Мышление виды в психологии: Виды мышления: классификация, характеристики

Содержание

Виды мышления в психологии

Почему-то люди часто жалуются на свою память или сетуют на недостаток внимания, но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое мышление
    • 1.1 Рождение мысли
    • 1.2 Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление
  • 2 Наглядно-действенное мышление
    • 2.1 Ручное мышление детей
    • 2.2 Наглядно-действенное мышление у взрослых
  • 3 Наглядно-образное мышление
    • 3.1 Роль образов в мыслительной деятельности
    • 3.2 Специфика образного мышления
  • 4 Абстрактно-логическое мышление
    • 4.1 Инструменты логического мышления
    • 4.
      2 Особенности абстрактно-логического мышления
    • 4.3 Развитие абстрактно-логического мышления
  • 5 Творческое мышление

Что такое мышление

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И.

П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.

Основные виды и формы мышления в психологии, его определение и понимание

В психологии мышление является одним из ключевых понятий. Определение термина мышления с психологической точки зрения это процесс психической деятельности, отражающий действительность и являющийся наивысшей формой умственной активности человека.

  • Определение термина
  • Основные виды мышления
  • Пралогическое мышление
  • Иная классификация видов мышления
    • Блок 1
    • Блок 2

Определение термина

Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Основные виды мышления

Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Пралогическое мышление

Об этом типе мыслительного процесса в психологии стоит сказать отдельно. Это понятие было введено Л.Леви-Брюлемем, данным термином он решил обозначать ранний этап формирования мыслительной деятельности, когда развитие ключевых законов его логики еще не завершилось до конца, однако присутствие причинно-следственных связей уже завершено, но существование их происходит еще в форме мистификации.

Мыслительные явления соотносятся по причинно-следственному признаку в тех случаях, когда они совпадают по временному показателю. Партиципация или сопричастность данных явлений, пересекающихся во временном и пространственном спектре, служит базой для разъяснения большей части рассматриваемых событий, которые происходят с человеком. Во время этого процесса человек выступает в тесной взаимосвязи с природной средой в первую очередь с миром животных.

Во время пралогического мыслительного процесса все ситуации, природные и общественные, осознаются мыслителем в форме процессов, которые осуществляются при сильном влиянии и противодействии, сопротивлении невидимых сил, так называемого, магического мировоззрения. Французский философ рубежа XIX-XX вв. Леви-Брюль не соотносил пралогическое мышление только с начальными этапами общественного развития, напротив, он допускал, что некоторые составные части этого мышления встречаются и в более поздние исторические периоды становления человеческого социума в виде суеверий, различного рода поверий и предсказаний, а также в виде ревности, страха и так далее. Все эти элементы основываются на парципационных процессах, а не на логических умозаключениях.

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Блок 2

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

Объяснение конвергентного мышления

— Toolshero

Конвергентное мышление: в этой статье вы найдете практическое объяснение конвергентного мышления . Эта статья содержит общее определение конвергентного мышления, практические примеры и советы. Этот стиль мышления описал и разработал психолог Джой Пол Гилфорд, изучавший человеческий интеллект. Согласно Гилфорду, люди обладают двумя типами мышления: дивергентным мышлением и конвергентным мышлением. В этой статье мы более подробно рассмотрим конвергентное мышление. После прочтения вы поймете основные понятия этого способа мышления, который используется для решения проблем. Наслаждайся чтением!

Что такое конвергентное мышление?

Конвергентное мышление — это тип мышления, которым обладают все люди, но у некоторых людей оно развивается иначе, чем у других. Каждый человек применяет этот тип мышления в зависимости от ситуации, в которой он живет.

Конвергентное мышление ищет только один правильный ответ на вопрос, проблему или конкретную ситуацию. Конвергентным мыслителям не нужен творческий подход, чтобы иметь возможность находить решения, вместо этого необходимы логика и размышление, чтобы найти ответы на разрешение конфликтов, которые есть у человека. Использование творческих идей для поиска ответов осуществляется с помощью дивергентного стиля мышления.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Конвергентное мышление также используется как форма обучения и образования в школах и университетах по всему миру в тестах знаний, таких как стандартизированные тесты с несколькими вариантами ответов, в которых только один ответ является правильным. Это направление мышления является вертикальным и конкретным, где логика верна и приводит к точному и уникальному ответу.

При таком типе мышления нет возможностей и разных вариантов. Рефлексия и выполнение единого ответа – вот что важно. Это означает, что процесс этого типа мышления является отражением имеющихся знаний, действий и точного результата в ситуации, требующей быстрого и логичного процесса с использованием всей доступной информации.

При ответе на вопрос: Что такое конвергентное мышление?, можно ошибочно искать определение конвергентной психологии. Психология конвергенции не связана с конвергентным мышлением и имеет другое определение. Конвергенция в психологии может быть определена как: поведение толпы людей, разделяющих одну и ту же цель, которые объединяются в физическом месте. В то время как конвергенция относится к поведению людей, конвергентное мышление относится к определенному стилю мышления.

Конвергентное мышление в психологии имеет другое определение. Конвергентное мышление в психологии может иметь следующее определение: вывод одного правильного решения проблемы на основе правил и логических рассуждений.

В каких ситуациях используется конвергентное мышление?

Как упоминалось в начале статьи, конвергентное мышление используется всеми людьми в различных ситуациях, возникающих в жизни, будь то личные или профессиональные ситуации.

Однако важно отметить, что он чаще используется в трудных ситуациях, требующих концентрации, таких как принятие важных решений, когда мышление должно быть критическим, аналитическим и рефлексивным.

Логика как ось конвергентного мышления

При таком способе мышления для развития конвергентного мышления используются следующие инструменты: оценка, фильтрация и отбор имеющейся информации для нахождения единственного решения проблемы или ситуации, представленной человеком.

Есть люди, у которых конвергентное мышление развито гораздо сильнее, чем у других. Эти люди не импульсивны и не страстны, когда дело доходит до принятия решений. Сначала они думают, оценивают и размышляют о том, что лучше всего, основываясь на индикаторах или научных критериях, чтобы двигаться вперед в решении проблем.

Важно определить, что действительно полезно для решения закрытых, логических и конкретных задач.

  1. Логическое и рациональное мышление
  2. Он пытается прийти к решению, исследуя шаблоны с имеющейся у него информацией
  3. Ищет конкретное, материальное
  4. Посадочные идеи, чтобы получить что-то реальное
  5. Определить, указать, спланировать и найти решение

Логика как ось КТ

При таком способе мышления для развития конвергентного мышления используются следующие инструменты: оценка, фильтрация и отбор имеющейся информации для нахождения единственного решения проблемы или ситуации, представленной конвергентным мышлением. человек.

Есть люди, у которых конвергентное мышление развито гораздо сильнее, чем у других. Эти люди не импульсивны и не страстны, когда дело доходит до принятия решений. Сначала они думают, оценивают и размышляют о том, что лучше всего, основываясь на индикаторах или научных критериях, чтобы двигаться вперед в решении проблем.

Важно определить, что действительно полезно для решения закрытых, логических и конкретных задач.

  1. Логическое и рациональное мышление
  2. Он пытается прийти к правильному решению, исследуя шаблоны с имеющейся у него информацией
  3. Ищет конкретное, материальное
  4. Посадочные идеи, чтобы получить что-то реальное
  5. Определить, указать, спланировать и найти решение

Преимущества этого стиля мышления

Конвергентное мышление помогает принимать решения в сложных ситуациях.

Люди, которые глубоко развивают этот тип мышления, могут быть более уверенными и безопасными при принятии решений, потому что они проанализировали различные альтернативы на столе и выбрали ответ или решение, которые они считают лучшими и наиболее конкретными.

Конвергентное мышление также способствует развитию логики и критического мышления. Эти навыки развиваются под давлением или в трудные моменты в профессиональной среде, где необходимо принимать точные решения, чтобы добиться успеха в разрешении конфликтов, которые могут нанести ущерб компании.

Недостатки КТ

С этим типом мышления связаны следующие недостатки.

  • Это может ограничить творческий потенциал, поскольку человек с КТ полагается только на достоверные, осязаемые данные, которые могут предложить решения. Интуиция исключается при таком способе мышления.
  • Понижает настроение, так как постоянное критическое мышление и размышления делает людей более серьезными, грустными и нервными из-за логических усилий, которые они прилагают в повседневной жизни.

Примеры

Ниже приведены примеры ситуаций, когда конвергентное мышление применяется людьми в повседневной жизни.

  • Принятие важных решений при рассмотрении различных альтернатив при работе над бизнес-проектом, и вы являетесь лидером. Участвующее лицо должно рассмотреть варианты, проанализировать, обдумать и выбрать наилучшую альтернативу, предложенную его или ее командой.
  • Студент, сдающий экзамен, должен проанализировать и вспомнить предыдущую информацию, которую он изучил для теста, со сбором информации, которая у него есть, он сможет проанализировать варианты экзамена и выберите лучший ответ, который он/она считает правильным. В соответствии с вашими предыдущими исследованиями и с информацией, которую вы дали в документе, вы будете применять конвергентное мышление на практике.
  • Планирование поездки, что-то вроде простого, но важного, потому что, когда люди выходят из своей зоны комфорта, они должны проанализировать и определить лучшие варианты и выбрать только один для поездки. Выполнение всего логического планирования бюджета, проживания, транспорта и выбор того, что лучше всего соответствует вашим намерениям, воплощает этот тип мышления на практике.

Это простые примеры повседневных действий, которые люди часто выполняют с помощью когнитивных процессов.

Личность с конвергентным мышлением

Некоторые исследования отражают, что личность человека с конвергентным и дивергентным мышлением связана с действиями спонтанности, воображением, художественными интересами, либеральными установками, а другие связаны с дивергентным мышлением.

Однако конвергентное мышление не проявляет признаков присвоения личности, поскольку все люди, независимо от их типа личности, всегда будут использовать конвергентное мышление в ситуациях, когда это необходимо

Конвергентное и дивергентное мышление

Как объяснялось выше, конвергентное мышление логично, уникально и рефлексивно. Только один ответ или вариант является правильным. Никакого творчества не требуется, чтобы найти решение или ответ на ситуацию или проблему.

Люди, которые больше всего используют или развивают этот тип мышления, обладают аналитическим складом ума и все обдумывают, прежде чем принять какое-либо решение. Это может привести к тому, что человек станет более строгим в своей работе, а также в личной жизни, поскольку он все анализирует и редко допускает спонтанность.

С другой стороны, есть Дивергентное Мышление, противоположное предыдущему. Дивергентное мышление использует творчество для поиска различных альтернатив и решений ситуации или проблемы.
Человек, который использует или развивает этот тип мышления, обычно спонтанен в принятии решений и создании различных вариантов в своей личной и профессиональной жизни.

Стимулирование творчества — это сила дивергентного мышления. Постоянная работа над этой стимуляцией может привести к оригинальным решениям ситуации, поскольку идеи могут течь более естественно.

Могут ли эти типы мышления работать вместе?

Хотя эти типы имеют определенные различия, важно помнить, что конвергентное и дивергентное мышление могут работать рука об руку для достижения наиболее эффективного решения.

Объединив эти два подхода, когда дивергентное мышление творчески находит различные альтернативы и решения различных проблем, но при анализе различных вариантов конвергентное мышление приводит в действие логические рассуждения о том, что может быть лучшим вариантом, у вас будет успешное слияние, когда человек объединяет два способа мышления.

Практическое использование конвергентного мышления

Конвергентное мышление используется в обучении учащихся. Большинство тестов, применяемых школами или университетами, представляют собой стандартизированные тесты, представляющие собой тесты с множественным выбором, где правильный ответ уникален. С помощью этой техники вы изучаете альтернативы, предлагаемые тестом, и применяете их на практике, чтобы выбрать наилучший вариант в соответствии со знаниями, полученными учащимся на этапе обучения.

Он также используется в ситуациях стресса, будь то на работе или в личных трудностях. Это требует от человека сосредоточенности и анализа плюсов и минусов ситуации, чтобы принять наилучшее решение. Вот почему говорят, что его используют все люди в зависимости от ситуации, в которой они находятся, и когда большинство этих ситуаций требуют высокой ответственности и приверженности.

Критика

Конвергентное мышление подвергалось критике со стороны разных исследователей, поскольку, по их мнению, проблемы могут иметь разные решения и что их можно решать вместе, не принимая только одно за правильное.

Использование этого образа мышления может также затмить меньшинства, которые имеют более дивергентный стиль мышления, поскольку в конце концов человек с логическим мышлением всегда будет принимать точное решение для решения проблемы, забывая о голосе других.

Резюме

Все люди используют конвергентное мышление в некоторых процессах повседневной жизни, однако многие люди гораздо больше развивают этот тип мышления и ежедневно применяют его на практике.

Не рисковать, не рисковать и получить 100% правильный результат – вот что всегда требуется при таком образе мышления. Математика и точные науки могут это доказать, логика бесспорна и точна и приводит к единственному результату.

Многие люди постоянно развивают и практикуют этот тип мышления из-за возникающих ситуаций. Все дело в выявлении, осмыслении, оценке и принятии мер по единственной альтернативе. Это отличный инструмент для принятия важных решений, необходимых для защиты или сохранения активов, предприятий и других активов.

Воображение и гибкость не играют роли в конвергентном мышлении. Объективность имеет линейное и вертикальное направление для получения уникального ответа, который вы ищете. Конвергентное мышление принимает во внимание, что у этого уникального ответа есть начало и конец, следующие логическим и рациональным схемам.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Ваша очередь

Что вы думаете? Как вы думаете, можно ли объединить два стиля мышления? Всегда ли КТ используется в повседневной жизни всеми без исключения людьми? Как вы думаете, какие стили мышления у вас есть? Не могли бы вы немного рассказать нам, как вы его используете и в каких ситуациях? Есть ли у вас что-нибудь еще, чтобы добавить или какие-либо предложения? Вы больше склонны к конвергентному или дивергентному мышлению?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. Кропли А. (2006). Во славу конвергентного мышления . Журнал исследований творчества, 18 (3), 391–404.
  2. Тафт Р. и Росситер Дж. Р. (1966). Тест удаленных коллег: дивергентное или конвергентное мышление? . Психологические отчеты, 19 (3_suppl), 1313-1314.
  3. Чаморро-Премузик, Т., и Райхенбахер, Л. (2008). Влияние личности и угрозы оценки на дивергентное и конвергентное мышление . Журнал исследований личности, 42(4), 1095-1101.
  4. Чермахини, С.А., и Хоммель, Б. (2012). Творческие перепады настроения: дивергентное и конвергентное мышление по-разному влияют на настроение . Психологические исследования, 76(5), 634-640.

Как цитировать эту статью:
Оспина Авендано, Д. (2021). Конвергентное мышление (Гилфорд) . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/convergent-thinking/

Опубликовано: 14.03.2018 | Последнее обновление: 03. 04.2023

Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Toolshero: Конвергентное мышление (Гилфорд):

Была ли эта статья интересной для вас?

Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Средняя оценка 4 / 5. Количество голосов: 8

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Метки: Анализ проблем

Определение мышления в психологии

Во всех наших повседневных задачах мышление играет значительную роль. Это связано с постоянной активностью мозга, даже когда вы спите. Сны — результат неорганизованных мыслей во время сна. Мышление — это подлинная, но абстрактная деятельность, имеющая сложный механизм, который мы можем понять. О типах мышления и «Определении мышления в психологии» пойдет речь в этой статье.

Мышление — это когнитивное поведение, при котором встречаются или контролируются концепции, символы, мысленные образы или другие фиктивные компоненты разума. Это определение мышления в психологии охватывает широкий спектр деятельности; включая разработку концепций, свободные ассоциации, решение проблем, мечтание и вызов памяти. Для описания мышления можно использовать две характеристики: (а) оно скрыто, что означает, что его нельзя наблюдать непосредственно, но его следует вывести из поведения или самоотчетов; и (б) оно является символическим, что означает, что оно, по-видимому, включает в себя операции над ментальными символами или представлениями, природа которых до сих пор неизвестна и подлежит обсуждению.

Содержание

Что такое мышление?

Умственный процесс мышления, часто известный как «мышление», — это то, как люди создают психологические ассоциации и системы убеждений. Когда мы конструируем концепции, беремся за проблемы, рассуждаем и делаем выводы, мы манипулируем информацией. Больше идей генерируется в процессе мышления. Идея, изображение, звук или даже способность управлять эмоциями — все это примеры мысли.

Людям должна быть предоставлена ​​надлежащая возможность участвовать в позитивной, стимулирующей среде, которая поощряет творческое, аналитическое и критическое мышление, чтобы их мышление развивалось. Способность свободно мыслить необходима для развития творческих и абстрактных идей. В противном случае такая мысль задушена ненужными и ограниченными ограничениями. Кроме того, рост мыслительных процессов зависит от способности понимать язык и идеи, которые он выражает. Язык в высшей степени символичен, как и мысль.

Следовательно, если мы не способны интерпретировать символы и образы, мы не можем строить сложные концепции. Крайне важно, чтобы мы способствовали развитию языка с раннего возраста, потому что без практического знания языка мы рискуем сформировать плохие модели мышления, которые могут быть вредными.

В любой профессии высоко ценится способность к творческому и конструктивному мышлению. Учитывая эту информацию, мы должны стремиться стать лучше мыслить и развивать свои способности с помощью практики и поиска возможностей, которые побуждают нас быть более творческими, критическими и рефлексивными в своем мышлении.

Определение мышления в психологии

В психологии мышление имеет следующие определения:

Человеческий разум занимается мышлением как процессом для углубления связи между стимулом и реакцией.

Мышление — это логическое применение различных точек зрения к ранее накопленным знаниям, существовавшим в уме задолго до появления новых знаний.

Мышление может помочь вам запомнить вещи, и можно обсудить его связь с предполагаемым значением.

Путем преобразования информации из окружающей среды и символов, хранящихся в его памяти о прошлом, мышление представляет собой процесс обработки информации мысленно или когнитивно.

Мышление — это точное и тщательное символическое представление событийной цепочки мыслей, начавшейся с проблемы.

Мышление — это умственная деятельность, которая включает создание нового ментального представления посредством взаимодействия информации и характеристик, включая оценку умственной абстракции, логики, творчества и решения проблем.

мы можем сделать простой вывод об определении мышления в психологии:

«Мышление — это процесс сбора, упорядочивания и представления информации в уникальной последовательности».

Типы мышления в психологии

Мышление необходимо для обучения и решения проблем. Различные стили мышления, описанные в этой статье, должны быть выработаны людьми путем приобретения соответствующих знаний и опыта.

Креативное мышление

Креативное мышление означает способность придумывать оригинальные, необычные или полезные мысли. Вы могли бы поверить, что только авторы или художники могут быть творческими. На самом деле есть несколько применений творческого мышления в бизнесе, технологиях и научных кругах. Почти каждый занимается инновационным мышлением!

Исследования указывают на связь между творчеством и интеллектом, хотя на творчество также влияет множество других элементов. На способность человека придумывать новые идеи могут влиять его воображение, окружающая среда и личность.

Разнообразное мышление

Как насчет решения проблем? Дивергентное мышление используется, чтобы помочь нам найти оптимальное решение, когда существует множество потенциальных решений, например, при попытке ответить или решить открытый вопрос. Есть множество вещей, которыми вы могли бы ответить, но вы хотите дать наилучший ответ.

Символическое мышление

Подумайте о том, чтобы посетить ближайший супермаркет. В своем воображении вы можете это представить? Какими улицами или дорогами вы будете пользоваться, чтобы добраться туда? Символическое мышление — это способность изобретать мысленные образы вещей, мест, событий или людей. Маленькие дети, играя с воображением, часто действуют таким образом. Игрушки и игровые наборы превращаются в представления реальных вещей. В сознании ребенка кукла превращается в настоящего младенца.

Игрушечный зверек превращается в настоящую собаку! Вы помните, что во время игры у вас была способность представлять новые миры? Младенцы в возрасте до шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Это как если бы вещь или человек не существовали, если бы они не могли видеть это! Из-за этого ку-ку доставляет удовольствие малышам. Взрослые также должны ценить символическое мышление. Способность визуализировать пример чего-либо в нашем уме является необходимым навыком для многих профессий, задач и других видов мышления.

Критическое мышление

Критическое мышление является одним из самых трудных для освоения когнитивных процессов. Он требует реконструкции и отражения идей и опыта, чтобы мы могли интерпретировать, анализировать и делать выводы объективным и саморегулирующимся образом. Чтобы разобраться в ситуации, критически мыслящие люди должны отмежеваться от своих укоренившихся предубеждений и систем убеждений.

Рефлексивное мышление

Мы используем рефлексивное мышление, когда пытаемся справиться со сложными ситуациями. В попытке связать опыт и идеи, чтобы найти действенные ответы на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, наш мозг перестраивает весь наш опыт, применимый к конкретной ситуации, чтобы сделать это. Следовательно, рефлексивное мышление можно рассматривать как интроспективный познавательный процесс. Рефлексивное мышление — это оглядывание прошлого и извлечение из него уроков.

Линейное и нелинейное мышление

Информация обрабатывается последовательно и последовательно, когда кто-то мыслит линейно. Это важно для решения вопросов, требующих пошаговой стратегии с четкими началом и концом. Аналитические занятия чаще всего используют этот тип мышления. При построении новых космологических теорий или уравнений математики и физики используют линейное мышление.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts