Моральные нормы семьи: Как составить свод ( перечень) моральных норм, правил, принятых в семье?

Содержание

Как происходит моральное развитие детей: механизмы и риски

Ребенок нуждается в присвоении образцов, адекватной обратной связи и вере в справедливый мир

Воспитывая ребенка и взаимодействуя с ним, мы каждый раз приучаем его к моральному выбору либо в пользу себя, либо в пользу других; исходя из задач текущего момента или ради будущего. И рисков в современном обществе, которое вроде бы стало гуманнее и идет по пути добра и улучшения качества жизни, меньше не становится. Наоборот, в наши дни моральный выбор становится еще более сложным, считает психолог, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ Татьяна Авдулова. Публикуем наш конспект ее выступления (часть вторая).

Механизмы морального развития

1. Интеллектуальное развитие

Чтобы происходило моральное развитие, ребенок должен для начала осваивать моральные нормы интеллектуально, обогащать свое сознание: знакомиться с нормами и правилами, понимать их, разбираться в них на конкретных примерах. Если он не понимает, как это работает, ему будет трудно сделать первый шаг к развитию.

2. Присвоение образцов

Если в группе детского сада произошел какой-то конфликт, задача воспитателя — тут же предложить модельное решение и отработать, чтобы дети видели правильный с точки зрения морали путь разрешения конфликта. Затем воспитатель предлагает альтернативное решение, которое тоже может служить для детей образцом. Важно провести обсуждение по горячим следам и четко его алгоритмизировать: если заложить в мозг простую программу, ребенок хорошо ее воспримет и дальше начнет активно применять. Очень важно здесь и сейчас задать правильный образец, иначе в памяти останется негативный вариант, и в следующий раз в подобной ситуации будет работать он.

3. Регуляция поведения через систему поощрений и наказаний

Сейчас все чаще слово «наказание» вызывает отторжение, но мы подразумеваем наказание адекватное. Например, логическое объяснение формально тоже относится к наказанию: никому не нравится, когда ему рассказывают, в чем он не прав и что не так сделано. Или наказание естественными последствиями: пролил — вытри, обидел — извинись и пожалей.

Никаких «поставить в угол», изоляции и унижения не должно быть, но при этом необходима обратная связь по поводу поступка.

Если ребенок не сталкивается с этой обратной связью, не получает информацию о недопустимости того или иного поведения, о последствиях поступков для окружающих, он не получает никаких ориентиров.

Большое значение имеет похвала. Она должна быть мотивирующей, действенной и адекватной. Похвала, как и критика, должна описывать именно поведение и последствия поступка для окружающих, а не качества личности.

4. Идентификация со значимыми другими

Это универсальный механизм развития вообще и формирования моральной идентичности в частности. На кого я хочу быть похожим, я хочу быть как кто? Какие модели я себе выбираю? Конечно, это в первую очередь родительские образцы. И когда отец, например, жалуется на то, что ребенок все время врет, но при этом регулярно просит: «Скажи, что меня нет дома», какие варианты для подражания остаются у ребенка?

Наглядные примеры работают гораздо лучше, чем любые умные книжки и чтение нотаций. А использование физических наказаний однозначно ведет к аморальному развитию личности.

Физические наказания — это мораль силы, а не любви, гуманизма, принятия, помощи, справедливости.

5. Игровое моделирование ситуаций, взаимодействие и сотрудничество

Чем больше в игру включено морального содержания, тем более богатый опыт моральных решений и действий формируется у ребенка. Тем более что игра обычно устроена так, что подсказывает очень разные модели и позволяет проживать самые разные ситуации. В любой игре со сверстниками необходимо договариваться. Как мы будем играть в одну куклу, какие правила, кто по очереди супермен? Это реальная школа морального развития, гибкое, насыщенное взаимодействие, причем с себе подобными, такими же не очень компетентными, не очень мудрыми.

Проигрывание сказок, мультфильмов, отношений со сверстниками или классические сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиональными действиями, чрезвычайно эффективны. Сознательно и целенаправленно включая это содержание в жизнь ребенка, мы запускаем мощнейший механизм морального развития.

6. Саморегуляция через поддержание позитивной самооценки

С помощью этого механизма мы задаем ребенку полярное понимание нравственности и выводим его на выбор. Кто ты — Кощей Бессмертный или Иван-царевич? Баба Яга или Василиса Премудрая?

В классической детской литературе образцы добра и зла были разведены, а в современной субкультуре они очень часто перемешаны. Но сначала нужно дать четкие представления и однозначные определения.

Важно, чтобы у дошкольников были перед глазами полярные персонажи. Ребенку нужно осознать свое позитивное Я и соотнести его с позитивным эталоном. 

Самооценка — это ядро личности, и сопоставить мое Я с каким-нибудь современным героем довольно сложно. К освоению промежуточных случаев ребенок будет готов только в школьном возрасте.

7. Самоконтроль

Исторически сложилось так, что в результате развития демократии все больше контроля отдается личности: не общество и не коллектив контролируют каждого из нас, а мы сами решаем, как нам быть, что нам надо и что не надо. Эта тенденция настолько усилилась, что распространяется на самый ранний возраст.

С одной стороны, в этом есть бесспорный большой плюс, потому что возрастает самоконтроль и ответственность. Но с точки зрения развития ребенка возникает серьезная проблема: внутренний самоконтроль не дается ему сразу же, «по щелчку». Более того, за этот процесс отвечают те отделы мозга, которые формируются позже всего и сложнее всего. Поэтому зачатки самоконтроля следует начинать тренировать с самого раннего возраста. К году ребенок уже должен знать слово «стоп» в качестве регулятора поведения.

8. Чувство вины как присвоение родительских запретов

Как формируется мораль и нравственность? Через присвоение родительских запретов. Сначала меня родители ругают, у меня возникает чувство вины, а дальше ребенок присваивает себе это знание и им руководствуется: так себя не ведут, это недостойно, неправильно и т. д.

9. Чувство стыда

Чувство стыда полезно и вырастает из отношений с обществом, из социальных эмоций как социальный отклик, который помогает прояснить ситуацию. Какую функцию выполняет стыд? Эта эмоция помогает понять, что что-то не так, и изменить свое поведение. Без стыда у ребенка нет полной информации о том, как надо.

10. Механизмы сопереживания и эмоционального предвосхищения

Как встать на позицию другого? С этого умения начинаются сопереживание и сочувствие, которые в дальнейшем вырастают в эмпатию. Этот навык во многом зависит от особенностей личности и характера, чувствительности. Одни дети плачут, когда смотрят фильмы, другие — нет. Тем не менее сопереживание, способность понимания состояния другого человека и его эмоционального настроя можно и нужно формировать.

Эмоции играют огромную роль в наших регуляторных процессах. Если ребенок все время жил в эмпатичном пространстве, то сопереживание становится его естественной реакцией. У нас нет врожденных моральных черт характера, но примерно к подростковому возрасту мы можем сформировать нравственный характер.

Риски в моральном развитии современного ребенка

Основные риски возникают в семье и связаны со стилем родительства, образом жизни и составом семьи. Но на ребенка также влияют средства масс-медиа, социальная среда, недостаток общения с ровесниками и установки, которые ему прививают в детском саду.

Неблагополучные семейные отношения, пренебрежение родительскими обязанностями, отсутствие общения в семье. Мораль складывается во взаимодействии между людьми и растет из общения. Если в семье у каждого ее члена жизнь происходит в виртуальном мире, в гаджетах, то опыта реального общения не возникает.

Понимание любви как вседозволенности, потакание потребностям ребенка, воспитание по типу «кумир семьи». Кажется, что при такой модели у родителей вырастет сильная личность с высокой самооценкой, но оказывается совсем наоборот.

К семи годам ребенок вдруг начинает чувствовать неуверенность. Его самооценка начинает падать. Родители не понимают, что происходит, ведь они все время его хвалят.

Почему так происходит? Ребенок чувствует собственную некомпетентность, он не может действовать, потому что не ориентируется в возникающих сложностях. Внутренне он ощущает пустоту. Внешней любви родителей оказывается недостаточно для того, чтобы сформировать любовь внутреннюю. Ребенок ищет и не может найти ответ на вопросы: «А что я есть? А что я собой представляю? Чем я реально могу гордиться? Чего я достиг?»

«Парниковый эффект» возникает, если родители всячески стараются оградить ребенка от любых проблем и неприятностей. Конечно, не нужно специально создавать сложности в жизни ребенка, но разумные ограничения и преодоление трудностей должны быть. Сейчас популярностью пользуются детские лагеря с программами по выживанию в лесу, например. Элементарные достижения, вроде разжигания костра, приносят ребенку радость и удовлетворение от самостоятельно выполненных действий.

Отсутствие в семье и окружении нравственных норм, образцов нравственного поведения. Внешне все ведут себя прилично, никто не нарушает закон, но вот нравственный выбор либо не происходит, либо не транслируется детям. Дети, как правило, отчуждены и психологически заперты в своей счастливой детской комнате. С ними не обсуждают проблемы родительской жизни, например, возникающие на работе неприятности. В результате у ребенка нет включенности в жизнь родителей, а значит, он не видит реального примера выбора, который делают его родные, решая свои проблемы.

Однодетная (особенно неполная) семья, где мало образцов взаимной заботы, помощи, поддержки и уступок. Одно из главных преимуществ большой семьи в том, что всегда есть кто-то, о ком можно заботиться. Конечно, в большой семье больше конфликтов, противоречий, но как раз в такой атмосфере формируется опыт разрешения этих противоречий и складываются самые разные модели отношений.

Тотальное влияние медиа, пропагандирующих отказ от морали, ориентацию на собственные потребности, доминанту собственного Я. Современное общество эксплуатирует наше потребительское поведение. Сейчас ребенок стал главным объектом индустрии потребления, на него направлены реклама и маркетинг. И противостоять этому — отдельная воспитательная задача.

Пока этому не учат в детских садах и школах, но очевидно, что необходимо формировать совершенно новую экономическую, финансовую, потребительскую компетентность — как не покупать все на свете.

Как ни странно, эта проблема напрямую связана с моральным развитием, потому что в обществе смещается акцент в ценностях и смыслах, целях и общих закономерностях развития.

Недостаточная ориентация на дружбу и взаимопомощь — в дошкольных образовательных организациях мало внимания уделяют формированию у детей ориентации на партнерские доброжелательные отношения. Акцент делается на развитие интеллекта и получение знаний, на победу в свободной конкуренции. Но все психологические исследования показывают, что конкуренция рождает только агрессию.

В нашем обществе широко распространены невроз успеха и невроз скорости. Причем затрагивают они и детей. Кто меня опередил? У кого больше лайков? Не успел, надо было вчера. Стремительная интенсификация всех процессов и конкуренция, охватывающая все отношения, для ребенка оказываются невыносимыми. Часто соревнование начинается уже в детском саду, где, вместо того чтобы формировать сплоченность и командное взаимодействие, усиливаются разобщенность и невротизация.

Снижение количества контактов между сверстниками, утрата культуры дворовых игр, где ребенок учился договариваться, разрешать конфликты, общаться… Сейчас, вероятно, нет способов вернуть эту культуру, но в то же время стали популярными коммерческие проекты по моделированию двора, где собирают детей и обучают их дворовым играм.

Вера в справедливый мир

Примерно к шести годам у ребенка формируется первичная картина мира; принцип, на котором она построена, — принцип справедливости. У всех детей есть вера в справедливый мир. Пусть она примитивная и банальная: хороший мальчик — у тебя все будет хорошо, плохой мальчик — у тебя будут проблемы, но она играет важную роль в воспитании.

Если ребенок жалуется на кого-то, кто плохо себя ведет, это происходит не обязательно потому, что он хотел наябедничать. Ему нужно восстановить свою картину мира и удостовериться в ее прочности, в том, что он все правильно понимает.

Для ребенка крайне необходимы упорядоченность, предсказуемость, надежность. Дальше по мере развития практически все мы разочаровываемся и понимаем, что мир несправедлив. Но есть некоторый процент людей, которые сохраняют веру в персональный справедливый мир. И именно из них вырастают наиболее нравственные люди, которые реализуют стратегии альтруизма, пытаются этот мир реально сделать справедливым и самим фактом своего существования эту справедливость несут.

     

Источник:

Семинар «Механизмы и методы морального развития детей» Т.П. Авдуловой в рамках проекта «ПЕДАГОГИКА LAB» в Московском институте психоанализа, 29 октября 2019 года

Первую часть конспекта можно прочитать здесь

моральные нормы правила в семье — Школьные Знания.com

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее просветитель отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия…а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из сего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума»1. Предметом нашего исследования в данной работе является процесс нравственного воспитания детей в семье.Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.В силу специфики своей работы, с проблемами семьи и общества сталкивается социальный педагог. Первое знакомство – с ребёнком, второе – с его семьёй. И здесь практика показывает, что, как это ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу приходится учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей в семье. Этому служат цели и задачи данной курсовой работы.Цель работы – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.Достижению поставленной цели служат следующие задачи.Изучая научно-педагогическую литературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей в семье. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.Были использованы следующие методы и приёмы.Анализ научной литературы.Анализ бесед с родителями и детьми (опыт педпрактик).Объект исследования – взаимоотношения в семье.

Привитие детям моральных ценностей

В течение следующих нескольких лет вашему ребенку предстоит совершить важный переход. Ей придется перейти от «быть хорошей», потому что вы так ей сказали, к тому, чтобы стать цивилизованной и добродетельной самостоятельно. Как бы вы это ни назвали — усвоение ценностей, усвоение моральных принципов, принятие того, чему вы ее научили, или развитие хороших привычек — поощрение и облегчение этого процесса является вашей самой важной обязанностью как родителя. Естественно, нельзя рассчитывать на 100-процентный успех в этой области — никто из нас никогда не будет нравственно совершенным, пока мы живем в этом мире. Но вы можете отслеживать прогресс вашего ребенка в ряде важных областей, в том числе:

  • Активная, осмысленная вера в Бога, которая применяется в повседневной жизни и влияет на отношение и решения.
  • Уважение к другим в семье и за ее пределами, независимо от возраста, расы, пола, внешности или поведения.
  • Подчинение человеческим властям и Богу.
  • Уважение к собственности и имуществу других.
  • Понимание того, что счастье в конечном счете не зависит от материальных вещей.
  • Приверженность честности и прямоте, наряду с постоянной, внутренней привычкой говорить правду.
  • Самоконтроль, самодисциплина и понимание важности отсрочки вознаграждения при работе над достижением будущих целей.
  • Искреннее отвращение к непристойным, оскорбительным или богохульным выражениям.

Очевидно, что ваш ребенок не разовьет эти достоинства за одну ночь. Она может неоднократно поступать правильно из-за вашего послушания. Но возрастание мудрости и применение моральных ценностей — это проект на всю жизнь, и такие ценности наиболее эффективно усваиваются на примере и на примере. Она многое узнает о вере, когда услышит, как вы молитесь; об уважении к имуществу, когда она становится свидетелем того, как вы платите за то, что случайно сломали; и об отношениях, когда она видит, как ты извиняешься, когда сделал что-то не так.

Она будет прислушиваться к вам, когда вы реагируете на раздражающие ситуации и людей, и, нравится вам это или нет, она, вероятно, будет подражать вашему языку и отношению, когда столкнется с подобными обстоятельствами. Она может не понять или не оценить, как усердно вы работаете, чтобы обеспечить ее едой, одеждой, жильем и другими предметами первой необходимости и прелестями жизни. Но когда вы продемонстрируете мужество, доброту, признательность и милосердие, ваши действия глубоко врежутся в ее память.

Наконец, важно помнить, что даже при таком намерении большинство этих взаимодействий невозможно спланировать или втиснуть в несколько минут «качественного времени». Большинство возможностей обучать или моделировать моральные ценности возникают сами по себе и не могут быть организованы или «расписаны по расписанию». Поэтому постарайтесь также проводить «количество времени» со своим ребенком, чтобы не пропустить те подлинные обучающие моменты, когда они случаются. Вы не можете воспользоваться моментом, если вас нет рядом, чтобы воспользоваться им.

Если вам нужна помощь в применении этих концепций на практике, не стесняйтесь звонить нашим сотрудникам. Наши консультанты будут рады обсудить ваши вопросы с вами по телефону.

 

Ресурсы
Если название в настоящее время недоступно через Focus on the Family, мы рекомендуем вам использовать другого продавца.

Руководство для родителей по духовному росту детей

Семейные беседы о вере

Воспитание детей с христианской убежденностью

Семейный разговор на темы веры

Статьи

Духовный рост для детей

Дайте детям моральный компас

Что такое семейные ценности? — Определение и примеры 

Купить сейчас

Все семейные единицы имеют собственный набор семейных ценностей. Точно так же, как ни одна семья не идентична другой, основные семейные ценности и убеждения также могут значительно различаться.

Но что такое семейные ценности и почему они так важны? Семейные ценности могут передаваться из поколения в поколение, формируя характер и личность всех членов семьи. Основные ценности взросления человека окажут длительное влияние на его отношения и работу во взрослой жизни.

Что такое семейные ценности?

Определение семейных ценностей в соответствии со словарем Merriam-Webster:

«ценности традиционного или консервативного типа, которые поддерживают здоровое функционирование семьи и укрепляют ткань общества»

Ценности семьи семьи часто прививаются детям их родители и передаются будущим поколениям. Изменения в обществе могут привести к тому, что семейные ценности со временем будут подвергаться сомнению и адаптироваться.

Хотя каждая семейная ячейка может иметь свои уникальные семейные ценности, все родители сознательно или подсознательно передают определенные ценности и убеждения своим детям. Дети, растущие с основными семейными ценностями, часто имеют сильную систему убеждений, которая совпадает с ценностями и взглядами их родителей.

Примеры семейных ценностей

Каждая семья может иметь свой собственный набор ценностей, но большинство систем ценностей попадают в определенные категории, включая:

  • Социальные
  • Политический
  • Мораль
  • Религиозный
  • Работа

Если вы пытаетесь составить список семейных ценностей для своей семьи, вот несколько примеров для каждой из вышеуказанных категорий.

Социальные ценности

Эти семейные ценности используются для того, чтобы направлять и поощрять всех членов семьи взаимодействовать друг с другом и другими людьми определенным образом. Воспитание детей с хорошими социальными семейными ценностями может помочь улучшить сообщества и общество в целом.

К популярным социальным семейным ценностям относятся:

  • Доброе отношение к людям.
  • Всегда будь честен с другими.
  • Используйте свои манеры и будьте уважительны.
  • Никогда не применяйте насилие или словесные оскорбления.
  • Будьте хорошим командным игроком.
  • Отмечайте достижения других.
  • Помогайте нуждающимся и заступайтесь за тех, кто не может за себя постоять.

Политические ценности

Когда дело доходит до политики, у каждого есть свои взгляды и мнения. Независимо от того, как человек выбирает голосовать, политические ценности важны.

Примеры политических семейных ценностей:

  • Непредвзятость.
  • Уважать мнение других.
  • Будьте патриотами и верьте, что Америка — страна свободных людей.
  • Обращайтесь ко всем как к равным.
  • Уважайте полицию и закон.

Моральные ценности

Моральные ценности составляют основу семейных отношений и общества в целом. Моральные ценности человека связаны с тем, что он считает правильным и неправильным. Моральные ценности связаны с поведением человека, его мнениями и отношениями с другими людьми.

Примеры нравственных семейных ценностей:

  • Важно всегда говорить правду.
  • Относитесь к другим с уважением и добротой.
  • Возьмите на себя ответственность за свои действия.
  • Никогда не отказывайтесь от своей мечты.
  • Работай усердно.
  • Слушайте друг друга.
  • Берегите друг друга.

Религиозные ценности

В современном обществе существует множество различных религий и конфессий. Семьи могут исповедовать разные религии, но многие конфессии имеют схожие основные ценности.

Примеры религиозных семейных ценностей:

  • Помощь нуждающимся и волонтерство.
  • Относитесь к другим с любовью и состраданием.
  • Уважение убеждений других.
  • Оставаться верным своей религии и продолжать духовно расти.
  • Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Рабочие ценности

Родители могут передать своим детям хорошую трудовую этику через определенные семейные ценности и убеждения. Рабочие ценности, привитые в детстве, могут помочь создать более счастливую и продуктивную рабочую силу в будущем. Положительные ценности, связанные с работой, также могут помочь детям лучше успевать в школе, а также создать семейную среду, в которой обязанности по дому и поручения распределяются между ними.

Примеры семейных ценностей:

  • Поделитесь своими идеями.
  • Слушайте и учитывайте идеи других.
  • Будьте хорошим командным игроком.
  • Отмечайте достижения себя и других.
  • Относитесь к одноклассникам и коллегам с добротой и уважением.
  • Работайте усердно, но находите время для отдыха.
  • Отдайте предпочтение образованию и саморазвитию.

Как вы передаете свои ценности своим детям?

Если вы выросли в семье с сильными убеждениями, вам может быть интересно, как передать эти основные семейные ценности своим детям. Передача наших мыслей и мнений о таких вещах, как отношения и мораль, часто происходит подсознательно, но есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы активно развивать собственный набор ключевых ценностей вашей семьи.

  1. Подавайте пример – Если вы хотите, чтобы ваши дети разговаривали с вами уважительно, вам нужно разговаривать с ними уважительно. Если вы не хотите растить детей, которые лгут, всегда будьте честны сами.

Самый простой способ привить ребенку позитивные ценности — смоделировать их самостоятельно. Если вы хотите, чтобы дети были добрыми и учитывали чувства других, вы должны делать именно это. Дети находятся под сильным влиянием своего семейного окружения, и если вы хотите, чтобы ваши дети выросли счастливыми, всесторонне развитыми взрослыми, вам нужно моделировать желаемое поведение дома.

  1. Общайтесь – Вам не нужно писать список семейных ценностей и прикреплять его к холодильнику (если вы этого не хотите), но важно говорить о них со своими детьми. Вам не нужно придавать этому большое значение, но если вы регулярно будете напоминать своим детям, как относиться к другим, вести себя и так далее, это поможет заложить основы их морали и системы убеждений.
  1. Не усложняйте . Длинный список семейных ценностей не проблема, но постарайтесь не усложнять его слишком сильно. Разделение ваших семейных ценностей на категории (как мы указали выше) может помочь держать всех на одной волне и понимать, что от них ожидается в разных ситуациях.
  1. Создайте семейный девиз – Выбор семейных ценностей, которые следует закрепить в ваших детях, может показаться большой ответственностью. Если составление списка убеждений для регулярного повторения кажется слишком тяжелой работой, может быть достаточно придумать семейный девиз. Например, простой семейный девиз может быть таким: 9.0224 в этой семье мы добрые, честные и уважительные
    . Вы можете проявить творческий подход и сделать его более личным, добавив фамилию своей семьи или придумав забавный стишок, который запомнят все члены семьи.
  1. Регулярно возвращайтесь к основным ценностям – Ни одна семья не идеальна, и даже те, у кого самые лучшие ценности, не смогут всегда вести себя и общаться должным образом. Когда что-то пойдет не так, вернитесь к своим семейным ценностям и объясните, как все должно было произойти.

Например, если ребенок лжет, напомните ему об основной семейной ценности честности и объясните, почему важно всегда говорить правду. По мере того, как ваша семья растет и меняется с течением времени, может быть полезно пересмотреть свои семейные ценности и посмотреть, нужно ли адаптировать ваш список.

Важность семейных ценностей

Семейные ценности, которые родители решают передать своим детям, играют огромную роль в обществе. Научите своих детей важности уважения дома, чтобы показать им, что в будущем важно прислушиваться к авторитетным лицам, таким как учителя и работодатели.

Когда мы воспитываем детей добрыми, мы создаем поколение заботливых и сострадательных людей. Когда семейные ценности сосредоточены на позитивном поведении и здоровом общении, это может быть только преимуществом для общества в целом.

Прививая своим детям хорошие семейные ценности, вы укрепите их отношения с вами, а также научите их общаться и строить крепкие отношения с другими людьми по мере их взросления.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts