Наблюдение в психологии определение: 3. Метод наблюдения в психологии.

Метод объективного наблюдения | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Метод объективного наблюдения (англ. method of objective observation) — общенаучный метод эмпирического исследования; применяется в психологии для опосредствованного изучения психической деятельности путем наблюдения (регистрации) актов поведения и физиологических процессов, которые, согласно гипотезе исследователя, выявляют психические процессы. Наблюдение обычно не рассчитано на создание условий, необходимых для вызывания изучаемых процессов, что не исключает предварительного планирования времени, места и ситуаций, наиболее благоприятных для решения поставленных в исследовании задач (ср. Лабораторный эксперимент, Метод эксперимента).

Целесообразно использовать Метод объективного наблюдения при изучении процессов, протекание и развитие которых в экспериментальных условиях может подвергнуться искажениям.

Но возможно, что в естественных условиях изучаемые процессы выступят в сложных взаимосвязях с многочисленными случайными факторами; поэтому при использовании М. о. н. может возникнуть особая задача отчленения случайных и нетипичных наблюдений. Научное наблюдение должно иметь предварительный план с возможно более полным перечнем подлежащих регистрации параметров. Метод объективного наблюдения особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов. В дальнейшем следует планировать более детальную разработку проблемы (если позволяет природа изучаемого) в ходе проведения эксперимента.

Добавление ред.: Следует разделять, по крайней мере, 3 значения термина Метод объективного наблюдения (см. Объективный метод).

  1. Одно из 2 подразделений наблюдения как метода эмпирического исследования; данное значение находится в бинарной оппозиции к методу самонаблюдения (интроспекции), который тоже рассматривается как разновидность метода наблюдения (метод субъективного наблюдения).
    «Объективное» здесь означает «внешнее», т.е. наблюдение, осуществляемое с помощью внешних органов чувств (экстероспекция) и/или разнообразных приборов. С этой т.зр. психологические науки всегда были «уникальным заповедником» метода субъективного наблюдения. Его-то и пытались уничтожить некоторые представители т.н. объективной психологии.
  2. В более узком значении — это наблюдение, в котором наблюдаемое явление регистрируется с помощью технических средств, а роль исследователя ограничивается выполнением тех или иных этапов: считывание показаний приборов, выбор методов обработки и анализа данных, осуществление обработки, интерпретация и представление данных. Здесь «объективное» фактически эквивалентно «приборному», но во многих науках полностью исключить человека-наблюдателя не удается. С этой т. зр. субъективные наблюдения широко представлены в любой эмпирической науке (от астрономии и физиологии до лингвистики и этнографии).
  3. В значении достаточно широком — это любой метод наблюдения, в котором выполняется требование независимого контроля (наблюдателями-дублерами или с помощью приборов). Существует наивное представление, что методы самонаблюдения в принципе не удовлетворяют такому требованию, тогда как экстероспективные и особенно приборные наблюдения всегда ему удовлетворяют (и в этом смысле объективны). С обоими утверждениями можно не согласиться. См. также Виды наблюдения, Наблюдение. (Б. М.)

Словарь практического психолога С.Ю. Головин

Метод объективного наблюдения — стратегия исследования для фиксации заданных характеристик некоего процесса без вмешательство в его течение. Может ориентироваться на регистрацию актов поведенческих и процессов физиологических. Как правило, выступает предварительным этапом перед планированием и проведением исследования экспериментального.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Метод объективного наблюдения

Включенное наблюдение

Включенное наблюдение вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.

Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим.   

                              
В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюдения могут служить:

  • элементы деятельности;
  • категории действий;
  • объект или лицо, выступающее центром внимания группы;
  • индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.

За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа оказала влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.  
   
Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек.

Вначале он делал записи тайком, но, завоевав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание.

В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски.

«В одном из своих исследований бандитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами» — говорить на их языке».

Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному нарушению закона и было связано с риском для жизни.

Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравственная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действовать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон. Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступлении, тем более опасном для жизни окружающих людей. Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и милосердия.

Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яблонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их расположение крайне трудно. Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступление, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в преступление» здесь не помогут. Поведение самого ученого в экстраординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.

Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, чтобы они были крайне осторожными. Провал обеспечен, если преступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиентов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности.

Проводя включенное наблюдение (и рискуя жизнью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры.

Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями выживания. Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, классическое участвующее наблюдение с длительным процессом завоевания доверия, совместным повседневным времяпрепровождением. Его интересовали также биографии информантов. Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали возникновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.

Одну из первых в России попыток использовать метод включенного наблюдения при изучении народного читателя предпринял в начале XX в. С. А. Рапопорт (публиковался под псевдонимом С. Анский), который, следуя традиции народнического движения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.

Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строительном кооперативе, «славящемся» своими махинациями. Но не рядовым исполнителем, а главным «снабженцем». Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, каналы расхищения материалов, способы присвоения незаработанных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении исследования приходилось прятать свои записи, тщательно маскироваться и контролировать каждый шаг. Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.

Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зависимости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым. В первом случае сбор информации осуществляют в искусственно созданных для наблюдений условиях; во втором наблюдение проводится в реальной жизненной обстановке.

К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг. Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репортажей о непростых отношениях ГАИ и шоферской братии, о трудных дорогах водителей-«дальнобойщиков», о необычных заботах продавца киоска. Журналист, перевоплотившийся в автоинспектора, прибегнул для сбора материала к одному из методов активного репортерского поиска. После публикации А. Гудимова вышла книга Аллы Трубниковой о ее приключениях в женском монастыре, куда она проникла под видом смиренной послушницы. Можно также назвать блестящие репортажи М. Кольцова «В норе у зверя», цикл очерков Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика», построенный на включенном наблюдении журналиста, принявшего облик полярника, благодаря которому ему удалось изнутри познать бытовые трудности полярной зимовки.

А в западной журналистике прославился Гюнтер Вальраф, который под вымышленным именем работал в издательском концерне Шпрингера, на себе испытав все превратности судьбы гастарбайтера. Особая убедительность репортажей со сменой имиджа автора кроется в необычности приемов самого сбора информации, а также в результатах дерзкого поиска. В итоге — уникальные детали и подробности, «потаенная» до поры до времени информация, «теневые» отношения официальных авторитетов, хитроумные способы уклонения от законов и грозных инструкций — весь этот «улов» новой информации вмиг возвысил общественную значимость прессы, подчеркнул ее естественную склонность к независимости в отношениях с властями.

Смена профессии в карьере журналиста, равно как и в деятельности социолога, пользующегося методом включенного наблюдения, требует известного артистизма и театрального перевоплощения. Необходимо так изменить свой имидж, т.е. комплекс видимых другими примет, идентифицируемых именно с этим человеком, чтобы быть неузнанным. При этом менять приходится не только индивидуальные, но и общепрофессиональные черты. Исследователь принимает новый облик — от костюма до нового стиля поведения. Иной имидж включает его в систему неведомых ранее отношений, обогащает уникальной, порой сенсационной, информацией. Сменить здесь имидж равносильно добровольному уходу со сцены, — если, конечно, не следовать примеру мыслителей древнего Востока, советовавших популярному писателю сменить литературное имя и под псевдонимом, в амплуа новичка, возвратиться на литературный Олимп.

Феномен попрошайничества методом участвующего наблюдения в 2000-е гг. изучала М. Кудрявцева, которая в течение нескольких месяцев вживалась в роль нищенки и просила подаяние; Прибегнуть к качественным методам ее вынудили проблемы доступа к полю, т.е. необходимость налаживания доверительных отношений между исследователем и информантами в течение длительного времени. В подобных условиях традиционное анкетирование и статистический анализ данных не подходят.

Включенное наблюдение может происходить в ординарных условиях, например, на стройке или заводе, и в неординарных условиях. Специалисту в области социальных наук нередко доводится иметь дело с наркоманами, владельцами оружия, членами уличных шаек, бандитских формирований, «преступных синдикатов», с уголовниками и профессиональными ворами. Проводя включенное наблюдение в криминальной субкультуре, ученый часто рискует жизнью. К рискованным мероприятиям можно отнести также участие социолога в забастовочном процессе. Профессиональный социолог в рядах забастовщиков — явление необычное для зарубежной, а тем более отечественной социологии.

Армянский социолог А. Погосян провел включенное наблюдение в ходе забастовки, происходившей в июле 1988 г. в Ереване. Его интересовали социальная динамика явления, характер и типы поведения людей, мотивы и ценности их поступков. Па вполне понятным причинам анкетный опрос в такой ситуации провести невозможно. Коллега оказался в двойственном положении: исполнитель профессиональной роли и участник забастовочного движения. Тактика научного метода требовала от него нейтральной оценки явлений, а цели забастовки — активного участия в них. На собственном опыте социолог «забастовщик» убедился, что противоречивость ролей исследованию никак не мешала. Отношение забастовщиков к представителям интеллигенции в их рядах было терпимым и даже дружеским. Г. Погосяну удалось выявить не только уровни забастовочного движения, детали его организации, логику поведения людей, принимающих участие в открытых формах демократического протеста, но также сложную, нелинейную мотивационную структуру поступков.

Включенное наблюдение требует от социолога непосредственного взаимодействия с интересующими людьми, принятия исследователем определенной социальной роли. Все информанты знали об официальном статусе исследовательницы (студентка, а затем аспирантка). Элементом участвующего наблюдения являлось так называемое «стимулирующее» поведение, когда ученый занимает активную позицию и провоцирует ответные реакции у своих информантов. Помимо участвующего наблюдения М. Кудрявцева применяла также скрытое наблюдение, когда информанты не знали о присутствии наблюдающего за ними социолога. Документально работа фиксировалась в дневнике наблюдений на основании полевых заметок. Вначале исследования она пробовала брать интервью и записывать их на пленку, но очень скоро отказалась от этого, поскольку диктофон отпугивал информантов. В дальнейшем М. Кудрявцева старалась запомнить ключевые слова, основные моменты беседы и восстанавливала диалог уже дома на страницах дневника. Информантами выступали профессиональные нищие, т.е. люди, здоровые по природе, но притворяющиеся инвалидами с целью заработать на жизнь, а иногда и обогатиться таким способом. В результате проведенного исследования удалось выявить и описать несколько социальных типов нищих и моделей попрошайничества: «пенсионер(ка)», «церковные нищие», «мать-одиночка», «очень больная старая женщина или юродивая». М. Кудрявцева пришла к выводу о том, что современные нищие, разыгрывающие уличные спектакли, умеют прекрасно манипулировать производимым впечатлением, что выступает несомненным признаком актерского профессионализма. Манипуляцией является сам выход нищего на улицу, «на сцену». Его презентация направлена на то, чтобы соответствовать представлениям о нужде, обездоленности, несчастье. Если собственных ресурсов недостаточно, то нищий прибегает к дополнительным манипулятивным техникам (наклеивание бороды, использование грязной одежды, заворачивание в одеяло полена вместо ребенка и т.п.).

Научно спланированное включенное наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. Но предпосылкой для такого анализа вполне могут служить данные неконтролируемого наблюдения. Примером такого двухэтапного социологического исследования может служить наблюдение В.Б. Ольшанского, тогда сотрудника Института философии АН СССР, проведенное в 1970-е гг. Первым шагом служило включенное наблюдение. Он поступил на завод им. Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев в бригаде слесарей-сборщиков. За это время он достаточно сблизился с рабочими, стал в их среде что называется «своим парнем».

Создав нужный плацдарм, В. Ольшанский приступил ко второму этапу, построив программу формализованного обследования, которая включала интервью, опросы и групповые дискуссии. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные «можно» и «нельзя». При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социолога ми в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».

Преимущество включенного наблюдения состоит в том, что оно дает социологу самые яркие и непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации. Отсюда же вытекает и его недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста.

Наблюдение | Психология Вики | Фэндом

в: Познание, Источники познания, Наблюдение,

а также еще 2

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Основная статья: Методы наблюдения

Наблюдение – это либо деятельность живого существа, например человека, состоящая в получении знаний о внешнем мире через органы чувств, либо запись данных с помощью научных инструменты. Этот термин может также относиться к любым данным, собранным во время этой деятельности. Наблюдением также может быть то, как вы смотрите на вещи или когда вы смотрите на что-то.

Содержание

  • 1 Наблюдение в науке
  • 2 Альтернативные определения
    • 2.1 Предубеждения
      • 2.1.1 Ошибка наблюдения
      • 2.1.2 Предвзятость подтверждения
      • 2.1.3 Наука «Карго-культ»
      • 2.1.4 Смещение обработки
  • 3 Наблюдения по философии
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера

Наблюдение в науке

Научный метод требует наблюдений за природой для формулирования и проверки гипотез. [ необходима ссылка ] Он состоит из следующих шагов:

  1. Задать вопрос о природном явлении
  2. Наблюдение за явлением
  3. Гипотеза объяснения явления
  4. Предсказание логического следствия гипотезы
  5. Проверка гипотезы с помощью эксперимента, наблюдения или полевого исследования
  6. Создание заключения на основе данных, собранных в ходе эксперимента

Наблюдение играет роль во втором и пятом шагах. Однако потребность в воспроизводимости требует, чтобы наблюдения разных наблюдателей были сопоставимы. Человеческие чувственные впечатления субъективны и качественны, что затрудняет их запись или сравнение. Идея измерения эволюционировала, чтобы позволить записывать и сравнивать наблюдения, сделанные в разное время и в разных местах разными людьми. Измерение состоит в использовании наблюдения для сравнения измеряемой вещи со стандартом; артефакт, процесс или определение, которые могут быть продублированы или разделены всеми наблюдателями, и подсчет количества стандартных единиц, сравнимых с объектом. Измерение сводит наблюдение к числу, которое может быть записано, и два наблюдения, дающие одно и то же число, равны в пределах разрешающей способности процесса.

Чувства ограничены и подвержены ошибкам восприятия, таким как оптические иллюзии. Научные инструменты были разработаны для увеличения способности человека к наблюдению, например весы, часы, телескопы, микроскопы, термометры, камеры и магнитофоны, а также для преобразования в воспринимаемую форму явлений, недоступных для наблюдения человеческими органами чувств, таких как индикаторные красители, вольтметры. , спектрометры, инфракрасные камеры, осциллографы, интерферометры, счетчики Гейгера, рентгеновские аппараты и радиоприемники.

Одна из проблем, встречающихся в научных областях, заключается в том, что наблюдение может повлиять на наблюдаемый процесс, что приведет к другому результату, чем если бы процесс не наблюдался. Это называется эффектом наблюдателя . Например, обычно невозможно проверить давление воздуха в автомобильной шине, не выпуская часть воздуха, тем самым изменяя давление. Однако в большинстве областей науки можно свести эффект наблюдения к незначительному, используя более совершенные инструменты.

Рассматриваемые как физический процесс, все формы наблюдения (человеческого или инструментального) включают усиление и, таким образом, являются термодинамически необратимыми процессами, увеличивающими энтропию.

Альтернативные определения

В некоторых конкретных областях науки слова «наблюдатель» и «наблюдение» должны быть переопределены, чтобы учесть факторы, которые не кажутся столь важными в повседневном наблюдении:

  • Относительность: В релятивистской физике, которая имеет дело со скоростями, близкими к скорости света, обнаружено, что разные наблюдатели могут наблюдать разные значения длины, скорости времени, массы и многих других свойств объекта в зависимости от скорость наблюдателя относительно объекта. Поэтому наблюдение всегда должно быть квалифицировано указанием состояния движения наблюдателя, его системы отсчета.
  • Квантовая механика: В квантовой механике, которая имеет дело с поведением очень маленьких объектов, невозможно наблюдать систему, не изменяя систему, и «наблюдатель» должен рассматриваться как часть наблюдаемой системы. . По отдельности квантовые объекты представлены волновой функцией, которая часто существует в суперпозиции или смеси различных состояний. Однако, когда проводится наблюдение для определения фактического местоположения или состояния объекта, оно всегда находит объект в одном состоянии, а не в «смеси». Взаимодействие процесса наблюдения, по-видимому, «сворачивает» волновую функцию в единое состояние. Таким образом, любое взаимодействие между изолированной волновой функцией и внешним миром, которое приводит к коллапсу волновой функции, называется наблюдение или измерение , независимо от того, является ли оно частью преднамеренного процесса наблюдения.

Предвзятость

Ошибка наблюдения

Ошибка наблюдения возникает, когда исследователи смотрят только туда, где, по их мнению, они найдут положительные результаты, или где легко зафиксировать наблюдения. Это называется «эффект уличного фонаря». [1]

Предвзятость подтверждения

Человеческие наблюдения склонны подтверждать сознательные и бессознательные ожидания и взгляды наблюдателя на мир; мы » видеть то, что мы ожидаем увидеть ». В психологии это называется предвзятостью подтверждения. Поскольку объектом научного исследования является открытие новых явлений, эта предвзятость может привести к игнорированию новых открытий. Одним из примеров является открытие рентгеновских лучей. Это также может привести к ошибочной научной поддержке широко распространенных культурных мифов, например научного расизма, который поддерживал идеи расового превосходства в начале 20-го века, и науки о сотворении сегодня. Правильная научная техника делает упор на тщательную запись наблюдений, разделение экспериментальные наблюдения из выводов, сделанных из них, и такие методы, как слепые или двойные слепые эксперименты, чтобы минимизировать погрешность наблюдения.

Наука о «культе карго»

Еще одно предубеждение, которое стало более распространенным с появлением «большой науки» и больших наград за новые открытия, — это предубеждение в пользу излюбленной гипотезы исследователя; мы « видим то, что хотим видеть «. Эта наука, называемая патологической наукой и наукой о карго-культе, отличается от преднамеренной фальсификации результатов и может случиться с добросовестными исследователями. Возможными примерами ошибочных открытий, вызванных этим предубеждением, являются марсианские «каналы», N-лучи, поливода и холодный синтез. В последние десятилетия были отмечены научные скандалы, вызванные тем, что исследователи играли «по-быстрому» с методами наблюдения, чтобы опубликовать свои любимые теории. Этот тип предвзятости свирепствует в лженауке, где не соблюдаются правильные научные методы. Главной защитой от этой предвзятости, помимо правильных методов исследования, является экспертная оценка и повторение эксперимента или наблюдение другими исследователями без стимула к предвзятости. Например, новая практика в конкурентной области биотехнологии требует, чтобы физические результаты экспериментов, такие как сыворотки и тканевые культуры, были доступны конкурирующим лабораториям для независимого тестирования.

Систематическая ошибка обработки

Современные научные инструменты могут широко обрабатывать «наблюдения» до того, как они будут представлены человеческим органам чувств, и, в частности, с помощью компьютеризированных инструментов иногда возникает вопрос, где в цепочке обработки данных заканчивается «наблюдение» и «рисунок». выводы». Недавно это стало проблемой с изображениями, улучшенными в цифровом виде, опубликованными в качестве экспериментальных данных в статьях в научных журналах. Изображения улучшаются, чтобы выявить черты, которые исследователь хочет подчеркнуть, но это также поддерживает его выводы. Это форма предвзятости, которую трудно измерить количественно. Некоторые научные журналы начали устанавливать подробные стандарты того, какие типы обработки изображений разрешены в результатах исследований. Компьютеризированные инструменты часто сохраняют копию «необработанных данных» с датчиков перед обработкой, что является окончательной защитой от предвзятости обработки, и аналогичным образом научные стандарты требуют сохранения исходных необработанных «необработанных» версий изображений, используемых в качестве исследовательских данных.

Наблюдения по философии

«Всегда наблюдайте, что все является результатом изменения, и привыкайте думать, что природа ничего так не любит, как изменять существующие формы и создавать новые, подобные им».

Медитации. IV. 36. – Марк Аврелий

Наблюдение в философских терминах – это процесс фильтрации сенсорной информации посредством мыслительного процесса. Входная информация поступает через слух, зрение, обоняние, вкус или осязание, а затем анализируется с помощью рационального или иррационального мышления. Вы см. родитель бьет своего ребенка; вы замечаете , что такое действие либо хорошо, либо плохо. [ citation required ] Выводы о том, какое поведение является хорошим или плохим, могут никоим образом не основываться на предпочтениях в отношении построения отношений или изучении последствий наблюдаемого поведения. С течением времени впечатления, хранящиеся в сознании о многих связанных наблюдениях, вместе с возникающими отношениями и последствиями позволяют человеку построить конструкцию о моральных последствиях поведения.

Определяющей характеристикой наблюдения является то, что оно включает в себя выводы, а также построение личного мнения о том, как поступать в подобных ситуациях в будущем, а не просто фиксирует, что что-то произошло. Однако наблюдение по Джидду Кришнамурти не обязательно предполагает выводы и построение личных взглядов. Вместо накопления знаний, основанной на времени, обусловливающей функции, которую он отождествлял с прошлым, он подчеркивал наблюдение как непрерывный процесс обучения, вневременной процесс, который всегда происходит в настоящем. Он утверждал, что такое наблюдение освобождает разум от обусловленности, избавляя его от психологической зависимости от прошлого.

См. также

  • Самоанализ
  • Список когнитивных искажений
  • Натуралистическое наблюдение
  • Обучение через наблюдение
  • Наблюдательная наука
  • Наблюдательные исследования
  • Наблюдения и измерения
  • Эффект наблюдателя
  • Наблюдатели
  • Личное уравнение
  • Обнаружение сигнала
  • Нагруженность теорией наблюдений
  • Бдительность

Ссылки

  1. ↑ includeonly>Дэвид Х. Фридман. «Эффект уличного фонаря», Журнал Discover , 1 августа 2010 г. Проверено 24 августа 2010 г.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Наблюдение | Психология Вики | Фэндом

в: Познание, Источники познания, Наблюдение,

а также еще 2

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Основная статья: Методы наблюдения

Наблюдение – это либо деятельность живого существа, например человека, состоящая в получении знаний о внешнем мире через органы чувств, либо запись данных с помощью научных инструменты. Этот термин может также относиться к любым данным, собранным во время этой деятельности. Наблюдением также может быть то, как вы смотрите на вещи или когда вы смотрите на что-то.

Содержание

  • 1 Наблюдение в науке
  • 2 Альтернативные определения
    • 2.1 Предубеждения
      • 2.1.1 Ошибка наблюдения
      • 2.1.2 Предвзятость подтверждения
      • 2.1.3 Наука «Карго-культ»
      • 2.1.4 Смещение обработки
  • 3 Наблюдения по философии
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера

Наблюдение в науке

Научный метод требует наблюдений за природой для формулирования и проверки гипотез. [ необходима ссылка ] Он состоит из следующих шагов:

  1. Задать вопрос о природном явлении
  2. Наблюдение за явлением
  3. Гипотеза объяснения явления
  4. Предсказание логического следствия гипотезы
  5. Проверка гипотезы с помощью эксперимента, наблюдения или полевого исследования
  6. Создание заключения на основе данных, собранных в ходе эксперимента

Наблюдение играет роль во втором и пятом шагах. Однако потребность в воспроизводимости требует, чтобы наблюдения разных наблюдателей были сопоставимы. Человеческие чувственные впечатления субъективны и качественны, что затрудняет их запись или сравнение. Идея измерения эволюционировала, чтобы позволить записывать и сравнивать наблюдения, сделанные в разное время и в разных местах разными людьми. Измерение состоит в использовании наблюдения для сравнения измеряемой вещи со стандартом; артефакт, процесс или определение, которые могут быть продублированы или разделены всеми наблюдателями, и подсчет количества стандартных единиц, сравнимых с объектом. Измерение сводит наблюдение к числу, которое может быть записано, и два наблюдения, дающие одно и то же число, равны в пределах разрешающей способности процесса.

Чувства ограничены и подвержены ошибкам восприятия, таким как оптические иллюзии. Научные инструменты были разработаны для увеличения способности человека к наблюдению, например весы, часы, телескопы, микроскопы, термометры, камеры и магнитофоны, а также для преобразования в воспринимаемую форму явлений, недоступных для наблюдения человеческими органами чувств, таких как индикаторные красители, вольтметры. , спектрометры, инфракрасные камеры, осциллографы, интерферометры, счетчики Гейгера, рентгеновские аппараты и радиоприемники.

Одна из проблем, встречающихся в научных областях, заключается в том, что наблюдение может повлиять на наблюдаемый процесс, что приведет к другому результату, чем если бы процесс не наблюдался. Это называется эффектом наблюдателя . Например, обычно невозможно проверить давление воздуха в автомобильной шине, не выпуская часть воздуха, тем самым изменяя давление. Однако в большинстве областей науки можно свести эффект наблюдения к незначительному, используя более совершенные инструменты.

Рассматриваемые как физический процесс, все формы наблюдения (человеческого или инструментального) включают усиление и, таким образом, являются термодинамически необратимыми процессами, увеличивающими энтропию.

Альтернативные определения

В некоторых конкретных областях науки слова «наблюдатель» и «наблюдение» должны быть переопределены, чтобы учесть факторы, которые не кажутся столь важными в повседневном наблюдении:

  • Относительность: В релятивистской физике, которая имеет дело со скоростями, близкими к скорости света, обнаружено, что разные наблюдатели могут наблюдать разные значения длины, скорости времени, массы и многих других свойств объекта в зависимости от скорость наблюдателя относительно объекта. Поэтому наблюдение всегда должно быть квалифицировано указанием состояния движения наблюдателя, его системы отсчета.
  • Квантовая механика: В квантовой механике, которая имеет дело с поведением очень маленьких объектов, невозможно наблюдать систему, не изменяя систему, и «наблюдатель» должен рассматриваться как часть наблюдаемой системы. . По отдельности квантовые объекты представлены волновой функцией, которая часто существует в суперпозиции или смеси различных состояний. Однако, когда проводится наблюдение для определения фактического местоположения или состояния объекта, оно всегда находит объект в одном состоянии, а не в «смеси». Взаимодействие процесса наблюдения, по-видимому, «сворачивает» волновую функцию в единое состояние. Таким образом, любое взаимодействие между изолированной волновой функцией и внешним миром, которое приводит к коллапсу волновой функции, называется наблюдение или измерение , независимо от того, является ли оно частью преднамеренного процесса наблюдения.

Предвзятость

Ошибка наблюдения

Ошибка наблюдения возникает, когда исследователи смотрят только туда, где, по их мнению, они найдут положительные результаты, или где легко зафиксировать наблюдения. Это называется «эффект уличного фонаря». [1]

Предвзятость подтверждения

Человеческие наблюдения склонны подтверждать сознательные и бессознательные ожидания и взгляды наблюдателя на мир; мы » видеть то, что мы ожидаем увидеть ». В психологии это называется предвзятостью подтверждения. Поскольку объектом научного исследования является открытие новых явлений, эта предвзятость может привести к игнорированию новых открытий. Одним из примеров является открытие рентгеновских лучей. Это также может привести к ошибочной научной поддержке широко распространенных культурных мифов, например научного расизма, который поддерживал идеи расового превосходства в начале 20-го века, и науки о сотворении сегодня. Правильная научная техника делает упор на тщательную запись наблюдений, разделение экспериментальные наблюдения из выводов, сделанных из них, и такие методы, как слепые или двойные слепые эксперименты, чтобы минимизировать погрешность наблюдения.

Наука о «культе карго»

Еще одно предубеждение, которое стало более распространенным с появлением «большой науки» и больших наград за новые открытия, — это предубеждение в пользу излюбленной гипотезы исследователя; мы « видим то, что хотим видеть «. Эта наука, называемая патологической наукой и наукой о карго-культе, отличается от преднамеренной фальсификации результатов и может случиться с добросовестными исследователями. Возможными примерами ошибочных открытий, вызванных этим предубеждением, являются марсианские «каналы», N-лучи, поливода и холодный синтез. В последние десятилетия были отмечены научные скандалы, вызванные тем, что исследователи играли «по-быстрому» с методами наблюдения, чтобы опубликовать свои любимые теории. Этот тип предвзятости свирепствует в лженауке, где не соблюдаются правильные научные методы. Главной защитой от этой предвзятости, помимо правильных методов исследования, является экспертная оценка и повторение эксперимента или наблюдение другими исследователями без стимула к предвзятости. Например, новая практика в конкурентной области биотехнологии требует, чтобы физические результаты экспериментов, такие как сыворотки и тканевые культуры, были доступны конкурирующим лабораториям для независимого тестирования.

Систематическая ошибка обработки

Современные научные инструменты могут широко обрабатывать «наблюдения» до того, как они будут представлены человеческим органам чувств, и, в частности, с помощью компьютеризированных инструментов иногда возникает вопрос, где в цепочке обработки данных заканчивается «наблюдение» и «рисунок». выводы». Недавно это стало проблемой с изображениями, улучшенными в цифровом виде, опубликованными в качестве экспериментальных данных в статьях в научных журналах. Изображения улучшаются, чтобы выявить черты, которые исследователь хочет подчеркнуть, но это также поддерживает его выводы. Это форма предвзятости, которую трудно измерить количественно. Некоторые научные журналы начали устанавливать подробные стандарты того, какие типы обработки изображений разрешены в результатах исследований. Компьютеризированные инструменты часто сохраняют копию «необработанных данных» с датчиков перед обработкой, что является окончательной защитой от предвзятости обработки, и аналогичным образом научные стандарты требуют сохранения исходных необработанных «необработанных» версий изображений, используемых в качестве исследовательских данных.

Наблюдения по философии

«Всегда наблюдайте, что все является результатом изменения, и привыкайте думать, что природа ничего так не любит, как изменять существующие формы и создавать новые, подобные им».

Медитации. IV. 36. – Марк Аврелий

Наблюдение в философских терминах – это процесс фильтрации сенсорной информации посредством мыслительного процесса. Входная информация поступает через слух, зрение, обоняние, вкус или осязание, а затем анализируется с помощью рационального или иррационального мышления. Вы см. родитель бьет своего ребенка; вы замечаете , что такое действие либо хорошо, либо плохо. [ citation required ] Выводы о том, какое поведение является хорошим или плохим, могут никоим образом не основываться на предпочтениях в отношении построения отношений или изучении последствий наблюдаемого поведения. С течением времени впечатления, хранящиеся в сознании о многих связанных наблюдениях, вместе с возникающими отношениями и последствиями позволяют человеку построить конструкцию о моральных последствиях поведения.

Определяющей характеристикой наблюдения является то, что оно включает в себя выводы, а также построение личного мнения о том, как поступать в подобных ситуациях в будущем, а не просто фиксирует, что что-то произошло. Однако наблюдение по Джидду Кришнамурти не обязательно предполагает выводы и построение личных взглядов. Вместо накопления знаний, основанной на времени, обусловливающей функции, которую он отождествлял с прошлым, он подчеркивал наблюдение как непрерывный процесс обучения, вневременной процесс, который всегда происходит в настоящем. Он утверждал, что такое наблюдение освобождает разум от обусловленности, избавляя его от психологической зависимости от прошлого.

См. также

  • Самоанализ
  • Список когнитивных искажений
  • Натуралистическое наблюдение
  • Обучение через наблюдение
  • Наблюдательная наука
  • Наблюдательные исследования
  • Наблюдения и измерения
  • Эффект наблюдателя
  • Наблюдатели
  • Личное уравнение
  • Обнаружение сигнала
  • Нагруженность теорией наблюдений
  • Бдительность

Ссылки

  1. ↑ includeonly>Дэвид Х. Фридман. «Эффект уличного фонаря», Журнал Discover , 1 августа 2010 г. Проверено 24 августа 2010 г.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts