Направленность личности в психологии: Направленность личности — Психологос

Шилова Н.И. Проблема психологического конструкта целевой направленности личности

УДК 159.923

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА

ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Шилова Н.И.

В данной статье рассматривается понятие целевой направленности личности через определённую иерархию целей человека, мотивационное наполнение, которое отображает личную позицию. Показано влияние данной позиции на достижение перспективных целей, преимущественно в ситуациях будущего времени. Определены компоненты и формы выражения целевой направленности личности. Выделены четыре позиции: рациогуманистическая, альтруистическая, рациональная и эгоцентрическая. Составлен терминологический аппарат для качественного понимания исследуемого понятия. Разработан психологический конструкт целевой направленности личности.

Ключевые слова: целевая направленность, личность, мотивация, цели, целеустремлённость, целеполагание, волевое усилие, эмоциональное отношение.

 

THE PROBLEM OF THE PSYCHOLOGICAL CONSTRUCT

OF THE PERSONALITY’S GOAL ORIENTATION

Shilova N.I.

The article considers the concept of the personality’s goal orientation through a certain hierarchy of human goals and motivational content that reflects a personal position. The influence of this position on the achievement of long-term goals is shown mainly in future time situations. The components and forms of expression of the personality’s goal orientation are defined. Four positions are singled out: rationalistic, altruistic, rational and egocentric. The terminological apparatus for qualitative comprehension of the investigated concept is made. A psychological construct of the personality’s target orientation has been developed in the article. 

Keywords: goal orientation, personality, motivation, goals, purposefulness, goal-setting, strong-willed effort, emotional attitude.

 

Проблема развития гармоничной современной личности является предметом пристального внимания психологических исследований. Необходимо оказывать помощь в раскрытии таких моральных качеств, как гуманизм, принципиальность, верность долгу, трудолюбие, целеустремленность. Только при их наличии у человека возможен личностный рост, адаптация в современных условиях жизни, налаживание коммуникативных связей с окружающими.

Среди этого многообразия личностных качеств, особую роль играет целевая направленность. Это объясняется тем, что она, будучи интегративным образованием, определяет направленность личности, ее мировоззрение, идеалы и ценности.

В отечественной психологии в изучении целевой направленности личности возникло несколько научных школ и направлений: теория потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн [12], А.Н. Леонтьев [6]). Вопрос о соотношении целей и мотивов затрагивали А.К. Тихомиров [14], Н.А. Бернштейн [3], Б.Ф. Ломов [7]. На проблеме целеполагания останавливались Н.Ф. Наумова [10], А.Ф. Коган [5].

Цель статьи – исследовать подходы к изучению проблемы целевой направленности личности и на основе полученных данных составить теоретическую модель данного феномена.

Направленность личности неразрывно связана с целями, ради которых она действует, ее мотивами и субъективным отношением к разным сторонам действительности. Целевая направленность личности – это качественный признак направленности как таковой. Данное понятие имеет свою структуру и рассматривается в контексте двух измерений: психологически индивидуального (направленность, самосознание, характер, психофизиологические качества), деятельностного (потребностно-мотивационные, информационно-познавательные, целеобразующие компоненты). Содержательная структура целевой направленности личности перекликается с многомерной концепцией личности О.П. Санниковой (формально-динамический, содержательно-личностный, социально императивный уровни) [13, с. 7] и психологической структурой личности В.В. Рыбалка [11, с. 88], который выделяет три измерения: социально-психолого-индивидуальное (вертикальное), деятельностное (горизонтальное) и генетическое (возрастное) измерение.

Содержательные составляющие целевой направленности рассматривает А. А. Фурман в многосферной структуре аксиосферы как предмета психологического познания личности. Он выделяет четыре компонента (подсферы): потребностно-мотивационный, деятельностно-оперативный, ценностно-смысловой, ценностно-ориентационный [15, с. 149].

Потребностно-мотивационные компоненты деятельностного измерения целевой направленности личности исполняют роль вектора-пути в развитии данного явления. А.А. Фурман определяет их как сложную систему взаимосвязанных компонентов, которые находятся в иерархической соподчиненности и составляют потребности, интересы, влечения, цели, установки, идеалы [15, с. 149].

Теория мотивации А. Маслоу [9] охватывает содержание потребностей, их иерархическое положение относительно друг друга, показывает их связь с мотивационной сферой человека, побуждения ее, таким образом, к деятельности. А. Маслоу определяет ведущую роль мотивации в целеустремленности действия, ведь именно она является основой для организации устойчивой деятельности, направленной на достижение определенной цели. Автор утверждает, что есть нормальные условия жизни в цивилизованном мире, эти условия очень тесно связаны с базовыми потребностями, которые и представляют собой самые цели. Такие базовые потребности он объединил в так называемую пирамиду [9, с. 126].

А. Маслоу провел анализ проблемы соотношения мотивации и целей. В этом он отмечает, что удовлетворение потребностей человека настолько является значимым для нее, что кроме целей она уже ничего не видит. Удовлетворение этих потребностей составляет конечную цель любой деятельности личности. Поэтому, для выявления мотивации, следует обращать внимание на первоисточник деятельности человека – его желания и потребности. Автор отмечает социальную обусловленность проблемы, ведь путь, который избирается для достижения цели, определяется культурными особенностями человека.

Существует еще одна составляющая соотношения мотивов и целей – их совпадение, точнее, трансформация действия в деятельность (механизм сдвига мотива на цель, второй вариант – механизм преобразования цели в мотив), иначе – осознание мотивов, их подъем, что характерно для зрелых личностей. На эту проблему указывал в XIX в. В. Вундт в работе «Механизм гетерогонии целей». Он отмечал, что разнородность приходит извне, а механизм, приводящий к осознанию мотив, включает в себя отображение прошлых событий.

О.К. Тихомиров [14] продолжал рассматривать проблему целеполагания с позиции взаимосвязи целей и мотивов. Согласно его концепции образ будущего результата не может стать целью сам по себе. Это возможно только при условии его связи с мотивом деятельности человека. При этом в зависимости от мотивов, цель имеет разный личностный смысл. Исследователь допускает различное отношение одной и той же цели в различных мотивах. В случае их разной направленности имеет место целеполагание в конфликтной ситуации. На основе потребностей человека возникают цели. О. К. Тихомиров классифицировал их следующим образом: гностические, коммуникативные, связанные с удовлетворением естественных потребностей и т.д. [14, с. 82]. Началом формирования целей ученый считает сам факт встречи мотивов и установок с препятствиями. О.К. Тихомиров отмечает сложные взаимоотношения между целью и установками, ведь они замещаются целями, определяют избирательность по отношению к возможным целям и могут стать 

Н.А. Бернштейн [3] рассматривал цель в контексте задач. Чтобы сформулировать задачу, необходимо создать образ того, что надо достичь. Автор связывает достижения цели с ситуационными процессами и разграничивает их во времени. Он рассматривает цель как модель необходимого будущего и отмечает, что мозг должен конструировать ситуацию будущего. Этот процесс должен происходить подобно тому, как мозг формирует отражение реального внешнего мира [3, с. 95]. Такой осознанный образ будущего может стать основанием для формулирования задачи.

Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном [12] и А.Н. Леонтьевым [6] раскрывает не только структуру и содержание психологической деятельности, но и ее связь с потребностями человека, она объясняет, каким образом определенная деятельность связана с целями, которые ставит перед собой личность.

С. Л. Рубинштейн в качестве структуры деятельности личности построил следующую цепь: движение – действие – деятельность. Связывая цели и деятельность личности, Сергей Леонидович отмечал осознание и целеустремленность человеческой деятельности. Именно в деятельности личность реализует свои цели. С.Л. Рубинштейн также связывает деятельность человека с целями и мотивами. В своей теории деятельности он указывает, что каждое действие состоит из цели и мотива, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Однако автор отрицает совпадение мотива и цели как составляющих действия, объясняя это тем, что цель – это образ желаемого результата, на который направлено действие человека, а мотив – это то, что побуждает достигать данную цель, и вызывает действие. По этой теории действие состоит из нескольких частных действий, или операций [12, с. 26].

Подход А.Н. Леонтьева [6] подобен структурам деятельности С.Л. Рубинштейна, но имеет некоторые отличия. В своей структуре деятельности личности Алексей Николаевич выделяет две цепи: деятельность – действие – операция и мотив – цель – условие. В состав мотивов деятельности человека, которые выделил С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев добавляет жизненные цели.

А.Н. Леонтьевым вводится понятие «мотив-цель» [6, с. 61], который является ведущим элементом основы личности. Итак, согласно его теории, существуют мотивы-стимулы (мотивы, побуждающие, порой остроэмоциональные, но лишенные смыслообразующих функций) и мотивы-цели (побуждают деятельность, но при этом добавляют ей личностный смысл) [6, с. 61].

Первичным и характерным для деятельности личности, по мнению А.Н. Леонтьева, является несовпадение мотивов и целей. Однако их совпадение является вторичным явлением, которое означает, что цель не требует внешней побудительной силы и является самостоятельной единицей, или произошло осознание мотивов и превращение их в мотивы-цели. В своем сознании, личность отделяет мотивы от целей. Ведь цели А.Н. Леонтьев определяет сознательными, а мотивы – преимущественно бессознательными. Таким образом, ставится вопрос возникновения мотивов. Основа этой концепции состоит в том, что через некоторое время воздействия движущего мотива на цель, она приобретает собственной побудительной силы и становится мотивом [6, с. 62].

В теоретическом плане значительный вклад в решение вопросов целей и мотивации внес Б.Ф. Ломов [7]. Он утверждает, что источником любой деятельности является наличие у нее определенных мотивов, поэтому свою деятельность человек направляет на достижение поставленной цели. Направлением движения в данном процессе выступает понятие мотив-цель, которое является центральным звеном в структуре деятельности личности и организует всю систему психических процессов и состояний человека, которые включаются в эту деятельность. Изменения в перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других психических процессах, а также их взаимоотношениях в структуре развития деятельности личности преимущественно зависят от основной составляющей – мотива-цели [7, с. 98]. Подобный процесс наблюдается в изменениях работоспособности и эмоциональных состояниях. Б.Ф. Ломов выделяет жизненные цели и цели конкретной деятельности, первоосновой из которых является именно жизненные цели [7, с. 98].

В состав компонентов деятельностного измерения целевой направленности следует отнести психологическую готовность личности к деятельности, которая в данной статье рассматривается как сложная индивидуальная особенность, содержащая четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, операционно-процессуальный, эмоционально-волевую готовность. Ситуационная готовность к деятельности характеризуется системой психических состояний личности и проявляется в экстремальных условиях, она зависит от типа нервной системы человека, индивидуально-типологических особенностей. 

Для дальнейшего полного определения специфики концепта целевой направленности личности следует рассмотреть ее содержательный формат как основу для обоснования данной проблемы. Говорится о таком понятийном ряде: целеполагание – целеустремленность – целевая направленность.

При исследовании проблемы целеполагания в психологии было выделено несколько подходов. Концепция О.К. Тихомирова является ключевой в данном вопросе – в центре ставится вопрос исследования процессов целеполагания. Согласно этому подходу в процессе жизнедеятельности человека формируется образ необходимого результата действий, который осознается и принимается за основу для практических и физических действий. Исследователь выделяет девять механизмов целеполагания. В результате осознания и связи с мотивом результата действия он становится целью; на этапе подготовки практического действия происходит перестройка неосознанных предположений, когда они становятся целью; в случае недостижения намеченного результата цели меняются; через связывание цели с целью возникает усвоения поставленной цели; из нескольких целей для человека характерно выделение одной доминирующей; трансформация мотива в мотив-цель; постановка промежуточных целей для частичного удовлетворения собственных потребностей и организации целостной деятельности по достижению конечной цели; переход от предшествующих окончательных целей; структурирования целей в иерархическую последовательность [14, с. 84].

А.Ф. Коган разбил эти механизмы целеполагания на две группы: к первой относятся механизмы формирования жизненных целей, ко второй – планирование достижения промежуточного результата [5, с. 104].

О.К. Тихомиров разделяет цели на внутренние (те, которые относятся самой личностью) и внешние (те, которые определяются извне). В данном подходе является предположение о наличии у человека автогенерирующей умственной деятельности, которая проявляется при решении интеллектуальных задач [14, с. 87]. По этому поводу у А.Ф. Когана [5] другое мнение, он не соглашается со своим предшественником и выдвигает сомнения в правдивости данной гипотезы, ведь сам механизм образования целей полностью не раскрыт. Однако автор признает применение данного аспекта при составлении методологии экспериментального исследования, когда субъект изучается в процессе его участия в интеллектуальных задачах разной сложности [5, с. 104]. А.Ф. Коган продолжает свою мысль тем, что проведенные эксперименты по данному подходу имеют весьма ограниченный характер. Исследователь определяет ряд обстоятельств, которые этому способствуют. Рассматриваются только мыслительные задачи алгоритмического типа; основное внимание уделяется лишь алгоритму решения интеллектуальных задач, обусловленных представлениям конечной цели; условия задач не имеют неизвестного компонента, который избегает варианта осуществления акта психологического выбора; особенности внешних и внутренних условий ситуации не рассматриваются в достаточной мере [5, с. 105].

Таким образом, методологическая концепция О.К. Тихомирова не может решать задачи экспериментального исследования, которое заключается в определении конкретной цели, а также определении механизмов целеполагания [14, с. 87].

Н.Ф. Наумова рассматривает цели в контексте целеполагания и формулирует общие принципы выбора целей личностью. Автор данного подхода характеризует цели как вариативные, их выбор должен быть парадоксальным (за основу надо брать логическую несовместимость крайних позиций выбора), они отличаются своей неопределенностью (в момент выбора, хотя бы один из элементов определения цели неопределенный), свободным структурированием и интерпретацией выбора, при этом личность характеризуется устойчивостью (принятие в процессе выбора волевого решения, вызванного принципиальной неоптимизированностью выбора) [10, с. 23].

С.Д. Максименко называет целеполагание центральным содержательным компонентом в структуре деятельности, а процесс определения цели – основным механизмом целеполагания. При осуществлении анализа мотивов деятельности, отмечается следующее – постановка субъектом задачи, основанной на предыдущих усвоенных знаниях, стимулирует к постановке новых целей и задач благодаря механизмам целеполагания, содержащие регуляторную основу построения новых действий [8, с. 49]. Автор связывает развитие личности, с одной стороны, с ситуациями, а с другой – с целеполаганием. Он отмечает, что понимание прошлых событий и будущего развития невозможно без социальной ситуации или понимание ее как одной из факторов. Никто не может существовать без планирования своих достижений, обдумывания будущих жизненных ситуаций и событий с окружающими людьми. Итак, целью прогнозирования С.Д. Максименко определяет целеполагание [8, с. 49].

К.А. Абульханова-Славская [1, с. 20] отмечает, что умение ставить цели, а именно – подчинять свое поведение и организовывать жизнь для достижения поставленной цели свидетельствует о высоком уровне развития личности. В данной концепции отводится большая роль будущему времени в реализации целей человека, проблема целевой направленности рассматривается в контексте личностной перспективы. Личностная перспектива определяется не только как способность человека видеть себя и свои действия в будущем, но и ощущение готовности к нему в настоящее время. Она выступает в роли установки на будущее и определяет степень готовности к преодолению трудностей на пути к будущему, несмотря на неопределенность и другие сложные обстоятельства для личности [1, с. 20].

Первым исследователем, который специально рассмотрел вопрос именно целевой направленности личности, является Я.В. Васильев [4]. Ярослав Васильевич впервые определил структуру и очертил предметное поле целевой направленности личности. Автор данной концепции отмечает, что единицей психической деятельности является ситуация. В результате такого подхода был обнаружен пространственно-временной континуум, благодаря которому в структуру деятельности был введен недостаточный компонент. Этот компонент остался незамеченным как ведущими учредителями теории деятельности, так и их преемниками. Этот компонент – предмет потребности. Именно данный предмет выступает как объект целевой направленности личности, объединяющий предметное содержание и динамические напряжения по его достижению. 

Я.В. Васильевым была разработана оригинальная «Методика исследования целевой направленности личности» [4, с. 162], которая позволила определить уровневую структуру психической деятельности, а также определить приоритет ситуаций будущего по отношению к ситуациям настоящего и прошедшего времени. Ярославом Васильевичем были обнаружены черты личности, которые отвечают за постановку близких, средних и дальних целей. Удаленность целей по Я.В. Васильеву вызвана позициями личности: эгоцентрической, рациональной и альтруистической [4, с. 162].

Данное положение о позиции личности следует дополнить четвертой составляющей – рациогуманистической, которая определяется Г.А. Баллом [2] как идея современного гуманизма. В мировоззренческом плане рациогуманизм признает интеллектуальную культуру одним из важнейших достижений человечества, а в аспекте человекознания требует максимального использования этих знаний в его гармоничном взаимодействии с другими составляющими культуры, прежде всего, для расширения знаний о человеке и их гуманистически ориентированного практического применения [2, с. 65]. Рациогуманистическая позиция содержит дальние цели, предполагает саморефлексию и является высшим проявлением саморазвития личности. 

Целевая направленность определяется, прежде всего, постановкой ясной цели. При этом имеется в виду не только осознание того, чего следует достичь, но и умение предвидеть способы достижения цели. Другой особенностью является умение человека подчинять все свои поступки, действия и помыслы выбранной цели. Третьей особенностью является неуклонное, устойчивое стремление достигать поставленных целей. Это стремление проявляется в умении длительное время сохранять цели и организовать свое поведение для ее осуществления.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил составить теоретическую модель психологического конструкта целевой направленности личности (см. рисунок), которая содержит основные компоненты и формы проявления, в силу которых она занимает важное место в жизни человека.

Таким образом, обобщение исследований по проблеме целевой направленности личности представителей различных концепций позволяет нам определить ее основной терминологический аппарат, который образует основу для понимания понятия целевая направленность:

Целеобразование – самостоятельная постановка целей субъектом, их принятие и удержание в течение длительного времени.

Целеполагание – центральная фаза управления собственной деятельностью, предполагает постановку генеральной цели и совокупности целей, в соответствии со стратегическими установками, интересами и жизненными задачами человека.

Целеустремленность – волевая черта личности, характеризующая деятельность человека, направленная на достижение результата, и выражается через вектор-путь цели.

Целевая направленность – качественная характеристика направленности личности при определении жизненно важных целей, которая определяется готовностью человека к достижению желаемого результата.

Психологический конструкт целевой направленности личности

Целевая направленность личности представляет собой определенную иерархию целей человека, которая имеет мотивационное наполнение, отражающее личностную позицию, и направлена на достижение перспективных целей, преимущественно в ситуациях будущего времени. Ориентация на будущее время в целевой направленности личности заложена по определению цели как образа или модели необходимого будущего. Выделено четыре вида позиций целевой направленности личности: эгоцентрическая, рациональная, альтруистическая, рациогуманистическая.

 

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: Психология формирования и развития личности / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1981. – С. 19-44. 

2. Балл Г.О. До обґрунтування раціогуманістичного підходу у психології / Г.О. Балл // Психологія і суспільство. – 2004. – №4. – С. 60-74.

3. Бернштейн Н.А. От рефлекса к модели будущего / Н.А. Бернштейн // Вопросы психологии: издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 2002. – № 2. – С. 94-98. 

4. Васильев Я.В. Футурреальная психология личности: Монография / Я.В. Васильев. – Николаев: Изд-во «Илион», 2007. – 519 с.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1984. – 252 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с. 

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

8. Максименко С.Д. Генеза здійснення особистості / С.Д. Максименко. – К.: Видавництво «КММ», 2006 . – 255 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 325 с.

10. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М.: Наука, 1988. – 199 с.

11. Рибалка В.В. Формула особистості і персонологічне мислення / В.В. Рибалка // Психологія та суспільство. – 2013. – №4. – С. 88-100.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

13. Саннікова О. П. Макроструктура особистості: психологічний опис / О.П. Саннікова // Наука і освіта. – 2013. – №7. – С. 7-13.

14. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 1969. – 304 с.

15. Фурман А.А. Ціннісно-орієнтаційні чинники особистісного розвитку студентів-психологів / А.А. Фурман // Психологія і суспільство. – 2009. – № 3. – С. 148-158.

 

Сведения об авторе: 

Шилова Нина Игоревна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the author:

Shylova Nina Ihorivna – Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).

E-mail: [email protected].

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Если при решении вопроса о том, почему человек становится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для того, чтобы определить, во что выльется активность, необходимо проанализировать, чем определяется ее направленность, куда и на что эта активность ориентирована.

Например, школьник хочет продолжить образование в вузе. Однако сама эта потребность (общая для очень многих учащихся) еще ничего не говорит о его мотивах (т.е. о том, ради чего он будет совершать те или иные действия (например, поступать в вуз ради престижа, или чтобы не расстроить родителей, или чтобы овладеть знаниями и умениями по привлекательной специальности, или чтобы продлить период учебы — не важно где). Внешне действия по подготовке в вуз могут выглядеть одними и теми же, однако психологически они совершенно различны, так как различны их мотивы. Очевидно, что и в перспективе значение мотивов для дальнейшего профессионального развития личности также будет различным: для одних студентов учеба будет ступенькой к углублению своей личности, овладению знаниями и навыками, для других — «промелькнет, не оставив ощутимого следа», так как их мотивы были чисто внешними, преходящими.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.

Целостно рассматривая поведение школьника, анализируя его психологию, необходимо выяснить его устойчивые мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для подростка данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе не осознаваемыми.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Осознавая объект потребности как цель, человек соотносит свои личные цели с целями группы, к которой он принадлежит, и вносит необходимые коррективы, поправки в содержание своих целей, либо маскирует их в случае несовместимости с целями общности.

Когда осознается не только цель как идеальное предвосхищение результата деятельности человека, но и реальность осуществления этой цели в значимом объекте, то это рассматривается как перспектива личности. Педагог может оказать помощь школьникам в создании новых перспектив путем использования уже имеющихся и постепенной постановки более ценных.

Состояние расстройства, подавленности, возникающее в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются реально непреодолимыми или воспринимаются как таковые, называется фрустрацией.

Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Интересы. Интерес — мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно — для индивида — интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и шире — для того общества, к которому принадлежит личность. Психологически существенно то, к чему по преимуществу проявляет интерес человек и какова общественная ценность объекта его познавательных потребностей. Одна из важнейших задач школы — воспитание серьезных и содержательных интересов, которые стимулировали бы активную познавательную и трудовую деятельность подростка или юноши и сохранялись бы за пределами школы.

Различие интересов по признаку цели выявляет непосредственные и опосредствованные интересы. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта («Мне интересно это знать, видеть, понимать», — говорит человек). Опосредствованные интересы возникают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (например, учения) и субъективная значимость его для личности совпадают («Это мне интересно, потому что это в моих интересах!» — говорит в этом случае человек). В трудовой и учебной деятельности далеко не все обладает непосредственной эмоциональной привлекательностью. Поэтому так важно формировать опосредствованные интересы, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда.

Интересы различаются по широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других — распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью. Разбросанность интересов нередко выступает как отрицательная черта личности, однако было бы неверным трактовать широту интересов как недостаток. Благоприятное развитие личности, как показывают наблюдения, предполагает широту, а не узость интересов.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека и в этом отношении имеет определенную диагностическую ценность.

Некоторая неустойчивость интересов является возрастной особенностью ‘старших школьников. У них интересы нередко принимают характер страстных, но кратковременных увлечений, например, одновременно математикой, историей, философией, психологией и логикой. Берясь за все горячо, такие ребята, не вникнув глубоко в дело, загораются новым интересом. Интересы к различным занятиям, вспыхивающие и угасающие в подростковом и юношеском возрасте, обеспечивают молодежи интенсивный поиск призвания и помогают проявлению и обнаружению способностей. Задача педагогов заключается не в том, конечно, чтобы заставить юношу заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и расширять его интересы, делать их действенными, превращать в стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов.

Интересы — это важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения. Убеждения — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественнонаучных и др.), то они могут рассматриваться как мировоззрение.

Эволюция убеждений относится прежде всего к их содержательной стороне. В них все больше проступают черты мировоззрения личности. Мысли и идеи, принципы, которые высказывает человек, определяются всем содержанием его жизни, запасом его знаний, они входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть, они приобретают для человека особый личностный смысл, и поэтому он испытывает настоятельную потребность утвердить эти мысли и принципы, защитить их, добиться того, чтобы их разделяли и другие люди.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Степень развития и характер направленности активности личности у разных людей различны. Нередко человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, знает, какую точку зрения следует поддерживать в споре, и, однако, не переживает это знание как потребность утвердить его в жизни. Рассогласование знаний личности и ее потребностей, мотивов становится дефектом сферы убеждений, что свидетельствует о наличии у него своего рода «двойной морали». Другими словами, его действительные убеждения существенно отличаются от тех, которые он провозглашает и демонстрирует окружающим. Сознавая это, он может тратить много усилий на то, чтобы производить впечатление цельного, принципиального человека.

Мотивы, о которых шла до сих пор речь, характеризуются прежде всего тем, что они являются осознанными. Другими словами, человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Однако далеко не все мотивы входят в данную категорию. Немаловажную область мотивации человеческих действий и поступков образуют неосознаваемые побуждения, к рассмотрению которых мы и переходим.

Психологическая установка. Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Явлению психологической установки посвящено огромное число экспериментальных исследований. Опишем некоторые из них.

Группу людей, находящуюся в темном помещении, просят смотреть на тускло мерцающую во мраке точку. Объективно точка неподвижна. Между тем наблюдателям кажется, что она движется. Это впечатление — так называемый аутокинетический эффект — результат неосознаваемых движений глаз. Каждый из группы видит точку движущейся. Однако направление движения описывается каждым по-разному. Для одних это движение вверх, для других — вниз, вправо, влево и т.п. Но если в группе провести дискуссию, то в конечном счете возобладает чье-то мнение, и тогда все будут видеть, что точка движется в одном, «утвержденном общим мнением» направлении.

Так проявляется установка, т.е. готовность определенным образом воспринять движущуюся точку. Эта готовность воспринимать, понимать, трактовать объект восприятия, мышления, оценки не осознается человеком. Как правило, он убежден в полной своей объективности и не подозревает о том, что находится под воздействием сложившейся у него субъективной установки.

В главе 11. Общение (раздел 4) приводился пример, как двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека, причем первой группе от был представлен как видный ученый, а второй — как преступник. Совершенно очевидно, что установка оказала влияние на всю систему суждений и оценок студентов и существенно ориентировала процесс восприятия.

Двумя канадскими психологами был поставлен эксперимент, продемонстрировавший действие установки в условиях обучения в колледже. Первоначально психологи провели обследование всех учащихся. Предполагалось, что они определяют степень умственной одаренности каждого. Однако реально подобную задачу исследователи перед собой не ставили, и конечные результаты обследования в дальнейшей работе не учитывались. Между тем преподавателям колледжа были сообщены фиктивные результаты определения одаренности только что поступивших в колледж и дотоле неизвестных им молодых людей. Исследователи совершенно произвольно разделили всех учащихся на три подгруппы. В отношении первой подгруппы преподавателям колледжа была дана информация, что она состоит сплошь из высокоинтеллектуальных молодых людей. Вторая подгруппа была охарактеризована как показавшая самые низкие результаты. Третья — была подана как средняя по умственной одаренности. Затем все учащиеся были распределены по разным учебным группам, но соответствующими «ярлыками» они уже были снабжены, и те, кому их предстояло обучать, хорошо знали и помнили их.

К концу года выяснились успехи студентов в учебе. Первая подгруппа радовала преподавателей учебными результатами; студенты же, входящие во вторую подгруппу, учились плохо. Третья подгруппа ничем особенным не выделялась — в ней успевающие и неуспевающие были распределены достаточно равномерно, как во всем колледже.

Какой вывод мог быть сделан?

Были все основания полагать, что у преподавателей под влиянием психологического «обследования» (напомним, что истинные его результаты оставались для них неизвестными) сложилась установка: позитивная — в отношении представителей первой подгруппы; негативная — к студентам второй подгруппы, и они, очевидно, предприняли какие-то шаги для того, чтобы эту свою установку оправдать. Их предвзятость благоприятно сказалась на одних и пагубно на других студентах. Эксперимент жестокий (нарушен важнейший этический принцип, равно значимый как для психологов-экспериментаторов, так и для врачей: «Не повреди!»), но тем не менее весьма показательный.

Знать о той роли, которую играет психологическая установка в возникновении возможного субъективизма оценок необходимо всем. При этом следует понимать, что хотя установка действует на уровне бессознательного, но формируется она во многом вполне сознательно. Это результат некритического отношения к любой, часто случайной, непроверенной информации, которую мы получаем из источников, зачастую весьма сомнительных. Это следствие слепой веры, а не разумного анализа.

Таким образом, предвзятость, представляющая сущность установок, либо является результатом поспешных недостаточно обоснованных выводов из личного опыта, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления — стандартизированных суждений, принятых в общности, которой принадлежит индивид.

Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная (познавательная) подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая подструктура — готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.



Ориентация личности в психологии: типы, качества, тесты — образ жизни

Видео: Большая пятерка Черты личности

Содержание

  • Кратко о концепции
  • Влечение и желание
  • Интерес
  • Зависимость
  • Мировоззрение, убежденность и идеал
  • Мотивы
  • Личная направленность
  • Коллективистская направленность
  • Деловая направленность
  • Как узнать свой тип?
  • Эмоциональная направленность личности

Направленность личности — термин, обозначающий систему мотивов человека, устойчиво его характеризующую. Сюда входит то, чего он хочет, к чему стремится, как он понимает мир и общество, ради чего живет, что считает неприемлемым и многое другое. Тема направленности личности занимательна и многогранна, поэтому сейчас будут рассмотрены самые интересные и важные ее аспекты.

Кратко о понятии

Итак, по сути, направленность личности является ее «стержнем». Стремления и ценности, которые настолько ему близки, что уже стали опорой в жизни и неотъемлемой ее частью.

Это составное имущество. Но, если изучить его глубоко, можно понять мотивы поведения и цели того или иного человека и даже предсказать, как он будет действовать в тех или иных ситуациях. В то же время, наблюдая его в жизни, видя в конкретных обстоятельствах, можно будет примерно понять его личную направленность.

Эта система влечения всегда социально обусловлена. Сначала направление формируется в процессе обучения. Затем, в более сознательном возрасте, человек начинает заниматься самообразованием. Как бы то ни было, направленность личности всегда оценивается с точки зрения нравственности и нравственности.


Влечение и желание

Ориентация личности состоит из многих структурных компонентов. И в первую очередь хотелось бы обратить внимание на два понятия, указанные в подзаголовке.

Притяжение — это примитивная биологическая форма направления. Его особенность заключается в том, что он, как потребность, не реализуется. Но желание — это другое. Этот термин означает сознательную потребность в чем-то очень конкретном. Желание помогает прояснить цель и мотивирует действие. В последующем определяются пути достижения результата.

Желания хорошие. Именно на их основе человек определяет свои цели и строит планы. А если желания сильны, то они перерастают в стремление, подкрепляемое усилием воли. Именно это демонстрирует способность человека преодолевать препятствия, невзгоды и трудности на пути к цели.

Важно оговориться, что стремление связано с субъективными ощущениями. Если человек уверенно идет к цели и видит результат, он испытывает удовлетворение и положительные эмоции. При отсутствии успеха его одолевают негатив и пессимизм.

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес – это эмоциональная направленность человека на определенные объекты. Они имеют особое устойчивое значение, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и краткосрочными. Насколько они глубоки и широки, определяет полезность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют образ жизни человека. Это легко доказать. Интересуется ли человек бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными отраслями бизнеса и секретами успешного предпринимательства? Это значит, что главное в жизни для него – успех и материальное благополучие. И он сделает все для достижения этой цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это изучается отдельно в психологии.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он много знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу с нескольких сторон, ему свойственна высокая эрудиция, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже есть более сильное желание.

Но люди с небольшими интересами, как правило, посредственны, скучны и неудачливы. Почему? Потому что их не интересует ничего, кроме удовлетворения своих естественных потребностей. Еда, напитки, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс и так далее. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

Зависимость

У этого понятия много синонимов. Некоторые приравнивают это к предрасположенности. Другие говорят, что склонность есть интерес с волевым компонентом. А также общепринято, что под этим термином подразумевается проявление мотивационно-потребностной сферы. И это в психологии направленности личности считается самым правильным определением.

Склонность проявляется в предпочтении человеком какой-либо ценности или вида деятельности. Оно всегда основано на эмоциях, субъективных ощущениях и симпатиях.

Человек может любить путешествовать. Он замечает, что больше всего в жизни ждет очередной поездки куда-нибудь. Он понимает, что новые места приносят ему самые яркие эмоции и впечатления. А возможность познакомиться с другой культурой или традицией – это самая большая радость, которую только можно себе представить. И он понимает, что жизнь в дороге ему комфортна. Именно такое существование приносит ему удовольствие и удовлетворение.

Что это значит? Что он склонен к такой жизни. Яркий пример мотивационно-потребностной сферы! И с этим трудно поспорить. Ведь самая главная потребность каждого из нас – это получать удовольствие от жизни. И здесь каждый сам определяет, к какому стилю существования он склонен, ориентируясь на свои ценности.

Более простой пример — выбор профессии. На это также влияет формирование направленности личности и склонностей. И это тоже одна из потребностей — чувствовать удовлетворение от выполнения дела жизни, осознавать пользу своей деятельности, собственную профессиональную значимость.

Хорошо, когда человек понимает, к чему он склонен, и решает посвятить себя этому. А еще лучше, если вы сначала разовьете интерес к деятельности. Он формирует желание это делать, и в дальнейшем человек совершенствует навыки и умения, связанные с этим. Кстати, зависимость часто сопровождается развитием способностей. Примером тому служат многие музыканты и художники, проявившие интерес к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение, убеждение и идеал

Рассматривая определение направленности человека, нельзя не коснуться этих трех важных понятий.

Мировоззрение – это осознанная система взглядов и представлений о мире, а также отношение человека к себе и тому, что его окружает. Это придает его деятельности целенаправленный, осмысленный характер. И именно мировоззрение определяет принципы, ценности, позиции, идеалы и убеждения человека.

Любой, кто имеет такую ​​устойчивую систему убеждений, является зрелым человеком. У такого человека есть то, что направляет его в быту. На самом деле мировоззрение проявляется буквально во всем – от быта до межличностных отношений.

Что такое вера? Это понятие, которое имеет прямое отношение к мировоззрению. Под этим термином понимается высшая форма направленности личности, которая побуждает ее действовать в соответствии с господствующими идеалами и принципами. Стоит оговориться, что человек, уверенный в своих взглядах, знаниях и оценках действительности, также стремится передать их другим людям. Но! Ключевое слово здесь «передать» — он ничего не навязывает, так как находится в гармонии с собой и этим миром.

И, наконец, идеал. Это своеобразный образ, которому человек старается следовать в своем поведении и деятельности. Именно благодаря ему каждый из нас имеет возможность отражать и изменять мир в соответствии с идеалами. Они могут быть как реальными (люди из жизни, кумиры), вымышленными (персонажи из книг, фильмов), так и собирательными. Говоря простым языком, идеал – это высший образец нравственной личности. Главное, чтобы оно не было иллюзорным. В противном случае человек, следуя за ним, не придет к тому, чего хотел.

Мотивы

Наверное, каждому человеку знакомо это неоднозначное понятие. Мотивы личностной направленности — это то, что регулирует поведение человека. Часто этим термином обозначают факторы, определяющие сделанный им выбор.

В структуре направленности личности значительное место занимают мотивы. Ведь от того, насколько успешно человек решит поставленную им задачу, во многом зависит его мотивация на хороший результат.

Здесь тоже есть небольшая классификация. Мотивы могут быть внешними и внутренними. Первые очень слабые. Ситуация: человеку на работе нужно через неделю сдать проект. И делает это для того, чтобы уложиться в срок, иначе есть риск потерять премию и быть вызванным на серьезный разговор с начальством. Это внешняя мотивация. Человек занимается бизнесом только потому, что это необходимо.

В то же время его коллега, имея ту же задачу, чуть ли не ночует на работе, вкладывая в проект все силы, время и душу. Его интересует дело, он действует во имя качественного результата. Это внутренняя мотивация. Он основан на стремлении и личных интересах. Именно внутренняя мотивация побуждает человека к саморазвитию, открытиям и новым достижениям.

Еще, говоря о развитии направленности личности, необходимо обратить внимание на такое понятие, как осознанность. Дело в том, что люди не всегда понимают, зачем они занимаются тем или иным делом. Это печально, ведь в таких случаях просто выполняется монотонная работа, лишенная смысла и смысла.

Но если есть четкое понимание того, для чего человек выполняет те или иные задачи, эффективность возрастает в разы. На тот же вопрос, который звучит как «Зачем я хожу на работу?» можно ответить по-разному. Кто-то скажет: «Потому что все работают. Всем нужны деньги. А другой ответит: «Я хочу совершенствоваться в своем деле, строить карьеру, добиваться новых высот, получать более солидное вознаграждение и испытывать благодарность за самоотверженность». ясное осознание

Личный фокус

Теперь вы можете поговорить о ней. Это один из основных типов направленности личности. Человек, которому близок именно этот вариант, стремится к удовлетворению собственных потребностей, самореализации и достижению индивидуальных целей. Проще говоря, это самоуправление.

Таких людей отличает организованность, ответственность и целеустремленность. Они полагаются только на себя. Их жизнь состоит из созидательных мыслей, продумывания различных планов и достижения целей. Но, в то же время, они активны, и все время разнообразят свое существование, так как удовольствие для них значит столько же, сколько успех и продуктивный труд.

Это основные черты направленности личности. Также стоит упомянуть, что таких людей часто считают эгоистичными и самоуверенными. Но на самом деле они просто сосредоточены на личном счастье. Хотя они часто сталкиваются с проблемой неумения делегировать полномочия и просить помощи у других. Зная, что в их силах все решать самостоятельно, многие такие люди стремятся к одиночеству.

Коллективистская направленность

Для близких ей людей главной потребностью является общение с окружающими. Они обычно отличаются принципиальностью и вежливостью. Они не конфликтны, всегда готовы помочь, выслушать, посочувствовать. Они также очень интерактивны — они сосредотачиваются на других, выслушивают разные мнения и ждут одобрения.

Это социальная направленность. Особи, которым она свойственна, становятся прекрасными надежными партнерами, легко ладят с другими людьми, как в семье, так и в коллективе.

Но они часто сталкиваются с проблемами. Им сложно высказывать свое мнение, сопротивляться манипуляциям и даже бороться за свое счастье. Они также не умеют ничего планировать, боятся брать на себя ответственность и совершенно не представляют, как ставить личные цели.

Бизнес фокус

Самые близкие ей люди ориентированы на бизнес. Самое главное для них – совместить собственную пользу с пользой для общества.

Их отличают серьезность и надежность, требовательность к себе и независимость, свободолюбие и доброжелательность. Им нравится постоянно узнавать что-то новое, учиться, пробовать себя в разных сферах деятельности.

Из таких людей получаются отличные лидеры. Их поведение отражает преобладание мотивов, которые связаны с достижением цели коллективом. Эти люди с удовольствием берут дело в свои руки, и результат обычно впечатляет. Они всегда легко обосновывают свою точку зрения, и буквально раскладывают все по полочкам, чтобы каждый член команды понимал, почему именно эти конкретные действия приведут к скорейшему выполнению задачи.

Такие люди успешно сотрудничают с другими и достигают максимальной продуктивности. Им не просто удается руководить — они делают это с удовольствием.

Как узнать свой тип?

Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение анкеты не займет больше времени. Всего он включает 30 заданий с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения к продолжению. Следует отметить два из трех вариантов: один «наиболее» и другой «наименее». Вот несколько примеров:

  • Вопрос: «В жизни это приносит мне удовлетворение. ..». Как можно ответить: больше всего — осознание того, что работа сделана успешно. Меньше всего — оценка моей работы. Третий вариант, оставшийся без пометки, звучит так: «Осознание того, что ты в кругу друзей».
  • Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего — когда они верны и надежны. Меньше всего они помогают посторонним, когда это возможно. Третий вариант, оставшийся без пометки, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
  • Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как тут ответить: больше всего — опытный летчик. Меньше всего — начальник отдела. Третий вариант, оставшийся без пометки, звучит так: ученый.

Также в тест на ориентацию личности входят следующие вопросы: «В детстве я любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Мне не нравятся группы в который…» и т. д. .d.

По результатам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать не задумываясь, так как первый пришедший в голову ответ обычно отражает истинные мысли.

Эмоциональная направленность личности

В рамках обсуждаемой темы хотелось бы кратко остановиться на ней. Эмоциональная направленность – характеристика личности, проявляющаяся в ее ценностном отношении к определенным переживаниям и стремлении к ним. Четкую классификацию предложил ученый Борис Игнатьевич Додонов. Он выделил десять эмоций:

  • Альтруистическая. Они основаны на потребности человека помогать и помогать другим.
  • Коммуникативный. Они возникают из-за потребности в общении и, как правило, являются реакцией на удовлетворение в эмоциональной близости или ее отсутствие. Есть ли у человека сердечный друг? Он счастлив и наслаждается этим. Нет друга? Он испытывает неудовлетворенность и печаль.
  • Глорик. В основе этих эмоций лежит потребность в успехе, славе и самоутверждении. Человек испытывает их, когда находится в центре внимания, или когда им восхищаются.
  • Практический. Эти эмоции возникают, когда человек занимается какой-то деятельностью. Переживает за успех дела, сталкивается с трудностями на пути к результату, боится неудачи и т. д.
  • Пугало. В основе этих эмоций лежит потребность преодолеть опасность или проблему. Это можно сравнить со страстью.
  • Романтик. Эти эмоции означают стремление ко всему загадочному, необыкновенному, загадочному и необыкновенному.
  • Гностик. Эмоции, в основе которых лежит потребность во всем, что выходит из ряда вон, найти что-то родное, знакомое и понятное.
  • Эстетика. Эмоции, возникающие в тот момент, когда человек получает удовольствие от чего-то высшего — искусства, природы, красоты.
  • Гедонистический. Эмоции, испытываемые человеком в связи с удовлетворением своих потребностей в комфорте и удовольствии.
  • Кислотный. В основе этих эмоций лежит проявляемый человеком интерес к коллекционированию и накоплению.

В соответствии с этой классификацией определяется и эмоционально-психологическая направленность личности. Он может быть альтруистичным, коммуникативным, славным и т. д.

Кстати, есть еще одно понятие, заслуживающее внимания. Это всем известно как эмпатия. Этот термин относится к эмоциональной реакции, проявляемой человеком в ответ на переживания другого человека. Наверняка многим это знакомо. Когда человек воспринимает переживания другого так же сильно, как и свои собственные. Это ценное качество направленности, говорит о высокой нравственности личности и присущих ей нравственных принципах.

Хорошая личность и социальное благополучие: роль ориентации на счастье

1. Ван Ленте Э., Барри М.М., Молчо М., Морган К., Уотсон Д., Харрингтон Дж. и др. Измерение психического здоровья населения и социального благополучия -существование. Int J Общественное здравоохранение. (2012) 57:421–30. doi: 10.1007/s00038-011-0317-x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Ml K. Нейронные корреляты благополучия: систематический обзор литературы по нейровизуализации человека и нейропсихологии. Cogn Affect Behav Neurosci. (2019) 19:779–96. doi: 10. 3758/s13415-019-00720-4, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Любомирский С., Шелдон К.М., Шкаде Д. В поисках счастья: архитектура устойчивых изменений . Преподобный генерал психолог. (2005) 9:111–31. doi: 10.1037/1089-2680.9.2.111 [CrossRef] [Google Scholar]

4. Ryan RM, Deci EL. О счастье и человеческих возможностях: обзор исследований гедонистического и эвдемонического благополучия. Анну Рев Психол. (2001) 52:141–66. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.141, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Динер Э., Эммонс Р.А., Ларсен Р.Дж., Гриффин С. Шкала удовлетворенности жизнью. J Pers Ass. (1985) 49:71–5. doi: 10.1207/s15327752jpa4901_13 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Ryff CD. Счастье — это все или нет? Исследования значения психологического благополучия. J Pers Soc Psychol. (1989) 57:1069–81. doi: 10.1037/0022-3514.57.6.1069 [CrossRef] [Google Scholar]

7. Keyes CLM. Социальное благополучие. Soc Psychol Q. (1998) 61: 121–40. doi: 10.2307/2787065 [CrossRef] [Google Scholar]

8. Li M, Yang D, Ding C, Kong F. Валидация шкалы социального благополучия в китайской выборке и неизменность по полу. Soc Indic Res. (2015) 121:607–18. doi: 10.1007/s11205-014-0639-1 [CrossRef] [Google Scholar]

9. Hill PL, Turiano NA, Mroczek DK, Roberts BW. Изучение параллельных и лонгитюдных отношений между чертами личности и социальным благополучием во взрослой жизни. Soc Psychol Personal Sci. (2012) 3: 698–705. doi: 10.1177/1948550611433888, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Киз CLM. Психическое заболевание и/или психическое здоровье? Исследование аксиом полной модели состояния здоровья. J Consult Clin Psychol. (2005) 73:539–48. doi: 10.1037/0022-006X.73.3.539 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Shapiro A, Keyes CLM. Семейное положение и социальное самочувствие: всегда ли состоятельнее женатые? Soc Indic Res. (2008) 88:329–46. doi: 10.1007/s11205-007-9194-3 [CrossRef] [Google Scholar]

12. Джошанлоо М., Растегар П., Бахши А. Большая пятерка личностных областей как предикторы социального благополучия студентов иранских университетов. J Soc Pers Relat. (2012) 29: 639–60. doi: 10.1177/0265407512443432 [CrossRef] [Google Scholar]

13. Kong F, Hu S, Xue S, Song Y, Liu J. Экстраверсия опосредует связь между структурными изменениями в дорсолатеральной префронтальной коре и социальным благополучием. Нейро имидж. (2015) 105: 269–75. doi: 10.1016/j.neuroimage.2014.10.062, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Kong F, Yang K, Sajjad S, Yan W, Li X, Zhao J. Нейронные корреляты социальных благополучие: плотность серого вещества в орбитофронтальной коре предсказывает социальное благополучие во взрослом возрасте. Soc Cogn влияет на нейроны. (2019) 14:319–27. doi: 10.1093/scan/nsz008, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Wilt J, Cox KS, McAdams DP. Эриксоновская история жизни: сценарии развития и психосоциальная адаптация.

J Взрослый Дев. (2010) 17:156–61. doi: 10.1007/s10804-010-9093-8 [CrossRef] [Google Scholar]

16. Маркус Х.Р., Китаяма С. Культурная психология личности. J Кросс-культовая психология. (1998) 29:63–87. doi: 10.1177/0022022198291004 [CrossRef] [Google Scholar]

17. Li H, Chen AT. На китайскую базовую структуру личности влияет доброжелательность. J Юго-Западный китайский нормальный университет. (2003) 29: 16–21. doi: 10.13718/j.cnki.xdsk.2003.02.003 [CrossRef] [Google Scholar]

18. Одолжил RW. На пути к объединению теоретического и практического взгляда на благополучие и психосоциальную адаптацию. Дж. Каунс, психолог. (2004) 51:482–509. doi: 10.1037/0022-0167.51.4.482 [CrossRef] [Google Scholar]

19. Garriott PO, Hudyma A, Keene C, Santiago D. Социальные когнитивные предикторы успеваемости и жизни студентов колледжей в первом и не первом поколении удовлетворение. Дж. Каунс, психолог. (2015) 62: 253–63. doi: 10.1037/cou0000066, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Шеу Х-Б, Мехия А., Ригали-Ойлер М., Приме Д.Р., Чонг С.С. Социальные когнитивные предикторы академической удовлетворенности и удовлетворенности жизнью: измерение и структурная эквивалентность трех расовых/этнических групп. Дж. Каунс, психолог. (2016) 63:460–74. doi: 10.1037/cou0000158, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Lamers SMA, Westerhof GJ, Kovács V, Bohlmeijer ET. Дифференциальные отношения в ассоциации большой пятерки черт личности с положительным психическим здоровьем и психопатологией. J Res Перс. (2012) 46: 517–24. doi: 10.1016/j.jrp.2012.05.012 [CrossRef] [Google Scholar]

22. Стил П., Шмидт Дж., Шульц Дж. Уточнение взаимосвязи между личностью и субъективным благополучием. Психологический бык. (2008) 134:138–61. doi: 10.1037/0033-2909.134.1.138 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Ян Д., Чжоу Х. Сравнение китайского и западного благополучия. Открытая J Soc Sci. (2017) 05:181–8. doi: 10.4236/jss.2017.511013 [CrossRef] [Google Scholar]

24. Jiao L, Yang Y, Guo Z, Xu Y, Zhang H, Jiang J. Разработка и проверка шкалы хороших и плохих черт характера (GECT) . Scand J Psychol. (2021) 62: 276–87. дои: 10.1111/SJOP.12696, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Jiao L, Yang Y, Xu Y, Gao S, Zhang H. Добро и зло в китайской культуре: структура личности и коннотация. Acta Psychol Sin. (2019) 51:1128–42. doi: 10.3724/SP.J.1041.2019.01128 [CrossRef] [Google Scholar]

26. Haidt J, Graham JJSJR. Когда мораль противостоит справедливости: у консерваторов есть моральная интуиция, которую либералы могут не признавать. Soc Justice Res. (2007) 20:98–116. doi: 10.1007/s11211-007-0034-z [CrossRef] [Google Scholar]

27. Хиллсон JMC. (1999). Исследование положительного индивидуализма и положительных отношений с другими: измерения положительной личности. APA PsycInfo® (619438953; 1999-95002-010). Доступно по адресу: https://www.proquest.com/dissertations-theses/Investigation-positive-individualism-relations/docview/619438953/se-2 (по состоянию на 27 октября 2022 г. ).

28. Коннор-Смит Дж. К., Флахсбарт С. Отношения между личностью и копингом: метаанализ. J Pers Soc Psychol. (2007) 93:1080–107. дои: 10.1037/0022-3514.93.6.1080 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Ficková E. Реактивное и проактивное совладание со стрессом в связи с особенностями личности подростков. Стад Психол. (2009) 51:149–60. [Google Scholar]

30. Roesch SC, Wee C, Vaughn AA. Отношения между большой пятеркой личностных черт и диспозиционным преодолением у корейских американцев: аккультурация как сдерживающий фактор. Int J Psychol. (2006) 41:85–96. doi: 10.1080/00207590544000112 [CrossRef] [Google Scholar]

31. Karademas EC. Самоэффективность, социальная поддержка и благополучие опосредующая роль оптимизма. Индивидуальные отличия. (2006) 40:1281–90. doi: 10.1016/j.paid.2005.10.019 [CrossRef] [Google Scholar]

32. Karademas EC. Положительные и отрицательные стороны благополучия: общие и специфические предикторы. Индивидуальные отличия. (2007) 43:277–87. doi: 10.1016/j.paid.2006.11.031 [CrossRef] [Google Scholar]

33. Li Y, Li C, Jiang L. Благополучие связано с локальной и удаленной кортикальной связью. Фронт Behav Neurosci. (2022) 16:737121. doi: 10.3389/fnbeh.2022.737121, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Ng HKS, Cheung RY-H, Tam K-P. Раскрытие связи между нарциссизмом и психологическим здоровьем: новые данные, полученные в результате гибкости совладания. Индивидуальные отличия. (2014) 70:7–10. doi: 10.1016/j.paid.2014.06.006 [CrossRef] [Google Scholar]

35. Лернер Р.М., Лернер Дж.В., Левин-Бизан С., Бауэрс Э.П., Бойд М.Дж., Мюллер М.К. и др.. Позитивное развитие молодежи: процессов, программ и проблем. Джей Молодежный Дев. (2011) 6:38–62. doi: 10.5195/JYD.2011.174 [CrossRef] [Google Scholar]

36. Чжоу З., Шек Д.Т.Л., Чжу С., Линь Л. Влияние моральных качеств характера на удовлетворенность жизнью подростков: опосредующая роль ответственного поведения. Детский индийский рез. (2021) 14:1293–313. doi: 10.1007/s12187-020-09797-7 [CrossRef] [Google Scholar]

37. Yu Y, Zhao Y, Li D, Zhang J, Li J. Взаимосвязь личности большой пятерки и социального благополучия китайцев жители: опосредующий эффект социальной поддержки. Фронт Псих. (2021) 11:8. doi: 10.3389/fpsyg.2020.613659, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Ван Т., Цзя И., Ю XQ, Хуан XT. Изучение благополучия людей с разными жизненными целями в китайском контексте. Дж. Позитивная психология. (2021) 16: 60–72. doi: 10.1080/17439760.2019.1663253 [CrossRef] [Google Scholar]

39. McCrae RR, Costa PT. Добавление Liebe Und Arbeit: Полная пятифакторная модель и благополучие. Персональный социальный психологический бюллетень. (1991) 17:227–32. doi: 10.1177/014616729101700217 [CrossRef] [Google Scholar]

40. Strobel M, Tumasjan A, SpÖRrle M. Будьте собой, верьте в себя и будьте счастливы: самоэффективность как посредник между личностными факторами и субъективным благополучием . Scand J Psychol. (2011) 52:43–8. дои: 10.1111/j.1467-9450.2010.00826.x, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Ткач С., Любомирский С. Как люди стремятся к счастью?: взаимосвязь личности, стратегии повышения счастья и благополучие. Джей Счастье Стад. (2006) 7:183–225. doi: 10.1007/s10902-005-4754-1 [CrossRef] [Google Scholar]

42. Park N, Peterson C, Ruch W. Ориентация на счастье и удовлетворение жизнью в 27 странах. Дж. Позитивная психология. (2009) 4:273–9. doi: 10.1080/17439760

3690 [CrossRef] [Google Scholar]

43. Бонд М.Х. Панкультурность благополучия: но как в это уравнение вписывается культура? Азиатский J Soc Psychol. (2013) 16:158–62. doi: 10.1111/ajsp.12024 [CrossRef] [Google Scholar]

44. Лю Л. Качество жизни как социальное представление в Китае: качественное исследование. Soc Indic Res. (2006) 75:217–40. doi: 10.1007/s11205-004-3198-z [CrossRef] [Google Scholar]

45. Лу Л. Понимание счастья: взгляд на китайскую народную психологию. Джей Счастье Стад. (2001) 2:407–32. дои: 10.1023/A:1013944228205 [CrossRef] [Google Scholar]

46. Чан К., Чжан Х., Ван И. Материализм среди подростков в городах Китая. Молодой Консум. (2006) 7:64–77. doi: 10.1108/17473610610701510 [CrossRef] [Google Scholar]

47. Van Auken S, Wells LG, Borgia DJ. Оценка материализма среди будущих элит Китая. J Международный потребительский рынок. (2014) 26:88–105. doi: 10.1080/08961530.2014.878202 [CrossRef] [Google Scholar]

48. Ку Л. Развитие материализма в подростковом возрасте: продольная роль удовлетворенности жизнью среди китайской молодежи. Soc Indic Res. (2015) 124:231–47. doi: 10.1007/s11205-014-0787-3 [CrossRef] [Google Scholar]

49. Shek DTL, Ma CMS, Lin L. Китайская шкала подросткового материализма: психометрические свойства и нормативные профили В: DTL S, Ma C, Yu L, Merrick J, editors, vol. 2014. Hauppauge, Нью-Йорк: Издательство Nova Science. 239–53. [Google Scholar]

50. Линс С., Дока А., Боттекин Э. , Одабашич А., Павлович С., Мерчан А. и др. Влияние наличия, чувства и мышления на импульсивные покупки у европейских подростков. J Международный потребительский рынок. (2015) 27:414–28. doi: 10.1080/08961530.2015.1027028 [CrossRef] [Google Scholar]

51. Яннопулос В.Л., Велла-Бродрик Д. Влияние позитивных вмешательств и ориентации на счастье на субъективное благополучие. Дж. Позитивная психология. (2011) 6: 95–105. doi: 10.1080/17439760.2010.545428 [CrossRef] [Google Scholar]

52. Huta V, Ryan RM. Стремление к удовольствию или добродетели: различные и частично совпадающие преимущества гедонистических и эвдемонических мотивов для благополучия. Джей Счастье Стад. (2010) 11:735–62. doi: 10.1007/s10902-009-9171-4 [CrossRef] [Google Scholar]

53. Peterson C, Park N, Seligman MEP. Ориентации на счастье и удовлетворенность жизнью: полная жизнь против пустой жизни. Джей Счастье Стад. (2005) 6:25–41. дои: 10.1007/s10902-004-1278-z [CrossRef] [Google Scholar]

54. Buschor C, Proyer RT, Ruch W. Сильные стороны характера, оцениваемые по самооценке и коллегам: как они связаны с удовлетворенностью жизнью и ориентацией на счастье? Дж. Позитивная психология. (2013) 8:116–27. doi: 10.1080/17439760.2012.758305 [CrossRef] [Google Scholar]

55. Pollock NC, Noser AE, Holden CJ, Zeigler-Hill V. Опосредует ли ориентация на счастье связи между чертами личности и субъективным благополучием? Джей Счастье Стад. (2016) 17: 713–29. doi: 10.1007/s10902-015-9617-9 [CrossRef] [Google Scholar]

56. Ortner CNM, Corno D, Fung TY, Rapinda K. Роль гедонистических и эвдемонических мотивов в регуляции эмоций. Индивидуальные отличия. (2018) 120:209–12. doi: 10.1016/j.paid.2017.09.006 [CrossRef] [Google Scholar]

57. Chen G-H. Проверка шкалы ориентации на счастье в китайской выборке студентов университетов. Soc Indic Res. (2010) 99:431–42. doi: 10.1007/s11205-010-9590-y [CrossRef] [Google Scholar]

58. Рух В., Харцер С., Пройер Р.Т., Парк Н., Петерсон С. Пути к счастью в немецкоязычных странах: адаптация немецкой версии опросника об ориентации на счастье в бумажно-карандашных и интернет-образцах. Европейская ассоциация психологов. (2010) 26:227–34. doi: 10.1027/1015-5759/a000030 [CrossRef] [Google Scholar]

59. Schueller SM, Seligman MEP. Стремление к удовольствию, вовлечению и смыслу: отношение к субъективным и объективным показателям благополучия. Дж. Позитивная психология. (2010) 5: 253–63. дои: 10.1080/17439761003794130 [CrossRef] [Google Scholar]

60. Велла-Бродрик Д.А., Парк Н., Петерсон С. Три способа быть счастливым: удовольствие, вовлеченность и смысл — выводы из австралийских и американских образцов. Soc Indic Res. (2009) 90:165–79. doi: 10.1007/s11205-008-9251-6 [CrossRef] [Google Scholar]

61. Chan DW. Ориентация на счастье и субъективное благополучие среди китайских будущих и работающих учителей в Гонконге. Образовательный психолог. (2009) 29:139–51. doi: 10.1080/01443410802570907 [CrossRef] [Google Scholar]

62. Джунтоли Л., Кондини Ф., Чеккарини Ф., Хута В., Видотто Г. Различные роли гедонистических и эвдемонических мотивов деятельности в прогнозировании функционирования и благополучия. Джей Счастье Стад. (2021) 22:1657–71. doi: 10.1007/s10902-020-00290-0 [CrossRef] [Google Scholar]

63. Sirgy MJ. Психология качества жизни: гедонистическое благополучие, удовлетворенность жизнью и эвдемония. 2-е изд. Берлин: Springer Science; (2012). [Google Scholar]

64. Kong F, Xue S, Wang X. Амплитуда низкочастотных колебаний во время состояния покоя предсказывает социальное благополучие. Биол Психол. (2016) 118:161–8. doi: 10.1016/j.biopsycho.2016.05.012, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Цзяо Л., Ши Х., Сюй Ю., Го З. Разработка и проверка китайской шкалы добродетельной личности. Психологическое исследование. (2020) 40: 538–44. [Google Scholar]

66. Hayes AF. Введение в анализ посредничества, модерации и условного процесса: подход, основанный на регрессии, том. XVII. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; (2013). 507 стр. [Google Scholar]

67. Ge X. Восточная мудрость межличностных отношений: Конфуцианские идеальные черты личности (личность Цзюнь-цзы) предсказывают позитивные межличностные отношения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts