Багаевская средняя школа №3 — Введение курса ОРКСЭ в четвертом классе
шаблоны сайтов
joomla templates
На Руси на протяжении многих веков семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. В семье ребенок обучался социальным ролям. За последние годы институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых родителях растет количество детских домов. Поэтому назрел вопрос о возрождении устоев.
Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Содержание модулей не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не
Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что федеральный эксперимент предусматривает разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями.
В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить и не приводило к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.Во-первых,предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.
Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская)
В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» — еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета — помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст– один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания,сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности.
Современное российское общество разбито на мелкие социальные группы – семейно-родственные, дружеские, корпоративные, криминальные и другие. Внутри них действуют определенные нормы морали, основанные на обязательствах, интересах, страхе потерять поддержку группы. За пределами группы все позволено, хорошо (морально) то, что содействует решению ее задач. В этих условиях понятия «патриотизм», «гражданственность», «национальные, общественные интересы», «общественная нравственность» теряют смысл.
Трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в 4-х классах способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Что бы Вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зернышко — ни семью накормить, ни самому насытиться. Что же, выбросить его как бесполезное? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зерен, через год девятьсот, еще через год он засеет зерном все поле и получит обильный урожай.
Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще требуется любовь к нашим детям. Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем — чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения — унесем с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный предыдущими поколениями.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников систематически знакомятс историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителямибудут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Учителя последовательно, глубоко, профессионально говорятс детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрываютперед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку:
· Люби ближнего своего, как самого себя;
· Не убий;
· Не кради;
· Не лги;
· Будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых;
· Не помни зла.
Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся в мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Источники нравственных заповедей определяются по-разному. Верующие считают, что они установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это важное моральное правило жизни, истинность которого доказана опытом многих предшествующих поколений. При этом все соглашаются, что общество, не соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель.
В то же время, предмет ОРКСЭ может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания.
Большинство родителей в той или иной мере ощущает недостаток содержания воспитания детей. Семья психологически и физически защищает ребенка, создает необходимые материальные, социальные, культурные условия для его личностного развития. Семья в полной мере выполняет свои традиционные функции защиты и поддержки, но как только мы переходим в сферу семейного воспитания, то обнаруживаем здесь немалые проблемы.
Воспитание всегда содержательно наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Как объяснить ребенку, что брать чужое плохо, если кинопродукция, которую он поглощает ежедневно в больших количествах, заполнена привлекательными героями, ведущими легкую, сытую беззаботную жизнь, не отягощенную выполнением моральных норм.
Современные родители в воспитании детей преимущественно используют принцип «живи, как я». Родители и дети любят друг друга, первые стараются жить достойно, вторые им подражают. При таком способе семейного воспитания дети перенимают не только достоинства, но и все недостатки родителей. Не имея возможности говорить с детьми о нравственности, родители не могут корректировать их поведение в семье и обществе, целенаправленно формировать психологические механизмы защиты от зла, агрессии, лжи, порока и других социальных болезней, которые разрушают не только общество и семью, но и личность.
Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика). Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Данныйучебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.
Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» велико. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая — имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
В конце четвертой четверти 4 класса, на последних уроках, предусмотрены несложные итоговые творческие работы, проекты, обобщающие пройденный материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
история мировых религий
основы светской этики.
Каждый из модулей разделяется на 4 блока.
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
2. Основы традиционных религий и светской этики.
3. Традиционные религии и этика в России.
4. Духовные традиции многонационального народа России.
Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Современные родители мало говорят со своими детьми. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.
Данныйпредмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. У каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.
Уделите время ребенку. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.
Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.
Если простая игра складывается, пробуйте ее усложнить. Содержание разных модулей отчасти согласовано по ценностям: Отечество, культура, семья, человек, общество и др.. Не жалейте сил и времени для Вашего ребенка, учитесь вместе с ним.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.
Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.
Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети.
топографические карты
программа для вышивания
Параграф 16. Семья и быт
Вопрос 1. Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?
Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
• союзом мужчины и женщины;
• добровольностью вступления в брак;
• члены семьи связаны общностью быта;
• вступлением в брачные отношения;
• стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Семье, как любому нормальному организму нужны голова и сердце. Хорошо, когда руководит семьей добрая голова отца, а греет всех в ней умное сердце матери.
Мы оставляем в наследство своим детям только две вещи —корни и крылья.
Вопросы и задания к документу
В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьёй, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу его склонности, здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер… Но жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.
В семью приносятся и здесь переживаются общественные «успехи и неудачи… Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать… Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку… Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд — и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,— и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи — ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие… в них верят в добро и правду… В этих семьях дети — радость… тогда как в других они — лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебрежении.
Вопрос 1. В чём основная идея данного текста?
Жизнь семьи, её нравы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад её, в свою очередь, являются отражением жизни всего общества.
Вопрос 2. Какая социальная функция семьи в центре внимания А. Н. Острогорского? Чем его описание этой функции дополняет текст параграфа?
Социальная функция семьи – семья готовит человека к вступлению (вхождению) в социум (общество).
Вопрос 3. Как характеризует автор влияние общества на семью?
В семью приносятся и здесь переживаются общественные «успехи и неудачи… Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать… Семья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку… Но и, помимо таких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живёт в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд — и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по-звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причём все кругом кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными,— и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи — ссоры и брань.
Вопрос 4. Какие выводы из прочитанного текста можно сделать для понимания взаимосвязи семьи и общества?
Вывод – семья это маленькая модель общества.
Вопрос 5. Как вы думаете, почему данный текст, написанный около ста лет назад, не потерял своей актуальности?
Потому что психология человека и его сущность, воспитуемость – не изменились.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. В чём основное назначение семьи как социального института?
Семья — один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.
С институтом семьи тесно связан другой социальный институт — институт брака. Брак — признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.
Каждая семья — это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.
Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика — отца и мужа.
Вопрос 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры.
Роль женщины в семье изменилась вместе с изменением положения женщины в обществе: увеличивается занятость женщин, образование, интересы. Устанавливается равноправие и взаимная ответственность супругов в семье. Для поддержки семьи вводят дополнительные отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими детьми, устанавливаются денежные пособия, особые льготы и др.
Вопрос 3. Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную, и воспитательную.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.
Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи, так как общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т. е. в воспитании детей. Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.
Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Сохраняются ли в семье память, реликвии, традиции? Знают ли молодые люди историю своего рода, свои корни? Какими дорогами идут родители и дети: параллельными или пересекающимися? Сколько точек пересечения у этих дорог? Каково отношение взрослых к людям, к жизни? Что проявляется чаще: цинизм или гуманность, оптимизм или пессимизм, эгоизм или внимание к окружающим, трудолюбие или стремление вести праздный образ жизни? Что царит в семье: окрик, придирчивость, материальное вознаграждение за каждый шаг ребёнка, чрезмерные поблажки или ограничение свободы, а может быть, любовь, внимание и забота, авторитет родителей, нравственная оценка поступков?
Жизнь каждой семьи даёт ответы на такого рода вопросы. И она определяет развитие привычек и нравственных качеств ребёнка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.
К другим функциям семьи относят хозяйственную (ведение домашнего хозяйства), экономическую (материальное обеспечение семьи), эмоциональную (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи), социально статусную (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья), первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных сферах), духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.).
В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных — репродуктивная функция, для пожилой — функция эмоциональной поддержки, духовного общения.
Вопрос 4. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше двух. По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имели троих детей. К сожалению, в настоящее время в значительном количестве семей имеется всего один ребёнок, и это значит, что сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.
Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за Малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребёнка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определённых нравственных качеств). Благодаря семье ребёнок получает первые трудовые и нравственные навыки: учится оказывать помощь по дому, заниматься самообслуживанием, вести себя по определённым правилам, заботиться о родителях и старших членах семьи.
Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребёнка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.
Вопрос 5. Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?
На мир семьи влияют другие социальные институты, а также общественные явления и процессы: право, религия, мораль, традиции, характер социальной поддержки семьи обществом и государством. Состояние семьи обусловлено общественным развитием. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества.
В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, не свойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Традиции, нормы поведения, характер отношений между супругами, родителями и детьми проходят проверку жизнью, отметающей устаревшее и не соответствующее общественному развитию.
Изменение положения женщины в семье связано с изменением её положения в обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются интересы. В нашей стране во всех категориях работающих более половины — женщины. При этом следует отметить, что среди специалистов с высшим и средним специальным образованием женщин свыше 60%.
Традиционные роли, когда женщина ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность- семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнёрского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех её членов.
В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками.
Происходит разделение институтов брака и семьи. В настоящее время единство семьи всё меньше зависит от давления общества (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, ритуалов) и всё больше — от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растёт количество фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
Внимание, которое уделяется материальному обеспечению детей в семье (пищей, одеждой и т. п.), часто значительно превосходит то, что направлено на духовное развитие. Взрослые мало общаются с детьми — им некогда и далеко не всегда у них есть такое желание. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьезным конкурентом семейным интересам.
Вопрос 6. Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?
Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа — патриархальной семьи. Вспомните: в патриархальной семье власть принадлежит главе семейства — отцу. Все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел.
Вопрос 7. Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?
Семья и быт неразрывные составляющие т. к. в каждой семье существует быт. Быт – это то, что окружает нас….обязанности по дому есть в каждой семье. Многие семьи распадаются именно потому, что заранее было не оговорена роль в семье каждого; они сталкиваются со многими проблемами связанными с бытом.
Вопрос 8. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей? Как эта задача решается?
В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).
На основе своего жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей, молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.
Один из аспектов научного изучения быта — исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.
Другой аспект изучения быта — обязанности супругов. Данные исследования показывают, что среди молодых супружеских пар растёт число мужей, которые готовят обед, стирают бельё, гуляют с детьми, сопровождают детей в детский сад или ясли, закупают продукты, моют посуду. Это говорит о наметившейся тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем несравненно выше, чем мужчин. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый среди супругов среднего возраста не занимается домашними делами.
Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, чувства локтя, ответственности друг за друга и за семью в целом.
Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытового обслуживания с филиалами и приёмными пунктами, ремонтные мастерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.
Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферами торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В современных условиях домашний быт и сфера услуг составляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова — это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.
Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Всё более распространённой становится покупка частично приготовленной пищи — полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту, — результат общественного производства.
Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Можно ли утверждать, что рост материального благосостояния семьи всегда ведёт к повышению воспитанности выросших в ней детей? Свой ответ аргументируйте.
Материальное благо это конечно хорошо, но это далеко не показатель духовности человека. Да, возможно деньги положительно повлияют на семью, но на мой взгляд, это маловероятно. Скорее всего, на нравственность это или не повлияет, или скажется отрицательно.
Воспитание не зависит от материального состояния. Скорее рост благосостояния семьи отрицательно сказывается на нравственном воспитании. Если родители не вводят нравственных ограничений. Имея неограниченную финансовую подпитку подросток может выходить за рамки поведения.
Вопрос 2. Смерть от болезней сердца постигает людей бессемейных в 3,5 раза чаще, чем живущих в кругу семьи. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Даже в сравнительно юном возрасте (20—30 лет) смертность среди холостяков на 25% выше, чем среди женатых. Какие выводы можно сделать из этой статистики?
Раньше семья это было норма в обществе, и если ты не женат и не завёл семьи – это не приветствовалось, таковы были традиции. Ведь когда растёшь в семье и проблемы проще решать, есть кому подсказать, дать совет, помочь. А сейчас всё чаще живут гражданским браком причём большинство даже живущие в гражданском браке считают что они свободные. Всё это свидетельствует о том что когда человек живёт один ведёт распутную жизнь его некому притормозить (когда женат это как правило делает жена и все деньги он пускает в дом в развитие семьи), а тут не нужно не куда тратить только на себя, и в итоге человек больше пьёт чем ищет себе вторую половинку.
Вопрос 3. Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. О чём свидетельствуют эти цифры?
Это говорит о низком уровне нравственности родителей, они рожают детей, хотя знают, что не смогут их воспитывать.
Отсутствие моральных устоев, ответственности, Много стало «кукушек»-родителей, поигрались и бросили. Пусть другие думают, а им зачем проблемы.
Четыре способа, которыми учителя могут помочь учащимся развить совесть
Совесть. Это тихий голосок в нашей голове, который говорит нам, как поступать правильно, затрагивая ту часть нас самих, которая от природы хороша и добра, помогая заставить замолчать ту сторону, которая таковой не является.
Когда мы слушаем это, мы чувствуем умиротворение, зная, что поступаем правильно, как бы тяжело это ни было. Когда мы его не слушаем, ну, это уже другая история. «Нет более ужасного свидетеля и более могущественного обвинителя, чем живущая в нас совесть», — писал Софокл 2500 лет назад.
Каким бы ни был век, нам всегда нужно больше людей, которые прислушиваются к своей совести и действуют по совести. Но развить рабочую совесть — немалый подвиг. По словам эксперта по нравственному воспитанию Дарсии Нарваес, развитие характера зависит от совести . Родители и школа могут учить детей таким добродетелям, как честность, справедливость и ответственность, путем моделирования, обсуждения и практики, но когда дело доходит до дела, именно совесть ребенка определяет, будут ли они применять эти добродетели в случае необходимости.
Рекламное объявление ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Исследования показывают, что для развития сильной совести мы должны начинать с раннего возраста, так как развитие совести начинается в младенчестве и происходит в основном в отношениях родитель/опекун-ребенок.
Но и у педагогов есть невероятная возможность продолжить работу, начатую дома. Действительно, школы во всем их многообразии обеспечивают учащимся идеальные условия для развития и практики навыков, необходимых для того, чтобы слушать свою совесть и действовать в соответствии с ней. Итак, с чего начнем?
Во-первых, как определить, развивается ли у молодого человека совесть? По мнению исследователей, есть несколько вещей, на которые следует обратить внимание: соблюдают ли они правила, даже когда никто не смотрит? Испытывают ли они беспокойство за кого-то, кто пострадал? И испытывают ли они дискомфорт, когда сделали что-то не так?
Например, если ребенку неудобно смотреть, как его друг неуважительно отзывается о ее матери, — это совесть. Ребенок знает, что нехорошо так разговаривать с родителями, и он чувствует внутри себя эмоции, которые говорят ему, что это неправильно. Если он сделает еще один шаг и скажет своей подруге, что она поступила неправильно, значит, он сделал выбор действовать по совести.
Понятно, совесть сложная штука. Ученые утверждают, что сильная совесть является результатом сложных психологических и реляционных процессов, таких как усвоенные ценности и нормы, а также способность чувствовать сопереживание и чувство вины. И даже если у них все это есть, это не гарантирует, что дети будут действовать на совесть. Это требует самоконтроля.
Хотя для развития этих навыков у детей может потребоваться много усилий, в конечном счете, это действительно хорошо для них и для общества. Исследование показало, что малыши и дошкольники, которые чаще действовали в соответствии с правилами своих родителей , когда родитель отсутствовал, были более заняты и имели меньше социальных проблем в школе.
Что могут сделать педагоги, чтобы поддержать развитие совести у своих учеников? Вот несколько советов, основанных на исследованиях.
1. Развивайте крепкие отношения между учителем и учеником
Дети начинают узнавать разницу между добром и злом от своих родителей или опекунов. Например, если ребенок бьет домашнюю кошку, родители говорят «Нет!» учит ребенка, что это не нормально.
Однако исследователи обнаружили, что природа отношений между родителями и детьми имеет решающее значение для этого процесса. Если родитель тепло и нежно относится к ребенку, выстраивая безопасные и доверительные отношения, тогда ребенок более восприимчив к усилиям родителей и с большей вероятностью будет выполнять их указания.
То же самое касается педагогов. Подумайте об учителях, которые были у вас в жизни. К кому из них вы чаще прислушивались? Я предполагаю, что это были учителя, которые приложили усилия, чтобы узнать вас, и которые были теплыми и доступными. Вероятно, это были те, кто проявлял к вам уважение, и кого вы уважали.
Итак, найдите время, чтобы лучше узнать своих учеников — их симпатии и антипатии, их боли, их надежды, их мечты — и пусть они увидят, что вы цените их как людей. Они также следят за тем, правильно ли вы решаете конфликты. Объясняете ли вы свои ожидания или прибегаете к угрозам или поддразниваниям?
Демонстрация заботы и уважения к учащимся в значительной степени побудит их слушать и доверять вашим указаниям.
2. Обсуждать, обсуждать и еще раз обсуждать
Как известно всем преподавателям, ученики часто интерпретируют события иначе, чем их учителя. Все нормально. Дети с самого раннего возраста усердно работают, чтобы понять мир и его правила. А процесс выяснения взаимосвязи между своим поведением, реакцией на него взрослого, влиянием, которое оно оказывает на других, и такими моральными эмоциями, как чувство вины, — очень психологически сложный процесс.
Чем больше они узнают о вашем отношении к вещам, тем больше они узнают о вашем мышлении, стоящем за вашим моральным суждением, и о том, чем оно отличается от их собственного. Исследования показали, что у матерей, которые нашли время, чтобы объяснить причины и последствия конфликта в мельчайших подробностях, дети имели более сильную совесть.
Но по мере того, как дети становятся старше, особенно когда они переходят в среднюю школу, эти обсуждения должны включать их сверстников. По мере развития они начинают подвергать сомнению и проверять правила, которые, как им известно, «произвольно» устанавливаются взрослыми, и правила, которые носят моральный характер: «Почему нам нужно ходить по прямой линии в школе?» против «почему мы не можем обмануть?»; «Почему нельзя жевать жвачку?» против «почему нам нельзя высмеивать кого-то в социальных сетях?»
Взрослые знают, что в этом мире нет абсолютных стандартов, которые можно было бы применять повсеместно. Дети тоже должны научиться этому, и им нужны возможности практиковать и развивать мудрость, которая поможет им справиться с колючими этическими дилеммами. Это также поможет им усвоить соответствующие правила и определить ценности, которыми руководствуется их совесть.
3. Моральная идентичность приемных учеников
У нас много идентичностей: расовая, этническая, религиозная, политическая, социальная, экономическая, гендерная, сексуальная и т. д. Но одна идентичность, которую исследователи считают решающей для того, чтобы поступать правильно, — это наша моральная идентичность , или насколько важно быть хорошим человеком для нашего самоощущения.
Действительно, по мере того, как ребенок все более и более успешно усваивает правила и избегает проступков, а также развивает эмпатию и сострадание к другим, он начинает считать себя нравственным человеком. Это, в свою очередь, может предсказывать хорошее поведение. Одно исследование показало, что пятилетние дети, которые называли себя очень нравственными, почти два года спустя продемонстрировали сильные просоциальные навыки. Другое исследование показало, что учащиеся с сильной моральной идентичностью более мотивированы вести себя просоциально — делиться, помогать и утешать других — даже если они не получают за это никакого признания. Это совесть в действии.
Педагоги должны помочь своим ученикам увидеть себя хорошими людьми. Хвалить детский характер — это нормально! Согласно исследованиям, говорить детям (особенно тем, кому около восьми лет), что они «полезные люди», более эффективно поощрять доброту в будущем, чем говорить: «Это было так полезно».
Другие способы воспитания моральной идентичности включают в себя предоставление учащимся простых подсказок, таких как чтение списков моральных принципов или написание рассказов с использованием моральных терминов. Одно исследование показало, что это может напомнить им об их моральной идентичности и помочь им вести себя просоциально. Вовлечение учащихся в общественные работы и предоставление им возможности поразмышлять над своим опытом также может помочь развить их ценности и идентичность как нравственных людей.
4. Продолжайте обучать SEL и навыкам внимательности
Это важнейшая «внутренняя работа» по развитию совести, и в ней много слоев, начиная с эмоциональных навыков.
Совесть обычно дает о себе знать через наши эмоции, а именно чувство вины и другие социально ориентированные эмоции, которые помогают нам осознать, что мы поступили неправильно или что другие страдают. Умение определять эти чувства и понимать, что они означают, может помочь учащимся развить сочувствие к другим, важнейший элемент совести. Действительно, исследования показывают, что дети с высоким уровнем эмпатии чаще проявляют просоциальное поведение.
Однако нам нужно пойти еще дальше и научить детей слушать их внутренние барометры — эмоции, которые говорят им, хорошо они поступили или не очень. Например, подумайте об эмоциональном «подъеме», который вы получаете, когда вы или кто-то, кого вы видите, делаете что-то доброе. Исследователи называют это «моральным возвышением» — встроенным механизмом, который действует как личная болельщица, которая говорит нам: «Ура! Продолжай делать это чаще!»
Внимательность может помочь детям развивать свое соматическое осознание, чтобы они могли лучше настраиваться на то, что говорит им их тело, и, следовательно, более внимательно прислушиваться к своей совести. Став более чувствительными к физическим, умственным и эмоциональным ощущениям в своем теле благодаря практике внимательности, они в конечном итоге смогут осознать, что внутренняя гармония означает чистую совесть, а беспокойство означает, что что-то не так.
Наконец, нам нужно помочь учащимся развить самоконтроль. Без этого они, возможно, не смогут действовать в соответствии с тем, что говорит им их совесть. Чтобы привести довольно универсальный пример, подумайте о времени, когда ваша совесть говорила вам не покупать продукт, который вы действительно хотели, потому что он был произведен компанией, которая противоречит вашим ценностям. Вы сдались? Если вы этого не сделали, поблагодарите свои мышцы самоконтроля.
Игры для мозга от Гарвардского центра SEL Kernels помогают развивать самоконтроль учащихся, обучая их останавливаться и думать, прежде чем решить, что делать. Это также побуждает студентов делать глубокие, медленные вдохи, чтобы помочь им сосредоточиться, когда эмоции становятся непреодолимыми, как это часто бывает, когда их признают «виновными по мере предъявления обвинений» или когда они видят страдания другого человека.
Научиться прислушиваться к своей совести — нелегкий путь, можно и будет больно. Вот почему Шекспир называл совесть «тысячей мечей». Но столкновение с этими мечами — часть человеческого пути. Если достаточное количество из нас научится внимательно прислушиваться к своему чувству правильного и неправильного, тогда, может быть, только может быть, мы достигнем точки, когда, как однажды сказала Элеонора Рузвельт, «наша совесть станет настолько нежной, что мы будем действовать, чтобы предотвратить человеческие страдания, а не чем отомстить за это».
Как прививать ценности младенцам и малышам
Воспитание
автор: ERIN STRYBIS
Источник: @thiswildheart
Эксперты сходятся во мнении: пора приучать детей к ценностям раньше, чем вы ожидаете. Исследования показывают, что маленькие дети замечают эмоциональные сигналы других — строительные блоки эмпатии — в младенчестве. По словам детского психолога Роберта Майерса, доктора философии, к 2-3 годам дети уже способны понимать простые моральные понятия. «Обучение эмпатии, самоконтролю и эмоциональной регуляции в раннем возрасте закладывает основу для [детей] изучения и понимания моральных ценностей и концепций», — сказал он.
Мы все хотим, чтобы наши дети стали добрыми, сострадательными и уважительными, но передача таких ценностей в раннем детстве может показаться пугающей. Эксперт по развитию детей Дон Рандман, доктор философии, сказала, что понимание стадии развития и темперамента вашего ребенка является ключом к передаче морали. Вот учебник для начинающих с советами Майерса и Рундмана.
Что наука говорит нам о молодых умах
Любая мама, которая видела, как ее маленький попугай озорной словечко знает, дети впитывают все, что их окружает, как маленькие губки. Это острое чувство наблюдения работает с первого дня жизни вашего ребенка. «У младенцев нет «обучающего переключателя», когда они сознательно решают изучать новые вещи в течение части дня, прежде чем щелкнуть его», — сказал Рундман. «Они всегда учатся на собственном опыте — так устроены их мозг и тело».
Согласно Рундману, младенцы лучше всего учатся, когда у них есть постоянный, любящий опекун, который удовлетворяет их основные потребности, защищает их от вреда и знакомит с большим, суетливым миром вокруг них. Важно отметить, что родители младенцев должны знать, что предоставление «первоначальной формы «общения лицом к лицу» со своими детьми» так же важно, как кормление и смена подгузников, добавила она.
К тому времени, когда дети становятся малышами, увеличение подвижности и понимания основного языка приводит к новой динамике обучения. Игра и любовные взаимодействия по-прежнему имеют решающее значение; вашему малышу также нужно, чтобы вы установили здоровые границы, которые он будет проверять. По словам Майерс, в этом возрасте они начинают понимать правила и следовать им, избегая наказания и стремясь к вознаграждению.
Источник: @danafaylee
Подготовьте сцену, определив свои убеждения
Независимо от того, являетесь ли вы партнером или родителем-одиночкой, найдите время, чтобы сформулировать свои ценности, записав их или рассказав о них, чтобы вы могли лучше передать их своему ребенку словами и действиями. Рундман предложил «спросить себя и своего партнера по воспитанию, какие детские переживания вы цените, а какие части были более трудными». Чему вы хотите подражать или что изменить теперь, когда вы стали родителем?
Также подумайте о том, как вы подходите к отношениям с другими, как вы относитесь к животным и природе, а также о своем понимании цели в своем сообществе и мире. Если вы религиозны, подумайте о том, как вы относитесь к Богу. В нашей семье, например, мы ценим честность, доброту, прощение, сочувствие и благодарность, которые проистекают из нашей веры.
Родители должны думать о ценностях как можно раньше и чаще, сказал Рундман. Если вы состоите в паре, это не «разговор наедине», а скорее постоянная дискуссия, которая будет у вас на протяжении всего детства.
Хотите знать, как познакомить детей с ценностями? Вот три совета для начала:
1. Постройте здоровые отношения
Недавние исследования показывают, что в первые годы жизни «мозг запрограммирован на формирование прочных отношений», отмечает Рундман в своей книге « Little Steps, Big Faith ». Она добавила, что создание надежной привязанности к ребенку имеет первостепенное значение для его эмоционального развития. Майерс рекомендовал родителям сблизиться с ребенком посредством «позитивного и игривого взаимодействия», которое будет усложняться по мере взросления ребенка. «Младенцы также должны быть в безопасности, так как они очень импульсивны». Когда вы удовлетворяете потребности ребенка в пище, сне, играх, безопасности и любви, вы формируете здоровые отношения, благодаря которым он будет воспринимать все остальные.
2. Делитесь своими ценностями с помощью песен и рассказов
Младенцы способны находить смысл в музыке, поэтому продуманное составление плейлиста, основанного на ценностях, может иметь большое значение. Если вы человек веры, это может означать интеграцию вашей любимой музыки поклонения. Вы также можете просто интегрировать песни — например, невозможно забываемые джинглы из Daniel Tiger — , которые отражают ваши основные убеждения. (Личный фаворит: «Когда вы так разозлились и хотите зарычать, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до четырех!»)
Кроме того, когда вы разговариваете со своим ребенком и читаете ему истории, помните о типах историй, которыми вы делитесь. «Ваша детская библиотека и множество онлайн-списков для чтения помогут составить список названий, которые помогут вам начать называть ценности, наиболее важные для вас», — сказал Рундман (см. наши рекомендации по книгам, воспевающим разнообразие). Попробуйте включить хотя бы одну книгу, ориентированную на ценности, во время рассказа.
3. Интегрируйте значения в свои процедуры
Если вы сделаете разговоры о ценностях привычкой, ваш младенец заметит это и в конце концов присоединится к вам, когда подрастет. «Ритуализируйте свои ценности. Говорите или пойте их вслух в предсказуемое время, например, перед едой (мы благодарны за эту еду!) или когда вы собираете игрушки (мы помогаем, помогаем, помогаем нашим друзьям!), — сказал Рундман. Подумайте о своих существующих привычках, таких как время сна. Что бы вы могли добавить, чтобы передать самое важное? Возможно, вы добавите подтверждение любви или молитву.
Источник: @luckyandi
Вот три совета, как научить малышей ценностям:
1. Заметьте и назовите положительное поведение
Теперь, когда ваш ребенок стал более зрелым, вам будет легче сообщать ему о своих убеждениях. «Когда вы заметите, что ваш ребенок показывает положительное значение, назовите его, чтобы он начал понимать, как его поведение соответствует этим значениям», — сказал Рундман. «Не нужно перебарщивать с подтверждением каждого их шага, но я думаю, что родителям полезно замечать и называть. Во многих семейных системах, где дети демонстрируют вызывающее поведение, родители называют только негативное поведение, поэтому ребенок может привыкнуть к тому, что это самый эффективный способ привлечь внимание».
Компания Rundman призвала родителей малышей продолжать выбирать музыку и книги, которые отражают ваши ценности и религию, если это применимо. Подходящие по возрасту видеоклипы, шоу и фильмы теперь также могут быть в миксе. Найдите время после чтения или просмотра историй, в которых обсуждаются сложные темы (например, что происходит, когда вы лжете или причиняете кому-то боль) и называете положительные и нежелательные модели поведения, чтобы познакомить ребенка с вашими ожиданиями.
2. Ввести правила
В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок начнет понимать правила и следовать им. «Детей следует обучать правилам, которым они должны следовать в разных ситуациях и местах, прежде чем они столкнутся с ними», — сказал Майерс. Правила должны отражать ваши ценности и быть простыми для понимания.
Будьте осторожны, не перегружайте исправлениями. «Родители должны продолжать искать возможности хвалить поведение, отражающее здравый смысл и доброту к другим», — сказал Майерс. Ваш ребенок неизбежно нарушит правила, и Рундман подчеркнул, что «малыши должны знать, что их будут любить и принимать, даже когда они проверяют границы своих отношений».
В этом возрасте следует ожидать истерик, особенно когда ваш ребенок сопротивляется правилам. Майерс сказал, что родители должны рассматривать их как обучающие моменты. Во время нервного срыва «родители должны успокаиваться и проявлять сочувствие к своим [детским] чувствам», — сказал он. Как только ваш ребенок успокоится, обсудите, что вызвало вспышку гнева и как он мог бы по-другому справляться с разочарованием в будущем.
3. Укажите образцы для подражания
За 30 с лишним лет работы детским психологом Майерс знает, что маленькие дети больше всего учатся, наблюдая за образцами для подражания. Рундман тоже увидел силу образцов для подражания и предложил найти детей постарше, которые могли бы взять на себя эту роль для вашего ребенка. «Мы знаем, что одно дело, когда родители говорят малышам или дошкольникам «сделай то или это», — сказала она. «Когда они могут видеть, как их няня или старший двоюродный брат добры и делятся, это служит ярким примером моделирования».