Мозговой штурм это в психологии: Мозговой штурм — Психологос

Мозговой штурм — Психологос

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — групповой метод нахождения идей для решения проблемы. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Идея метода

 

Фильм «День радио»

Чтобы взглянуть на трудную задачу с новой, неожиданной точки зрения, нужны творческие люди, которые легко генерируют нестандартные, творческие идеи. Чтобы идеи таких творческих людей были хоть как-то реалистичны, нужны реалистично мыслящие критики. А чтобы хорошие идеи воплотить, нужны практики-организаторы.

 

Как объединить все это в одно целое? Нужно собрать вместе несколько оригинально мыслящих людей, поставить перед ними актуальную проблему и побудить их к высказыванию как можно большего количества вероятных решений, сколь бы неожиданными и даже вздорными они ни казались. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было их оценки. Критики принимаются за дело на втором этапе. Они сортируют предложения по степени их выполнимости и ожидаемой эффективности, отбрасывают непригодные и отмечают перспективные. Затем наступает очередь реализаторов, которые намечают конкретные практические шаги для выполнения выбранного решения.

Подбор людей и распределение ролей

Подбор людей и распределение ролей — важный момент мозгового штурма. Чем более свободно и оригинально умеют думать участники мозгового штурма, тем лучше. Эффективность возрастает при разнополом составе участников, когда женская интуиция дополняет мужской прагматизм. Полезно привлекать специалистов разного профиля, так как решения часто лежат на стыке смежных и даже весьма отдаленных специальностей (например, некоторые сугубо технические решения позаимствованы из области функционирования живых организмов; так возникла целая научно-практическая отрасль — бионика). Однако, кроме креативщиков, для других этапов мозгового штурма нужны и критики, и практики.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы

Чтобы найти решение, вначале нужно четко понять, в чем проблема, а для этого необходимо определить, что нужно в результате и что этому мешает. (см. Ситуационный анализ). Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей

Здесь главное — количество идей. Этому способствуют:

  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Обоснования — не нужны, нужны только идеи. Не делайте никаких ограничений: необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Допустимо использование любых гипотез, аналогий, сравнений, фантастических образов.
  • В любом случае нужен ведущий, который поощряет высказывающихся, а в случае необходимости прерывает излишние словоизвержения. Заранее следует установить регламент. Фонтан творческих идей не может бить долго — затянутое обсуждение рискует вылиться в переливание из пустого в порожнее. Обычно получаса вполне достаточно. При этом главная задача ведущего — создать раскованную и доброжелательную атмосферу для проведения штурма: если участники относятся друг к другу с недоверием и опаской, продуктивности от них ждать не приходится.
  • Если в процедуре участвуют коллеги разного звания, рекомендуется первым дать высказаться младшим (по возрасту и по должности), дабы потом на них не «давил» авторитет старших товарищей.
  • Проведение мозгового штурма можно считать успешным, если удалось сформулировать пять-шесть достаточно реалистичных предложений, которые впоследствии могут послужить основой для практического решения проблемы.
Группировка, отбор и оценка идей

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Метод синектики

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Мозговой штурм — технология метода

Мозговой штурм – это эффективный метод в решении проблем, базирующийся на стимулировании творческой деятельности участников группы, которые обсуждая актуальные вопросы, предлагают идеи, варианты для решения, собирая самое большое количество всевозможных вариантов. Потом из всех заявленных идей отбираются самые удачные и практичные.

Для организации мозгового штурма отбирается группа из квалифицированных экспертов. Оценки каждой идеи и выводы совершаются в процессе заседания. Экспертов распределяют на две группы. Первой группой генерируются идеи и выставляются оценки, второй – они анализируются. Критика любых идей категорически запрещается. Те идеи, с которыми соглашается большинство экспертов, считаются самыми верными и берутся во внимание.

Прием мозговой штурм разрабатывается специально, чтобы получить максимальное количество разнообразных предложений. Эффективность данного метода просто поразительна, так в среднем, шестеро индивидов могут за полчаса сгенерировать сто пятьдесят непохожих идей. Группа разработчиков никогда бы не пришла к такому количеству идей при использовании обычных методов, они даже не смогли бы поверить, что решаемая проблема сможет иметь такое большое разнообразие аспектов.

Прием мозговой штурм обладает большими преимуществами, чем некоторые другие методы. Разнообразие решений достигается благодаря тому, что группу мозгового штурма составляют специалисты одной деятельности, которые отличаются по опыту и знаниям, поэтому видят решение проблемы по своему, по-разному. Плюс данного приёма заключается в том, что целая группа всегда дает больше эффективных результатов, нежели единичные идеи отдельных лиц. Во время применения данного метода возникают интересные аналогии на стыке разных дисциплин и сфер человеческой практики, которые активно обсуждаются другими специалистами.

Метод мозгового штурма

Данный метод позволяет отыскать разнообразные решения проблем посредством применения правил обсуждения, что широко используется разными организациями при поиске нетрадиционных уникальных решений в преодолении разнообразных заданий.

Мозговой штурм является очень известным методом, и используется для стимулирования творческого мышления. Он имеет несколько определений в различных интерпретациях.

Мозговой штурм – это метод коллективного продуцирования свежих оригинальных идей, которые базируются на свободном высказывании ассоциаций. Общий смысл метода составляет то, что групповая работа позволяет сгенерировать такие идеи, которые отдельному человеку не могли и в голову прийти. Даже из одной мысли может развиться целый ряд идей, так как один человек высказывает, второй развивает идею, а третий её завершает. Этот метод позволяет объединить в одном процессе самых разных людей и если группа находит решение, её участники становятся приверженцами реализации идей. Применение метода в бизнес-организациях улучшает качество работы команды.

Мозговой штурм является техникой, поощряющей выдвижение большого количества решений и идей, к непредвзятому отношению и стремлению к отыскиванию компромиссов. Посредством данного метода решаются проблемы любого типа, которые требуют разнообразия решений. Проблемы, требующие ограниченного количества решений, также слишком общие и абстрактные, не смогут рассматриваться этим методом.

Если проблемная ситуация слишком запутанная или сложная, тогда стоит разделить её на несколько заседаний и разбить на подпроблемы.

Данный прием с успехом используется при сборе информации, определении источников и формулировки вопросов анкеты.

Мозговой штурм, как метод обучения может легко применяться в школах, вузах, на различных тренингах, курсах. Мозговой штурм, как метод обучения предполагает наличие лидера, которым становится учитель, преподаватель, ведущий или участник группы, которого выбирают.

Мозговой штурм примеры, взятые из школьной программы:

—  урок литературы: изучение стихотворения, при котором учитель просит проанализировать смысл и высказать каждого ученика личное мнение того, что хотел донести автор читателям;

—  урок истории: учитель может спросить, какими были мотивы, что подвигли определенное государство начать войну, и каждый ученик может предложить свое мнение;

— урок правоведения: ученики по очереди отвечают, зачем гражданину знать о своих правах.

Умение высказываться способствует раскрепощению детей, развитию критического мышления.

Мозговой штурм примеры из повседневной жизни:

— компания размышляет над тем, где провести отпуск, один записывает идеи, а остальные по очереди сообщают свои предложения;

— человек спрашивает у компании друзей, что подарить близкому человеку, и каждый озвучивает свое мнение;

— мужчина провинился перед женой, и не знает, чем загладить вину, собирает круг друзей и просит каждого озвучить свое предложение.

Технология мозгового штурма

Прием мозговой штурм основал руководитель рекламной организации А. Осборн. Он выделил два базовые принципа: откладывание вынесения вердикта относительно идеи и качество рождается из количества. Основная задача мозгового штурма является исключением оценочного компонента на первоначальных этапах формирования идеи, что предполагает некоторые специальные правила.

В мозговом штурме приветствуется полет фантазии, члены группы должны попытаться как можно сильнее раскрепостить воображение. Каждому разрешается говорить самые фантастические и абсурдные мысли. Каждое решение, приходящее на ум является верным, и не может считаться ни непрактичным, ни несуразным.

Во время дискуссии должно быть много предложений от одного участника. Ни одна из всех предъявленных мыслей не может подвергаться критике, как и её авторы. Идеи могут комбинироваться между собой и усовершенствоваться, для этого участников специально просят развивать собственные задумки, размышлять над ними, думать о каждом отдельном аспекте.

Участники мозгового штурма подбираются по той сфере деятельности, в которой поставлен вопрос, если это закрытая группа. Если метод используется в организации, тогда лучше будет, если группу будут составлять работники, имеющие небольшой стаж и опыт работы, поскольку у них пока нет выработанных стереотипов и их способ мышления гораздо эффективнее. Однако есть ситуации, когда проблема требует решения, которое могут выдвинуть лишь опытные и зрелые специалисты.

Рекомендуется формировать группы смешанного типа, то есть которые бы включали одновременно женщин и мужчин, это оживит атмосферу. Разница возраста и в служебном положении членов группы должна стать минимальной, чтобы предотвратить конфликт поколений.

Присутствие начальства в группе может тормозить процесс мозгового штурма, поскольку каждый работник будет очень хорошо думать, что говорить, дабы не упасть в глазах начальника. Так многие предположения и мысли могут и остаться невысказанными.

Организаторы проведения мозгового штурма должны подумать о том, чтобы там не присутствовали скептически настроенные сотрудники или руководители, даже если они не будут непосредственными участниками, а только наблюдателями. Будет очень целесообразным периодически приводить в группу новых работников, которые внесут новые взгляды, стимулирующие мышление.

Количество членов группы должно быть от шести до двенадцати людей, самым оптимальным считается количество участников в семь человек. Все они должны работать сплоченно, и не разбиваться на мелкие подгруппы по двое людей. Количество людей должно учитываться при подборе группы. Если в группе преобладают активные личности, то количество людей должно быть меньше, если больше умеренных, то наоборот.

Этапы мозгового штурма

Сам прием мозговой штурм содержит три этапа, отличающихся правилами проведения и способом организации.

Предварительный этап (первый), на нём совершается постановка проблемы, отбор участников, определение ведущего.

Второй – генерация идей. На данном этапе должны соблюдаться правила. Так, участник должен ориентироваться на большое количество сгенерированных идей, не ограничивая свою фантазию. Критика и высказанная положительная оценка идей должна отсутствовать, поскольку это сильно отвлекает участников от главного задания, сбивая их творческий настрой.

Третий этап – систематизация, отбор, оценка. На нем проводится выделение ценнейших идей, а позже дается окончательный результат. Методы, осуществления анализа и приписывания оценки решениям являются разнообразными. Успех этого этапа напрямую зависит оттого, каким образом участники понимают и используют критерии оценки идей.

Обычно для проведения метода мозгового штурма формируются две группы: одну составляют участники, предлагающие самые различные варианты со способами решения заданий, во второй находятся члены комиссии, задание которых обрабатывать (анализировать) предложенные варианты.

Вначале процесса данного метода задумки не очень оригинальны, они довольно просты, банальны. Только по истечении времени, как все стереотипные решения исчерпают себя, участники начинают выходить за грани шаблона и мыслить нестереотипно, они рождают оригинальные идеи, что сразу регистрируются ведущим.

Прием мозговой штурм достаточно надежен и оперативен в использовании. Благодаря нему за короткий промежуток времени генерируется масса идей, которые не критикуются другими, а только дополняются и модифицируются с их идеями. Доброжелательная обстановка дает участникам возможность раскрыться, импровизировать, что увеличивает позитивный настрой.

Виды мозгового штурма

Данный прием обладает большой разновидностью, большинство этих методов допустимо использовать на деловых встречах при решении профессиональных заданий, в обучении, и просто, если нужно решить какое-то задание.

Обратный метод – употребляется, если требуется создать новый или улучшенный образец предмета, при формировании новой услуги, разработке концепции, созданию усовершенствованного продукта потребления. При этом решаются такие творческие задачи, как выявление в уже имеющихся услугах, изделиях и идеях всевозможных недостатков, недоработок, изъян и предельное устранение этих проблемных моментов в разрабатываемом, улучшенном изделии.

Целью метода является собирание наиболее полного и достоверного списка недостатков анализируемого объекта, предмета, идеи или услуги, на которые падает неограниченная ничем критика. В итоге применения метода вырабатывается максимально глубокий перечень потенциальных проблем и имеющихся дефектов, прогнозируются возможные изъяны и трудности в эксплуатации на много следующих лет, чтобы данный список обеспечил длительную конкурентоспособность всех объектов.

Не каждый может вести творческую деятельность при присутствии или активном вмешательстве других людей.

Поэтому применяя метод мозгового штурма на совещании, будет целесообразным для одной части генераторов концептов создать условия присутствия и одновременного отсутствия. Чтобы решить эти противоречия нужно использовать метод теневого мозгового штурма.

Теневой вид мозгового штурма проводится с распределением генераторов идей на подгруппы. Одну составляют исключительно сами генераторы, они создают и называют свои концепции вслух, соблюдая условия критики. Вторую подгруппу представляют «теневые» участники, они следят за процессом генераторов и не берут в самом обсуждении прямого участия.

Каждый индивид записывает мысли, возникающие в процессе обсуждения, которое проводится активной подгруппой. Список созданных генераторами идей, решения, которые были предложены всеми членами теневой подгруппы, передаются по окончанию тренинга группе экспертов, которые занимаются не только одной оценкой, но также развитием и комбинированием концепций. Сам творческий процесс этой группы переключается в следующую фазу.

Комбинированный метод мозгового штурма является комбинацией использования теневого и обратного методов.

Метод двойного прямого мозгового штурма значит, что после проведения первого прямого мозгового штурма делают перерыв на два дня, после которого повторяют метод еще раз. В процессе этого перерыва в участников (специалистов) делового совещания в работу включается мощный аппарат для решения самых творческих заданий – это подсознание, которое синтезирует неожиданные идеи.

Обратно-прямой тип мозгового штурма применяется в прогнозировании развития самого мозгового штурма. Благодаря этому методу определяют все дефекты и слабые или недостаточно проработанные стороны имеющихся идей или объекта, выделяют самые главные среди них. Потом применяют метод обратного мозгового штурма, чтобы устранить главные выявленные недостатки и создают проект новейшего решения. Чтобы увеличить время, необходимое для прогнозирования данный цикл нужно повторить.

Индивидуальный мозговой штурм не отличается существенно от методов мозгового штурма, который используется в коллективе. Он проводится по тем самым правилам. Главное отличие – сеанс проводится только одним специалистом, который создает концепции сам и их регистрирует, также часто дает оценку своим мыслям. Длительность этого сеанса не может превышать десять минут. Все идеи, которые возникают, сразу записываются на бумаге. Также к их оцениванию автору следует не сразу преступать, а только через время. Чтобы применение метода индивидуального мозгового штурма было более успешным нужно научиться ставить себе самому вопросы со всеми возможными альтернативными вариантами ответа.

Метод под названием брейнрайтинг основывается на методе мозгового штурма, здесь участники группы не высказывают вслух свои предложения, а записывают на бумаге, после чего обмениваются ими с другими. Обмен происходит на протяжении 15 минут.

При визуальном мозговом штурме идеи появляются, как правильно очень быстро, сменяя друг друга. Эскиз, сделанный в момент сотворения новой концепции, не только позволит зафиксировать хорошую мысль, и поможет не потерять ритм в процессе раздумья.

Метод мозгового штурма с помощью доски предусматривает, чтобы в помещении, где проводится совещание, находилась специальная доска. На этой доске сотрудники должны размещать листочки с записями своих творческих идей, какие только приходят им на ум во время рабочего дня. Доска должна стоять на хорошо заметном месте. Для привлечения внимания нужно в центре доски написать большими и разноцветными буквами название проблемы, которая требует разрешения.

Мозговой штурм под названием «соло» используется в индивидуальной или коллективной работе. Когда какой-то специалист хочет использовать технику мозгового штурма самостоятельно, тогда лучше для всех своих идей создать некую картотеку. Картотека будет содержать все идеи, и удачные, и нет, или вовсе пустые и абсурдные. Потом все идеи из картотеки должны быть рассортированы, чтобы было видно, что им требуется что-то прибавить или улучшить, позже подвести итоги, выбрав только мысли, которые, на взгляд автора, могут способствовать быстрейшему достижению назначенной цели и решению имеющейся проблемы.

Метод мозгового штурма «японский» используется при принятии решений. Для рассмотрения подготавливается проект новшества, который предлагается для обсуждения всем сотрудникам, представленным в списке руководителя. Каждый член списка должен рассмотреть предложение, и выдвинуть собственные замечания, но только письменно. После этого организовывают совещание, на которое приглашаются отдельные специалисты, взгляды которых не очень понятны для руководителя. Экспертная группа принимает решение соответственно с персональными предпочтениями. Если эти решения не совпадают, образуется вектор предпочтений, который определяют посредством одного из принципов: диктатора (принимается мнение одной персоны) или большинства голосов.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мозговой штурм — IResearchNet

Мозговой штурм — это широко используемый метод стимулирования творческого подхода к решению проблем. На структурированном сеансе люди (обычно в группе) генерируют как можно больше творческих идей. Социальные психологи в основном изучали, эффективнее проводить мозговой штурм в группе или в одиночку, и пришли к парадоксальному выводу, что мозговой штурм часто лучше проводить в одиночку.

В основе процедуры мозгового штурма лежат два основных принципа. Во-первых, людей поощряют придумывать как можно больше идей, потому что чем больше идей, тем выше вероятность того, что среди них есть хорошие («количество порождает качество»). Во-вторых, хотя в конечном итоге качество идей должно оцениваться, генерация идей и оценка строго разделены («отсрочка суждения»), потому что страх перед негативной оценкой мешает творчеству людей. Имеются доказательства обоих принципов: количество и качество идей положительно связаны, а боязнь оценки плохо влияет на качество идеи.

Мозговой штурм обычно проводится в группах, и многие исследования изучали эффективность группового мозгового штурма. Эти исследования постоянно показывают, что люди генерируют больше идей и лучшие идеи, когда проводят мозговой штурм индивидуально, по сравнению с групповым мозговым штурмом. В этих исследованиях количество идей, выдвинутых группой, сравнивается с количеством идей того же количества людей, которые проводят мозговой штурм по отдельности. Подсчитав повторяющиеся идеи (идеи, созданные более чем одним человеком) только один раз, результаты показывают, что N человек генерируют больше идей, чем группа из N человек. Разница довольно велика и увеличивается с размером группы.

Одним из основных факторов, вызывающих так называемую потерю продуктивности групп, является производственная блокировка: члены группы должны ждать своей очереди, чтобы высказать идеи, потому что в любой момент времени может говорить только один человек. Таким образом, члены группы блокируют вклад друг друга, что затрудняет генерацию их идей.

В то же время люди, как правило, думают, что их творческие способности усиливаются в группе, и считают, что подслушивание идей других людей стимулирует. И на самом деле это тоже верно: есть свидетельства того, что слушание того, как другие генерируют идеи, помогает генерировать собственные идеи. Однако производственная блокировка полностью перекрывает эти положительные эффекты в обычных сеансах мозгового штурма. Если идеи не произносятся вслух, а излагаются на листах бумаги (мозговой штурм) или с помощью компьютеров (электронный мозговой штурм), производственная блокировка может быть устранена. Действительно, группы могут быть более продуктивными, чем отдельные люди, когда обмениваются идеями в письменных заметках или с помощью компьютеров, а не произносят их вслух.

Ссылки:

  1. Паулюс П.Б., Дугош К.Л., Дзиндолет М.Т., Коскун Х. и Путман В.Л. (2002). Социальные и когнитивные влияния в групповом мозговом штурме: прогнозирование производственных выгод и потерь. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), Европейский обзор социальной психологии (том 12, стр. 299-325). Чичестер, Великобритания: Wiley.
  2. Стробе, В., и Дил, М. (1994). Почему группы менее эффективны, чем их члены: о потерях производительности в группах, генерирующих идеи. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds. ), Европейский обзор социальной психологии (том 5, стр. 271-303). Чичестер, Великобритания: Wiley.

Как правильно проводить мозговой штурм | Psychology Today

Источник: Unsplash

Мозговой штурм — одно из самых часто употребляемых слов в современном бизнесе, а может быть, и во всех организациях. Каждый раз, когда люди пытаются придумать идеи, они называют это мозговым штурмом. И в результате методы, правила и методы мозгового штурма искажаются и злоупотребляются до такой степени, что все, кажется, ненавидят мозговой штурм, и кажется, что никто не делает его правильно.

Итак, давайте вернемся к тому, с чего все началось, и посмотрим, что такое мозговой штурм, а что нет.

Трудно придумать такой вездесущий термин, как «мозговой штурм» с изобретателем, но он есть. Был создатель мозгового штурма. Его звали Алекс Осборн. Осборн написал, возможно, первую книгу о творчестве на работе,

Applied Imagination . Внутри книги он изложил систему генерации идей в группах, чтобы максимизировать количество идей, которые вы генерируете. Алекс также сформулировал четыре правила — четыре правила мозгового штурма, — которые многие помнят, но многие ошибаются.

Вот эти четыре правила:

  1. Количество важнее качества, потому что мы знаем, что лучший способ получить хорошие идеи — начать с большого количества идей.
  2. Воздержитесь от критики, также говорят: «Ни одна идея не является плохой идеей».
  3. Поощряйте дикие идеи; просто раскрутиться и сойти с ума. (Вроде пункта второго правила.)
  4. Комбинируйте и улучшайте идеи.

Если вы не следуете этим правилам, вы не проводите настоящий мозговой штурм (и, следовательно, вы можете не ненавидеть мозговой штурм).

Теперь, когда вы посмотрите на часто обсуждаемые вещи о мозговом штурме, многие люди думают, что элемент «отсутствие идеи — это плохая идея» является самым важным из четырех правил. И это, вероятно, хорошо: многие люди самоцензурируют идеи и сдерживаются, чтобы не рисковать критикой.

Но правда в том, что самым важным правилом является четвертое правило: комбинируйте и совершенствуйте идеи.

Откуда мы это знаем? Мы знаем это из науки. В ходе ряда исследований ученые обнаружили, что мозговой штурм как инструмент простого генерирования идей на самом деле менее эффективен, чем когда такое же количество людей уходят сами по себе и генерируют идеи, а затем возвращаются и просто смотрят на результат. общее количество списков, созданных людьми. Некоторые даже зашли так далеко, что предположили, что эти исследования стали «концом мозгового штурма».

Но настоящий гений мозгового штурма, настоящий гений объединения людей в одной комнате — это комбинации.

Любой может составить список, но только когда вы соберетесь в команду, у вас будет коллекция различного прошлого опыта, связанного с темой сеанса. Эти разные точки зрения означают разные взгляды на идею и разные возможности для комбинирования. Когда вы соединяете эти две части вместе, вы начинаете создавать комбинации, которые лучше, чем отдельные идеи. Помните, что оригинальной идеи не бывает. Все идеи представляют собой комбинации ранее существовавших идей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts