Мышление и восприятие: Мышление и восприятие — Психологос

Мышление и восприятие — Психологос

01 октября 2022 г., 21:37

Немного метафорически можно сказать, что восприятие — это свернутое мышление.

Восприятие создает образы, мышление облачает образы в слова и формулировки.

Мышление – это умение находить и устанавливать связи между частями, отвечать на вопросы: Что, Как? Почему? Зачем? и др.

  • Представить машину и паровоз – это чувственный образ (паровоз большой и звенит, машина маленькая и гудит) А вот описать что такое машина, что такое паровоз, как они соотносятся, в чем похожи, в чем ключевые различия — это мышление (машина – и паровоз – средства передвижения. Машина двигается за счет энергии тепла полученного в результате сгорания топлива, паровоз – за счет воздействия пара на систему поршней, которые приводят в движения колеса и т.д.)

Мышление создает понятия – то есть облачает образы в слова и формулировки (для сравнения – восприятие создает образы, апперцепция – осмысленные образы)

  • Как часто в ответ на простые вопросы – типа «что такое потребность?» звучат долгие и путанные объяснения.
    А все потому что – «знать-то знаю, объяснить не могу» — нет понятия, есть образ.

Чувственные образы нужны как исходный материал для мышления (то есть то,что было воспринято теперь подвергнется мыслительной обработке). Если восприятие – это процесс сиюсекундный или просиходящий в короткое время (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ), то мышление — процесс по времени происходящий позже (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ – подумал – получил понятие).

  • Восприятие в ответ на вопрос где живет человек рисует или юрту, покрытую шкурами или высотку со стеклянными окнами, а мышление сообщает, что человек чаще всего живет строениях с крышей. Строения эти могут различаться в зависимости от климата и величины населенного пункта. Если речь идет о городе нашей страны– то это будут многоэтажные многоквартирные дома, если о пригороде – дву-трехэтажные индивидуальные коттеджи.

Мышление может быть связано и со сказками – он это сделал чтобы меня обидеть, или потому что не любит – но в мышлении всегда есть логика (в восприятии логики может и не быть)

Процесс создания одного понятия называется — осмыслением.

  • Есть зрение — мы им видим — мы увидели — и получили картинку
  • Есть мышление — мы мыслим — мы осмыслили — и получили понятие
  • Восприятие
  • Мышление

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.

Мышление

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

7Подробнее

01 окт. 2022 г.

Восприятие

1Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Обманывать папу не советую
  • Новогодний тариф Дистанции
  • 5 признаков того, что мужчина хочет развестись
  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Семья, конфликты, эмоции. Интервью

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Убираю нетки: отчеты
  • Чингисхан как руководитель и человек

Хиты недели:

  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Максимум жизни 1
  • Чингисхан как руководитель и человек

34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.

Восприятие — это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие — это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов.

Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия. Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отражают объективно существующие явления и предметы и обычно не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предметах и явлениях. Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Иногда они являются продуктом чистой фантазии, то есть ничему в реальной действительности не соответствуют вообще. Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или оперативной.
Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случайными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существовавшее в памяти.

Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целе­направленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее. Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.

воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

1.        воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

2.        воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

1.        опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

2.        в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

35. Диагностика способностей к творческому воображению и изучение его психологических механизмов.

Воображе́ние — способность сознания создавать образы

представленияидеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделированиепланированиетворчествоигра. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов[1].

Тесты творческих способностей разработаны в Калифорнийском университете Дж. Гилфордом и его коллегами. В духе своих факторно-аналитических работ Дж. Гилфорд разработал категории дивергентного и конвергентного мышления.

Конвергентное мышление приводит к единственному правильному, обусловленному данными фактами решению. Дивергентное мышление, согласно автору,— тип мышления, идущего в различных направлениях (J. Guilford, 1959). Такое мышление меньше ограничено заданными фактами; оно допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам. При обсуждении творческой продуктивности в искусстве Дж. Гилфорд высказал мысль, что некоторые из факторов дивергентной продуктивности, имеют важное значение. Так, вербальные факторы связаны с литературным творчеством, а изобразительные — связаны с графическим искусством.

Показатели тестов творческого мышления определяются следующими качествами: легкость, оригинальность и точность. Каждый тест может отражать 2, 3 фактора.

Беглость (легкость, продуктивность) характеризует беглость, легкость творческого процесса и определяется общим числом данных ответов.

Оригинальность — фактор, характеризующий оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Точность характеризует стройность, логичность, строгость творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Восприятие и Мышление тесно связаны