Научение в психологии: Научение — Психологос

Виды научения

12.07.2012

Существуют три вида научения, которые различаются по степени участия в них организма как целого.

1. Выработка реактивного поведения. В этом случае организм пассивно реагирует на внешние факторы.

К этому виду научения относятся:

  • привыкание (габитуация) — снижение восприимчивости к постоянному или часто повторяющемуся раздражителю. Организм как бы научается игнорировать стимул. Результатом привыкания является, например, то что повторяющийся раздражитель перестает вызывать ориентировочную реакцию.
  • сенсибилизация — повышение чувствительности к повторяющемуся стимулу. Сенсибилизация участвует в возникновении так называемых «неврозов ожидания» — состояний, когда ожидание повтора раздражителя делает невозможной никакую другую деятельность.
  • импринтинг (запечатление) — установление связи между признаками объекта и поведенческим актом.
    Процесс нмпринтинга совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом) и без внешнего подкрепления. Эта специфическая форма научения свойственна высшим позвоночным и происходит преимущественно на ранних этапах постнатального развития в течение ограниченного сензитивного периода.
  • условный рефлекс — рефлекс (опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель), образующийся при сближении во времени первоначального индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс (наследственно закрепленную стереотипную форму реагирования на биологически значимое воздействие).

2. Выработка оперантного поведения (оперантное научение).
Если в случае реактивного поведения животный организм пассивен, то в случае оперантного (от лат. operalio — действие) — он активно взаимодействует со средой. В случае выработки оперантного поведения сперва имеет место некое действие или движение (направленное или случайное), а закрепление его будет зависеть от последствий этого действия для организма.

К оперантному научению можно отнести следующие разновидности:
а) научение путем проб и ошибок. Индивидуум, столкнувшись с какой-либо проблемной ситуацией, пытается разрешить ее различными способами. При этом большая часть действий носит случайный, хаотический характер и является неэффективной. Если проблема оказывается в конце концов разрешена, то в случае повторения ситуации количество неэффективных действий сокращается, поиск решения приобретает более направленный характер.

Чем больше количество проб, тем меньше становится число ошибок.

Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта: если действие приводит к желательному результату (решению проблемы), вероятность его повторения возрастает; если к нежелательному — снижается.

б) формирование реакций.
Общая закономерность этой разновидности научения та же, что и для предыдущей. Отличие же заключается в том, что подкрепляется не результат поведения в целом, а каждая отдельная реакция, ведущая к нужной форме поведения. Поэтому соответствующий способ обучения носит название «формирование поведения путем последовательных приближений».

в) научение путем наблюдения. Эта форма научения может осуществляться в двух формах:

  • путем подражания модели;
  • путем викарного научения.

Подражание — это вид научения, при котором субъект воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Следствием ранней формы научения является, в частности, перенятие ребенком от своих родителей эмоциональных реакций на некоторые ситуации или объекты.

Викарное научение (от лат. vicarius — заменяющий, замещающий) — усвоение формы поведения другой особи исходя из наблюдаемых последствий этого поведения.

Викарное научение облегчается, если «модель» является «доступной», т. е. моделью является реальный знакомый или известный человек и если осуществляемое им поведение представляется возможным повторить.

3. Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т. е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование.

Ключевые слова: Научение

Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Когнитивное научение в психотерапии

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Научение в поведенческой психотерапии

Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия

Теория социального научения Дж. Роттера

Абдурахманов Р.А., История психологии

Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности

. ..

Социальное научение

Александров А.А., Современная психотерапия

Механизмы научения

Оперантное научение

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Представление о нейрофизиологических механизмах научения

Психология научения. Научение детей в младенческом и раннем возрастах

Теоретическое введение к психологию научения: общее понятие, особенности механизмов научения у человека. Отличие реактивного поведения, оперантного и когнитивного научения. Поведенческие теории научения (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Теория социального научения А. Бандуры. Интеллектуальный уровень научения. Научение понятиям. Научение мышлению. Научение умениям

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

Научение тесно связано с созреванием организма. Например, развитие интеллекта в первые 15 лет жизни идет на фоне созревания мозговых структур.

Физиологическая сущность научения — заключается в формировании ЦНС отражения определенных стимулов, а также стимульных ситуаций и программ определенных реакций на них. Эти программы различны у человека и остальных животных. У человека научение – это построение программы поведения – сознательных, целенаправленных актов управления общественными нуждами и регуляция общественной практики с применением второй сигнальной системы – языка и речи. Для животных понятие стимула можно оставить для раздражителей, которые непосредственно воздействуют на организм. В этом заключается основное различие механизмов научения у человека. У человека выделяются виды научения – реактивное, оперантное и когнитивное.

Реактивное научение имеет механизмы импринтинга и условнорефлекторый.

Научение по механизму импритинга – быстрее, автоматическое, почти моментальное приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.

Условнорефлекторное – начало его исследования было положено Павловым: возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.

Оперантное научение – знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Данные виды научения возможны как у человека, так и у животных, представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Известно, что данное положение исследовалось в теории поведенческого научения Дж.Уотсона, Э.Торндайка, Б.Скиннера. Бихевиоризм — главным предметом изучения являлось поведение, понимаемое как совокупность отношений «стимул-реакция». Но у человека есть особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Попытки преодолеть тенденции прямого переноса исследований из мира животных на социальный мир были предприняты в теории агрессии и подражания (Н.

Миллер, Д.Доллард, А.Бандура).

А.Бандура в теории социального научения подчеркивал, что инструментальное обуславливание и подкрепление должны рассматриваться как выбор реакции индивидом, необходимой на его взгляд среди уже имеющихся в его репертуаре Подкрепление рассматривается как фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Подкреплению принадлежит центральная роль в усилении и поддержании различных поведенческих тенденций. Образцы поведения человеком, допускал А.Бандура, приобретаются или через прямой личный опыт или через наблюдение поведения других, что не доступно животным. Он выделил основные контролирующие факторы в научении — это предшествующие стимулы, влияние обратной связи и когнитивные процессы. Сформулированные принципы Бандура пытался реализовать в исследовании агрессивного поведения. Он отрицал утверждение о наличии внутреннего драйва у человека, требующего разрядки и пытался связать имеющийся негативный опыт и ожидаемые последствия с его эмоциональным возбуждением и мотивацией.

Основным отличием научения человека является его способность отражать свойства вещей, их образы в категориях общественного опыта и посредством языка. Такой способ отражения называется – знанием.

Когнитивное научение заключается в усвоении человеком определенных знаний и обусловленных ими действий и поступков в определенных ситуациях. Высшим уровнем когнитивного научения является интеллектуальное научение. На этом уровне человек усваивает логические отношения (частного к общему, конкретного к абстрактному, вида к роду, посылки к следствию) а также отношения функциональные (цели- средства, причины- следствия, действия – результата). То есть отражаются не отдельные чувственные конкретные отношения вещей и действий, а общие объективные связи, структуры и отношения.

Знания на высшем уровне выступают как понятия и связи понятий, закрепленные в словах и сочетаниях слов. Научение понятиям требует от человека совершения умственных действий (мыслительных операций). Перенос операций в идеальный план и оперирование в идеальном плане представлениями и понятиями осуществляется мышлением. Т.о., научение понятиям неразрывно связано с научением мышлению. Конечная цель интеллектуальной деятельности – практика. Реализация идеальных решений в практических действиях применительно к конкретным (новым, необычным) предметам, ситуациям, задачам требует научения умениям. Интеллектуальное научение считается полным, если оно включает научение умениям – умениям использовать знания для решения конкретной задачи. Многоуровневый характер научения выражается во взаимосвязи у человека сенсомоторного научения, научения фактическим знаниям, научения практическим операциям и действиям, то есть во взаимосвязи когнитивного и интеллектуального научения. Перечисленные уровни и виды научения вычленяются в теории, а в реальном процессе научения тесно переплетаются. Однако каждый из них имеет определенные особенности, знание которых помогают организации научения детей с учетом генетических ступеней научения.

Научение детей в младенческом и раннем возрасте фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней жизни в действие вступают механизмы научения – импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребенка сразу после его рождения. Устанавливаются отчетливые условнорефлекторные реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное, вербальное. Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребенок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.

Как известно, существует первая (звук, свет) и вторая (слово) сигнальные системы. Вторая становится важной у взрослого человека. Пользуясь словом, взрослый может обратить внимание ребенка на детали ситуации, особенности выполнения действия. Слово, произнесенное как название предмета, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае не требуется. Такова роль слова в условнорефлекторном научении.

Если Научение совершается по методу проб и ошибок (оператное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно четче выделить в сознании ребенка его успехи и неудачи, обратить внимание на что-то существенное.

Словом можно направлять внимание ребенка, управлять его деятельностью. Без словесного сопровождения и инструкции не могут стать эффективными ни викарное, ни тем более вербальное Научение.

У ребенка до 1-1,5 лет все виды научения существуют как бы раздельно и независимо от речи, а сама речь используется как средство общения. Лишь тогда, когда речь начинает употребляться ребенком как средство мышления, она становится и важнейшим инструментом научения.

Важная задача обучения на начальном этапе состоит в сочетании разных форм научения у детей: условно-рефлекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Это сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие вступают разные анализаторы, а полученный опыт является самым разносторонним и богатым.

Основные сферы научения детей в младенческом возрасте – движения, психические процессы: восприятие, память, речевой слух, наглядно-действенное мышление. Развитие двигательной активности необходимо для расширения возможностей его самостоятельного передвижения, для исследования и познания окружающего мира, для овладения предметными действиями. Без всего этого невозможно дальнейшее развитие.

На первом полугодии у ребенка появляется хватание — первое целенаправленное действие ребенка — схватывает предметы, двигает, поворачивает. Здесь начинается формирование произвольных движений и познавательных интересов.

На втором полугодии дети начинают воспроизводить и повторять движения взрослых. Тем самым они демонстрируют готовность к викарному научению. Это имеет значение для формирования его речи. Под влиянием речи у ребенка сначала развивается специальный речевой слух. Произносимые взрослым слова ребенок связывает с тем, что он сам чувствует, видит и слышит. Так происходит первичное научение по комплексному восприятию речи. Наряду с усвоением слов, обозначающих предметы, ребенок должен научиться понимать слова, относящиеся к действиям.

Примерно к началу второго полугодия жизни восприятие, память, двигательная активность достигают такого уровня, что он оказывается вполне может решать в наглядно-действенном плане элементарные задачи. С этого момента надо развивать у ребенка наглядно-действенное мышление.

На протяжении раннего детсва совершенствуется интеллкт ребенка, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Для того, чтобы развитие шло и дальше усоренными темпами, детям необходимо давать больше заданий на воображение (рисование, конструирование).

Начало раннего возраста – это вступление в сензитивный период развития речи. Пассивное восприятие и реагирование на речь заменяется активным овладением речью.

В основе развития речи в начальном периоде лежит оператное и викарное Научение. На втором году жизни резко возрастает любознательность – дети хотят все знать, задают много вопросов, на которые надо отвечать. Это ведет к быстрому интеллектуальному развитию. Помимо регулярного общения необходимо, чтобы в жизни ребенка были игрушки, приобщающие его к миру человеческих отношений – необходимы для совершенствования его интеллекта, творческого воображения, развития способностей.

Особенности научения детей также определяются характерной для них повышенной любознательностью, а главное подготовкой к ведущей деятельности на следующем этапе возрастного развития – к предметно-манипулятивной, поэтому особое значение приобретают игрушки (разъемные, составные и т.п.)

Ранняя сенсороно-двигательная депривация – основная причина педагогической запущенности детей, которая может проявится уже в данном возрасте.

Что такое обучение? | Введение в психологию.

Птицы строят гнезда и мигрируют с приближением зимы. Младенцы сосут грудь матери. Собаки стряхивают воду с мокрой шерсти. Лосось плывет вверх по течению для нереста, а пауки плетут сложную паутину. Что общего у этих, казалось бы, не связанных между собой действий? Им всем разучился поведению. И инстинкты, и рефлексы являются врожденными (необученными) формами поведения, с которыми организмы рождаются. Рефлексы представляют собой двигательную или нервную реакцию на определенный раздражитель в окружающей среде. Они, как правило, проще, чем инстинкты, включают активность определенных частей и систем тела (например, коленный рефлекс и сужение зрачка при ярком свете) и затрагивают более примитивные центры центральной нервной системы (например, спинной и продолговатый мозг). Напротив, инстинкты — это врожденные модели поведения, которые вызываются более широким спектром событий, таких как взросление и смена времен года. Это более сложные модели поведения, связанные с движением организма в целом (например, сексуальная активность и миграция) и задействующие высшие мозговые центры.

И рефлексы, и инстинкты помогают организму адаптироваться к окружающей среде, и им не нужно учиться. Например, у каждого здорового человеческого младенца есть сосательный рефлекс, присутствующий при рождении. Младенцы рождаются, зная, как сосать соску, будь то искусственная (из бутылочки) или человеческая. Никто не учит ребенка сосать, как никто не учит вылупившуюся морскую черепаху двигаться к океану.

Обучение, как и рефлексы и инстинкты, позволяет организму адаптироваться к окружающей среде. Но, в отличие от инстинктов и рефлексов, усвоенное поведение требует изменений и опыта: обучение — это относительно постоянное изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта. В отличие от врожденного поведения, описанного выше, обучение предполагает приобретение знаний и навыков на основе опыта. Оглядываясь назад на наш сценарий серфинга, Джулиану придется провести гораздо больше времени, тренируясь со своей доской для серфинга, прежде чем он научится кататься на волнах, как его отец.

Попробуйте

Обучение серфингу, а также любой сложный процесс обучения (например, изучение дисциплины психологии) включает сложное взаимодействие сознательных и бессознательных процессов. Обучение традиционно изучалось с точки зрения его простейших компонентов — ассоциаций, которые наш разум автоматически создает между событиями. Наш разум имеет естественную склонность связывать события, которые происходят близко друг к другу или последовательно. Ассоциативное обучение происходит, когда организм устанавливает связи между стимулами или событиями, которые происходят одновременно в окружающей среде. Вы увидите, что ассоциативное обучение занимает центральное место во всех трех основных процессах обучения, обсуждаемых в этом модуле; классическое обусловливание, как правило, включает бессознательные процессы, оперантное обусловливание имеет тенденцию включать сознательные процессы, а обучение через наблюдение добавляет социальные и когнитивные слои ко всем основным ассоциативным процессам, как сознательным, так и бессознательным. Эти процессы обучения будут подробно обсуждаться позже, но будет полезно сделать краткий обзор каждого из них, когда вы начнете исследовать, как обучение понимается с психологической точки зрения.

При классическом обусловливании, также известном как обусловливание по Павлову, организмы учатся связывать события или стимулы, которые постоянно происходят вместе. Мы переживаем этот процесс на протяжении всей нашей повседневной жизни. Например, вы можете увидеть вспышку молнии в небе во время грозы, а затем услышать громкий раскат грома. Звук грома, естественно, заставляет вас подпрыгивать (громкие звуки вызывают рефлекторный эффект). Поскольку молния надежно предсказывает надвигающийся раскат грома, вы можете связать эти два события и подпрыгнуть, когда увидите молнию. Исследователи-психологи изучают этот ассоциативный процесс, сосредотачиваясь на том, что можно увидеть и измерить — на поведении. Исследователи задаются вопросом, если один раздражитель вызывает рефлекс, можем ли мы обучить другой раздражитель вызывать тот же самый рефлекс? При оперантном обусловливании организмы снова учатся связывать события — поведение и его последствия (подкрепление или наказание). Приятное последствие поощряет такое поведение в будущем, в то время как наказание сдерживает такое поведение. Представьте, что вы учите свою собаку Ходора сидеть. Вы говорите Ходору сесть и даете ему угощение, когда он это делает. После повторного опыта Ходор начинает ассоциировать акт сидения с получением угощения. Он узнает, что после сидения он получает собачье печенье (рис. 1). И наоборот, если собаку наказывают за какое-либо поведение, она приучается избегать этого поведения (например, получать небольшой удар током при пересечении границы невидимого электрического забора).

Рисунок 1 . В оперантном обусловливании реакция связана с последствием. Эта собака усвоила, что определенное поведение приводит к получению угощения. (кредит: Кристал Рольфе)

Обучение через наблюдение расширяет диапазон действия как классического, так и оперантного обусловливания. В отличие от классического и оперантного обусловливания, при котором обучение происходит только через непосредственный опыт, обучение через наблюдение представляет собой процесс наблюдения за другими и последующего имитации их действий. Большая часть обучения людей и других животных происходит в результате обучения через наблюдение. Чтобы получить представление о том, какой дополнительный эффективный диапазон дает обучение через наблюдение, вспомните Бена и его сына Джулиана из введения. Как наблюдение может помочь Джулиану научиться серфингу, а не учиться только путем проб и ошибок? Наблюдая за своим отцом, он может подражать движениям, приносящим успех, и избегать действий, ведущих к неудаче. Можете ли вы вспомнить что-то, чему вы научились, наблюдая за кем-то еще?

Все подходы, рассматриваемые в этом модуле, являются частью особой традиции в психологии, называемой бихевиоризмом. Однако эти подходы, с которыми вы познакомитесь, не представляют всего исследования обучения. Отдельные традиции обучения сформировались в разных областях психологии, таких как память и познание, поэтому вы обнаружите, что другие разделы этой книги дополнят ваше понимание темы. Со временем эти традиции имеют тенденцию к сближению. Например, в этом модуле вы увидите, как познание стало играть более важную роль в бихевиоризме, наиболее крайние сторонники которого когда-то настаивали на том, что поведение вызывается окружающей средой без вмешательства мысли.

Смотреть

Чтобы получить краткий обзор и обзор основных различных типов обучения, посмотрите психологию CrashCourse ниже. В этом модуле мы более подробно изучим каждую из этих тем.

Вы можете просмотреть стенограмму «Как тренировать мозг: ускоренный курс психологии № 11» здесь (откроется в новом окне).

Попробуй

Подумай

  • Каково ваше личное определение обучения? Насколько ваши представления об обучении соотносятся с определением обучения, представленным в этом тексте?
  • Чему вы научились в процессе классического обусловливания? Оперантного кондиционирования? Наблюдательное обучение? Как вы их выучили?

Глоссарий

ассоциативное научение:  форма научения, включающая соединение определенных стимулов или событий, происходящих вместе в окружающей среде (классическое и оперантное обусловливание)

инстинкт:  невыученное знание, включающее сложные модели поведения; Считается, что инстинкты более распространены у низших животных, чем у людей

обучение: изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта

рефлекс: необученный, автоматический ответ организма на раздражитель в окружающей среде

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Что такое обучение? – Психология

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объясните, чем усвоенное поведение отличается от инстинктов и рефлексов
  • Определение обучения
  • Распознать и определить три основные формы обучения — классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение через наблюдение

Птицы строят гнезда и мигрируют с приближением зимы. Младенцы сосут грудь матери. Собаки стряхивают воду с мокрой шерсти. Лосось плывет вверх по течению для нереста, а пауки плетут сложную паутину. Что общего у этих, казалось бы, не связанных между собой действий? Им всем разучился поведению. И инстинкты, и рефлексы являются врожденными формами поведения, с которыми организмы рождаются. Рефлексы представляют собой двигательную или нервную реакцию на определенный раздражитель в окружающей среде. Они, как правило, проще, чем инстинкты, включают активность определенных частей и систем тела (например, коленный рефлекс и сужение зрачка при ярком свете) и затрагивают более примитивные центры центральной нервной системы (например, спинной и продолговатый мозг). Напротив, инстинкты — это врожденное поведение, которое вызывается более широким спектром событий, таких как старение и смена времен года. Это более сложные модели поведения, связанные с движением организма в целом (например, сексуальная активность и миграция) и задействующие высшие мозговые центры.

И рефлексы, и инстинкты помогают организму адаптироваться к окружающей среде, и им не нужно учиться. Например, у каждого здорового человеческого младенца есть сосательный рефлекс, присутствующий при рождении. Младенцы рождаются, зная, как сосать соску, будь то искусственная (из бутылочки) или человеческая. Никто не учит ребенка сосать, как никто не учит вылупившуюся морскую черепаху двигаться к океану.
Обучение, подобно рефлексам и инстинктам, позволяет организму адаптироваться к окружающей среде. Но, в отличие от инстинктов и рефлексов, усвоенное поведение требует изменений и опыта: обучение — это относительно постоянное изменение поведения или знаний, являющееся результатом опыта. В отличие от врожденного поведения, о котором говорилось выше, обучение предполагает приобретение знаний и навыков на основе опыта. Оглядываясь назад на наш сценарий серфинга, Джулиану придется провести гораздо больше времени, тренируясь со своей доской для серфинга, прежде чем он научится кататься на волнах, как его отец.

Обучение серфингу, как и любой сложный процесс обучения (например, изучение дисциплины психологии), включает в себя сложное взаимодействие сознательных и бессознательных процессов. Обучение традиционно изучалось с точки зрения его простейших компонентов — ассоциаций, которые наш разум автоматически создает между событиями. Наш разум имеет естественную склонность связывать события, которые происходят близко друг к другу или последовательно. Ассоциативное обучение происходит, когда организм устанавливает связи между стимулами или событиями, которые происходят вместе в окружающей среде. Вы увидите, что ассоциативное обучение занимает центральное место во всех трех основных процессах обучения, обсуждаемых в этой главе; классическое обусловливание, как правило, включает бессознательные процессы, оперантное обусловливание имеет тенденцию включать сознательные процессы, а обучение через наблюдение добавляет социальные и когнитивные слои ко всем основным ассоциативным процессам, как сознательным, так и бессознательным. Эти процессы обучения будут подробно обсуждаться далее в этой главе, но будет полезно сделать краткий обзор каждого из них, когда вы начнете исследовать, как обучение понимается с психологической точки зрения.

В классическом обусловливании, также известном как обусловливание по Павлову, организмы учатся связывать события — или стимулы — которые постоянно происходят вместе. Мы переживаем этот процесс на протяжении всей нашей повседневной жизни. Например, вы можете увидеть вспышку молнии в небе во время грозы, а затем услышать громкий раскат грома. Звук грома, естественно, заставляет вас подпрыгивать (громкие звуки вызывают рефлекторный эффект). Поскольку молния надежно предсказывает надвигающийся раскат грома, вы можете связать эти два события и подпрыгнуть, когда увидите молнию. Исследователи-психологи изучают этот ассоциативный процесс, сосредотачиваясь на том, что можно увидеть и измерить — на поведении. Исследователи задаются вопросом, если один раздражитель вызывает рефлекс, можем ли мы обучить другой раздражитель вызывать тот же самый рефлекс?
При оперантном обусловливании организмы снова учатся связывать события — поведение и его последствия (подкрепление или наказание). Приятное последствие поощряет такое поведение в будущем, в то время как наказание сдерживает такое поведение. Представьте, что вы учите свою собаку Ходора сидеть. Вы говорите Ходору сесть и даете ему угощение, когда он это делает. После повторного опыта Ходор начинает ассоциировать акт сидения с получением угощения. Он узнает, что в результате сидения он получает собачье печенье ([ссылка]). И наоборот, если собаку наказывают за какое-либо поведение, она приучается избегать этого поведения (например, получать небольшой удар током при пересечении границы невидимого электрического забора).

При оперантном обусловливании реакция связана с последствием. Эта собака усвоила, что определенное поведение приводит к получению угощения. (кредит: Кристал Рольф)


Обучение через наблюдение расширяет диапазон действия как классического, так и оперантного обусловливания. В отличие от классического и оперантного обусловливания, при котором обучение происходит только через непосредственный опыт, обучение через наблюдение представляет собой процесс наблюдения за другими и последующего имитации их действий. Большая часть обучения людей и других животных происходит в результате обучения через наблюдение. Чтобы получить представление о том, какой дополнительный эффективный диапазон дает обучение через наблюдение, вспомните Бена и его сына Джулиана из введения. Как наблюдение может помочь Джулиану научиться серфингу, а не учиться только путем проб и ошибок? Наблюдая за своим отцом, он может подражать движениям, приносящим успех, и избегать действий, ведущих к неудаче. Можете ли вы вспомнить что-то, чему вы научились, наблюдая за кем-то еще?

Все подходы, рассмотренные в этой главе, являются частью особой традиции в психологии, называемой бихевиоризмом, которую мы обсудим в следующем разделе. Однако эти подходы не представляют собой всего исследования обучения. Отдельные традиции обучения сформировались в различных областях психологии, таких как память и познание, поэтому вы обнаружите, что другие главы завершат ваше понимание темы. Со временем эти традиции имеют тенденцию к сближению. Например, в этой главе вы увидите, как познание стало играть более важную роль в бихевиоризме, наиболее крайние сторонники которого когда-то настаивали на том, что поведение вызывается окружающей средой без вмешательства мысли.

Инстинкты и рефлексы являются врожденными формами поведения — они возникают естественным образом и не требуют обучения. Напротив, обучение — это изменение поведения или знаний, возникающее в результате опыта. Существует три основных типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и наблюдательное обучение. Как классическое, так и оперантное обусловливание являются формами ассоциативного обучения, при которых ассоциации создаются между событиями, которые происходят вместе. Обучение через наблюдение, как оно и звучит: обучение, наблюдая за другими.

Что из нижеперечисленного является примером рефлекса, возникающего на определенном этапе развития человека?

  1. ребенок катается на велосипеде
  2. подросток общается
  3. младенец сосет соску
  4. прогулка малыша

C

Обучение лучше всего определить как относительно постоянное изменение поведения, которое ________.

  1. врожденный
  2. происходит в результате опыта
  3. встречается только у людей
  4. возникает при наблюдении за другими

B

Две формы ассоциативного обучения: ________ и ________.

  1. классическое кондиционирование; оперантное обусловливание
  2. классическое кондиционирование; Павловское кондиционирование
  3. оперантное обусловливание; наблюдательное обучение
  4. оперантное обусловливание; обучение кондиционирования

A

В ________ стимул или опыт возникает до поведения, а затем сочетается с поведением.

  1. ассоциативное обучение
  2. наблюдательное обучение
  3. оперантное обусловливание
  4. классическое кондиционирование

Д

Сравните и сопоставьте классическое и оперантное обусловливание. Чем они похожи? Чем они отличаются?

Как классическое, так и оперантное обусловливание предполагают научение через ассоциации. В классическом обусловливании реакции непроизвольны и автоматически; однако ответы являются произвольными и приобретаются в результате оперантного обусловливания. В классическом обусловливании событие, определяющее поведение (стимул), предшествует поведению; в оперантном обусловливании событие, которое вызывает поведение (последствие), наступает после поведения. Кроме того, в то время как классическое обусловливание включает в себя формирование организмом ассоциации между непроизвольной (рефлекторной) реакцией и стимулом, оперантное обусловливание предполагает формирование организмом ассоциации между произвольным поведением и следствием.

В чем разница между рефлексом и усвоенным поведением?

Рефлекс — это поведение, которое люди врожденно умеют делать, например, сосать или краснеть; это поведение происходит автоматически в ответ на раздражители в окружающей среде. Приобретенное поведение — это то, что люди не умеют делать с рождения, например, плавание и серфинг. Приобретенное поведение не является автоматическим; они возникают в результате практики или повторяющегося опыта в ситуации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts