Мозговой штурм это в психологии: Мозговой штурм. Большая российская энциклопедия

Мозговой штурм. Большая российская энциклопедия

Мозгово́й штурм (англ. brainstorming; мозговая атака), метод генерации идей путём коллективного обсуждения. В психологии мышления рассматривается как один из групповых методов активизации мышления, творческих способностей. В данной эвристической процедуре решения задач творческая активность участников стимулируется ведущим, поощряющим их выдвигать любые, в том числе нереалистичные, смешные и абсурдные, решения поставленной задачи, которые впоследствии подвергаются критике и отбору.

История метода

Термин был предложен в конце 1930-х гг. менеджером по рекламе и одним из основателей знаменитого маркетингового агентства BBD&O А. Ф. Осборном. Осборн считал, что индивидуальная разработка творческих идей недостаточно эффективна: идей было недостаточно и они не отличались оригинальностью, – поэтому он начал проводить групповые сессии генерации идей сотрудниками. Сначала он назвал процесс организованной идеацией (англ. organized ideation), но впоследствии участники сессий нарекли процесс сеансами мозгового штурма. Осборн считал, что для успешной генерации идей необходимо уменьшить социальные запреты среди членов группы, ослабить статусные отношения, снять опасения высказывать нестандартные идеи и таким образом повысить творческий потенциал группы. Также Осборн настаивал на том, что для обеспечения эффективного решения методом мозгового штурма группа должна решать один-единственный вопрос (задачу, проблему), т. к., по его опыту, при попытке решить множество вопросов за одну сессию эффективность групповой работы снижалась. Эффективное решение может быть получено при соблюдении процедуры мозгового штурма – участники должны генерировать идеи, а не суждения по поводу них. Все предложенные идеи записываются без обсуждения и критики.

Таким образом, вся процедура мозгового штурма направлена на то, чтобы участники могли размышлять более свободно и предлагать больше спонтанных идей.

Существует множество модификаций мозгового штурма, например: групповой, обратный, электронный и даже индивидуальный.

Процедура мозгового штурма

Осборн сформулировал 4 правила мозгового штурма:

  1. Стремиться к количеству. Предполагается, что чем больше идей возникнет, тем больше шансов найти радикальное и эффективное решение.

  2. Воздержаться от критики. Приостановив процесс оценивания идей, участники смогут свободно генерировать необычные идеи.

  3. Безумные идеи приветствуются.

  4. Идеи стоит пытаться объединять, это их может улучшить.

Процедуру мозгового штурма можно разделить на 3 обязательных этапа:

  1. Предварительный этап – постановка проблемы. На этом этапе выдвигается чётко сформулированная проблема, отбираются участники креативной сессии и ведущий.

  2. Основной этап – генерация идей. Ключевой этап, в ходе которого участники обязаны придерживаться правил, приведённых выше. В самом начале процесса предлагаемые идеи не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени заканчиваются все типовые, шаблонные варианты и у участников начинают появляться необычные идеи. Ведущий или его помощник записывают или как-то иначе регистрируют все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

  3. Итоговый этап – группировка, анализ, развитие, оценка и отбор идей. На этом этапе отбираются наиболее подходящие идеи. Все записанные идеи оцениваются участниками группы с точки зрения их применимости для решения поставленной задачи. Цель 2-го этапа не столько раскритиковать выдвинутые идеи, сколько найти в них какие-то интересные возможности для выработки решения. В итоге из всего многообразия предложений участники выделяют одно или несколько наилучших в каком-то отношении решений.

Ограничения метода мозгового штурма

Большое количество исследований опровергает утверждение Осборна о том, что групповой мозговой штурм позволяет генерировать больше идей, чем люди, работающие в одиночку. Например, в обзоре 22 исследований группового мозгового штурма Майкл Диль и Вольфганг Штрёбе обнаружили, что в подавляющем большинстве случаев группы, проводящие мозговой штурм, производят меньше идей, чем люди, работающие по отдельности (Diehl. 1987). Однако этот вывод не подтверждается выполненным позднее обзором 50 исследований: Скотт Исаксен показал, что неправильное понимание инструмента и слабое применение методов (включая отсутствие фасилитации), а также искусственность поставленных задач и групп ставят под сомнение большинство таких исследований (Isaksen. 1998).

Мадни Анна Олеговна

Мозговой штурм — Психологос

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — групповой метод нахождения идей для решения проблемы. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Идея метода

 

Фильм «День радио»

Чтобы взглянуть на трудную задачу с новой, неожиданной точки зрения, нужны творческие люди, которые легко генерируют нестандартные, творческие идеи. Чтобы идеи таких творческих людей были хоть как-то реалистичны, нужны реалистично мыслящие критики. А чтобы хорошие идеи воплотить, нужны практики-организаторы.

 

Как объединить все это в одно целое? Нужно собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь бы неожиданными и даже вздорными они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.

Подбор людей и распределение ролей

Подбор людей и распределение ролей — важный момент мозгового штурма. Чем более свободно и оригинально умеют думать участники мозгового штурма, тем лучше. Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм. Полезно привлекать специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей (например, некоторые сугубо технические решения позаимствованы из области функционирования живых организмов; так возникла целая научно-практическая отрасль — бионика). Однако, кроме креативщиков, для других этапов мозгового штурма нужны и критики, и практики.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы

Чтобы найти решение, вначале нужно четко понять, в чем проблема, а для этого необходимо определить, что нужно в результате и что этому мешает. (см. Ситуационный анализ). Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей

Здесь главное — количество идей. Этому способствуют:

  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Обоснования — не нужны, нужны только идеи. Не делайте никаких ограничений: необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов.
  • В любом случае нужен ведущий, который поощряет высказывающихся, а в случае необходимости прерывает излишние словоизвержения. Заранее следует установить регламент. Фонтан творческих идей не может бить долго — затянутое обсуждение рискует вылиться в переливание из пустого в порожнее. Обычно получаса вполне достаточно. При этом главная задача ведущего — создать раскованную и доброжелательную атмосферу для проведения штурма: если участники относятся друг к другу с недоверием и опаской, продуктивности от них ждать не приходится.
  • Если в процедуре участвуют коллеги разного звания, рекомендуется первым дать высказаться младшим (по возрасту и по должности), дабы потом на них не «давил» авторитет старших товарищей.
  • Проведение мозгового штурма можно считать успешным, если удалось сформулировать пять-шесть достаточно реалистичных предложений, которые впоследствии могут послужить основой для практического решения проблемы.
Группировка, отбор и оценка идей

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Метод синектики

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Мозговой штурм — IResearchNet

Психология > Социальная психология > Группа > Мозговой штурм

Мозговой штурм — широко используемый метод стимулирования творческого подхода к решению проблем. На структурированном сеансе люди (обычно в группе) генерируют как можно больше творческих идей. Социальные психологи в основном изучали, эффективнее проводить мозговой штурм в группе или в одиночку, и пришли к парадоксальному выводу, что мозговой штурм часто лучше проводить в одиночку.

В основе процедуры мозгового штурма лежат два основных принципа. Во-первых, людей поощряют придумывать как можно больше идей, потому что чем больше идей, тем выше вероятность того, что среди них есть хорошие («количество порождает качество»). Во-вторых, хотя в конечном итоге качество идей должно оцениваться, генерация идей и оценка строго разделены («отсрочка суждения»), потому что страх перед негативной оценкой мешает творчеству людей. Имеются доказательства обоих принципов: количество и качество идей положительно связаны, а боязнь оценки плохо влияет на качество идеи.

Мозговой штурм обычно проводится в группах, и многие исследования изучали эффективность группового мозгового штурма. Эти исследования постоянно показывают, что люди генерируют больше идей и лучшие идеи, когда проводят мозговой штурм индивидуально, по сравнению с групповым мозговым штурмом. В этих исследованиях количество идей, выдвинутых группой, сравнивается с количеством идей того же количества людей, которые проводят мозговой штурм по отдельности. Подсчитав повторяющиеся идеи (идеи, созданные более чем одним человеком) только один раз, результаты показывают, что N человек генерируют больше идей, чем группа из N человек. Разница довольно велика и увеличивается с размером группы.

Одним из основных факторов, вызывающих так называемую потерю продуктивности групп, является производственная блокировка: члены группы должны ждать своей очереди, чтобы высказать идеи, потому что в любой момент времени может говорить только один человек. Таким образом, члены группы блокируют вклад друг друга, что затрудняет генерацию их идей.

В то же время люди, как правило, думают, что их творческий потенциал повышается в группе, и считают, что подслушивание идей других людей стимулирует. И на самом деле это тоже верно: есть свидетельства того, что слушание того, как другие генерируют идеи, помогает генерировать собственные идеи. Однако производственная блокировка полностью перекрывает эти положительные эффекты в обычных сеансах мозгового штурма. Если идеи не произносятся вслух, а излагаются на листах бумаги (мозговой штурм) или с помощью компьютеров (электронный мозговой штурм), производственная блокировка может быть устранена. Действительно, группы могут быть более продуктивными, чем отдельные люди, когда обмениваются идеями в письменных заметках или с помощью компьютеров, а не произносят их вслух.

Ссылки:

  1. Паулюс П.Б., Дугош К.Л., Дзиндолет М.Т., Коскун Х. и Путман В.Л. (2002). Социальные и когнитивные влияния в групповом мозговом штурме: прогнозирование производственных выгод и потерь. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (том 12, стр. 299-325). Чичестер, Великобритания: Wiley.
  2. Стробе, В., и Диль, М. (1994). Почему группы менее эффективны, чем их члены: о потерях производительности в группах, генерирующих идеи. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (том 5, стр. 271-303). Чичестер, Великобритания: Wiley.

Сплоченность →

Концепции мозгового штурма в психологии

Мозговой штурм — это метод группового творчества, с помощью которого группа пытается найти решение конкретной проблемы, собирая список идей, спонтанно предложенных ее членами. Этот термин популяризировал Алекс Фейкни Осборн в 1953 году в книге «Прикладное воображение». В книге Осборн не только предложил метод мозгового штурма, но и установил эффективные правила проведения сеансов мозгового штурма.

 

Проведение мозгового штурма

 

Мозговой штурм стал популярным групповым методом и привлек внимание научных кругов. Было проведено множество исследований, чтобы проверить постулат Осборна о том, что мозговой штурм более эффективен, чем отдельные люди, работающие над генерированием идей. Некоторые исследователи пришли к выводу, что утверждение ложно (мозговой штурм неэффективен), в то время как другие обнаружили недостатки в исследовании и определили, что результаты неубедительны. Кроме того, исследователи внесли модификации или предложили варианты мозгового штурма, пытаясь повысить его продуктивность. Однако нет эмпирических данных, указывающих на то, что какая-либо вариация более эффективна, чем первоначальная техника.

 

Происхождение

Мозговой штурм зародился у Осборна в 1939 году как метод творческого решения проблем. Он был разочарован неспособностью сотрудников индивидуально разрабатывать креативные идеи для рекламных кампаний.

В ответ он начал проводить сеансы группового мышления и обнаружил значительное улучшение качества и количества идей, вырабатываемых сотрудниками. Организовав свое открытие, Осборн опубликовал в 1953 году книгу «Прикладное воображение», в которой он систематизировал свои творческие методы решения проблем. Эта книга популяризировала термин «мозговой штурм» и получила значительный отклик в отрасли.

 

Метод Осборна

Осборн утверждал, что два принципа способствуют «эффективности идей», а именно: «1. Отложить решение» и «2. Добивайтесь количества». Следуя этим принципам, он следовал четырем общим правилам мозгового штурма, установленным с целью уменьшить социальные запреты среди членов группы, стимулировать генерацию идей и повысить общий творческий потенциал группы.

  • Сосредоточьтесь на количестве: Это правило является средством повышения разнообразия производства, направленным на облегчение решения проблем за счет максимизации количества порождающего качество. Предполагается, что чем больше будет генерируемых идей, тем больше шансов найти радикальное и эффективное решение.
    Воздержитесь от критики: В ходе мозгового штурма критика выработанных идей должна быть «отложена». Вместо этого участники должны сосредоточиться на расширении или дополнении идей, приберегая критику для более позднего «критического этапа» процесса. Отложив суждение, участники смогут свободно генерировать необычные идеи.
  • Приветствуйте необычные идеи: Чтобы получить хороший и длинный список идей, необычные идеи приветствуются. Их можно создать, глядя с новой точки зрения и отказываясь от предположений. Эти новые способы мышления могут обеспечить лучшие решения.
  • Объединяйте и улучшайте идеи: Хорошие идеи могут быть объединены в одну лучшую хорошую идею, как это предлагается в лозунге «1+1=3». Считается, что он стимулирует создание идей в процессе ассоциации.

 

Приложения

Осборн отмечает, что мозговой штурм должен решать конкретный вопрос; он считал, что сеансы, посвященные нескольким вопросам, были неэффективными. Кроме того, проблема должна требовать генерирования идей, а не суждений; он использует примеры, такие как создание возможных названий для продукта, в качестве подходящего материала для мозгового штурма, тогда как аналитические суждения, такие как жениться или нет, не требуют мозгового штурма.

 

Группы мозгового штурма

Осборн предполагал группы примерно из 12 участников, включая как экспертов, так и новичков. Участникам предлагается давать дикие и неожиданные ответы. Идеи не подвергаются критике или обсуждению. Группа просто предлагает идеи, которые могут привести к решению, и не применяет аналитического суждения относительно осуществимости. Судебные решения отложены на более поздний срок.

 

Исследования

Критика

Исследования не подтвердили утверждение Осборна о том, что групповой мозговой штурм может дать вдвое больший творческий результат, чем группа идей, собранных группой людей. Действительно, исследования Майкла Диля и Вольфганга Штробе продемонстрировали противоположный эффект. Они обнаружили, что при одинаковом времени «настоящие» группы, те, которые проводили коллективный мозговой штурм, продуцировали меньше идей, чем «номинальные» группы, в которых люди выдвигали идеи независимо друг от друга и существовали как группа только до тех пор, пока их работа рассматривалась как цель. целиком исследователями. Их выводы были основаны на обзоре 22 других исследований, 18 из которых подтвердили их выводы.

 

Источники неадекватности мозгового штурма

Диль и Стробе определили три процесса, которые сводят на нет усилия мозгового штурма. Эти процессы были безбилетником, опасением оценки и блокированием.

  • Свободная езда: Отдельные лица могут чувствовать, что их идеи менее ценны в сочетании с идеями группы в целом. Действительно, Диль и Штроб продемонстрировали, что даже когда люди работали в одиночку, они производили меньше идей, если им говорили, что их результаты будут оцениваться в группе с другими, чем если им говорили, что их результаты будут оцениваться на индивидуальной основе. Тем не менее, эксперименты показали, что безбилетник вносит лишь незначительный вклад в снижение производительности, а тип сеанса (т. е. реальная группа по сравнению с номинальной) вносит гораздо больший вклад.
  • Опасение оценки: Было установлено, что опасения оценки возникают только в случаях личной оценки. Если допущение о коллективной оценке имело место, суждение об идеях в реальном времени, якобы вызывающее опасение оценки, не приводило к существенной дисперсии.
  • Блокирование: Блокирование описывает реальность, согласно которой только один человек может с выгодой для себя высказывать свои идеи в группе в любой момент времени. Диль и Штроб исследовали вопрос о том, может ли этот эффект уменьшить генерацию идей, поскольку идеи, подавляемые достаточно долго, чтобы выслушать идеи другого члена группы, могут быть забыты. Их исследование подтвердило эту гипотезу.

Это имеет особое значение, учитывая, что центральная гипотеза Осборна заключалась в том, что прислушивание к идеям других должно стимулировать генерацию новых идей. Скорее, исследования показывают, что акт слушания других может задушить творчество.

Преимущества

При надлежащих условиях мозговой штурм может превзойти номинальные группы. Внедрение систем групповой поддержки, в которых отдельные лица отправляют предложения на компьютере, которые мгновенно (и анонимно) становятся видимыми для всей команды, устраняет эффект блокировки, поскольку идеи могут быть переданы сразу же после создания. Используя эти технологии, группы мозгового штурма значительно превзошли номинальные группы.

 

Поощрения и мозговой штурм

Исследование Оливье Тубиа убедительно показало, что поощрения могут стимулировать творческий процесс. Участники были разделены на три условия. В Условии I всем участникам выплачивалась фиксированная плата. В Условии II участникам начислялись баллы за каждую собственную уникальную идею, а испытуемым платили за заработанные баллы. В Условии III испытуемым платили в зависимости от того, какое влияние их идея оказала на группу; это измерялось путем подсчета количества групповых идей, полученных из идей конкретного субъекта. Условие III превосходило Условие II, а Условие II превосходило Условие I на статистически значимом уровне для большинства показателей. Результаты показали, что участники были готовы работать намного дольше, чтобы достичь уникальных результатов в ожидании вознаграждения.

 

Вариации

Техника номинальной группы

Техника номинальной группы — это тип мозгового штурма, который побуждает всех участников иметь равное право голоса в процессе. Он также используется для создания ранжированного списка идей.

Участников просят писать свои идеи анонимно. Затем модератор собирает идеи, и группа голосует за каждую. Голосование может быть таким же простым, как поднятие рук в пользу данной идеи. Этот процесс называется дистилляцией.

После дистилляции лучшие идеи могут быть отправлены обратно в группу или в подгруппы для дальнейшего мозгового штурма. Например, одна группа может работать над цветом, требуемым для продукта. Другая группа может работать над размером и так далее. Каждая группа вернется ко всей группе для ранжирования перечисленных идей. Иногда идеи, от которых ранее отказались, могут быть выдвинуты снова после того, как группа пересмотрит их.

Важно, чтобы фасилитатор был обучен этому процессу, прежде чем пытаться фасилитировать эту технику. Группу следует воодушевить и вдохновить на участие в этом процессе. Как и во всех командных действиях, может потребоваться несколько практических занятий, чтобы обучить команду методу, прежде чем приступить к реализации важных идей.

 

Техника группового прохождения

Каждый человек в круговой группе записывает одну идею, а затем передает листок бумаги следующему человеку по часовой стрелке, который добавляет несколько мыслей. Так продолжается до тех пор, пока каждый не получит обратно свой первоначальный лист бумаги. К этому времени, вероятно, группа подробно проработает каждую идею.

Группа также может создать «Книгу идей» и разместить список рассылки или маршрутную накладную в начале книги. На первой странице описание проблемы. Первый человек, получивший книгу, перечисляет свои идеи, а затем направляет книгу следующему человеку в списке рассылки. Второй человек может регистрировать новые идеи или добавлять идеи к идеям предыдущего человека. Это продолжается до тех пор, пока список рассылки не будет исчерпан. Затем проводится последующая «зачитывающая» встреча для обсуждения идей, записанных в книге. Этот метод занимает больше времени, но дает людям время, чтобы глубоко обдумать проблему.

 

Метод картирования идей команды

Этот метод мозгового штурма работает по методу ассоциации. Это может улучшить совместную работу и увеличить количество идей и разработано таким образом, чтобы в нем участвовали все участники и ни одна идея не была отклонена.

Процесс начинается с четко определенной темы. Каждый участник проводит мозговой штурм индивидуально, затем все идеи объединяются в одну большую карту идей. На этом этапе консолидации участники могут прийти к общему пониманию проблем, поскольку они разделяют значения, лежащие в основе их идей. Во время этого обмена у ассоциации могут возникать новые идеи, которые также добавляются на карту. Как только все идеи собраны, группа может расставить приоритеты и/или принять меры.

 

Электронный мозговой штурм

Электронный мозговой штурм превосходит как обычный мозговой штурм, так и номинальный групповой мозговой штурм. Это компьютеризированная версия метода ручного мозгового штурма, обычно поддерживаемого электронной системой собраний (EMS), но более простые формы также могут быть выполнены по электронной почте и могут быть основаны на браузере или использовать одноранговое программное обеспечение.

В электронной системе собраний участники обмениваются списком идей через Интернет. Идеи вводятся самостоятельно. Вклады сразу становятся видны всем и обычно анонимны, чтобы способствовать открытости и уменьшить личные предубеждения. Современные EMS также поддерживают асинхронные сеансы мозгового штурма в течение длительных периодов времени, а также типичные последующие действия в процессе решения творческих задач, такие как категоризация идей, устранение дубликатов, оценка и обсуждение приоритетных или спорных идей.

Такие сторонники, как Gallupe, et al. утверждают, что электронный мозговой штурм устраняет многие проблемы стандартного мозгового штурма, включая блокировку производства и опасения при оценке. Очевидным преимуществом этого формата является то, что все идеи могут быть заархивированы в электронном виде в их первоначальном виде, а затем извлечены позже для дальнейшего обдумывания и обсуждения. Электронный мозговой штурм также позволяет гораздо большему количеству групп провести мозговой штурм по теме, чем это обычно бывает продуктивно при традиционном мозговом штурме.

Некоторые веб-технологии мозгового штурма позволяют участникам размещать свои комментарии анонимно с помощью аватаров. Этот метод также позволяет пользователям входить в систему в течение длительного периода времени, обычно одной или двух недель, чтобы дать участникам некоторое «время выдержки», прежде чем публиковать свои идеи и отзывы. Этот метод использовался, в частности, в области разработки новых продуктов, но может применяться в любом количестве областей, требующих сбора и оценки идей.

 

Направленный мозговой штурм

Направленный мозговой штурм — это разновидность электронного мозгового штурма (описанного выше). Это можно сделать вручную или с помощью компьютеров. Направленный мозговой штурм работает, когда область решения (то есть критерии оценки хорошей идеи) известна до сеанса. Если эти критерии известны, их можно использовать для преднамеренного ограничения процесса формирования идей.

При направленном мозговом штурме каждому участнику выдается один лист бумаги (или электронная форма) и задается вопрос для мозгового штурма. Их просят дать один ответ и остановиться, затем все бумаги (или формы) случайным образом меняются местами между участниками. Участников просят взглянуть на полученную ими идею и создать новую идею, которая улучшит эту идею на основе первоначальных критериев. Затем формы снова меняются местами, и респондентов просят улучшить идеи, и процесс повторяется в течение трех или более раундов.

В лаборатории было обнаружено, что направленный мозговой штурм почти в три раза повышает производительность групп по сравнению с электронным мозговым штурмом.

 

Индивидуальный мозговой штурм

«Индивидуальный мозговой штурм» — это использование мозгового штурма в одиночку. Обычно он включает в себя такие методы, как свободное письмо, свободное высказывание, словесные ассоциации и рисование карты разума, которая представляет собой визуальную технику ведения заметок, с помощью которой люди схематизируют свои мысли. Индивидуальный мозговой штурм — полезный метод творческого письма, и было доказано, что он превосходит традиционный групповой мозговой штурм.

Исследования показали, что индивидуальный мозговой штурм более эффективен для генерации идей, чем групповой.

 

Мозговой штурм вопросов

Этот процесс включает мозговой штурм вопросов, а не попытки найти немедленные ответы и краткосрочные решения. Теоретически этот метод не должен препятствовать участию, поскольку нет необходимости предлагать решения. Ответы на вопросы составляют основу для построения будущих планов действий.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts