Мотивация учения это: Мотивация учения – основное условие успешного обучения

Мотивация учения — ШКОЛА — G — ЖЖ

Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес.

Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).

 Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

 А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.

 Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

 Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

 Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.

 Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

 1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

 3. Чем больше новый материал связан с личными интересами, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

 4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

 Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных . .

Мотивация учения – это


система учебных мотивов, имеющих определенную структуру (иерархию), включающая в качестве побуждений идеалы, убеждения, интересы, ценности, социальные установки личности в их сложном, подчас, противоречивом взаимодействии.

Мотивация учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Традиционно принято различать две большие группы учебных мотивов:

1)внутренние или познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) внешние или социальные мотивы, связанные с различными социальными
взаимодействиями школьника с другими людьми.

Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.
И познавательные, и социальные мотивы могу иметь разные уровни и формы проявления в учебной деятельности.

Познавательные мотивы включают:
Широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями)
Учебно – познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний)
Мотивы самообразования (ориентация на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний)

Социальные мотивы включают:
Широкие социальные (стремление получать знания на основе
долга, ответственности, полезности обществу, подготовки к взрослой жизни)
Узкие социальные (позиционные) (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет)
Мотивы социального сотрудничества (стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества)

Формы проявления мотивов в учебной деятельности .
Познавательный:
стремление к получению новой информации;
поиск решений задач;
успеваемость и посещаемость;
стремление к заданиям пониженной или повышенной трудности;

Социальный:
поступки, свидетельствующие о долге и ответственности;
стремление к контактам и сотрудничеству;
инициатива и помощь сверстникам

Но на самом деле недостаточно разделять мотивы на внешние и внутренние, а в некоторых случаях вообще не имеет смысла различать мотивы по критерию «внутренний – внешний».

Сами по себе знания, которые ребенок приобретает в школе, могут выступать как средство достижения других целей (получить аттестат, заслужить одобрение). Поэтому, плодотворнее, с точки зрения учебных достижений, представляется подход на выделении двух типов мотивации, связанной с целями (результатами) учения:

— мотивации позитивной — достижения успеха, имеющей положительный характер.

Она может быть заложена в самом процессе учения, связана непосредственно с целями учения (интеллектуальная активность, реализация способностей, приобретение знаний), а также связана с мотивами вне учебной деятельности. В данном случае положительная мотивация определяется весомыми для ребенка социальными устремлениями – чувство долга и учеба рассматривается как дорога к будущей взрослой жизни. Это ценная мотивация. Такая установка в учении, если она устойчива и занимает существенное место, дает ученику силы для преодоления трудностей учения, проявления терпения, усидчивости. Другая форма положительной мотивации, которая тоже приводит к достаточно успешной учебе, определяется личностными позиционными мотивами – желание занять определенное место среди сверстников, получить одобрение окружающих (не огорчать учителя, маму плохими отметками), личное благополучие в будущем (много зарабатывать, занять достойное место в жизни).

— мотивации, которая условно может быть названа отрицательной – избегание неуспеха – побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры, наказания). Такая мотивация, если она действенна, реально влияет на ход учебной деятельности и поведения ребенка, не приводит к успешным результатам, к постановке новых целей.

Учебная деятельность школьника полимотивированная. Она побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/formirovanie-motivacii-i-povyshenie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-fiziki

Оценка мотивации учения в подростковом возрасте — NovaInfo 104

NovaInfo 104, с.135-136, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена тема оценка мотивации учения в подростковом возрасте. В наше время эта тема является очень актуальной. И на основе теоретического материала были проведены методика и анкета, а также был обработан результат. Подробное описание и анализ приведены в статье.

Ключевые слова

ПОДРОСТОК, ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Текст научной работы

В наше время мало детей, которые были бы заинтересованы в учении. Но все учителя и родители хотят, чтобы их ученики и дети хорошо учились. Но вопрос в том, что может влиять на мотивацию учения в подростковом возрасте.

Мотивация учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие эмоциональной сферы. Дети данного возраста отличаются повышенной познавательной и творческой активностью. В этом возрасте они пытаются узнать что-то новое, чему-либо научиться. Некоторые подростки выходят за пределы обычной школьной программы, для того чтобы развить свои умения и навыки. Также в подростковом возрасте центральным новообразованием является «чувство взрослости», что мешает учебному процессу и снижает интерес к учебе, что приводит к конфликтам с учителями и родителями.

Для выявления уровня мотивации учения в подростковом возрасте были использованы следующие методы.

  1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева). Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч. Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности;
  2. Анкета «Я и школа». Данная анкета была составлена на основе теоретического материала.

Цель данной работы заключается в подробном изучении оценки учебной мотивации в подростковом возрасте и проведение исследовательской работы.

В ходе исследования принимали 20 учащихся. Среди них 12 мальчиков и 8 девочек 12-13 лет.

Ниже представлены результаты ответов по методике Спилберг- Андреева, где выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень — эффективная мотивация, где преобладает познавательная мотивация к учебе и положительное эмоциональное отношение к ней;

II уровень — продуктивная мотивация с положительным отношением к учению, соответствие социальным установкам;

III уровень — средний уровень, где преобладает сниженная познавательной мотивацией;

IV уровень — сниженная мотивация, где ученик проходит через переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

По методике Спилбегр — Андреева, можно сказать, что большинство детей имеют 3 уровень, что говорит нам о том, что учащиеся имеют средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией и это не есть лучшее. Поменьше учащихся со 2 и 1 уровнями, как раз на этих уровнях дети имеют продуктивную мотивацию и имеют положительное отношение к учению. Также в классе есть девочка, которая имеет 4 уровень, это говорит нам о том, что она имеет низкую мотивацию учения и переживает «школьную скуку». Детей с 5 уровнем не было выявлено.

По анкете «Я и школа» было выявлено, что большинство учеников имеют хорошую школьную мотивацию и чуть поменьше участников имеют положительное отношение к школе. Не выявлено: высокого уровня мотивации, низкого и очень низкого.

По дополнительному показателю можно выявить, что уровень познавательной активности в основном средний или высокий, уровень тревожности либо средний, либо низкий, уровень гнева почти у всех низкий.

На основе результатов исследования, следует отметить, что учебная мотивация — это немаловажный компонент в деятельности обучающихся. Для подростка важна учебная деятельность для успешной дальнейшей жизни. Благополучная учебная деятельность — это высокая школьная мотивация. Дети с более высокой школьной мотивацией достигают успешных результатов в школе. Иногда слабый ученик, который обладает высоким уровнем мотивации, достигает более высоких результатов в учебе, так как прилагает больше усилий к этому, он более заинтересован, и он много тратит времени и внимания на учебу. Во многом на уровень школьной мотивации может влиять отношение преподавателя к ученику. Для этого ученик должен доверять учителю, а учитель в свою очередь должен привлечь учащегося в учебный процесс, сделав урок более интересным. Для выявления уровня школьной мотивации ученика можно провести различные методики и анкеты, которые позволят в дальнейшем подбирать индивидуальный подход к каждому ученику. В ходе исследования данной работы были использованы анкета «Я и школа» и методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева).

В ходе изучения методики Спилберг-Андреева были получены следующие результаты:

  • Эффективная мотивация с преобладанием познавательной мотивации к учебе и положительным отношением к ней проявляется у 2 учащихся;
  • Продуктивная мотивация с положительным отношением к учению и соответствие социальным установкам проявляется у 6 учащихся;
  • Средний уровень с преобладанием сниженного уровня познавательной мотивации проявляется у 11 учащихся;
  • Сниженная мотивация, где ученик переживает «школьную скуку», отрицательное эмоциональное отношение к учению проявляется у 1 учащегося;
  • Учащихся с резко отрицательным отношением к учению не выявлено.

Анкета «Я и школа» показала следующие результаты:

  • Хорошая школьная мотивация у 13 учащихся;
  • Положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью у 7 учащихся;
  • Учащиеся с низкой школьной мотивацией и негативным отношением к школе не выявлены.

В заключении хотелось бы отметить, что формирование мотивации в учебном процессе должно происходить на основе ясно поставленной цели — получение хорошего образования. Но проблема в том, что не все дети понимают, что они, прежде всего, учатся для себя, для своей успешной жизни в будущем. Поэтому родители и учителя должны помочь им в осознании этой цели.

Читайте также

Цитировать

Потехина, Е.А. Оценка мотивации учения в подростковом возрасте / Е.А. Потехина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 104. — С. 135-136. — URL: https://novainfo.ru/article/16863 (дата обращения: 18.12.2022).

Поделиться

Мотивация учащихся — Медицинская школа Восточной Вирджинии (EVMS), Норфолк, Хэмптон-Роудс

‌‌‌‌

 

‌‌


Мотивация учащихся и ее значение

      Что такое мотивация? Изучение мотивации — это изучение того, почему люди делают то, что они делают (Бек, 19 лет).78). Проще говоря, это то, что люди желают, выбирают и обязуются делать (Keller, 2009). Это внутренний процесс, но его можно вывести из наблюдаемого выбора, усилий, интенсивности и настойчивости. Это то, что инициирует поведение, контролирует его интенсивность, поддерживает поведение, останавливает его и опосредует выбор (Weiner, 1992). Одним из направлений изучения мотивации учащихся является то, как инициируется и поддерживается целенаправленная деятельность (Ford, 1992; Schunk, Pintrich, & Meece, 2002). Форд (1992) определяет мотивацию как «многодетерминированную (стр. 1)» (т.е. сложную), а затем описывает ее с точки зрения психологических факторов, которые направляют, активизируют и регулируют поведение. Полезно вспомнить, что слово «мотивировать» является производным от латинского слова movere, которое просто означает «движение». Таким образом, мотивация в самом широком смысле — это то, что заставляет людей двигаться.

     Мотивация учащегося сосредоточена на тех факторах, которые влияют на вовлеченность учащихся в задачу обучения. С точки зрения инструктора или педагогического дизайнера это можно рассматривать двояко: либо как стимулирование внутренней мотивации учащегося, либо как усиление внутренней мотивации учащегося; или, как предоставление внешних мотиваторов, которые активизируют вовлеченность учащихся. В действительности мотивация является продуктом системы влияний, которые являются как внутренними для учащегося, так и внешними в среде обучения.

     Мотивация учащегося имеет основополагающее значение для обучения. Это настолько важно, что несколько ключевых теорий обучения, в том числе бихевиоризм и теория социального обучения, определяют обучение с точки зрения мотивации.

 

Если вы хотите углубиться… Вот документ о мотивации, в котором описаны различные факторы, влияющие на нее:   Система мотивации учащихся‌

 

 ‌‌


‌‌

Каталожные номера

Бек, Р. (1978). Мотивация: теории и принципы. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Форд, Мэн (1992). Мотивация людей: цели, эмоции и личные убеждения. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage Publications.

Келлер, Дж. М. (2009). Мотивационный дизайн для обучения и производительности: подход модели ARCS. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Келлер, Дж. М., и Судзуки, К. (1988). Использование модели мотивации ARCS при разработке курсов. В DHSchunk, D., Pintrich, PR, & Meece, JL (2002). Мотивация в образовании: теория, исследования и приложения (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.

Шунк, Д., Пинтрих, П.Р., и Мис, Дж.Л. (2002). Мотивация в образовании: теория, исследования и приложения (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.

Скиннер, Б.Ф. (1968). Технология обучения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

Вайнер, Б. (1992). Человеческая мотивация: метафоры, теории и исследования. Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.

Как мотивация влияет на обучение — The Inspired Classroom

Мотивация напрямую влияет на то, как человек учится. Воздействие мотивации обычно далеко идущее, поскольку оно повышает уровень энергии человека, определяет настойчивость в достижении конкретной цели, влияет на типы используемых методов обучения и мыслительные процессы человека.

По мнению специалистов по развитию человека, существует два типа мотивации. Есть внешнее и внутреннее. Внешнее определяется внешним окружением человека и конкретными задачами. Внутренняя мотивация может быть обнаружена внутри человека, поскольку задача может рассматриваться как ценная. Поэтому, применяя влияние мотивации на процесс обучения, становится ясно, что люди учатся лучше, основываясь на воспринимаемой ценности задачи, предмета, личных целей, финансовых стимулов и широкого спектра различных факторов.

Мотивацию можно повысить или понизить в зависимости от множества различных факторов. Это одна из причин, по которой преподаватели в любом учебном заведении могут оказывать существенное влияние на обучение своих студентов. Они являются частью внутренней мотивационной среды ученика.

Методы мотивации

Некоторые инструкторы лучше других используют многочисленные методы и стратегии позитивной мотивации. В результате учащиеся могут получить чувство удовлетворения от отличной успеваемости в классе или могут получить низкие оценки, потому что они демотивированы.

Например, если преподаватель может объяснить учащимся, как конкретный предмет может быть связан с реальными жизненными ситуациями, учащиеся с большей вероятностью проявят личный интерес к изучению того, что им преподносят. Один из лучших примеров реальных жизненных ситуаций — важность изучения математики. Преподаватели математики, которые знают, как передать ценность знания о том, как считать свои личные средства, будут иметь больше шансов заинтересовать учащихся и поддерживать их активность в любое время.

В то время как некоторые учащиеся мотивированы внешними факторами, другие могут быть мотивированы исключительно внутренними факторами. В этих ситуациях у ученика может быть цель, которую он хочет достичь к определенному времени. Для достижения своих целей информация, которую они узнают, имеет для них большую ценность.

Например, если студент хочет стать врачом или работать в области медицины, он может руководствоваться этим как достижимой целью. В результате они могут захотеть инвестировать все свое свободное время в переход на следующий уровень.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts