Мотив. Что такое «Мотив»? Понятие и определение термина «Мотив» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать) – обобщение материальных предметов, которые представляют ценность для человека и определяют вектор его деятельности. Субъект воспринимает мотив как специфические эмоции, которые могут быть положительными, когда личность находится в приятном для него состоянии ожидания, или отрицательными, если человек недоволен тем, что реальное положение дел не соответствует его ожиданиям.
Термин «мотив» нередко используют как синоним для цели и потребности, однако эта синонимизация некорректна. Потребность – это желание человека устранить какой-либо дискомфорт, в то время как цель – это процесс выбора того самого предмета, который может удовлетворить требования, продиктованные мотивом.
Мотив – один из основных терминов в психологии: в частности, советские психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн использовали это понятие при разработке психологической теории деятельности. Согласно этой концепции, мотив понимается как опредмеченная потребность.
Мотив развивается, когда происходит расширение круга деятельности, которое способствует изменению предметной действительности. Так, развитие в обществе объективных ценностей и идеалов способствует трансформации мотивов отдельных представителей этого общества. У животных же, напротив, диапазон мотивов дан от природы и ограничен свойствами, присущими конкретному биологическому виду.
< Мортидо
Мужество >
Популярные термины
В чем мой интерес
Нас учили стесняться себя, своих желаний. И в итоге вытравили живой интерес к жизни. Писатель Николай Крыщук о том, как важно разрешать себе и своим детям заниматься тем, что действительно интересно.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Как пережить менопаузу? Она доведет меня или до развода, или до депрессии»
- 3 главных секрета брака — узнайте, как сохранить любовь в длительных отношениях
- Календарь с австралийскими пожарными — 2023: галерея и мнение психолога
- Когда жизнь — трагическая постановка: почему мы так любим драматизировать
- Коридор затмений предвещает беду: 5 главных мифов об астрономическом явлении
- Как ухаживать за кожей в период менопаузы: советы женщинам
- «Бывший муж то пытается наладить со мной контакт, то отталкивает: что это значит?»
- Чего избегать во время ссоры: стоп-слово — откажитесь от него навсегда
Сегодня читают
- «Из-за сексуальных фантазий мужа наши отношения вот-вот разрушатся»
- 8 запретных тем для разговора
- «Муж ушел к беженке из Украины, которая младше его на 20 лет»
- Ни в горе, ни в радости: 5 признаков, что семья на грани развода
- 8 неочевидных причин депрессии
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии?
Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии? Примеры мотивов. Иерархия мотивов. Что хочет человек? Научный эксперимент. Свобода выбора мотива.
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с Вами рассмотрим еще одну важную составляющую психической сферы человека! В нашей жизни мы порой сталкиваемся с трудными ситуациями, когда поведение другого человека, а в некоторых случаях собственное, вызывает недоумение и мы задаем себе вопросы:
— Почему он так сделал?
— Что им двигает?
— Каковы истинные причины его поведения?
— Что его побуждает так себя вести?
В переговорах участник также задает себе подобные вопросы с целью понять оппонента, причины его поступков. Такие вопросы актуальны даже в тех случаях, когда противоположная сторона с удовольствием сама сообщает о причинах своего поведения. Почему? Потому что ответы оппонента могут не отражать подлинную виртуальную реальность, которой руководствуется человека.
Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.»
Предъявленные ответы могут быть частью манипуляции и ложью.
Статья «Манипуляция что это такое? Как люди манипулируют?»
Правильные ответы, полученные на вопросы, позволяют лучше понять человека и соответственно эффективнее управлять процессом взаимных отношений.
Блок 1. Мотив. Что это?Мотив – это побуждение к деятельности, удовлетворяющей потребности, желания личности.
Мотивация — это совокупность побудительных факторов, определяющих поведение человека.
Мотив – это побудитель! Состояние побуждения, которое испытывает человек, можно назвать в том числе ВЛЕЧЕНИЕМ. Собственное влечение не всегда осознается человеком и порой остается «в темноте».
Источником побуждения человека к деятельности является доминирующая потребность. Потребность в большинстве случаев, но не во всех, является причиной мотива. Мотив является причиной деятельности, но не всегда. Деятельность в основном определена мотивом. Немотивированная деятельность имеет место быть тогда, когда субъект не осознает своих мотивов.
Специфичности связей между мотивом, потребностью и деятельностью нет.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как договориться по оплате?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 2. Мотив. Примеры.Давайте рассмотрим примеры!
Мешок яблок как предмет может удовлетворить разные потребности:
— В еде.
— Заработать деньги после продажи на рынке.
— В поддержании добрых отношений с друзьями (сохранение горизонтальной консолидации).
Мотивы при этом также различаются:
* Мотив избавиться от голода.
* Мотив стать богаче.
* Мотив получить что-то взамен от друзей в будущем.
Соответственно деятельность будет разнообразной:
— Поедание яблок.
— Торговля на рынке.
— Поездка в гости к друзьям.
Одна и та же деятельность может побуждаться несколькими мотивами. Так, в случае поездки в гости к друзьям с мешком яблок, мотивы могут быть следующими:
* Мотив что-то получить от друзей в будущем.
* Мотив избежать собственного эмоционального дискомфорта, если невостребованные яблоки испортятся через какое-то время,
* Мотив выполнить свой эмоциональный долг перед друзьями.
Статья «Социальный обмен это? Причина эволюции человека?»
Деятельность может побуждаться несколькими потребностями. Так, поездка к друзьям с мешком яблок может удовлетворить следующие потребности:
— Получить удовольствие от распития яблочной наливки через месяц, которую друзья сделают.
— Поддержать дружеские отношения.
— Извлечь выгоду, эксплуатируя реципрокность. Допустим, мешок яблок пойдет на корм свиньям друзей, за что впоследствии можно получить от друзей бесплатно кусок свинины.
Статья «Что такое социальный обмен? Торг что значит?»
Блок 3. Мотив. Иерархия.1. Мотивы между собой могут конкурировать, что проявляется в проблеме выбора, иногда острой и хорошо всем известной. Вы сталкивались с ситуацией, когда не могли быстро выбрать, какую маечку надеть на улицу? А есть ситуации и посложней, это выбор между смертью и жизнью собственной, близкого родного человека и какой-то группы людей. Это уже класс моральных дилемм.
2. В ситуациях выбора мотив определяется той ценностной категорией, которая доминирует в данный период времени у личности.
3. Мотивы выстраиваются в иерархическом порядке по степени значимости в каждом конкретном контексте жизненной ситуации. Один из мотивов становится лидером, «ДИРИЖЕРОМ». Весь этот сложный процесс происходит на фоне постоянного эмоционального сопровождения и далеко не всегда доступен для осознания субъекту.
4. Часто происходит рационализация мотивов, подключается рассудочное объяснение. Но иррационализм может главенствовать в поведении.
5. Ведущий мотив является главным регулятором деятельности человека, придавая таким образом личностный смысл поступкам. Однако поступки субъекта далеко не всегда «проливают свет» на ведущий мотив и поэтому преждевременные выводы о мотивах оппонента в переговорах представляют собой зачастую «гадание на кофейной гуще».
6. Декларируемый субъектом так называемый смысл может быть «ширмой», «завесой», «маской», скрывающей истинные мотивы. Человек может не осознавать ложность актуализированного внутреннего смысла поступка, не совпадающего с действительным мотивом. Быть при этом в тисках когнитивных заблуждений. Придание внутреннего смысла чему-либо – это способ объяснить самому себе и окружающим причины своего поведения. Это способ внести рациональность в собственные поступки.
7. Субъект, осознающий собственную иерархию мотивов в различных контекстуальных ситуациях, управляет мотивами и способен сдвигать «лидеров», открывая путь для тех мотивов, которые соотносятся с главными ценностными ожиданиями человека, формирующими глубокий личностный и надличностный смысл.
Мотивы побуждают смыслоподкрепляющую и смыслоформирующую деятельность.
Конечный целевой ресурс, к которому хочет получить доступ переговорщик, является мотивом его поведения. Группа зарубежных авторов во главе с Ритой Л. Аткинсон полагают, что человек хочет «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться».
Скачать книгу: Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема «Введение в психологию».
Человек хочет получить желаемое и при этом не нести никакой ответственности за совершенные действия, и вместе с тем не хочет получать нецелевые результаты, которые вызовут отрицательные эмоциональные переживания. При этом, чтобы такая идиллия продолжалась бесконечно долго, всю его жизнь.
Статья «Предательство что это такое? Стратегия теории игр.»
Фактически, генеральные потребности, желания, они же и мотивы – это получать УДОВОЛЬСТВИЕ и избегать БОЛЬ.
Способы получать удовольствие существенно разнятся. Желания человека всего лишь предметы, с помощью которых осуществляется доступ к главному ресурсу, который является мотивирующим фактором – эмоцией, переживанием.
1. Для одного индивида способ обрести «рай» — это употребление стимуляторов: никотина, алкоголя, наркотиков, энергетиков, когда моментально в синаптическую щель осуществляется выброс дофамина, серотонина, а затем следует незамедлительная реакция организма, сопровождаемая удовольствием.
2. В другом случае, секс заканчивается оргазмом.
3. В третьем, субъект бежит суточный марафон или участвует в триатлоне на IRONMAN и тем самым получает свою долю эмоционального заряда.
4. В четвертом случае, «посвященный» слушает сонаты великого композитора на органе в соборе и вместе с дрожью в теле накатывает религиозное блаженство.
5. Пятый одевает специальный костюм-крыло (вингсьют) и прыгает в нем с километрового утеса, пролетая в одном метре от края каменной глыбы.
6. Шестой поедает каждый день шоколад и торты с пирожными.
7. Седьмой стремиться обрести максимально возможную ВЛАСТЬ в цифровом мире хакеров, чтобы уподобиться творцу и пережить экстаз.
8. Восьмой разрезает «на ремни своего пленника» и обретает большую радость освобождения от гнетущего психического дискомфорта.
Итог во всех случаях один – ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, после которого очень хочется получить еще раз удовольствие, а потом еще раз и еще.
Артур Шопенгауэр годы жизни: 22 февраля 1788 — 21 сентября 1860 весьма точно заметил:
«То же, наконец, замечается и в человеческих стремлениях и желаниях: они всегда обманчиво внушают нам, будто их существование есть конечная цель воли; но стоит только удовлетворить их, как они теряют свой прежний облик и потому скоро забываются, делаются для нас стариной, и мы в сущности всегда отбрасываем их как исчезнувшие призраки, хотя и не сознаемся в этом. И наше счастье, если еще у нас осталось, чего желать и к чему стремиться, чтобы поддерживать игру вечного перехода от желания к удовлетворению и от него к новому желанию, — игру, быстрый ход которой называется счастьем, а медленный — страданием; чтобы не наступило то оцепенение, которое выражается ужасной, мертвящей жизнь, томительной скукой без определенного предмета, убийственным languor. »
Скачать книгу Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Мир как воля и представление.
Блок 5. Мотив. Научный эксперимент.В эксперименте с лабораторной крысой был открыт центр удовольствия в 1954 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в лимбической системе.
(Olds J., Milner P., Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of rat brain, «Journal of Comparative and Physiological Psychology», 1954, Vol. 47, pp. 419–427.)
Крысы нажимали на педаль, подсоединенную к механизму, замыкающему ток в электродах, вживленных в мозг. В результате крыса отказывалась от еды, сна, секса и постоянно, каждую секунду нажимала на педаль, доводя себя до истощения, изнурения, судорог, но не расставаясь с педалью. Экспериментаторам приходилось буквально спасать жизнь крысам, прерывая подачу тока в электроды. И только после прекращения стимуляции крыса с трудом возвращалась к обыкновенной своей жизнедеятельности. В тоже время в гипоталамусе существуют и центры неудовольствия, при раздражении которых крысы резко отпрыгивали и категорически не приближались к «плохой» педальке.
Блок 6. Мотив. Удовольствие и Боль.В случае с человеком доступ к «хорошей педальке» — это реализация желания, которое является мечтой, «раем» на земле, в то время как доступ к «плохой педальке» вызывает ужас и боль, становясь «адом» на земле. И только регулярная обратная связь от условно объективной реальности напоминает, что у субъекта есть ответственность перед другими людьми за получение доступа к удовольствиям и не получение доступа к неудовольствиям. Это в какой-то степени прерывает жесткую ориентацию на получение «рая» и избегания «ада».
Статья «Социальная зависимость это? Стэнли Милгрэм эксперименты.»
В переговорах участник стремиться получить целевой результат, а как вознаграждение – положительное эмоциональное переживание.
Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. »
При этом субъект хочет выглядеть хорошо, как человек моральный, этически правильный, не нарушающий границ дозволенного, как он это субъективно понимает. Также индивид вовсе не желает получить еще и нецелевой результат, когда кто-либо на него злиться, испытывает гнев. Это чревато тем, что могут и отомстить, и обидеть в следующий раз. А это уже неудовольствие.
Статья «Теория игр для чайников. Стратегия поведения человека это?»
Совокупность двух векторов противоположно направленных, движение к удовольствию и движение от боли являются конечными целевыми ресурсами – мотивами человека.
Промежуточные желания лишь определяются количеством и качеством предметов «маслят и поганок в корзине жизни». Хорошо, чтобы «маслят» было больше, чем «поганок», но одна «поганка» может собственно прервать саму жизнь, поэтому еще более важным фактором является качество промежуточных желаний – результатов. При этом не стоит забывать, что один «масленок» перед смертью может выглядеть итоговым счастливым результатом всей жизни, в то время, как в корзинке наблюдались одни лишь «поганки». И одна «поганка» может перечеркнуть весь урожай «маслят», поскольку «ложка дегтя бочку меда испортит».
Устойчивость личности к «аду» и «раю», т.е. умение осознанно контролировать свои ключевые мотивы, позволяет балансировать между «Сциллой» и «Харибдой».
Однако ни один из двух векторов не является истинно свободным выбором, а лишь детерминирует поведение, фактически предоставляя ложный выбор как проявление иллюзии свободы.
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 7. Мотив. Свобода выбора.Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан разработали теорию самодетерминации, в которой раскрыли важность того, чтобы обрести истинную свободу в выборе мотивов.
- Deci E. L. The psychology of self-determination. Lexington books, Toronto, 1980
- Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Plenium press, New York, 1985.
- Deci E. L., Ryan R. M. The Causality orientation scale: self-determination in personality // Journal of research in personality 19, 109 – 134, 1985.
- Deci E. L., Ryan R. M. The dynamics of self-determination in personality and development. In R. Schvarzer (Ed.) Self-related cognitions in anxiety and motivation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1985.
Осознание человеком своего мира, как четырехмерного пространства, ограничивает свободу выбора своего поведения в границах заданного смыслового контейнера. И даже религиозное упоминание существование РАЯ и АДА или его концептуальных эквивалентов за пределами земной «обычной» жизни ничего не открывает нового человеку, а в очередной раз помещает его в иллюзию выбора, ограничивая лишь двумя возможностями.
Между тем свобода выбора не в том, чтобы выбирать вектор: к удовольствию или от боли, «рай» или «ад», «поганки» или «маслята», «мед» или «деготь». Истинная свобода выбора в том, чтобы выбирать за пределами этих двух возможностей, за пределами удовольствия и неудовольствия, за пределами «рая» и «ада». И выбирать не из двух возможностей, а выбирать из бесконечного количества возможностей, названия которым у конкретного человека пока нет, просто потому, что сознательного фокуса внимания с восприятием и мышлением в совокупности в области бессознательного такого формата ранее не было.
Статья «Сознание человека и квантовая физика. Эверетт Хью.»
Не стоит забывать и природу самого механизма «к» и «от», который предназначен для выживания биологического вида, его эволюции, адаптации, приспособлении. Что гениально смог раскрыть Ч. Дарвин.
Скачать книгу: Дарвин Чарлз «Происхождение видов путем естественного отбора»
И впоследствии развить эволюционное представление Р. Докинз.
Скачать книгу Ричард Докинз «Эгоистичный ген».
Скачать книгу Ричард Докинз «Расширенный фенотип. Дальнее влияние гена».
Выход человеком за пределы иллюзорного выбора двух альтернатив снимает вопрос эволюции с повестки дня, поскольку в этом случае не «мать-природа» определяет жизнь индивида, а индивид определяет «мать-природу», фактически становясь творцом таких миров, законы которых не распространяются на самого творца.
Статья «Квантовая физика для чайников. Объективная реальность что это?»
И выход за пределы обычного понимания, поиск альтернатив тому, что «выкладывается на блюдечке с голубой каемочкой», осознание желаний собственных и других людей и осмысление других вариантов позволяют переговорщику надеется, что творческий акт приблизит его к истинной свободе, если конечно семантическое поле этого суждения представляет приоритетную ценность без удовольствия и боли, а само по себе.
На сегодня это все! Полагаю, что тема про мотивы и мотивацию кратко раскрыта! Спасибо за Ваше внимание!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друг, поставь лайк этой статье, Ваш позитив помогает эмоционально настроиться на работу, создает ощущение нужности и важности! И напишите свой комментарий, Ваше мнение — это важная вещь в жизни, которая помогает лучше ориентироваться в мире предпочтений людей!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Якимов Владислав! Пока!
Все статьи сайта
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
Мотив — определение, значение и синонимы
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
Причина, по которой ты что-то делаешь, — это твой мотив . Ваш мотив ходить в школу каждый день — это учиться. Или, может быть, мысль о гневе ваших родителей и стычке с прогульщиком — достаточный мотив.
Слово мотив происходит от латинских слов motivus , что означает движение, и movere , что означает движение. Подумайте о мотиве как то, что побуждает вас к действию. Вы часто слышите о мотиве в контексте преступления — отпечатки пальцев подозреваемого могут быть на орудии убийства, но детектив не поймет преступления, пока не поймет мотив. Что заставило убийцу действовать?
Определения мотивов
существительное
психологическая особенность, побуждающая организм к действию для достижения желаемой цели; причина действия; то, что придает цель и направление поведению
«он действовал с лучшим из мотивы »
- синонимы: мотивация, потребность
прилагательное
вызывающие или способные вызывать движение
«а мотив сила»
« мотив сила»
- синонимы: двигатель
- причинный
производит эффект
- причинный
прилагательное
побуждение к действию
« мотив просьба»
- синонимы: мотивирующий, мотивирующий
- причинный
производит эффект
- причинный
существительное
тема, которая повторяется или развивается в музыкальном произведении
- синонимы: мотив
существительное
рисунок или рисунок, состоящий из повторяющихся форм или цветов, как в архитектуре или декоре
- синонимы: мотив
Независимо от того, являетесь ли вы учителем или учеником, Vocabulary.
com может направить вас или ваш класс на путь систематического улучшения словарного запаса. Начатьмотивация | Определение, примеры, психология, типы и факты
Зигмунд Фрейд
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Кеннет Уортинби Спенс Нил Э. Миллер
- Похожие темы:
- водить машину любопытство познавательная мотивация желание первичная мотивация
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
мотивация , силы, действующие либо на человека, либо внутри него, чтобы инициировать поведение. Слово происходит от латинского термина motivus («движущая причина»), что предполагает активирующие свойства процессов, вовлеченных в психологическую мотивацию.
Психологи изучают мотивационные силы, чтобы помочь объяснить наблюдаемые изменения в поведении, происходящие у человека. Так, например, наблюдение о том, что человек все чаще открывает дверцу холодильника в поисках еды по мере увеличения количества часов, прошедших с момента последнего приема пищи, можно понять, обратившись к концепции мотивации. Как показывает приведенный выше пример, мотивация обычно не измеряется напрямую, а скорее выводится как результат поведенческих изменений в ответ на внутренние или внешние раздражители. Также важно понимать, что мотивация в первую очередь является переменной производительности. То есть последствия изменений мотивации часто носят временный характер. Человек, сильно мотивированный к выполнению конкретной задачи из-за изменения мотивации, может позже проявить мало интереса к этой задаче в результате дальнейшего изменения мотивации.
Мотивы часто подразделяются на первичные, или базовые, мотивы, которые не изучены и являются общими как для животных, так и для людей; и вторичные, или приобретенные, мотивы, которые могут различаться от животного к животному и от человека к человеку.
Считается, что первичные мотивы включают голод, жажду, секс, избегание боли и, возможно, агрессию и страх. Вторичные мотивы, обычно изучаемые у людей, включают мотивацию достижения, мотивацию власти и множество других специализированных мотивов.Мотивы также иногда подразделяются на «толчки» и «тяни». Толкающие мотивы связаны с внутренними изменениями, которые приводят к запуску определенных мотивных состояний. Мотивы притяжения представляют собой внешние цели, которые влияют на поведение человека по отношению к ним. Большинство мотивационных ситуаций на самом деле являются комбинацией условий выталкивания и вытягивания. Например, о голоде отчасти могут свидетельствовать внутренние изменения уровня глюкозы в крови или запасов жира, но мотивация к еде также сильно зависит от доступных продуктов. Некоторые продукты более желанны, чем другие, и влияют на наше отношение к ним. Таким образом, поведение часто представляет собой сложную смесь внутренних толчков и внешних притяжений.
Изучение мотивации
Мотивацию изучали разными способами. Например, его анализировали на физиологическом уровне с использованием электрической и химической стимуляции мозга, регистрации электрической активности мозговых волн с помощью электроэнцефалографа и методов поражения, при которых часть мозга (обычно лабораторного животного) разрушаются и отмечаются последующие изменения мотивации. Физиологические исследования, проведенные в основном на животных, а не на людях, продемонстрировали важность определенных структур мозга в контроле основных мотивов, таких как голод, жажда, секс, агрессия и страх.
Мотивацию также можно анализировать на индивидуальном психологическом уровне. Такой анализ пытается понять, почему люди действуют определенным образом, и пытается сделать общие выводы из отдельных случаев. Например, в ходе исследований отдельных лиц было обнаружено, что и мужчины, и женщины проходят через ряд идентифицируемых стадий возбуждения во время поведения, ведущего к половому акту и завершающегося им. Открытие может быть применено к людям в целом.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
На мотивацию человека также влияет присутствие других людей. Социальные психологи активно изучали, как присутствие других в данной ситуации влияет на мотивацию. Например, ученики и учителя ведут себя в классе предсказуемым образом. Однако такое поведение часто сильно отличается от того, как ученики и учителя ведут себя вне класса. Исследования конформизма, послушания и помогающего поведения (которое приносит пользу другим без вознаграждения) — три области в этой области, которым уделяется значительное внимание.
Наконец, мотивация иногда также рассматривается с более философской точки зрения. То есть анализ мотивации понимается, по крайней мере частично, путем изучения конкретной философской точки зрения, которой придерживается теоретик. Например, некоторые теоретики мотивации понимают мотивацию как аверсивное состояние, которого следует избегать. Взгляд Зигмунда Фрейда на мотивационные процессы может быть применен в рамках этой структуры; его утверждение о том, что заблокированная сексуальная энергия может быть заменена приемлемым поведением, подразумевает, что накопление сексуальной энергии (мотивация) вызывает отвращение.