Язык и мышление — stgeneralinguist
Связь языка и мышления.Язык — система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить, не прибегая к помощи языка? Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа — его дух, дух народа — это его язык. Между языком и мышлением существует тесная связь, которая, однако, не означает их полной идентичности. Мышление может быть разного типа – вербальное и невербальное. Невербальное мышление не связано с языковым выражением. Этот тип мышления присутствует как у людей, так и у животных. Невербальное мышление проявляется в виде наглядно-чувственных образов, которые возникают в процессе восприятия действительности. В основе наглядно-чувственных образов уже лежит некоторое обобщение, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков. Невербальное мышление человека обнаруживается в таких сферах его деятельности, как музыка, архитектура, изобразительное искусство. Вербальное мышление основано на таких категориях, как понятие, суждение, умозаключение. Эти категории отличает высокий уровень абстракции. Понятие – это обобщенное отражение в сознании человека существенных сторон, признаков предметов и явлений действительности. Суждение – это мысль, которая может быть оценена как истинная или ложная. Эти категории связаны с языковыми единицами: понятие со словом, суждение – с предложением. Однако не следует думать о тождестве категорий мышления и единиц языка. О соотношении понятия и слова вы можете прочитать в главе «Лексикология». Добавим лишь следующее: понятие, помимо слова, может выражаться другими языковыми единицами, например, словосочетанием (железная дорога). Логическая структура суждения двучленна и состоит из субъекта и предиката. Она не всегда находит свое выражение в односоставных предложениях. В предложении Светает расчленение на субъект и предикат отсутствует.Ученые признают факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением. В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми. Действительно, в одном из определений языка язык назван практическим, действительным сознанием Сознание, мышление как свойство головного мозга идеально, оно не имеет свойств материи – запаха, вкуса, температуры и пр. Язык же, вернее его единицы, имеет звуковую, т.е. материальную сторону. Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям. В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово. На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления (в этом случае язык выполняет мыслеобразующую функцию). Взаимосвязь мышления и языка раскрывается также в вопросе происхождения понятия и слова. Существует широко распространенное мнение о невозможности появления понятия без слова, т.е. по этой концепции, понятие возникает вместе со словом, либо на базе слова. В этом случае слово есть средство создания понятия. По другим представлениям, содержание понятия формируется до появления слова, однако лишь соединяясь со звуком, содержание понятия приобретает ясность, оформленность. Однако, принимая во внимание перечисленные выше мнения, нужно иметь в виду, что в основе появления понятия и слова лежат разные причины. Понятие образуется в результате познавательной деятельности, жизненной практики человека, а появление слова связано с потребностью в общении. |
81.Вербальное и невербальное мышление. Дайте анализ динамики их развития в онтогенезе.
Как и общение, мышление может быть невербальным (с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих под впечатлением восприятия действительности, и вербальным (при оперировании понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях и т.д.).
Таким образом, язык определенным образом организует знания человека о мире, закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Интересно, что иногда язык сохраняет и устаревшие, неправильные представления, «вчерашний мир мышления».
К невербальному мышлению можно отнести образное мышление, а к вербальному словесно-логическое(понятийное )мышление.
Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.
Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.
Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.
В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения — включаются механизмы теоретического мышления.Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж., О.К. Тихомиров и др.). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.
1. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-
действенное(предметно-действенное) мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют ручным. Низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением
2. Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образноемышление (у дошкольников 4-7 лет) .
Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности.
Обилие частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов3. В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…). У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическоеили словесно-символическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой.
82 83 84
Вербальное мышление и невербальное мышление
Время подумать о разных способах мышления!
Это означает, что мы должны отойти от слов, от вербального языка и получить доступ к нашему чувственному мыслительному миру, который скрыт за всей нашей вербальной языковой активностью. Давайте начнем с определения мышления, данного Темплом Грандином: мышление — это решение проблемы в новых условиях. То, как каждый из нас думает и решает проблему в новых условиях, может сильно различаться.
Вербальные мыслители
Большинство из нас знакомы с вербальным мышлением, потому что это то, как многие из нас думают большую часть времени, и это основа большей части нашего обучения в школе. Поскольку вербальные мыслители составляют большую часть школьников и большинство наших учителей, учителя автоматически делают все возможное, чтобы объяснить и научить вербальному мышлению и обработке. Они говорят о идеях, объектах и событиях, вместо того, чтобы обеспечить погружение в многомерный сенсорный опыт своих учебных материалов и понятий.
Вербальная Мысль линейна по своей природе. Это голос, который вы слышите в своей голове, произнося каждое слово предложения про себя или вслух, независимо от того, читаете вы его или нет. Вербальные мыслители могут думать только так же быстро, как и говорить, а некоторые из них говорят очень быстро. (Беседа с Биллом Алленом, 8-2020)
Вербальные ученики могут упускать из виду множество деталей, потому что их мышление зависит от слов и заключенных в них предположений. Одно слово, например, дом, действительно может представлять множество возможных значений изображений, таких как различные стили дома, размеры, цвета, конструкционные материалы, а также то, стоит ли он отдельно или рядом с другими строениями или соединен с ними. Однако вербального мыслителя не интересуют все эти детали, поскольку он использует слово «дом» в предложении. Контекст остальных слов обычно дает соответствующую информацию о том, какой дом они имеют в виду, и насколько важно точно знать, как он выглядит.
Невербальные мыслители
«Невербальный интеллект — это способность анализировать информацию и решать проблемы, используя визуальные или практические рассуждения. Другими словами, это способность осмысливать мир и воздействовать на него, не обязательно используя слова». (Энн Логсдон, Важность невербального интеллекта, 2019 г., https://www.verywellfamily.com/what-is-nonverbal-intelligence-2162165)
Невербальное мышление генерируется с помощью данных нам Богом чувств: зрения , звук, осязание, обоняние и вкус, а также через кинестетику движения и осязания, чувства/эмоции, интуицию и воображение. При чтении письменных материалов чаще всего используются зрение и слух. Некоторые невербальные мыслители могут быть более искусны в мышлении образами — они помнят все, что видели или воображали внутренне; и другие невербальные мыслители, как правило, лучше всего думают звуковыми моделями — они помнят, что слышали все, что вы сказали или что они услышали. (Беседа с Биллом Алленом, 8-2020)
Невербальное мышление Мыслящие в основном мыслят образами и сенсорными паттернами, созданными в их мозгу ниже уровня сознательного восприятия. Они идентифицируют слова и объекты, просматривая их с бесконечного числа визуальных точек зрения и связывая точки зрения с их изображениями, уже имеющимися в памяти. Они думают трехмерными мультисенсорными образами, которые развиваются и растут по мере того, как их мыслительный процесс добавляет больше информации или концепций. Этот невербальный мыслительный процесс происходит намного быстрее, чем вербальное мышление, и часто находится на подсознательном уровне (ниже сознательного осознания), что объясняет, почему дислектики часто не замечают ошибок и образов или того, как они решают проблему.
«Люди, мыслящие образно, почти не воспринимают внутренние «диалоговые» звуки, поэтому чтение с помощью фонетики почти невозможно, всегда неприятно, а иногда и болезненно. Попытка научить фонетике образного мышления часто так же невозможна, как и попытка загрузить программу Microsoft для ПК на устройство Apple!» (Сьюзен Смарджесс, стиль мышления, Reading Solution of Central Illinois. https://www.readingsolution.com/dyslexia). /thinking-style/)
Люди с невербальным мышлением могут про себя прокрутить фильм о дизайне, идее или деятельности, которую они имеют в виду. Таким образом, они также могут протестировать его, чтобы увидеть, как он будет работать, и они могут найти недостатки в концепции дизайна, прежде чем создавать ее. их восходящие концептуализаторы … они начинают с множества визуальных элементов и комбинируют их, чтобы создать концепцию целого. Вербальные мыслители работают в противоположном направлении, концептуализируя сверху вниз . Они рассматривают вербальные теории без какого-либо реального чувственного опыта. Их мышление дистанцировано от фактического сенсорного опыта того, о чем они говорят или думают.
(Сьюзен Смарджесс, Стиль мышления, Решение для чтения в Центральном Иллинойсе. https://www.readingsolution.com/dyslexia/thinking-style/)
Визуальное мышление
Скорость образного мышления почти непостижима. Оно многомерно и мультисенсорно, тогда как вербальное мышление линейно и следует структуре языка. Визуальные мыслители, как правило, очень интуитивны. Они приходят к блестящим решениям, не имея возможности рассказать вам, как они их нашли. Например, ребенок правильно решает математическую задачу на тесте и не может показать учителю, как он пришел к решению. Их рассуждения многомерны, основаны на множественных сенсорных переживаниях и не зависят от линейного (двумерного) анализа.
Люди с образным мышлением наблюдают все детали визуальных «кусочков», которые они воспринимают. Сбор и обработка постоянно растущего набора изображений обременительны и могут быть недостатком этого стиля мышления. Когда эти мыслители собирают множество сенсорных данных, картинок, во внутренний каркас взаимосвязанных категорий, чтобы отсортировать все возможные образы, которые они думают, они становятся более разносторонними и способны создать концепцию, которая определяет решение их проблемы, дает им их ответ на вопрос или направление их действия.
Собаки, лошади, обезьяны, все животные, разум без словесного мышления! И, кстати, многие люди, в том числе многие люди с дислексией, имеют высокий процент невербального мышления. Мышление визуальных мыслителей ассоциативно, а не линейно. Например, собака, которая учится не лаять дома, может лаять в машине — это происходит потому, что для изменения ее поведения в машине требуется другая обучающая ассоциация, ассоциация «не лаять в машине». Животные учатся новому поведению и находят решения проблем, обрабатывая свое сенсорное мышление (мышление снизу вверх; собирают множество фрагментов ощущений, образов, пока не смогут классифицировать их в концепцию или новое действие, которое принесет им желаемые результаты). Их образное мышление может привести их к пониманию общей картины. Нам и миру нужно такое мышление. Концепции визуальных мыслителей являются результатом связывания и ассоциации серии изображений и их банка данных запомненных изображений, пока не произойдет вспышка визуального мышления. Когда нет образов, у невербального мыслителя нет мышления!
Напротив, вербальные мыслители, которыми является большинство людей, мыслят сверху вниз. Они начинают с теории, а затем ищут детали, данные, чтобы подтвердить ее. Их решения проблем и вызовов основаны на теоретическом мышлении. Напротив, визуальные мыслители, которые являются дизайнерами и архитекторами, могут представить, опробовать в уме и макеты для строительства объектов, событий; или инженеры, которые могут реализовывать проекты, чтобы сделать их из всех доступных фрагментов опыта, которые у них есть, чтобы объединить их в новый шаблон, объект, событие.
(Темпл Грандин, Разум визуального мыслителя: фотореалистичное мышление, лекция Калифорнийского университета, 2008 г. https://www.youtube.com/watch?v=qjAmzeW0fPs
Смесь невербального и вербального Мышление
У всех нас бывают периоды невербального мышления – возможно, мы вдруг что-то узнаем и действуем в соответствии с этим, чтобы выяснить, работает ли это. в своем окружении, как они относятся к этим вещам или событиям и как попросить вас принести им то, что они хотят или в чем нуждаются.0009 говорят на уровне , они могут быть такими же умными и красноречивыми, как и те, кто мыслит преимущественно вербально.
Итак, почему научиться читать по-английски так сложно?
Почему это не то же самое, что научиться говорить по-английски?
Задолго до того, как человечество научилось говорить на языке, люди общались с помощью звуков, прикосновений и движений, таких как многозначительное ворчание, рычание, шипение, визг; толчки, постукивания; повернуться к чему-то или отвернуться от чего-то другого. Разговорный язык развивался органически по мере развития мозга и потребностей человечества за последние 100 000 лет. Письменность существует только последние 5000 лет. Теперь мы все рождаемся биологически запрограммированными, чтобы научиться понимать и говорить так, как мы слышим язык, на котором говорят нам. Однако у человеческого мозга еще не было достаточно времени, чтобы развить биологически врожденную способность научиться читать письменный язык.
Обучение чтению — это культурное изобретение, а не автоматическая эволюция, как словесное общение. Алфавиты должны были быть разработаны для разных культур (подумайте, насколько японский алфавит отличается от алфавита США), чтобы зафиксировать их слова и звуки, чтобы построить систему письменных слов, письменных кодов, которые при чтении придавали значение их устной речи. язык.
Вместе с развитием письменной речи росла необходимость научиться читать и писать на ней. Чтение по-английски в том виде, в каком его преподают в последнее время, требует доступа к в основном вербальной нейронной сети в мозгу, которая может расшифровать код написанных букв и звуков, присвоенных буквам и словам, и найти смысл в этом переводе. что находится на странице и как это звучит при чтении вслух. Этот стиль «мышления» не всегда является самым сильным стилем «мышления» всех юных читателей, и эти маленькие дети могут научиться читать не так быстро, как кажется их сверстникам. Важно, чтобы у этой группы маленьких детей были инструменты, которые могут помочь им совершить скачок от своего стиля фундаментального мышления к нахождению смысла в словах, написанных на странице.
Почему важен невербальный интеллект?
«В школе невербальный интеллект важен, потому что он позволяет учащимся анализировать и решать сложные проблемы, не полагаясь на языковые способности и не ограничиваясь ими. Многие математические концепции, задачи по физике, задачи по информатике и научные задачи требуют сильных навыков рассуждения.
Кроме того, именно невербальный интеллект позволяет нам продумывать, планировать и реализовывать проекты. Мы также используем невербальный интеллект, чтобы организовывать и управлять своим временем и своими вещами.
Вне школы невербальный интеллект иначе можно назвать «здравым смыслом». В то время как человек со здравым смыслом может набрать или не набрать высокий балл в типичном стандартизированном тесте, именно его здравый смысл помогает ему пережить свои дни. Человек, набравший высокие баллы по стандартизированному тесту, может не обладать базовыми невербальными навыками, чтобы, например, пойти в продуктовый магазин до того, как в доме закончится еда, собрать мебель своими руками или понять, как систематизировать бумаги в блокноте». (Энн Логсдон, «Важность невербального интеллекта», 2019 г.).https://www.verywellfamily.com/what-is-nonverbal-intelligence-2162165)
Будущее образования для визуальных мыслителей
Наших детей-дислектиков, которые склонны думать, используя большой процент картинок, нужно учить. с инструментами, соответствующими их преобладающему стилю мышления.
Некоторые студенты спрашивают: «Зачем нам это знать?»; другие студенты говорят: «Скажите нам, что делать, чтобы я мог это сделать». У этих двух типов студентов разные потребности. Дислексики, как правило, относятся к последнему типу учеников, когда они сначала пытаются научиться читать, используя фонетику и фонематическое восприятие — они продолжают просить вас, со своими неудачами и упорством в достижении успеха, показать им, как читать, чтобы они могли читать. Они очень хотят научиться читать. В детстве они уже научились любить истории, которые им читали из книжек с картинками — картинки стимулировали их чувственное восприятие историй, которые они слышали, прочитанных им. Благодаря своему образному мышлению они были вовлечены в историю — они не просто слушали слова, рассказывающие им историю. методы, эти студенты могут стать мятежными учениками, которые бросают вызов: «Зачем мне знать, как это сделать? Покажи мне, как я буду использовать это, чтобы прожить свою жизнь». Они хотят знать, как все фонетические изолированные звуки и символы, а также абстрактные написанные слова без физических ассоциаций помогут им научиться читать, потому что они не имеют для них большого смысла.
Нам нужны творческие способности, проницательные интуитивные вспышки, замыслы и идеи нашей молодежи, которая мыслит преимущественно визуально, невербально. Их уникальные идеи могут привести к развитию мира, который выходит за пределы того, что известно сегодня, и продолжает улучшать нашу жизнь.
Magical I Am™ помогает людям с визуальным и мультисенсорным мышлением научиться читать, предоставляя инструменты, основанные на навыках и потребностях в обучении, присущих их стилю мышления. Цель – научиться читать, чтобы читать, чтобы учиться.
Как сказала Эрика Темпеста:
«Одна вещь, которую я хотела бы, чтобы моя команда сделала для меня, когда я росла, это объяснила, что такое дислексия и как работает мой мозг. Я бы хотел, чтобы больше времени было потрачено на мои сильные стороны, чем на мою борьбу».
(Эрика Темпеста, Женщина с дислексией рассказывает, что на самом деле значит жить с этим расстройством. 9 октября 2020 г., опубликовано для Dailymail. com)
Стиль мышления — вербальные и невербальные ученики роль в различии стилей обучения.
Просто разница в способах обучения и мышления.
В основном думаю через звучание слов. Вербальное мышление состоит из составления звуковых предложений по одному слову за раз примерно с той же скоростью, что и речь. В своем уме они слышат голос, говорящий с ними. Они могут думать так же быстро, как и говорить! Скорость мыслителей-картинок почти непостижима — это дар! Вербальное мышление линейно и следует структуре языка.
В основном мыслите картинками. Они идентифицируют слова и предметы, рассматривая их с бесконечных визуальных точек зрения. Они думают с помощью трехмерных мультисенсорных образов, которые развиваются и растут по мере того, как мыслительный процесс добавляет больше информации или концепций. Этот мыслительный процесс происходит настолько быстрее, чем вербальное мышление, что часто происходит на подсознательном уровне, что объясняет, почему дислектики часто не замечают ошибок и образов. Люди с образным мышлением почти не воспринимают звуки внутреннего «диалога», поэтому чтение с помощью фонетики почти невозможно, всегда неприятно, а иногда и болезненно. Попытка научить фонетике образного мышления часто так же невозможна, как попытка загрузить программу Microsoft на устройство Apple!
Способность мыслить трехмерными мультисенсорными образами — это талант, которым обладают все дислектики. Однако это может вызвать проблемы и путаницу, когда речь идет о двумерных символах и абстрактных словах.
Если слово сбито с толку отсутствием визуального значения, образное мышление автоматически рассматривает буквы с разных точек зрения — в трех измерениях. Буквы будут казаться неправильными или искаженными — b-d-p-q — одна буква, но измененная при повороте ее через несколько точек обзора. Это происходит с 60% слов — абстрактных слов, значение которых не так просто визуализировать.
Вербальное мышление линейно и последовательно:
Стили мышления
Вы мыслите вербально?
Вы мыслите невербально?
Видео предоставлены коллегой Дэвиса, фасилитатора дислексии, Карен ЛоГиудис из New England Dyslexia Solutions в Массачусетсе. Используется с разрешения.
ЗАПРОСИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Почему?
При отсутствии изображения для обработки каждого слова, текст быстро теряет смысл, вызывая путаницу, разочарование и усталость.
Учтите на мгновение, что до 60% любого написанного абзаца содержит слова, которые НЕ позволяют «мыслителю-образу» создать картинку. Представьте, как человек, который мыслит картинками, пытается получить реальный смысл абзаца, когда 60% слов — это слова, которыми вы не можете мыслить!
Вы знаете, как неприятно, когда отключается телефон или устройство. Представьте, что это происходит со всем чтением и прослушиванием на уровне 60%!
Попробуйте!
Прочитайте следующий отрывок и почувствуйте, что происходит с вашим пониманием, когда вы его читаете.
Добавьте к этому дезориентацию и убедитесь, насколько это может сбивать с толку:
Что на самом деле говорит этот отрывок!
Ниже приведен оригинальный отрывок.