Наблюдательность это в психологии: Наблюдательность — Психологос

Наблюдательность — Психологос

01 октября 2022 г., 21:37

Наблюдательность — способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но мало заметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей.

Наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности.

Наблюдательным называют человека, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

Проверка наблюдательности

В СССР существовала таблица для проверки наблюдательности. Ее название «Занимательная таблица».

Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно.

Если вы сумеете найти эти цифры:

  • За 5-10 мин, то у вас исключительная наблюдательность.
  • За 10-15 мин — хорошая.
  • За 15-20 мин — средняя.
  • За 20-25 мин — удовлетворительно.
  • Внимание

Комментарии (4):

Гость, 01 ноября 2014 г., 11:04

14 мин 6 сек, хорошая наблюдательность.

1

ответ

шелок, 12 февраля 2015 г., 11:30

8 мин 12 сек.

Лена, 29 мая 2015 г., 22:03

11 минут — хорошая наблюдательность.

Гость, 28 мая 2020 г., 13:40

3 секунды

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Наблюдение

Наблюдение — познавательный процесс, в котором человек внимательно отслеживает происходящее с ним или вокруг него. Например, наблюдение за поведением ребенка. Или, наблюдение за собственным поведением в группе. Наблюдатель — тот, кто наблюдает. В процессе наблюдения человек использует механизмы восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительный анализ. Наблюдательный — человек, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Некоторые люди имеют устойчивую склонность к агрессивному поведению? – Берковиц
  • А чего он говорит, что я люблю его больше?
  • Смольный институт благородных девиц как кузница женского счастья
  • Для влюбленных в саморазвитие – скидки 14%
  • Семь нот счастья. Офицеры

Популярные статьи:

  • Читаем стихи, тренируем интонации
  • Интерактивная игра «Дорогой, давай поженимся!»
  • Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Дорога к морю

Хиты недели:

  • Читаем стихи, тренируем интонации
  • Дневник эмоций
  • Семья МЫ
  • Лучшие мультики. Дерево статей
  • Комплименты с прикрытием

Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования

В философии метод наблюдения выделяется прежде всего как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением.

В психологии наблюдательность определяется как качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности, концентрации внимания на том или ином объекте: способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.

Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, в научных исследованиях они рассматриваются вместе.

Наблюдение и наблюдательность достаточно обстоятельно изучаются психологами с различных сторон, выделяются в сложную комплексную проблему. В результате многочисленных научных исследований было выявлено, что наблюдательность по отношению к понятиям абстрактно-психологического содержания (восприятию, мышлению, вниманию, памяти) представляет сложное единство, имеет с ними сложные многоуровневые связи.

Прежде всего наблюдательность опосредована ощущениями и условиями их протекания. Поскольку ощущения, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения и познания действительности, то и условия формирования и развития наблюдательности лежат в области активизации этих процессов.

Анализируя взаимосвязь наблюдательности и восприятия необходимо прежде всего подчеркнуть, что наблюдательность формируется в структуре восприятия. Поскольку наблюдательность рассматривается нами в плане познавательной деятельности человека, то для нас, соответственно, представляет интерес гносеологическая сторона восприятия.

Наблюдение и восприятие часто отождествляют, но, будучи родственно восприятию, наблюдение все же не совпадает с ним вполне. Все, что составляет структуру восприятия, целиком и полностью относится к наблюдению. Но наблюдение, в отличие от простого восприятия, всегда устремлено на определенную цель, которая по утверждению М.Я. Басова «направляет его течение и регулирует отбор соответствующих ей и подлежащих наблюдению явлений» [Избранные психологические произведения, 1975, с. 353].

В процессе наблюдения получаемые впечатления так же осмысливаются, как при обычном восприятии, но при наблюдении это осмысление составляет последовательную цепь размышления, направленного на решение определенной мыслительной задачи. Таким образом, наблюдение представляет собою сложную деятельность, в которой восприятие и мышление даны в диалектическом единстве. В связи с сознательной постановкой цели наблюдение всегда более активно, чем простое восприятие и требует определенного волевого усилия.

Восприятие, как и наблюдение, регулируется нашим вниманием, но характер его иной — не волевой, а рефлекторно-ассоциативный. Внимание наблюдателя всегда ищущее, избирательное, тогда как внимание воспринимающего не имеет четкой направленности. Качество восприятия определяется уровнем развития его предметности, константности, целостности, структурности, осмысленности и апперцепции. Что касается качества наблюдения, то оно включает в себя все основные свойства восприятия и помимо этого определяется целевой установкой, избирательностью, произвольным вниманием, характером интерпретации и характером организации.

Различия между наблюдением и восприятием происходят уже на физиологическом уровне. Так, физиологическую основу восприятия составляет взаимодействие различных анализаторных систем или отдельных частей одного и того же анализатора, и образование на этой основе условных рефлексов на комплексные раздражители. Физиологической основой наблюдения, в свою очередь, служит взаимоотношение первой и второй сигнальных систем. В процессе наблюдения сначала происходит словесная формулировка целей и задач, которые направляют процесс восприятия. Временные связи второй сигнальной системы оказывают регулирующее воздействие на первую сигнальную систему. В то же время вся чувственная информация, полученная посредством восприятия, отражается во второй сигнальной системе, обозначаясь тем или иным словом. Это ведет к постановке новых вопросов, новых задач наблюдения, которые выражаются словесно и актуализируют новые временные связи во второй сигнальной системе.

Таким образом, наблюдение в отличие от восприятия предусматривает не только непосредственное восприятие информации, но и ее переработку, т. е. совместную деятельность первой и второй сигнальной систем.

Наряду с восприятием важнейшее место в структуре наблюдательности занимает мышление. Именно логическому мышлению принадлежит ведущая роль в превращении восприятия в целенаправленное наблюдение.

Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность, благодаря чему появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного. Глаз человека способен воспринимать избирательно, в соответствии с потребностями сознания человека в каждый данный момент. После расшифровки информация, которая поступает в зрительный центр, подвергается дальнейшей доработке. В действие вступает мышление и память, информация анализируется, синтезируется: происходит своеобразное сравнивание формирующегося образа с имеющимся в памяти. Представления о воспринимаемом объекте дополняются информацией из числа образов, полученных в процессе более раннего опыта. Как видно, наблюдение связано не только со зрением, но и со всеми органами чувств и осуществляется при их тесном взаимодействии.

Очень важное значение имеет осмысление наблюдаемого, которое зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах.

Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит, обобщение. Таким образом, знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и наблюдаемые явления. Следовательно, процесс наблюдения должен сопровождаться изучением теории воспринимаемого явления: чем лучше школьник овладеет ей, тем выше будут итоги наблюдения.

Результаты понимания и осознания наблюдаемого опосредованы особенностями памяти, которая развивается в процессе наблюдения и в то же время является важнейшим условием формирования наблюдательности.

В психологических исследованиях особо отмечается, что наблюдательность формируется при условии четко и конкретно поставленных задач — что и зачем наблюдать.

Отсюда решающее значение в момент восприятия играет цель, установка сознания

, исполняющая роль своеобразного руководителя, регулируя процесс наблюдения.

Сознательная установка организует определенным образом процесс чувственного познания и способствует осмыслению чувственных впечатлений, а также перестраивает процессы ощущения и восприятия, делая их более совершенными и объективными. Развиваемая под влиянием умственного и эстетического воспитания, сознательная установка на восприятие имеет огромное значение в выработке соответствующих навыков наблюдения. Основываясь на этой теории, при работе с детьми на уроках изобразительного искусства, необходимо стремиться создать такую установку на наблюдение, которая бы стала их активной потребностью.

Способность к наблюдению включает в себя как умение сосредотачивать внимание на одном или нескольких объектах, так и умение переключать и правильно распределять внимание.

Наблюдательность предполагает наличие произвольного волевого внимания.

В педагогической работе особую важность приобретает не только знание структуры наблюдательности, но и условия наблюдения, установки наблюдателя по отношению к объекту наблюдения, психологические типы наблюдателей.

Без определенных качеств личности развитие наблюдательности не может осуществляться активно. К таким качествам можно отнести инициативность, любознательность, сообразительность, настойчивость.

Так, инициативность способствует деятельному поиску ответов на вопросы, которые возникают в процессе наблюдения. Наблюдатель ставит перед собой новые вопросы, его мышление становится все более пластичным и может перестраиваться в ходе наблюдения. Любознательность определяет активную установку интереса человека на наблюдение. Сообразительность, как умственное качество человека, заключается в быстром решении умственных задач и быстрой ориентировке в окружающем. Все вышеперечисленные качества наблюдательности будут неполными без настойчивости или длительного волевого напряжения, носящего характер распределительного волевого усилия.

Мы рассматриваем наблюдательность в контексте художественной деятельности учащихся. Наблюдательность, формирующаяся на уроках изобразительного искусства, имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать в работе учителям изобразительного искусства.

В первую очередь, художественная наблюдательность всегда подчинена задачам выявления эстетического, образного содержания в воспринимаемых объектах и явлениях. Это проявляется в выделении в изображаемом объекте или явлении его образной сущности.

При сформированности художественной наблюдательности обыденное восприятие переходит в иной план — план образного отражения действительности. Таким образом, художественная наблюдательность является основой для развития образного мышления, воображения.

Наблюдения, связанные целью изображения, активизируют воображение, которое обогащается в зримых образах действительности. Источником воображения, насколько бы фантастичным оно не было, является объективная реальность. Воображение рисующего способствует воссозданию невидимых граней в наблюдаемых объектах и явлениях и определяет образно-выразительную трактовку изображения. Следует отметить, что в подростковом возрасте еще сохраняется сензитивный период для развития воображения, функция которого требует постоянного притока новой информации. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания.

Развитие художественной наблюдательности ведет к совершенствованию креативных способностей учащихся или способности порождать необычные идеи, отклоняясь от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации, что имеет огромнейшее значение не только в изобразительной, но и в других сферах деятельности человека.

Таким образом, наблюдательность в процессе художественной деятельности выходит за пределы обыденного восприятия, поднимаясь на более высокий уровень организации наблюдения.

Существенными факторами, влияющими на формирование наблюдательности в процессе изобразительной деятельности, являются: установка на наблюдение, обусловленное целями и задачами изображения; особенности объекта наблюдения; художественно-выразительные средства выражения наблюдаемого.

Исследования в области возрастной психологии доказывают, что средний подростковый возраст (5–6 класс) особенно благоприятен для развития вполне определенных качеств восприятия в процессе изобразительной деятельности.

– Во-первых, большое значение в этом возрасте приобретает способность устанавливать максимальное количество связей в воспринимаемых предметах и явлениях окружающего мира.

– Во-вторых, внимание, память и воображение подростка приобретают произвольный характер, он может управлять ими по собственной воле, а его сознание способно соединить две высшие психические функции — воображение и мышление.

В 5–6-х классах целенаправленное наблюдение — это основа изображения, базирующаяся на всестороннем, активном изучении действительности, на более глубоком восприятии и понимании взаимосвязей предметов и явлений. Только такое развитие процесса рисования способствует воспитанию художественной наблюдательности.

Педагогу в этом процессе необходимо учитывать специфические качества наблюдения в изобразительной деятельности, которые заметно отличаются от качеств обыденного восприятия и научного наблюдения.

В качестве основных свойств наблюдения, обусловленного задачами изображения можно выделить: целостность, избирательность, апперцепцию, константность.

Целостность наблюдения предполагает умение видеть объекты натуры одновременно, все сразу. Только при наличии данного качества наблюдения можно правильно определить пропорции предметов, тоновые и цветовые отношения и добиться целостности изображения.

Важное значение в процессе наблюдения приобретает апперцепция, которая определяется наличием определенного опыта наблюдения и изображения, запасом знаний и умением, а также общим содержанием психической деятельности индивида.

Выделение главного в объектах восприятия также объясняется явлением апперцепции, поскольку обусловлено влиянием прошлого опыта, целей и интересов наблюдателя.

Апперцепция проявляется и в избирательности восприятия или в предпочтении одних наблюдаемых объектов и их свойств перед другими объектами и свойствами.

Специфика изобразительного творчества такова, что из множества свойств и качеств предмета необходимо выбрать самые существенные, отвечающие задачам изображения и определяющие их образную суть. Прочие качества и свойства являются для наблюдателя фоном восприятия.

Восприятие человека, не обладающего развитой наблюдательностью, отличается константностью, т.е. он воспринимает предметы независимо от происшедших с ними изменений. Например, один и тот же объект человек видит при разном освещении и постепенно перестает замечать, как освещение повлияло на цвет предмета. Различают константность восприятия цвета, величины и формы предметов. Так, бумага воспринимается белой и при солнечном, и при электрическом освещении, хотя в электрическом свете содержится много желтых и красных лучей — так проявляется константность в восприятии света.

Изобразительная деятельность требует аконстантного видения объектов окружающей действительности. Человек с развитой художественной наблюдательностью обладает аконстантным восприятием.

Наблюдение является очень сложным и противоречивым во многих отношениях процессом. В отличие от обычного восприятия целенаправленное восприятие связано с необходимостью «преодоления константности», с умением выделять главные, видимые особенности формы предмета, окраски, характеризующие его сущность и, одновременно с этим, являющиеся изобразительными средствами для передачи его вида в рисунке.

Теория отражения рассматривает восприятие и творчество художника в единстве, указывая на творческий характер восприятия, и представляет сознание человека как образ объективно существующего мира, отражение которого субъективно в силу ряда особенностей и закономерностей восприятия. Из чего следует: насколько глубоко воспринимается человеком мир, настолько убедительным будет созданный им художественный образ.

Вполне очевидно, что целенаправленное восприятие является не слепым копированием действительности, а творческим процессом познания. Специфические качества наблюдения в изобразительной деятельности определяют и особый характер наблюдательности.

Как уже подчеркивалось, художественную наблюдательность отличает прежде всего образность и эмоциональная окрашенность. Выделяются такие особенности художественной наблюдательности, как разносторонность и богатство наблюдений, масштаб знаний об объекте, критическое отношение к впечатлениям, четкая организованность, взаимосвязь восприятия натуры с восприятием ее изображения, возможность варьирования и дополнения впечатлений, возможность включения в художественный эксперимент.

Такая многогранность художественной наблюдательности подтверждает необходимость ее формирования у школьников, переход на этот уровень наблюдательности обогащает психические качества личности ребенка, расширяет его знания об объектах действительности, совершенствует умения и навыки, а также активизирует его творческую энергию, имеющую несомненную важность в любом виде человеческой деятельности.

Все это определяет основную направленность уроков рисования в школе — формирование активного наблюдения окружающего мира, умения выделять в объектах восприятия главное, существенное. Отсюда вытекает основная задача учителя изобразительного искусства — вооружить учащихся необходимыми знаниями и умениями, способствующими формированию логики наблюдения, позволяющей глубоко познавать окружающую действительность и на ее основе создавать образы-представления.

Изображение предметов требует всестороннего и полного восприятия их формы, цвета в большей степени, чем в повседневной практике, где оно ограничивается суммарными оценками качеств, необходимых для узнавания предметов и практической ориентировки.

Процесс наблюдения требует сложного анализа, который совершенствуется в многочисленных упражнениях. Посредством многократных осмысленных наблюдений происходит полное познание натуры. Если подобного рода наблюдения приобретают планомерный и систематический характер, этот процесс автоматизируется, формируется наблюдательность, становящаяся свойством личности. Сложный образ совершенствуется благодаря участию в его формировании второй сигнальной системы, которая, опираясь на первую сигнальную систему, постоянно взаимодействуя с ней, помогает совершенствованию образа. Под влиянием все новых и новых зрительных опор в восприятии или под влиянием оживления прошлых восприятий создается, строится и перестраивается зрительный образ.

Иногда в процессе перестройки образа совершенно стираются его первоначальные очертания и возникает новый образ, отличающийся от прежнего. Толчком для перестройки образа является повторное восприятие предмета, в результате которого учащиеся находят его новые грани и особенности. Следовательно, постоянные наблюдения одного и того же объекта с разных сторон и точек зрения дают возможность всесторонне изучить его, что способствует формированию и совершенствованию наблюдательности.

Итак, наблюдательность, являясь основой изобразительной деятельности, в этой деятельности эффективно формируется.

Развиваясь на уроках рисования, наблюдательность естественным образом приобретает некоторые специфические особенности, характерные для этого вида деятельности. Так, окружающая действительность наблюдается в первую очередь через эстетическую ценность и задачи изображения, а основным механизмом художественной наблюдательности становится выявление в натуре ее образного содержания.

Вместе с тем, на данном уровне наблюдательности, наряду со специфическими чертами, развиваются и другие ее стороны, самым непосредственным образом включенные в процесс этого развития. Совершенствуются такие психические процессы человека, как мышление, память, внимание, воображение. Параллельно улучшается система сенсорного восприятия, а растущие перцептивные возможности ведут к обогащению и совершенствованию практической деятельности учащихся.

Скрипникова Е.В. Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования.

16 преимуществ и недостатков естественных наблюдений в психологии — Green Garage

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, который часто используется социологами и психологами. Он использует технику, которая включает наблюдение за субъектами, пока они остаются в своей естественной среде. Этот процесс позволяет проводить исследования в ситуациях, когда пребывание в лаборатории либо непомерно дорого, либо нереально, либо может повлиять на поведение людей, участвующих в исследовании.

В лабораторных условиях люди ведут себя не всегда так, как в естественных условиях. Когда определенное поведение требует отслеживания, то единственный способ наблюдать за ним — это наблюдение за тем, как принимаются решения в конкретных ситуациях и стимулах в реальных условиях. Этот процесс позволяет социологам понять, как люди реагируют.

Оно отличается от структурированного наблюдения тем, что рассматривает поведение так, как оно происходит в естественной обстановке, без попытки вмешательства со стороны исследователя.

Есть несколько причин, по которым психологи используют этот метод, а также несколько ситуаций, когда он не подходит. Вот почему обзор плюсов и минусов натуралистического наблюдения важен для общего исследовательского процесса каждый раз.

Список плюсов натуралистического наблюдения

1. Он позволяет исследователям непосредственно наблюдать за людьми в их естественной среде.
Люди по-разному реагируют, когда оказываются в ситуации, которая выводит их из зоны комфорта. Люди в лабораторных условиях могут даже попытаться предоставить конкретные результаты, которые нужны исследователям, или сделать наоборот и попытаться саботировать проект. Применяя натуралистический подход к наблюдению, исследователи получают возможность непосредственного наблюдения при оценке испытуемых без изменения их уровня комфорта.

2. Это дает ученым непосредственный взгляд на социальное поведение.
Люди по-разному реагируют в естественных социальных ситуациях по сравнению с тем, как они реагируют в условиях, когда они знают, что за их взаимодействием наблюдают. Социальные исследователи могут наблюдать выбор в естественных условиях, что может даже позволить им увидеть вещи, которые никогда не происходят в лабораторных условиях. Эти уникальные наблюдения могут затем вдохновить на дальнейшее исследование конкретного поведения. Затем этот процесс может привести к пониманию, которое может помочь людям преодолеть проблемы, что в конечном итоге приведет к более счастливой и здоровой жизни, чем раньше.

3. Это позволяет исследователям изучать идеи, которыми невозможно манипулировать иначе.
Естественные наблюдения позволяют исследователям изучать концепции, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях из-за вовлеченной этики. Возьмем в качестве примера исследование поведения заключенных. Было бы неэтично ограничивать субъектов исследования, чтобы создать возможности для сбора информации, но этот процесс может собирать данные с использованием принципов этого метода в реальной тюрьме или тюремных условиях.

4. Это помогает поддерживать внешнюю достоверность исследовательской работы.
Когда социологи наблюдают за поведением, выбор, сделанный в лабораторных условиях, не всегда приводит к обобщению, обнаруживаемому в большей части населения или демографических данных, стоящих за изучаемым. Если первоначальные результаты лабораторных исследований можно увидеть в естественных условиях в аналогичных условиях, то данные, полученные в результате первоначальной работы, получают подтверждение. Это делает результаты работы более правдоподобными и пригодными для использования в будущем.

5. Позволяет использовать несколько методов сбора данных.
У исследователей есть множество доступных им методов, когда им нужно собрать данные с помощью естественных методов наблюдения. Они могут записать, сколько раз они видели определенный выбор или действие в течение определенного времени, сделать видеозапись вовлеченных лиц или составить рассказ наблюдателя, описывающий сеанс. Аудиозаписи также подходят в некоторых ситуациях. Эта структура позволяет исследователям вернуться к наблюдаемым сценариям, чтобы определить, имеется ли больше информации, чтобы сделать другой вывод.

6. Он предлагает различные окна для сбора данных, не влияя на результаты.
Исследователям нецелесообразно наблюдать и собирать информацию о каждом моменте жизни человека. Этот процесс даже нереалистичен при попытке собрать данные по конкретным снимкам времени для некоторых людей. Натуралистическое наблюдение решает эту проблему, позволяя проводить временную и ситуационную выборку как часть усилий по сбору данных.

Первый вариант позволяет собирать образцы в разное время, либо случайным образом, либо систематически (или и то, и другое) для сбора информации, позволяющей сделать вывод. Исследователи будут использовать второй вариант, чтобы наблюдать за выбором или поведением, когда они появляются в самых разных условиях.

7. Это создает потенциал для более искренней реакции.
Социологи, использующие в своих исследованиях метод натуралистического наблюдения, могут получать реалистичные и точные реакции от людей, которых они отслеживают, по сравнению с другими методами сбора данных. Этот процесс подходит даже для нечеловеческих субъектов. Люди могут забыть, что они находятся под наблюдением, когда имеют дело со стрессовыми или эмоциональными ситуациями, что позволяет исследователям увидеть процесс нарастания, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.

8. Это может быть безопаснее для исследователей по сравнению с другими методами.
Социологи, использующие натуралистический метод наблюдения, не предъявляют одинаковых требований к взаимодействию с людьми или нечеловеческими субъектами, участвующими в их исследовательском проекте. Эти исследователи могут наблюдать за естественной средой обитания или окружающей средой из защищенной среды без ущерба для качества собираемых ими данных. Поведение непредсказуемо даже в условиях, которые кажутся спокойными, поэтому это преимущество часто является главным приоритетом при создании основы для нового исследования.

Список минусов натуралистического наблюдения

1. Контролировать внешние переменные может быть сложно.
Возможно, самым существенным недостатком натуралистического наблюдения является то, что исследователи иногда не могут определить точную причину поведения или выбора из-за наличия внешних переменных. Когда вы работаете в естественных условиях, существует множество факторов, которые могут заставить людей реагировать определенным образом, которые могут оставаться незамеченными. Кто-то, у кого была ссора дома перед посещением занятий, может реагировать иначе с точки зрения социализации, чем тот, кто получил известие, которое сделало его счастливым.

2. Не всегда точные данные.
Люди по-прежнему реагируют по-разному, когда знают, что за ними наблюдают, даже если они находятся в естественной среде. Существует фактор подотчетности, к которому люди чувствительны, когда имеют дело с личным выбором, этикой и моралью. Если кто-то знает, что его выбор записывается, он попытается вести себя максимально «правильным» образом. Для социологов это означает, что люди, вовлеченные в мою деятельность, пытаются казаться приемлемыми или желательными с социальной точки зрения.

Даже если исследователи пытаются избежать этого недостатка, полностью устранить проблему может быть непросто.

3. Это может вызвать проблемы с соответствием собранных данных.
Некоторые люди также будут пытаться вести себя определенным образом или предлагать варианты, которые, по их мнению, будут соответствовать их ожиданиям в целях исследования. В окружающей среде могут быть тонкие сигналы, которые могут видеть некоторые участники, сознательно или нет, которые сообщают им, что ученые надеются найти в своей работе. Когда эта проблема возникает в естественных условиях наблюдения, некоторые люди могут изменить свое поведение, чтобы «согласиться» с тем, что, по их мнению, исследователи хотят от них увидеть.

4. Он создает информацию, которая иногда может быть субъективной.
Когда есть несколько наблюдателей за поведением или выбором, вовлеченным в исследовательский продукт, тогда каждый человек может сделать разные выводы на основе одного и того же поведения, свидетелями которого все были. Нередко два исследователя видят одни и те же действия, но затем приписывают их разным причинам.

5. Для выполнения натуралистических наблюдений требуется больше времени.
Этот метод исследования требует больше времени по сравнению с другими вариантами, доступными социологам. Для появления определенных вариантов выбора или поведения требуется больше времени, особенно когда кто-то может вспомнить, что за ним наблюдают. Даже со всеми преимуществами естественной реакции при сборе данных могут потребоваться значительные инвестиции в отношении количества времени, необходимого для получения результатов. Некоторые проекты длятся несколько лет, прежде чем у них будет достаточно информации для завершения исследовательского процесса.

6. Он не может учитывать потенциальные отвлекающие факторы в окружающей среде.
Исследователи могут контролировать некоторые переменные во время натуралистических наблюдений, но они не в состоянии контролировать все. Отвлекающие факторы могут изменить то, как люди взаимодействуют друг с другом. Подумайте об обстановке в классе, где социологи пытаются увидеть, как студенты учатся. Если бы за пределами этой контролируемой среды постоянно звучал громкий рог, это изменило бы взаимодействие вовлеченных людей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на учителе, их внимание будет сосредоточено на шуме снаружи. Любые данные, собранные в этот период, будут по существу бесполезны.

7. Он предлагает информацию, которая может иметь ограниченную полезность.
Данные, которые социологи собирают в процессе натуралистических наблюдений, часто бывают полезны на первых этапах исследовательской программы. Это может помочь исследователям начать формировать основу мнения или создать возможность, которая приведет к проверенным результатам. Как только проект выходит за рамки этой первой стадии, ценность данных становится «хит или нет» с точки зрения ценности. Вот почему проект может начаться с этого метода, а в будущем перейти к чему-то другому.

8. Это не может объяснить предвзятость наблюдателя.
В процессе натуралистического наблюдения нет четких выводов, потому что невозможно объяснить погрешность наблюдения. Хотя этот недостаток относится практически к любому методу исследования, этот вариант опирается на прямое наблюдение за поведением для сбора информации. Даже неосознанная предвзятость может повлиять на окончательные данные, причем исследователи не подозревают, что они каким-то образом повлияли на информацию. Это означает, что социологи практически не контролируют ситуацию или результаты, которые они в конечном итоге получают от своих усилий.

Плюсы и минусы натуралистического метода наблюдения доказывают, что может быть эффективным наблюдение за людьми в их естественной среде, а не в лабораторных условиях. Это также может привести к ряду недостатков, которые исследователи не могут полностью контролировать. Вот почему к данным, собранным в ходе этого процесса, даже когда обобщения могут перейти к широкой публике, следует относиться с осторожностью.

Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.

Что такое контролируемое наблюдение?-A Level Psychology (AQA) Revision-Up Learn

В прошлый раз мы видели, что когда исследователи наблюдают за участниками и измеряют или регистрируют их поведение, мы называем это…

Мы называем это методом наблюдения .

Есть три ключевых решения, которые исследователи должны принять, когда они используют технику наблюдения:

Им необходимо решить тип наблюдения, насколько осведомлены участники, и 0122 роль будет играть исследователь.

Итак, прежде всего, исследователи должны решить, какие типа наблюдения проводить.

Существует два типа наблюдения: контролируемое и естественное наблюдение.

Сначала мы рассмотрим контролируемые наблюдения.

Например, вот Эмма, исследователь сна.

Эмму интересует связь между количеством часов сна ученика и количеством социальных взаимодействий учеников со своими друзьями.

Чтобы исследовать связь между сном и количеством времени, которое студенты тратят на общение со своими друзьями, Эмма приглашает участников в свою лабораторию.

Сначала она измеряет количество времени, которое студенты спят.

Затем, на следующий день, также в лаборатории, она наблюдает, сколько времени они проводят, общаясь со своими друзьями.

Эмма проводит корреляционное исследование.

Теперь, в ходе своего исследовательского эксперимента, Эмма решает, где и когда ученики будут спать, и следит за тем, чтобы уровни освещения и шума были одинаковыми для всех участников.

Другими словами, она контролирует свое окружение или переменные ситуации.

Теперь в своем эксперименте Эмма тщательно контролирует свое окружение.

И когда исследователи проводят наблюдения за участниками в такой контролируемой среде, мы называем это контролируемым наблюдением.

Так вот, контролируемые наблюдения не должны проводиться в лаборатории, хотя они очень часто

Вместо этого мы говорим, что наблюдение является контролируемым, если исследователь может решить , которые участников наблюдать, , где и , когда происходит наблюдение, и может контролировать окружающую среду и использовать стандартную процедуру.

Итак, какое из них является контролируемым наблюдением?

Это контролируемые наблюдения, но это не так.

И это тоже не так, потому что исследователи использовали анкеты, метод самоотчета.

Итак, Эмма использует контролируемое наблюдение для изучения связи между сном и социальным взаимодействием.

Но с ее учебой есть несколько проблем…

Поскольку студенты спят в незнакомой лаборатории вместо своих кроватей, они спят хуже, чем обычно.

В своих собственных комнатах, когда они спят, они привыкли к разным уровням света и шума, к разным матрасам, поэтому смена обстановки нарушает их сон.

И когда Эмма измеряет взаимодействие между учениками и их друзьями, она наблюдает за ними в лаборатории…

Но студенты чувствуют себя странно из-за того, что находятся в исследовательской лаборатории, где исследователь наблюдает за каждым их шагом, поэтому они отстраняются и говорят меньше, чем обычно.

Это означает, что поведение учащихся в учебе может не обобщаться на то, как они вели бы себя в повседневной жизни!

Другими словами, исследованию не хватает экологической достоверности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts