многие годы своей жизни.

 

ПРАВИЛО ВТРОЕ:

В семье между родными братьями и сёстрами не должно быть соревнования: ни в получении оценок в школе, ни в выполнении домашних обязанностей, ни в проявлении особых талантов и способностей. Они должны знать, что каждый может сделать лучше и в чём может проявить себя, не ущемляя достоинства другого брата или сестры. Они должны научиться помогать друг другу и гордиться не собой и своими успехами, а тем, что есть замечательного в его брате и сестре. Именно это помогает детям обрести чувство взаимопонимания и поддержки друг друга.

Родители должны проявлять одинаковое внимание ко всем своим детям, но если кто-то из них болен или ещё не может самостоятельно ходить и исполнять свои обязанности – эти дети должны быть в центре внимания всей семьи, и каждый должен научиться проявлять к такому члену семьи особую поддержку и заботу. Именно так в семье не будет ревности оттого, что кому-то из детей уделяют больше внимания: они будут знать и понимать, почему так происходит. Дети должны быть уверены в том, что каждый из них желанен, любим и необходим как отцу, так и матери.

 

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:

В семье нежелательны отдельные наказания и поощрения.

Ребёнка нельзя выгонять из дома за провинность. Нельзя отказывать ему в пище и питье. Нельзя оставаться суровыми и равнодушными при виде ран и ушибов ребёнка, потому что всё это наносит серьёзную травму душе ребёнка и отчуждает его от родителей. Как бы ни провинился ребёнок, родителям надо осознать, что это не только его беда, но и вина самих родителей, которые упустили что-то в его воспитании. Это родительское упущение и привело ребёнка к совершению проступка. Каждый такой случай нужно обсуждать в кругу семьи и принимать совместное решение, как помочь в будущем оступившемуся ребёнку. Это поможет больше не возвращаться к этой теме. Понять и простить, забыть о плохом проступке и помнить всё хорошее – именно так воспитывается позитивное в детях.

Отдельные поощрения в виде суммы денег за хорошие отметки, выполнение помощи по дому, за спортивные достижения, успехи в творчестве и других областях также не должны приветствоваться и не должны стать обязательными в кругу семьи. Это может разжечь в детях дух превосходства и соперничества. Дети должны понимать, что не все могут одинаково учиться, творить, сочинять, быть первыми в спорте и где-нибудь ещё. Первое место всегда бывает одно, а желающих его занять – огромное множество, и именно это должны объяснить своим детям родители. И если их дети могут честно и достойно достигнуть пьедестала почёта, то это должно стать результатом упорного труда и желания проявить себя среди достойных соперников. Их таланты и способности должны развиваться в правильном русле. И это не должно поощряться дополнительным денежным вознаграждением со стороны отца или матери, но отметить успех ребёнка за праздничным семейным столом должно и нужно.

 

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ:

В кругу семьи желательны душевные разговоры, совместные обсуждения, анализ прожитого дня. Это сближает и объединяет семью: каждому есть что рассказать, что показать, о чём спросить, чем поделиться.

Дети в таких случаях с удовольствием рассказывают о своих отметках, спортивных достижениях и, если у них есть проблемы, пытаются с помощью родителей понять, почему они возникли и как справиться с ними.

В таких семьях и проблемы и радости – всё общее. Дружная семья вместе радуется, и от этого радость становится большой. А когда они вместе огорчаются, то оттого, что огорчение разделяется всеми членами семьи, негативные переживания уменьшаются и вскоре совсем исчезают с семейного горизонта.

 

ПРАВИЛО ПЯТОЕ:

Детям нельзя лгать. Они очень чутко воспринимают тонкую грань между правдой и ложью.

Родители сколько угодно могут говорить своим детям о правилах поведения и о том, что нужно им следовать, но все их разговоры и призывы могут оказаться напрасными. Взрослые должны помнить, что прежде всего им нужно самим быть такими, какими стать они призывают своих детей.

Если родители будут говорить одно, а сами всё делать точно наоборот, то дети запомнят не их слова, а поступки.

Если отец будет говорить, что пить и курить вредно, а сам на глазах своих чад будет проделывать всё это, то дети вряд ли поверят ему, видя, что он сам нарушает принципы правильного поведения.

Если мать любит посплетничать и позлословить с соседками, если она не уделяет должного внимания порядку и уюту в доме, может ли она требовать противоположного от своих детей?

В душах детей останется осадок недоверия к таким родителям.

В каждой семье не должно быть двойных стандартов и норм поведения. Иначе дети просто повторят судьбу своих родителей, а доверие к родителям будет утрачено. Поэтому родители должны в первую очередь исправляться сами и таким образом будут исправлять судьбу своих собственных детей. Разве родители могут желать плохой участи для своих детей или хотеть, чтобы дети повторяли их грехи?

Для изменения своего поведения и правильного воспитания детей нужны сила духа и огромное терпение. В Священном Коране Всевышний Аллах призывает людей к терпению и твёрдости духа, которые помогают людям не сойти с верного пути, а милость Создателя ведёт их дорогой Истины.

В заключение следует отметить, что жить по вышеуказанным правилам хорошо потому, что в таком случае жизнь становится правильной, и это делается во благо вас самих и счастливого будущего ваших детей.

 

Пожелание

Желаю, чтобы каждый это твёрдо знал:

Пусть даже слышит все слова впервые.

Для всех семья – начало всех начал.

Когда семья становится мерилом

 

Богобоязненности и веры, как одно,

Единое, вобравшее всё слово.

Когда семья – ячейка и звено,

Начало веры, рода и всего родного.

 

Не совершайте зла, не рвите нить семьи.

Намеренно не разрывайте с ней все связи.

Не даст Создатель благ тому, кто вопреки

Так поступает против Божьего наказа.

 

Крепите крепче родственную нить.

Свою семью любите, узы берегите.

Сумейте счастье в доме сохранить.

Живите с миром и семью храните!

Моральное воспитание и развитие межличностных отношений

Л.С.Выготский специально не занимался проблемами морального развития ребёнка. Однако, в его работах (1) можно обнаружить чрезвычайно интересный и неожиданный подход к моральному воспитанию, который на первый взгляд не вписывается в его основную концепцию. В основе этой концепции, как известно, лежит представление о развитии высших психических функций которые, в отличие от натуральных, являются опосредованными, произвольными и осознанными. Развитие ребёнка с этой позиции понимается как усвоении общественно выработанных средств овладения собой и организации своего поведения. Казалось бы с этой точки зрения моральное развитие должно выступать как усвоение моральных норм, которые становятся средством осознания и формирования морального поведения. Именно этот подход реализуется в настоящее время в большинстве программ дошкольного воспитания, где главным методом морального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, осваивают правила морального поведения и моральные нормы. Предполагается, что понимание и принятие моральных ценностей вызовет соответствующее поведение ребёнка: узнав «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок будет совершать хорошие поступки и избегать плохих. Однако, жизнь показывает, что это далеко не так. Большинство детей уже в 3-4 года правильно оценивают хорошие и дурные поступки других персонажей; они знают, что хорошо уступать слабым, делится сладостями, помогать другим и пр., однако, в реальной жизни их поступки, как правило, далеки от этих знаемых норм.

Л.С. Выготский подвергает жёсткой критике подобные методы морального воспитания. Он говорит о том, что нравственное воспитание не может быть основано на законах и на правилах поведения. Педагогика, основанная на моральном законе и запрете, не может привести к успеху, поскольку она «запугивает слабого и вызывает сопротивление у сильного» (1, стр.258). Всякий страх, зависимость от наказания или поощрения уже означают отсутствие нравственного чувства. Нарушение предписанной нормы, напротив, придаёт нарушителю ореол смелости, вызова, внутренней силы. Предостерегая детей оттого, что они не должны делать, мы фиксируем их внимание на этом поступке и тем самым толкаем к его совершению. «Если сознание правильного поступка далеко не всегда гарантирует его совершение, то сознание неправильного содействует ему» (там же, с. 262). Даже если ребёнок под влиянием таких воспитательных воздействий и воздерживается от дурного поступка, воспитательное воздействие при этом «равно нулю и даже отрицательно, поскольку оно куплено ценой страха и унижения» (там же).

Кроме того, педагогика, основанная на соблюдении моральных норм, создаёт совершенно неправильное представление о моральных ценностях и поступках как о личных достоинствах, как о своеобразном преимуществе, что вызывает самолюбование и презрительное отношение ко всем остальным. Всё это не совместимо с моральным развитием. «Морально поступает тот, кто НЕ ЗНАЕТ, что он поступает морально» (там же, с. 257).

Эти достаточно радикальные и нетрадиционные для педагогики высказывания Выготского предполагают отказ от выделения нравственного воспитания в отдельное направление педагогической работы, его встроенность в контекст повседневной жизни, его растворённость в ней. Однако Выготский отрицает также и идеалы свободного воспитания. Он справедливо подчёркивает, что полная свобода означает отказ взрослого от воспитательных воздействий, что влечёт передачу ребёнка силам стихии. Предоставленный сам себе, ребёнок может причинить себе огромный вред. Воспитание всегда означает какое-либо ограничение свободы Если воспитатель отказывается от воспитания, воспитывать начинает улица, мебель, СМИ и пр. Таким образом, моральное воспитание необходимо, но оно должно основываться не на внешнем запрете, а на внутреннем побуждении, на том, что человека должно естественно влечь к доброму и красивому. «Моральное поведение должно стать его природой и совершаться свободно, легко и непосредственно» (с.265).

