Научение это в психологии: Научение — Психологос

Латентное научение | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ

Латентное научение (англ. latent learning) — заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного обучения.

Понятие Латентное научение служило ареной борьбы между взглядами на природу научения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Для сторонников последнего (Э. Толмен и др.) оно послужило аргументом в пользу признания когнитивной природы научения против теории, понимающей научение как образование связи стимула и реакции при условии действия подкрепления.

Выявленный сначала в исследованиях на животных, эффект Латентное научение дал нач. изучению и практическому использованию его в обучении человека. В отечественной психологии исследовалось латентное научение у детей. Показана его важная роль для развития речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого. Обнаружен значительный прогресс Л. н. как эффекта зрительных впечатлений на протяжении дошкольного возраста. Важный раздел психологии когнитивных процессов составляет изучение восприятия иррелевантных (побочных с т.зр. стоящей перед субъектом задачи) сигналов, свойств объектов и др. Ориентирование на сигналы, не составляющие предмета решаемой субъектом задачи, является основой Л. н. Оно проявляется также в форме внезапных «озарений» при решении человеком творческих задач. См.

Инсайт.

Добавление ред.: Латентное научение у животных исследовалось К. Халлом, который обнаружил, что иногда при введении новых побуждающих раздражителей (подкреплений) животные, показывающие до сих пор незначительные результаты, делают внезапный скачок, достигая уровня научения тех животных, которые все время обучались в благоприятных условиях.

Халл интерпретирует эти факты след. образом: наличие хотя бы минимального подкрепления достаточно для формирования навыка, сила которого является функцией количества проб. При этом внешне это научение м. б. незаметным. Введение дополнительного побуждающего раздражителя способствует возрастанию потенциала реакции и проявлению эффекта Л. н. (Т.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Латентное научение (лат. latens (latentis) — скрытый, невидимый) — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, когда отсутствует актуализированная потребность к установлению связей, т.е. задача научения как таковая не ставится. 

Иногда Латентное научение рассматривают как особый вид запечатления, основанный на принципе образования ассоциативной временной связи между индифферентными стимулами в условиях ориентировочно-исследовательского поведения. Конкретными примерами этого могут служить многочисленные факты, когда, знакомясь с ситуацией при отсутствии специального подкрепления (утоления голода, жажды и др.

), животное (или ребенок) осваивает ее настолько, что затем может успешно использовать знания о ситуации в условиях реализации какойто возникшей потребности. Сторонники одной из бихевиористских теорий научения, рассматривавшие поведение в терминах организации (или реорганизации) перцептивного поля в соответствии с принципом S — S (стимул — стимул), не считали подкрепление или «вознаграждение» обязательным условием научения в отличие от теорий научения другого типа, где в качестве основания рассматриваются закономерности образования временных связей по классической схеме S — R (стимул — реакция): условные рефлексы И.П. Павлова или оперантное обусловливание Б.Ф. Скиннера. И.В. Тихомирова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Латентное научение — см. Научение, латентное.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Латентное научение

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 Психология: педагогическая психология


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.4
ПСИХОЛОГИЯ:ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
«0050200 — Информатика»

«050201.00 -Математика с доп. спец. Информатика»

«050102-Биология»

«050103-География»

«050103-География с доп. специальностью «Биология»
Очная / Заочная форма обучения
Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 1 от 04 сентября 2009 г.)


Зав.кафедрой

_____________И.А. Синкевич

Раздел I. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы:

Коган Галина Валерьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии МГПУ
1.2. Рецензенты:

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии МГПУ

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая психология — одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.

Цель курса: помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.

В результате изучения курса студенты:

должны знать:


  • основные методологические подходы к изучению психолого-педагогических явлений;

  • отечественные и зарубежные теории научения и учения;

  • основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития;

  • теорию учебной деятельности;

  • психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков;

  • психологические механизмы воспитания;

  • психологические основы педагогической деятельности.

должны уметь:

  • определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;

  • определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

  • определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

  • определять уровни усвоения знаний, сформированности умений и навыков;

  • применять психодиагностические методики для определения уровня интеллектуального и личностного развития в учебно-познавательной деятельности;

  • решать психолого-педагогические проблемные ситуации;

  • конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития.


Основное содержание курса представлено в четырех разделах.

В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами и проблемами педагогической психологии. Рассматриваются концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Здесь студенты знакомятся с основными методами и категориями педагогической психологии.

Во втором разделе рассматриваются разные аспекты психологии обучения. Студенты изучают основные виды, условия и механизмы научения, зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта, современные отечественные концепции научения. Большое внимание уделяется изучению возрастных особенностей усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности.

Третий раздел посвящен вопросам психологии воспитания, формирования личности, ее мировоззрению в учебной деятельности.

Последний, четвертый раздел посвящен ознакомлению студентов с психологической сущностью педагогической деятельности, проблемой педагогических способностей, изучению основных стилей педагогической деятельности, а также специфике педагогического общения и его психологическим характеристикам.

В конце каждой темы указан список основной и дополнительной литературы, а также список вопросов и заданий для самостоятельного более углубленного изучения темы.


1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ГОС ВПО

Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Се-

местр


Виды учебной работы в часах

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа


Форма отчетности

1

«050102- Биология»

2

3

40

30

20

10



10

зачет

2

«050103-География»

2

3

40

30

20

10



10

зачет

3

«050201. 00 -Математика с доп. спец. Информатика»

2

4

60

30

20

10



30

экзамен

4

«0050200 — Информатика»

2

4

60

30

20

10



30

экзамен

5

«050103-География, биология»

2

3

40

30

20

10



10

зачет

2

«050102- Биология» (ЗФО)

2

3

60

6

4

2



54

зачет

Содержание дисциплины




Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Общие основы педагогической технологии

4/4

4/4

4/12

1

Предмет и задачи педагогической психологии

2

Методы педагогической психологии

Раздел 2. Психология обучения

12/2

6

6/2

2/6

3

Научение и учение

4

Обучение и развитие

5

Учебная деятельность

6

Мотивы учения

7

Усвоение знаний, умений, навыков

8

Психологические основы типов обучения

9

Психологические основы развивающегося обучения

Раздел 3. Психология воспитания

7

5

2

2/6

10

Ученик как субъект воспитания.

11

Психологические основы методов воспитания

Раздел 4. Психология педагогической деятельности

7

5

2

2/6

12

Общая характеристика педагогической деятельности.

13

Педагогические способности и стили деятельности

14

Психология педагогического общения

Всего

30/6

20/4

10/2

10/54

1.6.2 Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основное содержание:

Предмет и структура педагогической психологии. Объект и предмет педагогической психологии. Педагогическая психология как теоретическая и прикладная наука.

Структура педагогической психологии: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Предмет психологии обучения. Основные направления исследований в области психологии обучения: выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения; изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения; изучение зависимости усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся и др. Предмет психологии воспитания. Основные направления исследований в области психологии воспитания. Предмет психологии учителя. Основные задачи психологии педагогической деятельности. Проблемы и основные задачи педагогической психологии. Проблема соотношения развития и обучения. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема учета сенситивных периодов развития в обучении. Проблема одаренности детей. Проблема готовности детей к обучению в школе. Задачи педагогической психологии. Общая задача педагогической психологии.

Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики. Взаимосвязь педагогики с психологией. Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии.

Исторические аспекты педагогической психологии. Основные этапы становления и развития педагогической психологии (И.А. Зимняя). Первый этап — с середины XVII в. и до конца XIX в. Общедидактический этап с явно ощущаемой необходимостью «психологизировать педагогику» (по Песталоцци). Второй этап — с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в. Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль, с аккумулированием достижений педагогической мысли предшествующих столетий. Третий этап — с середины XX в. и до настоящего времени. Создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Основные понятия: воспитание, дидактика, обучение, опыт, педагогика, педагогическая психология, педология, психика, психическое развитие, психология, развитие, сенситивные периоды развития, учение
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Что является предметом педагогической психологии?

  2. Укажите особенности исторического изменения предмета педагогической психологии.

  3. В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?

  4. Назовите основные задачи педагогической психологии.

  5. В чем проявляется единство возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке?

  6. Каковы основные сферы действия педагогической психологии и педагогики?

  7. Назовите основные ветви педагогической психологии.

  8. Дайте характеристику основных проблем педагогической психологии.

  9. В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?

  10. Раскройте прикладной аспект для педагогической практики решения проблемы выделения сенситивных периодов в развитии.

  11. Какие подходы к решению проблемы готовности детей к обучению в школе существуют в отечественной науке и практике?

  12. В чем заключается проблема оптимальной психологической подготовки учителя и воспитателя?

  13. Назовите основные этапы развития педагогической психологии.

  14. Что характерно для каждого из этапов развития педагогической психологии?

  15. В чем особенности педологии как науки?

  16. Какие основные исследования были развернуты с 30-х гг. XIX в. в области процессуальных аспектов обучения и воспитания?

  17. Какое принципиально новое направление возникло в педагогической психологии в 60-70-е гг. XX в.?

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

  2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1954. № 8.

  3. Биологическое и социальное в развитии человека / Под общ. ред. Б.Ф. Ломова. М., 1977.

  4. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.

  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999.

  7. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.

  8. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.

  9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

  10. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.

  11. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

  13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

  14. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.

  15. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

  16. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3.

  17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

  18. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.

  20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М., 1996.

  21. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

  22. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1987.

  23. Психология и учитель / Пер. с англ. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. М., 1997.

  24. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

  25. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.

  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

  27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.

  28. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

  29. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.3. 1948.

  30. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.

  31. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

  32. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М., 1995.

  33. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998.

  34. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ



  1. http://www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.html Сервер, посвященный Л.С. Выготскому

  2. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html Лаборатория психологии учения ПИ РАО

  3. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html Лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах ПИ РАО

  4. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО

  5. http://www. pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html Лабораторию профессионального развития личности ПИ РАО

  6. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО

  7. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО

  8. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html Группа исследования факторов формирования индивидуальности ПИ РАО

  9. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО

  10. http://www.genesis.ru/pedologia/home.html Сайт журнала «Педология»

  11. http://www.voppsy.ru/ Сайт журнала «Вопросы психологии»

  12. http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0523.html Статья Струкчинской Е.М. «Л.С. Выготский о педологии и смежных с нею науках»

  13. http://flogiston.ru/arch/obukhova_1. shtml Электронная версию книги Обуховой Л.Ф.

Каталог: oop -> %D0%A4%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96 -> gos050102.65 -> %D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB 5 -> 3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: общие основы педагогики опд
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: теория обучения опд. Ф. 8 Основная образовательная программа подготовки
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно методический комплекс дисциплины педагогика: история педагогики и образования
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Тема умк возрастная психология для психологов
3%20-%20%D0%9E%D0%9F%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Педагогика: социальная педагогика


Скачать 4,09 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психология обучения: определение, типы и примеры

Обновлено 26 января 2023 г.

Психология обучения помогает исследователям, преподавателям и работодателям понять процессы обучения и то, как они работают. Психологи согласны с тем, что существуют разные методы обучения, и некоторым людям одни методы обучения могут показаться более легкими, чем другие. Различение подходов к обучению может помочь вам понять, как окружающая среда может влиять на то, как люди учатся.

В этой статье мы обсудим, что такое психология обучения, перечислим типы поведенческого обучения и приведем примеры каждого типа.

Что такое психология обучения?

Психология обучения — это область науки, охватывающая теории о том, как психология связана со способами обучения людей. Ученые создали множество теорий обучения, основанных на различных дисциплинах, в том числе:

  • Бихевиоризм

  • Неврология

  • Социальное познание

  • Социальный конструктивизм

Связанный: 8 общих типов стилей обучения

Несмотря на долгую историю развития теории, эта область предлагает современные приложения. Недавние исследования были сосредоточены на том, как учащиеся учатся как в классе, так и вне его, чтобы разработать новые подходы к обучению, тестированию и выполнению домашних заданий, а также повысить мотивацию и вовлеченность учащихся.

Что такое теория поведенческого обучения?

Теория поведенческого обучения, первая и наиболее известная перспектива психологии обучения, представляет собой концепцию, которая фокусируется на том, как наблюдаемые события во внешней среде человека влияют на то, как он осваивает новое поведение. Ранние бихевиористы искали альтернативу тому, чтобы полагаться на внутренние чувства и воспоминания, чтобы описать, как и почему люди учатся именно так, как они это делают. Они чувствовали, что измеримый, наблюдаемый метод сделает изучение темы более доступным и надежным. Психологи продолжают развивать эту теорию, а некоторые педагоги применяют методы поведенческого обучения в классе, чтобы мотивировать учащихся и помочь им учиться более эффективно.

Связанный: Что такое поведенческая психология? Определения, типы и применение)

3 основных типа поведенческого обучения

Согласно теории поведенческого обучения, объективное наблюдение лучше всего соответствует поведению. Обычно оно включает следующие понятия:

1. Классическое обусловливание

Классическое обусловливание описывает процесс обучения через ассоциации, связывая стимул с реакцией. Физиолог Иван Павлов открыл это понятие и тщательно его изучил. Сначала он использовал собаку в качестве объекта, а затем привлек к своей работе детей.

Например, Павлов проверял классическую обусловленность в своих знаменитых экспериментах с собаками. Перед началом дрессировки Павлов установил, что у собаки выделяется слюна при виде еды, потому что она знает, что скоро будет есть. Затем он ввел колокольчик в качестве нейтрального раздражителя. Собака не видела связи между звонком и едой. Павлов тренировал собаку, звоня в колокольчик и давая ей еду. В конце концов, собака поняла, что звон колокольчика означает, что она скоро получит еду, поэтому у нее выделялась слюна каждый раз, когда Павлов звонил в колокольчик. Классическое кондиционирование состоит из четырех элементов:

  • Безусловный раздражитель: Безусловный раздражитель вызывает естественную реакцию. В упражнении Павлова еда является безусловным раздражителем, потому что она вызывает у собаки слюноотделение.

  • Условный раздражитель: условный раздражитель сочетается с безусловным, вызывая одинаковую реакцию. Например, Павлов использовал колокольчик как условный раздражитель, вызывающий у собаки слюноотделение.

  • Безусловная реакция: Безусловная реакция возникает естественным образом как реакция на безусловный раздражитель. Например, слюноотделение собаки на еду было естественным, потому что она делала это без подсказки со стороны Павлова.

  • Условная реакция: условная реакция, такая как слюноотделение собаки при звонке в колокольчик, возникает, когда ранее нейтральный раздражитель вызывает автоматическую реакцию. Условные реакции требуют обучения классическому обусловливанию.

Связанный: 10 вариантов карьеры в поведенческой психологии

2. Оперантное обусловливание

Идея оперантного обусловливания была впервые изучена психологом Эдвардом Торндайком, а затем расширена и развита психологом Б. Ф. Скиннером. Теория утверждает, что последствия наших предыдущих действий определяют то, как мы выбираем поведение. Если человек делает что-то, что приводит к наказанию, он с меньшей вероятностью повторит это. Если их поведение приведет к награде, они, скорее всего, сделают это снова. Из-за связи между поведением и последствиями оперантное обусловливание имеет две ключевые концепции:

Подкрепление

Обучение с подкреплением относится к событию, которое увеличивает частоту следующего за ним поведения. Это может быть отрицательным или положительным, так как оба варианта использования усиливают поведение. Используя графики подкрепления, которые определяют, когда и как часто возникает оперантное обусловливание, исследователи и преподаватели могут определить, насколько быстро и эффективно человек усваивает новое поведение. В ситуациях положительного подкрепления человек получает вознаграждение за определенное поведение. В ситуациях отрицательного подкрепления поведение человека приводит к устранению неблагоприятного события.

Пример: Сьюзи понимает, что когда она улыбается своему ребенку, ребенок улыбается в ответ. Она наслаждается последствиями своего поступка, поэтому продолжает это делать. Улыбка ребенка является положительным подкреплением. Сьюзи также знает, что когда ее ребенку нужно сменить подгузник, он плачет. Сьюзи всегда сразу меняет ребенку подгузник, чтобы он не плакал. Плач ребенка является негативным подкреплением.

Наказание

Наказание — еще одна ключевая концепция оперантного обусловливания. Как положительные, так и отрицательные наказания влияют на поведение, уменьшая поведение, связанное с его последствиями. Положительное наказание — это то, что человек получает, что приводит к отрицательному результату, в то время как отрицательное наказание предполагает отнятие чего-либо после того, как произошло неблагоприятное поведение.

Пример. Если учащийся забыл подготовиться к тесту и в результате получил плохую оценку, он, скорее всего, не забудет подготовиться к следующему тесту. Поскольку их забывчивость в учебе уменьшается, f они подвергаются положительному наказанию. Если родители ученика забрали игровую приставку из-за плохой оценки за тест, они подверглись отрицательному наказанию, потому что удаление чего-то благоприятного предотвращает повторение поведения.

Связанный: Различия между классическим и оперантным обусловливанием

3. Обучение через наблюдение

Обучение через наблюдение происходит, когда человек изучает поведение, наблюдая за тем, как это делают другие. Этот метод обучения показывает, что люди могут усваивать информацию из внешней среды и развивать новые привычки на основе наблюдений. Когда человек наблюдает за тем, как другие люди реагируют на незнакомую ситуацию, он обычно реагирует на событие точно так же. Эти экземпляры устраняют необходимость в кондиционировании.

Пример: Ученик поступает в новую школу и замечает, что утренний распорядок в классе отличается от распорядка в его прошлой школе. Они знакомятся, наблюдая за тем, что делают другие ученики, и следуя им, пока поведение не станет привычкой. Студент в этом случае изменил свое поведение в зависимости от того, что он наблюдал в своем окружении.


Значение, природа, типы и теории обучения

РЕКЛАМА:

Обучение: значение, природа, типы и теории обучения!

Значение и природа :

Обучение – ключевой процесс человеческого поведения. Все живое учится. Если мы сравним простые, грубые способы чувств и поведения ребенка со сложными формами поведения взрослых, его навыков, привычек, мыслей, чувств и т. п., мы поймем, какое значение обучение оказало на индивидуума.

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой и находится под ее влиянием. Этот опыт заставляет его изменить или модифицировать свое поведение, чтобы эффективно справиться с ним. Таким образом, обучение – это изменение поведения под влиянием предыдущего поведения. Как указывалось выше, навыки, знания, привычки, взгляды, интересы и другие характеристики личности являются результатом обучения.

Обучение определяется как «любое относительно постоянное изменение в поведении, происходящее в результате практики и опыта». Это определение имеет три важных элемента.

а. Обучение — это изменение поведения — в лучшую или худшую сторону.

б. Это изменение, происходящее благодаря практике или опыту, но изменения, вызванные ростом или взрослением, не являются обучением.

в. Это изменение в поведении должно быть относительно постоянным и длиться довольно долго.

Любое обучение включает деятельность. Эти действия включают физическую или умственную деятельность. Это может быть простая умственная деятельность или сложная, включающая различные мышцы, кости и т. д. Таким же образом умственная деятельность может быть очень простой, включающей одно или два действия ума, или сложной, включающей высшую умственную деятельность.

Действия, которым обучается человек, относятся к типам обучения. Например, привычки, навыки, факты и т. д. Существуют разные типы обучения. Здесь объясняются некоторые важные и распространенные учебные действия.

Типы обучения :
1. Двигательное обучение:

Большая часть нашей повседневной деятельности связана с двигательной активностью. Человек должен выучить их, чтобы поддерживать свою обычную жизнь, например, ходьба, бег, катание на коньках, вождение автомобиля, скалолазание и т. д. Все эти действия включают мышечную координацию.

2. Вербальное обучение:

Этот тип обучения включает в себя язык, на котором мы говорим, и средства связи, которые мы используем. Знаки, изображения, символы, слова, фигуры, звуки и т. д. являются инструментами, используемыми в такой деятельности. Мы используем слова для общения.

3. Изучение концепций:

Это форма обучения, которая требует умственных процессов более высокого порядка, таких как мышление, рассуждение, интеллект и т. д. Мы изучаем различные концепции с детства. Например, когда мы видим собаку и присоединяем термин «собака», мы узнаем, что слово «собака» относится к определенному животному. Изучение концепции включает в себя два процесса, а именно. Абстракция и обобщение. Это обучение очень полезно для распознавания, идентификации вещей.

4. Обучение различению:

Обучение различению стимулов и демонстрация соответствующей реакции на эти стимулы называется обучением различению. Например, звуковые сигналы различных транспортных средств, таких как автобус, автомобиль, скорая помощь и т. д.

5. Изучение принципов:

Люди изучают определенные принципы, связанные с наукой, математикой, грамматикой и т. д., чтобы эффективно управлять своей работой. Эти принципы всегда показывают отношения между двумя или более понятиями. Пример: формулы, законы, ассоциации, соотношения и т. д.

6. Решение проблем:

Это процесс обучения более высокого порядка. Это обучение требует использования когнитивных способностей, таких как мышление, рассуждение, наблюдательность, воображение, обобщение и т. д. Это очень полезно для преодоления сложных проблем, с которыми сталкиваются люди.

7. Обучение установкам:

Установка – это предрасположенность, которая определяет и направляет наше поведение. С детства у нас вырабатываются разные взгляды на людей, предметы и все, что мы знаем. Наше поведение может быть положительным или отрицательным в зависимости от нашего отношения. Пример: отношение медсестры к своей профессии, пациентам и т. д.

Теории обучения :

Психологи пытались объяснить, как люди учатся и почему они учатся. Они провели много экспериментов над животными и детьми и пришли к определенным выводам, объясняющим способы обучения.

Это называется теориями обучения. Во многих книгах эти объяснения трактуются как разновидность обучения. В некотором смысле это правда. Но термин обучение очень всеобъемлющий. Он охватывает широкий спектр действий, которые не могут быть объяснены в ограниченных рамках. Существует множество теорий, объясняющих способы обучения. Важными среди них являются:

Теория обучения методом проб и ошибок :

Эта теория была разработана американским психологом Э.Л. Торндайком (1874-1949). Он утверждает, что обучение происходит методом проб и ошибок. По его словам, обучение — это постепенный процесс, в ходе которого человек будет предпринимать много попыток учиться. Суть этой теории заключается в том, что по мере увеличения количества испытаний количество ошибок уменьшается.

Это возможно благодаря ассоциации, формируемой между чувственными впечатлениями и побуждениями к действию. Такая ассоциация стала известна как «связь» или «связь», потому что именно эти связи или связи укрепляются или ослабевают при формировании и разрушении привычек. Согласно этой теории, когда человек попадает в новую ситуацию, он совершает ряд случайных движений. Среди них отсеиваются неудачные и фиксируются удачные.

Эти случайные движения не устраняются сразу. В первой попытке их количество очень велико, во второй попытке количество ошибок уменьшается, а круг деятельности сужается. Постепенно человек учится избегать лишних движений и достигает цели. Улучшение происходит через повторение.

Торндайк изучает характер обучения методом проб и ошибок в ряде экспериментов над кошками, используя коробку, которую он назвал «коробкой-головоломкой». В одном из экспериментов в ящик помещали голодного кота и закрывали дверцу, которую можно было открыть, нажав на защелку. Рыба была помещена вне коробки в тарелке.

Кошка могла видеть эту рыбу. Кошке давали 100 проб — десять утром и десять днем ​​в течение пяти дней. Кошку кормили в конце каждого экспериментального периода, а затем не давали больше ничего есть до окончания следующего сеанса. Если ему удавалось случайно открыть дверь в каком-либо испытании, он шел есть пищу (рыбу). Велась полная запись поведения кошки во время каждого испытания.

В начале кошка делала ряд случайных движений, таких как кусание, царапание, рывок и т. д. Постепенно в последующих испытаниях кошка уменьшала неправильные реакции (ошибки), так как была в состоянии манипулировать защелкой, как только она положили в коробку.

Этот эксперимент показал, что случайные движения постепенно уменьшались, то есть по мере увеличения количества попыток ошибки уменьшались. По мере увеличения числа испытаний было найдено решение открыть дверь (нажав на защелку), и в конце концов кошка смогла открыть дверь с нулевой ошибкой. Время, затрачиваемое на каждое испытание, в конечном итоге сокращалось.

Торндайк провел множество экспериментов с изучением лабиринтов и ящиков с головоломками, в которых использовались кошки и крысы. Он продемонстрировал, что благодаря многочисленным испытаниям животное многому учится и постепенно совершенствует свои усилия.

С помощью этого метода мы все учимся многим навыкам, таким как плавание, езда на велосипеде, верховая езда и т. д. Только этим методом дети учатся сидеть, стоять, ходить и бегать. Однако этот метод сопряжен со значительной тратой времени и усилий.

Обучение путем обусловливания :

В буквальном смысле обусловливание означает «привыкание» или «приспособление» к новой ситуации или стимулу. Это процесс замены исходного стимула новым и связывания с ним реакции. Существует два типа теорий обусловливания:

1. Классическое обусловливание:

Этот метод обусловливания получил свое название из-за того, что это своего рода обучающая ситуация, существовавшая в ранних классических экспериментах Ивана Павлова (1849-1936), русского физиолога, который был удостоен Нобелевской премии в 1904 году за свои эксперименты.

Павлов разработал прибор для измерения количества слюны, вырабатываемой в ответ на прием пищи (энергия мяса). В начале своего опыта Павлов заметил, что при звонке в колокол слюна не течет. Затем он дрессировал собаку, звоня в колокольчик и вскоре после этого предлагая еду.

После того, как звук звонка несколько раз сочетался с едой, он проверил эффект тренировки, измерив количество слюны, которая вытекала, когда он звонил в звонок и не предлагал еду. Он обнаружил, что некоторое количество слюны выделяется только в ответ на звук колокольчика. Затем он несколько раз возобновлял тренировочную парную презентацию звонка и еды, а затем снова тестировал только звоночек.

По мере продолжения обучения количество слюны на тестах с одним только звонком увеличивалось. Таким образом, после дрессировки у собаки текла слюна-слюна во рту всякий раз, когда звучал звонок. Это то, что было изучено; это условный ответ.

Эта теория утверждает, что CS (звонок) становится заменой после соединения с UCS (еда) и приобретает способность вызывать реакцию. Это связано с тем, что ассоциация (обусловленность) формируется между CS и UCS. Символически это может быть представлено следующим образом:

UCS<———————————à UCR

(Пищевые продукты) (Слюна)

↓ (Кондиционирование)

CS<——————— —————-à CR

(Колокольчик) (Слюна)

Подпринципы классического обусловливания :

Существуют определенные подпринципы, объясняющие различные явления этого эксперимента.

а. Угасание и спонтанное восстановление:

Угасание означает прекращение реакции. Сила CS постепенно уменьшается, когда она представлена ​​одна и не сопровождается UCS для ряда трасс. Этот процесс называется «угасание». В этом опыте, когда в течение ряда проб без еды предъявляли только колокольчик, у собаки постепенно прекратилось слюноотделение.

Но когда CS (звонок) снова соединили с UCS (еда) для некоторых испытаний, CR (слюноотделение) восстановился. Это известно как «спонтанное выздоровление». При спонтанном выздоровлении собаке потребовалось меньше попыток, чем в первый раз, так как в мозгу животного еще существовала связь между КС и СК.

б. Обобщение стимула:

Склонность реагировать на стимул, похожий на исходный, называется генерализацией стимула, чем больше сходство, тем больше генерализация. В этом эксперименте у собаки начиналось слюноотделение даже при звуке зуммера, похожего на колокольчик.

в. Различение стимулов:

Когда между двумя стимулами существует большая разница, животное может различать их. Например, если собака приучена выделять слюну при сигнале красного света, у нее не будет слюноотделения при подаче зеленого света.

д. Кондиционирование более высокого порядка:

Если подать «свет», а затем звонок, а затем еду в течение ряда попыток, у собаки начнет выделяться слюна, чтобы зажечь себя. Это явление называется состоянием высшего порядка.

Все эти принципы очень полезны в поведенческой терапии. Кондиционирование не ограничивается только лабораторией.

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся со многими примерами такого обучения. Например, маленький ребенок, который ничего не знает, дотрагивается до горящей свечи, она вызывает у него болезненные ощущения и отдергивает руку. Позже этот опыт заставит его отказаться от горящих предметов и избегать их всех вместе.

Обусловливание очень эффективно используется в качестве психотерапевтической техники при лечении ненормального поведения, такого как фобии, алкоголизм, энурез и т. д. Они называются техниками модификации поведения. Уотсон и другие провели множество экспериментов, чтобы доказать полезность этого метода.

2. Оперантное обусловливание:

Этот метод обусловливания был разработан американским психологом Б. Ф. Скиннером. Эта теория также известна как «Инструментальная обусловленность», потому что животные используют определенные операции или действия в качестве инструментов для поиска решения.

Скиннер провел свой знаменитый эксперимент, поместив голодную крысу в коробку, названную в честь его имени «ящик Скиннера». Эта коробка содержала рычаг и поднос с едой в углу коробки. Он был устроен так, что животное могло свободно перемещаться внутри ящика, но при нажатии рычага животное получало поддон с едой в лотке в качестве подкрепления.

Предусмотрена также регистрация количества нажатий рычага механическим устройством. Вначале было обнаружено, что крыса время от времени нажимала на рычаг и получала пищу в качестве подкрепления за каждое нажатие.

Постепенно, по мере того, как животное узнавало, что нажатие рычага дает немного еды, оно очень быстро повторяло ответы. Это быстрое увеличение нажатия на рычаг указывает на то, что животное приучено к еде.

В повседневной жизни также многие животные и люди обучаются этим методом. Поощрение будет мотивирующим фактором. Это заставит организм повторить свое действие.

Именно на основе этих экспериментов Скиннер сделал свое знаменитое высказывание «Поощряемое поведение повторяется». Инструментальное обусловливание предполагает большую активность учащегося, чем классическое обусловливание. Скиннер проводил свои эксперименты на разных животных, таких как голуби, крысы и т. д.

Подкрепление, которое является наиболее важным аспектом этого эксперимента, делится на два типа: положительное подкрепление используется при обучении вознаграждением. Наказание, подобное отрицательному подкреплению, используется для прекращения нежелательных реакций или поведения. Оперантное обусловливание полезно для формирования нежелательного поведения, а также для модификации поведения.

Это также полезно при обучении умственно отсталых детей навыкам одевания, приема пищи и туалета, лечения фобий, наркотической и алкогольной зависимости, психотерапии, а также для обучения детей необходимому поведению. Кроме того, эти эксперименты доказали, что прерывистое подкрепление дает лучшие результаты, чем непрерывное подкрепление.

Обучение с помощью прозрения :

Во многих случаях обучение происходит посредством более эффективного процесса испытания тех методов, которые, как кажется, имеют отношение к решению. Это возможно благодаря пониманию или восприятию ситуации.

Обучение через восприятие отношений в сцене и понимание ситуации является проницательным обучением. Эта теория была разработана психологом, известным как Вольф Ганг Колер, который принадлежал к гештальт-школе психологии.

Согласно гештальт-теории — восприятие ситуации как «целого» дает лучшее понимание, чем сумма ее частей. То есть ситуация, рассматриваемая в целом, обязательно будет выглядеть иначе, чем рассматриваемая по частям.

Колер провел свои самые известные эксперименты на шимпанзе по имени Султан. В эксперименте Султана посадили в клетку, а на некотором расстоянии снаружи клетки разместили банан. Затем шимпанзе дали две палки, сконструированные таким образом, что одну палку можно было вставить в другую, и палка стала длиннее.

Голодный султан впервые попытался достать банан руками. Тогда он взял одну из палочек и попытался подтянуть банан ближе, потом попробовал другой палкой, но не смог до нее дотянуться. От этого усилия шимпанзе утомился, оставил попытки дотянуться до банана и начал играть палочками.

Во время игры одна из палочек вошла в другую, и палочка стала длиннее. Султан тут же обрадовался, вытащил этой длинной палкой банан и съел его. Эту «внезапную вспышку идеи» достать пищу более длинной палкой Колер назвал «озарением».

Он провел множество экспериментов, чтобы доказать, что обучение происходит также путем озарения, а не только методом проб и ошибок. Он пришел к выводу, что возникновение инсайта для решения проблемы возможно путем восприятия всей ситуации.

Колер провел множество экспериментов в этом направлении обучения, чтобы доказать, что одного лишь метода проб и ошибок недостаточно для решения многих сложных проблем.

Методом проб и ошибок или ассоциациями через коннекционизм и обусловливание можно объяснить простое приобретение знаний, навыков, интересов, привычек и других характеристик личности. Но этого совершенно недостаточно для решения сложных задач.

Именно здесь метод проницательного обучения очень полезен. Потому что он включает в себя многие высшие психические процессы, такие как мышление, рассуждение, интеллект и т. д.

Прозрение происходит, когда человек мгновенно видит решение своей проблемы или затруднения. Это не слепое или глупое обучение. Это разумный способ обучения. Во многих случаях люди пытаются оценить ситуацию, вещи и прийти к выводу. С опытом человек способен решать проблемы лучше и быстрее.

Он проявляет свою способность к различению при решении проблем, и обучение становится делом понимания, а не методом проб и ошибок. Пример Архимеда с опытом «Ага» (эврика), объясненным в творческом мышлении, является подходящим примером возникновения прозрения.

Обучение подражанием :

Это самый простой метод обучения. Многие из наших повседневных действий мы изучаем, подражая другим. Например, тому, как мы едим, пьем, ходим, разговариваем, одеваемся и т. д., мы учимся, подражая другим. Мы наблюдаем и смотрим, что и как другие люди делают в определенных действиях и подражаем им.

Наблюдаем за демонстрацией эксперта, имитируем его движения и изучаем их. Копируя поведение других, люди избегают напрасной траты времени и усилий методом проб и ошибок. Например, мальчик наблюдает за тем, как он держит биту для крикета, за движениями опытного игрока, подражает им и учится.

Психологи, такие как Миллар и Доллард, пытались показать, что склонность к подражанию сама по себе является усвоенной реакцией, и если ее подкреплять, человек с большей вероятностью будет продолжать подражать.

Многие считают, что имитация — это низшая форма обучения. Третьи утверждают, что подражание никогда не может привести к новым реакциям и не будет возможности использовать творческий потенциал или оригинальность человека. Но в то же время многие педагоги считают, что лучше учиться может только подражательный человек. Каким бы ни было мнение, совершенно очевидно, что мы учимся многим вещам путем подражания.

Законы обучения :

Э.Л. Торндайк объяснил три закона обучения, называемые первичными законами, и в дополнение к ним он также сформулировал 5 дополнительных законов в связи со своей теорией обучения методом проб и ошибок.

Основные законы:

Это самые важные законы, объясняющие основные аспекты обучения. Это:

1. Закон готовности:

Под готовностью понимается готовность организма реагировать или действовать. Это более важная предпосылка для обучения.

Это указывает на то, что животное или человек заинтересованы в обучении. Это состояние готовности имеет два следствия — удовлетворение и раздражение. Когда животное готово действовать — если ему это позволено, — оно доставляет удовольствие. Если ему не разрешают, он раздражается.

Точно так же, когда животное не готово учиться, если его просят учиться, оно раздражает. С другой стороны, если ему мешают учиться, оно доставляет удовольствие.

Эти точки приведены ниже словами Торндайка:

а. Для дирижерской единицы, готовой к дирижированию — дирижировать — это удовлетворительно.

б. Для кондуктивной единицы, готовой проводить-не проводить, раздражает.

в. Для дирижерской единицы, не готовой к дирижированию, дирижировать раздражает.

Этот закон наглядно показывает, что очень важна готовность человека к обучению. Поэтому мотивируйте его учиться.

2. Закон действия:

Этот закон также известен как закон частоты. Частота относится к количеству повторений обучения. Торндайк считал, что повторное проявление реакции усиливает ее связь со стимулом.

Этот аспект относится к закону использования и неиспользования, который объясняет, что все, что не используется, погибнет. Точно так же, если реакция не повторяется, ее связь со стимулом ослабевает. Это также соответствует утверждению, что «практика делает человека совершенным».

В эксперименте Торндайка кошка становится совершенной после повторения реакции большее количество раз, т.е. она научилась открывать дверь без ошибок.

3. Закон следствия:

Этот закон гласит, что когда соединение достигается за счет удовлетворяющего эффекта, его сила увеличивается. Под этим Торндайк имел в виду, что вероятность его возникновения выше. В его опыте, если бы голодной кошке удавалось открыть дверь, она получала бы подходящее для нее блюдо.

Это положительно сказалось на реакции. Награды всегда укрепляют связи между стимулами и реакциями, а наказания, наоборот, ослабляют связи.

Второстепенные законы:

В дополнение к трем основным законам, описанным выше, Торндайк также дал пять вторичных или дополнительных законов.

Они следующие:

а. Закон множественного ответа:

Это означает, что когда ответ не может вызвать желаемого эффекта, учащийся будет пробовать новые ответы, пока цель не будет достигнута.

b- Закон установки или установки:

Ментальная установка или позитивное отношение очень важны в любом обучении.

в. Закон ассоциативного смещения:

Это не что иное, как смещение реакции на новую ситуацию, похожую на предыдущую. Потому что фундаментальное представление состоит в том, что если реакцию можно сохранить неповрежденной посредством ряда изменений в стимулирующей ситуации, то в конечном итоге она может быть дана и в новой ситуации.

д. Закон преобладания элементов:

Этот закон гласит, что учащийся может реагировать избранным образом только на существенные элементы проблемы, а не на другие неважные элементы.

эл. Закон реакции по аналогии:

Это означает сравнение новой ситуации с ранее изученной и, таким образом, ответ по аналогии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts