Мышление продуктивное и репродуктивное: Продуктивное и репродуктивное мышление

Продуктивное мышление

Продуктивное мышление – это мышление, в ходе которого возникает новое знание. Его можно охарактеризовать как тип мышления, дающий новый конечный продукт, который в итоге влияет на умственное развитие. Именно продуктивное мышление позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их на новых условиях.

Продуктивное и репродуктивное мышление

В отличие от продуктивного мышления, репродуктивный тип отвечает только за усвоение информации и способность воспроизводить их в приблизительно похожих условиях. Не смотря на то, что данный тип мышления не позволит совершить открытие или привнести нечто новое, он очень важен, ведь без него сложно получить первоначальную базу знаний.

Отличить продуктивное мышление от репродуктивного очень просто: если итогом становится некий новый мыслительный продукт – значит, мышление продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно.

Развитие продуктивного мышления

Для того, чтобы развить в себе продуктивное мышление, прежде всего нужно мыслить конкретно. Сравните: «я буду худеть» и «я не буду есть после шести». Если первое высказывание – обобщенно и вероятнее всего ни к чему не приведет, то второе говорит о конкретном намерении и является продуктивным.

Важно приучить себя к тому, чтобы отказываться от пустых мыслей: воспоминаний, негатива, переживаний без повода. Начиная мыслить, подумайте, к чему вас эта мысль приведет. Если она бесцельная, вы просто потратите свое время. Этот фильтр следует применять не только к своим мыслям, но и к своим разговорам, а также к общению и жизни вообще. Не общайтесь с людьми от нечего делать и не читайте книг, которые ничему вас не научат. Обратите внимание на более важные занятия, которые принесут вам какую-либо пользу.

Для развития продуктивного мышления как основы продуктивного образа жизни, вам следует иметь план-расписание на каждый день. Это позволит вам не тратить время в пустую и дисциплинировать себя. Желательно общаться к теми людьми, которые развиты и высокоорганизованы – вы сможете перенять у них важнейшие качества.

Задачи, предполагающие продуктивное мышление

Ваша работа обязательно предполагает продуктивное мышление. Ведь в этом ключе вы можете добиться гораздо более ярких результатов. Подумайте, нужно ли вам что-то изменить в этой сфере? Каким образом это следует сделать? Какие задачи решить? Какие дела сделать в первую очередь? Если во время своих размышлений вы наткнулись на негативные мысли, обязательно переделайте их в позитивные. Подходя так к своим рабочим дням, вы улучшите свои результаты.

 

Статьи по теме:

Как распознать ложь?

«Врет и не краснеет» — так говорят о тех, кто не моргнув глазом говорит в лицо собеседнику откровенную неправду. Распознать таких людей не так-то просто. Но если знать некоторые особенности психологии, то все оказывается вполне возможным.

Остроумие

Человеку всегда хочется быть интересным для окружающих. И немало в этом способствует такое прекрасное умение как остроумие. В чем еще плюсы этого качества и почему его необходимо в себе развить — читайте далее

Развитие интуиции и сверхчувственного восприятия

Человек настолько загадочное существо, что разгадать его сущность до сих пор никому не удалось. Известно лишь то, что мы способны ощущать и чувствовать окружающий мир намного сильнее, чем нам кажется. Но как развить в себе эту чувствительность восприятия? Простые советы для начинающих вы найдете в этой статье.

Как успокоить нервы?

Нервные клетки все-таки могут восстановиться. Это научно доказанный факт, который для современного человека, к сожалению не особо актуален. С нашим ритмом жизни нервы постоянно находятся в напряжении. И пожалуй самый актуальным на сегодня навык — это умение успокоиться в любой ситуации.

О том, как его обрести мы поговорим далее.

Репродуктивное и продуктивное познание. Эвристика. Роль интуиции в познании — Студопедия

Поделись  

Выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Интуиция— (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. Характеризуя интуицию, можно отметить что:

• интуиция — это особая форма скачка от незнания к знанию;

• интуиция — это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления.

Характерно то, что у нас внезапно возникает уверенность в результативности интуитивного познавательного акта, причем такая уверенность имеет три особенности:

• остается неясным, каким образом мы угадываем “близость решения”, хотя буквально ничего не можем сказать о его содержании;

• усилия сознания “схватить” подступающее решение, т. е. подключить внимание и формальную логику, как бы отпугивает его;

• хотя мы и не знаем содержания наступившего решения, мы тем не менее откуда-то обретаем уверенность в том, что оно существенно лучше тех вариантов, которые придумывались нами ранее.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых,интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых,решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает.

ЭВРИСТИКА —метод исследования, основанный на неформальных, интуитивных соображениях. Э.— это догадки, основанные на общественном опыте решения родственных задач. В большинстве случаев Э.— это прием, позволяющий сократить количество просматриваемых вариантов при поиске решения задачи, причем этот прием не обязательно гарантирует наилучшее решение. Напр., человек, играя в шахматы, пользуется эвристическими приемами выработки решений, т. к. продумать весь ход игры от начала до конца практически невозможно из-за слишком большого числа вариантов игры . В психологии методы Э. используются при поиске решений, при составлении машинных программ для моделирования деятельности человека.



Что, если я скажу вам, что вы не умеете думать? | Максимилиан Апплин | Стартап

Как UX-специалисты, мы часто грешим тем, что используем подход к решению проблем, основанный на предыдущем опыте, усвоенных предубеждениях, логике и ассоциациях. Этот подход известен как репродуктивное мышление по определению Макса Вертхаймера, одного из основателей гештальт-психологии.

Большинство дизайнеров знакомы с принципами гештальта (если нет, прочитайте о них после того, как закончите эту статью). об этом. Это тема, о которой много писали, поэтому я не буду ее здесь затрагивать.

Я здесь, чтобы сказать вам, что нам нужно научиться думать, а точнее, думать продуктивно.

Чтобы начать понимать, почему это репродуктивное мышление проблематично для дизайнеров, давайте рассмотрим, как выглядит репродуктивное мышление:

Можно сказать, что если человек может решить математическое уравнение, он должен хорошо мыслить или решать проблемы, но на самом деле будет то, что они следуют логике, которая была изучена в академической среде. Они думают, но следуют заранее определенному процессу, а не используют исследовательский подход.

Другой пример, который, как мне кажется, особенно актуален для нашей отрасли, заключается в том, что человек, проработавший в компании или в какой-либо сфере в течение длительного времени, может считаться опытным или «экспертом».

Однако это может также сделать их склонными к институционализированному образу мышления, который препятствует продуктивному решению проблем. Часто это усугубляется в компаниях, которые делают что-то только определенным образом и имеют мало возможностей для чего-либо еще.

Это не значит, что опыт или способность следовать логике не имеют значения — конечно, эти вещи важны, и мы очень ценим их в нашей области, но сказать, что они делают человека способным к продуктивному мышлению, было бы неправильно. Это делает их хорошими в репродуктивном мышлении.

Цитируя самого Макса Вертхаймера:

«Роль прошлого опыта очень важна, но важно то, что человек извлек из опыта — слепые, понятные связи или понимание структурной внутренней связи. Важно то, как и что он вспоминает, как он применяет то, что вспоминается, слепо ли, поштучно или по ситуации».

Говорить, что то, что мы видели раньше, означает, что это верно и в другом контексте, напрасно и опасно для нас, UX-практиков. По сути, ценить процесс и управление выше творчества и автономии создает опасный прецедент. Истинное решение проблемы приходит только из понимания, полученного в результате открытого, честного исследования.

Есть причина, по которой революционные компании часто основываются молодыми и неопытными в корпоративной среде, они не связаны укоренившимися предубеждениями, вызванными карьерным путем.

В большинстве случаев они выявляют неудовлетворенные потребности аудитории, которые недостаточно понятны крупной многонациональной организации, и используют их с пониманием, которое можно получить только в ходе обсуждения, наблюдения и активного участия с этой аудиторией.

Это также играет роль в том, почему клиенты нанимают агентства — они находятся за пределами глобальных организаций и предлагают разные точки зрения на, казалось бы, тупиковые или мертвые проблемы с сертификатами. Это связано с тем, что шаблоны и опыт, которые формируют их идеи, не обусловлены глубоким, институционализированным знанием компании клиента.

Основой продуктивного мышления является понимание того, каковы релевантные отношения в проблемном пространстве. Только при открытом и честном исследовании мы можем обрести понимание, необходимое для перехода от бессмысленного состояния к осмысленному.

Чтобы сделать это эффективно, большинство проблем необходимо реорганизовать.

Чтобы продемонстрировать проницательную реорганизацию — возьмите лист бумаги и нарисуйте девять точек следующим образом:

Затем, не отрывая ручки от бумаги, попытайтесь провести четыре прямые линии, которые касаются всех девяти точек…

Не прокручивайте вниз, пока не выполните упражнение!

.

.

.

.

.

Возможно, вы сделали что-то вроде одного из этих примеров:

В этом примере наш разум по умолчанию использует гештальт-принципы близости и близости и интерпретирует это а. точки — это группа, и b. подразумевают, что они образуют квадрат, таким образом создавая у нас впечатление, что рабочее пространство ограничено квадратом — хотя задача не выражает такого рода ограничения, это просто ограничение, придуманное разумом, и не является частью задачи.

Восприятие квадрата не имеет значения. В головоломке есть только одно релевантное отношение: 9 точек к 4 линиям.

Для дизайнера опыта или стратега самое важное — уметь определить, каковы релевантные отношения в проблемном пространстве, а это означает, что нужно выйти за рамки непосредственных допущений, которые могут возникнуть в проблемном пространстве.

Проблема, с которой сталкиваются многие из нас, обычно состоит из двух вещей:

  1. Высокомерие, стремление показать, насколько хорошо мы умеем думать и решать проблемы самостоятельно, что мешает нам задавать вопросы. то есть «Я не собираюсь поднимать руку и спрашивать, могу ли я рисовать за пределами точек, я просто буду смотреть на каждую перестановку внутри точек».
  2. Процесс, которому запрещено задавать вопросы, потому что он не соответствует формуле того, как все работает. т.е. я использую сетки для проектирования, так что это мне знакомо, просто буду делать все в сетке и как-то работать будет.

Это именно то, что делают клиенты, они просят вас решить проблему, но не обязательно понимают, какая информация важна для вас, мы обязаны получить правильную информацию, задавая правильные вопросы.

Проще говоря, нам нужно тратить меньше времени на поиск ответов и больше времени на поиск правильных вопросов. т. е. Что, если я рисую за пределами сетки?

Возможно, вы создали бы что-то вроде этого:

Применяя продуктивное мышление, вы можете реорганизовать проблемное пространство и найти простое новое решение. В этом суть продуктивного мышления.

Я говорил о понимании проблем в другой статье, суть которой заключалась в том, как найти релевантные составные части проблемного пространства? Как мы их определяем и понимаем, и какой подход можно использовать, чтобы понять, что нам нужно, чтобы начать продуктивно мыслить и находить осуществимые решения? Этому исследованию помогает продуктивное мышление, как я описал здесь.

Первоначально опубликовано по адресу https://foolproof.co.uk .

Продуктивное мышление — Stormz

Продуктивное мышление

было изобретено Тимом Херсоном и представлено в его книге Думай лучше . Он побуждает вас использовать навыки творческого и критического мышления, чтобы взглянуть на проблему и найти лучшие решения.

Модель продуктивного мышления представляет собой шестиступенчатую методологию решения проблем и поиска возможностей:

  • В чем проблема?
  • Что такое воздействие?
  • Что такое информация?
  • Что такое Видение?

Использует инструмент под названием DRIVE , чтобы представить, что было бы, если бы проблема была решена

  • D o: что вы хотите, чтобы решение делало?
  • R ограничения: что НЕ должно делать решение?
  • I инвестиции:- какие ресурсы можно инвестировать?
  • V значения:- какими ценностями вы должны жить? (например, экологичность и т.
    д.)
  • E основные результаты: каковы основные результаты?

Использует инструмент под названием POWER , чтобы превратить выбранное решение в нечто более надежное.

  • P ositives: что хорошего в этой идее?
  • O возражения: что в этом плохого?
  • W шапка еще?: что она вам напоминает?
  • E nhancements: как сделать лучше то, что в ней есть хорошего?
  • R emedies: как можно исправить то, что в нем плохо?

Использует стену времени, чтобы превратить решение в план действий.

Модель Продуктивного Мышления основана на 50-летнем исследовании Creative Education Foundation, 30-летнем исследовании НАСА и пяти годах полевых испытаний. Он сочетает в себе анализ ситуации и сильные стороны методологии CEF с критериями успеха и методами картирования проектов методологии NASA iDEF.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts