Мотивы внутренние и внешние: 1.2.Внутренние и внешние мотивы

Внешние и внутренние мотивы деятельности — Мегаобучалка

 

Мотивация – это делать труд радостным.

(Вернер Зигерт, Лючия Ланг)

 

Принято считать, что потребности лежат в основе мотивов поведения и деятельности человека, они как причины определяют следствие. В научных работах порой трудно найти различия в определении потребностей и мотивов, по сути, они образуются друг из друга и составляют единое целое. Потребность перерастает в мотив, мотив становится потребностью. Поэтому чаще говорят о потребностно-мотивационной детерминации деятельности. Индивид живет и развивается в коллективном потребностно-мотивационном поле, которое формируется личными и коллективными, сознательными и бессознательными проявлениями. Мотивация детерминирована не только системой потребностей индивида, но и многочисленными ситуационными факторами.

В психологии под мотивами понимают внутренние факторы, которые побуждают человека к деятельности. Отмечается, что в роли мотивов могут выступать потребности, привычки, интересы, влечения, традиции, ценности, нравственные нормы, эмоции, установки, идеалы, стереотипы, события, факты, любые энергоинформационные сигналы из внешнего или внутреннего мира индивида (33, 102).

Любая деятельность имеет направленность, которую можно разделить на три вектора: направленность на цель, направленность на процесс, направленность на цель и процесс в различных соотношениях. В теориях мотивации учитывают и рассматривают в основном три параметра активности поведения и деятельности: инициация – кем, чем, как, когда, что побуждает человека к активности; интенсивность – сила мотиваторов; направление – куда движется мотивированный человек. Исходя из источников, выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию, которые, действуя разрозненно или в совокупности, могут быть постоянными или ситуационными. При внешней мотивации детерминирующие факторы находятся вне эго личности или вне ее поведения. Внутренняя же мотивация – это когда инициирующие факторы проистекают изнутри личности и находятся внутри поведения (137. С. 118). По мнению В.И.Чиркова, как только личность начинает воспринимать себя как первопричину своего собственного поведения, можно говорить о внутренней мотивации или самомотивации. И, соответственно, когда личность воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней самой, тогда говорят о внешней мотивации.

Для обоснования поведения и деятельности мотивированной социальной личности создано множество теорий мотивации: теория компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальной активности и стимуляции, теория личностной потребности, теория самодетерминации, процессуальные и содержательные теории мотивации и другие.

Жизненный путь человека определяется не только сформированной социальной и личностной мотивацией, но и заложенной в генах программой развития. Она может существенно видоизменяться в зависимости от сложившейся внешней мотивации и качеств социальной личности. Подвнешней мотивацией будем понимать энергоинформационные воздействия, которые исходят как из социума во всем его многообразии, так и от самой социальной личности. Внутреннюю мотивацию мы связываем с силами (энергиями и информацией), исходящими от генома и индивидуального сознания (Высшего Я). Внешняя и внутренняя мотивация в совокупности образуют единую систему полимотивации.

Внешняя, или социальная мотивация формируется культурой общества посредством семейного, дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского воспитания, обучения и переобучения, в разнообразных практиках и видах человеческой деятельности, закрепляется в виде программ поведения.Для формирования внешней мотивации необходимы социальные институты и технологии. Психологическую основу социальных технологий мотивации составляют установки, основанные на принципах поощрения и наказания путём создания соответствующих условий. Поощряя или наказывая можно создать любую установку, любой стереотип поведения не только у животных, но и у человека. Правильно организованный стимул (установка) с последующим подкреплением увеличивает вероятность определенной реакции и требуемого поведения. Стимулы могут быть как позитивные – поощрение (пряник), так и негативные – наказание (кнут). Деньги, пища, сексуальные, материальные вознаграждения также относятся к основным позитивным подкреплениям. Боль, страх, голод и их производные составляют базу негативных подкреплений. Создание мотива базируется на том, что человек в чем-то должен испытывать нужду, естественную или сформированную потребность и чтобы их удовлетворить, он готов принять любые формы деятельности. У человека мощным стимулом подкрепления и выработки установки является слово, правильное употребление которого может стать мощнейшим инструментом позитивно-негативного характера. Слово воздействует и на психику другого человека, и на самого говорящего, и на окружающую обстановку.

Базовыми мотивами служат обещанная и актуализированная власть, слава, престиж, известность, популярность, значимость (пряник) или их противоположности: отсутствие власти, славы, престижа, популярности, унижение, забвение, изгнание, отторжение или лишение человека уже завоеванных или обещанных позиций (кнут).

Эмоциональный и ментальный фон (или отсутствие оного) в сочетании со стимулами составляют базу полимотивации во время обучения и научения какой-либо деятельности. Ввод человека в мотивационное поле семьи, группы, организации, партии, школы, системы через принятие им идеи, парадигмы, веры, эгрегора, культуры завершает социализацию индивида. При умелом сочетании моральных, нравственных, психологических, физиологических и физических стимулов (дать-отнять, поощрить-наказать), раскачивая маятник мотивации, можно развернуть поведение человека в любом направлении. Манипулируя раздражителями и стимулами, можно сформировать человека с любыми потребностями и мотивами, любым набором схем поведения. Играя на человеческих слабостях, укрепляя страсти и развивая их, совершенствуя стимулы-мотивы, можно добиться полной власти над социальной личностью, когда она делается слугой внешнего мира или определённой системы. При этом у человека вырабатывается догматический стиль мышления или «туннель объективной реальности» и соответствующее тому поведение, что указывает на замотивированность субъекта.

Любой человек, вступая в общение с другим человеком, инициируя и мотивируя его поступки и действия, равным образом этим мотивирует и самого себя, хотя сам этого может не осознавать. Хорошие слова и пожелания в чей-то адрес (как и дурные) – это также непроизвольная мотивация самого себя.

Совсем нелегко ответить на вопрос, какая потребность или какой мотив ведут нас в данный момент времени, какой из них является истинным или ложным. В психологии отмечают два наиболее важных типа мотивации – мотивы успеха и мотивы боязни неудачи. Под успехом каждый индивид подразумевает прежде всего, собственную выгоду, что может привести как к позитивным, так и негативным конечным результатам. Многие видят в мотивации метод и способ наиболее эффективного руководства поведением и деятельностью человека, что превращает его в инструмент чьей-то воли. Технологии управления человеком и его ресурсами прямо связаны с выработкой механизмов мотивации, где мотив и стимул служат ключом к управлению психикой человека.

Система полипотребностей и полимотивации составляет энергоинформационное поле, которое воздействует и направляет деятельность человека на достижение какой-либо цели в системе ценностей. Цель как таковая может быть осознанной или неосознанной, в последнем случае жизнь протекает механически. Осознание целей, потребностей и мотивов характеризует человека как высокоразвитое существо. Неповторимость индивида означает неповторимость его целей, потребностей и мотивов жизнедеятельности.

Внешние и внутренние факторыформирования мотивации достижения у детей

стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.


Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы {влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.) (рис. 1).


 

Рисунок 1.

 

Таким образом, мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать для достижения результата. Высокомотивированные дети больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в учебной, спортивной, творческой деятельности и т.д. Высокомотивированный ребенок (как и педагог), достигает более значительных успехов в деятельности (чем выше целенаправленная активность, тем выше успех)

Наиболее простое определение мотива представлено А.Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта. Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий.

Ситуация успеха – необходимое условие для переключения в положительные отношения к учебе в активное и творческое начало образовательного процесса.

Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих силах, формирует у учащихся мотив достижения.

Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело очень хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реально оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности.

Общее значение формирования мотивации достижения состоит в том, чтоб педагог переключал учащихся с отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному отношению к учению — к эффективному понятному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; совместная деятельность учителя и учащегося, помощь учителя не в виде не прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов. Кроме того, к положительному формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, умелое применение учителем поощрения и наказание.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых комфортных условиях, которые создает педагог дополнительного образования, это такие условия, которые ребенку помогают достичь хороших результатов и избежать неудач.

Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе, или «мотив достижения» по Д. Макклелланду (40-е годы), — это устойчиво проявляемая потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые эта точка зрения была выделена в классификации Г. Мюррея. Согласно Д. Аткинсону и Д. Макклелланду «мотив достижения» состоит из двух противоположных мотивационных установок — из стремления к успеху и избегания неудач.

Высокий уровень мотивации достижения означает, что у человека преобладает стремление к успеху. А Д.Маклеланд мотив стремления к успеху понимает как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что преобладает стремление избегать неудачи.

Проблема мотивации обучения — одна из наиболее актуальных для любой школы, так как отрицательное или безразличное отношение школьника  к учению может быть причиной низкой успеваемости, может снизиться активность на занятиях, снизится уровень мотивации или оно будет положительная, но бессодержательная. Поэтому педагогу важно создавать ситуации успеха, с использованием на занятиях различных стимулов: это оценка, словестное поощрение и.т.д. Чтоб ученик не потерял интерес к учебе, чтоб чувствовал поддержку и внимание со стороны педагога, тем самым он будет чувствовать свою значимость, у него появится стимул к выполнению различных заданий. Ребенок будет уверенный в себе и в своих силах. Так как важный фактор в достижении успеха в младшем школьном возрасте – это оценка со стороны взрослого человека. Таким образом, если мы педагоги хотим видеть нормальных и благополучных детей, в смысле учебы, счастливых детей на своих занятиях – надо постараться обучать их в соответствии с настоящими потребностями самих учащихся и новыми событиями нашего общества.

В этом случае дети не будут оказывать такого протеста учебе, которое мы часто встречаем в обычной школе.

 

1. Похвала (обоснованная)

Самый мощный инструмент педагога. Еще А. Камю заметил: «Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ».

Важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность «Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной»), закрепить эмоцию позитива («У вас обязательно получится»), заинтересовать лично («Это задание я могу поручить только тебе»), позволить порадоваться даже незначительному успеху («Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя»).

Как часто хвалить ребенка – это вопрос индивидуальный и для конкретного ребенка, но метод похвалы должен совпадать с определенной активной деятельностью или достижения результата.

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах педагога, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.

 

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый «букет» талантливо выполненных работ.

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, «середнячки» могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: «Мои достижения», «Мои награды», «Мое творчество», «Отзывы». Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.

Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть (один из примеров самовнушения упражнение «Гимн себе).

Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни.

 

Важной проблемой теории мотивации является рассмотрение многообразия ее видов. Различают следующие виды мотивации: внешняя и внутренняя; мотивация по результатам и по статусу; положительная и отрицательная; индивидуальная и групповая; мотивация и самомотивация.

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

 Внешняя мотивация — это то, что делается, чтобы мотивировать, например: вознаграждения, похвала, продвижения, наказания. И если самые очевидные внешние меры приводят к немедленному и мощному воздействию, но чаще всего действуют в течение непродолжительного времени, то внутренние факторы воздействуют глубже и дольше, так как присущи самим людям.

 Внешнюю мотивацию называют стимулированием (определенными приемами и техниками педагог может стимулировать активную деятельность ребенка). Внешние мотивы — такая группа мотивов, при которых побуждающие факторы лежат вне деятельности. Примерами могут служить: признание личности ребенка педагогом; отношение одноклассников и друзей; признание близких и т.д.

Внешняя мотивация напрямую зависит от потребностей человека. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей. Напомним, что потребность — это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.

Одним из основных видов внешних мотивов в работе педагога с детьми является мотив достижения. Желание достичь высокого результата, преуспеть в условиях конкуренции имеет большое значение для поведения ребенка. Дети с высоким мотивом в достижении предпочитают принимать на себя ответственность при решении проблем, стремятся устанавливать для цели и делают все, чтобы достичь их. Кроме того, для таких детей важно и ценно получать обратную связь относительно того, насколько хорошо они выполнили свою работу.

Многочисленные исследования подтвердили связь сильной мотивации достижения и реальных достижений в различных сферах деятельности. Правильное воздействие на внешнюю мотивацию ребенка будет побуждать его к действию, к росту, мотивировать к труду и получению высоких результатов.

 

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Внутренняя мотивация является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры. В этом случае следует найти психологический способ усиления желательных качеств личности ребенка и ослабления негативных факторов, например, снижение монотонности труда. Данный тип мотивации требует от педагога усилий, знаний и способностей.

Как отмечает В. И. Чирков, «люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели».

Примерами внутренней мотивации могут быть: мечта, самореализация; идеи, творчество; самоутверждение; убежденность; любопытство; здоровье; нужность кому-то; личностный рост; потребность в общении.

Можно сказать, что внутренняя мотивация очень эффективна, это своего рода самоцель: ребенок «вкладывается» в какой-либо процесс, и эта деятельность доставляет ему удовольствие. Благодаря внутренней мотивации дети с легкостью преодолевают трудности и проблемы, возникающие у него на пути к цели и прикладывают все усилия для достижения успешного результата. Внутренняя мотивация побуждает действовать.

Внутренний и внешний виды мотивации непосредственно связаны между собой и имеют влияние друг на друга, т.к. человек, являясь активным членом социума, не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках. Самый хороший вариант, когда внешняя и внутренняя мотивация дополняют друг друга (ученик учится не только для похвалы, но и получает удовольствие от процесса освоения новыми знаниями). При таком сочетании результаты выше.

 

Важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником.

1.   Главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2.      При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

3.             Необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Неправильно при прогнозе исходить только из наличного уровня надо строить прогноз на основе анализа зоны ближайшего развития, обучаемости школьников (двухуровневая диагностика, по Л.С. Выготскому). При этом прогноз должен осуществляться в двух вариантах: при условии, что с ребенком своевременно будет проведена необходимая работа, и при условии, что с ним такой работы проводиться не будет. [ ].

4.        Желательно стремиться за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной мотивации к учению) увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, несформированность умений постановки целей). Так, за внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы личного преуспевания, а аз внешне низким- могут стоять большая требовательность к себе, критичность.

Мотивация учения определяется не только тем, какие мотивы и потребности учащихся реально вовлечены в учебный процесс, но и теми эмоциональными и рациональными оценочными процессами, которыми буквально пропитан мотивационный процесс. Иначе говоря, психологи все реже и реже оценивают мотивацию учения лишь как простое побуждение, как состояние (желания, интерес, склонность) определенной избирательной направленности учащихся на освоение учебного содержания. Сейчас мотивация учения рассматривается как сложный многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы различные (волевые, когнитивные и эмоциональные) составляющие.

Очень важно, чтобы педагог предпринимал педагогические действия, которые будут способствовать формированию мотивации достижения успеха.

Так как чем выше сам человек и другие значимые для него люди оценивают его способности, тем мотивация выше. Такой человек увереннее берется за выполнение работы и проявляет большее стремление к достижениям. Отсюда большое значение имеет то, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивал им поддержку.

Для реализации этого условия на учебных занятиях учитель рекомендуется соблюдать следующие правила:

1.    Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверх усилий.

2.    Деятельность должна представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной и соответствовать уровню притязаний школьников.

3.     Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.

4.   В заданиях должна присутствовать степень новизны.

5 Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах.

Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в детских коллективах. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

Важным для развития мотивации достижения условием является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности.

Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них как стремления к достижениям, так и к избеганию неудачи. Для развития мотива достижения и побуждения самого ребенка к самостоятельности большое значение имеет то, какими методами или способами это делается. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Среди учителей распространено мнение, что мотивацию достижения можно поднять с помощью соревнования. Но далеко не всякое соревнование стимулирует проявление мотива достижения. Поэтому многие дети избегают соревнований как заведомо неуспешных. Чтобы между участниками действительно возникла состязательность, нужен класс или группа одинаковых по способностям детей. Это объясняется тем, что там, где обучаются разные по способностям дети, ситуации достижения нет: слабоуспевающим никогда не догнать лучших, а у лучших просто нет соперников.

Ещё одно условие, влияющее на мотивацию достижения,- это личный пример и ролевое поведение значимых взрослых, учителей и родителей.

Чем выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении успеха.

 Для формирования уверенности и возникновения у школьников

 мотивации достижения учителю особенно важно:

1.    Создавать атмосферу доверия между учителем и учеником.

2.   Быть заинтересованным в успехах детей, иметь авторитет.

3.    Видеть индивидуальность каждого ученика и мотивировать его, опираясь на уже имеющиеся у ребенка мотивы.

4.       Сделать деятельность учащихся определенной интересной и понятной.

5.        Обеспечивать   у   учеников   ощущение   продвижения  вперед, переживание успеха в деятельности.

Таким образом, учитывая все перечисленные психолого- педагогические условия, педагог может решить в своем классе проблему развития мотивации к достижению успеха.

Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок занимается лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры занятия, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи материала.

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя

Важная разница между внутренней и внешней мотивацией

Как отмечают психологи, на наши повседневные решения и поведение влияют два типа мотивации — внутренняя и внешняя. Внешняя мотивация исходит из вознаграждений, будь то получение пятерки за тест, если вы усердно учитесь, или увеличение числа подписчиков в социальных сетях, если вы делитесь фотографиями своих питомцев. С другой стороны, внутренняя мотивация исходит изнутри вас самих. Вы делаете что-то, потому что знаете, что это правильно или важно.

Что такое мотивация?

Мы часто думаем о мотивации как о результате внешнего вознаграждения. Например, сотрудник получает премию за образцовую работу. Но исследователи также обнаружили, что внутренние поощрения могут быть столь же мощными. Позитивное чувство гордости за свою работу или удовлетворение от того, что вы делаете что-то, что помогает другим, являются примерами внутренней мотивации, и они необходимы для выполнения задач с превосходным качеством и эффективностью.

Что такое внутренняя мотивация?

Иногда это называют внутренней мотивацией. Это означает, что вы вынуждены что-то делать, потому что вам нравится это делать или потому что это приносит вам удовлетворение, а не из-за внешних вознаграждений, таких как деньги или похвала. Идея в том, что вы хотите что-то сделать, потому что это приносит удовлетворение само по себе. Такая мотивация особенно полезна при выполнении задач, требующих настойчивости, самоконтроля или творчества — вещей, которые со временем становятся все сложнее.

Почему внутренняя мотивация эффективнее?

Одна из моих любимых книг, «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует», объясняет это так: когда мы чувствуем настоящую внутреннюю мотивацию, наши мысли обращаются к таким вещам, как автономия, значимость и взаимосвязь. Другими словами, когда вы действительно глубоко заботитесь о чем-то — а не потому, что кто-то другой даст вам золотую звезду, — вы с большей вероятностью потратите время и энергию на то, чтобы сделать это хорошо.

Как повысить внутреннюю мотивацию?

Внешние поощрения, такие как премия на работе или золотая звезда за домашнюю работу, легко мотивируют вас. Но что, если вы изо всех сил пытаетесь заставить себя? Попробуйте эти стратегии, чтобы укрепить внутреннюю мотивацию. 1. Ставьте важные для вас цели. Цели, которые соответствуют вашим ценностям, будут более мотивирующими, чем цели. Поэтому подумайте о том, что для вас важно в жизни и как вы можете использовать эти ценности для мотивации себя.

Желание похудеть по состоянию здоровья гораздо более мотивирует, чем желание похудеть, потому что это сделает других людей лучше. Также помогает постановка конкретных целей — поэтому вместо того, чтобы говорить, что я хочу быть здоровее, скажем, я хочу сбросить 10 фунтов за два месяца, занимаясь по 30 минут в день пять дней в неделю. Это даст вам что-то конкретное и измеримое, над чем вы сможете работать, что имеет решающее значение для сохранения мотивации в течение долгого времени.

Где найти вдохновение?

В какой-то момент жизни нас всех мотивировали внешние поощрения — от получения наклеек за успешное приучение к горшку в детстве до участия в опросе в обмен на подарочную карту во взрослом возрасте. Но где найти больше внутренней мотивации? Это сводится к тому, что вас мотивирует. Если это материальные преимущества, такие как подарочные карты или новые автомобили, это внешний мотиватор, который со временем исчезнет.

Воспользуйтесь внутренними наградами.

Так почему же так важна внутренняя мотивация? Внутреннее вознаграждение — это то, что вы испытываете, когда что-то делаете. Потому что это интересно или весело, а не внешнее вознаграждение, такое как деньги. Например, вы можете обнаружить, что сложный рабочий проект одновременно и интересен, и доставляет удовольствие. Так что, даже если ваш работодатель не вознаградил вас за ваше время дополнительной зарплатой. Вы все равно были бы мотивированы, чтобы завершить его.

Когда следует использовать внешние мотивы?

Лучший способ побудить кого-то к действию — использовать его внутреннюю мотивацию. Исследования показали, что люди работают лучше. Когда их стимулы связаны с хорошей работой, а не с получением чего-то материального. Достижение внутренней цели может быть столь же полезным, как и материальное вознаграждение, а иногда даже более ценным!

 

Советы по правильному использованию внешней мотивации

  1. Не делайте все свои цели краткосрочными. Если цель не та, к которой вы испытываете страсть, вы не будете ее придерживаться.
  2. Убедитесь, что ваши награды не дороже, чем ваши призы с тех пор. Это отдалит вас от финансовой стабильности, а не приблизит к ней.

Внутренняя и внешняя мотивация — Утренний мелок

Наслаждаетесь утренним мелом? Получите доступ к дополнительным эксклюзивным интервью, анализам и историям с членством Rx.

ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП Rx

Вы встаете утром и начинаете готовиться к новому дню. Для кого-то первым делом идет в спортзал, для кого-то час времени на себя, для кого-то сразу на работу. В любом случае, у всех нас есть мотиваторы, которые заставляют нас просыпаться каждое утро.

В чем причина? Причина, по которой вы выбрали первое, что вы делаете? Чтобы решить, пойти ли прямо на работу или нажать кнопку повтора? Это может быть что угодно, какая-то глубокая ценность, которой вы придерживаетесь, или что-то настолько простое, что вам нужно зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность жить. Независимо от вашего ответа, у всех нас есть что-то, что нас вдохновляет, а когда дело доходит до мотивации, мы можем найти ее во множестве разных мест.

Внешняя мотивация

Вы когда-нибудь гуляли с друзьями и, собираясь, решили немного принарядиться? Сначала вы чувствуете себя немного неловко, пока вы не выходите из машины, и один из ваших друзей сразу же говорит, как хорошо вы выглядите или как им нравится ваша одежда. Внезапно вы встаете немного выше и ходите более уверенно, потому что кто-то другой подтвердил ваше решение одеться.

Или, может быть, в контексте фитнеса вы очень много работали над своей диетой и видите преимущества постоянных упражнений и здорового питания. Вы потеряли 10-15 фунтов, и люди говорят вам, как прекрасно вы выглядите или как они гордятся вашими усилиями. Этими комплиментами легко мотивироваться и продолжать подталкивать себя или выходить за пределы нашей зоны комфорта, потому что люди признают ваши усилия или результаты.

С другой стороны, что, если бы вы внесли все эти изменения, и никто бы ничего не сказал? Внезапно мотивация нарастает и ослабевает или полностью исчезает. Это будет пример внешнего мотиватора. Внешние мотиваторы — это факторы, исходящие от других людей, которые влияют на то, как мы видим себя, как мы преследуем вещи за пределами нашей зоны комфорта и как мы оцениваем свой прогресс. Другие примеры могут включать в себя сравнение себя и своих усилий или прогресса с другими или сосредоточение внимания на конкретной числовой цели или ценности.

Внутренняя мотивация

Теперь давайте возьмем те же примеры и немного по-другому их сформулируем. Вы встречаетесь с группой друзей и знаете, что чувствуете себя лучше и увереннее в определенной паре брюк или рубашки. Вы приходите, и никто не комментирует ваш наряд, и вы наслаждаетесь вечером, даже не задумываясь, что вы решили надеть. Или, может быть, вы чувствовали себя не лучшим образом и решили, что добавление к здоровому питанию и физическим упражнениям поможет вам не только чувствовать себя лучше, но и улучшить общее состояние здоровья и продолжительность жизни (как естественные побочные эффекты чистого питания, так и физических упражнений). Вы начинаете новую диету и режим упражнений, видите все преимущества потери веса, прибавления сил и улучшения здоровья; все без подтверждения или признания со стороны других. Теперь, хотя это может показаться немного грустным, перспектива говорит нам, что последняя мотивация на самом деле является более устойчивой.

Внутренняя мотивация проистекает исключительно из внутреннего желания стать лучше, сосредоточенности на процессе совершенствования и гордости за то, что вы приложили максимум усилий. Другими примерами могут быть сосредоточение внимания на улучшении процесса для достижения цели, зная, что ваши усилия принесут пользу кому-то другому, или рассматривая конечный результат только как вишенку на торте, а не весь десерт.

Смещение фокуса.

Возьму другой пример. Допустим, вы поставили очень конкретную цель в приседаниях с определенным сроком, когда вам нужно достичь этого числа. 315 к концу года или провал! Поскольку внешним мотиватором является присед со штангой на 315 фунтов к 31 декабря, вы настраиваете себя либо на 100% успех, либо на 100% неудачу. Переверните эту перспективу и скажите: я хочу быть настолько сильным, насколько я могу быть, и чтобы добиться этого, я собираюсь контролировать все переменные, которые я могу, независимо от числа в конце, я сосредотачиваюсь на процессе быть последовательным и делать все возможное усилий каждый день. Смещение фокуса увеличивает долговечность вашего процесса и позволяет легко сохранять мотивацию дольше.

Внутренняя мотивация проистекает исключительно из внутреннего желания стать лучше, сосредоточенности на процессе совершенствования и гордости за то, что вы приложили максимум усилий.

Теперь я хочу внести ясность: получать комплименты от других или ставить цели — это не так уж плохо. На самом деле это хорошие вещи, если рассматривать их с правильной точки зрения. Хитрость заключается в том, чтобы видеть эти вещи такими, какие они есть, конечными элементами, зависящими от внешних факторов, которые мы не можем контролировать. Если мы сможем сосредоточиться на внутренних факторах, которые мы можем контролировать, это сделает длительные процессы более приятными, более полезными и более реалистичными для долгосрочных улучшений.

Так где ты лежишь? Какова ваша мотивация? Будь честен с собой. Возможно, вам придется сделать шаг назад и взглянуть на картину в целом, чтобы увидеть, как внешние объекты влияют на вашу реакцию на определенные трудности и аспекты жизни. Независимо от того, где вы сейчас находитесь, сосредоточьтесь на том, чтобы стать лучшей версией себя. Это все, что вы можете требовать от себя в любом случае.

Оставайся скромным.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts