Наглядно действенное мышление это в психологии: Наглядно-действенное мышление — Психологос

Контрольная работа по дисциплине психологии Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста» | Учебно-методический материал по теме:

Домашняя контрольная работа

по дисциплине психологии

Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста»

План

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие о мышлении……………………………………………………….4

2. Особенности наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….7

3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………9

Заключение …………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………….14

Введение

В дошкольном возрасте мышление ребенка опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждения, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию и к бурному развитию мыслительных операций.

1. Понятие о мышлении

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать конкретно, с помощью ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятељности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, конкретно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном случае.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано конкретно в восприятии.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Исходя из того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно — образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающегося на конкретное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстрᴏ переходить от размышления к действию и обратно.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет

получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно — действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Наглядно-образное мышление имеет огромное значение во всех областях человеческой деятельности, начиная от решения бытовых вопросов и кончая самыми сложными отраслями науки. Этому способствует возможность придать форму наглядного изображения и таким отношениям вещей, которые сами по себе невидимы. Так, в физике с помощью объемных моделей изображают отношение элементов атомного ядра. Различного рода графики изображают функциональные зависимости, сложение сил и многое другое. В этих случаях образы приобретают чисто условный характер.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом.

2. Особенности наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, формирование элементов словесно-логического мышления

Роль наглядно-действенного мышления постоянно меняется в жизни детей дошкольного возраста. С каждым годом они становятся все более самостоятельными выбирают и применяют способы, приемы решения практических задач, меняют отношение практического действия к умственной. С переходом мышления во внутренний план (интериоризация) перестраивается практическое действие. Наглядно-действенное мышление является видом мышления, непосредственно переходящим в практическую идею.

Младшие дошкольники не всегда используют действие, адекватно поставленной задаче, например при составлении фигурок на фоне часто беспорядочно передвигают, соединяющие их части, получают неожиданные для себя комбинации, иногда составляют совсем бессмысленные картины (фигурку коня кладут вверх ногами, всадника размещают головой вниз) Одновременно с удовольствием делают вывод, что у них получилась хорошая картинка. Таким образом, конкретную задачу они решают пробными действиями, а результат осмысливают после их окончания.

Дети среднего дошкольного возраста в процессе действия осмысливают задачи и способы ее решения, их речь при этом является опорой действия или сопровождает ее.

Соотношение чувственного восприятия, практического действия и речи меняются у детей старшего дошкольного возраста. Не вдаваясь в

практические манипуляции, они могут мысленно решить предложенное задание, потом вслух рассказать об этом. После найденного в уме решения, ребенок быстро размещает фигурки на определенном фоне, а его рассказ после выполненного действия повторяет то, что он сделал в ее начале.

В дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, переходит на высший уровень. У старших дошкольников действенному решению задачи предшествует словесно оформленное решение его задумки. В связи с этим меняется и суть действий ребенка. Младшие дошкольники понимают лишь конечную цель, но не видят условий ее достижения. Этим обусловлена беспорядочность (пробность) их действий. Уточняя задачи, совершает проблемные, поисковые действия.

Действия старших дошкольников перестают быть пробными, теряют эвристический характер, становятся исполнительными (до начала ребенок решает проблему мысленно). Согласно действию изменяется и его мышление, которое из действенного становится словесным, планирующим. Несмотря на то что, действенное мышление не отмирает, а остается как бы в резерве. При необходимости решения новых мыслительных задач дети снова прибегает к наглядно- действенному мышлению.

3. Пути и способы развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста

Отличительная особенность наглядно — действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Значение наглядно — действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления. В наглядно -действенном мышлении происходит опосредованное и обобщенное отражение скрытых (непосредственно не воспринимаемых) связей и отношений реальной действительности.

Основным признаком наглядно — действенного мышления мы выделяем тесную связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познавательный предмет), принципиальную невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Наглядно — действенное мышление развертывается по мере преобразования ситуации, вызываемых практическими действиями. В этом процессе следует различать сами практические действия, вызывающие преобразование ситуации, и мыслительные процессы, которые тесно связаны с первыми. Данные мыслительные процессы, с одной стороны, управляют практическими действиями, а с другой — строятся и развиваются на базе этих действий. В этом процессе важную роль играют практические способы

преобразования объекта, в ходе которых обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов и формируются представления о них.

Эти способы являются важным компонентом наглядно — действенного мышления. Предметно-действенное мышление связано с практическими действиями над предметами. Именно таким мышлением овладевает ребенок в раннем возрасте. Манипулируя, действуя с предметами, он тем самым мысленно их познает, изучает свойства, особенности.

Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Уже в раннем детстве наглядно действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью.

Отвлеченность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейки, швабру и т. д. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и тоже орудие для решения целого класса задач. Обобщение предметов по их функции первоначально происходит главным образом в процессе овладения орудийными действиями.

Во-первых, эти действия являются значительно более определенными и постоянными, чем все другие виды действий, поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка. Во-вторых, предметы-орудия становятся первыми носителями детских обобщений — усвоив способ действия с тем или иным предметом (ложкой, палкой и т. д.), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяя его обобщенное значение.

В-третьих, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь между различными предметами, а именно связь орудия с предметами, на которые направлено его действие.

Тем самым создаются благоприятные предпосылки для выделения этой связи и ориентировки на нее. Овладение предметными действиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим данным. Например, чашка — это предмет, из которого можно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса. Но именно эти чисто физические признаки являются более очевидными для ребенка при непосредственном восприятии и поэтому именно они являются первым основанием для классификации и обобщения предметов.

Таким образом, при усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину.

Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.

Накопление опыта предметных практических действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой

длины, чтобы достать коробку из-под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности

действий, необходимом для решения задачи. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

Из этого следует, что наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемою человеком с реальными предметами.

Значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.

Заключение

Основные формы мышления могут быть установлены в зависимости от качества используемых субъектом понятий, поскольку именно понятие выступает специфическим содержанием мышления. Л.С. Выготский различает три основные стадии понятийного мышления, каждой из которых соответствует своя форма понятия: синкретическое мышление, мышление в комплексах (использующее вначале понятия-коллекции, а после переходящее к псевдопонятиям) и собственно понятийное мышление

В мышлении понятия не выступают разрозненно, они определенным способом связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. В каждом суждении устанавливается некоторая связь или некоторое взаимоотношение между понятиями, и этим самым утверждается наличие связи или взаимоотношений между объектами, охватываемыми соответствующими понятиями.

Вообще говоря, суждения образуются в мышлении двумя основными способами: непосредственно и опосредованно. В первом случае с помощью суждения выражается результат восприятия. Во втором случае суждение возникает в результате особой мыслительной деятельности, называемой умозаключением. В процессе этой мыслительной деятельности обычно осуществляется переход от одного или нескольких связанных между собой суждений к новому суждению, в котором содержится новое знание об объекте изучения. Этот переход и является умозаключением, которое представляет собой высшую форму мышления. Умозаключение отличается (как форма мышления) от понятия и суждения тем, что оно представляет собой логическую операцию над отдельными мыслями.

Список использованной литературы

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/А.Г.Маклаков. — СПб: Питер, 2003. — 592с.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392с.

3. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 288с.

4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. -2е изд., перераб. — СПб.: Издательство Милахлова В.А., 1998. — 379с.

📖 § 12.4. ДОПОНЯТИЙНЫЙ И ПОНЯТИЙНЫЙ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ, Глава 12. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ. Психология. Крылов А. А. Страница 63. Читать онлайн


Мышление относится к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук — от философии и логики до психологии и медицины. Сложность усугубляется и тем, что предметом исследования могут быть не только сами психические процессы, и не столько они, а также конечные результаты, продукты мышления, представленные в виде некоторых генеральных совокупностей на уровне как отдельного человека, так и групп и сообществ в целом.

Мышление является столь важным психическим процессом, что это дало повод одному из крупнейших философов XVIII в. Р. Декарту заявить: «Мыслю, следовательно, существую». В настоящее время прекращение деятельности мозга считается объективным показателем клинической смерти.

Мышление — это высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи). Мышление теснейшим образом связано с другими психическими процессами — восприятием, представлением, воображением, памятью, вниманием, но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительности. Именно этот показатель — снижение и искажение процесса обобщения — является одним из основных направлений при определении патологий мышления. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы. Еще одним из важных признаков мыслительного процесса является использование в качестве опосредований разнообразных средств, среди которых ведущая роль принадлежит языковым. Может быть, со временем научные исследования (именно научные, а не псевдонаучные) и докажут возможность существования чистых мыслей, проявляющих себя в виде телекинеза (мысленное передвижение предметов на расстоянии) или телепатии (мысленное внушение и передача мыслей), но пока эти вопросы достаточно спорны и не могут служить аргументами. Современная экспериментальная психология основывается на поиске и анализе тех средств, с помощью которых мышление проявляет себя как реальный процесс.

Прежде всего к опосредованиям относятся действия, прямо связанные с определенными практическими манипуляциями, вплетенные в них в виде наиболее подходящих для достижения цели рациональных форм. Об этом говорил еще Ф. Энгельс в «Диалектике природы», указывая, что первая мысль человека — это действие, и наш далекий предок исходил не одну тысячу шагов, измеряя площади посевов, пока не создал столь абстрактную науку, как геометрию. О том, что именно действия являются первыми видами мышления, говорит и практика изучения формирования мышления в онтогенезе у детей. Дети с задержками моторного развития или со слабой социальной стимуляцией (например, в домах ребенка, где дети не получают больших индивидуальных возможностей) обычно показывают пониженные результаты и по другим видам мышления.

Наглядно-действенное мышление обладает всеми признаками мышления. Оно целенаправленно, планируемо, подкреплено различного рода мотивами, обладает собственной структурой. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка до 2-3-летнего возраста.

Однако наглядно-действенное мышление у ребенка, а нередко и у взрослого человека, характеризуется очень высокой степенью эгоцентричности, т. е. невозможностью абстрагироваться от очень узкой и жесткой системы отношений между собой как носителем мысли и вещами и другими людьми. Субъективность мышления на этой стадии развития характеризуется также очень сильным синкретизмом, когда случайные поверхностные признаки объединяются в какой-то комплекс, явно не отражающий сущность предмета или явления. Л. С. Выготский говорил о синкретном мышлении ребенка как о мышлении — коллекции случайных признаков. Низкая критичность по отношению к своим действиям, трансдуктивный характер связей (связи между частными признаками), отсутствие иерархии признаков типа род — вид, частное — общее, противопоставление — эти показатели делают наглядно-действенное мышление далеко не всегда эффективным, и если оно не подкреплено словесным мышлением, то может остаться на очень низком уровне проб и ошибок. Ранние бихевиористы считали, что мышление человека сродни поведению крысы, впервые попавшей в лабиринт и пытающейся выбраться из него. Если это сравнение верно, то, скорее всего, на уровне наглядно-действенного мышления. Различные экспериментально-психологические методы исследования от классических (вроде наблюдения и самонаблюдения) до физического и математического моделирования показали, что в наглядно-действенном мышлении есть своя система критериев: эффективность выполнения задач, скорость их решения, количество использованных ходов по отношению к требуемым, субъективное оценивание ситуации, наличие выдвигаемых гипотез.

Вторым видом мышления, появляющимся у ребенка в 2–3 года и составляющим доминанту его поведения до 6–7 лет, является наглядно-образное мышление, где основной единицей является образ. Как и действие, образ у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. В тесте Выготского — Сахарова, когда ребенку предлагают коллекцию разнообразных по цвету, размеру и форме фигурок и просят разделить ее на несколько более однородных групп, ребенок идет на поводу у самых броских поверхностных признаков, например собирает фигурки одного цвета или одной формы, что является ошибкой классификации. Жан Пиаже, долгие годы занимавшийся детским мышлением, обнаружил у детей одну специфическую особенность, которую даже назвали позже эффектом Пиаже. Если ребенку показать шарик, слепленный из пластилина, затем на глазах у него превратить этот шарик в лепешку и спросить, где больше пластилина, то ребенок укажет на лепешку, так как она занимает большее пространство. Это как раз демонстрация того, что у ребенка еще отсутствует способность к абстрагированию от первичных признаков и переход к более высокому обобщению.

Наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления объединены в группу допонятийного мышления, так как оперирование понятиями здесь носит случайный неосознанный характер, и основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности. Это как бы мостик между перцептивными процессами и абстрактными мыслительными, опосредованными знаками и символами.

Наглядно-образное мышление доступно для психологического исследования по различным методам, где ведущую роль играют перцептивные элементы: цвет, форма, адекватность изображения какого-либо предмета или явления. Наиболее распространенные методы: использование кубиков Косса, прогрессивных матриц Равена, исключение лишнего на картинках, классификация картинок, пиктограмма. Критерии показателей наглядно-образного мышления могут быть различными — от правильности выполнения задания и скорости до степени оригинальности и абстрактности. У взрослых людей в общей структуре мышления компоненты наглядно-действенного и наглядно-образного мышления чаще всего уходят на второй план, а у некоторых вообще редуцируют. Это зависит от вида профессиональной деятельности, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Еще И. П. Павлов говорил о двух типах людей — художниках и мыслителях, ориентируясь на характер асимметрии головного мозга и разные функции левого (аналитического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

На более поздних этапах онтогенеза развивается ведущий для человека вид мышления — словесно-логическое (языковое, понятийное, абстрактно-логическое, речевое). У ребенка с 6–7 лет, т. е. с момента начала обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются общие, наиболее существенные свойства, признаки предметов и явлений действительности. Понятие выражается в словесном знаке, а связь между понятиями — в разнообразных грамматических конструкциях с выделением в них субъекта действия, объекта действия, самого действия, различных признаков. Понятие, будучи набором существенных дифференциальных признаков, формируется у ребенка в процессе обучения, познания действительности через практику, опыт, в том числе социальный, накопленный предыдущими поколениями. Этот процесс длителен, не всегда адекватен, и очень часто происходят замены реальных понятий так называемыми псевдопонятиями, когда ребенок, а иногда и взрослый, использует признаки неполные, приблизительные, а иногда и вообще случайные, несущественные. Возникает как бы подмена истинного понятия его эрзацем, вдобавок ко всему искаженным. А. Р. Лурия рассматривал взаимодействие людей между собой при использовании псевдопонятий как взаимодействие через стекло, причем не очень прозрачное. Поскольку общающиеся могут обладать разными наборами признаков, свойственных тем или иным понятиям, например общение взрослого с ребенком, возникают различные нарушения понимания, приводящие иной раз и к полному непониманию. Пытаясь уменьшить зависимость от прошлого опыта, некоторые исследователи, в частности психологи, принадлежащие к Вюрцбургской школе (20–30 годы XX в. ), предложили для чистоты эксперимента использовать искусственные понятия, ставящие всех испытуемых в равные условия (напомним, что вюрцбургские психологи считали мышление чистым идеальным процессом, уникальным и не связанным с другими психическими процессами). В уже упоминавшейся методике Выготского — Сахарова были использованы их идеи. От испытуемого требовалось сгруппировать фигурки не только по сенсорным показателям, но и по искусственным десемантизированным обозначениям, т. е. по искусственным понятиям: цев, лаг, биг, гур. Эта методика имеет в связи с этим название «Методика двойной стимуляции, или методика искусственных понятий».

Понятийное мышление — это всегда осознанное вербализованное мышление. Если для допонятийных видов характерными признаками являются эгоцентризм, обилие трансдуктивных связей, ситуативность, привязанность к личному опыту, синкретизм, то для понятийного мышления характерны децентризм, умение отстраненно взглянуть на проблему в более широкой и разнообразной системе координат, преимущественное использование индуктивных и дедуктивных способов анализа действительности (аргументированное получение умозаключений от частного к общему или от общего к частному), иерархическая соподчиненность признаков с выделением центральных, существенных и случайных, периферических, высокая критичность и полнота понимания, включая понимание скрытого смысла и подтекста.

Поскольку методы исследования понятийного мышления связаны с исследованием их вербальных форм, то наиболее распространены бланковые вербальные варианты. Например, в методике «Сравнение понятий» испытуемый должен указать общие, существенные признаки для двух пар понятий: молоко — вода, золото — серебро, самолет — танк и пр. Подсчитывается количество правильно указанных признаков в соответствии с групповой лингвистической нормой и переводится в сумму баллов. В методике «Исключение лишнего» испытуемый должен из пяти предложенных понятий оставить только четыре как наиболее общие между собой, например, в строке «красный, голубой, зеленый, блестящий, черный» испытуемый должен подчеркнуть как лишнее слово «блестящий». В методике «Аналогии» испытуемый должен продлить грамматическую связь и заполнить пропуск типа «Аллея — сад, улицы — …» или «Пароход — утонуть, самолет — …». Подсчитывается сумма правильных ответов в соответствии с групповой лингвистической нормой и переводится в баллы. В этих и аналогичных им методиках определяется умение испытуемых выделять существенные признаки, сравнивать их между собой, исключать неподходящие, обобщать и классифицировать. Как уже указывалось ранее, снижение и искажение уровня обобщений является одним из самых показательных признаков при диагностике мышления.

Понятийное мышление является ведущим для взрослого человека. Более того, оно пронизывает и подчиняет себе и допонятийные виды, которые теряют свой первоначальный вид и становятся смешанными с выделением наглядно-действенных или наглядно-образных признаков.

Мышление взрослого человека — это структура, включающая признаки всех трех видов.

Кроме выделения трех основных видов мышления, параллельно можно осуществить классификацию и по другим основаниям. Так, степень участия сознательного или подсознательного регулирования мыслительных процессов может быть отражена в противопоставлении логического мышления интуитивному. Если логическое мышление осуществляется на базе понятийных структур, то интуитивное оперирует образами с очень нечеткими формальными характеристиками. Продуктивное мышление — это мышление новаторское, обязательно включающее элементы нового. Репродуктивное мышление при всех высоких показателях скорости и количества является стандартным, шаблонным мышлением. Представители гештальтпсихологической школы (40-е годы XX в., Германия) считали истинным мышлением только продуктивное. Собственно творческое мышление является продуктивным интуитивным мышлением, поскольку оно преимущественно обращается к образам, нечетким множествам. Эвристическое мышление (от греч. heureka — нашел) является рационализаторским видом решения задач с помощью сокращенных правил и способов, являющихся наиболее подходящими в данной ситуации. Противоположностью эвристического мышления является алгоритмическое мышление, использующее одну строгую систему правил. В мышлении всегда проявляются индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические и социальные свойства субъектов мыслительной деятельности. Поэтому мы вправе говорить об особенностях детского, взрослого и старческого мышления, мужского и женского, рефлексивного и импульсивного, ригидного и лабильного. Очень сильно сказывается на показателях мышления влияние окружающей среды. Поэтому говорят о мышлении тех или иных слоев общества, того или иного государства, политической партии, своего времени, эпохи. В этом плане можно сказать, что мышление — не только отражение и познание действительности, но и ее продукт, результат развития общества в целом, его уровень развития. Психология изучает процессуальные явления мышления, связанные с мотивами мышления, его целями, этапами, уровнями сознательности — подсознательности, видами, индивидуальными особенностями, личностными и социально-психологическими проявлениями. Конечно, в поле внимания психологов оказываются и конкретные результаты мыслительных процессов, но только в связи с процессами. Психологи изучают не только те виды и формы мышления, которые адекватно отражают действительность, но и искаженные в случаях различных заболеваний, ошибок восприятия и памяти, неправильной интерпретации. Это отличает психологию от других наук, изучающих мышление: логики, философии, культурологии, социологии, ориентированных на изучение конечных результатов, построение правильных формально-логических схем, анализ некоторых обобщенных родовых форм. Различны и методы изучения мышления.

Очень долго, до начала XX в., при исследовании мышления основным и единственным методом считалась интроспекция, т. е. самонаблюдение за результатами мыслительной деятельности. Этот метод приобретал разные формы. Например, вюрцбуржцы пытались мысленно, не опираясь на какие-либо средства, включая речевые, уяснить процесс возникновения отношений между условиями задачи. Гештальтпсихологи просили испытуемых подробно рассказывать обо всех своих способах анализа задачи (метод думания вслух). Бихевиористы вообще искали ответ только в речевых реакциях, заявляя даже, что мышление является скорее функцией гортани. Интроспекция и сейчас остается чрезвычайно ценным психологическим методом, но не единственным. Наряду с ним широко используется классический метод наблюдения за субъектом мыслительной деятельности: за его действиями, эмоциональным переживанием, закреплением умственных усилий в образах, предпочтительным использованием тех или иных образов, за его речевым поведением. Именно в процессе наблюдения можно оценить эффективность мышления того или иного субъекта по результатам, соотношению проб и ошибок, временным затратам, эмоциональной удовлетворенности. Наблюдение приобретает разную форму: включенное, систематическое, с техническим обеспечением — фото– и киносъемкой, целенаправленное, длительное и кратковременное, скрытое. Результаты наблюдения дают очень интересный материал психологического характера, но они не всегда могут выявить связи, зависимости, функции. Поэтому очень частым методом исследования является метод эксперимента, реального и лабораторного, с четким определением задач, условий, ожидаемых результатов. Этот метод является основным в современной психологии, особенно при компьютерном обеспечении, что делает его мобильным и управляемым. Эксперимент дал возможность получения некоторых групповых норм по мышлению при решении одних и тех же задач в одних и тех же условиях. Это могут быть разные задачи: действенного, образного или вербального характера. Появилась возможность тестирования, проверки мышления конкретного субъекта и сравнения его с нормативными данными. Тесты мышления являются основными в структуре интеллектуальных тестов и обеспечивают достаточно надежное представление о положении субъекта мыслительной деятельности в группе: выше групповой нормы, соответствует ей или ниже ее. Результаты тестирования по мышлению могут быть основанием для получения сведений о профессиональной компетентности и успешности профессионального обучения. Анкеты и опросники также могут быть методами исследования мышления, но их подготовка требует тщательной оценки самих вопросов во избежание получения двусмысленных ответов. Для большего удобства при обработке результатов испытуемому иногда предлагается выбор из перечисленных вариантов ответов. Достаточно разнообразная информация об особенностях мышления того или иного субъекта может быть получена с помощью метода беседы. Как и в случае с анкетами и опросниками, она может быть свободной или структурированной, что позволяет экспериментатору быстрее перейти к итоговым выводам. При наличии психофизиологического инструментария можно воспользоваться психофизиологическими методами при оценке степени напряженности субъекта в момент решения тех или иных по сложности задач, а также степени его эмоциональной вовлеченности в мыслительные процессы. К наиболее распространенным методам относятся плетизмография, КГР, ЭКГ, регистрация сердечнососудистых и вегетативных явлений, измерение температуры различных участков организма, чаще всего лобной поверхности, окулография — измерение движения глаз. Конечно, психолог не может и не должен использовать методы специального медицинского характера, предназначенные для исследования глубинных структур мозга (методы типа вживления электродов, позволяющие оценить состояние различных участков коры головного мозга). Но он может параллельно проводить психологическое обследование, и такое партнерство приносит очень интересные результаты. Метод изучения продуктов мыслительной деятельности на разных этапах онтогенеза позволяет получить сведения о самом развитии мышления, о его спадах и подъемах, критических зонах и закономерностях. Наконец, особенно в последнее время, очень широкое распространение получила группа методов моделирования мышления, чаще всего математического моделирования. При разработке проблем искусственного интеллекта эти методы могут внести существенный вклад в раскрытие тайн механизмов мышления, особенно при их технической реализации в компьютерных системах.

Сила визуального мышления

Почему мы кричим «Ясно!» когда мы что-то понимаем?

Удивительный факт, что в наши дни мы почти забыли, но наш мозг запрограммирован думать образами. И когда мы используем силу изображений в бизнесе, образовании и повседневной жизни, мы высвобождаем огромную неиспользованную творческую силу для инноваций, общения и решения проблем.

Визуальное мышление – это процесс организации и обработки информации путем ее видения, использования картинок, карикатур, диаграмм, цветов и карт. Когда информация представлена ​​визуально, она обретает новую жизнь; истории рассказывают сами себя, формируются связи, идеи встречаются и размножаются.

Это мощный инструмент для бизнеса, потому что визуальное мышление делает сложное простым, быстро передает данные и большие идеи.

Хотите что-то понять? Нарисуй это.

С первых наскальных рисунков люди рассказывали истории о мире в картинках. Древние египтяне использовали их для представления идей. Рисунок быка эффективно передал сущность этого животного. Дети инстинктивно рисуют таким же образом, используя идеальные формы — подумайте об условном обозначении фигурок из палочек.

В наши дни мы думаем об интеллекте с точки зрения вербального и текстового мышления, но некоторые из великих гениев мира мыслили визуально. Леонардо да Винчи — изобретатель и инженер, а также художник — использовал визуальное мышление для создания новых идей. Альберт Эйнштейн, наиболее известный своим текстовым уравнением, однажды сказал, что вообще не думает словами.

Перцептивный психолог Рудольф Арнхейм понял, что мы все здесь упускаем что-то важное. Он придумал фразу «визуальное мышление» в 1969, утверждая, что искусство было нашим самым естественным мыслительным процессом, способом познания мира.

И с тех пор, как Арнхейм снова привлек внимание к визуальному мышлению, мы постепенно пришли к мысли, что лучший способ понять что-либо — это нарисовать это.
Наше зрение — наше самое быстрое чувство; четверть мозга предназначена для обработки визуальной информации. И мы лучше запоминаем вещи, если видим их. Если вы добавите визуальные эффекты к тексту или аудио, вы увеличите удержание своей аудитории на 40%. Если вы рисуете, слушая словесную информацию, вы запомните 29% больше, чем если бы вы этого не делали.

Как визуальное мышление может сделать вашу коммуникацию более значимой

Визуальное мышление — невероятно мощный инструмент коммуникации. В сегодняшнем информационно насыщенном мире правительствам, предприятиям, профессионалам и преподавателям нужны все более эффективные способы привлечения своей аудитории.
Недавние исследования показывают, что секрет того, почему некоторые истории становятся популярными в сети, заключается в эмоциональном отклике, который они вызывают. И в подавляющем большинстве случаев положительный эмоциональный отклик приводит к гораздо более высокой вовлеченности и потенциалу, которым можно поделиться.
Другие исследования показывают, что сочетание звуков, письменных слов и изображений стимулирует мозг и значительно улучшает память и понимание по сравнению с простым слушанием или чтением.
Визуальное мышление и визуальная коммуникация могут сделать зрителей более вовлеченными в то, что они смотрят, помочь им лучше понять переданные сообщения, заставить их чувствовать себя позитивно и повысить вероятность того, что они поделятся информацией с другими.
Когда люди используют технику визуального мышления в своем общении, это может буквально сделать невидимое видимым. Его можно использовать для чего угодно: от эффективного донесения большой идеи до обучения команды новой политике.
А визуальное мышление привносит веселье и остроумие в рабочую среду. Если ваша коммуникация подавлена ​​сухой статистикой и жаргоном, введение визуального элемента может оживить комнату или распространиться по рабочему сообществу, высвободив творческий потенциал и понимание, о которых вы никогда не подозревали.
Визуальное мышление превращает нас в исследователей информации, блуждающих по ландшафту данных и идей. Мы можем увидеть достопримечательности, которых не заметили, встретить знакомые достопримечательности с новых ракурсов или наткнуться на что-то прекрасное, когда перед нами откроется неожиданный вид.

Хотите узнать больше?

У вас есть аудитория, которую вам нужно привлечь? Или у вас есть проект, который нуждается в общении?

Свяжитесь с нами, чтобы обсудить, как анимированный поясняющий видеоролик может вам помочь!

Свяжитесь с нами

7 Основные преимущества визуального мышления

Визуальное мышление — это методология, в которой мы используем визуальные элементы и инструменты для аналитического мышления и объяснения сложных и сложных понятий. Из-за этого существует множество преимуществ визуального мышления, которые важно понимать при принятии решения о том, когда его применять.

Визуальное мышление — это стиль обучения, в котором основное внимание уделяется познанию посредством визуальной обработки. Это также можно описать как поиск определений и контекста из серии изображений. Многие люди являются визуальными учениками, и для них визуальное изображение может предложить более мощный и запоминающийся опыт обучения, чем устная или письменная информация.

Визуальное мышление позволяет учащимся выражать свои внутренние мыслительные процессы, делая их более ясными и действенными, закрепляя свои мысли и улучшая навыки критического мышления и общения. Вот некоторые из наиболее важных преимуществ визуального мышления.

Содержание

Передача информации различными способами

Изображения часто можно спутать, если они используются по отдельности. При использовании вне контекста они часто могут быть неверно истолкованы и отражать непреднамеренные значения. То же самое касается слов, используемых изолированно. Однако, когда они объединены с аналогичными визуальными компонентами с четкой целью, они могут иногда выражать более сильные чувства и коммуникативные представления, чем слова. Использование изображений может передать нематериальные чувства, описания и применение предметов, которые невозможно передать словами.

Это логика визуального мышления — использование изображений и наглядных пособий может помочь выразить ваши мысли так, как другие стили общения с трудом вступают в контакт. Таким образом, использование наглядных пособий помогает передавать информацию уникальными и разными способами.

Дает время для саморефлексии

Визуальное мышление дает нам время для саморефлексии и размышлений. Удерживая свои соображения в уме, вы получаете исключительно ограниченную точку зрения на обстоятельства. Как только вы изобразите свои мысли на бумаге в визуальной форме, связи, связи и различные варианты выбора смогут материализоваться. Визуальное мышление дает вам возможность получить глубокие знания и понимание, которые помогут вам увидеть умные решения проблем, которые вы никогда не смогли бы найти, обдумывая информацию самостоятельно.

Повышает четкость

Независимо от того, что мы собираемся думать, наш мозг всегда настроен на более быстрое понимание и запоминание визуальной информации. Таким образом, применение визуального мышления в повседневных событиях и отношениях делает информацию более ясной. Когда вы визуализируете информацию, вы сможете получить доступ к ней и понять ее быстрее и яснее, формируя лучшую связь в своем уме.

Открывает творческий потенциал

Визуальное мышление становится все более популярным, особенно в Интернете, потому что оно помогает решать большие и сложные проблемы с помощью инновационных решений. Существует ряд методов визуально-ориентированного мышления, таких как диаграммы, ментальные карты, наброски и инфографика, которые помогают открыть новые творческие решения этих проблем, которые обеспечивают одно из многих важнейших преимуществ визуального мышления.

Точно определяет проблемы

Для решения сложных проблем личной и деловой жизни требуются более совершенные инструменты. Эти инструменты помогут вам с ясностью и точным описанием проблем. С помощью этих инструментов можно бросить вызов существующим предположениям и определить области, в которых требуется больше информации. Таким образом, визуальное мышление может помочь точно определить проблему и найти уникальное и действенное решение.

Помогает думать о будущем

В мире растет сложность и двусмысленность. Поскольку идеи или стратегии будущих продуктов трудно инкапсулировать в тексте, необходимо, чтобы они имели визуальное представление, чтобы отразить масштабы их воздействия. Визуальное мышление предлагает богатый способ выразить то, что возможно, более осмысленным образом. Особенно при создании итераций дизайна и потенциальных дополнений к продукту визуальное мышление позволяет вам выразить свое понимание четким и запоминающимся способом.

Расширенные возможности мозгового штурма

Большинство традиционных подходов к мозговому штурму могут взаимодействовать с визуальными элементами, но они не сосредоточены вокруг них.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts