Направленность личности: Направленность личности – что это в психологии

Содержание

Направленность на задачу и на взаимодействие как важные составляющие эффективной деятельности руководителя педагогического коллектива

Библиографическое описание:

Гусева, Н. В. Направленность на задачу и на взаимодействие как важные составляющие эффективной деятельности руководителя педагогического коллектива / Н. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3428/ (дата обращения: 19.02.2023).

Личность руководителя школы или вуза как современного участника общественной жизни и деятельности — очень сложное целое. Но в этом целом можно выделить три основных блока, характеризующих содержание главных сторон личности. Один из них — возможности личности, то есть психологические предпосылки успешности ее профессиональной деятельности, основой которой выступают способности. Следующий — стиль или психологические особенности поведения, определяемые темпераментом и характером. И, наконец, один из главных — направленность личности, представляющая собой систему ее отношений к окружающей действительности [5].

В общепсихологическом смысле направленность понимается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Такое определение направленности мы находим в Кратком психологическом словаре [7]. Из вышесказанного следует, что направленность, являясь сложным личностным образованием, так же как и самооценка определяет актуальное и потенциальное поведение руководителя школы или вуза, его отношение к себе и окружающим.

А. Д. Карнышев пишет о том, что в общем плане личности направленность представляет собой результат взаимодействия объективных целей жизнедеятельности с субъективными побудителями человеческой активности.

Содержание направленности трехаспектно. С одной стороны она выступает как совокупность ценностей и ориентиров, сформированных в ходе предшествующих деятельностей индивида; с другой — как актуализация и конкретизация на их основе «сиюминутных» желаний и стремлений человека, а с третьей стороны, в побуждениях прошлого и настоящего просматриваются, «просвечиваются», вырисовываются грядущие мечты и чаяния личности. В этой связи, направленность можно определить как подструктуру личности, устанавливающую смысл и ориентиры ее жизнедеятельности и определяющую актуальные мотивы поведения и деятельности человека. Содержание направленности проявляется в специфических формах: со смысловой точки зрения — это мировоззрение, менталитет, убеждения, идеалы, а с побудительной — потребности, интересы, различные влечения, желания и т. д., хотя, как полагает исследователь, непреодолимых различий между названными формами нет [2].

Первичной физиологической основой направленности у человека выступает выдвинутое И. П. Павловым и обоснованное в нейрофизиологическом плане П. Г. Анохиным понятие «рефлекс цели», представляющее собой сложный комплекс, «в котором прошлое, настоящее и будущее организма составляет единое интегративное образование». И. П. Павлов — объективный и строгий исследователь очень эмоционально обосновал роль данного образования в судьбе человека: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели…. Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель» [6].

В чисто научном плане соотношение целей и мотивов деятельности (жизнедеятельности) является определенной проблемой. В частности, А. И. Леонтьев считал, что субъективные мотивы предопределяют цели деятельности, а К. К. Платонов доказывал, что деятельность имеет истоком объективную цель, ставшую субъективной, т. е. соотнесенной с потребностями конкретной личности. Можно много дискутировать о том, что здесь первично и что вторично, однако, как и А. Д. Карнышев [2] мы считаем, что чем взрослее и зрелее личность, тем чаще она сама обосновывает и устанавливает цели деятельности (жизнедеятельности), исходя из собственных интересов и потребностей. Непосредственно сам механизм зарождения направленности человека, а так же процесс взаимоотношения внутреннего и внешнего мы находим в трудах С. Л. Рубинштейна. Считаем необходимым остановиться на этом подробнее.

Согласно трактовке данного исследователя, испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем заинтересован, что является для него потребностью, интересом порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того, как тенденции опредмечиваются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека.

С. Л. Рубинштейн пишет о том, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место, например, во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя зависимость или соотношение может устанавливаться, направляясь сначала извне во внутрь.

Так происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом, им принимаются и становятся личностно значимыми для него.

В возможности такой обратимости зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют. Поэтому проблема направленности носит двойственный характер, поскольку это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.

Исследователь подчеркивает, что мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим миром.

Развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с проявлением, зарождением и развитием новых. И направленность личности, как справедливо отмечает исследователь, выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности [10, с. 103–121].

Таким образом, направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирует ее относительно независимо от наличных ситуаций, характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение. В то же время, направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Как система отношений личности к действительности направленность представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как к членам коллектива; отношение к труду и его результатам, продуктам; отношение к самому себе. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность или направленность на себя (НС). Ознакомимся с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие (ВД) есть основания выделить в том случае, если поступки и поведение руководителя определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать плодотворные отношения со своими подчиненными. Такой руководитель проявляет неподдельный интерес к совместной деятельности, способствует успешному выполнению основных целей и задач управленческой деятельности.

Деловая направленность или направленность на задачу (НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых деятельностью: увлечение процессом работы, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Руководитель с деловой направленностью обычно ориентируется на сотрудничество с коллективом и добивается наибольшей продуктивности труда своих подчиненных, если возникает такая необходимость, то старается обоснованно доказать свою точку зрения, которую считает полезной для выполнения задания.

Личная направленность или направленность на себя (НС) характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия: стремлением к личному первенству и престижу. Такой руководитель чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, свои личные интересы, ставя выше всего остального.

Размышляя о структуре личности руководителя, мы говорим об управленческой направленности, которая является главной действующей силой, формирующей основные профессионально-ценностные качества менеджера: интерес и склонность к управленческой деятельности, намерение ей заниматься. Выраженным показателем управленческой направленности являются склонности и намерения, связанные с потребностью индивида в достижении поставленных целей в области избранной профессиональной деятельности, стремлении совершенствовать знания, умения, навыки, связанные с ней. Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической управленческой деятельности, что особенно актуально, на наш взгляд, для руководителя педагогического коллектива [3].

Рассматривая социально-психологическую структуру личности руководителя, А. П. Устюжанин, Ю. А. Угрюмов, наряду с общими качествами, специфическими свойствами, индивидуально-психологическими особенностями, ее подготовленностью, выделяют направленность личности, определяющую мотивацию и устремленность человека к определенному виду деятельности. Далее авторами отмечается, что для руководителя направленность личности играет особую роль, так как он должен формировать коллектив, поддерживать дисциплину труда, выполнять производственную (государственную) программу, то есть обладать высокими деловыми качествами и организаторскими способностями [12]. Остановимся на этом подробнее.

А. А. Бодалев в книге: «Психология о личности» [1], а именно в главе о качествах личности, необходимых для успешного общения пишет о том, что руководитель должен знать и понимать людей, уметь найти подход к каждому. Для достижения такого понимания, овладения умением находить оптимальные способы общения, создающие у человека рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелательного отношения к окружающим, руководителю необходимо знание психологии человека, его ценностных ориентаций, выражающихся в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Необходимо также знание имеющегося у человека представления о себе, — что нравится в себе самом, что он себе приписывает, против чего восстает.

Организация эффективных воздействий на людей, предполагает умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого сотрудника. Вместе с тем своеобразие другого человека будет улавливаться случайно, если отсутствуют качества, делающие нас знатоками других людей. Главное, как отмечает А. А. Бодалев, с чего начинается развитие этих качеств, — это формирование у человека такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе на переднем плане — гипертрофированное «я» или «ты», «мы» — это оказывается вовсе не безразлично для проявления умения глубоко проникать в другую личность, правильно строить с ней взаимоотношения.

Так, сформированная личностная направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, отвечающее моральным нормам: такое отношение порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, что важно для общения, так как способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. А. М. Горький, имея в виду это значение направленности на человека, говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик и, если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что у него есть [по 1]. Чувствование бытия чужого «ты» так же сильно, как бытия своего «я» идет от глубокого и устойчивого интереса к людям. Поэтому для руководителя педагогического коллектива так важна направленность на других людей.

Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для полноценного общения в нашем обществе, выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» [11, с. 20]. Между тем факты показывают, что чувствование чужого «ты» с той же силой, как чувствование своего «я», имеет место далеко не у всех людей. Так, Н. В. Ревенко установила, что у одной части руководителей различных предприятий направленность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно развита направленность на технику, продукцию, которую должно выпускать предприятие. У другой части их она обнаружила ярко выраженную направленность на других людей — подчиненных и вышестоящих начальников, а чаще на тех и других со всей сложностью их взаимоотношений — и сравнительно слабую направленность на техническую сторону деятельности предприятия, его продукцию и экономику. Наконец, у третьей части руководителей она нашла направленность на людей и на технику, продукцию предприятия, на экономические показатели его деятельности. Руководители, отнесенные к последней группе, наиболее успешно решали как чисто производственные задачи, так и задачи социальные [9].

По мнению некоторых авторов [8], в зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров ориентированных:

  • на решение групповых задач;

  • на общение и взаимоотношение в группе;

  • универсальных лидеров. Кроме того, таких универсальных лидеров, как показали наши собственные исследования, можно встретить на руководящих должностях в педагогических коллективах.

Наше исследование осуществлялось на базе общеобразовательных школ (МОУ СОШ № 9, № 11, № 15, № 17, гимназии № 1) города Иркутска и ВУЗов (ИГУ, ИГПУ) с участием руководителей педагогических коллективов в количестве семнадцати человек по семнадцати методикам индивидуально с каждым. В диагностическом исследовании были задействованы в школах — директора и их заместители, заведующие кафедрами и деканы факультетов в вузах.

Для анализа составляющих поведенческого компонента профессиональной направленности личности использовалась методика выявления вида направленности В. Смекал, М. Кучера [4], что позволило выяснить основные тенденции поведения личности руководителя педагогического коллектива.

Результаты расчета свидетельствуют о доминировании у руководителей вузов деловой направленности при слабом развитии направленности на себя и достаточном на взаимодействие с другими участниками педагогического процесса, что указывает на положительный прогноз их деятельности. У руководителей школ, так же как у руководителей вузов, направленность на задачу является преобладающей. Однако второе по значимости место занимает направленность на себя, затем следует направленность на взаимодействие. Полученные показатели могут свидетельствовать о завышенной самооценке руководителей школ, о некоторой авторитарности в управлении, что подтверждено диагностическими результатами, полученными при помощи других методик исследования.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Психология о личности — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.

  2. Карнышев А. Д. Социальная и экономическая психология: научно-практическое руководство для бакалавров и магистрантов. — Иркутск: Изд-во БУГЭП, 2011. — 484 с.

  3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. — 117 с.

  4. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования/Е. М. Никиреев. Учебное пособие. — М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.

  5. Обозов Н. Н. Психология работы с людьми: советы руководителю. — Киев: Политиздат Украины, 1990. — 205 с.

  6. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. — М.: Медгиз, 1951. — 505 с.

  7. Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

  8. Психология: учебник для гуманитарных вузов. Под общей редакцией В. Н. Дружинина. — Спб.: Питер, 2007. — 650 с. — (Учебник нового века).

  9. Ревенко Н. В. Социально-психологический анализ стиля руководителя: Автореф. Канд. дис. М., 1980.

  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т 2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.

  11. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Мол. Гвардия, 1979. — 335 с.

  12. Устюжанин А. П., Угрюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. — М.: Колос, 1993. — 112 с.

Голубева Е.В. Направленность личности подростков и их родителей

УДК 159.922

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Голубева Е.В.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи направленности личности родителей и их детей подросткового возраста. Теоретический анализ проблемы показал, что направленность может определяться доминирующей системой мотивов гуманистического или прагматического содержания. Роль направленности личности родителей в нравственном развитии детей заключается в актуализации у ребенка внутренних моральных побудителей. Эмпирическое исследование позволило установить, что доминирующие мотивы у подростков, определяющие направленность их личности, в целом, соответствуют направленности личности их родителей.

Ключевые слова: направленность личности, родители, подростки, доминирующие мотивы, морфологический тест жизненных ценностей.

 

PERSONALITY ORIENTATION

OF TEENAGERS AND THEIR PARENTS

Golubeva E.V.

The article deals with the problem of relationship between personality orientation of parents and their adolescent children. The theoretical analysis of the problem showed that the personality orientation may be determined by the dominant system of humanistic or pragmatic content motives. The role of the orientation of the parents’ personality in the moral development of children lies in the actualization of the child’s internal moral stimuli. An empirical study made it possible to establish that the dominant motives in adolescents, which determine the orientation of their personality, generally correspond to the personality orientation of their parents.

Keywords: personality orientation, parents, adolescents, dominant motives, morphological test of life values.

 

Проблема направленности личности не является новой в психологической науке. Ей посвящены классические труды С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова, Л.И. Божович и др. [см.: 5, с. 174-176]. Анализируя современное состояние проблемы направленностив психологии, можно отметить единство позиций разных авторов в том, что направленность является ведущей характеристикой личности, определяя целостность ее структуры. Выделение типов направленности в большинстве работ базируется на том, что человек реализует три самых важных вида отношений: к обществу, к себе и к другим людям [6, с. 181].

В современном меняющемся мире, в эпоху быстрой смены ценностей особый интерес представляет рассмотрение направленности личности с точки зрения ее связи с нравственным сознанием и поведением [см.: 1; 7]. Один из возможных вариантов выделения типологии направленности личности, соответствующих данному подходу, принадлежит В. Ф. Сопову. Доминирующая система мотивов обусловливает гуманистическую или прагматическую направленность личности. Гуманистическая направленность характеризуется преобладанием мотивов духовной удовлетворенности, положительным отношением как к себе, так и к обществу. Прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, престижа. Неопределенная направленность означает, что ни гуманистическая, ни прагматическая направленность не выражены. Противоречивая направленность означает, что гуманистическая и прагматическая направленность одинаково сильно выражены и провоцируют внутриличностный конфликт [9, с. 13].

При этом в известной нам психологической литературе встречаются единичные исследования, связанные с рассмотрением направленности личности родителя и ее влияния на мотивационно-ценностную сферу ребенка. Поэтому данный аспект рассмотрения проблемы представляется актуальным.

Говоря о направленности как ключевой характеристике личности воспитывающего, можно отметить, что именно к тому, чего хотят родители сами, они и готовят своих детей. Их идеал жизни, благополучия, порядочности определяет цель воспитания [3, с. 331].

В сфере семейных взаимоотношений гуманистическая направленность личности выражается в ее стремлении к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними, приобщению детей к нравственным ценностям. Прагматическая направленность личности в семейной сфере проявляется в стремлении к материальному достатку, престижу, развитию у детей «деловых» качеств.

Психолого-педагогические исследования роли направленности личности родителей в развитии мотивационной сферы их детей немногочисленны [см.: 2]. Так, например, в экспериментах, проведенных Е.В. Субботским, изучалось влияние альтруистического (стимулирующего бескорыстное отношение к товарищам) и прагматического (основанного на принципе взаимного обмена) стиля воспитания на нравственное развитие детей. Оказалось, что в первом случае у ребенка интенсивнее формируются внутренние моральные побудители (совесть), во втором же нравственные поступки часто совершаются лишь при наличии прямого поощрения или в присутствии так называемых «социализаторов» – взрослых [см. : 10].

Подростковый возраст характеризуется преобразованием социальной ситуации развития, выходом на качественно новую социальную позицию, расширяющейся сферой деятельности, интенсивным формированием новообразований в личностной сфере – чувства взрослости, самосознания, перестройкой мотивационно-ценностной сферы. Подростковый возраст традиционно рассматривается как «опасный» и трудный с точки зрения воспитательных воздействий. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка [4, с. 5-6]. Поэтому острым и актуальным становится вопрос о роли семьи, личности родителей в формировании направленности личности подростков.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявление направленности личности подростков, воспитываемых родителями с разной направленностью личности.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что направленность личности подростков соответствует направленности личности родителей.

В исследовании принимали участие 122 человека, из них – 61 подросток в возрасте 14-15 лет (учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ г. Таганрога Ростовской области) и их родители. Уточним, что, по нашему мнению, в тестировании, скорее, согласится участвовать тот родитель, который уделяет воспитанию ребенка повышенное внимание и, соответственно, имеет на него большее влияние.

В процессе проведения исследования для выявления направленности личности был использован «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (МТЖЦ) [9]. Выявляемые с помощью теста ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). В первую группу входят: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Ко второй группе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности. При всех низких значениях направленность личности является неопределенной (Неопр.), без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах направленность личности является противоречивой (Противор.), внутриконфликтной. При высоких баллах ценностей первой группы направленность личности является гуманистической (Гуман.), второй группы – прагматической (Прагм.).

В проведенном эмпирическом исследовании с участием подростков и родителей были получены данные, отражающие выраженность у них восьми жизненных ценностей. Эти сведения позволили установить, какой тип направленности личности выявляется у каждого респондента. Полученные в исследовании результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Частота встречаемости типов направленности личности

в подвыборках родителей и подростков

Как можно видеть, в группе родителей преобладает противоречивая (49%) и неопределенная (33%) направленности личности. Такой результат говорит о том, что у большинства современных родителей нет четко сложившейся системы ценностей.

Противоречивая направленность личности родителя свидетельствует о наличии конфликта между духовно-нравственными и эгоистически-престижными ценностями. Неопределенная направленность родителя указывает на то, что у него не выработана система норм поведения, деятельности, нравственных и этических принципов. Такие люди часто испытывают трудности в осознании своих ценностей, целей, жизненных ориентиров.

И в том, и в другом случае у воспитываемого таким родителем ребенка затрудняется образование мотивационной направленности. Противоречивость или неопределенность воспитательных воздействий приводит к тому, что в развитии ребенка роль воспитательных воздействий снижается. Дети не имеют возможности четко определиться с направленностью в семье, поэтому принимают ценности общества. А, как показывают многочисленные социально-психологические исследования, современное общество характеризуется доминированием прагматических ценностей. Поэтому является ожидаемым увеличение доли прагматической направленности (28%) в выборке подростков по сравнению с выборкой родителей (8%).

Рассмотрим, как связаны между собой направленности родителей и их детей. Объединим подростков, принимавших участие в исследовании, в группы согласно направленности личности их родителей. Установим, какова частота встречаемости четырех рассматриваемых типов направленности у подростков в каждой группе. Полученные эмпирические данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

Направленность личности подростков,

воспитываемых родителями с разной направленностью личности

Проведем статистическую обработку результатов. Для этого воспользуемся критерием φ* – угловое преобразование Фишера, который предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости эффекта. Сравним попарно группы подростков, выделенные в соответствии с направленностью личности их родителей, по выраженности соответствующей направленности у детей.

Результаты статистической обработки представим в таблице 2. Отметим, что величина значения φ определяется с помощью специальных таблиц и зависит от процентной доли респондентов, входящих в ту или иную группу, а значение φ*эмп. вычисляется по формуле:

где n1 и n2 – количество респондентов в соответствующих группах.

Сопоставление полученных эмпирических значений критерия с критическими позволяет принять гипотезу H1 (о наличии различий) или H0 (об отсутствии различий [8, с. 158].

Таблица 2.

Результаты статистической обработки

с помощью критерия φ* – угловое преобразование Фишера

*Сопоставление групп подростков по выраженности гуманистической направленности не имеет смысла, т.к. ее доля во всех подгруппах, кроме подгруппы с гуманистической направленностью личности родителей, равна нулю.

В подвыборке детей, воспитываемых родителями с гуманистической направленностью личности, в 83% случаев встречается преобладание гуманистических ценностей. Следует отметить, что такая направленность личности встречается только у подростков, чьи родители также характеризуются гуманистической направленностью личностью. Следовательно, сформировать гуманистическую направленность личности у ребенка родитель может только в том случае, если сам ею обладает. Видимо, родители на собственном примере, в своей воспитательной практике демонстрируют следование этим ценностям. А подросток чаще всего идентифицируется с ними, стремится брать с них пример и поэтому гармонично усваивает передаваемые ему ценности.

У детей, воспитываемых родителями с прагматической направленностью личности, в 40% случаев определяется такая же прагматическая направленность, и с такой же частотой выявлена неопределенная направленность, а еще 20% детей показали одинаковую выраженность и гуманистических и прагматических ценностей. Можно предположить, что неполное соответствие направленности личности родителей и подростков в этом случае вызвано тем, что формирование какой-либо направленности у ребенка не воспринимается родителями как воспитательная задача в соответствии с их ориентированностью на собственные потребности, престиж и достижения. Однако выводы, сделанные нами относительно перечисленных выше групп родителей и их детей, необходимо рассматривать как предварительные, т.к. количество респондентов в этих группах невелико.

У подростков, воспитываемых родителями с противоречивой направленностью личности, чаще всего определяется противоречивая направленность (в 53% случаев). Причем выраженность этой направленности в данной группе статистически достоверно выше, по крайней мере, в сравнении с группой подростков с неопределенной направленностью личности родителей (φ*эмп. = 1,64 при р < 0,05). Вероятно, родители этой группы «транслируют» детям противоположные ценности и установки, и их «полюс» определяется ситуационно и непоследовательно. В этих условиях у подростков также формируется одновременная приверженность и гуманистическим, и прагматическим ценностям.

Подростки, которых воспитывают родители с неопределенной направленностью личности, в большинстве своем не имеют выраженного ценностного полюса (40% детей). Причем выраженность этой направленности в данной группе статистически достоверно выше, по крайней мере, в сравнении с группой детей с противоречивой направленностью личности родителей (φ*эмп. = 1,79 при р < 0,05). Видимо, не имея четко выраженной позиции, родители этой группы отстраняются от формирования направленности личности ребенка, поэтому этот процесс складывается стихийно и зачастую приводит к формированию неопределенной направленности личности у подростка.

Таким образом, можно заключить, что доминирующие мотивы у подростков, определяющие направленность их личности, в целом, соответствуют направленности личности их родителей. Данное исследование помогает несколько расширить научные представления о роли направленности личности родителей в формировании ценностных ориентаций их детей подросткового возраста. Это исследование может быть использовано специалистами помогающих профессий при работе с семьями.

 

Список литературы:

1. Боглаевская Т.В., Левкова Т.В. Направленность и ценностные ориентации в структуре личности в юношеском возрасте [Электронный ресрус] // Постулат. 2019. № 3 (41). URL: https://bit.ly/3qo92KK (дата обращения: 25.12.2021).

2. Голубева Е.В. Мотивационная сфера младших школьников, воспитывающихся родителями с разной направленностью личности // Известия ТРТУ. № 9-2 (64). 2006. С. 54-55.

3. Голубева Е.В. Мотивационно-ценностный компонент экономического сознания подростков, воспитываемых родителями с разной направленностью личности // Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, Л.Н. Широкова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 331-334.

4. Голубева Е.В., Истратова О.Н., Кибальченко И.А., Эксакусто Т.В. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: монография / Под ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Южный федеральный университет, 2015. 176 с.

5. Калимуллина О.А. Контент-анализ категории «направленность личности» // Образование и саморазвитие. 2013. № 1 (35). С. 171-177.

6. Кириенко А.А. К проблеме содержания направленности и ее типов в отечественной и зарубежной научной литературе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 181-187.

7. Петушкова И.Н. Нравственная направленность личности и характер ее морального поведения // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VII международной научной конференции, 9-10 ноября 2017 г. / Отв. ред. М.И. Морозова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. С. 213-218.

8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. 350 с.

9. Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30.

10. Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А.А. Бодалева. М.: НИИОП, 1979. С. 80-97.

 

Сведения об авторе:

Голубева Елена Валериевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия).

Data about the author:

Golubeva Elena Valerievna – Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Safety Life Activity Department, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia).

E-mail: [email protected].

[PDF] Ориентация личности, эмоциональное состояние, удовлетворенность клиентов и намерение совершить повторную покупку

  • W. Verbeke
  • Business

  • 1997
  • В этой статье исследуется гипотеза эмоционального заражения, предложенная Hatfield, Cacioppo и Rapson (19).94), в контексте продаж. В частности, гипотеза эмоционального заражения объясняет, как…

    Разновидности опыта потребления: сравнение двух типологий эмоций в поведении потребителей

    • Уильям Дж. Хавлена, М. Холбрук недавно обратили свое внимание на изучение творческих, эмоциональных и оценочных компонентов опыта потребления. Тем не менее предстоит еще много работы…

      Устойчивость эмоциональных переживаний и их связь с чертами личности.

      В статье представлена ​​теоретическая основа для изучения отношений между эмоциями и личностью и эмпирическое исследование стабильности эмоциональных переживаний 88 нормальных матерей среднего класса и их…

      Роль эмоций в служебных контактах

      • А. Маттила, C. Enz
      • Business

      • 2002

      Эта статья углубляет наше понимание влияния аффекта на реакцию потребителей на краткие неличные встречи с услугами. Это исследование вносит свой вклад в литературу по маркетингу услуг…

      Роль эмоций в маркетинге

      • Р. Багоззи, М. Гопинатх, Прашант У. Найер
      • Психология, бизнес

      • 1999

      собственные мысли. В этой статье авторы обсуждают дифференциацию эмоций от аффекта, настроения и…

      Влияние межличностного удовлетворения на решения о выкупе

      • М. Прейс
      • Бизнес

      • 2003

      ОБЗОР Было обнаружено, что после совершения покупки у поставщика удовлетворенность клиентов влияет на решения покупателей о фирмах, у которых они будут покупать товары или услуги. Межличностные…

      Измерение эмоций в процессе потребления

      • Марша Л. Ричинс
      • Бизнес

      • 1997

      эти эмоции остаются неразрешенными Эта статья…

      Две общие системы активации аффекта: структурные данные, эволюционные соображения и психобиологические данные

      • Д. Уотсон, Д. Визе, Дж. Вайдья, А. Теллеген Уотсон и А. Теллеген (1985) предложили консенсуальную структуру аффекта, основанную на циркумплексе Дж. А. Рассела (1980). Обзор литературы авторов показывает, что эта двухфакторная модель…

        Личность: теория и исследования

        • Л. А. Первин
        • Психология, биология

        • 1984

        В этой книге обсуждается теория личности в контексте: межличностные отношения, культура и развитие на протяжении жизни, а также оценка теории и исследований личности. 1989

      Переход к телепсихотерапии, пандемия COVID-19, ориентация личности и стиль привязанности

      Denna sida på svenska

      Переход к телепсихотерапии, личностная ориентация и стиль привязанности: уроки пандемии COVID-19 и ее влияние на предоставление психотерапии.

      Denna sida på svenska

      Контактное лицо в СУ

      Обзор

      Больше информации

      Приглашение психотерапевтов принять участие в исследовании (на шведском языке)

      Онлайн-терапия — быстро развивающаяся тенденция, но для кого она подходит, а для кого нет? Пандемия COVID-19 создала своего рода естественный эксперимент, возможность изучить, как пациенты и терапевты справляются с переходом на дистанционное общение, как переход влияет на терапевтический процесс и какие пациенты — при каких обстоятельствах — получают больше пользы от личного общения. терапия лица или телепсихотерапия.

      Цель состоит в том, чтобы изучить ассоциации между различными реакциями на переходы к телепсихотерапии и обратно в офис и ориентацией личности пациента (фокус на отношении/близости или автономии/производительности), стилем привязанности пациента (надежная привязанность в сравнении с тревогой привязанности или избегание привязанности), текущую фазу терапевтического процесса и насколько комфортно терапевт чувствует переходы.

      Переход к телепсихотерапии, личностная ориентация и стиль привязанности: уроки пандемии COVID-19 и ее влияние на предоставление психотерапии.

      Цели

      Настоящая исследовательская программа предназначена для изучения в серии исследований, для каких пациентов традиционная обстановка с пациентом и терапевтом, присутствующими в одной комнате, является предпочтительным лечением, и для каких пациентов лечение онлайн может быть более благоприятным.

      Текущее состояние знаний

      Американская психологическая ассоциация определила телепсихологию в 2013 году как предоставление психологических услуг с использованием телекоммуникационных технологий. Интернет-психотерапия, также известная как электронная терапия или онлайн-терапия, в настоящее время является хорошо зарекомендовавшей себя формой проведения различных форм психотерапевтического лечения. Большая часть соответствующей литературы сосредоточена на опыте терапии, которая началась и была разработана как онлайн. Все большее число недавних публикаций посвящено опыту терапевтов при переходе от очной психотерапии к дистанционной.

      Однако, насколько нам известно, последствия перехода к телепсихотерапии или в обратном направлении еще не были систематически изучены в отношении ориентации личности пациента или стиля привязанности.

      Тем не менее, опыт клинической практики и наблюдения в начале и во время пандемии COVID-19 показывает, что разные пациенты по-разному реагировали на переход. Некоторым из них не хватало прямого контакта во время сеанса, физического присутствия в одном и том же месте и собственного времени на пути к кабинету терапевта и обратно, и им было трудно поддерживать достаточно хорошие терапевтические отношения онлайн. Некоторым другим стало легче, что им не нужно путешествовать, не сидеть в одной комнате, и они могли «раскрыться» больше, чем раньше, в обычной психотерапевтической обстановке.

      Теоретическая отправная точка

      Согласно эмпирически подтвержденной теоретической модели «двойной спирали» Блатта (2008), психологическое развитие представляет собой продолжающееся на протяжении всей жизни согласование между двумя фундаментальными измерениями человеческого опыта: самоопределением (все более консолидированным и реалистичным ощущением себя) и межличностные отношения (увеличение близости и межличностной взаимности). Психологическое благополучие включает в себя как значимую идентичность, так и значимые привязанности, баланс между индивидуацией и близостью.

      Напротив, различные формы психопатологии отражают преувеличенную и искаженную озабоченность тем или иным аспектом развития. Анаклитическая конфигурация связана с трудностями в близких отношениях, тогда как интроективная конфигурация связана с чрезмерными требованиями к достижениям и перфекционизмом.

      В теории привязанности проводится параллельное различие между надежной привязанностью и двумя основными аспектами небезопасной привязанности: тревогой привязанности и избеганием привязанности (Mikulincer & Shaver, 2007).

      Эмпирические исследования показали, что пациенты с преимущественно анаклитической и преимущественно интроективной конфигурацией личности, а также пациенты с безопасным и небезопасным стилем привязанности реагируют на различные формы терапевтических вмешательств и демонстрируют различные модели изменений.

      Кроме того, значительный объем знаний свидетельствует о том, что гибкость и способность терапевтов приспосабливать свою работу к потребностям и уязвимости пациентов могут иметь решающее значение для эффектов временного или более длительного перехода от традиционной психотерапевтической установки к телепсихотерапии и обратно к офис.

      Метод

      Исследование сосредоточено на краткосрочных и долгосрочных последствиях для пациентов и терапевтов перехода к телепсихотерапии и обратно в отношении недиагностических характеристик пациента (ориентация личности и стиль привязанности). Проект включает в себя интервью с пациентами и психотерапевтами, а также общенациональный опрос шведских психотерапевтов, проведенный на начальном этапе пандемии COVID-19 (этап 1) и повторенный через год (этап 2). На шаге 3 основное внимание уделяется опыту переходов обратно в кабинет терапевта и от смешанных гибридных моделей, а также важности пересечения во времени и пространстве между терапевтическими сеансами и повседневной жизнью.

      Пациентов набирают через социальные сети, а терапевтов — через профессиональные ассоциации.

      Протокол интервью предназначен для сбора рассказов о положительном и отрицательном опыте перехода к телепсихотерапии или в обратном направлении, о том, как переход влияет на отношения пациента и терапевта, на терапевтический процесс и терапевтические результаты.

      Инструменты включают оценку личностной ориентации, стиля привязанности, терапевтического альянса, результатов и показателей принятия и использования технологий.

      Программа исследования одобрена Управлением этической экспертизы Швеции (2020-06819; 2021-01188; 2021-03728; 2021-06358-02).

      Значение

      Несмотря на то, что в настоящее время существует обширная литература по психотерапии, предназначенная для различных форм синхронного дистанционного общения, настоящая исследовательская программа, насколько нам известно, является первой попыткой рассмотреть опыт и последствия перехода от традиционной психотерапевтической установки к телепсихотерапии и обратно. к офису в связи с личностной ориентацией пациентов и стилем привязанности.

      Рассмотренные гипотезы имеют большое клиническое и теоретическое значение. Основным вкладом этой программы в область исследований является сосредоточение внимания на том, как ориентация личности и стиль привязанности — во взаимодействии — могут быть согласованы со способом проведения психотерапии (в естественных условиях или дистанционно). Этот вопрос особенно важен в эпоху растущего внимания к онлайн-общению в психиатрической помощи. Нынешняя пандемия COVID-19 создала своего рода «естественный эксперимент» для изучения этого вопроса.

      И последнее, но не менее важное: вопрос о том, кто и от чего выигрывает в психотерапии («разные приемы для разных людей»), имеет большое клиническое и теоретическое значение. Результаты могут помочь клиницистам решить, кому предложить психотерапию онлайн или лично, когда не всех пациентов можно увидеть в клинике.

      Публикации

      Альстрём, К., фон Белов, К., Форсстрём, Д., и Вербарт, А. (2022). Терапевтические встречи в начале пандемии COVID-19: опыт психодинамических терапевтов при переходе к дистанционной психотерапии. Психоаналитическая психотерапия, 36 (3), 256–274. doi:10.1080/02668734.2022.2058988 (Открытый доступ)

      Эрландссон, А., Форсстрём, Д., Розенталь, А., и Вербарт, А. (2022). Доступность по какой цене? Опыт терапевтов в дистанционной психотерапии с детьми и подростками во время COVID-19пандемия. Журнал детской, детской и подростковой психотерапии, 21 (4), 293–308. doi:10.1080/15289168.2022.2135935 (Открытый доступ)

      Вербарт, А., Билен, Л., Янссон, Т.М., и Филипс, Б. (2022). Потеря ритуалов, границ и отношений: опыт пациентов при переходе на телепсихотерапию после начала пандемии COVID-19. Frontiers in Psychology, 13 , 835214. (Тема исследования; «Основные моменты психологии для клинических условий: восхождение цифровой психотерапии») doi: 10.3389/fpsyg.2022.835214 (Открытый доступ)

      Кроме того, в рамках исследовательской программы было подготовлено 10 диссертаций по программе психологии, магистерской программе и программе психотерапии в Стокгольмском, Упсальском и Карлстадском университетах, а также проведено несколько текущих исследований.

      Финансирование

      Совет по гуманитарным наукам Стокгольмского университета присудил первому этапу исследовательской программы стратегический грант сроком на один год для инновационных исследовательских инициатив.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts