Наблюдение это в психологии определение: наблюдение это

Методы наблюдения

0 +1 -1

Sold ответил 5 лет назад

Здравствуйте, читатели и посетители портала!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, какие же существуют в психологии методы наблюдения?
 
В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОД, НАБЛЮДЕНИЕ.
 
ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в

индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. МЕТОД – это путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. НАБЛЮДЕНИЕ – это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
 
Стоит отметить, что наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Стоит отметить, что наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним
, сплошным и выборочным, систематическим и нет.
 
Добавим, что наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
 
Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
 
Стоит отметить, что методы наблюдения разнообразны, для каждого метода существуют свои особенности и характеристики. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  
Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Методы диагностики — Начальная школа

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наблюдение

1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.

2) Виды наблюдения:

1.Систематическое и несистематическое

Несистематическое — не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое — предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» и «выборочное»

При сплошном наблюдении исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении психолог обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

3. Непосредственное и опосредованное

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов.

4. Включенное и внешнее

Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения:

1. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;

2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе.

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне.

Оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.

3) Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.

2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.

3. Построение плана наблюдения (ситуации — объект — время).

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

4) Недостатки метода наблюдения. В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу.

А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:

Галло-эффект, т.е. обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения выражается в тенденции всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции происходит, когда наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции наблюдается, когда оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибкой контраста является склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черт, противоположных собственным.

Ошибка первого впечатления возникает, когда первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Беседа – специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Она предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Однако при проведении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемых, их отношения к исследователю. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Интервью – целенаправленный опрос, определяется как «псевдобеседа». Широкое распространение получила в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, главная сфера его применения — социология.

Опрос – метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Задачи интервьюера — не упускать из внимания план, вести разговор в нужном русле, сохранение нейтральной позиции в процессе интервью, стараться не демонстрировать свое отношение к содержанию ответов и вопросов, к собеседнику.

Анкетирование

1) Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

2) Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

Анкеты — шкалы; при ответе на вопросы анкет — шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Таким образом, основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда — стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т. п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, — от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Научное наблюдение – Сбор эмпирических данных

Английский

Научное наблюдение является центральным элементом научного метода или процесса. Основное умение ученого — наблюдение.

Откройте для себя еще 18 статей по этой теме

Не пропустите эти похожие статьи:

  1. Обзор
  2. Нулевая гипотеза
  3. Гипотеза исследования
  4. Определение задачи исследования
  5. 0 Выбор метода0004 Наблюдение состоит из получения знаний о внешнем мире через наши органы чувств или записи информации с использованием научных инструментов и инструментов. Любые данные, зафиксированные в ходе эксперимента, можно назвать наблюдением.

    Научный процесс

    Научный процесс или научный метод требует наблюдений за природой, а также формулирования и проверки гипотезы. Он состоит из следующих четырех шагов.

    1. Наблюдать за чем-то и задавать вопросы о природном явлении (научное наблюдение)
    2. Сформулируйте свою гипотезу
    3. Сделайте прогноз относительно логических следствий гипотезы
    4. Проверьте свои прогнозы с помощью контролируемого эксперимента, естественного эксперимента, наблюдения или полевого эксперимента
    5. Сделайте свой вывод на основе данных или информации, собранных в вашей эксперимент.

    Как это работает?

    Делайте заметки, отвечая на эти вопросы

    • Кто является субъектами? На что они похожи? Что они делают?
    • Субъекты взаимодействуют друг с другом? Как?
    • Какова окружающая среда?
    • Влияет ли окружающая среда на поведение?

    Чтобы сделать наблюдение, вы должны внимательно присматриваться и замечать детали.

    Теперь задайте вопрос о том, что вы видите…

    • Спросите, как, что, когда, где и почему
    • Убедитесь, что на вопрос можно ответить с помощью эксперимента

    Формирование гипотезы

    • После вы задали вопрос дайте возможный ответ
    • Попробуйте объяснить, что наблюдалось
    • Это называется формированием «гипотезы»

    Давайте рассмотрим пример:

    • Вы и ваш друг заметили, что белые кошки играют с белыми кошками, а черные с черными кошками .
    • Вы формируете гипотезу о том, что «Кошки любят играть с кошками того же цвета, что и их»
    • Прогноз — это то, что, по вашему мнению, произойдет, если гипотеза верна
    • Прогнозы в этом случае могут быть…
    • H 1 = Белые кошки будут играть с белыми кошками
    • H 2 = Черные кошки будут играть с черными кошками
    • Теперь, когда гипотеза сформирована и сделаны прогнозы, пришло время проверить их с помощью эксперимента
    • Эксперимент — это способ проверить гипотезу и посмотреть, верна она или нет

    ГИПОТЕЗА : «Кошки будут играть с кошками того же цвета, что и их»

    Давайте поэкспериментируем

    1. Соберите кошек разных цветов, скажем, черного, белого, серого
    2. Соберите их вместе в комнате
    3. Установите камеры замкнутого цикла для записи их действий

    Результаты

    • Примерно через неделю вы узнали, что кошки будут играть без учета цвета. Вы застали белых кошек, играющих с черными, и наоборот.
    • Наша гипотеза оказалась неверной, и нам может потребоваться скорректировать ее, чтобы попытаться снова
    • Важно помнить, что даже если гипотеза окажется ложной, это не означает, что наш эксперимент провалился. Многие открытия были сделаны методом проб и ошибок.

    Важно отметить, что человеческие чувства подвержены ошибкам восприятия, например оптическим иллюзиям, которые могут привести к ошибочным научным наблюдениям. Вот почему были разработаны научные инструменты для улучшения и расширения возможностей человека в области наблюдения, такие как микроскопы, камеры, телескопы, весы, компьютеры, осциллографы, радиоприемники и т. д.

    Полный номер: 

    текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

    Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на это страница.

    Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

    Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

    Подписаться на @ExplorableMind

    Методы исследования в психологии: научный метод

    Психологи используют научный метод для проведения своих исследований. Научный метод — это стандартизированный способ проведения наблюдений, сбора данных, построения теорий, проверки прогнозов и интерпретации результатов.

    Исследователи проводят наблюдения, чтобы описать и измерить поведение. После неоднократно наблюдая за определенными событиями, исследователи выдвигают теорию, объясняющую эти наблюдения. А теория — это объяснение, организующее отдельные фрагменты информации связным образом. Исследователи обычно разрабатывают только теорию после того, как они собрали много доказательств и убедились, что результаты их исследований могут быть воспроизведены другими.

    Пример: Психолог отмечает, что некоторые второкурсники колледжа встречаются с много, а у других нет. Он отмечает, что у некоторых второкурсников светлые волосы, а у других каштановые волосы. Он также замечает, что в у большинства пар второкурсников по крайней мере у одного человека каштановые волосы. В кроме того, он замечает, что большинство его шатенок регулярно, но его светловолосые друзья вообще редко встречаются. Он объясняет эти наблюдения, предположив, что каштановые второкурсники больше шансов на свидание, чем у тех, у кого светлые волосы. Основываясь на этом теории, он развивает гипотезу о том, что более шатенки-второкурсники чем светловолосые второкурсницы будут назначать свидания с людьми, которых они встречают в партия. Затем он проводит эксперимент, чтобы проверить свою гипотезу. В его эксперимент, у него двадцать человек идут на вечеринку, десять со светлыми волосами и десять с каштановыми волосами. Он проводит наблюдения и собирает данные наблюдая за тем, что происходит на вечеринке, и считая, сколько людей каждый цвет волос на самом деле делает свидания. Если, вопреки его предположению, светловолосые люди назначают больше свиданий, ему придется подумать о почему это произошло и пересмотреть свою теорию и гипотезу. Если данные он собирает из дальнейших экспериментов до сих пор не поддерживает гипотезу, ему придется отвергнуть свою теорию.

    Создание научных исследований

    Психологические исследования, как и исследования в других областях, должны соответствовать определенным критериям, чтобы считаться научным. Исследования должны быть:

    • Воспроизводимый
    • Фальсифицируемый
    • Точный
    • Скупой
    Исследования должны быть воспроизводимыми

    Исследования воспроизводимы, когда другие могут повторить их и получить такие же результаты. Когда психологи сообщают о том, что они обнаружили через свои исследования, они также подробно описывают, как они сделали свои открытия. Таким образом, другие психологи могут повторить исследование, чтобы увидеть, они могут воспроизвести результаты.

    После того, как психологи проведут исследование и удостоверятся, воспроизводимы, они развивают теорию и переводят теорию в точная гипотеза. Гипотеза — это проверяемый прогноз. того, что произойдет при определенном наборе условий. Психологи проверить гипотезу с помощью определенного метода исследования, такого как натуралистическое наблюдение , тематическое исследование , опрос или эксперимент . Если тест не подтверждают гипотезу, психолог пересматривает или отвергает исходную теория.

    Исследовательская работа Должна быть фальсифицируемой

    Хорошая теория или гипотеза также должна быть фальсифицируемой , это означает, что оно должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было отвергнуть Это. Другими словами, мы должны быть в состоянии доказать теорию или гипотезу. неправильный. Теории и гипотезы должны быть фальсифицируемыми, потому что все исследователи могут поддаться предвзятости подтверждения. Исследователи, демонстрирующие предвзятость подтверждения , ищут и принимают доказательства того, что поддерживает то, во что они хотят верить, и игнорирует или отвергает доказательства того, что опровергает их убеждения.

    Пример: Некоторые люди предполагают, что Лохнесское чудовище не только существует, но стал достаточно разумным, чтобы ускользнуть обнаружение путем сокрытия в необнаруженных, необнаруженных, подводные пещеры. Эта теория не является фальсифицируемой. Исследователи никогда не смогут найти эти неизведанные пещеры или чудовище, которое якобы в них прячется, и у них есть нет способа доказать, что эта теория ошибочна.

    Исследования должны Будьте точны

    Точно формулируя гипотезы, психологи гарантируют, что они могут повторять свои и чужие исследования. Чтобы сделать гипотезы более точными, психологи используют операциональные определения для определения переменных, которые они исследование. Операционные определения точно указывают, как переменная будет измеряться.

    Пример: Психолог проводит эксперимент, чтобы выяснить счастливее ли малыши в теплую погоду или в прохладную погода. Ей нужно иметь рабочее определение счастье, чтобы она могла точно измерить, насколько счастливы малыши есть. Она могла бы операционально определить счастье как «количество улыбок в час».

    Исследования должны быть экономными

    принцип экономии , также называемый Оккама бритва утверждает, что исследователи должны применять самые простые объяснение возможно любому набору наблюдений. Например, психологи попытаться объяснить результаты, используя общепринятые теории вместо сложных новые гипотезы. Экономия мешает психологам изобретать и исследовать диковинные теории.

    Пример: Предположим, ученик постоянно засыпает в своей класс статистики.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts