8. Наблюдение как метод психологического исследования
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемогообъекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Наблюдения считается одним из старейшим психологических методов. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.
Ме́тод опро́са – психол-ий вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Метод наблюдения в психологии | Советы психолога
Метод наблюдения в психологии подразумевает целенаправленное восприятие, изучение и регистрацию данных об объекте, который необходимо исследовать. При этом, наблюдающий не вмешивается в процесс жизнедеятельности объекта, за которым идет наблюдение, а также не создаются специальные условия для проявления того или иного явления или процесса.
Метод наблюдения отличается от простого созерцания тем, что у него есть конкретная цель, оно проводится по определенному плану, а также наблюдатель имеет необходимое оснащение для фиксации полученных данных.
Метод наблюдения в психологии
Наблюдение является одним из главных методов исследования в психологии. Благодаря методу наблюдения можно накопить эмпирические данные, собрать первоначальные сведения, либо проверить их при помощи повторных наблюдений.
Объектом наблюдения может стать конкретный человек, либо группа людей или даже целая общность людей. К характеристикам объекта исследования относятся уникальность, неповторяемость или, наоборот, очень длительная повторяемость тех или иных психических явлений. Основной проблемой метода наблюдения за человеком или группой людей является присутствие наблюдателя. Чтобы минимизировать его влияние на психологию людей, наблюдатель должен примелькаться среди толпы, стать частью толпы.
Кроме того, наблюдение, как метод в психологии, может быть проведено при помощи специального оборудования, например, скрытой видеокамеры или одностороннего стекла-зеркала. Такой способ полностью устраняет необходимость личного присутствия наблюдателя, тем самым человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение, чувствуют себя наиболее естественно и комфортно. Узнайте: как обрести уверенность в себе.
Метод наблюдения в психологии имеет еще один прием, когда наблюдатель находится среди членов группы. Но, у такого метода есть один нюанс – это невозможность проводить наблюдение за собой, а также двойственность позиции.
Предметом наблюдения служат внешние проявления психики человека. К ним относятся движения, мимика, моторика, слова, экспрессия звуков, неподвижные состояния, а также вегетативные реакции, например, потоотделение, покраснения, одышка, учащенное сердцебиение, побледнение и т.д.
Метод наблюдения в психологии имеет некоторую сложность, которая заключается в неоднозначности понимания внешних факторов по отношению к внутреннему содержанию. Одно и то же проявление в поведении человека может относиться к разным психическим процессам.
В процессе наблюдения психолог, который наблюдает, может иметь скрытую или открытую позицию. Психолог должен иметь избирательное восприятие, наличие которого обуславливается целью и установками наблюдения.
Определенная установка помогает активизировать восприятие конкретных психических явлений. Однако излишняя установка на предмете может привести к предвзятости и неверной трактовке явления. Это можно сравнить, например, с тем, что тренер оценивает человека по телосложению, учитель – по знаниям, портной – по крою одежды и т.д. Узнайте: социальная психология личности.
Кроме того, метод наблюдения в психологии тесно связан с таким феноменом, как проекция на объект собственного “Я”. Так, хороший психолог должен иметь достаточный опыт наблюдения, чтобы минимизировать проекцию собственных психологических характеристик на наблюдаемый объект. Например, это могут быть зрительное и слуховое восприятие, концентрация внимания, память, темперамент, эмоциональная устойчивость и т.д.
Метод наблюдения в зависимости от ситуации может иметь разные направления. Так, выделяют лабораторное наблюдение, полевое наблюдение, а также наблюдение, которое происходит в естественных условиях.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
psyh—olog.ru
Читайте также:
- Как научиться целоваться
- Французский поцелуй
- Как познакомиться с девушкой
- Как влюбить в себя девушку
- Как вернуть девушку
- Как стать богатым
- Как забыть парня
- Как повысить самооценку
- Как соблазнить девушку
- О чем говорить с девушкой
Что такое натуралистическое наблюдение в психологии? Made Simple
Содержание страницы
Что такое натуралистическое наблюдение?
Натуристическое наблюдение также называют объективным наблюдением, систематическим наблюдением или просто методом наблюдения. Сбор данных путем тщательного наблюдения за событиями в их естественной обстановке называется натуралистическим наблюдением.
Просто помогает определить, что, почему и как конкретный человек ведет себя в конкретной ситуации. Выявление поведения учащегося в школьное время является примером наблюдения.
Это один из старейших научных методов в психологии. Он широко используется в этнологии, социальной психологии, детской психологии, аномальной психологии, психологии развития, социологии и других областях. Метод наблюдения развивался как критика по сравнению с интроспективным методом, который представляет собой предвзятое наблюдение или самонаблюдение.
Естественные наблюдения варьируются от наблюдения за сообществами шимпанзе в джунглях, за поведением муравьев, пчел, до взаимодействия родителей и детей в различных культурах, записи поведения учеников во время обеда, развития речи детей в трущобах и т. д. Он описывает поведение как то, что люди делают , чем они отличаются в своем поведении и почему. Он может использовать камеры, записи, анкеты при наблюдении за поведением.
Типы наблюдения
В естественном методе наблюдения существует множество методов наблюдения, которые могут использовать наблюдатели. Вот некоторые способы или типы наблюдения:
Метод наблюдения также устанавливает определенные цели и гипотезы, относящиеся к конкретному исследованию. Метод наблюдения также может осуществляться через участие. Например, в наблюдении за поведением ребенка в развитии дружбы активное участие принимают психологи и одновременно наблюдают за поведением ребенка. Это называется «включенное наблюдение».
При другом виде наблюдения, называемом «неучастием», психологи пытаются наблюдать за поведением с наблюдаемого расстояния или через односторонний экран, чтобы наблюдатели могли видеть «субъект», не будучи замеченными сами.
Наблюдение называется «структурированным наблюдением», когда используются стандартные, систематические процедуры записи наблюдаемой информации. При неструктурированном наблюдении такие стратегии не планируются. Структурированное наблюдение обычно проводится в описательных исследованиях, тогда как в исследовательском исследовании процедура наблюдения обычно неструктурирована.
Этапы натуралистического наблюдения
Для завершения процесса натуралистического наблюдения необходимо выполнить несколько шагов. Важными шагами являются:
1. Наблюдение за поведением
Наблюдение означает непосредственное изучение или восприятие некоторого поведения. Например, нужно наблюдать за поведением шимпанзе или детей определенной этнической группы, исследователь должен отправиться в место, где собираются шимпанзе, или в районы этой этнической группы соответственно.
Точно так же, если они заинтересованы в том, чтобы узнать, что студенты мужского и женского пола держат книги, они должны явиться в колледжи или университеты, чтобы наблюдать за этим поведением и узнать ответы на свои вопросы.
2. Отслеживание поведения
Второй важный шаг в процессе наблюдения требует, чтобы воспринятое поведение было тщательно записано, чтобы его можно было запомнить. В противном случае наблюдаемое поведение может быть забыто при составлении окончательного отчета, а данные могут быть неверными. Для этой цели натуралист может использовать различные устройства, такие как записные книжки, камеры, записи, контрольные списки и т. д. Отмечание или запись поведения являются важными фактами метода наблюдения.
3. Интерпретация и анализ поведения
Отмеченное поведение необходимо тщательно интерпретировать и анализировать, чтобы можно было выяснить основные причины поведения. Движения рук, ног, жесты, поведение нуждаются в интерпретации, чтобы психическое состояние выводилось из их внешней деятельности.
Нахождение причин поведения на основе некоторых наблюдений называется индуктивным рассуждением, при котором объясняются результаты многих наблюдений и экспериментов с учетом влияния конкретного фактора.
4. Обобщение
Метод наблюдения является научным методом, чтобы следовать научным принципам, результаты должны быть обобщены на основе общих принципов. На примере детей определенной этнической группы психологи будут наблюдать за их поведением, а не за ним, анализировать его, интерпретировать и, наконец, выявлять определенные модели поведения, общие для всех детей этой этнической группы.
Например, дети из трущоб имеют одинаковую языковую модель. Психологи часто используют определенные слова, чтобы показать свой гнев и агрессивность.
Ограничения натуралистического наблюдения
Основными ограничениями метода наблюдения являются:
Влияние личных интересов и предубеждений
При наблюдении за поведением симпатии и антипатии психолога, личные взгляды и склонности могут влиять на его записи. Например, в странах, где широко распространены предрассудки, основанные на цвете кожи, этнической принадлежности и группе меньшинств, психолог, принадлежащий к другой этнической группе, редко находит более высокие черты в поведении субъекта, принадлежащего к этому меньшинству или этнической группе. Злой психолог редко находит за ними какое-то сочувственное действие, в то время как религиозный человек даже злое поведение истолковал бы как чистое. Это показывает, что поведение будет неправильно истолковано из-за личных интересов и взглядов.
Изучается только открытое поведение организма
Метод наблюдения не пытается заглянуть внутрь индивидуума, как метод самонаблюдения. Метод наблюдения сам по себе не может служить целям психологов, поскольку внутреннее поведение человека нельзя точно узнать из внешнего наблюдения. Качественный метод изучения поведения требует изучения и изучения как скрытого, так и явного поведения.
Другие ограничения
Это дорогостоящий метод. Полученная информация очень ограничена, и непредвиденные факторы могут помешать выполнению задач наблюдения.
Несмотря на вышеупомянутые ограничения и трудности, метод наблюдения зарекомендовал себя как незаменимый и ценный инструмент в руках опытных наблюдателей и психологов.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Преимущества и недостатки метода наблюдения
следующий → ← предыдущая Самый популярный метод сбора данных о многочисленных объектах вокруг нас — это наблюдение и исследование окружающей среды. Что такое метод наблюдения?Мы всегда замечаем и наблюдаем за событиями вокруг нас в нашей повседневной жизни. Такое наблюдение часто приводит к выбору. Например, когда мы идем по улице, мы видим машины и людей, движущихся в разных направлениях. Основываясь на этих выводах, мы могли решить, переходить ли улицу. Мы можем действовать, следуя такому решению. Во время вождения мы также следим за тем, горит зеленый свет или нет, а также за дорожными условиями, другими движущимися транспортными средствами, пешеходами или велосипедистами и т. внезапно прыгает перед движущимся транспортным средством. Активный сбор информации из первоисточника называется наблюдением . Наблюдение за живыми существами использует органы чувств. Наблюдение в науке также может относиться к интерпретации и записи данных с использованием научных инструментов. Этот термин может также применяться к любым данным, собранным в ходе научной деятельности. Наблюдения могут быть качественными, что означает, что отмечается только отсутствие или наличие свойства, или количественными, что означает, что наблюдаемому явлению присваивается числовое значение путем его подсчета или измерения. Качественное наблюдение — это метод, используемый для сбора данных путем наблюдения за субъектами в естественных условиях, после чего данные анализируются. Основой для наблюдения является отношение и убеждения субъекта, поведенческие модели, психологический склад и другие факторы. Подход наблюдения предполагает внимание, ощущение, документирование и наблюдение за действиями, отношениями и чертами вещей, явлений или живых существ. Исследователи используют эту технику, чтобы понять поведение и личность субъекта. С другой стороны, научное наблюдение должно быть систематическим, преднамеренным и определенным, чтобы дать описание, установить отношения между событиями, выявить причины этих отношений и проверить гипотезы. Исследователь может использовать наблюдательный подход для документирования поведения младших школьников. Если дети чувствуют себя в безопасности, делясь своими обеденными коробками в таком раннем возрасте, исследование будет полезным для исследователя. В этом случае исследователь может беспристрастно наблюдать и фиксировать информацию. Поскольку это требует полного согласия участника исследования, подход к сбору данных наблюдения связан с несколькими этическими проблемами. Типы методов наблюдения
Обычно проводятся в лаборатории психологии, контролируемых наблюдений являются систематическими наблюдениями. Многие переменные находятся под контролем исследователя, включая участников, место наблюдения, время исследования, контекст, в котором оно проводилось, и многое другое. Исследователь будет часто разрабатывать коды для представления различных моделей поведения на протяжении всего исследования. Затем они могут классифицировать поведение по нескольким категориям и легче исследовать данные, чем создавать исчерпывающий отчет.
Другой формой метода исследования наблюдения, используемого исследователями рынка, является натуралистическое наблюдение . Исследователи рынка изучают действия участников в естественной обстановке, проводя такого рода наблюдения. Как правило, не существует установленных поведенческих норм. Вместо этого исследователь будет делать подробные записи и кодировать информацию позже. В некоторых научных дисциплинах, включая антропологию, лингвистику, социальные науки и психологию, натуралистическое наблюдение, также известное как полевая работа, представляет собой методологию исследования, при которой данные собираются без вмешательства наблюдателя в том виде, в каком они происходят в природе.
Включенное наблюдение — последний вид техники наблюдения. Поскольку за участниками будут наблюдать в их естественной среде, это наблюдение натуралистично. Отличие состоит в том, что исследователи рынка будут заискивать перед окружением. Одной из форм техники сбора данных, используемой учеными-практиками в качественных исследованиях и этнографии, является включенное наблюдение. С определенной группой людей и их традициями необходимо близко и близко познакомиться посредством интенсивного взаимодействия с людьми в их культурном контексте, как правило, в течение длительного периода времени. Преимущества метода наблюденияДля сбора данных в исследованиях международного рынка используется наблюдение. Он превратился в самую сложную современную исследовательскую методологию. Преимущества метода наблюдения включают следующее:
Самым популярным и простым способом получения данных, несомненно, является наблюдение. Это требует лишь небольшой технической экспертизы. Несмотря на то, что это требует от исследователя определенных технических знаний, научное контролируемое наблюдение все же проще, чем другие подходы. В своей повседневной жизни каждый на этой планете становится свидетелем самых разных вещей. Человек может стать совершенным в наблюдении за своим окружением с небольшой практикой.
Одним из ключевых источников для разработки гипотез является наблюдение. Исследователь может хорошо познакомиться с явлением, которое он регулярно наблюдает. Он узнал об их обычаях, предпочтениях, проблемах, представлениях, различных занятиях и многом другом. Все это помогает ему в разработке гипотезы о них. Поэтому быть хорошим наблюдателем необходимо любому исследователю.
Данные, полученные путем наблюдения, зачастую более точны, чем данные, полученные с помощью интервью или анкетирования. Исследователь должен опираться на информацию, предоставленную респондентами, при использовании альтернативных методов, таких как интервью или анкетирование. Таким образом, это косвенные подходы, и следователю нужна помощь в проверке достоверности предоставленной им информации. Однако при наблюдении наблюдатель может сразу же убедиться в правоте наблюдателя. Он может использовать различные инструменты для проверки согласованности их поведения.
Будь то научные или общественные науки, во всех них обычно используется наблюдение. В связи с этим его применение более широкое. Этому довольно просто следовать и принять в качестве регулярной практики.
Единственным вариантом при работе с животными является наблюдение. Наблюдение может иметь дело с такими явлениями, как младенцы или животные, которые не могут словесно выразить свои чувства или действия, не говоря уже о том, чтобы дать словесную информацию о своем поведении. При исследовании младенцев наблюдение необходимо, потому что они не могут общаться или понимать вопросы исследователя. Наблюдение будет единственной полезной техникой для тех, кто не слышит, имеет серьезные аномалии или сумасшедший, отказывается сотрудничать, слишком застенчив или не говорит на языке исследователя.
Наблюдение не зависит от желания людей предоставить различную информацию о себе. Часто некоторые люди чувствуют себя неловко, говоря о себе с посторонним. Некоторым людям нужно больше времени или опыта, чтобы предоставить исследователю важную информацию. Хотя наблюдение не всегда может решить эти вопросы, тем не менее оно требует менее активного сотрудничества и готовности к ответу. Всегда можно наблюдать за кем-то, не осознавая этого.
Основное преимущество наблюдения заключается в его простоте. Наблюдателю не нужно расспрашивать субъектов об их действиях и отчетах других. Данные могут быть собраны, как это происходит. Им нужно только наблюдать за тем, как люди ведут себя и говорят. Наблюдатель наблюдает за событиями по мере их возникновения, в то время как респонденты опроса могут иметь смутные или устарелые воспоминания о событиях, произошедших в далеком прошлом.
Каждая информация должна начинаться с опыта или впечатления. Всегда нужно пытаться проводить прямое наблюдение, потому что это самый надежный метод. Его можно использовать как научный инструмент с использованием современных механических и электронных технологий, от самых неформальных до самых формальных. Он удовлетворяет требованиям конкретных обстоятельств. Данные, собранные посредством наблюдения, будут наиболее достоверными из всех собранных данных.
Наблюдение — единственный подходящий метод для несговорчивых людей, которые не решаются поделиться информацией о своем поведении. Информация, которую клиенты не могут или не хотят раскрывать, может быть получена путем наблюдения. Для исследования маленьких детей, неспособных понять наши вопросы или ясно выразить свои мысли, необходимо наблюдение. Недостатки метода наблюденияЕсть некоторые ограничения на наблюдение. Наблюдение обычно стоит слишком много денег и занимает слишком много времени. Точно спланированные лабораторные эксперименты выполнить просто.
Наблюдатель должен четко понимать поведение клиентов. Они должны быть свободны от предвзятости и иметь надежную систему отсчета. Некомпетентность наблюдателя может поставить под угрозу достоверность и надежность наблюдения.
Эти проблемы возникают из-за неопределенности события. Многочисленные общественные мероприятия имеют весьма неоднозначный характер. Определение их времени и местоположения является сложной задачей для исследователя. Инцидент может произойти без присутствия наблюдателя. С другой стороны, этого может не произойти, даже если наблюдатель всегда присутствует. Например, никогда нельзя быть уверенным, что два человека или группы будут спорить или драться. Точная дата мероприятия еще уточняется.
Большинство социальных явлений концептуальны. Например, чувства любви, привязанности и эмоций родителей к своим детям невидимы для наших органов чувств и не могут быть измерены с помощью методов наблюдения. Чтобы изучить эти явления, исследователь может использовать дополнительные методы, такие как тематические исследования, интервью и т. д.
Наблюдатель часто предпочитает сосредоточиться на том, что он хочет увидеть. У людей могут быть разные точки зрения на происходящее, даже если они находятся в одинаковых условиях. Особенности, о которых сообщают разные свидетели, ставшие свидетелями одного и того же инцидента, зависят от их сильных личных интересов, эмоций, мотивов и т. д. Чтобы построить свое наблюдение, наблюдатель должен полагаться на свою память. В таких обстоятельствах он должен немедленно отметить свое наблюдение. Таким образом, неправильная документация сводит на нет основную цель наблюдения.
Наблюдение мешает самому себе. Сам акт наблюдения несет в себе риск искажения явления. Он вносит смещение, непостижимое с точки зрения его направления и величины. Избавиться от этого искажения сложно. Но можно уменьшить на 9.0003 правильный выбор и размещение наблюдателей правильный выбор наблюдателей и их местонахождение, скрытая запись и другие усилия по доказательству нейтральности наблюдателей.
По данным П.В. Юнга, не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты во время наблюдения для проверки точности явления. Обобщения, сделанные с использованием подхода наблюдения, не очень заслуживают доверия, потому что социальные явления нельзя контролировать или подвергать лабораторным экспериментам. Опять же, сделать осмысленные выводы из наблюдения сложно из-за относительной природы социальных явлений и собственных предубеждений наблюдателя.
Наблюдение требует повышенного уровня технических навыков. Никогда нельзя быть уверенным, что они видят именно то, что, по их мнению, они видят. Одно и то же явление может быть воспринято двумя людьми по-разному. Сценарий может предложить что-то важное и полезное одному человеку, но ничего не предложить другому. Только наблюдатели, обладающие необходимыми техническими знаниями, могут проводить научные наблюдения.
Зритель может иметь свои моральные нормы или отчетливые предубеждения о происшествии, что делает социологическое исследование объективным.
П.В. Янг прав, когда говорит, что достоверные наблюдения нельзя ускорить и что одно лишь наблюдение не может позволить нам быстро завершить наше исследование. Иногда это может сделать наблюдателя и наблюдаемое менее заинтересованными в продолжении процедуры наблюдения.
Это дорого стоит, занимает много времени и требует много работы. Путешествие, проживание в месте явления и покупка дорогостоящего оборудования — все это необходимо для наблюдения. В результате он считается одним из самых дорогих способов сбора данных.
Полные ответы «не могут быть получены одним наблюдением», согласно П.В. Молодой. В результате несколько человек рекомендовали, чтобы наблюдение было подкреплено дополнительными методами.
Проверка достоверности наблюдения может быть сложной задачей. Многие наблюдаемые явления трудно определить достаточно точно, чтобы можно было сделать полезные обобщения. Валидность и надежность наблюдения, возможно, потребуется улучшить за счет некомпетентности наблюдателя. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков метода наблюдения
|