3.4. Акмеология . Психология. Основные отрасли
Акмеология (от аkme – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия – от греческого lоgos – учение), наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «акмеология» ввел в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.
Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии – профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии – объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, – с другой.
Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.
Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.
Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В. Кузьминой).
Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.
Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему.
Ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.
Фундаментальная (базовая) акмеология – новая междисциплинарная наука, интегрирующая знания философии, психологии, математики, педагогики и других наук, ведущих к вершинам познания и достижения результата в каждой из них. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии – «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека.
В психологии предметом исследований были виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л. Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву), но никогда не рассматривался конечный результат – продукт труда.
В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.
Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный аспект – на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект – на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект – на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.
Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная акмеология акмеология образования, педагогическая и другие.
Возникновение прикладной акмеологии было обусловлено поиском путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования, как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим.
Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.
В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.
Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.
В настоящий период активно формируются методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разрабатываются практически ориентированные акмеологические технологии, которые призваны встроить акмеологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.
Акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.
Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.
Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.
Технологическая ориентация – это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.).
Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.
В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств можно признать методологические принципы: оперирование философскими категориями и научными понятиями; выделение объектов и разработка предмета и стратегий исследования; анализ феноменологии и синтеза знаний о ней; построение концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирическая верификация; проведение экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных; осуществление их акмеологической интерпретации и создание технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.
Кроме того, философия задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.
Акмеология также тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом в экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда – основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий – деятельности, профессионализма, организации и управления.
Ближайшая к акмеологии, естественно, – психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того, что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п.).
Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека. С этой точки зрения, основной системой психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.
Акмеология: наука о зрелых людях и их профессиональном развитии
Когда человек становится зрелым, что влияет на его успешность и в каком возрасте он достигает профессионального пика — эти и другие вопросы исследует наука «Акмеология». Предметом ее изучения являются люди, возраст которых составляет 30-50 лет, а также методы и условия, позволяющие им реализоваться в жизни.
История появления акмеологии
Доктор психологических наук Николай Рыбников ввел понятие «акмеология» в 1928 году. Его идею поддержал психолог и доктор педагогических наук Борис Ананьев, он зарегистрировал термин и внес его в систему наук о человеке. В конце 20 века в РАГС при Президенте РФ открыли кафедру, посвященную акмеологии и психологии, под руководством профессора Анатолия Деркача и академика Алексея Бодалёва. А в 1995 году была создана целая акмеологическая академия в Санкт-Петербурге, сейчас она называется Санкт‐Петербургский институт психологии и акмеологии.
Что исследует акмеология
Акмеология анализирует профессиональную деятельность человека, факторы и условия, которые способствуют или, наоборот, тормозят рост специалиста, и закономерности в процессе карьерного роста. Ученые-акмеологи исследуют зрелых людей, которые умеют отвечать за свои поступки, справляться с проблемами и находить выходы в непредвиденных ситуациях, не боятся ответственности. Главный признак зрелой личности — достижения, которые признает общество.
Задачи акмеологии:
- определить, какие факторы влияют на успех специалиста;
- зафиксировать основные этапы формирования зрелого человека;
- понять, каким образом и при каких условиях личность совершенствует знания и компетенции;
- проанализировать методы достижения целей и классифицировать их;
- исследовать, как специалисты тратят внутренние ресурсы;
- создать методы, которые позволят войти в нужное состояние;
- найти закономерности и подходы, которые помогут быстрее достичь успеха;
- разработать универсальные советы по самореализации.
Акмеология находится на стыке психологии, педагогики и философии, эти дисциплины помогают разобраться в зрелой личности и определить способы самореализации человека. Недавно в акмеологии появились новые виды направлений:
- Управленческое направление.
- Творческое направление.
- Образовательное направление.
- Коррекционное направление.
- Этнологическое направление.
Эти области позволяют исследовать путь самореализации человека в разных профессиональных сферах и создать простые методы, позволяющие осознать свои возможности и применить для достижения поставленной цели.
Если вам интересна тема самореализации и вы хотите лучше узнать себя, то посмотрите бесплатный онлайн-курс «Профессиональная самооценка: как правильно оценить своё место в команде». Вы узнаете, как понять свое предназначение и выбрать специальность, в которой сможете быстро развиваться и стать успешным.
Акмеология что за наука? Профессиональная акмеология
Границы накопленных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одном из них мы и поговорим в нашей статье. Наука акмеология – это отрасль знаний о достижении вершин в различных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу может принести их разработка, мы постараемся представить в интересном свете в нашей статье.
Акмеология что это за наука?
Слово «акмеология» происходит из греческого языка и имеет два термина по значению: акме — вершина, логос (эта часть нам хорошо известна) — учение. Сегодня термин «акмеология» — это наука о высших достижениях человека.
Новая наука считается составной частью психологии развития. Особое направление в изучении акмеологии состоит в том, что она изучает не просто достижения, которых люди достигают во взрослом возрасте, но и факторы, которые этому способствуют. «Отец» акмеологии, которым принято считать Рыбникову Н.А., предложил связать термин в 1929 с наукой о развитии зрелых людей.
Большое практическое значение результатов акмеологических заключений состоит в том, что они буквально представляют собой сведения о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает нас к пониманию смысла жизни.
Аспекты изучения науки
Акмеология — это изучение многомерного развития человека. Она старается максимально полно охватить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:
- Закономерности, выявленные в реализации творческого потенциала взрослого человека в творческой деятельности.
- Особенности обучения взрослых и процесс становления им как профессионала.
- Самоорганизация, самовоспитание зрелой личности, а также самоконтроль в этих процессах.
- Факторы разного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие достижению успеха.
- Особенности совершенствования взрослого человека, реакция на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения научно-технического, культурного прогресса), самоорганизация, самокоррекция. Здесь также рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (обзор достоинств и недостатков его деятельности, осознание своих возможностей и способностей).
Таким образом, современная акмеология представляет собой уникальную отрасль научного знания, призванную всесторонне исследовать успешность человека и составляющие, которые к ней приводят.
Начальный этап и развитие отрасли
Начало акмеологии как науки было положено в 1928 г. Н. Рыбниковым, предложившим сам термин в качестве названия науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.
Более или менее заметной отдельной отраслью знаний стала акмеология в середине ХХ века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б.Г. определил место нового направления, которое он занимает среди всех наук о человеке. Ближе всего к акмеологии была и есть психология.
Высшая степень признания науки о развитии во взрослом возрасте была обнаружена только в 90-х годах прошлого века. Свой вклад в развитие такой науки, как акмеология, внесли Деркач А.А. и Бодалев А.А. Под их руководством в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности). Россия Федерация. В 1992 году в Санкт-Петербурге была открыта и официально зарегистрирована Академия акмеологии. Мероприятие инициировано российскими психологами Кузьминой Н.В., Деркач А.А., Зимичев А.М.
Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения педагогике и психологии.
На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым получать высокие достижения в любом виде деятельности (менеджмент, медицина, юриспруденция, сюда относится и спортивная акмеология). Постепенно исследователи пришли к выводу, что в детстве закладывается основа высших достижений человека в зрелом возрасте. В начале жизни активно развиваются новые умения, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так сказать, в зрелом возрасте строят успешность личности во всех сферах.
Институт акмеологии в Санкт-Петербурге
Акмеология не была признана как самостоятельная наука во всем мире. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Русские же придавали новым знаниям большое значение, признавая их на государственном уровне.
В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое учреждение, ориентированное на углубленное изучение молодой отрасли знаний.
За то время, пока акмеология накапливала результаты своих исследований, обозначился ряд направлений. Мы обсудим их позже в этой статье.
Направления акмеологии
Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь имеет свои поднаправления:
— педагогическая акмеология;
— школа;
— Акмеология физической культуры;
— социальные;
— Военные;
— Мед.
Другими направлениями науки о развитии во взрослом возрасте являются синергетическая, творческая, этнологическая, коррекционная акмеология, а также управленческая и педагогическая акмеология.
Зрелый человек с акмеологической точки зрения
Центром, вокруг которого фокусируется акмеология, является зрелая личность с ее сформировавшимися и только зарождающимися характеристиками.
Наука дает признаки зрелой личности. Это развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные проблемы, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и умения — все то, что приводит к максимальная самореализация.
Показателем того, что индивид является зрелой личностью, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки личности в обществе формируется ее отношение к собственным успехам и к своим неудачам по отношению к ней. То есть есть признание на личностном уровне. Если признание не достигается, человек испытывает психологический дискомфорт.
Если человек не получает исповеди ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.
Помимо выражения своих взглядов на зрелость человека, акмеология уверяет нас в том, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивидуума период акме был как можно дольше. Кстати, акме — самый продуктивный период в жизни человека.
Условия формирования зрелой личности
Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при определенных условиях. Акмеология также изучает это. И вот какие закономерности, необходимые условия она выделила:
— правильная организация времени;
— формирование активной позиции в выборе жизненного пути;
— профессиональная и этническая культура;
— гармонизация личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последних на формирование личности;
— благоприятные условия для преодоления противоречий между средой и личностью;
— продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;
— Осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.
выводы
Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эта молодая наука была признана самостоятельной отраслью знаний, а в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии во взрослом возрасте может помочь человеку осознать, что ему действительно нужно для успеха. Пусть твой акме тоже начнется или продолжится на многие десятилетия!
Акмеология הוא מה הוא מדע? אקמיולוגיה מקצועית
גבולות הידע שנאספו על ידי האנושותלהרחהיב האנושותלהרחימב אקמיולוגיה ישנם מדעים חדשים, צעירים המסיעים להבין את המשמעות של מ מ всем שסובב אותנו, ולשפר את איכות חtחים. נדבר על אחד מאלה במאמר שלנו. המדע של אקמיולוגיה הוא ענף של ידע על השגת פסגות בתחומים שונים של החייל החייל מה עוד חוקרים- acmeologists עושים ומה σיתרות המעשים הושים ומה σיתרות המעשים התפתחות מהם יכול להביא, ננסה להציג שלור מענין במאמר שלנו.
Акмеология הוא מה הוא מדע?
המילה «אקמיולוגיה» בא всем שפ השפיליוניתיש ערך באי מונחים: Akme — קודקוד, לוגו (חלק זה ידוע לנו) — הוראэн. היום המונח «אקמיולוגיה» הוא מדע הישגי הקודקוד של האדם.
מדע חדש נחשב מרכיב בפסיכולוגיהפיתוח. כיון מיוחד בחקר האקמיולוגיה, Ки -зорлом בוחן לא את ה הישגים שאנשים משיג בבגרות, אלא את גtגורמים תtתים לכך. «האב» של acmeology, אשר rybnikova na היה פעם לחשוב, הציע כי בשנת 1929 את המונח קשור מדע המדע של תפתחtתפתחות של אנשים בים.
המשמעות המעשית הגדולה של התוצאותמסקנות אקמולוגיות שהן במובן המילולי מייצגות מידע על התנאים שהובילו את האדם לגבהים של פעילות אינטלקטואלית, פיזית ורוחנית. במובנים רבים זה מביא אותנו קרוב יותר להבנת משמעות החיים.
היבטים של לימוד המדע
Акмеология Σיא מנסה לכסות ככל האפשר את כל היבטים הקשורים להתפתחות האדם במהלך תקופת הבגרות של חייו. מדע ז всем מכסмобил רגעים כגון:
- הדפוסים שהתגלו במימוש הפוטנציאל הירתים שהתגלו במימוש הפוטנציאל הירתי ש שдолвли
- תכונות של חינוך מבוגרים ואת התהליך של הפיכתו מקצועי.
- גורמים של סדר שונה (אוביקטיבים של סדר שונה (אוביקטיבים של סדר שונה (אוביקטיבי, סוביקטיקטי), σמלttyчай את הישג של קודקודים של פעילות, σן יחד מכשיל ъем eTo.
- תכונות של שלמות של מבוגר, תגובה לתופעה חדש всем (דרישות המקצוע, שינוים בהתפתחות המדעית, Киorמקצית, Ки -зорло), ארגון עצמית תית, התרבותית), ארגון עצמיק קית. כאן אנו רואים גם שינויים באינטרסים הפנימיים והאישיים של האדם (בחינת היתרונות וההגבלות של פעילותם, ההכרה ביכולותיהם וביכולותיהם).
לפיכך, acmeology המודרנית היא ענף ייחודי של ידע מדעי, שנועד לחקור באופן מקיף את ההצלחה של האדם ואת הרכיבים המוליכים אליו.
ההתחלה של акмеология28 שנה rybnikov na, שהציע את המונח עצמו כשמו של המדע של התפתחות האנונח עצמו כשמו של המדע של התפתחות האנושית ב הבוגר של החים. אבל אז הדרך של המדע הצעיר רק התחילה.
פחות או יותר בולט סניף נפרד של ידעАкмеология הפך באמצע המאה ה -20. לאחר מכן, Ки -зорлом Ки -зорлом σaneiev bg קבע מק מקומו כ הכיון החדש, אשר הוא תופס בין מדע מדעtמדעים של אדם. הדבר הקרוב ביותר לאקמיולוגיה היה והוא לפסיכולוגיה.
דרגת ъем eототили σגבtגבי ביותר היא מדע הפיתוחגיל הבגרות נמצא ב ב 90 שנים מא המאיל הבגרות. תרמו מדע כגון פסיכולוגיה, Derkach AA ו- AA Bodalev תחת הנהגתם פתחה המחלקה הראשונה של תעסוקתית (השם המלא — המחלקה בעיסוק ופסיכולוגיה של פעילות מקצועית) של האקדמיה הרוסית למינהל ציבורי תחת נשיא הפדרציה הרוסית. בשנת 1992, האקדמיה של Акмеология נפתחה רשום רשמית בסנט פטרסבורג. Окно בי ביוזמת הפסיכוגוגיה ъем רtoרוסית קוזמינה נ. ב., דרקח א.א., זימיצ»ב
כיום, אקמיוגיהbT פסיהbTפדגפסיהbT ופס ופס יכיe otיהוג יכיe otдолв.
בשלבים ראשוננים, מדע פנ פנ всеми פנינ של גורמים המאפשרים למבוגרים להגיע להים גבוהים בכל סוג לילות לישגים גבים בכל ס סוג שלילות (ניהים גבים בכל ס סוג שלילות®. בהדרגה, Киorגיעו ъем חtחוקרים למסקנה כי בסtבסיס של הישגוקרים למסקנмобильный כי ъем בסtבסיס של הישגים הגבוробного ביותר האדם בבגרות מונח בילדות. בתחילת החים מיומניות חדשות לפתח באופן פעיל, ניסיון מצטבר, יחס אחד אוס סוג אחר של פעילות נוצרת ומ ות מוטיבצ אחר צילות נוצרת ומות מוטיבצ אחר יציבות נוצרת ומות מוטיבצ צ יציבות. כל התכונות האלה, אם יורשה לי לומר, בגיל הבוגר, לבנות את ההצלחה של הפרט הפרט הפרט
המכון לאקמיולוגיה בסנט פטרבורג
Acmeology לא הוכרה עצמאיתמדע ברחבי ъем עtoעולם. מדענים זרים ייחסו זאת לפסיכולוגיה. אבל הרוסים ייחסו חשיבות רבה לידע החדש, והכירו אותו ברמת המדינה.
בשנת 1995, המכון לפסיכולוגיה ו Акмеологию בסנט פטרבורג (Кимологический מק מקורי מ המוסד הוא האקדמיה akemologic סנט פטרסבורג). זה היה המוסד הראשון שהתמקד במחקר העמוק של ענף הידע הצעיר.
בתקופה שבה צברה אקמיולוגיה את תוצאות לימודיהם, התפתחו מספר מגמ. נדון בהם בהמשך המאמר.
כיוני אקמיולוגיה
בנפרד, בגבולות הדוקטרינה הנדונה σיא אקמיולוגיהינ otנדונה היא אקמיולוגיe מקצועית. בתורו, יש לה כיוונים משנה:
— אקולוגיה פדגוגית;
— בית הספר;
— Акмеология של תרבות פיזית;
— חברתי;
— צבא;
— רפואי.
כיונים אחרים של מדע ъем eмобильный зорсный
אדם מבוגר מנקודת מבט אקמיולית
Ки -שסביבו מתמקד Acmeology הוא אישיות בוגרת מאפ המאפינים המתעורר אישיות בוגרת מאפ המאפינים המתעורר אישיות בוגרת מאפ המאפינים המתעורר אישיות בוגרת מאפ המאפינים המתעורר אישיות בוגרת מאפ המאפינים מתעtמתעוא אישיות בוגרת מאפ המאפינים מתעtמתעוא שלישיות בוגרת מאפ המאפינים מתעtמתעוא שלישיות בוגרת מאפ.
המדע נותן סימנים של אישיות בוגרת. זוהי תחושת אחריות מפותחת, הרצון לבנות באופן קונסטרוקטיבי בעיות חיים מורכבות, את הצורך לטפל באחרים, להיות בקרבה פסיכולוגית עם אנשים, להשתתף באופן פעיל בחיים הציבוריים, ליישם את כישוריהם ויכולותיהם — כל דבר שמוביל למימוש עצמי מקסימלי.
אינדיקציe כי אדם הוא אדם בוגר, Ки -зорлом Киболь בקבוצ Предоставлено σחברתtит. בהתאם להערכת הפרט בחברה, מתגבש יחסו להצלחתו ולכישלונותיו כלפיו. כלומר, יש הכרה ברמה האישית. אם ההכרה אינה מושגת, אדם חווה אי נוחות פסיכולוגית.
אם א אינו מקבל הודאה בסביבה חברתtחברתית או ברמה האישית, הדבר מאים עליו איכולישית, Ки -מאים עליו פס פסיכולישית, ъем מאים עלי במשבר פסיכולישית, ъем מאים עלי במשבר פסיכולי שלישיות.
בנוסף להבעת דעותיו על בגרות acmeology אדםtאדם מבטיח כי עבור החברות זוד חשוב כי לכל יש תקופת acme זמן ככל אפשר אפשרtאפשר. אגב, acme היא התקופה הפורה ביותר בחייו של אדם.
תנאים להיוצרות אישיות בוגרת
השגת פסגות בתחומים שונים של פעילות אפשרית בתנאים מסומים. Акмеология גם מחקרים זה. והנה החוקים, התנאים ההכרחיים, היא בחרה:
— ארגון הזמן הנכון;
— היווצרות של תפקיד פעיל בבחירת מסלול חיים;
— תרבות מקצועית ואתנית;
— הרמוניזציה של תכונותיו האישיות של האדם ותנאי הסביבה האתנופסיכולוגית, השפעתה של זו על היווצרות האישיות;
— תנאים נוחים להתגברות על הסתירות בין הסביבה לבין הפרט;
— פתרון פרודוקטיבי של בעיות ומשימות של מבוגר;
— מודעות ליכולותיהם, לשיפור עצמי וליחס לעצמם כיוצר חייהם.