Методы исследования в психологии
Методы исследования в психологии
Введение
Любая
наука развивается динамично
и прогрессивно , если она располагает
с одной стороны, творческими идеями, которые
выдвигают ученые, а с другой – достаточно
объективными точными и надежными методами,
позволяющими проверить эти идеи. Роль
метода как способа познания и исследования
явлений природы и социальной жизни заключается
в том, чтобы с помощью специальных методов
проникать за пределы явлений, доступных
непосредственному наблюдению, т.е. проникать
в те внутренние законы, которые составляют
сущность изучаемого явления. По определению
С.Л. Рубинштейна, метод- это путь познания,
способ посредством которого познается
предмет науки.
Методы
психологических исследований
Основные методы психологического исследования
1. Наблюдение: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.
2.Опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный.
3.Тесты: тест — опросник, тест — задание, проективный тест.
4.Эксперимент: естественный, лабораторный.
5.Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.1
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь Стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты бывают субъективные (наблюдение и опрос) и объективные (тесты и эксперимент). От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.
Кроме
перечисленных методов, предназначенных
для сбора первичной
Метод наблюдения
Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на полномерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование.
Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках. Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.
Различают
несистематическое и
Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. п. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя. Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей и когда испытуемые не знают, что они — объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций. Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20 — 30-х годах нашего века. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п. Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности. Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Возможными ошибками наблюдения являются гало — эффект, эффект снисхождения, ошибка центральной тенденции, ошибка корреляции, ошибка контраста, ошибка первого впечатления. Гало-эффект, т.е. обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. Эффект снисхождения выражается в тенденции всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции происходит, когда наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению. Ошибка корреляции наблюдается, когда оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи). Ошибкой контраста является склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черт, противоположных собственным. Ошибка первого впечатления возникает, когда первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя
плюсы и минусы, этапа проведения, характеристика
Содержание:
- Что такое наблюдение
- Классификация наблюдений
- Этический кодекс APA и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы
Содержание
- Что такое наблюдение
- Классификация наблюдений
- Этический кодекс APA и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы
Что такое наблюдение
Определение
Наблюдение — это целенаправленное и запланированное восприятие явления, объекта, процесса, результаты которого регистрируются наблюдающим.
Метод применяется в разных областях современной науки:
- социологии;
- педагогике;
- психологии;
- биологии;
- экологии;
- географии;
- климатологии.
Объектами наблюдения могут выступать:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- группы людей;
- отдельные индивидуумы;
- биологические системы;
- природные явления.
Предметами наблюдения могут выступать:
- поведение человека в искусственно смоделированной ситуации или в естественной среде;
- взаимодействие экосистем;
- особенности развития организмов;
- динамика изменений климата и многое другое.
Средствами реализации метода обычно выступают сами исследователи или задействованная в процедуре аппаратура: звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры.
К особенностям метода относят:
- Тесную связь с мышлением. Исследователь должен уметь анализировать и структурировать получаемые сведения.
- Необходимость в специальной подготовке наблюдающего. Результаты и качество составленных описаний во многом зависят от его опыта, подготовленности, уровня знаний.
- Зависимость от степени субъективности восприятия.
Личное отношение к объекту или предмету может кардинальным образом повлиять на результаты исследования.
Примечание
Повысить степень объективности можно, сочетая наблюдение с другими методами.
Классификация наблюдений
По систематичности различают систематические и несистематические наблюдения. В свою очередь, систематические делятся на:
- непрерывные;
- длительные;
- циклические.
Основной характеристикой систематических является организованность, следование плану. Для несистематических свойственна разовость, спонтанность.
Примечание
По фиксируемым объектам наблюдение может быть выборочным или сплошным. В первом случае исследователь описывает фокусные стороны и свойства. Во втором фиксирует картину в целом.
По форме различают следующие виды наблюдения:
- Осознанное, когда статус наблюдателя известен, официально закреплен.
- Неосознанное внутреннее, при котором исследователь находится внутри системы наблюдения, является ее частью.
- Неосознанное внешнее, предполагающее нахождение наблюдающего вне зоны видимости субъекта наблюдения.
- Наблюдение окружающей среды.
Последняя форма используется для определения влияния внешних факторов на предмет исследования, сдвигает фокус с предмета на условия окружающей среды.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс АРА касается работы с людьми. Среди его основных требований:
- Обязательность получения согласия участников исследования, если таковое проводится не в общественном месте.
- Необходимость избегания причинения вреда наблюдаемым, унижения их человеческого достоинства.
- Сведение к минимуму вторжения в личную жизнь.
Кроме того, исследователь не имеет права раскрывать конфиденциальную информацию об участниках исследования.
Примечание
Аббревиатура АРА — производное от названия американской психологической ассоциации American Psychological Association. Это мировое объединение профессиональных психологов, в которое входит 150 стран.
Этапы исследования методом наблюдения
Первым этапом является определение ситуации, явления, объекта и предмета наблюдения. Далее выполняется:
- выбор способа;
- определение варианта регистрации получаемой информации;
- составление подробного плана процесса;
- подбор метода обработки результатов;
- наблюдение.
На завершающем этапе производят анализ сведений, научную интерпретацию добытой в ходе исследования информации.
Плюсы и минусы
Среди очевидных преимуществ методологи выделяют:
- Многомерность охвата, возможность зафиксировать и отобразить сразу несколько параметров.
- Оперативность, обусловленную получением нужных сведений в момент проведения исследования.
- Возможность изучения вне зависимости от готовности предмета исследования.
- Сопутствующий учет условий окружающей среды.
Важным плюсом также считается дешевизна метода, так как во многих случаях для запуска процесса не требуется масштабных приготовлений, задействования дорогостоящего специфического оборудования.
К недостаткам относят часто происходящее отклонение от цели. К примеру, когда в процесс вмешиваются внешние раздражители, не характерные для стандартной ситуации и не запланированные при подготовке.
Еще один минус — склонность наблюдающих рассматривать процессы и явления свозь призму собственного опыта, учитывать сведения, полученные в результате прошлых исследований, сравнивать с имеющимся образцом. Такой подход лишает процесс объективности, может в значительной степени исказить реальные результаты.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Наблюдательные исследования — Исследования Provalis
Следите за тем, что я делаю, а не за тем, что я говорю, может быть хорошей подготовкой к наблюдательным исследованиям. Люди в фокус-группах или в опросах могут сказать что-то вроде: «Я всегда покупаю зеленые яблоки», но, возможно, при наблюдении они покупают менее дорогие яблоки или самые свежие на вид яблоки. Наблюдательное исследование позволяет исследователю увидеть, что на самом деле делают его испытуемые, сталкиваясь с различными вариантами выбора или ситуациями.
Термин относится к изучению неэкспериментальных ситуаций, в которых поведение наблюдается и регистрируется. Это также можно было бы назвать «что происходит или что она делает». Исследование классифицируется как неэкспериментальное, потому что переменные не контролируются и не манипулируются. Результаты носят как качественный, так и количественный характер.
Существуют различные типы наблюдательных исследований, и у них есть свои сильные и слабые стороны. Этот метод используется в маркетинге и социальных науках. Как указывалось ранее, переменные не создаются и не манипулируются. В естественном наблюдательном исследовании исследователь просто записывает то, что видит перед собой. Что их субъекты делают и как они взаимодействуют. Это может быть наблюдение за животными в дикой природе из-за слепых, покупателями в продуктовом магазине, студентами в классе или солдатами на поле боя. Другой тип — это включенное наблюдение, когда исследователь участвует и взаимодействует с субъектами, задавая вопросы (обычно неструктурированные), делая заметки, фотографии, рисунки и другие задачи по ведению записей. Тематические исследования и архивные исследования — две другие формы наблюдательных исследований. Тематические исследования обычно включают более глубокое изучение отдельного человека, группы или события и могут быть естественными или совместными. Архивация — это наблюдение за предыдущими данными, которые часто собирались и анализировались для другой цели.
Преимущество метода наблюдения в маркетинговых исследованиях заключается в том, что он менее гипотетичен, поскольку фиксирует то, что люди покупают, а не то, что, по их словам, они будут делать или уже сделали. Это также позволяет исследователям наблюдать за поведением людей, когда они сталкиваются с реальными дисплеями, выбором цен, а не предсказывать их поведение на основе опросов или ответов фокус-групп. Некоторые из недостатков связаны с человеческими предубеждениями, поскольку наблюдатель — человек со своими собственными предубеждениями. Кроме того, нельзя знать, о чем думает субъект, его средний план или процесс принятия решения. Например, выбрали ли они что-то, потому что просто торопились, действительно ли они видели этот дисплей, стоимость не имела значения, потому что они очень богаты. Желаемая демографическая ситуация может быть труднодостижима.
Программное обеспечение для качественных и смешанных методов, такое как QDA Miner, и инструмент для анализа текста, такой как WordStat, могут помочь в организации и анализе наблюдений. Программное обеспечение позволяет объединять множество обсервационных исследований по одному и тому же предмету, кодировать и количественно оценивать эти наблюдения. Возможности анализа текста WordStat помогают исследовать большие объемы архивных исследований.
Ссылки
S.J. Гроув, Р.П. Fisk-Journal of Academy Marketing Science 1992. Методы сбора данных наблюдения для маркетинга услуг. Обзор
Прайс, Р. Джхангиани, И. Чант, А. Чанг, Д. К. Лейтон, К. Котлет Методы исследования в психологии. 2017. Глава 6.5 Наблюдательные исследования
подходов к исследованиям | Введение в психологию
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Описывать различные методы исследования, используемые психологами
- Обсудите сильные и слабые стороны тематических исследований, натуралистических наблюдений, опросов и архивных исследований
- Сравните лонгитюдный и кросс-секционный подходы к исследованию
Психологам доступно множество исследовательских методов в их попытках понять, описать и объяснить поведение и когнитивные и биологические процессы, лежащие в его основе. Некоторые методы основаны на методах наблюдения. Другие подходы включают взаимодействие между исследователем и изучаемыми людьми — от серии простых вопросов до обширных, подробных интервью — и хорошо контролируемых экспериментов.
Каждый из этих методов исследования имеет уникальные сильные и слабые стороны, и каждый метод может подходить только для определенных типов исследовательских вопросов. Например, исследования, основанные главным образом на наблюдении, дают невероятное количество информации, но возможность применить эту информацию к большей популяции несколько ограничена из-за небольшого размера выборки. Опросные исследования, с другой стороны, позволяют исследователям легко собирать данные из относительно больших выборок. Хотя это позволяет легче обобщать результаты для большей совокупности, информация, которая может быть собрана в ходе любого данного обследования, несколько ограничена и связана с проблемами, связанными с любым типом данных, предоставленных самими исследователями. Некоторые исследователи проводят архивные исследования, используя существующие записи. Хотя это может быть довольно недорогой способ сбора данных, которые могут дать представление о ряде исследовательских вопросов, исследователи, использующие этот подход, не могут контролировать, как и какие данные были собраны. Все описанные до сих пор методы носят корреляционный характер. Это означает, что исследователи могут говорить о важных взаимосвязях, которые могут существовать между двумя или более интересующими переменными. Однако корреляционные данные нельзя использовать для утверждения причинно-следственных связей.
Корреляционное исследование может найти взаимосвязь между двумя переменными, но единственный способ, которым исследователь может заявить, что взаимосвязь между переменными является причиной и следствием, — это провести эксперимент. В экспериментальных исследованиях, которые будут обсуждаться далее в этой главе, имеется огромный контроль над представляющими интерес переменными. Хотя это мощный подход, эксперименты часто проводятся в очень искусственных условиях. Это ставит под сомнение достоверность экспериментальных результатов в отношении того, как они будут применяться в реальных условиях. Кроме того, многие вопросы, на которые психологи хотели бы ответить, не могут быть решены с помощью экспериментальных исследований из-за этических соображений.
В 2011 году газета New York Times опубликовала очерк о Кристе и Татьяне Хоган, канадских девочках-близнецах. Эти конкретные близнецы уникальны, потому что Криста и Татьяна — сиамские близнецы, соединенные головой. Есть свидетельства того, что две девочки связаны в части мозга, называемой таламусом, который является основным сенсорным ретрансляционным центром. Большая часть поступающей сенсорной информации отправляется через таламус, прежде чем достигает более высоких областей коры головного мозга для обработки.
Ссылка на обучение
Чтобы узнать больше о Кристе и Татьяне, посмотрите это видео New York Times об их жизни.
Последствия этой потенциальной связи означают, что один из близнецов может испытать ощущения другого близнеца. Например, если Криста смотрит особенно смешную телевизионную программу, Татьяна может улыбаться или смеяться, даже если она не смотрит программу. Эта конкретная возможность вызвала интерес у многих нейробиологов, стремящихся понять, как мозг использует сенсорную информацию.
Эти близнецы представляют собой огромный ресурс в изучении мозга, и, поскольку их состояние очень редкое, вполне вероятно, что, пока их семьи согласны, ученые будут очень внимательно следить за этими девочками на протяжении всей их жизни, чтобы получить как можно больше информации. (Доминус, 2011).
В обсервационных исследованиях ученые проводят клиническое или тематическое исследование, когда они сосредотачиваются на одном человеке или всего на нескольких людях. Действительно, некоторые ученые проводят всю свою карьеру, изучая лишь 10–20 человек. Зачем им это делать? Очевидно, что когда они сосредотачивают свое внимание на очень небольшом числе людей, они могут получить огромное количество информации об этих случаях. Богатство информации, собранной в ходе клинических исследований или тематических исследований, не имеет себе равных ни в одном другом исследовательском методе. Это позволяет исследователю иметь очень глубокое понимание людей и конкретного изучаемого явления.
Если клинические исследования или тематические исследования предоставляют так много информации, почему исследователи не проводят их чаще? Как оказалось, основным преимуществом этого конкретного подхода является также его слабость. Как упоминалось ранее, этот подход часто используется при изучении лиц, которые интересны исследователям тем, что обладают редкой характеристикой. Таким образом, люди, которые служат объектом тематических исследований, не похожи на большинство других людей. Если ученые в конечном счете захотят объяснить все поведение, сосредоточение внимания на такой особой группе людей может затруднить обобщение каких-либо наблюдений на большую популяцию в целом. Обобщение относится к способности применять результаты конкретного исследовательского проекта к более широким слоям общества. Опять же, тематические исследования предоставляют огромное количество информации, но, поскольку случаи настолько специфичны, возможность применить полученные знания к среднему человеку может быть очень ограниченной.
Если вы хотите понять, как происходит поведение, один из лучших способов получить информацию — просто наблюдать за поведением в его естественном контексте. Однако люди могут изменить свое поведение неожиданным образом, если будут знать, что за ними наблюдают. Как исследователи получают точную информацию, когда люди склонны скрывать свое естественное поведение? В качестве примера представьте, что ваш профессор просит всех в вашем классе поднять руку, если они всегда моют руки после туалета. Скорее всего, почти все в классе поднимут руку, но вы думаете, что мытье рук после каждого похода в туалет действительно настолько универсально?
Это очень похоже на явление, упомянутое ранее в этой главе: многие люди не чувствуют себя комфортно, честно отвечая на вопрос. Но если мы стремимся узнать факты о мытье рук, у нас есть другие варианты.
Предположим, мы отправляем одноклассника в туалет, чтобы посмотреть, все ли моют руки после посещения туалета. Сможет ли наш наблюдатель смешаться с окружающей средой туалета, надев белый лабораторный халат, сидя с планшетом и глядя на раковину? Мы хотим, чтобы наш исследователь был незаметен — возможно, стоял у одной из раковин, делая вид, что надевает контактные линзы, и тайно записывая соответствующую информацию. Этот тип наблюдательного исследования называется натуралистическим наблюдением: наблюдение за поведением в его естественной обстановке. Чтобы лучше понять исключение сверстников, Сюзанна Фангер вместе с коллегами из Техасского университета наблюдала за поведением детей дошкольного возраста на игровой площадке. Как наблюдатели оставались незаметными на протяжении всего исследования? Они снабдили нескольких детей беспроводными микрофонами (о которых дети быстро забыли) и наблюдали за происходящим на расстоянии. Кроме того, дети в этом конкретном дошкольном учреждении («лабораторном дошкольном учреждении») привыкли к тому, что на игровой площадке есть наблюдатели (Fanger, Frankel, & Hazen, 2012).
Крайне важно, чтобы наблюдатель был как можно более ненавязчивым и незаметным: когда люди знают, что за ними наблюдают, они с меньшей вероятностью будут вести себя естественно. Если у вас есть сомнения по этому поводу, спросите себя, как ваше поведение за рулем может отличаться в двух ситуациях: в первой ситуации вы едете по пустынному шоссе в середине дня; во второй ситуации вас преследует полицейская машина по тому же пустынному шоссе ([ссылка]).
Вид полицейской машины позади вас, вероятно, повлияет на ваше поведение за рулем. (кредит: Майкл Гил)
Следует отметить, что натуралистические наблюдения не ограничиваются исследованиями с участием людей. Действительно, некоторые из самых известных примеров натуралистического наблюдения связаны с тем, что исследователи отправляются в поле, чтобы наблюдать за различными видами животных в их собственной среде. Как и в случае с людьми, исследователи сохраняют дистанцию и избегают мешать животным, чтобы не влиять на их естественное поведение. Ученые использовали эту технику для изучения социальной иерархии и взаимодействия между животными, от сусликов до горилл. Информация, полученная в результате этих исследований, бесценна для понимания того, как эти животные организуются в обществе и общаются друг с другом. Антрополог Джейн Гудолл, например, почти пять десятилетий наблюдала за поведением шимпанзе в Африке ([ссылка]). В качестве иллюстрации типов опасений, с которыми исследователь может столкнуться при натуралистическом наблюдении, некоторые ученые критиковали Гудолла за то, что он давал шимпанзе имена, а не называл их по номерам — считалось, что использование имен подрывает эмоциональную отстраненность, необходимую для объективности исследования. (Маккай, 2010).
(а) Джейн Гудолл сделала карьеру, проводя натуралистические наблюдения за (б) поведением шимпанзе. (кредит «Джейн Гудолл»: модификация работы Эрика Херсмана; «шимпанзе»: модификация работы «Afrika Force»/Flickr. com)
Наибольшее преимущество натуралистического наблюдения заключается в достоверности или точности информации, собранной ненавязчиво в естественных условиях. То, что люди ведут себя так, как они обычно ведут себя в данной ситуации, означает, что у нас есть более высокая степень экологической достоверности или реализма, чем мы могли бы достичь с другими исследовательскими подходами. Таким образом, наша способность обобщать результаты исследования на реальные ситуации повышается. Если все сделано правильно, нам не нужно беспокоиться о том, что люди или животные изменят свое поведение просто потому, что за ними наблюдают. Иногда люди могут предположить, что программы реальности дают нам представление о подлинном человеческом поведении. Однако принцип незаметного наблюдения нарушается, поскольку за звездами реалити-шоу следят съемочные группы и берут интервью на камеру для личных признаний. Учитывая эту среду, мы должны сомневаться в том, насколько естественным и реалистичным является их поведение.
Основным недостатком натуралистических наблюдений является то, что их часто трудно настроить и контролировать. В нашем исследовании туалета, что если бы вы простояли в туалете весь день, готовясь записать, как люди моют руки, и никто не вошел? Или что, если вы внимательно наблюдали за стаей горилл в течение нескольких недель только для того, чтобы обнаружить, что они мигрировали на новое место, пока вы спали в своей палатке? Преимущество реалистичных данных имеет свою цену. Как исследователь, вы не можете контролировать, когда (и есть ли) у вас поведение для наблюдения. Кроме того, этот тип наблюдательных исследований часто требует значительных затрат времени, денег и удачи.
Иногда исследования включают структурированное наблюдение. В этих случаях за людьми наблюдают, выполняя поставленные конкретные задачи. Отличный пример структурированного наблюдения можно найти в «Странной ситуации» Мэри Эйнсворт (подробнее об этом вы прочтете в главе о развитии продолжительности жизни). Странная ситуация — это процедура, используемая для оценки стилей привязанности, существующих между младенцем и опекуном. В этом сценарии воспитатели приводят своих младенцев в комнату, полную игрушек. Странная ситуация включает в себя ряд фаз, в том числе появление незнакомца в комнате, выход опекуна из комнаты и возвращение опекуна в комнату. Поведение младенца внимательно отслеживается на каждой фазе, но именно поведение младенца при воссоединении с опекуном является наиболее показательным с точки зрения характеристики стиля привязанности младенца к опекуну.
Еще одной потенциальной проблемой в наблюдательных исследованиях является предвзятость наблюдателя. Как правило, люди, выступающие в роли наблюдателей, активно участвуют в исследовательском проекте и могут бессознательно искажать свои наблюдения, чтобы они соответствовали их исследовательским целям или ожиданиям. Чтобы защититься от такого рода предвзятости, исследователи должны иметь четкие критерии, установленные для типов регистрируемого поведения и того, как это поведение следует классифицировать. Кроме того, исследователи часто сравнивают наблюдения одного и того же события несколькими наблюдателями, чтобы проверить межоценочную надежность: показатель надежности, который оценивает согласованность наблюдений разных наблюдателей.
Часто психологи разрабатывают опросы как средство сбора данных. Опросы представляют собой списки вопросов, на которые должны ответить участники исследования, и могут быть предоставлены в виде бумажных и карандашных вопросников, проводиться в электронном виде или проводиться устно ([ссылка]). Как правило, сам опрос можно провести за короткое время, а простота проведения опроса позволяет легко собирать данные от большого количества людей.
Опросы позволяют исследователям собирать данные из более крупных выборок, чем могут быть предоставлены другими методами исследования . Выборка — это подмножество лиц, отобранных из совокупности, которая представляет собой общую группу лиц, интересующих исследователей. Исследователи изучают выборку и стремятся распространить свои выводы на всю совокупность.
Опросы можно проводить несколькими способами, включая электронные исследования, такие как опрос, показанный здесь. (кредит: Роберт Найман)
В обзоре есть как сильные, так и слабые стороны по сравнению с тематическими исследованиями. Используя опросы, мы можем собирать информацию от большей выборки людей. Более крупная выборка лучше отражает фактическое разнообразие населения, что обеспечивает лучшую обобщаемость. Следовательно, если наша выборка достаточно велика и разнообразна, мы можем предположить, что данные, которые мы собираем в ходе опроса, могут быть обобщены на большую совокупность с большей уверенностью, чем информация, собранная в ходе тематического исследования. Однако, учитывая большее количество вовлеченных людей, мы не можем собрать такую же подробную информацию о каждом человеке, которая была бы собрана в тематическом исследовании.
Еще один потенциальный недостаток опросов — это то, о чем мы уже упоминали ранее в этой главе: люди не всегда дают точные ответы. Они могут лгать, неправильно помнить или отвечать на вопросы таким образом, чтобы, по их мнению, выглядеть хорошо. Например, люди могут сообщать о том, что пьют меньше алкоголя, чем на самом деле.
С помощью опросов можно получить ответы на любое количество исследовательских вопросов. Одним из реальных примеров является исследование, проведенное Дженкинсом, Руппелем, Кизером, Йелом и Гриффином (2012 г.) о негативной реакции арабо-американского сообщества США после террористических атак 11 сентября 2001 г. Дженкинс и его коллеги хотели определить, в какой степени это негативное отношение к американцам арабского происхождения все еще существовало спустя почти десять лет после того, как произошли нападения. В одном исследовании 140 участников заполнили анкету с 10 вопросами, в том числе вопросами, напрямую касающимися явного предвзятого отношения участников к людям разных национальностей. В опросе также задавались косвенные вопросы о том, насколько вероятно, что участник будет взаимодействовать с человеком данной этнической принадлежности в различных условиях (например, «Как вы думаете, насколько вероятно, что вы представитесь человеку арабского происхождения?» американского происхождения?»). Результаты исследования показали, что участники не желали сообщать о предвзятом отношении к какой-либо этнической группе. Однако были существенные различия в их характере ответов на вопросы о социальном взаимодействии с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами: они указывали на меньшую готовность к социальному взаимодействию с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами. Это свидетельствовало о том, что участники питали тонкие формы предубеждения против американцев арабского происхождения, несмотря на их утверждения, что это не так (Jenkins et al., 2012).
Некоторые исследователи получают доступ к большим объемам данных, не взаимодействуя ни с одним участником исследования. Вместо этого они используют существующие записи, чтобы ответить на различные исследовательские вопросы. Этот тип исследовательского подхода известен как архивное исследование. Архивные исследования основаны на просмотре прошлых записей или наборов данных для поиска интересных закономерностей или взаимосвязей.
Например, исследователь может получить доступ к академическим записям всех лиц, поступивших в колледж за последние десять лет, и рассчитать, сколько времени им потребовалось для получения степени, а также нагрузку на курсы, оценки и внеучебную активность. Архивные исследования могут предоставить важную информацию о том, кто с наибольшей вероятностью завершит свое образование, и могут помочь определить важные факторы риска для учащихся, испытывающих затруднения ([ссылка]).
Исследователь, проводящий архивные исследования, изучает записи, независимо от того, заархивированы ли они в виде (а) печатной копии или (б) в электронном виде. (кредит «бумажные файлы»: модификация работы «Newtown graffiti»/Flickr; «компьютер»: модификация работы INPIVIC Family/Flickr)
При сравнении архивных исследований с другими методами исследования существует несколько важных отличий. Во-первых, исследователь, проводящий архивные исследования, никогда напрямую не взаимодействует с участниками исследования. Таким образом, затраты времени и денег на сбор данных значительно меньше при архивных исследованиях. Кроме того, исследователи не имеют никакого контроля над тем, какая информация была первоначально собрана. Поэтому вопросы исследования должны быть адаптированы таким образом, чтобы на них можно было ответить в рамках структуры существующих наборов данных. Также нет гарантии согласованности между записями из одного источника в другой, что может затруднить сравнение и сопоставление различных наборов данных.
Иногда мы хотим увидеть, как люди меняются со временем, например, при изучении человеческого развития и продолжительности жизни. Когда мы тестируем одну и ту же группу людей неоднократно в течение длительного периода времени, мы проводим лонгитюдное исследование. Лонгитюдное исследование — это исследовательский план, при котором сбор данных осуществляется неоднократно в течение длительного периода времени. Например, мы можем опросить группу людей об их пищевых привычках в возрасте 20 лет, повторно протестировать их десять лет спустя в возрасте 30 лет, а затем еще раз в возрасте 40 лет9. 0003
Другим подходом является поперечное исследование. В поперечном исследовании исследователь сравнивает несколько сегментов населения одновременно. Используя приведенный выше пример пищевых привычек, исследователь может напрямую сравнить разные группы людей по возрасту. Вместо группы людей в течение 20 лет, чтобы увидеть, как их пищевые привычки менялись от десятилетия к десятилетию, исследователь изучил группу 20-летних людей и сравнил их с группой 30-летних людей и группой пожилых людей. 40-летние лица. Хотя поперечное исследование требует более краткосрочных инвестиций, оно также ограничено различиями, существующими между разными поколениями (или когортами), которые не имеют ничего общего с возрастом как таковым, а скорее отражают социальный и культурный опыт разных поколений людей. личности делают их отличными друг от друга.
Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, рассмотрим следующие результаты опроса. В последние годы наблюдается значительный рост общественной поддержки однополых браков. Многие исследования на эту тему разбивают участников опроса на разные возрастные группы. В целом молодые люди больше поддерживают однополые браки, чем люди старшего возраста (Jones, 2013). Означает ли это, что с возрастом мы становимся менее восприимчивыми к идее однополых браков, или это означает, что пожилые люди имеют разные точки зрения из-за социального климата, в котором они выросли? Лонгитюдное исследование является мощным подходом, потому что одни и те же люди участвуют в исследовательском проекте с течением времени, а это означает, что исследователи должны меньше беспокоиться о различиях между когортами, влияющих на результаты их исследования.
Часто лонгитюдные исследования используются при изучении различных заболеваний, чтобы понять конкретные факторы риска. В таких исследованиях часто участвуют десятки тысяч человек, за которыми наблюдают в течение нескольких десятилетий. Учитывая огромное количество людей, участвующих в этих исследованиях, исследователи могут быть уверены, что их выводы могут быть распространены на более широкую популяцию. Исследование по предотвращению рака-3 (CPS-3) — одно из серии лонгитюдных исследований, спонсируемых Американским онкологическим обществом и направленных на определение прогностических факторов риска, связанных с раком. Когда участники присоединяются к исследованию, они заполняют анкету о своей жизни и истории семьи, предоставляя информацию о факторах, которые могут вызвать или предотвратить развитие рака. Затем каждые несколько лет участники проходят дополнительные опросы. В конце концов, сотни тысяч участников будут отслеживаться в течение 20 лет, чтобы определить, у кого из них разовьется рак, а у кого нет.
Очевидно, что этот тип исследования важен и потенциально очень информативен. Например, более ранние лонгитюдные исследования, спонсируемые Американским онкологическим обществом, представили некоторые из первых научных демонстраций теперь хорошо установленных связей между повышенным уровнем заболеваемости раком и курением (Американское онкологическое общество, без даты) ([ссылка]).
Продольные исследования, такие как CPS-3, помогают нам лучше понять, как курение связано с раком и другими заболеваниями. (кредит: CDC/Дебора Картахена)
Как и любая исследовательская стратегия, лонгитюдное исследование не лишено ограничений. Во-первых, эти исследования требуют невероятных затрат времени со стороны исследователя и участников исследования. Учитывая, что для завершения некоторых лонгитюдных исследований требуются годы, если не десятилетия, результаты не будут известны в течение значительного периода времени. Помимо временных затрат, эти исследования также требуют значительных финансовых вложений. Многие исследователи не в состоянии задействовать ресурсы, необходимые для доведения лонгитюдного проекта до конца.
Участники исследования также должны быть готовы продолжать свое участие в течение длительного периода времени, и это может быть проблематично. Люди переезжают, женятся и берут новые имена, заболевают и в конце концов умирают. Даже без существенных изменений в жизни некоторые люди могут просто отказаться от участия в проекте. В результате показатели отсева или сокращения числа участников исследования из-за отсева в лонгитюдных исследованиях довольно высоки и увеличиваются в ходе проекта. По этой причине исследователи, использующие этот подход, обычно набирают много участников, полностью ожидая, что значительное число отсеется до конца. По ходу исследования они постоянно проверяют, представляет ли выборка большую часть населения, и при необходимости вносят коррективы.
Клиническое исследование или тематическое исследование включает в себя изучение нескольких человек в течение длительного периода времени. Хотя этот подход обеспечивает невероятную глубину информации, возможность обобщить эти наблюдения на большую группу населения проблематична. Натуралистическое наблюдение включает в себя наблюдение за поведением в естественной обстановке и позволяет собирать достоверную, достоверную информацию из реальных ситуаций. Однако натуралистическое наблюдение не дает большого контроля и часто требует довольно много времени и денег для выполнения. Исследователи стремятся к тому, чтобы их инструменты для сбора данных были как надежными (непротиворечивыми и воспроизводимыми), так и действительными (точными).
Опросы можно проводить несколькими способами, что позволяет быстро собирать большие объемы данных. Однако глубина информации, которую можно собрать с помощью опросов, несколько ограничена по сравнению с клиническими исследованиями или исследованиями конкретных случаев.
Архивные исследования включают изучение существующих наборов данных для ответа на вопросы исследования.
Продольные исследования оказались невероятно полезными для исследователей, которым необходимо собрать данные о том, как люди меняются с течением времени. Поперечное исследование сравнивает несколько сегментов населения в одно и то же время.
Глоссарий
архивное исследование метод исследования с использованием прошлых записей или наборов данных для ответа на различные исследовательские вопросы или для поиска интересных закономерностей или взаимосвязей
истощение время
клиническое исследование или тематическое исследование обсервационное исследование с участием одного или нескольких человек
поперечное исследование сравнивает несколько сегментов совокупности одновременно
обобщает делает вывод о том, что результаты для выборки применимы к большей совокупности
межэкспертная надежность мера согласия между наблюдателями в отношении того, как они регистрируют и классифицируют конкретное событие
лонгитюдные исследования исследования, в ходе которых одна и та же группа лиц неоднократно осматривается или измеряется в течение длительного периода времени
натуралистические наблюдения Наблюдение за поведением в его естественной обстановке
Смещение наблюдателя Когда наблюдения могут быть искажены, чтобы соответствовать ожиданиям наблюдателей
Популяция Общая группа людей, которые исследователи заинтересованы в
.