Можно ли на ваш взгляд плохое поведение оправдывать сложность характера: Можно ли на ваш взгляд плохое поведенеи (проступок) оправдать сложностья характера?Ответ обоснуйте.

Содержание

Неуверенность в себе: 6 способов ее побороть

Клинический психолог и соосновательница сервиса YouTalk Анна Крымская рассказывает, откуда берется неуверенность в себе, чем она отличается от низкой самооценки, как ее преодолеть и по каким признакам можно распознать неуверенного в себе человека

У всех нас бывают моменты, когда мы чувствуем себя не на высоте: возможно, не достигли поставленных целей на работе, получили низкий балл на экзамене или в разговоре оказались не совсем подкованными в теме. Совершенно нормально время от времени сомневаться в своих компетенциях и осознавать свои недоработки. Более того, для самосовершенствования и развития это даже необходимо. Проблема возникает, когда мы «застреваем» в этом ощущении неполноценности, неуверенность в себе становится препятствием для самовыражения и мешает достижению целей. 

Что такое неуверенность в себе

Американская психологическая ассоциация определяет неуверенность в себе как чувство неполноценности, невозможности справиться с жизненными трудностями, сопровождающееся ощущением общей неопределенности и беспокойством по поводу своих целей, способностей и взаимоотношений с другими людьми. Неуверенный в себе человек уверен только в том, что у него все получается хуже, чем у других, а все остальные умнее, сильнее, красивее и так далее. 

Неуверенность мешает адекватно оценивать свои возможности. Вместо того чтобы работать над саморазвитием, неуверенный в себе человек опускает руки, потому что не верит в то, что его усилия могут что-то исправить, а значит, считает, что не стоит даже начинать что-либо делать. 

Неуверенность часто путают с заниженной самооценкой. Но эти состояния не одно и то же, хотя часто соседствуют друг с другом. Слово «уверенность» (англ. confidence) происходит от латинского fidere — «верить, доверять». Быть уверенным в себе, значит, верить в себя и, в частности, в свою способность успешно или, по крайней мере, адекватно взаимодействовать с миром. Уверенный в себе человек готов принимать новые вызовы, использовать возможности, справляться с трудными ситуациями и брать на себя ответственность, если что-то пойдет не так.

Уверенность — это еще и то, что заметно окружающим. 

Самооценка (англ. self-esteem) — это то, как человек воспринимает собственную ценность и значимость своей личности, жизни, деятельности. Самооценка не зависит от навыков, это безусловная любовь к себе такому, как есть. Человек с адекватной самооценкой имеет убеждение относительно себя, которое звучит примерно так: «Я хороший человек, имеющий право на внимание и уважение со стороны других, — просто по факту, а не потому, что я это чем-то заслужил». 

Постоянная и сильная неуверенность в себе, низкая самооценка и ощущение превосходства окружающих над собой в совокупности формируют то, что в психологии называют «комплексом неполноценности».  

Материал по теме

Признаки неуверенности в себе

Примечательно, что многим достаточно сложно определить свой уровень уверенности в себе. Можно чувствовать себя уверенно в одной сфере своей жизни, но в другой — ощущать неуверенность, сомневаться в своих способностях и не понимать, что сдерживает их развитие. 

Неуверенные в себе люди, как правило:

  • Социально замкнуты — они избегают общественных мероприятий или заставляют себя быть социально активными, но при этом чувствуют себя напряженно, как будто наблюдая за собой со стороны; 
  • Испытывают постоянную тревогу, которая смещает приоритеты внимания и ведет к искаженному восприятию реальности;
  • Не умеют принимать комплименты, потому что не верят, что им говорят правду;
  • Беспокоятся о том, что думают о них другие люди;
  • Пренебрегают заботой о себе, потому что не видят в этом смысла, ведь все равно ничего не изменится; 
  • Не готовы принимать вызовы и выходить из зоны комфорта;
  • Постоянно сомневаются в принятых решениях;
  • Отступают в разговорах, которые могут привести к конфликтам, даже если им кажется, что они правы;
  • Плохо воспринимают конструктивную критику, она их задевает и ранит;
  • Редко высказываются в групповом разговоре;
  • Постоянно объясняют и оправдывают свои действия;
  • Много жалуются и обвиняют других людей, снимая ответственность с себя и своих действий; 
  • Часто прибегают к защитному языку тела, скрещивают руки на груди, ходят с суровым лицом, неосознанно закрываясь от людей;
  • Ищут одобрения других;
  • Пессимисты и боятся будущего;
  • Стыдятся, когда не достигают совершенства в каком-либо деле;
  • Часто извиняются;
  • Покупают вещи, которые им на самом деле не нравятся;
  • Лгут просто для того, чтобы приукрасить свои истории, которые им кажутся недостаточно интересными;
  • Часто избегают зрительного контакта;
  • Выбирают самоуничижительный юмор как защитный механизм: лучше пошутить о себе самому, прежде чем это сделает кто-то другой.
     

Откуда берется неуверенность в себе 

Факторов, влияющих на уверенность в себе, достаточно много. Это и особенности семейного воспитания, и культура, в которой ребенок рос, и отношения с романтическим партнером, окружающая среда и статус психического здоровья. 

Развитие уверенности в себе зависит от общения со значимыми взрослыми в детстве. В первую очередь речь о родителях. В идеале, чтобы не вырасти неуверенным в себе, ребенок должен получить от них ощущение собственной значимости — когда взрослые замечают и поддерживают активность и инициативы ребенка, предоставляют ему свободу экспериментировать, верят в его способности, хвалят и награждают за успехи. При этом не обесценивают в случае неудач, позволяют ошибаться (а также признают свои ошибки и извиняются за них), интересуются мнением ребенка и учитывают его при принятии решений, уважают границы ребенка так же, как и свои.

Одна часть этих пунктов направлена на любовь и принятие ребенка в целом. Другая — на поддержку его действий, умение замечать успехи и не сокрушаться из-за неудач. Соответственно, первые будут взращивать ощущение адекватной самооценки, вторые — уверенности в себе. 

Материал по теме

Однако сложно найти семью, в которой эти рекомендации будут полностью реализовываться. Не удивительно, что неуверенность в себе испытывают многие. Но если детский опыт был неудачным, это не значит, что он будет определять всю будущую жизнь и вы не сможете побороть неуверенность в себе. Во взрослом возрасте у нас появляется возможность заполнить пробелы, дать себе заботу, любовь и поддержку, которых не хватило в детстве. Начать можно с похода к психологу. В возможности «познакомиться» с собой маленьким, проработать травмы и восполнить дефициты заключаются, пожалуй, главные плюсы психотерапии.

Помимо детских травм в современном мире достаточно триггеров, которые заставляют нас чувствовать себя неполноценными и ощущать неуверенность. Это, например, поток информации от компаний, которые продают нам товары и услуги, призванные исправить «проблемы» c нашим телом или образом жизни, которые мы бы иначе и не заметили. Или соцсети, которые транслируют представление о том, что у окружающих якобы всегда идеальные отношения, великолепная карьера и модельная внешность. 

Неуверенность в себе и низкая самооценка также могут быть следствием и более серьезных травм, связанных с пережитым насилием, — физическим, сексуальным или эмоциональным. В таких случаях работа со специалистом-психологом необходима. Самостоятельные стратегии преодоления неуверенности в такой ситуации часто могут быть бесполезными, а иногда и вредными. 

Как стать увереннее в себе

Уверенность не является врожденной, фиксированной характеристикой. Это способность, которую любой человек может приобрести и улучшить с течением времени. Если вы читаете эту статью — это уже хорошее начало. Даже изучение и понимание того, что такое уверенность, — большой шаг в нужном направлении.

Работа с психологом поможет ускорить этот процесс. Она будет основываться на стратегии, разработанной с учетом ваших вводных: особенностей воспитания в детстве, наличия травматичного опыта; среды, в которой вы находитесь сейчас.

Но есть и несколько советов и упражнений, которые будут полезны вне зависимости от вашего пережитого опыта. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, можно попробовать делать следующее:

Записывать все, за что себя можно похвалить

Попробуйте в конце дня отмечать, что именно сегодня у вас получилось хорошо, в каких сферах удалось продвинуться, какую сильную сторону  проявить. Обесценивая себя и свои действия, мы часто сами препятствуем развитию своей уверенности. Попытайтесь фиксировать мысли и ценить даже самые маленькие успехи. Они не менее важны, чем большие достижения. 

Признавать свои эмоции 

Чтобы побороть неуверенность, стоит начать признавать каждую свою эмоцию, включая самые трудные. Попробуйте говорить себе ободряющие слова, смените внутренний диалог на поддерживающий вместо критикующего. Например, вместо «у тебя все равно ничего не получится, как обычно», стоит говорить «у тебя обязательно получится, а если не получится в этот раз, то попробуешь еще, тогда получится точно!». Не страшно, если вначале эти слова не будут звучать искренне. Подумайте, как бы вы разговаривали с ребенком, как бы его поддерживали — и попробуйте так же поддержать себя. 

Материал по теме

Откровенно поговорить с близкими 

Неуверенные в себе люди сильно зависят от мнения окружающих.

Парадокс в том, что мало кто из нас знает, что окружающие думают о нас на самом деле. Можно попробовать поговорить с друзьями и близкими людьми — спросить, какие качества они в вас ценят и есть ли среди этих качеств уникальные. Также можно попытаться узнать, что у вас, по мнению окружающих, получается действительно хорошо — и в чем они могут на вас положиться. Иногда мы слишком увлекаемся самокритикой и забываем замечать хорошее в себе. 

Составить список своих ценных ресурсов 

Попробуйте записать на бумаге ваши ценные ресурсы: знания, образование, умения, профессиональный и личный опыт, черты характера, круг знакомств, ценности и убеждения, цели и планы. Возможно, в процессе вы обнаружите пункты, про которые забыли и они вас приятно удивят. Затем можно перечитать список и отметить те ресурсы, на которые вы можете опираться в разных ситуациях, — в том числе в сложные периоды жизни. Можно также поразмышлять о том, какие ресурсы вам хотелось бы развивать, и набросать план действий. Начав его выполнять, с новым опытом вы сможете приобрести устойчивость и уверенность. 

Преобразовать страх в интерес 

Еще один домен неуверенности — стеснительность и страх в общении с людьми. Часто именно с теми, чье мнение его волнует, неуверенный в себе человек будет чувствовать тяжесть в общении и неловкость. Стоит попробовать преобразовать страх в интерес и вовлеченность. Каждый раз, когда вы замечаете, что концентрируетесь на мыслях собеседника о вас, попробуйте задать себе вопрос о том, почему этот человек вам интересен, чем он вам нравится и чем непонятен. Такой подход поможет нейтрализовать страх, поддержать беседу, создать комфортную среду для общения и преодолеть неуверенность.

Позаботиться о своем физическом и эмоциональном здоровье 

Трудно ощущать себя на высоте, если что-то болит; если вы не высыпаетесь и чувствуете себя вялым. Полезно бывает подумать о том, достаточно ли вы отдыхаете — и отдыхаете ли так, чтобы действительно восполнить ресурсы. 

Если одним необходимо побыть в одиночестве и ничего не делать, чтобы восстановить энергию, то другие заряжаются от новых эмоций, путешествий и впечатлений. Важно быть в контакте с самим собой, прислушиваться к себе, пытаться понять свои истинные потребности. Одна только забота о себе уже помогает почувствовать себя увереннее. 

Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость / Хабр

Эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение, при котором люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это довольно свежее понятие — сам феномен в такой форме был описан современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером только в 1999 году, которое уже набрало большую популярность в кругах образованных людей.

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» — художественная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера в действии

Ирония популярности эффекта Даннинга-Крюгера, описывающего когнитивное искажение (bias) в том, что его упоминание само по себе выражает куда более старое когнитивное искажение — склонность людей, обладающих выраженной компетентностью в какой-либо области, к интеллектуальной сегрегации — делению людей на две категории: умных и глупых (себя, разумеется, относя к первой). Основанием для распределения других по корзинкам дураков и умников они считают собственную компетентность — и активно прибегают к упоминанию «эффекта Даннинга-Крюгера», чтобы записать кого-то в невежи, не замечая, что сами при этом, используя его таким образом, демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.

Чего не знают даже сами Даннинг и Крюгер — что их эффект вовсе не эффект, характеризующий каких-то отдельных людей (aka глупцов), а общий принцип определения границ человеческой компетентности. Иными словами, суждения каждого человека без исключения подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в той или иной мере в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своей компетентности. Даже у самых образованных людей большая часть сторон их жизни находится за пределами круга их экспертизы. И тяжелее всего подвержены эффекту Даннинга-Крюгера люди, которые считают, что этот эффект их не касается, и используют его для выделения себя в отдельную от «дураков» интеллектуальную касту.

Даннинг и Крюгер недооценили важность своего открытия. Слово эффект подразумевает некое действие или реакцию. То, что описывает «эффект Даннинга-Крюгера» — это объёмный принцип разграничения пределов познания. А уже в рамках этого принципа возникают разные эффекты.

«Эффект» означает, что это изолированное явление, встречающееся у тех или иных людей в отношении тех или иных сфер знания и опыта. Тогда как Даннинг и Крюгер описали универсальный принцип определения пределов компетентности во всех сферах знания и опыта, с которыми человек осознанно взаимодействует. В нынешней трактовке, этим эффектом называется само по себе заблуждение человека об уровне собственной компетентности. Это — не эффект, это тоже констатация положения.

На самом деле, деление людей на умных и дураков само по себе — одно из самых старых и недооцениваемых когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть ресурсы и уровень образования для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — точнее, почему все люди дураки в той или иной степени, и люди, которые считают себя умнее других — сами себя оставляют в дураках, потому что не видят собственного предрассудка, демонстрируя эффект Даннинга-Крюгера в представлении о пределах собственной компетентности:

  • Зона осознанной компетентности — зона работы. «Умный».
  • Зона ложной компетентности — зона невежества. «Тупой».
  • Зона осознанной некомпетентности — зона делегирования.
Там, где человек осознанно компетентен — ты можешь выполнять работу. Где осознанно некомпетентен — делегируешь, нанимаешь специалиста. Или учишься. Осознавая некомпетеность и имея желание её поправить — возникает мотивация к учёбе

Зона не осознаваемой некомпетентности.
То, что они называют Unskilled and Unaware of it — то есть, неосознаваемая некомпетентность — гораздо коварнее. Unskilled and Unaware of it — это любая область, о которой человек не знает и, как следствие, не может не иметь ни скиллов в ней, ни знать об этом.
То, что они подразумевают под ней, на самом деле — зона, в которой человек считает себя компетентным, не подозревая об обратном. Это зона ложной компетентности.

Тупость. Зона ложной компетентности
Человек некомпетентен, но не знает о своём невежестве, поэтому у него нет повода учиться.И уверен в своей компетентности — поэтому у него и мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона неосознаваемой некомпетентности — это зона тупости.

То есть, порядок другой: не 1) компетентность в центре круга навыков, затем 2) область осознанной некомпетентности, а затем, на периферии — 3) неосознанной некомпетентности, а:

  1. зона компетентности;
  2. зона ложной компетентности;
  3. зона осознаваемой некомпетентности.
По сути, всё, в чём человек, как им кажется, «разбирается» — делится на две области — в которой они действительно разбираются, и в которой они на самом деле не разбираются, но считают, что разбираются как раз в силу своего незнания.

То есть, зона ложной компетентности aka зона тупости, на самом деле, вовсе не на периферии области знаний и опыта, а гораздо ближе к центру, являясь частью зоны предполагаемой компетентности человека.

При этом человек не знает о своей тупости и не знает границ своей тупости — иначе это была бы уже зона осознанной некомпетентности.

И в этом коварство тупости: она находится не где-то на периферии человеческого опыта и знания, а прямо у них «под носом», где они не испытывают никаких сомнений и уверенно себя чувствуют, при этом оставаясь совершенно невидимой и незаметной. Это значит, что процент зоны ложной компетентности может быть совершенно любым от 0 до 100, в каких-то случаях занимая почти всю зону предполагаемой компетентности или даже полностью её целиком: то есть, человек могут полностью не разбираться в вопросе, в котором, как они считают, они разбираются полностью.

Иными словами, человек не просто туп — он туп внезапно, и в тех областях, где, как они считают, они разбираются.

Проще говоря, всё или значительная часть того, что человек знает и умеет, может оказаться заблуждением, масштабы которого человек не узнает, пока не узнает, что заблуждался.

Более того, этот принцип может распространяться на огромное количество людей или даже всё человечество, как нередко бывало в истории с масштабными научными или идеологическими заблуждениями. Целое просвещённое человечество, уверенное в своей просвещённости, просто не подозревало о своём заблуждении.

Более того, этот принцип действует прямо сейчас на всё человечество в областях знания, считаемых людьми освоенными и изученными. Любая из них может оказаться зоной ложной компетентности, которую люди не смогут даже предположить (иначе это была бы уже зона осознаваемой некомпетентности), узнав о том, какая часть существующих сегодня представлений о мире является ошибочной, только когда откроют верные.

До 99% человеческих представлений о любой области, и по определению зоны ложной компетентности люди об этом не знают и не узнают, пока не узнают.

Этим принципом описываются границы компетентности человека в любой из областей знания и сфер взаимодействия с другими людьми. Всё, чем человек интересуется или с чем осознанно взаимодействует, описывается категориями границ компетентности.

Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, возникающий при столкновении представлений человека о собственной компетентности с объективными границами знания в конкретной области.

  1. Эффектом Даннинга-Крюгера можно называть, допустим, поведение человека, навязывающего свои заблуждения как модель действия для других (сжигать вышки 5G, не прививаться или, наоборот, прививаться от коронавируса).
  2. Либо эффектом Даннинга-Крюгера можно называть защитную реакцию (агрессивную или уклончивую) на указание ограничений по сравнению с собственными представлениями человека о своей компетентности.

Учитывая, что первый вариант поведения хорошо известен, многим знаком и имеет массу устойчивых определений — «агрессивное невежество», например, то имеет смысл закрепить применение понятия «эффект Даннинга-Крюгера» за защитной реакцией человека на указание видимых со стороны заблуждений, которые он относит к зоне своей компетентности. Либо уклончивой, либо агрессивной: то есть, когда указание на видимую со стороны область ложной компетентности человека либо игнорируется, пропускается мимо ушей, либо оспаривается и защищается.

Нетупых людей не бывает. Зона тупости — это область знания или опыта, осведомлённость о которой человек принимает за компетентность как раз в силу своей некомпетентности. Если предположить, что каждый человек осознанно взаимодействует с десятками или сотнями сферами знания и опыта, то в каждой из них у него будут зоны компетентности, зоны неосознаваемой некомпетентности и зоны осознаваемой некомпетентности. При этом коварство зоны ложной компетентности, зоны невежества aka тупости — в её неосознаваемости.

Зона невежества относится к сфере опыта и знания человека, которую человек считает зоной своей компетентности, в которой он «разбирается».

Однако на самом деле зона предполагаемой компетентности делится на две части: зону компетентности и зону ложной компетентности — то есть, зону невежества, которую человек относит к зоне компетентности в силу заблуждения, обусловленного его некомпетентностью. То есть, сама суть зоны невежества в том, что человек не знает, что она является зоной его невежества — иначе она перешла бы в зону осознанной некомпетентности.

Вот это боль, приоткрыть на которую я хочу людям глаза. Что люди по отдельности и человечество в целом тупы, страшно тупы и даже не подозревают, насколько тупы в масштабах до 100% ошибаются в областях, в которых уверены в абсолютной, подтверждённой и доказанной своей научной правоте — как я в экономике. На моей стороне ведь были не только логические доводы, но и научные концепции, книги, статьи, учёные.

В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:
Потому что их не замечает и будет уверен в своей правоте, пока не узнает, что ошибался.
Потому что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция ложной компетентности, препятствует пониманию своих ошибок, даже если они очевидны другим людям вокруг.

Абсолютно естественно будет предположить, что зона ложной компетентности в общем объёме знаний и опыта каждого человека не менее 50%. То есть, более чем в половине всего, что, в среднем, знает или умеет человек, он заблуждается.

При том, что зона осознанной компетентности относительно общего масштаба знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должна ограничиваться единицами процентов в лучшем случае.

В результате, это приводит к когнитивному искажению, когда каждый человек, обладая относительно узкой областью осознанной компетентности, замечает заблуждения на её счёт всех остальных людей, при этом не подозревая об огромных масштабах своей ложной компетентности, игнорируя или отражая все попытки окружающих указать хотя бы на некоторые их заблуждения.

В результате, люди, знающие о существовании эффекта Даннинга-Крюгера, применяя его в своей области осознанной компетентности, формируют представление о некой доле тупости окружающих людей, не замечая, защищённые эффектом Даннинга-Крюгера, масштаба собственных собственной тупости, общий масштаб которой в зонах ложной компетенции человека может на порядки превышать чужую тупость, которую он может обнаружить в зоне своей осознанной компетентности.

Например, если человек является экспертом в экономике, и это 5% от его общего запаса знаний и опыта, при этом объём его собственных заблуждений в других областях составляет 55% от его знаний и опыта, то, зная об эффекте Даннинга-Крюгера этот человек будет замечать в окружающих их ложную компетентность в его сфере компетенций, не замечая, игнорируя или парируя указания на свои заблуждения. Допустим, 25% людей в окружении этого экономиста будут иметь заблуждения по его профессиональной области. Но при этом те же 25% будут видеть уже заблуждения этого экономиста. Он точно заметит чужие заблуждения, с высокой степени не заметит свои, не признает или не поверит на указанные ему свои, и останется при впечатлении, что каждый четвёртый человек вокруг не разбирается в экономике, обманутые эффектом Даннинга-Крюгера, при собственной непогрешимости.

Иными словами, в реальности, степень заблуждений, ложной компетентности каждого человека превышает степень его осознанной компетентности. Условно говоря, каждый человек из всего, что думает, что знает, заблуждается в 70% и прав в 30%. Процент может отличаться от человека к человеку, как и области экспертизы, но, в целом, у каждого человека общая доля тупости будет перевешивать долю его компетентности. То есть, каждый человек в чём-то компетентен, в чём-то туп, причём, в сумме, туп больше, чем компетентен. Иными словами:

  1. нетупых людей не бывает,
  2. области и степень компетентности разных людей могут отличаться, но в общей сложности сумма заблуждений каждого человека будет выше половины их предполагаемой сферы компетентности.
Каждый человек больше туп, чем не туп.

Каждый человек компетентен гораздо в меньшем количестве областей, чем сам считает, будучи в большей части вопрос туп и не осознавая свою тупость. Однако, в силу когнитивного искажения, он будет замечать чужие заблуждения в своей области экспертизы, не замечая, игнорируя или отбиваясь в силу эффекта Даннинга-Крюгера от указаний на куда больший объём собственных заблуждений. В результате у каждого человека, знающего об эффекте Даннинга-Крюгера будет складываться ложное впечатление о 100% собственной компетентности во всех вопросах, в которых, как он считает, он разбирается, на фоне которого он будет постоянно замечать чужую ложную компетентность в узкой сфере его осознанной компетентности. В результате это ведёт у людей, пользующихся понятием эффекта Даннинга-Крюгера в нынешнем виде, ложной картины мира, в которой есть:

Умные люди — они и эксперты в их же сферах знания, которые на 100% правы в своих представлениях (потому что, в силу эффекта Даннинга-Крюгера, не замечают, что, минимум 50% из них ошибочны),
Глупые люди, ошибки которых они видят, но эти люди сами не замечают и отказываются признавать.

Таким образом, в массовом сознании эффект Даннинга-Крюгера стал инструментом интеллектуального классового расслоения — люди, видящие в силу собственной узкой компетентности заблуждения и упрямство других, но не замечая, в силу такого же упрямства, свои, формируют ложное представление о двух типах людей — таких, как они сами, которые умеют признавать свои ошибки, просто в данный момент ни в чём не заблуждаются, и второй категории, которые точно ошибаются, но свои ошибки признать не в состоянии. Иными словами, знание об эффекте Даннинга-Крюгера в глазах многих людей формирует разделение на «умных» (обучаемых, признававших свои ошибки в прошлом, но не имеющих никаких заблуждений, включая себя) и «тупых» (необучаемых, заблуждающихся сейчас, но отказывающихся или неспособных это признать).

При этом это разделение является абсолютно ложным, основанным на том же эффекте Даннинга-Крюгера, не позволяющем человеку, видящему чужие заблуждения и упрямство, замечать и признавать свои.

Людей нельзя разделить на умных и глупых по одному критерию, любая попытка будет заблуждением, основанном на эффекте Даннинга-Крюгера. Иными словами, популярное представление «есть люди умнее, а есть глупее, и я вижу, кто глупее, потому что я среди умных и знаю про эффект Даннинга-Крюгера» — само по себе когнитивное искажение, как раз эффектом Даннинга-Крюгера и обеспеченное.

Шесть распространенных способов, которыми люди оправдывают неэтичное поведение

Большинство из нас хочет верить, что мы морально честные люди, которые действуют в соответствии с сильным чувством добра и зла. Но, сталкиваясь с искушением извлечь личную выгоду из нарушения моральных принципов, люди не всегда идут по прямому пути. Исследования показывают, что ложь, мошенничество и другие вредные действия встречаются чаще, чем мы могли бы надеяться.

Как люди могут вести себя неэтично — часто неоднократно — без чувства вины?

Во многих случаях психологические процессы включают в себя определение поведения как менее аморального, а себя как нравственного. Исследователи называют это корыстными оправданиями, и они могут принимать разные формы. Иногда они служат для того, чтобы рационализировать желаемое поведение до того, как оно произойдет, облегчая его выполнение, а в других случаях они помогают людям чувствовать себя лучше в отношении того, что они уже сделали.

Ниже приведены шесть общих стратегий, которые исследователи определили, которые люди используют для оправдания неэтичного поведения и поддержания позитивного отношения к себе.

1. Рассмотрение поведения как серой зоны

Один из способов избежать чувства вины — определить поведение как морально двусмысленное, а не явно неправильное. Некоторые ситуации действительно морально сложны или запутаны, но люди могут интерпретировать имеющуюся информацию выборочно.

Например, непоследовательные рекомендации по практике общественного здравоохранения могут создать настоящую путаницу, но в некоторых случаях они также могут использоваться стратегически для оправдания любого желаемого поведения. По этой причине исследователи рекомендуют сделать правила ясными и конкретными — не только с точки зрения того, что они собой представляют, но и того, почему они важны.

Тем не менее, даже когда правила достаточно ясны, люди часто находят пространство для маневра. В одном исследовании участников просили в частном порядке бросить кубик один или три раза и сообщить первое выпавшее число, за которое они получали эквивалентное денежное вознаграждение (например, 5 долларов за выпадение 5). Результаты показали, что участники с несколькими роликами сообщили о значительно более высоких числах, чем участники с одним рулоном: например, 34 процента участников с несколькими роликами сообщили о 6, по сравнению с 19 процентами.процентов одинарных роликов. Вероятность выпадения 6 составляет всего ⅙, или 16,67 процента. Исследователи пришли к выводу, что больше участников в состоянии множественных бросков должны были лгать.

Почему это может быть? Участникам, возможно, было бы легче рационализировать завышение числа, которое они выкинули первым, если бы оно действительно появилось в более позднем броске — то есть, если бы оно «почти могло быть» таким большим числом, — чем когда ложь требовала выдумывания числа, которого они никогда не видели.

2. Вера в то, что такое поведение принесет пользу другим

Люди также могут оправдывать неэтичное поведение, считая его актом альтруизма, а не личных интересов. В другом исследовании, использующем описанную выше парадигму бросания кубика, участники с большей вероятностью солгали о результате своего броска, если второму участнику также заплатили бы соответственно результату, предполагая, что возможность альтруистического оправдания заставила участников чувствовать себя более удобно использовать обман для личной выгоды.

Реальным примером такого оправдания может служить скандал с поступлением в колледж, когда выяснилось, что некоторые богатые родители занимались неэтичным поведением, таким как мошенничество и взяточничество, чтобы обеспечить своим детям места в элитных колледжах.

В извинениях одна из родителей сказала, что решение было принято из желания лучшего для своих дочерей: «Я думала, что действую из любви к своим детям». Но она также признала, что «на самом деле это только подорвало и уменьшило способности и достижения моих дочерей» и что это способствовало тому, что процесс поступления в колледж стал менее справедливым для всех студентов, показывая, как оправдание альтруизма может в конечном итоге иметь неприятные последствия.

3. Подчеркивание моральных качеств

Как это ни парадоксально, оказывается, что люди часто менее склонны вести себя в соответствии со своими моральными ценностями, когда они только что продемонстрировали свою мораль другим способом, явление, которое исследователи называют «моральным лицензированием». Идея состоит в том, что одно доброе дело может заставить людей чувствовать себя вправе отказаться от другого, как будто они уже поставили галочку в этом поле и могут двигаться дальше.

Один набор исследований показал, что участники, которые размышляли о личном значении положительных черт, таких как щедрость, справедливость и доброта, по сравнению с теми, кто размышлял о отрицательных чертах или нейтральных словах, впоследствии жертвовали меньше на благотворительность (около 1 доллара по сравнению с около 5 долларов в условии с отрицательными чертами) и выразили меньшее беспокойство по поводу соблюдения этических принципов в гипотетическом сценарии на рабочем месте, предположительно потому, что они чувствовали себя менее обязанными доказывать свое моральное положение после того, как они уже поразмыслили над своими достоинствами.

В другом исследовании участники чаще обманывали и воровали в рамках компьютерной игры с денежным вознаграждением после того, как они приобрели экологически чистый продукт, по сравнению с обычным.

Суть не в том, что размышление о добродетелях или участие в безвредном для окружающей среды поведении приводит к безнравственности, а в том, что люди могут чувствовать, что воспринимаемые добрые дела позволяют им сорваться с крючка в других ситуациях.

Таким образом, моральное лицензирование может быть обоюдоострым мечом: с одной стороны, оно может поощрять моральное поведение в краткосрочной перспективе, особенно когда моральная идентичность человека находится под угрозой, и они мотивированы подтвердить это, но это вряд ли станет устойчивым источником морального поведения в долгосрочной перспективе.

4. Символическое очищение

Исследования показывают, что после совершения проступка люди могут прибегать к буквальным или фигуральным формам очищения, как бы смывая свои грехи.

Когда участники одного исследования размышляли о прошлом неэтичном поступке, по сравнению с этическим поступком, они значительно чаще выбирали антисептические очищающие салфетки вместо карандаша, когда эти предметы были подарены в конце исследования: примерно две трети из неэтичной группы выбрали салфетку, по сравнению с одной третью из этичной группы.

Последующее исследование, опубликованное в той же газете, показало, что простое мытье рук антисептическими салфетками после воспоминаний о проступке приводило к тому, что участники испытывали меньше чувства вины, стыда, сожаления и смущения, и они в два раза реже шли добровольно. помочь с другим исследованием. Исследователи интерпретируют это открытие так, что очищение может восстановить у людей чувство моральной чистоты, уменьшая их предполагаемую потребность компенсировать проступок.

Хотя очистительное поведение может иметь психологические преимущества (а также гигиенические преимущества), оно не обязательно имеет социальные; подобные выводы предполагают, что это может уменьшить, а не увеличить вероятность того, что человек попытается загладить свою вину или добиться большего в будущем.

5. Частично очиститься

Признание ошибок может быть конструктивным шагом в процессе реагирования на проступки. Но иногда люди признают только одну часть того, что произошло, возможно, часть, которую, скорее всего, все равно узнают, а не признают полностью.

Исследования показывают, что частичное признание может быть использовано для восстановления моральной самооценки людей, позволяя им избежать негативных последствий полного признания. Но это же исследование показывает, что на самом деле выбор лишь частичного признания может привести к тому, что люди в конечном итоге будут плохо относиться к себе.

6. Демонизация тех, кто поступил хуже

Еще один способ, которым люди могут попытаться почувствовать себя добродетельными после проступка, — еще более сурово судить других за тот же проступок. Исследователи называют эту тенденцию этическим дистанцированием или «кастрюлей, превращающих чайник в черный цвет».

Они приводят в пример администратора колледжа, который был известен своей особенной неумолимостью к абитуриентам, завышающим полномочия, но которая, как позже выяснилось, делала то же самое вопиющим образом, заявляя, что у нее есть степени, которых у нее не было. Другие примеры могут включать политиков, стремящихся жестко относиться к определенным видам преступлений, в которых они сами замешаны9.0003

Исследования этического дистанцирования показали, что оно более вероятно при определенных условиях. Во-первых, человек должен рассматривать рассматриваемое поведение как аморальное. Иногда после проступка люди рационализируют его, считая его менее проблематичным, и в этом случае они могут менее сурово судить других за тот же проступок. Во-вторых, человек должен верить, что его собственный проступок вряд ли будет разоблачен, иначе он рискует показаться лицемерным.

Подводя итог, можно сказать, что мы часто сталкиваемся с конфликтом между желанием видеть себя — и быть замеченными — хорошими людьми, и желанием вести себя так, что это не обязательно соответствует нашему представлению о себе. Мы можем попытаться разрешить этот диссонанс различными способами, от изменения нашего взгляда на поведение до изменения нашего взгляда на себя и других.

Но пока нами движет желание выглядеть нравственными, а не быть нравственными, эти корыстные оправдания вряд ли будут способствовать поведению, которое служит нашим долгосрочным интересам или интересам наших организаций и сообщества.

Изображение в Facebook: estudioluismatias/Shutterstock

Изображение в LinkedIn: fizkes/Shutterstock

Хорошие недостатки персонажа: Создание сложных антагонистов

Категории

Написание персонажей

Хорошие недостатки характера являются ключом к правдоподобности персонажа. Несовершенные персонажи создают напряжение — мы задаемся вопросом, возьмут ли их недостатки лучшее из них. Неуравновешенность их характера может создавать слабости, которые дают преимущество другим. Вот советы, как создать недостатки для антагонистов или злодеев (то есть персонажей, которые стоят между вашими главными героями и их целями):

Хорошие недостатки характера являются ключом к правдоподобному персонажу. Несовершенные персонажи создают напряжение — мы задаемся вопросом, возьмут ли их недостатки лучшее из них. Неуравновешенность их характера может создавать слабости, которые дают преимущество другим. Вот советы, как создать недостатки для антагонистов или злодеев (то есть персонажей, которые стоят между вашими главными героями и их целями):

1. Придумайте недостатки, объясняющие цели ваших плохих парней.

Недостатки могут сделать персонажа привлекательным. Но здесь мы сосредоточимся на их опасных аспектах.

Полезно думать о недостатках как о дисбалансах – качествах, которые человек имеет в нездоровой пропорции . Когда вещи выходят за рамки пропорций, часто возникает конфликт. А конфликт делает истории тревожными и захватывающими.

Пример объяснительной ошибки: Жадность. Это может объяснить, почему ваш антагонист так любит деньги, что обманывает и обманывает других, чтобы получить больше. Коварный Урайа Хип в эпопее о совершеннолетии Чарльза Диккенса Дэвид Копперфильд  (1849) подходит под это описание .

Список недостатков, которые могут объяснить цели вашего антагониста, включает:

  • Жадность: Чрезмерное желание большего, чем то, что человеку рационально необходимо (власть, деньги, еда, контроль и т. д.)
  • Ревность: 9001 2 Завидовать и желать того, что есть у других
  • Предубеждение: Наличие необоснованных убеждений, основанных на поверхностных подробностях о других, т.е. Раса, национальность, религия, пол, ориентация и т. д.
  • Садизм: Получение удовольствия от чужой боли
  • Психопатия: хроническое психическое расстройство с ненормальным или агрессивным социальным поведением ( Оксфордский словарь английского языка, определение )

Это лишь некоторые черты характера недостатки которые объясняют действия и выбор антагонистов.

Недостатки не всегда присущи только одному персонажу. В таком романе, как «» Маргарет Этвуд «Рассказ служанки » (1985), предубеждение является недостатком, а общество антагонистом. Это потому, что в антиутопии Этвуда женщины превращаются в собственность. Здесь недостаток — тревожные представления общества о женщинах — объясняет, почему они содержатся под дискриминационными законами.

Создание недостатков, объясняющих поведение персонажей, гарантирует, что ваши злодеи или антагонисты будут иметь четкие мотивы своего поведения.

2. Дайте истории недостатки персонажей злодеев. Это классический прием в триллерах, шпионских фильмах и других историях о «хороших парнях против плохих парней». Часто у героя есть прошлое, но у «плохого парня» мало предыстории. Он картонный злодей с акцентом, который носит экзотического кота. Некоторые жанры, конечно, более снисходительны к клише и штампам. Тем не менее, персонаж, у которого есть

какой-то фон обычно интереснее.

Вместо этого найдите события в предыстории ваших антагонистов, которые объясняют, как они стали «плохими до мозга костей». Например, Толкин использует сокрушительное прошлое поражение Саурона в своем цикле «Властелин колец », чтобы объяснить (по крайней мере, частично) его постоянное стремление к власти.

После того, как Саурон потерял физическую форму (превратившись в грозное око, наблюдающее за землями Мордора), легко понять, почему этот властолюбивый военачальник не удовлетворился своим положением.

Прошлый опыт, который может лежать в основе недостатков и коварных действий антагонистов, может включать:

  • Травма:  Иногда люди не поднимаются над личной травмой (разбитое сердце, поражение и т. д.), становясь ненавистными, озлобленными или вместо этого мстительный
  • Порча:  Злодеи могут быть испорчены беспринципным поиском чего-то, связанного с их собственным дисбалансом: властью, богатством, удовольствием, влиянием, статусом и т. д.
  • Сверхъестественные явления: Конечно, это частая причина в жанре ужасов, где одержимость духом и потусторонние причины «становления плохим» являются знакомыми образами или мотивами их собственное происхождение, чтобы сделать их полные арки правдоподобными.

    3. Используйте преимущества и недостатки, связанные с недостатками

    Злодеи, как и герои, имеют определенные преимущества из-за их недостатков, наряду с недостатками. «Фатальный недостаток», ахиллесова пята, которая сводит с ума «плохого парня», — это то, что может сыграть на руку герою.

    Например, во многих классических триллерах и шпионских сценариях злодей говорит… и говорит… давая главному герою достаточно времени, чтобы совершить потрясающий переворот.

    Это троп, который внимательный зритель (или читатель), скорее всего, заметит как устройство, и поэтому он не самый эффективный. В конце концов, зачем безжалостному злодею останавливаться, когда он близок к своей цели, чтобы долго и злорадно болтать? Это кажется слишком глупым.

    Однако есть и другие сочетания «преимуществ» и «недостатков», которые вы можете использовать. Например:

    Недостаток антагониста: Психопатия
    Преимущество (для злодея): Бесстрашие
    Недостаток (для злодея): Неспособность формировать надежные связи, основанные на типичных человеческих ценностях (например, взаимная забота, сочувствие). Уязвимы для предательства со стороны собственных приспешников или сильного противодействия со стороны из-за их насильственных, несправедливых или садистских поступков.

    Недостаток антагониста: Высокомерие
    Преимущество (для злодея): Уверенное поведение может помочь им контролировать других, чтобы они выполняли их приказы
    Недостаток (для злодея): Самоуверенность может стать самонадеянностью – они ошибочно считают себя неуязвимыми и оставляют слабые места в своей защите.

    Как видно из этих двух примеров, недостатки вашего антагониста могут помочь ему в чем-то, но помешать в другом. Покажите это обоюдоострое качество и используйте его, чтобы объяснить, как иногда ваши противники берут верх, а иногда ваши «герои» или протагонисты.

    4. Используйте хорошие недостатки персонажей для построения сюжетных арок злодеев

    После того, как вы определили хорошие недостатки персонажей ваших антагонистов, используйте их для создания интересных сюжетных арок.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts