Тема №6 «Расстройства эмоций»
Содержание учебной программы по данной теме:
Эмоции, определение понятия. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, страсть. Патологический и физиологический аффекты. Нарушения выраженности (силы) эмоций: сенситивность (эмоциональная гиперестезия), эмоциональная холодность, апатия, эмоциональная тупость. Нарушение адекватности эмоций: амбивалентность, неадекватность эмоций. Нарушение устойчивости эмоций: эмоциональная лабильность, эксплозивность, эмоциональная торпидность, слабодушие. Патологически повышенное настроение: гипертимия, эйфория, мория, экстаз. Маниакальный синдром, маниакальная триада. Гневливая мания. Патологически пониженное настроение: гипотимия, дисфория, тревога, страх. Депрессивные синдромы: меланхолический синдром (депрессивная триада), тревожная и ажитированная депрессии, астенодепрессивный синдром, депрессивно-ипохондрический синдром, синдром Котара, депрессивно-бредовой синдром. Суициды при депрессиях. Соматические признаки депрессий, «маскированные депрессии». Дифференциальная диагностика депрессий и соматических заболеваний. Тревожный синдром.
Учебные материалы:
1. Текстовый материал:
Эмоций и их расстройства (К.К.Телия)
(эмоции в норме в пособии по общей психологии)
3. Вопросы данной темы на компьютерном зачете
4. Клинические примеры (с аудиозаписями бесед с больными)
5. Дополнительные материалы
2. Онлайн презентация «Расстройства эмоций» (М.Я. Киссин, И.А. Мартынихин)
Разделы общие для всех тем общей психопатологии:
1. Конспект для лекций по всем темам «Общей психопатологии» одним файлом (36 стр, по 3 слайда на странице, pdf, 900Kb)
2. Словарь терминов по всем темам общей психопатологии (3 стр, pdf, 130Kb)
3. Задачи для зачета по всем темам общей психопатологии
Общая психопатология ч-4 эмоции
Экзаменационные вопросы и схемы ответов на них:
1 Вопрос: Эмоциональные симптомы. Клиническая характеристика и диагностическое значение.
2 Вопрос: Клинические разновидности депрессивного синдрома. Их диагностическое значение.
3 Вопрос: Клиническая характеристика маниакального синдрома. Его диагностическое значение.
4 Вопрос: Физиологический и патологический аффект. Судебно-психиатрическая квалификация.
5 Вопрос: Понятие о соматизированных (маскированных) депрессиях. Принципы диагностики и терапии.
Дополнительный материал
Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей — Смулевич А. Б.
Сомато-вегетативный симптомокомплекс в структуре депрессиий
Расстройства эмоций. Классификация и симптомы
21.05.2020
Эмоции характеризуют отношение человека к окружающей его действительности и происходящим событиям.
Они вызваны нарушениями привычного жизненного ритма (динамического стереотипа), образовавшегося в результате реакции головного мозга на внешние раздражители. При увеличении отрицательных раздражителей настроение человека ухудшается, и наоборот, при росте положительных сигналов — улучшается. Биологическая основа эмоциональных проявлений заключается в удовлетворении определенной потребности. С физиологической точки зрения при нарушении процессов взаимодействия функций коры головного мозга и подкорковых структур развиваются расстройства эмоциональной сферы.
Эмоции подразделяют на слабые или сильные, положительные или отрицательные.
К расстройствам эмоций относятся следующие симптомы:
- гипертимия (мания) — беспричинно радостное оптимистическое настроение с желанием активной деятельности без жалоб на здоровье.
- гипотомия (депрессия) — противоположность гипертимии, печальное (депрессивное) состояние, тоска, уныние. Развивается чувство безысходности, появляются мысли о суициде;
- апатия — чувство равнодушия и безразличия к окружающему миру и к себе;
- дисфория — злое (мрачное) настроение с признаками ожесточенной агрессии;
- страх — напряженное чувство ожидания конкретной угрозы;
- тревога — чувство возможной угрозы неопределенного вида;
- эмоциональная слабость (слабодушие) — состояние постоянного и беспричинного изменения настроения;
- потеря всех чувств (эмоциональная тупость) — эмоциональное опустошение больного, отсутствие любых эмоций;
- аффект — состояние сильного потрясения психики. Аффект бывает как физиологический, так и патологический.
Физиологический аффект проявляется в виде эмоциональных взрывов как положительного, так и отрицательного характера. При этом человек ясно осознает свои поступки, у него сохраняется ясность памяти. При совершении преступления в состоянии физиологического аффекта обвиняемый должен быть признан виновным и нести наказание.
Причины возникновения физиологического аффекта следующие:
- обстоятельства, угрожающие физическому существованию человека, связанные с его биологическими инстинктами и потребностями, например прямая или косвенная угроза жизни;
- аффект может быть вызван поступками окружающих, затрагивающими самооценку человека, травмирующими его личность.
Для возникновения состояния аффекта необходимы конфликт или ссора. Однако это не единственное условие его возникновения. Еще одно условие возникновения аффекта — комплекс устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности и временное состояние субъекта, попавшего в конфликтную ситуацию. Обстоятельства, вызывающие аффект у одного человека, не нарушают стройной системы поведения у другого.
К развитию аффективных состояний предрасполагают индивидуально-психологические особенности:
- комплекс врожденных свойств нервной системы (тип высшей нервной деятельности). Аффекты чаще возникают у людей с так называемым слабым типом нервной системы, который характеризуется легкой возбудимостью, повышенной чувствительностью к раздражителям, низкой устойчивостью к сильным раздражителям, часто — инертностью нервных процессов;
- специфическая структура личности, в частности особенности ее самооценки. Люди с высокой, но недостаточно устойчивой самооценкой болезненно реагируют на оценку и замечания окружающих, их легко травмировать, вывести из состояния равновесия, разрушив тем самым привычную программу поведения;
- возрастные особенности субъекта. У детей ярче выражена зависимость поведения от оценок окружающих, а недостаточно сформированная система самоконтроля не дает возможности избежать аффективных вспышек в условиях, где взрослому это удается относительно легко. В пожилом возрасте постепенно уменьшается устойчивость по отношению к аффективным переживаниям, повышается раздражительность, что увеличивает вероятность возникновения физиологического аффекта у пожилых людей;
- временные функциональные психофизиологические состояния, нарушающие устойчивость человека к аффектогенной ситуации. К ним относятся: усталость, бессонница, периоды менструаций у женшин и т.д.
Физиологический аффект может возникать как при первичном или однократном появлении аффектогенной ситуации, так и в результате постепенного накопления аффективных переживаний.
Патологический аффект — это краткосрочное нарушение психического состояния, состоящее из следующих этапов:
- подготовительного — возникает при сильных переживаниях, имеющих острый или накапливающийся характер;
- этапа «взрыва» — выражается в бурном проявлении эмоций (сильнее, чем при физиологическом аффекте). При этом возникает сильное нарушение сознания, действия больного начинают носить автоматический агрессивный характер;
- заключительного. Человек успокаивается, засыпает. В дальнейшем проявляется частичная или полная амнезия.
Обвиняемые, совершившие преступления в состоянии патологического аффекта, признаются судом невменяемыми.
Ключевые слова: Эмоции, Расстройства
Источник: Краткий курс по судебной психиатрии : учеб.
пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. : Издательство «Окей-книга», 2009. — 128 с.Материалы по теме |
---|
Расстройства эмоций при нарушениях психики Т. П. Пушкина Медицинская психология |
Продуктивные эмоциональные расстройства — патологии чувственного тона и эмоциональных состояний … |
Патология и эмоции Вербина Г.Г., Психология эмоций |
Смешанные расстройства поведения и эмоций Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия |
Негативные эмоциональные расстройства — по экстенсивности и интенсивности … |
Классификация нарушений эмоций Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Эмоциональные расстройства у детей Раттер М., Помощь трудным детям |
Расстройства эмоциональной сферы А. А. Дроздов, М. В. Дроздова., «Полный справочник психотерапевта»: Эксмо; Москва; 2007 ISBN… |
Некоторые активисты хотят изменить ярлык «эмоционально неуравновешенный»
Около 10 000 учащихся Нью-Йорка классифицируются как имеющие «эмоциональное расстройство» — одну из 13 категорий инвалидности, определенных федеральным законом. Некоторые защитники настаивают на изменении этого ярлыка.
Патрик Уолл / Мелокбит
Это первая статья из двух частей, посвященных классификации эмоциональных расстройств. Часть вторую читать здесь .
К.А. была потрясена, когда впервые увидела слова «эмоциональное расстройство», примененные к ее сыну в официальном школьном документе в прошлом году.
Она чувствовала, что у нее нет другого выбора, кроме как принять назначение. По ее словам, это был единственный способ, которым ее сын, у которого в раннем возрасте развились нарушения речи и у которого диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и депрессию в подростковом возрасте, мог получить необходимую ему поддержку в школе.
«Мой сын не был эмоционально расстроен», К.А. сказала, добавив, что считает этот термин оскорбительным. «Он был человеком с большим потенциалом, который прошел через травматический опыт в школьных условиях». (К.А. попросила называть ее инициалы, потому что она поделилась конфиденциальной информацией и работает в городе.)
В настоящее время ведется работа по изменению ярлыка «эмоционально неуравновешенный», который в настоящее время используется для описания около 10 000 студентов Нью-Йорка, включая 15-летнего сына К.А. Защитники уже давно критикуют лейбл. Они говорят, что это стигматизирует детей с определенными отличиями в поведении и непропорционально применяется к цветным детям. Это также, как правило, одна из самых сложных из 13 категорий инвалидности, определенных в соответствии с федеральным Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями, и используется школами для подробного описания того, в какой поддержке нуждаются такие дети.
Представители отдела образования штата Нью-Йорк заявили почти два года назад, что планируют внести возможные изменения в номенклатуру ED. Ожидается, что к началу 2022 года Управление специального образования департамента представит рекомендуемые имена Попечительскому совету, сказала Лори Подвескер, адвокат из Нью-Йорка, которая входит в консультативный совет уполномоченного по услугам специального образования.
«Язык имеет силу, и язык формирует наши взгляды и убеждения о людях», — сказал Подвескер, эксперт по политике INCLUDEnyc, группы, которая защищает интересы людей с ограниченными возможностями. «Мы действительно думаем, что смена названия запустит процесс культурного движения, которое в такой большой системе, как эта, иногда столь же мощно, как и изменения в политике и процедурах».
Что в имени?
Правозащитники говорят, что проблема со словом «нарушение» заключается в том, как оно применяется: этот термин непропорционально часто применяется к чернокожим ученикам. Согласно последним общедоступным данным по Нью-Йорку, в 2018-19 учебном году чернокожие учащиеся составляли 49% учащихся с ЭД, хотя они составляли менее четверти населения государственных школ.
Эта схема действует и по всей стране. В 2006 году, хотя чернокожие студенты составляли 15% студенческого населения, они представляли почти 29% тех, кто идентифицирован как ЭД.
«Цифры ошеломляют», — сказала Дороти Сигел, давний защитник специального образования в Нью-Йорке. Сигел добавил, что навешивание на маргинализированных учащихся стигматизирующих терминов еще больше укрепляет существующие модели расизма и угнетения.
«Черных мальчиков считают плохими, поэтому они попадают в эту классификацию», — сказала она. «Расизм наносит детям реальную травму».
Состояния различаются по использованию термина «эмоциональное расстройство». В то время как 27 штатов сохранили этот термин из федерального закона, 12 других вместо этого используют термин «эмоциональная инвалидность» или «серьезная эмоциональная инвалидность» для описания учащихся, у которых есть проблемы с регулированием своих эмоций. Другие штаты используют такие термины, как «эмоциональное расстройство» или «расстройство поведения», чтобы описать аналогичные препятствия для обучения.
«Эмоциональное расстройство» и «эмоциональное расстройство» обсуждались на государственном уровне, сказал Подвескер, который не знал, какие конкретные имена в конечном итоге будут рекомендованы.
Оба эти названия являются улучшениями от «нарушения», сказала она, отчасти потому, что они отражают язык, уже примененный к другим признанным нарушениям. Другие классификации для примерно 200 000 городских учащихся с индивидуальными образовательными программами, или IEP, включают аутизм, нарушение обучаемости, нарушение слуха и умственную отсталость.
«Если бы мы использовали слово «нарушение», которое соответствует другой классификации, называемой «другие нарушения здоровья», это могло бы помочь уменьшить стигматизацию», — сказал Подвескер. «Действительно, все лучше, чем «возмущать».
Чиновники департамента образования штата Нью-Йорк не ответили на запрос о комментарии относительно статуса усилий штата по смене названия. Департамент образования города поддерживает смену имени, сказал представитель департамента, и призвал штат привлечь людей к выбору нового имени.
Помимо имени: Эмоциональное расстройство и взаимодействие с полицией
Адвокаты рассматривают смену имени как первый шаг в решении их проблем с классификацией ЭД. Даже после изменения названия могут остаться проблемы с обращением с такими учащимися.
Хотя это и не требуется, учащиеся с эмоциональными расстройствами часто имеют психиатрический диагноз посттравматического стрессового расстройства, депрессии, тревоги или шизофрении. И когда учащиеся сталкиваются с кризисом психического здоровья в школах, школьная администрация часто звонит в службу 9.11, что привело к вмешательству полиции.
В недавнем отчете организации Advocates for Children of New York была обнаружена тенденция к росту числа инцидентов, связанных с «ребенком в кризисной ситуации» — так полицейский департамент Нью-Йорка называет случаи, когда учащегося, находящегося в состоянии эмоционального расстройства, удаляют из класса, а затем доставляют в больницу для психологическая оценка.
К.А. вспоминает, как ей позвонили из школы, в которой учится ее сын, и сказали, что персонал позвонил в службу 911, когда у ее сына, представителя смешанной расы, случился эмоциональный всплеск. Полиция отреагировала на вызов, и ее сына в конечном итоге доставили в больницу для обследования.
«Они почувствовали, что он вышел из-под контроля, и позвонили в 911», — сказала она. «Вместо того, чтобы школа получила необходимые ему услуги, они вызвали полицию».
Такие звонки делаются, говорят защитники, потому что школам и учителям не хватает ресурсов и информации, необходимых им для надлежащего обслуживания учащихся, переживших травму.
«Нам нужно понять, почему [ученик] делает неприятные вещи, — сказал Сигел. «Что такого в окружающей среде, которая не поддерживает то, что им нужно? В конце концов, ребенок находится в классе все время, поэтому вам нужно создать механизмы, которые работают для этого ребенка, чтобы он мог работать все время, не отвлекаясь».
Размещение учащихся с пометкой ED
Согласно последним данным, учащиеся с пометкой ED непропорционально распределяются в школы Округа 75, которые обслуживают учащихся, нуждающихся в большей поддержке, чем обычно могут предоставить соседние школы. Примерно 37% учащихся с классификацией ED были помещены в округ 75 по сравнению с примерно 12% учащихся с ограниченными возможностями, размещенными в этом округе в целом, согласно данным за 2016-17 учебный год, которые являются самыми последними доступными. Данные были получены по запросу FOIA от некоммерческой организации Advocates for Children. Чиновники департамента образования отказались предоставить обновленные данные.
Правозащитники говорят, что это размещение может быть проблематичным, потому что Округ 75 может поставить в тупик учащихся, которые хорошо успевают.
«Если у вас есть ребенок с диагнозом ED, когнитивные способности которого средние или выше среднего, а затем он попадает в Округа 75, шансы на то, что он получит диплом Риджентс и пойдет к чему-то значимому после школы, просто значительно уменьшились, — сказала Мэгги Морофф, эксперт по политике в области специального образования организации Advocates for Children. «Район 75 не является злом по своей сути. Но быть там, когда это не соответствует потребностям студента, — это настоящая медвежья услуга».
Оценщики могут быть недостаточно обучены методам работы с информацией о травмах и, следовательно, не могут понять конкретные потребности учащихся с поведенческими проблемами.
«Поведение очень часто является симптомом очень многих других вещей, включая голод или недостаток сна, эмоциональную травму, пандемическую травму», — сказал Морофф. «Классификация [ED] не позволит выявить первопричину ни одного из них».
Сын К.А. в конце концов вообще бросил государственную школу. Какое-то время он посещал Академию Успеха — крупнейшую чартерную сеть города — но ушел из-за неоднократных отстранений и дисциплинарных взысканий, сказала его мама.
В средней школе его группа IEP рекомендовала ему посещать школу округа 75, но после посещения его мама увидела детей с физическими или умственными недостатками и задалась вопросом, нужно ли им больше внимания учителей. С помощью защитника специального образования ее сын в конечном итоге оказался в Андрусе, предназначенном для учащихся, которые не могут получить надлежащее образование в своем школьном округе. С тех пор он перешел в Академию Кларка, где показывает хорошие результаты. Обе эти расположенные в Вестчестере частные школы для учащихся с ограниченными возможностями получают государственное финансирование для оплаты обучения.
Это был долгий путь, чтобы найти подходящее место.
«Если бы у меня не было адвоката, я бы так далеко не продвинулся», — К.А. сказал.
Обращение к учащимся с эмоциональными расстройствами
Образовательный фонд Джорджа Лукаса
EdutopiaEdutopia
Поиск
Психическое здоровье
Опытный педагог делится четырьмя идеями по поддержке учащихся, переживших эмоциональные травмы.
Лори Дезотельс
26 апреля 2017 г.
© Harsh Vardhan Art/500px
В Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) термин «эмоциональное расстройство» охватывает серьезные проблемы в поведении и психическом здоровье учащегося. Для детей с эмоциональными нарушениями мы обычно можем проследить историю развития, когда привязанность и связь с эмоционально здоровым опекуном были нарушены в раннем развитии или серьезное травматическое событие создало состояние выживания мозга, которое продолжалось на протяжении всей его или ее ранней жизни. Эти молодые люди находятся в состоянии постоянной тревоги.
Повышение устойчивости
Обнадеживающие новости заключаются в том, что у молодых людей есть врожденная способность восстанавливаться после невзгод. Вы можете создать среду, которая кажется безопасной и связанной, помогая учащимся понять, как негативные эмоции мешают нашему обучению. В настоящее время я обучаю молодых подростков, многие из которых имеют серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы. Чтобы создать предсказуемую и стабильную среду, мы создаем правила, процедуры и системы взаимодействия с классом, чтобы каждый учащийся знал ожидания и распорядок занятий в классе. Вот четыре стратегии, которые действительно сработали с моими учениками.
1. Центры изучения мозга
В моем классе ученики могут пойти в один угол, чтобы перезарядиться и успокоиться от негативных эмоций. Этот угол называют «пунктом первой помощи миндалевидного тела», поскольку миндалевидное тело является центром борьбы/бегства/заморозки в мозгу. Студенты, которым нужно тихое место со столами для учебы или выполнения работы, могут отправиться в «область гиппокампа», названную в честь части мозга, которая запоминает и связывает новую информацию с тем, что мы уже знаем. Наконец, «область префронтальной коры», названная в честь центра решения проблем мозга, включает в себя столы и пространства для совместной работы для студентов, которые готовы обсуждать проекты или идеи, смотреть документальные фильмы и сотрудничать. Когда мы рассказываем учащимся о функциях их мозга и связываем их с конкретными видами деятельности, они становятся более самосознательными и беглыми в своих собственных когнитивных процессах. Прочтите мою публикацию «Лаборатории мозга: место, где можно оживить обучение», чтобы узнать, как создать предсказуемое и безопасное пространство для обучения, общения и перезарядки.
2. Индивидуальные заметки о регистрации
Если учащиеся находятся в отрицательном состоянии мозга, мы должны отрегулировать поведение, прежде чем начнется какое-либо обучение. Лучший способ, который я нашел, — это сначала обратить внимание на их эмоциональную температуру, дать им понять, что я присутствую и доступен, независимо от негативного поведения. Чтобы наладить связь и обеспечить согласованность для самых разных студентов с разными потребностями, я использую официанта и блокноты с рецептами как способ персонализировать общение в течение дня. Они особенно эффективны для охвата тех учащихся, которые не реагируют на устное общение. Делитесь заметками, небольшими целями, утверждениями и просьбами, чтобы поддерживать индивидуальные постоянные связи. После того, как задание или цель заказаны и получены, вы можете придумать забавные способы оплаты или поощрения.
3. Структурированная эмоциональная поддержка
«Стратегия 2×10», разработанная психологом Рэймондом Влодковски, представляет собой превосходную стратегию, ориентированную на работу мозга, которую можно применять с нашими самыми трудными учениками. В течение двух минут каждый день, 10 дней подряд, учителя ведут личную беседу — письменную или личную — с учащимся обо всем, что интересует учащегося, при условии, что беседа имеет рейтинг G. Влодковски обнаружил 85-процентное улучшение поведения этого ученика. Кроме того, он обнаружил, что поведение всех остальных учеников в классе улучшилось.
4. Закрытый журнал для безопасного самовыражения
Когда мы записываем свои мысли и чувства, мы освобождаем место в лобных долях для положительных эмоций и высших когнитивных процессов. Закрытый журнал может дать учащимся безопасное место, где они могут избавиться от беспокойства, сохраняя при этом контроль над своей личной жизнью. Если учащийся решит написать или изобразить свои чувства и мысли в этом формате, мы обсудим, как этот дневник может стать его надежным другом и как они могут использовать его для создания прототипов творческих форм выражения, которыми они будут делиться при соответствующих обстоятельствах.
Вопросы доставки
При работе со студентами ваш способ доставки будет иметь большое значение. Студенты, которые эмоционально закрыты и не реагируют на слова, могут лучше реагировать на письменные заметки.