Перечень всех учебных материаловГосударство и правоДемография История Международные отношения Педагогика Политические науки Психология Религиоведение Социология |
5.3. Житейская и научная психология о человеке Обыденная жизнь человека пронизана множеством психологических связей и отношений, которые создают основу для возникновения так называемой житейской психологии. Различия житейской и научной психологии. В психологических работах выделяют целый ряд различий научной и житейской психологии. Приведем основные из них. 1. Различия в объекте научной и житейской психологии, т.е. различия в том, кто и что становится источником психологических знаний. Объектом житейской психологии выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся в повседневной жизни. Объект научной психологии исторически изменялся и включает в себя многообразные проявления человеческой психики. 2. Различие в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии приурочены к конкретным людям и конкретным ситуациям, они мало обобщены и ситуативны; зачастую выражаются образно и метафорически. Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей и их внутренней жизни. Они выражены в понятиях, отражающих существенные и постоянные свойства человеческой психики. 3. Различия в способах получения знаний. Житейские знания по психологии человека приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и т.д. Материал, получаемый в научной психологии, обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых концепциях и теориях. 4. Различия путей и способов передачи знаний житейской и научной психологии. В житейской психологии передача знаний осуществляется путём транслирования от одного человека другому, чаще от старших к младшим. Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения, сохранения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др. Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Но вместе с тем, недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии. Обобщенныйи научно выраженный опыт совместной жизнедеятельности людей обретает свою значимость лишь тогда, когда он “пропущен” через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.
|
||||
© www.txtb.ru |
Психология как наука | Диплом по психологии
Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.
Определение психологии как науки
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.
Научная и житейская психология
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.
Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:
- По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
- По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
- По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.
Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Особенности психологической науки
Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:
- Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
- В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
- В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
- Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.
Предмет психологии
На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:
- Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
- Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
- Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
- Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).
Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.
Ненаучные теории — Повседневная психология
Наши теории — костыли; чтобы показать, что они действительны, их нужно использовать для ходьбы. ― Жан-Батист Дюма
Сегодня я открою немного секретный, немного оскорбительный факт: мы «в деле» называем вас мирянами . Я знаю, это не самое лестное определение. Но мы, ученые, должны как-то оправдать все годы, которые мы провели перед этими компьютерами.
По правде говоря, «неспециалист» просто означает человека, который не имеет специальных знаний или образования в определенной области (в данном случае психологии — для биологов я был бы непрофессионалом). Однако то, что вы не провели 5-7 лет своей жизни за чтением статей в журналах по психологии, не означает, что у вас нет собственных психологических теорий о том, как устроен мир.
Конечно, мы называем эти непрофессиональных теорий .
ТЕОРИИ ЛЮДЕЙПо мере того, как мы растем в этом мире, мы изучаем культурно-специфические ассоциации, которые мы используем, чтобы делать предсказания о нашем мире. Например, из всех ресторанов или продуктовых магазинов, в которых вы побывали, и из всей рекламы, которую вы видели, вы, вероятно, пришли к выводу, что «здоровое = дорогое»:
Питательная пища требует денежных .
Эта взаимосвязь между полезностью для здоровья и дороговизной представляет собой один из примеров непрофессиональной теории, или, другими словами, структуры знаний, которой мы владеем, описывая, как устроен мир. Эти мирские теории, как правило, представляют собой убеждения или объяснения «здравого смысла» об окружающей среде и людях вокруг нас.
И хотя эти непрофессиональные теории могут быть правдой, они также часто чрезмерно обобщаются.
Например, одной группе участников дали крекер и сказали, что он стоит 0,25 доллара, а другой группе участников дали тот же крекер и сказали, что он стоит 2 доллара. И хотя единственное, что отличалось, это цена, люди оценили второй крекер как более полезный.
Например, батончики KIND часто считаются полезными, хотя на самом деле они не очень полезны для вас. Тем не менее, один из способов добиться этого здорового имиджа — использовать нашу непрофессиональную теорию о том, что «здоровое = дорогое». Если бы батончики были дешевле, мы, вероятно, не подумали бы, что они так хороши для вас.
МНОЖЕСТВО ТЕОРИЙ ЛЮДЕЙВыше я привел вам один пример теории мирян, которой мы придерживаемся, но на самом деле, у нас их много. Иногда они могут быть широкими (например, здоровый = дорогой), а иногда они могут быть узкими (например, тот, который я собираюсь описать).
В другом исследовании исследователи показали, что люди часто придерживаются теории о фармацевтической медицине «без боли и без выгоды». То есть люди склонны полагать, что неприятные на вкус лекарства от кашля более эффективны, чем приятные на вкус. С технической точки зрения, вкус не должен влиять на качество лекарства, но люди, тем не менее, придерживаются этой лживой теории, что означает, что они могут купить лекарство с неприятным вкусом, даже если доступно столь же эффективное (и более вкусное).
Поскольку у нас так много различных мирских теорий, они часто могут вступать в противоречие. Например, у вас может быть непрофессиональная теория о том, что «дешево означает хорошую сделку», или непрофессиональная теория о том, что «дешево означает плохой продукт». И исследователи обнаруживают, что если они смогут сделать одну из этих непрофессиональных теорий более доступной (т. е. легче/быстрее приходят в голову), то это будет непрофессиональная теория, с которой вы пойдете.
То есть, в зависимости от того, какую из этих двух теорий исследователи смогли донести до сознания участников, это влияло на то, как они оценивали отпуск по сниженной цене. Когда дешевизна была выгодной, люди очень положительно оценивали отпуск со скидкой. Но когда дешевизна сигнализировала о некачественном продукте, они отрицательно оценили поездку.
ТЕОРИИ ЛЮДЕЙ О ТЕОРИЯХ ЛЮДЕЙХотя теории непрофессионалов могут быть полезны для принятия быстрых решений (т. применяется не по назначению.
На самом деле, это, вероятно, самая большая проблема для социальных психологов:
Убедить людей в том, что их непрофессиональные теории неверны.
Даже без многолетнего обучения люди склонны считать себя «психологами-дилетантами», познавшими мир. Поэтому, когда «настоящие» психологи (т. е. те, кто использует научный метод для проверки своих теорий) обнаруживают результаты, с которыми интуиция людей не согласна, их бывает трудно переубедить в обратном.
Однако, к счастью, у вас есть этот веб-сайт, который поможет проверить некоторые теории, которыми вы уже владеете, и предоставит контекст для некоторых из тех, которые могли бы его использовать. Можете ли вы представить себе друга, который мог бы использовать аналогичную калибровку своих представлений о том, как устроен мир?
С научной точки зрения,
jdt
Псих•о•философия для размышления : Хотя в сегодняшнем посте я изложил ряд нетрадиционных теорий, можете ли вы придумать какие-либо другие? Часто наши мирские теории исходят из общеизвестных пословиц или даже «поговорок», которые мы принимаем за истину. Например, у нас может быть непрофессиональная теория о том, что «старые собаки не могут научиться новым трюкам» (т. , люди могут развиваться и совершенствоваться). На самом деле, эти две теории непрофессионалов сопоставляются с действительно важной теорией непрофессионалов, известной как постепенное и фиксированное мышление. Но какие еще теории вы можете применить к своей жизни?
Деваль, Х., Мантел, С.П., Кардес, Ф.Р., и Посавак, С.С. (2012). Как наивные теории приводят к противоположным выводам из одной и той же информации. Journal of Consumer Research , 39 (6), 1185-1201.
Хоуз, К.Л., Речек, Р.В., и Сэмпл, К.Л. (2016). Здоровое питание опустошает кошельки: Здоровое = дорогая интуиция. Журнал потребительских исследований , 43 (6), 992-1007.
Крамер Т., Ирмак К., Блок Л. Г. и Илюк В. (2012). Влияние теории «безболезненно и бесполезно» на восприятие эффективности продукта. Маркетинговые письма , 23 (3), 517-529.
Научные исследования в области психологии. Методы исследования в психологии
Цели обучения
- Описать общую модель научных исследований в области психологии и привести конкретные примеры, соответствующие этой модели.
- Объясните, кто проводит научные исследования в области психологии и почему они это делают.
- Различать фундаментальные исследования и прикладные исследования.
На рис. 1.1 представлена более конкретная модель научных исследований в психологии. Исследователь (который чаще всего представляет собой небольшую группу исследователей) формулирует исследовательский вопрос, проводит исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализирует полученные данные, делает выводы об ответе на вопрос и публикует результаты, чтобы они становятся частью исследовательской литературы. Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 1.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить.
Эта модель хорошо описывает исследования Мела и его коллег. Их вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был навеян им как стереотипами людей, так и опубликованными заявлениями об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами) и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т.
д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой. Читать в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. В Интернете щелкните QR-код или перейдите на страницу youtu.be/XToWVxS_9lAКто проводит научные исследования в области психологии?
Научные исследования в области психологии обычно проводятся людьми с докторскими степенями (обычно доктор философии [PhD] ) и степенями магистра в области психологии и смежных областях, часто при поддержке научных сотрудников со степенью бакалавра или другой соответствующей подготовкой. Некоторые из них работают в государственных учреждениях (например, в Комиссии по психическому здоровью Канады), в национальных ассоциациях (например, в Канадской психологической ассоциации), в некоммерческих организациях (например, в Канадской ассоциации психического здоровья) или в частном секторе (например, в разработка продукта).
Конечно, люди также проводят исследования в области психологии, потому что им нравятся связанные с этим интеллектуальные и технические задачи, а также удовлетворение от вклада в научные знания о человеческом поведении. Возможно, вы обнаружите, что вам тоже нравится этот процесс. Если да, то ваш колледж или университет может предложить возможность принять участие в текущих исследованиях в качестве научного сотрудника или участника. Конечно, вы можете обнаружить, что вам не нравится процесс проведения научных исследований в области психологии. Но, по крайней мере, вы будете лучше понимать, откуда берутся научные знания в психологии, оценивать их сильные и слабые стороны и понимать, как их можно применять для решения практических задач психологии и повседневной жизни.
Более широкие цели научных исследований в психологииЛюдей всегда интересовал мир природы, включая самих себя и их поведение (на самом деле, вероятно, именно поэтому вы изучаете психологию в первую очередь). Наука выросла из этого естественного любопытства и стала лучшим способом получения подробных и точных знаний. Имейте в виду, что большинство явлений и теорий, которыми заполнены учебники по психологии, являются продуктами научных исследований.
Научные исследования часто классифицируют как фундаментальные или прикладные. Фундаментальные исследования в психологии проводятся в первую очередь для достижения более подробного и точного понимания человеческого поведения, не обязательно пытаясь решить какую-либо конкретную практическую проблему. К этой категории относится исследование Мела и его коллег. Прикладное исследование проводится в первую очередь для решения какой-либо практической проблемы. Исследование влияния использования сотового телефона на вождение, например, было вызвано соображениями безопасности и привело к принятию законов, ограничивающих эту практику. Хотя различие между фундаментальными и прикладными исследованиями удобно, оно не всегда четко очерчено. Например, фундаментальные исследования половых различий в разговорчивости могут в конечном итоге повлиять на то, как практикуется брачная терапия, а прикладные исследования влияния использования мобильных телефонов на вождение автомобиля могут дать новое понимание основных процессов восприятия, внимания и действий.
Ключевые выводы
- Исследования в области психологии можно описать с помощью простой циклической модели. Исследовательский вопрос, основанный на исследовательской литературе, ведет к эмпирическому исследованию, результаты которого публикуются и становятся частью исследовательской литературы.
- Научные исследования в области психологии проводятся в основном людьми с докторскими степенями в области психологии и смежных областях, большинство из которых являются преподавателями колледжей и университетов. Они делают это по профессиональным и личным причинам, а также для того, чтобы внести свой вклад в научные знания о человеческом поведении.