Виды социальных норм — что это, определение и ответ
Социальная норма — это общее правило поведения, образец, обусловленные общественными отношениями, являющиеся результатом сознательной деятельности людей, регулирующие отношения между людьми.
Социальные нормы обладают общими признаками:
не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;
возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;
направлены на регулирование общественных отношений;
складываются исторически, закономерно;
содержание социальных норм соответствует системе ценностей общества.
Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм:
нормы морали
нормы обычаев (традиции, ритуалы и т. д.)
корпоративные нормы
религиозные нормы
правовые нормы
Обычаи — правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения. Реализация обеспечивается силой привычки.
Празднование Нового года в ночь на 1 января, празднование масленицы и др.
Традиции — ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, унаследованные от предшественников, и являющиеся частью культурного наследия.
Регулярные встречи выпускников учебного заведения, традиция печь блины на масленицу и др.
Нормы морали — правила поведения, основывающиеся на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе.
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» и др.
Правовые нормы — общеобязательные формально-определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспечиваемые мерами государственного принуждения. Выражаются в источниках права — внешних официально-документальных формах закрепления норм права: нормативно-правовых актах, нормативных договорах и др.
«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2)
Религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями, обязательные для последователей данной конфесии. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи.
«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. .. Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию»
Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между субъектами политики. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти» (Конституция РФ)
Эстетические нормы — закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.
Система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности и др.
Функции социальных норм:
интегрируют личность в социальное окружение;
регулируют общий ход социализации;
служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
контролируют отклоняющееся поведение.
Кто и как устанавливает моральные нормы в современной России? (+ФОТО и ВИДЕО)
В дискуссионном клубе «Среда Русского Репортера» состоялся диалог на тему трансляции моральных норм в обществе. В обсуждении приняли участие психолог Александр Сосланд, филолог Ольга Седакова, учитель Юрий Романов и редактор отдела науки журнала «Русский репортер» Григорий Тарасевич.
Дискуссию вела Светлана Скарлош, руководитель спецпроектов «Русского репортера».
Социальная норма: откуда берется?
В самом начале обсуждения Григорий Тарасевич заметил, что людей собралось раза в три больше, чем на «Среду РР», посвященную проблемам секса — что ж, значит, мораль и нравственность волнуют людей в три раза больше, чем секс.
Григорий Тарасевич больше всех участников диалога задавался вопросом, что же или кто устанавливает моральные нормы в современной России. По его мнению, «ни юридический закон, ни рыночная регуляция не влияет на общество так сильно, как частная регуляция».
Социальные нормы могут быть самыми различными. Тарасевич приводит два примера. В первом рассматривается запрет курить в метро. Он сегодня не нарушается нигде, кроме как на станции метро «Выхино». Такая сложилась социальная норма в этом конкретном месте.
Другой пример — более тонкий. Григорий рассказал, как на заре своей журналистской карьеры добирался по снегу до одного поселка в компании с местным жителем. Мимо них проехала и не остановилась машина, что вызвало у попутчика бурю возмущений. В разговоре выяснилось, что этот человек только что отсидел на зоне несколько лет за убийство. А моральные нормы у него были. «Для него норма «не убий» была каким-то образом нарушаема, а норма подвезения попутчика — незыблема».
Откуда эти нормы берутся? Тарасевич высказывает две гипотезы: на них влияют конкретные люди и они черпаются из разных источников.
«У меня нет жизненной цели кого-то чему-то научить,- подчеркнул Тарасевич (коллеги, впрочем, с ним не согласились, напомнив, что он работает учителем в школе), — но исхожу из того, что мы постоянно друг другу что-то втюхиваем, манипулируем друг другом».
По мнению журналиста, люди его профессии сейчас эту роль выполняют несколько больше, чем другие. Церковь в последние пару веков отошла от «нормотворчества» и транслирует уже давно известные истины, интеллигенция — рассыпалась.
«Мы формируем свою повестку дня», — уверен Тарасевич. Так, в частности, он сам считает своей функцией — изменение нормы отношения к науке, внушение, что быть ученым — престижно.
Полифония норм
Александр Сосланд заметил, что пример курения на станции «Выхино» идеально подходит под сформулированное американским психологом Стэнфордом правилом «разбитых окон»: в неблагополучном районе оставленную машину вскоре разбивают и разбирают на запчасти, в благополучном же она может стоять сколь угодно долго — разберут ее только после того, как ей разбить стекло.
Что же касается формирования норм, то, убежден психолог, в наше время говорить о нем как о процедуре, целенаправленном процессе, сложно. Они формируются спонтанно, в разном обществе, разными и для разных людей. Отследить их, как тогда, когда они формировались для классов и государств — невозможно. Нормы меняются каждый день.
И это нормально для демократического общества. Единый источник морали возможен только в тоталитарном обществе. В демократическом — источников много, их количество постоянно растет, а пророка или гуру и сидящих у его ног учеников — нет. Демократия вообще приводит к разложению источников формирования норм.
Из зала прозвучала реплика: и сейчас есть такие люди — это лидеры сект, и иногда человек выбирает себе и такую моральную норму. Однако психолог с этим и не спорит:
«Секта — типично тоталитарное сообщество, — согласился он. — Их ценностный репертуар не очень богат и уже исчерпан. Они поют идеологические арии из уже сто раз прочитанных и всем известных опер. Самая большая проблема сегодня — отыскать новые нормы, если это вообще возможно. Можно обновлять старые, обращаться к консервативным нормам».
Мораль. Нравственность. Этика.
Возник вопрос о различии между общественными и моральными нормами.
-Представим себе Афины, золотой век, процесс Сократа. Моральные нормы стабильны, хотя общество — демократическое, единственное в то время: существуют разные общественные позиции, система выборов — прозрачная…
Происходит некоторое смешение. Курить не нравственно и не безнравственно. Речь идет не о нравственной, а о социальной норме. Вопрос о нравственной норме бесконечно более сложен. Существует ли таковая универсальная для всех homo sapiens?
Александр Сосланд возразил, что тема дискуссии — не нравственные, а именно моральные нормы.
К спору подключилась Ольга Седакова. Она напомнила, что вообще-то мораль и нравственность — это одно и то же, сказанное на разных языках. «Слово мораль в языке XIX века говорило о том, что происходит в душе», — заметила Ольга Александровна.
Из зала попытались поспорить:
-Серая масса различает мораль и нравственность. Нравственность — внутренняя, мораль — навязана обществом. Я говорю как представитель серой массы.
Но Седакова подчеркнула, что и слово «этика» — синоним того же самого слова.
Тонут академик и дворник…
Позиции попыталась примирить ведущая Светлана Скарлош:
-Мы пытаемся договориться о терминах. Мы говорим о выборе: «Как поступить, если… «Я делаю выбор исходя из того, какой набор ценностей у меня есть.
Светлана привела почти классический пример, который ей предложил ее четырнадцатилетний сын, собирающийся стать врачом: от тяжелой болезни можно спасти только одного из двух человек, причем про одного известно, что он изобретет лекарство от СПИДа. Кого надо выбрать? Сам молодой человек уверен, спасать надо изобретателя.
Александр Сосланд предложил решить задачу более рационально: «Обычно этот вопрос задается в форме анекдота: «тонут академик и дворник». Правильный ответ: надо спасать того, кто ближе».
Светлана попыталась приблизить пример к жизни: ежедневно в ожоговом центре приходится решать такую проблему, потому что там имеется только два аппарата ИВЛ. Но тут уже появились оппоненты в зале: для таких случаев существует специально разработанная Пироговым классификация. Один из зрителей, медбрат Андрей, ответил однозначно: надо спасать того, кому аппарат нужнее. «Мой отец, тоже врач, рассказывал, как у него в больнице отключили свет, — Андрей также обратился к жизненным примерам. — Аппараты отключились, и врачам пришлось качать больных двумя руками, мешками амбу.
В конечном итоге, Светлана сформулировала основной вопрос: как осуществлять такой выбор? Можно ли вообще принимать такого рода решения?
Юрий Романов сформулировал проблему проще. «Когда человек стоит перед выбором, он выбирает (думает о двух вещах — если это можно называть размышлением): есть социальное одобряемое поведение (семьей, обществом, государством, друзьями и т. д.) — и как поступить так, чтобы совесть не взыграла? Последнее тоже восходит к общественным нормам, но…
Новая мораль
Итак, новая мораль. Как она формируется? Александр Сосланд привел слегка инфернальный пример.
-Мы, те, кто работают с новыми русскими, отмечаем, что там имеет место странная инверсия, касающаяся морали. Советская власть была с точки зрения этих людей аморальна. Когда она кончилась, стало считаться моральным топтать все ее нормы, даже те, которые соответствуют общечеловеческой этике.
Оттуда, заметил психолог, и жесткость и аморальность среды новых русских. На самом деле, эта среда далеко не так примитивна, как может казаться со стороны. «Те, с кем мне приходилось сталкиваться — толковые ребята, взыскующие какой-то истины», — подчеркнул Сосланд.
Так что запомним: в лице так называемых новых русских мы наблюдали не беспредельщиков, а носителей новой, парадоксальной, своеобразной и агрессивной морали.
Можно ли быть верным по-немецки?
О схожей модели рассказала Ольга Седакова.
-Советский строй, как и нацисткий, подложил под общество бомбу замедленного действия, потому что декларировал хорошие вещи, и они оказались им скомпрометированы.
В результате, например, в немецком языке нельзя употреблять слово «верность» — это понятие считалось слишком значимым для нацистов. Ольга Александровна подчеркнула, что и сама уже сталкивалась с таким казусом: при переводе одной из ее работ редактор обратил внимание на слово «верный»: «У нас так не говорят».
Подобный пересмотр лексикона филолог считает неумной реакцией. Отказаться от всего, что испачкано нацизмом — погибельный путь.
«У нас тоже многие слова стали иметь характер пропаганды, — объяснила она. — Раз мы говорили, что самоотверженность — это хорошо, а сами были гады, значит, мы вообще не должны быть самоотвержены — бери от жизни все».
Кстати, о рекламных слоганах. Наша реклама, напомнила Седакова, до сих пор аморальна, и во многих странах ее бы запретили. Сама ее наглость и величина, сама ее форма — это тоже пропаганда.
Ольга Седакова привела яркий пример: рекламу с агрессивным слоганом «ведь я этого достойна». В оригинале слоган противоположный: «Это меня достойно».
По мнению Седаковой, реклама была большой школой отучивания от советских норм и по сей день действует как школа человеческих душ.
Переход к новым нормам зафиксировал и Юрий Романов.
-Есть ощущение, что из обихода уходят понятия, о содержании которых нельзя договориться, — заметил он. — Например, некоторое время стали из учебных программ убирать слово «патриотизм» и заменять словом «самоидентификация». Потому что когда говорят «патриотизм», важно, кто говорит — у этого слова могут быть противоположные значения.
Мораль и политика
В наше время неожиданно вопросы моральные пересеклись с политическими.
По мнению Ольги Седаковой, последние протесты носили моральный и даже нравственный, если уж разделять эти понятия, характер. У тех, кто выходили на площади, главным было слово «достоинство». Речь шла о том, унижает ли режим человеческое достоинство или уважает?
Ольга Александровна напомнила, что именно в ответ на это власть представила себя хранительницей моральных ценностей: против однополых браков и т. д. Тем самым была сконструирована новая ситуация и новое противопоставление: с одной стороны, мораль как сохранение традиционных ценностей, с другой стороны — как особое отношение к человеку.
Согласен с этим и Александр Сосланд:
-Мораль стала политическим фактором. Актуальное протестное движение берет на вооружение соображения морального толка. Переход от советского к постсоветскому строю шел в первую очередь на экономических лозунгах, а сейчас — на резком несоответствии того, что политики делают и что декларируют.
Сама по себе реакция власти на протестное движение не содержит в себе ничего нового, убежден психолог — любая власть прикидывается справедливостью и моралью, и никакая власть не удержится, если будет говорить, что преследует только свои интересы. Новое здесь лишь то, что это первый ответ постсоветской власти на очень серьезные моральные упреки.
Хотят ли русские быть честными?
От проблем политических произошел переход к проблемам общего состояния российского общества.
-На митинге на проспекте Сахарова Акунин предложил создать движение «Честная Россия», — напомнила присутствующая в зале психолог Татьяна Павловна Гаврилова. — Но хотят ли русские быть честными?
Если при Карамзине в России воровали, то сейчас ее уничтожают. Количество людей, которые участвуют в расхищении, сопоставимо с количество православных.
Ценность может лежать в голове и быть знаемой, а может направлять. Так, у детей есть знаемая норма: воровать нельзя, а рука тянется. Гаврилова напомнила пример из описанного писателем В. Г. Короленко обсуждения среди молодых революционеров: можно ли украсть на революцию? Только один молодой человек ответил, что рука бы не поднялась.
Так вот, если у нас рука не поднимается украсть — то мы идем вперед, а если мы можем украсть, соврать — то мы никуда не идем, подытожила психолог.
Александр Сосланд с этим выступлением не согласился. С его точки зрения, честность вообще неотделима от определенных практик и процедур. Зафиксировать честность — это уже некая процедура. Норма всегда охраняется — в том числе и практикой насилия. Уже выяснение того, кто врет, а кто не врет — это сложная процедура, соотносимая с новыми критериями истины.
«Сказать, что это нечто данное, что вся нация нравственна или безнравственна — это возвышенное празднословие. Надо разбираться с каждым отдельно взятым человеком. Обобщение будет нечестным», — уверен Сосланд.
Герои моральных норм
Спор продолжился. Гаврилова напомнила, что двоемыслие в русской культуре существует очень давно, и тоталитаризм тут не при чем. «Читайте Лескова! — порекомендовала она. — Две вещи лежат в основе наших драм: самодержавие и крепостное право». По мнению психолога, именно здесь — корни того самого двоемыслия, моральной безответственности: «Надо кем-то стать, чтобы принимать решение».
Именно поэтому так мало взрослых людей, имеющих настоящий авторитет среди детей. «Огромный массив лжи мешают детям иметь авторитеты. Никто ни перед кем не отвечает».
Авторитет учителя
Так в диалоге возникла еще одна тема — авторитет старшего. Юрий Романов напомнил очевидную истину: когда учитель учит, «как правильно делать», он может апеллировать к «так надо» или высказывать свое суждение и показывать собственный пример. Как правило, слушают вторых, а не первых.
Григорий Тарасевич, как человек, имеющий опыт школьного учителя, заметил, что ему, достаточно либеральному педагогу, удавалось наводить порядок в классе (конкретно: отбирать у школьников айпады на время урока) не без помощи иронии.
Участники обсуждения единогласно пришли к выводу, что Григорий Тарасевич — несомненно сильный авторитет для своих учеников.
Кстати, авторитет школьного учителя был и остается весьма значимым для сегодняшнего человека. По крайней мере, когда в конце обсуждения зрители отвечали на вопрос о личных авторитетах, одна девушка привела в пример именно своего школьного педагога — как человека, который не просто «что-то делал», а готов был уделять огромное время внеклассной работе, не за деньги, а просто потому что видел в этом свой долг.
Нравственный горизонт
О плачевном нравственном состоянии нашего общества сказала Ольга Седакова, касаясь такого понятия, как «нравственный горизонт».
-Не надо преувеличивать плюрализм. Наше общество, как и западное, разнообразно, монолитным оно никогда не было. В одной пьесе Шекспира вы встретите героев, которые руководствуются разными нравственными нормами.
Но есть нравственный горизонт. Одно дело делать нечто и понимать, что это плохо. Другое — не понимать. У нас и в Европе этот горизонт очень различен. Его можно назвать не высокими словами, а просто термином «приличия».
Каким-то образом при всем плюрализме европейского мира везде реагируют как на неприличное поведение на перебивание, на бестактность, на заданный вопрос без попытки понять прочитанное, напомнила Седакова. У нас этого нет. Но что-то меняется.
-У нас стали чувствовать, что у нас что-то плохо с горизонтом, — подтверждает Ольга Александровна. — Некоторые вещи становятся нетерпимыми, которые раньше были нормальными. За последние несколько лет возникло много волонтерских движений, в Киеве начали снег убирать, у нас — пожары тушить. Появилась надежда, что сделать что-то можно, что вместе это сделать — проще. Мне бы хотелось, чтобы изменилось и в других областях. Невнимание, нежелание думать и т. д.
Общество недоверия
Таким образом можно зафиксировать рост доверия друг ко другу в российском обществе. Ведь вообще-то, как справедливо отметила Ольга Седакова, уровень недоверия в нашем обществе зашкаливает.
В той или иной степени это присуще не только России. Тоталитарным опытом искалечен весь мир. Об этом уже говорилось ранее, когда речь шла о девальвации терминов.
-Чтобы добиться у зрителя и слушателя доверия, многие авторы должны быть ироничными и извиняться («извините за пафос»), — отметила Седакова.
О тотальном недоверии говорили и выступающие из зала.
-Бессмысленно говорить о моральных нормах в обществе, где не принято доверие, — заявила одна зрительница, утверждающая, что моральные нормы формирует сегодня в первую очередь семья. — Пока мы с детства не переломим норму «не доверять людям» — ничего не изменится.
Впрочем, прозвучала и иная точка зрения: нам не хватает скорее искренности и уверенности в себе. Мы не доверяем людям, потому что не уверены в себе.
Устанавливают ли моральные нормы СМИ?
Кто же все-таки устанавливает моральные нормы в России? Ответ попытались найти в самом конце встречи, когда времени уже не оставалось.
Наиболее радикальная точка зрения прозвучала из зала:
-Сегодня моральные кодексы в России кто только не устанавливает — любая группировка, от РПЦ до ЛГБТ. И их мораль может не коррелировать с общечеловеческой нравственностью.
Григорий Тарасевич отнесся к этой точке зрения скептически:
-Какие моральные нормы устанавливает, скажем, партия «Единая Россия»? А РПЦ, кроме общепринятых?
В ответ прозвучало уточнение: кто транслирует нормы, тот их и устанавливает. То есть средства массовой информации. То же ЛГБТ-сообщество: «каминг аут» или гей-парад — это тоже трансляция моральных норм. Это сообщество претендует на власть или влияние и использует для этого соответствующие СМИ.
Григорий Тарасевич задал прямой вопрос:
-Вам лично какую-нибудь норму протранслировали через СМИ?
Из зала поступили неожиданные примеры: одна девушка под влиянием СМИ задумалась о позитивном смысле однополых связей, в другом случае закрепился новый моральный авторитет — персонаж репортажа корреспондента «Русского репортера» Марины Ахмедовой, почтальон, который продолжает разносить почту нескольким всеми забытым пенсионерам.
Чулпан Хаматова, Эдуард Лимонов и семья
В конце встречи (времени не хватало решительно) Светлана Скарлош предложила ответить на вопрос о моральных авторитетах. У кого они какие?
Ответы звучали самые разные, но большинство сводилось к одному: те, кого я лично знаю, кто лично для меня может быть примером. Для одних это друг и товарищ с детства, для других (кстати, большинства) — семья, для третьих — школьный учитель.
Более общих примеров назвали очень мало.
-Моральные нормы формирует харизматичный человек, типа Гриши Тарасевича, — продолжая тему школьного учителя, предположил (Григорий Тарасевич при этом заметно смутился) молодой человек Андрей, который принимал участие в самом начале разговора. — Чем заметнее этот человек, тем больше людей смогут сделать тот или иной моральный выбор под его влиянием
Два других примера были приведены одним и тем же человеком, отчего зазвучали особенно парадоксально: во-первых, это тот, кто делает просто очень хорошее дело (яркий представитель — Чулпан Хаматова), а во-вторых, тот, кто «прет, как танк», донося свою позицию — это писатель и оппозиционный политик Эдуард Лимонов.
***
На этом все-таки пришлось ставить точку в дискуссии. Подводя итог обсуждения, Светлана Скарлош смогла ответить на вопрос, почему столько людей пришло и приняло в нем участие.
-Вопрос о моральных нормах — этот вопрос о том, кто я? Вопрос про правила — это вопрос, к чему я принадлежу. А это то, что интересно всегда.
Фото Анны Гальпериной
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
27 Примеры высших семейных ценностей (к которым следует стремиться) (2023)
Когда кто-то говорит, что у него есть «семейные ценности», он обычно имеет в виду, что ставит свою семью превыше всего.
Иногда к семейным ценностям также относится представление о том, что они поддерживают определенные моральные и этические принципы, которые были привиты им в детстве их родителями или другими членами семьи.
Эти принципы якобы определяют их поведение, принятие решений и, что важно, влияют на то, с кем они выберут отношения (идея состоит в том, что они ищут кого-то другого, чьи личные ценности включают те же семейные ценности, что и они).
Определение семейных ценностей
Термин «семейные ценности» является расплывчатым и зависит от контекста до такой степени, что вам, возможно, придется попросить человека, который говорит, что у него есть семейные ценности, объяснить, что они для него значат.
Ключевые идеи, которые это может повлечь за собой, включают:
- Оценка поведения и морали, способствующих воспитанию детей
- Ценить поведение и мораль, данные вам вашими родителями
- Ценить и любить свою семью превыше всего
Этот термин также часто используется как сокращение, обозначающее традиционную или консервативную точку зрения на этику и мораль, часто связанную с твердыми убеждениями в традиционном браке, важностью роли родителя, уважением к авторитетным фигурам в семье, а иногда и даже религиозные принципы (например, принципы семьи, содержащиеся в религиозных текстах или учениях).
Например, кто-то, кто придерживается «семейных ценностей» в традиционном или консервативном смысле, может отдавать предпочтение однополым бракам, которые могут привести к воспитанию детей и поддержанию стабильной семьи. Они могут придавать большое значение традиционным гендерным ролям в семье. Точно так же может быть чувство приверженности семейным делам, способствующим воспитанию воспитанного ребенка.
Тем не менее, как, я уверен, многие из моих читателей возразят, представление многих людей о «семейных ценностях» может отличаться от представленного выше консервативного образа, и я снова вернусь к идее о том, что «семейные ценности» — это довольно расплывчатая концепция, иногда до такой степени, что она совершенно бессмысленна, если не считать фразы «Я думаю, что семья чрезвычайно важна для меня».
Примеры семейных ценностей
Приведенные ниже примеры семейных ценностей могут представлять то, что многие люди имеют в виду, когда используют этот термин, но, как я надеюсь, я уже подчеркивал, расплывчатость термина означает, что трудно точно определить, что кто-то имеет в виду. когда они используют этот термин.
1. Семья превыше всего
Говоря о семейных ценностях, мы часто имеем в виду тот факт, что мы ставим семью превыше всего. Нам необходимо иметь такое мышление, чтобы быть хорошими кормильцами для наших детей.
Когда люди принимают сознательное решение поставить свою семью на первое место, это посылает сигнал о том, что благополучие их близких важнее других конкурирующих интересов.
Это может проявляться по-разному — будь то проведение более качественного времени вместе, планирование регулярных прогулок или выделение времени для значимых совместных мероприятий; внесение личных корректировок (изменение графика работы или географического местоположения) и обеспечение непрерывного качественного времени дома даже перед лицом внешних обязательств.
Приоритет семьи обеспечивает эмоциональную поддержку, члены которой могут полагаться друг на друга в поощрении, руководстве и реализации общих ценностей.
Кроме того, ставя семью на первое место, вы закладываете основу для передачи ценных уроков, включая командную работу, сотрудничество и сочувствие по отношению к другим – качества, которые превращают детей в эмоционально интеллектуальных взрослых, способных развивать отношения для создания более сильных сообществ.
2. Преданность
Преданность – фундаментальная ценность, играющая решающую роль в построении крепких и здоровых семей. Это относится к приверженности и преданности членов друг другу, особенно в трудные времена.
Преданность проявляется, когда члены семьи поддерживают и защищают друг друга, несмотря ни на что, независимо от их личного мнения или разногласий.
Например, если один член семьи сталкивается с неблагоприятной ситуацией, все остальные должны без промедления или колебаний выступить, чтобы поддержать его.
Лояльность также означает поддержку целей и стремлений друг друга, помогая им преодолевать любые препятствия, с которыми они могут столкнуться на пути.
Кроме того, верность помогает поддерживать семейные узы даже в трудные времена, такие как финансовые трудности или неожиданные жизненные события, такие как болезни или смерть. Наличие прочных отношений с членами семьи гарантирует, что никто не будет чувствовать себя одиноким в трудных ситуациях, что приведет к более позитивным общим результатам — будь то совместное использование ресурсов или эмоциональная поддержка.
3. Забота друг о друге
Забота друг о друге является важной семейной ценностью, которая способствует развитию значимых отношений, систем поддержки и эмоционального благополучия. Это относится к проявлению заботы о физических, эмоциональных и социальных потребностях друг друга.
Забота друг о друге проявляется в разделении обязанностей и помощи в повседневных задачах, таких как совместное приготовление еды или помощь в выполнении домашних дел или поручений. Способность делать маленькие жесты показывает заинтересованность в том, чтобы способствовать комфорту другого человека.
Эмоциональная поддержка не менее важна, когда речь идет о заботе в семье. Это означает быть рядом с членами семьи в трудные времена, такие как болезни, разрывы отношений или потеря работы, предлагая выслушать, а также слова поддержки.
Члены семьи, проявляющие сострадание и сочувствие друг к другу при любых обстоятельствах, создают прочные связи внутри подразделения, что приводит к улучшению состояния психического здоровья, включая снижение уровня стресса, тревоги или депрессии.
4. Сообщество
Когда приходит время осесть и создать семью, люди часто возвращаются в небольшие города или сплоченные общины, где они могут «пустить корни». Часть привлекательности этого заключается в том, что у вас может быть сплоченное и безопасное сообщество, в котором вы можете растить своих детей.
Сплоченное сообщество, которое заботится о своих детях, способствует созданию поддерживающих и позитивных социальных сетей за пределами непосредственного домохозяйства.
Членство в сообществе позволяет членам семьи формировать значимые отношения с другими людьми за пределами их дома и дает возможность заниматься деятельностью, которая может быть полезной для всей семьи. Дети узнают что-то новое и расширяют свой кругозор, взаимодействуя с различными членами общества, включая развитие социальных навыков.
Участие в жизни общества учит детей тому, что как члены большой группы мы также несем ответственность за то, чтобы вносить позитивный вклад в улучшение жизни других людей.
5. Качественное время
В современном быстро меняющемся и технологичном мире качественное время стало чрезвычайно ценным товаром для многих семей. Это относится к тому времени, которое члены семьи проводят вместе осмысленно, создавая прочные связи и отношения друг с другом.
Часто, когда мы говорим о том, что нам нужен партнер с семейными ценностями, мы используем это как сокращение, чтобы сказать, что хотим быть с кем-то, у кого есть время для своей семьи.
Качественное время также важно, потому что оно помогает создать чувство безопасности и принадлежности к семейной ячейке. Когда дети чувствуют, что их любят, ценят и поддерживают их родители, братья и сестры, у них больше шансов развить уверенность в себе и положительное представление о себе, что делает их эмоционально более сильными людьми, готовыми к жизненным испытаниям.
Проводя время вместе с пользой, семьи также могут установить традиции, которые сохранят свою значимость на протяжении поколений. Простые рутины на выходных или праздничные традиции могут быть тем связующим звеном, которое сплачивает всех, даже когда плотный график их разлучает.
Связанный: 8 типов ценностей
6. Вера
Очень часто можно услышать фразу «семейные ценности», пропагандируемую религиозными приверженцами, поскольку они верят, что их религия учит ценностям, способствующим добру. семейная жизнь.
Религия может обеспечить чувство структуры и порядка в семейной жизни, регулярное посещение служб, молитв или других ритуалов создает якорь или рутину для семей, к которым они возвращаются.
Наличие общей веры также может способствовать укреплению моральных и этических принципов среди членов семьи. Ценности, основанные на вере, такие как любовь, прощение, сострадание и смирение, становятся центральными принципами в семьях, которые помогают им принимать решения на протяжении всей жизни.
7. Тяжелая работа
Трудолюбие и трудовая этика являются важными семейными ценностями, которые подчеркивают важность усердия, настойчивости и ответственности по отношению к своей профессии или личным целям.
Это значение воплощает в себе дисциплину, направленную на постоянное стремление к успеху путем постановки и достижения измеримых целей в качестве показателя прогресса.
Обучение трудолюбию в семье может направить детей на путь успешной жизни и избежать правонарушений. Они узнают, что для достижения долгосрочного вознаграждения требуется постоянная приверженность, помимо мгновенных периодов удовлетворения.
Трудовая этика также помогает привить чувство гордости и достижения при достижении целей и достижении желаемых результатов, тем самым повышая самооценку.
Кроме того, воплощение этой ценности приучает детей к дисциплине, необходимой как для академических занятий, так и для любых личных проектов, которые они могут предпринять в жизни – увлечения, которые тоже приносят им радость!
Поскольку родители демонстрируют трудолюбивое поведение в своей карьере, это служит примером для их детей в управлении финансами, показывая, как только усердные усилия могут привести к осуществлению их мечты.
8. Честность
Честность является важнейшей семейной ценностью, которая подчеркивает важность правдивости, честности и прозрачности во всех взаимодействиях и отношениях в семье.
Честность гарантирует, что каждый человек понимает ценность того, чтобы говорить правду, быть прозрачным в своем общении, действиях или даже намерениях. Это участие укрепляет эмоциональные связи и создает прочную основу доверия, на которой процветает взаимное уважение.
Сделав честность основной семейной ценностью, родители или опекуны могут подать пример того, как дети общаются друг с другом.
Они понимают, что нечестное поведение наносит ущерб основам общения, создавая разногласия, приводя к затруднениям в решении проблем, тем самым делая межличностные отношения сложными для жизни.
Кроме того, дает важные жизненные навыки: понимание личной ответственности за последствия и повышение самосознания, выходящее за рамки простого мгновенного удовлетворения жизни.
Честность укрепляет общественные ценности, демонстрируя подходящие способы ведения трудных разговоров и поддержания высокой репутации на работе и в социальной среде.
9. Уважение
Уважительное отношение подчеркивает важность вежливого, внимательного и равноправного отношения друг к другу.
Когда члены семьи относятся друг к другу с уважением, это способствует лучшему общению, лучшему пониманию и более позитивному участию в повседневной деятельности. Это потому, что каждый чувствует, что его ценят и ценят, что способствует установлению хороших отношений между всеми, независимо от различий, которые могут существовать.
Уважение в семейном контексте также включает в себя признание индивидуального выбора и искренний учет мнений каждого члена семьи во время совместных процессов принятия решений — больших или малых.
Когда все участники чувствуют, что их услышали и к ним прислушиваются, когда различным точкам зрения уделяется должное внимание, это приводит к более продуктивным результатам.
Кроме того, воспитание уважения помогает создать для детей среду, в которой они поощряются быть добрыми по отношению к другим, способствуя сочувствию и развитию сильного характера.
10. Подотчетность
Подотчетность как семейная ценность связана с идеей о том, что члены семьи должны нести ответственность за свои действия и решения и готовы принять последствия этих действий.
Одним из способов, с помощью которого подотчетность становится семейной ценностью, является общение. Когда члены семьи открыто и честно общаются друг с другом, они с большей вероятностью возьмут на себя ответственность за свое поведение.
Например, если один член семьи совершает ошибку или ведет себя неподобающим образом, он должен нести ответственность перед другими членами семьи, на которых повлияли его действия.
Другой способ сделать подотчетность семейной ценностью — установить четкие ожидания и границы.
Родители должны установить правила и нормы поведения в семье, чтобы все знали, чего от них ждут. Когда эти ожидания нарушаются, важно, чтобы были последствия, которые усиливают важность ответственности.
Когда ответственность становится одной из основных ценностей семьи, это не только способствует лучшему общению, но и помогает построить крепкие отношения, основанные на взаимном доверии и уважении.
Дополнительные семейные ценности
Статья по теме: Социология ценностей (Зачем вообще существуют ценности?)
Заключение
Хотя термин «семейные ценности» неопределен и зависит от того, кто его использует, в целом он указывает на склад ума человека, чьи личные качества уходят корнями в семью. Для этих людей семья превыше всего, и они ведут себя так, чтобы воспитывать детей в здоровой, безопасной и нравственно чистой среде. В то время как все семьи должны придумать свой собственный набор ценностей, чтобы жить в соответствии с ними, как правило, если человек говорит, что ищет себе пару с хорошими семейными ценностями, он прежде всего будет искать кого-то, кто любит и предан своей семье.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Моральные и социальные нормы | Разъяснение норм
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplaining NormsEpistemologyМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplaining NormsEpistemologyМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Бреннан, Джеффри и другие, «Моральные и социальные нормы», , Объяснение норм ( Oxford , 2013; онлайн-издание, Oxford Academic, 26 сентября 2013 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/ 9780199654680.003.0004, по состоянию на 28 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplaining NormsEpistemologyМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicExplaining NormsEpistemologyМоральная философияСоциальная и политическая философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматриваются два вида неформальных норм: моральные нормы и социальные нормы. Парадигматические примеры моральных норм включают существующие в большинстве обществ нормы, запрещающие убийства, изнасилования и пытки, нормы говорить правду и выполнять обещания, а также нормы благотворительности. Парадигматические примеры социальных норм включают нормы, запрещающие наготу в общественных местах, нормы дарения подарков и нормы обращения. В главе предлагается радикально иное объяснение того, что принципиально отличает моральные и социальные нормы. Согласно этому взгляду — взгляду на основания — моральные нормы и социальные нормы различаются не по форме или содержанию какого-либо принципа, а по основаниям составляющих их нормативных установок. Основаниями нормативного суждения являются соображения, обосновывающие соответствующий нормативный принцип в сознании судьи.
Ключевые слова: неформальные нормы, нормативное отношение, Основания зрения, социальные нормы, моральные нормы
Предмет
Социальная и политическая философияЭпистемологияМоральная философияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.