Основную стратегию решения этой важнейшей задачи Выготский видит в построении правильной «социальной координации своего поведения с поведением другим». Этим термином он обозначает живое общение между детьми, реальность их межличностных отношений, в которой дети начинают дорожить переживаниями своих товарищей и разделять общие впечатления и чувства. Эти отражённые впечатления от своих поступков являются, по мнению Выготского, сильнейшими воспитательными мерами.

Данное положение подводит к выводу о том, что в основе нравственного развития и воспитания ребёнка должна лежать организация детских межличностных отношений. Однако, для правильного решения этой педагогической задачи необходимо обратиться к исследованиям развития межличностных отношений на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять психологические условия становления наиболее благоприятных вариантов отношения к другим людям, а также природу возникающих на этом пути деформаций. Цикл таких исследований был предпринят в лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО (2).

В основе данных исследований лежит представление М.И. Лисиной о том, что личные взаимоотношения неразрывно связаны с образом себя и другого: они возникают в единой деятельности общения и являются его продуктами. Отношения и образ себя основаны на двух различных началах — субъектном и объектном. Субъектное начало самосознания соответствует целостному ощущению себя как источника сознания, собственной активности, своей воли, своих переживаний и пр. Это – некоторый центр, ядро самосознания, в котором человеческое Я уникально и не имеет подобия (бес–подобно), не подлежит сравнению(несравненно) и обладает абсолютной ценностью (бес–ценно). Ему соответствует столь же непосредственное и безоценочное восприятие и переживание другого человека как целостной личности, что порождает внутреннюю связь с ним и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, сорадование и пр.)

Объектное начало отражает представления человека о своих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, положении в группе — их оценку и значимость. В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего Я, его фиксация. Эти представления о себе составляют периферию образа себя, которая опосредствует отношение человека к миру, к людям и к самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими. Другой человек при этом может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своих интересов и потребностей). Объектное (или предметное) отношение задаёт границы своего Я, своё отличие от других и обособленность. Эти два начала являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень их выраженности и содержательное наполнение могут существенно различаться.

Проведённые эмпирические исследования, основанные на данном теоретическом подходе, позволили проследить развитие межличностных отношений ребёнка в связи с развитием его самосознания на протяжении первых семи лет жизни. Эти исследования показали, что новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребёнка — его отношения со сверстниками возникает в раннем возрасте – на третьем году жизни. Именно эта сфера была в центре внимания большинства наших исследований. Как показало исследование Л. Н. Галигузовой, в первых формах отношения к сверстнику и первых контактах с ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребёнком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нём. Причём такие взаимные узнавание и отражение приносят малышам радостные бурные эмоции. Характерно, что в этот период дети весьма слабо и поверхностно реагируют на индивидуальные, качества другого ребёнка (его внешность, умения, способности и пр.), они как бы не замечают действий и состояний сверстника. Они видят в нем прежде всего отражение самого себя. В то же время присутствие ровесника повышает общую активность и эмоциональность peбeнка.

Можно предположить, что эмоционально-практичеcкое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение cвoeй целостности, aактивности, котopoe усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих , так и другого ребенка). Их отношение к другому ещё не опосредовано никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и безоценочно. Всё это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребёнка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребёнок узнаёт себя в другом, что даёт ему ощущение своей общности и сопричастности с другим. Воспринимая своё отражение в другом, малыши лучше выделяют себя и получают подтверждение своей целостности и активности.

Несмотря на то, что потребность в общении со сверстником в раннем возрасте занимает далеко не главное место в иерархии потребностей ребёнка и обычно не рассматривается как новообразование этого возраста, можно полагать, что эмоционально-практическое взаимодействие малышей играет исключительно важную роль для дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими. Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения, которыми дети легко заражаются друг от друга, создают ощущение единства с равными и похожими людьми, которое в последствии может стать фундаментом более глубоких человеческих отношений. Однако в раннем возрасте эта общность имеет чисто внешний, ситуативный и процессуальный характер. Кроме того, узнавая себя в своём ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства, для каждого ребёнка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребёнок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества.

Данный тип отношений ребёнка к сверстникам сохраняется примерно до четырех лет. Трёхлетние дети в целом достаточно индифферентны к действиям сверстника, к его оценке со стороны взрослого, их не волнуют его успехи или неудачи. В то же время они легко заражаются радостными эмоциями другого (хотя почти не замечают негативных переживаний), могут уступить игрушку или очередь в игре, если взрослый об этом попросит. Всё это может свидетельствовать о том, что сверстник ещё не играет существенной роли во внутренней жизни ребёнка.

Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Пятилетний возраст в возрастной психологии обычно не рассматривается как критический. Однако наши данные, полученные в разных исследованиях, свидетельствуют о том, что это – очень важный переломный этап в развитии личности ребёнка, причём проявления этого перелома особенно остро обнаруживают себя в сфере отношений со сверстниками. Около пяти лет спокойно индифферентное отношение к ровеснику сменяется напряжённым вниманием к нему. Появляется потребность в сотрудничестве и совместных действиях. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку взрослого яркими эмоциями. В этот же период резко возрастает сопереживание ровесникам (как по количеству случаев, так и по интенсивности). Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер — успехи сверстника могут огорчать и обижать ребёнка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Усиливается напряжённость в отношениях со сверстниками, чаще чем в других возрастах проявляется амбивалентность и застенчивость.

Все перечисленные явления свидетельствуют о глубокой качественной перестройке в отношениях ребёнка к сверстнику и к самому себе. Можно полагать, что её суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я. Собственное Я ребёнка опредмечивается, в нём выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо — т. е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребёнка. Только при сравнении со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определённых достоинств, которые важны не сами по себе, а только, если кто-то их оценивает, т.е. «в глазах другого». Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трёхлеток), а на противопоставление себя и другого. Сверстник становится обособленным, противопоставленным существом и предметом постоянного сравнения с собой. Причём соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребёнка; появляется устойчивая потребность в признании, в самоутверждении, и оценка себя глазами другого, которые становятся важными составляющими самосознания. Всё это, естественно, усиливает напряжённость и конфликтность детских отношений.

К старшему дошкольному возрасту (к шести-семи годам) отношение к сверстникам снова существенно меняется. Усиливается эмоциональная вовлечённость в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживание сверстника, но и понять их. К семи годам значительно сокращаются проявления детской застенчивости. Снижается острота и напряжённость конфликтов дошкольников.

Всё это может свидетельствовать о том, что к концу дошкольного возраста ровесник становится для ребёнка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Можно полагать, что появление и усиление субъектной составляющей в отношениях шести-семилетнего ребёнка к другим детям отражает определённые сдвиги в его самосознании. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объектных характеристик, объединяют и консолидируют личность ребёнка в целом. Собственное Я ребёнка уже не столь жёстко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребёнка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребёнок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Наши результаты показывают, что такое субъектное отношение к себе и к сверстникам складывается у многих детей к концу дошкольного возраста и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым среди ровесников.

Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребёнка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные варианты в отношениях детей к сверстникам. Среди них особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, агрессивность, отверженность ребёнка в группе сверстников). В связи с этим мы уделили особое внимание изучению именно этих, проблемных форм детских отношений. Специальному анализу подверглись психологические особенности застенчивых детей, конфликтных дошкольников, детей, отвергаемых сверстниками. Наши данные показали, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Психологические причины их трудностей лежат в другом.

Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежат единые психологические основания. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание объектного отношения к себе и к другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинств и пр. Tак, непопулярные, отверженные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, к защите своего Я, доказательствам своего превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и прeдмeтом сравнения с собой. Kaк показалo исследование А. Г. Рузской, отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. Работа Л. Н. Галигузовой убедительно свидетельствует о том, что в основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Такая тревога о своём Я заслоняет содержаниe совместной деятельности общения, нарушает развитие чувственной сферы. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребёнка.

Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребёнок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, в уходе в себя, в тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае конфликтности — в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить своё Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание — фиксация на себе и своем образе. Ребёнок как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.

Естественно, возникает вопрос об источниках и факторах формирования того или иного типа отношения к сверстникам. Среди них обычно выделяют опыт общения со сверстниками, в котором отрабатываются коммуникативные навыки и формируются дружеские отношения между детьми. Однако, согласно нашему подходу, главным и ключевым условием развития гармоничного отношения к сверстникам является личностное, субъектное отношение к ребёнку близких взрослых, в котором закладывается фундамент его самосознания.

Возможность проверить и подтвердить эту гипотезу открывается при исследовании дошкольников, живущих без семьи (в детском доме), которые были лишены нормального субъектного отношения родителей с раннего детства, но имеют неограниченные возможности общения со сверстниками. Специальное исследование показало, что у воспитанников детского дома оказываются несформированными и неразвитыми оба аспекта межличностных отношений — и субъектный, и объектный. Они не способны к сопереживанию, к взаимопомощи, у них преобладает индиффетентное, безразличное отношение к сверстникам. Они не проявляют эмоциональной вовлечённости ни в свою деятельность, ни в действия сверстника. В то же время у них отсутствует потребность в оценке своих достижений, они не сравнивают себя с другими, не соревнуются и не конкурируют. Детские конфликты имеют более вялый, эмоционально-уплощённый характер, чем в детском саду. Главной и практически единственной коммуникативной потребностью дошкольников из детского дома (как и причиной их конфликтов) является внимание и доброжелательность взрослого. Они осознают себя главным образом через внимание и отношение взрослого, которое является внешней опорой их самосознания (как это бывает в младенческом возрасте).

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что у детей, растущих вне семьи, не сформирована структура самосознания. Их Я нуждается во внешней опоре, которую даёт выраженное и персонально адресованное отношение взрослого, но не может дать другой ребёнок.

Таким образом, полученные результаты показали, что формирование и развитие отношения к сверстнику зависит не только и не столько от совместной жизни детей, сколько от уровня развития самосознания ребёнка, источником которого является субъектное, личностное отношение взрослого на ранних этапах онтогенеза. Дети, растущие без семьи, лишены такого отношения. В результате собственное Я ребёнка остаётся невыделенным, не оформленным, что делает невозможным как эмоциональную вовлечённость в какую-либо деятельность, так и полноценное отношение к себе и к другими людьми.

Вместе с тем, можно полагать, что опыт первых взаимоотношений с матерью ещё не предопределяет полностью личность и судьбу ребёнка. Как показали наши исследования, развитие межличностных отношений и самосознания интенсивно продолжается на протяжении всего дошкольного возраста и закономерно проходит через ряд качественно своеобразных этапов. Дошкольный возраст — чрезвычайно ответственный период формирования личности и межличностных отношений, когда интенсивно формируется мотивационная сфера, складываются личностные механизмы поведения, оформляется самосознание и отношение к другим. На этом этапе ещё возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на себе, помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

К сожалению, в современной дошкольной педагогике этим важнейшим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. И дело не в том, что педагоги и воспитатели не замечают или недооценивают важности воспитания личности и межличностных отношений, а в том, что эта деликатная сфера требует особо тонкого психолого-педагогического подхода. Как справедливо отмечал Л.С.Выготский, традиционные методы педагогики — объяснение, передача информации, приведение образцов и положительных примеров — оказываются здесь малоэффективными. Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и гуманного отношения к людям является в настоящее время одной из главных задач, которые стоят перед психологами.

Литература

1.Л.С.Выготский Педагогическая психология. Глава ХII Моральное поведение (с. 249-270)

2. Межличностные отношения от рождения до 7 лет под ред. Е.О.Смирновой Москва-Воронеж, 2000.

Роль семьи в нравственном развитии

Суббота, 8 октября 2022 г.

Электронная бумага

  • Глобальный продовольственный кризис не нанесет серьезного вреда Бангладеш: Momen  
  • Кубок Азии среди юношей до 17 лет: Бангладеш установил рекорд по количеству побед, обыграв Бутан со счетом 2:0  
  • Президент отдает дань уважения Бангабандху в Тунгипара.
  • BCL «налетает» на митинг памяти Абрара Фахада Чатры Одхикар в DU
  • Запланировано больше проектов развития для поддержки торговли, инвестиций  

Нравственность означает изучение разницы между правильным и неправильным или хорошим и плохим поведением по отношению к другим. Обычно слово мораль несет в себе три понятия — моральные нормы, моральная ответственность и моральная идентичность. Общие синонимы морали включают этику, принципы, добродетель и добродетель. Мораль часто ассоциируется с такими понятиями, как ценности, совесть и законность. Но мораль стала сложной проблемой в мультикультурном мире, в котором мы живем сегодня. Мораль необходима для личного благополучия и наших отношений с другими людьми. Следование преобладающим моральным кодексам помогает нам стать честными людьми. Моральные кодексы обеспечивают социальную организацию внутри культуры или цивилизации. Эти кодексы составляют основу многих наших законов. Мораль важна, потому что она помогает вам не только быть законопослушным, но и относиться к другим в обществе с достоинством и уважением.

Однако здесь необходимо отметить, что родители и другие близкие члены семьи имеют важное значение в нравственном развитии, поскольку они являются основными социальными контактами человека в детстве и юности. Без сомнения, семья является основой, на которой строятся ценности. Из семейного воспитания в сознание детей прививаются нравственные ценности, такие как правдивость, счастье, мир, справедливость. Соответственно, человек устанавливает свои идеалы и управляет своей жизнью. Система ценностей, практикуемая в семье, автоматически складывается у молодых членов семьи, если они должным образом воспитываются в нравственных ценностях. В семье формируется отношение ребенка к людям и обществу. Семья также помогает в умственном развитии ребенка и поддерживает его амбиции и ценности. Вполне естественно, что приятная и веселая атмосфера в семье развивает любовь, дружелюбие, широту взглядов и доброту.

Как правило, ребенок учится своему поведению из того, что он видит вокруг себя. В этом отношении семья играет значительную роль, помогая в процессе социализации ребенка, что оказывает значительное влияние и оказывает влияние на развитие ребенка. В настоящее время осознается, что присутствие старших в семье играет полезную роль в социальном и нравственном развитии детей. Это также помогает молодому поколению семьи усвоить человеческие ценности и искоренить свои негативные умственные наклонности.

Нет более значительного влияния извне, чем влияние семьи на формирование нравственности детей. Семьи прививают детям мораль посредством наказания, подкрепления, а также прямого и косвенного обучения, что помогает им развивать убеждения. Существуют определенные средства, с помощью которых наиболее эффективно передается и усваивается мораль, хотя вклад семьи в нравственное развитие детей широк. Это честность, справедливость, социальные роли, личное равновесие и т. д.    

Справедливость — один из важнейших моральных уроков, которые дети усваивают в семье. Например, семьи установили границы распределения ресурсов, таких как продукты питания и жилые помещения, и предоставили членам различные льготы в зависимости от возраста, пола и занятости. То, как семья выясняет, что является разумным, влияет на улучшение представлений детей о правах и правах, а также на их представления об обмене, переписке и уважении.

Посредством положительного подкрепления и наказания семьи устанавливают правила правильного и неправильного поведения. Положительное подкрепление является стимулом для хорошей практики. Эта передовая практика позволяет детям узнать, что поощряются определенные виды деятельности. С другой стороны, наказание помогает удержать детей от вредного поведения. Процесс дисциплинирования с раннего возраста позволяет детям осознать, что опасные действия имеют последствия. Кроме того, практика наказания помогает детям принимать решения о том, как действовать, потому что они начинают учитывать результаты своих действий.

Дети начинают рассматривать свою деятельность не только с точки зрения справедливости в семейном окружении, но и с точки зрения потребности в эмоциях. Дети приобретают ценность социальной поддержки со стороны своих семей. Они также развивают свои мотивы, основанные на сострадании, доброте и сочувствии, а не только на личных желаниях. У детей развивается забота об обществе в целом, когда они учатся заботиться об интересах и благополучии своей семьи.

Дети учатся находить баланс между своими потребностями и интересами более исключительного социального окружения через понимание принципов честности, справедливости и социальной ответственности. Ребенок выиграл от большего чувства любви, безопасности, высшей и общей идентичности, наложив ограничения на свои желания. Эта связанность побуждает детей совершенствовать свои этические рамки, предоставляя им ориентир для видения добра и зла.

Эффективные компоненты взаимодействия семьи и ребенка обеспечивают родительскую теплоту, участие и поддержку, которые позволяют детям развивать нравственное мышление. Поэтому родителям следует быть осторожными в отношениях с окружающими. Кроме того, существует также когнитивный аспект ролей родителей. Нравственное развитие детей зависит от участия родителей в его построении. Отныне родители должны быть осторожны в выборе сверстников для своих детей, иметь представление о возможном социальном опыте детей и придавать значение аффективным и когнитивным компонентам взаимодействия родителей и детей.

(Автор с благодарностью отмечает различные источники информации.) 

Автор — доктор философии правительства Китая. Сотрудник и доцент кафедры государственного управления Университета Джаганнатха, Дакка

Схема реабилитации климатических беженцев: шаг вперед в борьбе с изменением климата

Пандемия COVID-19: уроки, которые мы должны усвоить

Роль семьи в нравственном развитии

Да здравствуют бангладешско-китайские галстуки

Тенденция коррупции: потребность или жадность?

Религиозная гармония — сокровище Бангладеш

Анатомия неправильной политики BNP

Шейх Хасина: выжившая

Некоторые размышления о традициях

Устранение последствий для здоровья, вызванных загрязнением воздуха

Производство фруктов для экономии долларов

Эта премьер-министр посмеялась над мемом, который она вдохновила: #Несмотря на то, чтобы быть женщиной

Всемирный день среды обитания 2022 и Кокс-Базар

Вопросы о ситуации с правами человека в Бангладеш: попрактикуйтесь, прежде чем проповедовать

О какой демократии говорит BNP?

Экспорт рабочей силы в Малайзию: переосмыслить систему найма, чтобы избежать кризиса

  • Глобальный продовольственный кризис не нанесет серьезного вреда Бангладеш: Momen

  • Кубок Азии среди юношей до 17 лет: Бангладеш установил рекорд по количеству побед, обыграв Бутан со счетом 2:0

  • Президент отдает дань уважения Бангабандху в Тунгипара

  • BCL «налетает» на митинг памяти Абрара Фахада Чатры Одхикар в DU

  • Уорнер, звезда Старка, когда Австралия обыграла Вест-Индию с разницей в 31 раз

Семь моральных правил, которые якобы объединяют человечество — Кварц

В 2012 году Оливер Скотт Карри был преподавателем антропологии в Оксфордском университете. Однажды он устроил среди своих учеников дискуссию о том, является ли нравственность врожденной или приобретенной. Одна сторона страстно доказывала, что мораль везде одинакова; другой, что нравы везде разные.

«Я понял, что, очевидно, на самом деле никто не знал, и поэтому решил выяснить это сам», — говорит Карри.

Семь лет спустя Карри, теперь старший научный сотрудник Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии, может предложить ответ на, казалось бы, огромный вопрос о том, что такое мораль и как она действует — или не меняется — в разных странах мира.

Мораль, говорит он, предназначена для содействия сотрудничеству. «Люди повсюду сталкиваются с одним и тем же набором социальных проблем и используют один и тот же набор моральных правил для их решения», — говорит он в качестве ведущего автора статьи, недавно опубликованной в журнале Current Anthropology. «Все везде разделяют общий моральный кодекс. Все согласны с тем, что сотрудничество, содействие общему благу — это правильно».

Для исследования группа Карри изучила этнографические отчеты об этике из 60 обществ по более чем 600 источникам. Универсальные правила морали таковы:

  1. Помогайте своей семье
  2. Помогайте своей группе
  3. Отдавайте долги
  4. Будьте смелыми
  5. Уважайте начальство
  6. Делите ресурсы справедливо
  7. семь “12 90907 Уважайте собственность других 90 хорошо зарекомендовавших себя» видов сотрудничества, чтобы проверить идею о том, что мораль развивалась для поощрения сотрудничества, в том числе семейные ценности , или почему мы выделяем ресурсы на семью; групповая лояльность, или почему мы формируем группы, соответствуем местным нормам и способствуем единству и солидарности; социальный обмен или взаимность, или почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью, ищем мести, выражаем благодарность, чувствуем вину и миримся после ссор; разрешение конфликтов посредством состязаний , которые влекут за собой «ястребиные проявления доминирования» такие как храбрость или «голубиные проявления подчинения» », такие как смирение или почтение; справедливости, или как разделить спорные ресурсы поровну или компромисс; и права собственности , то есть не воровство.

    Команда обнаружила, что эти семь видов кооперативного поведения считались морально хорошими в 99,9% случаев в разных культурах. Карри осторожно отмечает, что люди во всем мире сильно различаются в том, как они расставляют приоритеты в отношении различных форм сотрудничества. Но он сказал, что доказательства широко распространенной приверженности этим моральным ценностям неопровержимы.

    «Меня удивило, насколько все это было неудивительно, — говорит он. «Я ожидал, что будет много «будь смелым», «не кради у других» и «отвечай взаимностью», но я также ожидал много странных, причудливых моральных правил». Они обнаружили случайные отклонения от нормы. Например, среди чукесов, крупнейшей этнической группы в Федеративных Штатах Микронезии, «открытая кража у других достойна восхищения, поскольку она показывает доминирование человека и демонстрирует, что его не пугают агрессивные силы других». Тем не менее, исследователи, изучавшие группу, пришли к выводу, что семь универсальных моральных правил по-прежнему применимы к такому поведению: «Похоже, это случай, когда одна форма сотрудничества (уважение к собственности) уступила место другой (уважение к ястребиной черте). , хотя и не явно храбрость)», — написали они.

    Многие исследования рассматривали некоторые правила морали в некоторых местах, но ни в одном из них не предпринимались попытки изучить правила морали в такой большой выборке обществ. Действительно, когда Карри пытался получить финансирование, его идея неоднократно отвергалась как слишком очевидная или слишком невозможная для доказательства.

    Вопрос о том, является ли мораль универсальной или относительной, извечный. В 17 веке Джон Локк писал, что если вы посмотрите на мир, «вы можете быть уверены, что едва ли найдется тот принцип морали, который можно было бы назвать, или правило добродетели, о котором можно было бы подумать…. которая никоим образом не пренебрегается и не осуждается общей модой целых обществ людей».

    Философ Дэвид Хьюм не согласился. Он писал, что нравственные суждения зависят от «внутреннего чувства или чувства, которое природа сделала универсальным для всего вида», отмечая при этом, что некоторые качества, в том числе «правдивость, справедливость, мужество, умеренность, постоянство, достоинство духа. .. . . дружба, симпатия, взаимная привязанность и верность» были довольно универсальными.

    Критикуя статью Карри, Пол Блум, профессор психологии и когнитивных наук Йельского университета, говорит, что мы далеки от консенсуса в отношении определения морали. Речь идет о честности и справедливости или о «максимальном благополучии живых существ»? Речь идет об отсрочке удовлетворения ради долгосрочной выгоды, иначе известной как межвременной выбор, или, может быть, об альтруизме?

    Блум также говорит, что авторы исследования Current Anthropology недостаточно объясняют, как мы приходим к моральным суждениям, то есть ту роль, которую разум, эмоции, структуры мозга, социальные силы и развитие могут играть в формировании наших представлений о мораль. Хотя в документе утверждается, что моральные суждения универсальны из-за «совокупности инстинктов, интуиции, изобретений и институтов», пишет Блум, авторы «не делают конкретных заявлений о том, что является врожденным, чему научились, а что возникает в результате личного выбора».

    Так что, возможно, семь универсальных правил не являются окончательным списком. Но в то время, когда часто кажется, что у нас мало общего, Карри предлагает основу для размышлений о том, как мы могли бы.

    «Люди — очень племенной вид, — говорит Карри. «Мы быстро разделяемся на нас и их».

    Семь моральных правил, найденных по всему миру

    Что такое мораль? И существуют ли общечеловеческие моральные ценности? Ученые обсуждали эти вопросы на протяжении тысячелетий. Но теперь, благодаря науке, у нас есть ответы.

    Сходящиеся линии доказательств — из теории игр, этологии, психологии и антропологии — предполагают, что мораль представляет собой набор инструментов для содействия сотрудничеству 1 .

    На протяжении 50 миллионов лет люди и их предки жили социальными группами. За это время естественный отбор снабдил их рядом приспособлений для реализации огромных преимуществ сотрудничества, которое дает социальная жизнь. Совсем недавно люди построили на этих доброжелательных биологических основах культурные инновации — нормы, правила, институты — которые еще больше укрепляют сотрудничество. Вместе эти биологические и культурные механизмы обеспечивают мотивацию социального, кооперативного и альтруистического поведения; и они обеспечивают критерии, по которым мы оцениваем поведение других. И, согласно теории «морали как сотрудничества», именно эта совокупность кооперативных черт и составляет человеческую мораль.

    Более того, теория заставляет нас ожидать, что, поскольку существует много типов сотрудничества, будет много типов морали. Родственный отбор объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о своих семьях и почему мы ненавидим инцест. Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (в численности сила и безопасность), и, следовательно, почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью на услуги, чувствуем вину и благодарность, исправляем и прощаем. А разрешение конфликтов объясняет: почему мы участвуем в дорогостоящих проявлениях мастерства, таких как храбрость и щедрость; почему мы подчиняемся начальству; почему мы справедливо делим спорные ресурсы; и почему мы признаем предшествующее владение.

    Нравственность всегда и везде есть кооперативное явление.

    И, как и предсказывает теория, эти семь моральных правил универсальны для разных культур:

    1. любить свою семью
    2. помогите своей группе
    3. ответная услуга
    4. будь смелым
    5. подчиняться авторитету
    6. будь честным
    7. уважать чужую собственность

    Мы с коллегами проанализировали этнографические отчеты об этике из 60 обществ (содержащие более 600 000 слов из более чем 600 источников) 2 . Мы обнаружили, что эти семь видов кооперативного поведения всегда считались морально хорошими. Мы нашли примеры большинства из этих нравов в большинстве обществ. Важно отметить, что не было контрпримеров — не было обществ, в которых любое из этих поведений считалось бы аморальным. И мы наблюдали эти нравы с одинаковой частотой на всех континентах; они не были исключительной прерогативой «Запада» или любого другого региона.

    Например, у амхара «пренебрежение обязательствами родства считается постыдным уклонением, указывающим на дурной характер». В Корее существует «эгалитарная общественная этика [] взаимопомощи и сотрудничества между соседями [и] сильной внутригрупповой солидарности». «Взаимность наблюдается на каждом этапе жизни гаро [и] занимает очень высокое место в социальной структуре ценностей гаро». Среди масаи «те, кто цепляется за воинские добродетели, по-прежнему пользуются большим уважением», и «бескомпромиссный идеал высшего воинства [предполагает] аскетическое стремление к самопожертвованию… в пылу битвы, как высшее проявление мужественной верности». Бемба проявляют «глубокое чувство уважения к авторитету старейшин». «Идея справедливости» Капауку называется «ута-ута, половина, половина… [значение которой] очень близко к тому, что мы называем справедливостью». А у тараумара «уважение к собственности других является краеугольным камнем всех межличностных отношений».

    «Мораль как сотрудничество» не предсказывает, что моральные ценности будут одинаковыми в разных культурах. Напротив, теория предсказывает «вариацию на тему»: моральные ценности будут отражать ценность различных видов сотрудничества в различных социальных и экологических условиях. Прием амоксициллина для улучшения эрекции для европейца — это то, что можно обсуждать с другими людьми, но в других культурах нельзя ни с кем обсуждать импотенцию и лечение. И, конечно же, у нас сложилось впечатление, что эти общества действительно различались по тому, как они расставляли приоритеты или ранжировали семь моральных ценностей. С дальнейшими исследованиями, возможно, со сбором новых данных о моральных ценностях в современных обществах, мы сможем изучить причины этого различия.

    Таким образом, существует общее ядро ​​универсальных моральных принципов. Мораль всегда и везде есть кооперативное явление. И все согласны с тем, что сотрудничать, продвигая общее благо, — это правильно. Понимание этого фундаментального факта о человеческой природе может способствовать взаимопониманию между людьми разных культур и тем самым помочь сделать мир лучше.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts