Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Павлова Юлия Игоревна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.
Дата публикации: 04.07.2016 2016-07-04
Статья просмотрена: 1250 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 8 (pdf)
Библиографическое описание:Павлова, Ю. И. Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. И. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32464/ (дата обращения: 06.12.2022).
В настоящее время контингент детей, имеющих речевые нарушения, неумолимо растет. При этом малыши имеют нормальный слух и сохранный интеллект. Нарушения речи могут наблюдаться и в звукопроизношение, и в грамматическом строе речи, и в связной речи, и в нарушении темпо-ритмической стороны речи.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения значительно ухудшается.
Для детей данной категории характерна ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии.
Грамматический строй речи развивается с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, правила изменения слов многообразны. Нарушения формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи.
Фонетическая и фонематическая стороны речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуются наличием множества искажений, замен, смешений. И как следствие этого — речь смазанная, малопонятная для окружающих.
Связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, постоянно повторяющиеся слова делают речь детей бедной и невыразительной. При пересказе текстов нарушается логическая последовательность, пропускаются отдельные части, «теряются» действующие лица. Составление рассказов — описаний дается с большим трудом. Творческое рассказывание практически недоступно для детей данной категории.
По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р. Е. Левиной: первый уровень — отсутствие общеупотребительной речи; второй уровень — начатки общеупотребительной речи; третий уровень — развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Четвертый уровень — незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т. Б. Филичевой) [1].
Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Использование синквейна на занятиях открывает новые возможности, способствуя обогащению словаря, уточняя содержание понятий.
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Но синквейн чаще всего пишется не из любых 5 строк, а по определенным и довольно сложным правилам. Синквейн — это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или синквейн является краткой, но разносторонней и емкой характеристикой какого-то предмета или явления [2].
Возник синквейн в Америке в начале 20-го века и сформировался под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, его стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн является свободным творчеством, для его написания от автора требуется найти наиболее значимые элементы в информационном материале, а затем сделать выводы и коротко их выразить. Синквейны практикуют на уроках различных дисциплин в качестве итогового задания по пройденной программе.
Синквейн очень прост в построении, что делает его довольно эффективным методом развития для ребёнка и способствует формированию аналитических способностей. Его составителю приходится применять все свои интеллектуальные, образные и творческие способности.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Рекомендации по созданию стихотворения:
- На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.
- Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.
- Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
В первую очередь развития у детей учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при помощи дидактического синквейна целесообразно решать следующие задачи:
‒ осуществляется коррекция звукопроизношения;
‒ формируются навыки звукового анализа и синтеза;
‒ развиваются лексико-грамматические категории;
‒ формируется связная речь.
Таким образом, применение дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Использование данной методики в коррекции общего недоразвития речи позволяет развивать экспрессивную речь детей, обогащает их активный словарный запас, составлять описательные рассказы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.
Литература:
- Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, 2007.
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед, № 5, 2005.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.,1998.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, связная речь, слово, строка, грамматический строй речи, общеупотребительная речь, уровень.
Похожие статьи
Развитие связной диалогической речи у детей с общим…Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает
Особенности диалогической
речи у детей старшего дошкольного…диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.
Особенности словаря признаков у
детей дошкольного возраста…III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.
Методические подходы к
развитию лексического строя речи…лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.
Формирование
связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале. ..Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.
Особенности звуко-слоговой структуры
слов у детей с ОНР II…Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)…
Формирование словоизменения имён существительных у
детей…На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.
Преодоление
грамматического недоразвития речи…У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя…
К вопросу об особенностях
грамматического строя речи детей…Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия…
Развитие связной диалогической речи у детей с общим. ..Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой…
Особенности диалогической
речи у детей старшего дошкольного…диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.
Особенности словаря признаков у
детей дошкольного возраста…III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.
Методические подходы к
развитию лексического строя речи…лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.
Формирование
связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале…Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.
Особенности звуко-слоговой структуры
слов у детей с ОНР II…Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)…
Формирование словоизменения имён существительных у
детей…На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.
Преодоление
грамматического недоразвития речи…У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя…
К вопросу об особенностях
грамматического строя речи детей…Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия…
Похожие статьи
Развитие связной диалогической речи у детей с общим. ..Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой…
Особенности диалогической
речи у детей старшего дошкольного…диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.
Особенности словаря признаков у
детей дошкольного возраста…III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.
Методические подходы к
развитию лексического строя речи…лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.
Формирование
связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале…Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.
Особенности звуко-слоговой структуры
слов у детей с ОНР II…Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)…
Формирование словоизменения имён существительных у
детей…На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.
Преодоление
грамматического недоразвития речи…У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя…
К вопросу об особенностях
грамматического строя речи детей…Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия…
Развитие связной диалогической речи у детей с общим. ..Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой…
Особенности диалогической
речи у детей старшего дошкольного…диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий эксперимент, дифференцированный подход, связная речь, полный объем.
Особенности словаря признаков у
детей дошкольного возраста…III, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, подбор антонимов, подбор синонимов, активный словарь.
Методические подходы к
развитию лексического строя речи…лексический строй речи, ребенок, логопедическая работа, дошкольное образование, развитие, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, слово, женский род, речевая патология.
Формирование
связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале…Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.
Особенности звуко-слоговой структуры
слов у детей с ОНР II…Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)…
Формирование словоизменения имён существительных у
детей…На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программы общеобразовательной школы.
Преодоление
грамматического недоразвития речи…У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя…
К вопросу об особенностях
грамматического строя речи детей…Системное недоразвитие речи приводит к неполноценному речевому и общему психическому развитию, так как именно язык и речь, являясь необходимым условием полноценного развития мышления и коммуникативного взаимодействия…
Читательский дневник «Прыжок» Льва Толстого
Автор: Толстой Лев Николаевич
Название произведения: «Прыжок»
Число страниц: 1
Жанр произведения: рассказ-быль.
Главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.
Второстепенные герои отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Мальчишка — ловкий и шустрый.
Так раззадорился, что чуть не лишился жизни.
Глупый. Бесстрашный.
Капитан — мудрый и сообразительный.
Спас сына.
Обезьяна — проказница, баловница, шалунья.
Краткое содержание рассказа «Прыжок»
На палубе корабля обезьяна веселила людей.
Она сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана.
Вместе со шляпой обезьяна забралась на мачту и стала рвать головной убор.
Мальчик бросился следом.
Он поднимался на мачту, а обезьяна отступала всё выше.
Наконец она повесила шляпу на перекладину, а сама села на верхушку мачты.
Мальчик выпустил из рук верёвку и ступил на перекладину.
Внизу кто-то крикнул от страха, мальчик зашатался.
Тут появился капитан с ружьём.
Он стал кричать сыну, чтобы тот прыгал, и мальчик нырнул с мачты.
Его вытащили и откачали.
А капитан плакал в каюте.
План рассказа:
- Проделки обезьяны.
- Похищение шляпы.
- Погоня.
- Верхняя перекладина.
- Испуг толпы.
- Приказ капитана.
- Спасение.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа-были «Прыжок»:
Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.
Основная идея рассказа в том, что при опасности нужно действовать смело, быстро и неожиданно для противника.
Чему учит рассказ
Рассказ учит пониманию, что такое провокация и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.
Нужно учиться контролировать свои эмоции и не идти на поводу у зрителей.
Учит не паниковать и не поддаваться эмоциям.
Учит смелости и решительности.
Краткий отзыв к рассказу «Прыжок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что наши собственные гордость и стремление казаться лучше других часто доставляют много хлопот.
Если бы мальчик не был слишком горд, он понял бы, что сравнивать себя с обезьяной глупо.
Это гораздо хуже, чем возможность показаться кому-то смешным.
В результате мальчик подверг ненужному риску себя и чуть не вогнал в гроб отца.
Это очень полезный для воспитания детей рассказ.
Автору удалось показать, как желание избежать насмешки может стать причиной опасности для жизни.
Мне не понравился мальчик, который был храбр, но глуп.
Ему хотелось быть лучше обезьяны, хотя это дано ему от природы.
Мне не понравилась обезьяна, хотя она не делала ничего, что противоречило бы её природе.
Мне понравилась решительность в трудную минуту капитана, который неожиданным приказом спас сына.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что насмешки тех, кто заведомо ниже нас по развитию, не могут обидеть.
Обижают лишь насмешки равных.
Пословицы к рассказу:
- Всякую насмешку на себя не примеряй.
- От глупого риска до беды близко.
- Обезьянничай – но знай меру.
- После смеха бывают слёзы.
Словарь неизвестных слов:
- Мачта — высокий столб для парусов на корабле.
- Задняя рука обезьяны — во времена Толстого считалось, что у обезьян четыре руки.
- Пушечное ядро — снаряд для пушки в виде шара.
- Чайки — морские птицы.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»
Мальчик шатался, но не понимал.
«Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Котёнок»
- «Акула»
- «Филипок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Лебеди»
- «Отец и сыновья»
- «Волга и Вазуза»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Детство»
- «Булька»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.