Мышление кратко в психологии: Мышление: что это такое и каким оно бывает

это, виды, понятие и его типы

На протяжении жизни человек получает огромное количество информации. Полученные данные помогают увидеть внутреннюю сторону объектов, без их видимого присутствия, продумать что с ними будет происходить под воздействием окружающих факторов. Это возможно благодаря активизации мышления. Оно помогает решать разные задачи. Психология мышления играет важную роль в развитии психологической науки в целом.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Исторический очерк

Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Виды

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Характерные признаки

Мышление имеет ряд характерных признаков:

  1. По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
  2. Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
  3. Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Методы исследования

Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:

  1. Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
  2. Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
  3. Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
  4. Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Полезное видео

В видео кратко рассказано о том, какие типы мышления в психологии существуют.

Мышление это в психологии? Мыслительные операции это?

Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это? Мыслительная деятельность это? Идея, что это? Воздействие. Способы трансляции идеи?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих психические процессы человека.

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»

Мы поговорим с Вами о мышлении!


Блок 1. Мышление. Определение.

Мышление — это процесс познания внешней (окружающей) и внутренней (психической) реальностей путем установления причинных и следственных отношений между событиями в результате репрезентации объектов, переработки информации, и моделирования связей между предметами.

Давайте представим, что мы с Вами находимся на переговорах! Статья «Переговоры это в психологии. Чем переговоры отличаются от продаж?» Видим следующую картину: оппонент начинает доставать из портфеля какие – то бумаги. Что происходит у нас с Вами в голове, как мы перерабатываем наблюдаемое? Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.»

Мы частично отстраняемся от предыдущей ситуации, выходим из одного мыслительного контекста и переходим в другой. Мы начинаем устанавливать причинные и следственные связи. Действия по извлечению документов оппонентом – это точка старта наших рассуждений. Мы начинаем прогнозировать, формулируем для себя следствия, наделяем содержанием будущие действия оппонента. Возможно бумаги являются аналитической запиской, может быть это презентация или договор. В это время мы с Вами не просто пассивные наблюдатели, но активно познаем мир, анализируем происходящее и действия противоположной стороны, перерабатываем информацию и строим прогнозы.  Статья «Что такое сознание в психологии? Свойства сознания. Связь с мозгом.»  Когнитивные процессы (познавательные) неразрывно друг с другом связаны и мышление занимает среди них крайне важную роль.

При установлении каузальных связей человек опирается на законы формальной логики, или по – другому аристотелевской логики. Статья «Логика Аристотеля, кратко. Законы формальной логики, примеры.» Но не только! Чаще всего мы используем повседневную логику «здравого» смысла, представляющую собой эклектику! Человек наравне с правильными логическими суждениями, умозаключениями допускает ошибки, которые остаются незамеченными, и далее действует в полном убеждении, что он абсолютно логичен. Статья «Когнитивные ошибки мышления.» Распространенность логики «народного» смысла повсеместная! Вопрос скорее не в том, кто из нас действительно логичен, а кто нет. Вопрос в том, насколько каждый из нас правильно мыслит в разных ситуациях! Например, при выраженных эмоциональных переживаниях, переутомлении, стрессе у человека заметно повышается коэффициент использования «своей логики», в которой отсутствует правильная формальная логика.  Статья «Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении.»

Но даже логика Аристотеля не является полноценным качественным инструментом для познания окружающего мира. Нам требуется более мощный инструмент познания под названием математическая логика, в первую очередь, теория вероятности и математическая статистика. Статья «Теория вероятности в жизни. Байесовский метод принятия решений.» Если формальная логика в той или иной степени нам присуща с рождения (запрограммирована эволюцией и передается генетически), то с математикой «мы категорически не дружим». Без специального образования, понимания теории и распространения ее на практику мы обречены на неправильные выводы в сложных ситуациях!


Блок 2. Мышление. Мыслительные операции.

Можно выделить 6 видов мыслительных операций.

1 Анализ. Это мыслительная операция, которая предполагает выделение отдельных признаков изучаемого предмета. Происходит определение последовательности событий и выявление  причинных – следственных связей. Устанавливается источник событий. Благодаря анализу человек способен понять структуру, форму и содержание предмета/события.

2 Синтез. Это мыслительная операция, при которой происходит объединение частей предмета в одно целое. Человек сопоставляет события между собой по конкретному признаку и их совокупности.

3 Сравнение. Это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами, явлениями, субъектами. Данную операцию можно осуществлять опосредованным способом, когда сравниваемые предметы доступны только как внутренние образы. Либо непосредственным способом, когда сравниваемые предметы человек ощущает и воспринимает как факт.

4 Обобщение. Это мыслительная операция, при которой происходит соотнесение и выделение общих признаков в двух или нескольких различных явлениях, объектах с последующим объединением видов в род.

5 Абстрагирование. Это мыслительная операция, во время которой происходит выделение отдельных свойств предмета, которые сами становятся предметом. Человек отвлекается от целого и выходит за пределы существующих связей. Данная операция является одной из самых сложных и позволяет создавать новые понятия для явлений, выходящих за пределы чувственного познания.

6 Конкретизация. Это мыслительные процесс, при котором свойство предмета рассматривается как частное с наличием разнообразных связей внутри целого. Целое рассматривается как набор частного.

ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как преодолеть возражения по цене?!»

ЗАКАЗАТЬ обучение

Блок 3. Мышление. Мыслительная деятельность.

Разбор этого блока представлен в тезисах.

1. Мышление реализовывает себя через мыслительные операции. Мышление – это волевой акт. Мышление — это сознательный процесс. И это обуславливает осознание появления ошибки в мыслительном процессе. Что приводит к дальнейшей попытки исправить ошибку.

2. Любой мыслительный процесс является действием по структуре, направленным на разрешение определенной задачи. Проблемная ситуация, с которой сталкивается субъект, становится пусковым механизмом мыслительного акта.

3. Мыслительный процесс выражается во вне через понятия, суждения, умозаключения.

Статья «Понятие это в логике? Логика Аристотеля кратко и понятно!»

Статья «Суждения это в логике? Сложные суждения примеры. Классификация.»

Статья «Умозаключение в логике это? Дедуктивные умозаключения это?»

Статья «Индуктивные умозаключения это? Умозаключения по аналогии, примеры.»

В мыслительном процессе понятия не изолированы от представлений, которые имеют наглядный характер в виде схем, образов предметов и явлений. Понятие выражаются словом, которое является квинтэссенцией мысли и образа представления. Образ предмета имеет семантическое содержание. Также, как и слова — понятия.

4. Мысль – это элементарная составляющая процесса мышления. Это продукт мыслительной деятельности. Мысль не может существовать сама по себе во внешнем мире.

5. Слово — это форма мысли. Логическое абстрактное мышление вместе с чувственно- наглядно- образной основой создают единство. С одной стороны, мышление создается из чувственного созерцания с включением в себя наглядных элементов, с другой стороны наглядно — образное содержание включает в себя смысловое содержание.

6. Умозаключения позволяют раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность.

7. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Личность передает свою мысль другому человеку с помощью слов. Слова в виде понятий, суждений, умозаключений представляют из себя идеи, когда сообщаются другому человеку. Человека мыслит концептами, на языке. Мышление — это взаимодействие с концептами.


Блок 4. Мышление. Идея это?

Идея – это семантическая конструкция, выраженная коммуникатором во внешней речи, с целью информирования, убеждения и регулирования поведения.

Данный блок также представлен в тезисах.

1. Идея – это оформленная мысль, «упакованная. Мысль нельзя высказать, это внутренняя составляющая мыслительного процесса, она присутствует в скрытом виде от стороннего наблюдателя.

2. Идея – это мысль, подготовленная для вербализации, поэтому она формируется в скрытом от стороннего наблюдателя виде, но в сформулированном варианте как правило становится доступной для восприятия сторонним наблюдателем.

3. Идея, как и мысль – продукт мыслительной деятельности, только другого уровня, более высокого. Соответственно идея также, как и мысль выражается в виде понятий, суждений, умозаключений. Более высокий уровень идеи в том, что ее содержание и структура являются производными совокупности разнообразных мыслей, объединенных целевой направленностью. Чаще всего вектор задается транслятором в целях воздействия на реципиента.

4. Идея распространяется в обществе посредством межличностной коммуникации и с помощью средств массовой информации по различным информационным каналам. Статья «Социальный обмен это? Причина эволюции человека?» Статья «Что такое социальный обмен? Торг что значит?» Идея в основе своей содержит посыл, направляющий внимание реципиента на заданный предмет. Помимо этого, идея способна моментально создать целевое представление у субъекта и вызвать управляемое поведение.

5. Идея может быть квинтэссенцией процесса познания объекта. Идея как часть репрезентации мира может предлагать реципиенту «готовый продукт» в качестве потенциально его собственного моделируемого образа мира. Идея в этом случае возможна к инкорпорированию в качестве паттерна, шаблона, стандарта, образца, правила, опираясь на которые реципиент запускает собственную интеллектуальную, мотивационно-эмоциональную деятельность.

6. Идеи фиксируют внимание субъекта, «схватывают человека». Наглядным примером является необычность посыла, заострение эмоциональных фрагментов реальности. Пример:

  • Давайте сделаем носорога символом мира!
  • Вы знаете, что война перестала быть средством увеличения власти и денег тех, кто порождает войну?

7. Человек свой внутренний монолог не контролирует в обычном состоянии «мыслительного дрейфа». Волевой контроль осуществляется при целенаправленном фокусировании внимания на каком-либо предмете. В позиции «НАБЛЮДАТЕЛЯ» мы сможем увидеть себя, как «УЧАСТНИКА», заточенного в раздумьях под конкретный образ, если идея была «упакована».  Статья «Как изменить убеждение? Метауровни. Наблюдать за наблюдающим.»  Это значит идея была правильно транслирована в КОНТЕЙНЕРЕ. Существовал фон, контекст и была характерная трансляция. Вероятность того, что «упакованная идея» запустит целенаправленную интеллектуальную деятельность достаточно высока.


Блок 5. Мышление. Факторы восприятия идеи.

Существуют три фактора, которые непосредственно влияют на то, каким образом идея будет воспринята реципиентом.

1. Фон.

Имеет существенное значение фон, на котором подается идея. Фон включает в себя текущее состояние условной объективной реальности, в которой пребывают переговорщики, их собственные эмоциональные переживания, наличие мотивов, желаний, ценностных установок, намерений, состояние когнитивных процессов, уровень осознанности и т.п. Фон оказывает значительное влияние на восприятие идеи реципиентом, точно также, как и на процесс трансляции идеи.

2. Контекст.

Помимо фона важен контекст, в котором разместилась идея. Идея в контексте семантически связана с другими информационными пластами. Поэтому, чаще всего идеи, выдернутые из контекста теряют прежний смысл и начинают представлять из себя самостоятельные смыслопорождающие конструкции, образуется иной смысл, иногда диаметрально противоположный контекстуальному.

3. Характер трансляции.

Третьим фактором является характер трансляции идей. Субъект озвучивает идею индивидуально каждый раз. Особенности вербализации вместе с невербальными проявлениями создают неповторимый рисунок процесса трансляции. Статья «Как воздействовать на людей психологически? Теорема Ауманна.»

Какой – либо из вышеперечисленных факторов может отсутствовать. Так при чтении материала идея лишается характера трансляции. Контекст также не всегда присутствует, идея может быть самостоятельным образованием, обладающая изолированным смыслом. Фон существует всегда.

 В переговорах присутствуют все три фактора.

Все три агента: фон, контекст, характер трансляции включены в КОНТЕЙНЕР идеи (КОК – концептуальный образный контейнер). Идея в контейнере, как человек в автомобиле, преодолевает расстояние в пространстве, от одного коммуникатора к другому. Идея без контейнера не существует. Контейнер наполнен как минимум фоном.

Заказать тренинг «Переговоры — Схватка»

Блок 6. Мышление. Способы трансляции идеи.

Идея может быть донесена до субъекта различными способами:

1. Информационное сообщение.

Это способ подачи информации, при котором отсутствует целенаправленное воздействие источника (транслятора) на характер восприятия реципиентом.

2. Убеждение.

Это способ подачи информации с использованием логической аргументации, направленный на формирование определенных представлений или убеждений у объекта воздействия путем его согласия с предложением. Статья «Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология?»

3. Внушение.

Это такой способ подачи информации, при котором субъект воздействия – суггестор вызывает определенные психические состояния «безволия» у объекта воздействия – суггеренда, при которых восприятие информации происходит без критического осмысления. Статья «Верования это, определение. Ценностная установка это?»

Пожалуй, на этом месте мы остановимся!

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья! Спасибо за то, что прочитали статью! Пишите комментарии, делитесь своими впечатлениями, если хотите, критикуйте написанное, говорите свое мнение и Вас услышат сотни, даже тысячи людей!

Ставьте лайки, Вам же не сложно, добавьте позитива, потому что Вы можете это сделать!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Якимов Владислав! До свиданья, до новых встреч!

Все статьи сайта !

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

Введение в мышление и интеллект – общая психология

Мышление — важная часть нашего человеческого опыта, и оно пленяло людей на протяжении веков.
Сегодня это одна из областей психологических исследований. « Девушка с книгой » XIX века Хосе Ферраса де Алмейды Жуниора, скульптура XX века « Мыслитель » Огюста Родена и картина Ши Кэ X века « Huike Thinking » отражают увлечение процессом человеческого мысль. (кредит «в середине»: модификация работы Джейсона Роджерса; кредит «справа»: модификация работы Тан Зу-Мина)

Почему так сложно избавиться от привычек — например, тянуться к звонящему телефону, даже когда этого делать не следует, например, когда вы за рулем? Как человек, который никогда в жизни не видел и не прикасался к снегу, может понять понятие снега? Как маленькие дети приобретают способность изучать язык без формального обучения? Психологи, изучающие мышление, исследуют подобные вопросы.

Когнитивные психологи также изучают интеллект. Что такое интеллект и как он варьируется от человека к человеку? Являются ли «уличные умы» разновидностью интеллекта, и если да, то как они соотносятся с другими типами интеллекта? Что на самом деле измеряет тест IQ? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в этой главе по мере того, как вы будете изучать мышление и интеллект.

В других главах мы обсуждали когнитивные процессы восприятия, обучения и памяти. В этой главе мы сосредоточимся на когнитивных процессах высокого уровня. В рамках этого обсуждения мы рассмотрим мышление и кратко рассмотрим развитие и использование языка. Мы также обсудим решение проблем и творчество, прежде чем закончить обсуждением того, как измеряется интеллект и как наша биология и окружающая среда взаимодействуют, чтобы повлиять на интеллект. Прочитав эту главу, вы лучше поймете когнитивные процессы более высокого уровня, которые способствуют нашей самобытности как вида.

Результаты обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать познание
  • Различать концепции и прототипы
  • Объясните разницу между естественными и искусственными понятиями

Представьте, что все ваши мысли являются физическими существами, быстро кружащимися в вашем уме. Как возможно, что мозг может переходить от одной мысли к другой организованным, упорядоченным образом? Мозг бесконечно воспринимает, обрабатывает, планирует, организует и запоминает — он всегда активен. Тем не менее, вы не замечаете большую часть активности вашего мозга, когда вы двигаетесь в своей повседневной жизни. Это только одна грань сложных процессов, связанных с познанием. Проще говоря, познание – это мышление, и оно охватывает процессы, связанные с восприятием, знанием, решением проблем, суждением, языком и памятью. Ученые, изучающие познание, ищут способы понять, как мы интегрируем, организуем и используем наш сознательный когнитивный опыт, не осознавая всей бессознательной работы, которую выполняет наш мозг (например, Канеман, 2011).

ПОЗНАНИЕ

Просыпаясь каждое утро, вы начинаете думать, обдумывая задачи, которые должны выполнить в этот день. В каком порядке вы должны выполнять свои поручения? Должны ли вы сначала пойти в банк, в химчистку или в продуктовый магазин? Сможете ли вы сделать эти вещи до того, как пойдете в класс, или вам придется подождать, пока школа не закончится? Эти мысли являются одним из примеров познания в действии. Исключительно сложное познание является важной чертой человеческого сознания, однако не все аспекты познания переживаются сознательно.

Когнитивная психология — это область психологии, посвященная изучению того, как люди думают. Он пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, как мы думаем, изучая взаимодействие между человеческим мышлением, эмоциями, творчеством, языком и решением проблем, в дополнение к другим когнитивным процессам. Когнитивные психологи стремятся определить и измерить различные типы интеллекта, выяснить, почему одни люди лучше решают проблемы, чем другие, и как эмоциональный интеллект влияет на успех на рабочем месте, среди бесчисленного множества других тем. Они также иногда сосредотачиваются на том, как мы организуем мысли и информацию, собранную из нашего окружения, в значимые категории мыслей, которые будут обсуждаться позже.

КОНЦЕПЦИИ И ПРОТОТИПЫ

Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний (рис.). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.

Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.

Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Понятия – это категории или группы лингвистической информации, изображений, идей или воспоминаний, например жизненный опыт. Понятия во многом представляют собой большие идеи, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.

Понятия основаны на нашей семантической памяти (вы узнали об этом понятии, когда изучали память) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы о жизни людей из первых рук. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и уточняют ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.

Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от наших многочисленных повседневных дел до руководящих принципов, лежащих в основе того, как функционируют правительства.

Еще один метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип – лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения. Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) (рисунок).

В 1930 году Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.

Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.

ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

В психологии понятия можно разделить на две категории: естественные и искусственные. Естественные концепции создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту и могут развиваться как на основе прямого, так и косвенного опыта. Например, если вы живете в Эссекс-Джанкшн, штат Вермонт, вы, вероятно, имели большой непосредственный опыт работы со снегом. Вы видели, как он падает с неба, вы видели легкий снежок, едва покрывающий лобовое стекло вашей машины, и вы выгребали 18 дюймов пушистого белого снега, думая: «Это идеально подходит для катания на лыжах». ». Вы забросали своего лучшего друга снежками и скатились на санках с самого крутого холма в городе. Короче говоря, вы знаете, снег. Вы знаете, как это выглядит, пахнет, на вкус и на ощупь. Однако если вы прожили всю свою жизнь на острове Сент-Винсент в Карибском море, вы, возможно, никогда не видели снега, а тем более не пробовали его на вкус, не нюхали и не прикасались к нему. Вы узнаете о снеге из косвенного опыта просмотра картинок падающего снега или из фильмов, в которых снег является частью декораций. В любом случае, снег — это естественное понятие, потому что вы можете понять его через непосредственные наблюдения или переживания снега (рисунок).

(а) Наша концепция снега является примером естественной концепции, которую мы понимаем посредством непосредственного наблюдения и опыта. (b) Напротив, искусственные понятия — это понятия, которые мы знаем по определенному набору характеристик, которые они всегда демонстрируют, например, что определяет различные базовые формы. (кредит a: модификация работы Maarten Takens; кредит b: модификация работы Shayan (USA)/Flickr)

С другой стороны, искусственная концепция — это концепция, которая определяется определенным набором характеристик. Различные свойства геометрических фигур, таких как квадраты и треугольники, служат полезными примерами искусственных понятий. Треугольник всегда имеет три угла и три стороны. У квадрата всегда четыре равные стороны и четыре прямых угла. Математические формулы, такие как уравнение площади (длина × ширина), являются искусственными понятиями, определяемыми определенными наборами характеристик, которые всегда одни и те же. Искусственные концепции могут улучшить понимание темы, опираясь друг на друга. Например, прежде чем изучать понятие «площадь квадрата» (и формулу для ее нахождения), вы должны понять, что такое квадрат. Как только понятие «площадь квадрата» будет понято, понимание площади других геометрических фигур может быть построено на первоначальном понимании площади. Использование искусственных понятий для определения идеи имеет решающее значение для общения с другими и участия в сложных размышлениях. Согласно Голдстоуну и Керстену (2003), концепции действуют как строительные блоки и могут соединяться в бесчисленных комбинациях для создания сложных мыслей.

СХЕМА

 Схема – это умственная конструкция, состоящая из кластера или набора связанных понятий (Bartlett, 1932). Существует множество различных типов схем, и все они имеют одну общую черту: схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Когда схема активирована, мозг делает немедленные предположения о наблюдаемом человеке или объекте.

Существует несколько типов схем. Ролевая схема создает предположения о том, как будут вести себя люди в определенных ролях (Каллеро, 19 лет).94). Например, представьте, что вы встречаете человека, который представляется пожарным. Когда это происходит, ваш мозг автоматически активирует «схему пожарного» и начинает делать предположения, что этот человек смелый, самоотверженный и ориентированный на общество. Несмотря на то, что вы не знаете этого человека, вы уже неосознанно судите о нем. Схемы также помогают заполнить пробелы в информации, которую вы получаете из окружающего мира. Хотя схемы позволяют более эффективно обрабатывать информацию, со схемами могут возникнуть проблемы, независимо от того, насколько они точны: возможно, этот конкретный пожарный не храбрый, он просто работает пожарным, чтобы оплачивать счета, пока учится на детского библиотекаря.

 Схема событий, также известная как когнитивный сценарий, представляет собой набор действий, которые могут показаться рутиной. Подумайте о том, что вы делаете, когда входите в лифт (рисунок). Сначала двери открываются, и вы ждете, пока выходящие пассажиры покинут кабину лифта. Затем вы входите в лифт и поворачиваетесь лицом к дверям, ища правильную кнопку, которую нужно нажать. Ты никогда не стоишь лицом к задней части лифта, не так ли? А когда вы едете в переполненном лифте и не можете смотреть вперед, вам некомфортно, не так ли? Интересно, что схемы событий могут сильно различаться в разных культурах и странах. Например, хотя в Соединенных Штатах люди довольно часто приветствуют друг друга рукопожатием, в Тибете вы приветствуете кого-то, показывая ему язык, а в Белизе вы стучите кулаками (Cairns Regional Council, n.d.)

Какую схему событий вы выполняете, когда едете в лифте? (кредит: «Гидеон»/Flickr)

Поскольку схемы событий являются автоматическими, их может быть трудно изменить. Представьте, что вы едете домой с работы или учебы. Эта схема события включает в себя посадку в машину, закрытие двери и пристегивание ремня безопасности перед тем, как вставить ключ в зажигание. Вы можете выполнять этот сценарий два или три раза в день. Когда вы едете домой, вы слышите мелодию звонка вашего телефона. Как правило, схема события, которая возникает, когда вы слышите звонок телефона, включает поиск телефона и ответ на него или ответ на ваше последнее текстовое сообщение. Поэтому, не задумываясь, вы тянетесь к своему телефону, который может быть в кармане, в сумке или на пассажирском сиденье автомобиля. Эта мощная схема событий основывается на вашем образце поведения и приятной стимуляции, которую дает вашему мозгу телефонный звонок или текстовое сообщение. Поскольку это схема, нам чрезвычайно сложно перестать тянуться к телефону, хотя мы знаем, что подвергаем опасности свою собственную жизнь и жизнь других, делая это (Нейфах, 2013) (рисунок).

Отправка текстовых сообщений за рулем опасна, но некоторым людям трудно сопротивляться этому.

Помните лифт? Кажется почти невозможным войти и , а не лицом к двери. Наша мощная схема событий диктует наше поведение в лифте, и наши телефоны ничем не отличаются. Текущие исследования показывают, что именно привычка или схема событий проверять наши телефоны в самых разных ситуациях делает воздержание от проверки их во время вождения особенно трудным (Bayer & Campbell, 2012). Поскольку текстовые сообщения и вождение в последние годы стали опасной эпидемией, психологи ищут способы помочь людям прервать «схему телефона» во время вождения. Подобные схемы событий являются причиной того, что от многих привычек трудно избавиться после того, как они были приобретены. Продолжая исследовать мышление, помните, насколько мощными являются силы понятий и схем для нашего понимания мира.

Резюме

В этом разделе вы познакомились с когнитивной психологией, изучающей познание или способность мозга думать, воспринимать, планировать, анализировать и запоминать. Понятия и соответствующие им прототипы помогают нам быстро организовать наше мышление, создавая категории, по которым мы можем сортировать новую информацию. Мы также разрабатываем схемы, которые представляют собой кластеры связанных понятий. Некоторые схемы включают в себя рутинные мысли и поведение, и они помогают нам правильно действовать в различных ситуациях, не «думая дважды» о них. Схемы проявляются в социальных ситуациях и рутинах повседневного поведения.

Контрольные вопросы

Когнитивная психология — это раздел психологии, который занимается изучением ________.

  1. человеческое развитие
  2. человеческое мышление
  3. человеческое поведение
  4. человеческое общество

Что из следующего является примером прототипа концепции лидерства в спортивной команде?

  1. менеджер по оборудованию
  2. звездный игрок
  3. главный тренер
  4. секретарь

Что из следующего является примером искусственного понятия?

  1. млекопитающие
  2. площадь треугольника
  3. драгоценные камни
  4. учителей

Схема событий также известна как когнитивная ________.

  1. стереотип
  2. концепт
  3. скрипт
  4. прототип

Вопросы критического мышления

Опишите социальную схему, которую вы заметили бы на спортивном мероприятии.

Объясните, почему схемы событий так сильно влияют на человеческое поведение.

Вопрос личного заявления

Опишите естественное понятие, которое вы полностью знаете, но которое было бы трудно понять другому, и объясните, почему это будет трудно.

glossary

[glossary-page]
[glossary-term]искусственное понятие:[/glossary-term]
[glossary-definition]понятие, определяемое очень специфическим набором характеристик[/glossary-definition]

[glossary-term]познание:[/glossary-term]
[glossary-definition]мышление, включая восприятие, обучение, решение проблем, суждение и память[/glossary-definition]

[glossary-term]когнитивная психология :[/glossary-term]
[glossary-definition]область психологии, посвященная изучению всех аспектов мышления людей[/glossary-definition]

[glossary-term]концепция:[/glossary-term]
[glossary- определение] категория или группа лингвистической информации, объектов, идей или жизненного опыта[/glossary-definition]

[glossary-term]когнитивный сценарий:[/glossary-term]
[glossary-definition]набор действий, которые каждый раз выполняются одним и тем же образом; также называется схема события[/glossary-definition]

[glossary-term]схема события:[/glossary-term]
[glossary-definition]набор действий, которые каждый раз выполняются одинаково; также называется когнитивным сценарием[/glossary-definition]

[glossary-term]природная концепция:[/glossary-term]
[glossary-definition]ментальные группировки, которые создаются «естественным образом» посредством вашего опыта[/glossary- определение]

[glossary-term]прототип:[/glossary-term]
[glossary-definition]наилучшее представление концепции[/glossary-definition]

[glossary-term]ролевая схема:[/glossary-term]
[ glossary-definition]набор ожиданий, которые определяют поведение человека, занимающего определенную роль[/glossary-definition]

[glossary-term]schema:[/glossary-term]
[glossary-definition](множественное число = схемы) умственная конструкция, состоящая из кластера или набора связанных понятий[/glossary-definition]
[/страница-глоссария]

Мышление | Введение в психологию | Мозг и когнитивные науки

« Предыдущая | Далее »

Обзор сеанса

Как мы принимаем решения в ситуациях, с которыми сталкиваемся каждый день? На этом занятии мы будем использовать головоломки и текстовые задачи, чтобы выделить некоторые механизмы, которые управляют человеческим мышлением, например. функциональная фиксированность, эвристика и фрейминг. Лекция также кратко затрагивает роль лобных долей мозга в решении проблем и эмоциях.

Ключевые слова: мышление, функциональная неподвижность, эвристика, якорение, приспособление, фрейминг, лобные доли, риск, психопатология

Изображение предоставлено marttj на Flickr.

Сессионные действия

Показания

Перед просмотром видео-лекции прочтите следующее.

  • [Сакс] Глава 13, «Да, Отец-Сестра» (стр. 116-119)
  • Один из следующих учебников :
    • [K&R] Продолжить чтение Главы 6, «Язык, мышление и интеллект: что люди делают лучше всего»
      • План исследования для K&R Глава 6 (PDF)
    • [Стангор] Глава 8, «Вспоминание и суждение» и Глава 9, «Разум и язык»
Видео лекций
Посмотреть полное видео
  • Лекция 13: Мышление
Вид по главе
  • Мыслительные ловушки: функциональная неподвижность, решение проблем и креативность
  • Суждение и принятие решений: эвристика
  • Влияние на решения: привязка, корректировка и кадрирование
  • Лобные доли и мышление
Видеоресурсы
  • Клипы удалены из видео лекции из-за ограничений авторского права:
    • Два сегмента, «Математические задачи» и «Квадратные футы?», из Классика откровенной камеры для вводной психологии . DVD/VHS. Candid Camera, Inc. и McGraw Hill. 1993. [Найти в библиотеке через WorldCat]
  • Слайды лекций (PDF, 1,3 МБ)

Обсуждение

Некоторое обсуждение этой темы будет представлено в рамках следующего сеанса разведки.

Проверь себя

Короткие вопросы для эссе
  1. Два подхода к решению проблем включают использование алгоритмов и эвристики. Чем отличаются эти два подхода? Приведите два реальных примера проблем и для каждого объясните, как можно решить их с помощью алгоритма и эвристики. Учитывая различия между алгоритмами и эвристикой, при каких обстоятельствах предпочтительнее использовать тот или иной?

Пример ответа

Алгоритмы — это «наборы шагов, которые, если их методично выполнять, гарантируют правильное решение проблемы», тогда как эвристика — это «эмпирические стратегии, которые не гарантируют правильного решения проблемы, но предлагают вероятные короткие пути к ней». ” Принципиальное отличие состоит в том, что алгоритм гарантирует решение проблемы, тогда как эвристика иногда может дать сбой.

Например, если вы хотите выяснить, какой ученик в вашем классе самый старший, вы можете пойти и спросить у всех дату их рождения (алгоритм). В качестве альтернативы вы можете посмотреть, кто самый высокий, кто ведет себя наиболее зрело, у кого больше всего седых волос и т. д., поскольку все это, как правило, связано с возрастом (эвристика).

В качестве другого примера, если вы хотите вычислить, сколько мармеладок в банке, вы можете получить точное число, подсчитав каждую мармеладку (алгоритм). Однако это долгий и утомительный процесс. Более быстрым способом было бы вычислить объем банки (число пи, умноженное на квадрат диаметра, умноженное на высоту, разделить на 4) и разделить его на объем одного драже (эвристика). Вы можете быть удивлены, увидев, что эвристика может быть более «математической», чем алгоритм, но обратите внимание, что эта эвристика по-прежнему неточна и будет только аппроксимировать решение.

Поскольку алгоритмы точны, они предпочтительнее, когда вам нужно каждый раз получать точно правильный ответ. Эвристики, которые, как правило, быстрее и менее трудоемки, подходят, когда решение может быть просто «достаточно хорошим», когда его нужно достичь быстрее, чем позволяет соответствующий алгоритм, или когда алгоритмическое решение неизвестно.

  1. Есть много примеров того, как решение проблем может пойти наперекосяк. Некоторые из них связаны с логическими ошибками, другие связаны с эвристикой, которая склоняет вас к неправильному выводу. Приведите четыре примера различных логических ошибок или неприятных эвристик и то, как они приводят к неправильным выводам.

Пример ответа

Подтверждение следствия: «Когда вы предполагаете, что существует конкретная причина, потому что произошел конкретный результат». Например, вы выходите на улицу и замечаете, что тротуар весь мокрый. «Должно быть, шел дождь, — думаете вы, — потому что тротуар мокрый, когда идет дождь». Однако тротуар также может быть мокрым из-за того, что сработали разбрызгиватели, или потому, что кто-то мыл свою машину и т. д. Одного знания того, что тротуар мокрый, недостаточно, чтобы быть уверенным, что идет дождь.

Предвзятость подтверждения: Предвзятость искать информацию, которая подтверждает правило, а не опровергать его. Это логическая ошибка, которой ученые должны избегать при проверке своих гипотез! Например, давайте представим себе ученого, выдвинувшего гипотезу о том, что «только люди с группой крови O+ могут заразиться североамериканской крапчатой ​​лихорадкой*». Если этот ученый исследует только людей с группой крови O+, чтобы увидеть, есть ли у них лихорадка, он демонстрирует предвзятость подтверждения. Чтобы успешно проверить гипотезу (то есть увидеть доказательства, опровергающие ее), он должен также обследовать людей с другими группами крови, чтобы узнать, не подхватили ли они лихорадку. Если кто-то с группой крови А- заболевает лихорадкой, то его гипотеза ложна; но изучение людей с кровью O+ не может опровергнуть эту гипотезу.

*(болезнь такая же воображаемая, как и остальная часть примера)

Эвристика репрезентативности: Люди склонны «предполагать, что чем больше что-то похоже на прототип, хранящийся в нашей памяти, тем больше вероятность того, что эта вещь будет член категории». Вернемся к нашему примеру с североамериканской крапчатой ​​лихорадкой. Симптомы этой воображаемой болезни включают чувство усталости по утрам, легкое расстройство желудка и головные боли. Однако североамериканская крапчатая лихорадка встречается очень редко, и только 1 из 100 000 человек заразится ею. Несколько пациентов услышали о симптомах этого заболевания в новостях, а затем обратились к своим врачам, утверждая, что у них лихорадка, потому что они тоже чувствовали усталость по утрам, а иногда у них были несварение желудка и головные боли. Тем не менее, эти пациенты предвзяты из-за эвристики репрезентативности — только потому, что у них есть описанные симптомы, не обязательно означает, что у них лихорадка. Многие другие вещи гораздо чаще вызывают утреннюю усталость (не выспался?), расстройство желудка (съел слишком много жирной пищи?) и головные боли, чем это расстройство, которое, как вы помните, встречается очень редко.

Эвристика доступности: Люди склонны «рассматривать объекты или события как более вероятные, обычные или частые, если их легче извлечь из памяти». Например, у людей часто есть друзья, которые придерживаются тех же политических взглядов, что и они. Когда вас спросят, сколько людей может поддержать новую политическую инициативу, вы можете подумать обо всех своих друзьях и поддержат ли они эту инициативу. Если большинство из них поддержало бы инициативу, то можно было бы подумать, что и люди в целом, скорее всего, поддержат ее. Однако, поскольку люди, которых вы знаете, являются предвзятой выборкой населения в целом, вы, вероятно, преувеличите поддержку этой инициативы просто потому, что вы не дружите с теми людьми, которые были бы против нее (и, следовательно, не можете легко вспомните, сколько людей это может быть).

Дальнейшее изучение

Эти дополнительные ресурсы предназначены для учащихся, желающих более полно изучить эту тему.

ТИП СОДЕРЖАНИЕ КОНТЕКСТ
Дополнительное чтение Сибрук, Джон. «Страдающие души». The New Yorker , 10 ноября 2008 г. Рассказ о докторе Кенте Киле, упомянутом профессором Габриэли в конце лекции. Доктор Киль изучает психопатию с помощью установленного на грузовике МРТ-сканера, который он привозит в тюрьмы.
Связанные исследования Делюд, К. М. « Культура влияет на функцию мозга, исследование показывает ». MIT News , 11 января 2008 г. Короткая новостная статья об исследовании под руководством профессора Габриэли, в ходе которого было выявлено культурное влияние на быстрые суждения.
Приложение к учебнику Учебные материалы для гл.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts