Научные и житейские психологические знания: Научная и житейская психология

Житейская и научная психология

Российский  Государственный Социальный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Житейская и научная психология: связь и различия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Москва,2010 

            Содержание 

  1. Введение             3
  2. Задачи психологии         4
  3. Место психологии в системе наук       4
  4. Научная и житейская психология       5
  5. Основные различия научной и житейской психологии   6
  6. Заключение          10
  7. Список литературы         11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.   Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.). 
 
 
 
 
 

      Задачи психологии 

      Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;  
• научиться управлять ими;  
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;  
• быть теоретической основой практики психологической службы.  

      Изучая  закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу  человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.         Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений.

Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.                Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. 

Место психологии в системе наук 

      Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение  между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично.

Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.           Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.         Схема: треугольник, в который вписано слово «Психология». По сторонам треугольника, вне его находятся технические, общественные и естественные науки. 
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.         В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.             
Во-первых,
это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.               Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.          Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.             Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.                Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
 

Научная и житейская психология (по Гиппенрейтер).

      Любая наука имеет в качестве своей  основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается  на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.           Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.              Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но  и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.

п.

Основные  различия научной  и житейской психологии 

      

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.           Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.      Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.         То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми.            Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны. 

      Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.       Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.       Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.            В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. 

      Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.            В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься. 

      Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.            Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку. 

      Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. 

ПроцессыОбыденная, ЖПНаучная П
1. Получение

знаний

Индивидуальный  опыт в конкретной ситуации.

Приобретается

случайным образом,

знания извлекаются

интуитивно,

несистематически,

стихийно

Базируется  на

абстрагированном  опыте, понятийно оформленном.

Метод -целенаправленный,

систематизированный,

инструментально

оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знанийСитуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но –

безразличны к  логике,

эмпиричны, связаны  с

личным опытом, часто

противоречивы.

Сохраняется в  личном

опыте, художественной

литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых

положений, аксиом, гипотез.

Знания направленно

аккумулируются,

расширяются и  углубляются.

Сохраняется в  научной

литературе.

3. ВоспроизведениеЛегко доступны, но не

фиксируют реальные

условия, в которых  были получены. Проблема

отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают

собственный опыт).

Передается в  личностном общении.

Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием

для выдвижения новых

гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

Психология как наука | Диплом по психологии

Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.

Определение психологии как науки

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.

Предмет психологии

На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:

  1. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  2. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3. Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).

Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.

какая разница? – Здоровое питание рядом со мной

Содержание

  • 1. Житейские психологические знания специфичны, научная психология выводит закономерности
  • 2. Житейская психология основана на опыте повседневности, научная – на экспериментальных методах
  • 3. Житейские психологические знания интуитивно понятен. Научное — рациональное и сознательное
  • 4. Научное знание передается путем закрепления в терминах и научной литературе. Возможности передачи мирских знаний очень ограничены.
  • 5. Научная психология опирается на обширный фактический материал

Кушетка психоаналитика или задушевные беседы на кухне? «Я сам себе лучший психолог» или «специалисту виднее»? Хотя само понятие психологии прочно вошло в обиходный лексикон, единого отношения к нему до сих пор нет. Какие проблемы можно решить средствами бытовой психологии, а где не обойтись без научной? Рассказывает психолог Наталья Курдюкова.

Осознаем мы это или нет, но каждый день сталкиваемся с психическими явлениями: наблюдаем собственные перепады настроения, видим, как меняется характер наших детей по мере взросления, понимаем, когда лидер не в духе.

Казалось бы, особых знаний для этого не нужно. Более того, мирская психология, безусловно, более старая область. Еще до появления психологии как науки знания закреплялись в виде архетипов, закреплялись в пословицах и поговорках.

Психология, как наука и повседневная практика, имеет общую цель: научиться понимать психические явления и управлять ими. Так в чем же между ними разница?

Пять отличий сформулировала российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

1. Житейское психологическое знание специфично, научная психология выводит закономерности

Многочисленные телепередачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «О любви») построены по одному и тому же сценарию . Обсуждаются детали проблемы, специалисты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы.

Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет. Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но не решает свою проблему. То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.

Бытовая психология

«Не оставляй так», — дает универсальный совет сосед. — Скажи мужу, чтобы был с ним построже! Теперь наш стал как шелк — так боится отца.

Научная психология

Профессиональный психолог советов не даст. В первую очередь он постарается выяснить, чем вызвано такое поведение ребенка. Может, сцены агрессии, которые он видел по телевизору? (Научным основанием для этого предположения является теория социального научения Альберта Бандуры.) Или отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла жизни по Виктору Франклу.)

Выяснив причину, психолог поработает с ней, адекватно подобрав метод коррекции.

2. Житейская психология основана на опыте повседневной жизни, научная — на экспериментальных методах

В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдением и размышлением: «Почему это случилось со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент — теория — практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методы.

Бытовая психология

Бытовой ответ может быть: «Смотри не прямо в глаза, а чуть выше, в область лба». Даже если молодой человек попробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.

Научная психология

Психолог обратится к более глубокой проблеме, а не устранит ее «симптомы». В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, стал подчиненный.

Итак, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что неформальное лидерство важно для деятельности группы. И задача лидера не в том, чтобы уметь подавить при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и максимально эффективно направлять их на достижение организационных целей. Вот к чему мы должны стремиться.

3. Повседневное психологическое знание интуитивно. Научный — рациональный и сознательный

Способность бессознательно обрабатывать информацию позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкреплены ни логическими рассуждениями или доказательства. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей хорошо развита интуиция, но они всегда подкрепляют свои догадки результатами экспериментов.

Житейская психология

Интуитивное «я чувствую» и «что-то» вполне корректно удерживает женщину от неверного шага, но ответа на свой вопрос она с помощью интуиции не получает.

Научная психология

Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей.

В конце XNUMX века американский психолог Норман Триплетт заметил, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг много людей, и медленнее, когда парк был безлюден. Так был открыт эффект, позже названный социальным облегчением. Именно он стоит за действиями подростка, и подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (референтной, значимой) группе сверстников»: через отметки проваливается, давайте пробуем через шутки.

4. Научные знания передаются через закрепление в терминах и научной литературе. Возможности передачи мирских знаний очень ограничены.

Передается ли жизненный опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось в это верить, нет. В 30 лет мы причитаем: «Надо было послушать маму», а в 15 твердо убеждены, что «она ничего не понимает». Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и закрепляются в понятиях, определениях и законах. Основным способом передачи таких знаний является научная литература.

Житейская психология

В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователю предлагается прочитать учебник по психологии. Реакция остальных участников сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».

Научная психология

С точки зрения науки бурный протест против учебников по психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): он запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не укладывается в существующие представления о себе и помогает индивидууму интерпретировать травматический опыт или отрицать его.

5. Научная психология опирается на обширный фактический материал

В своей совокупности такой материал недоступен любому носителю житейской психологии, как бы насыщенно он ни жил и со сколькими людьми ни общался.

Бытовая психология

Непрофессиональный сценарий разрешения противоречий в коллективе предполагает ситуационную рекомендацию, например: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам» или «Все записывай в должностные инструкции».

Научная психология

Психолог, консультируя клиента по проблеме лидерства в организации, будет опираться на теории трансформационного лидерства Джеймса Бернса, типы лидерства Фреда Фидлера, человеческие ресурсы Дугласа Макгрегора и другие. Каждая из них основана на обширном эмпирическом материале.

***

Не следует рассматривать научную и бытовую психологию как противоположные стороны: они дополняют друг друга. Практика общения и жизненный опыт служат материалом для научного осмысления психических явлений и наоборот. Время абстрактных идей прошло: сегодня главная задача тех, кто занимается проблемами человеческой психики, — не произвести очередную гениальную идею, а заставить ее «работать».

29.05.2022

Автор: HealthyAdmin

Дата:

В: Психология

Non-Scientific Theory — Everyday Psych 900 01

Наши теории — это костыли; чтобы показать, что они действительны, их нужно использовать для ходьбы. ― Жан-Батист Дюма

Сегодня я открою немного секретный, немного оскорбительный факт: мы «в деле» называем вас мирянами . Я знаю, это не самое лестное определение. Но мы, ученые, должны как-то оправдать все годы, которые мы провели перед этими компьютерами.

По правде говоря, «неспециалист» просто означает человека, не имеющего специальных знаний или образования в определенной области (в данном случае психологии — для биологов я был бы неспециалистом). Однако то, что вы не провели 5-7 лет своей жизни за чтением статей в журналах по психологии, не означает, что у вас нет собственных психологических теорий о том, как устроен мир.

Конечно, мы называем эти непрофессиональных теорий .

ТЕОРИИ ЛЮДЕЙ

По мере того, как мы растем в этом мире, мы усваиваем культурно-специфические ассоциации, которые мы используем, чтобы делать предсказания о нашем мире. Например, из всех ресторанов или продуктовых магазинов, в которых вы побывали, и из всей рекламы, которую вы видели, вы, вероятно, пришли к выводу, что «здоровое = дорогое»: .

Эта взаимосвязь между полезностью для здоровья и дороговизной представляет собой один из примеров непрофессиональной теории, или, другими словами, структуры знаний, которой мы владеем, описывая, как устроен мир. Эти мирские теории, как правило, представляют собой убеждения или объяснения «здравого смысла» об окружающей среде и людях вокруг нас.

И хотя эти непрофессиональные теории могут быть правдой, они также часто чрезмерно обобщаются.

Например, одной группе участников дали крекер и сказали, что он стоит 0,25 доллара, а другой группе участников дали тот же крекер и сказали, что он стоит 2 доллара. И хотя единственное, что отличалось, это цена, люди оценили второй крекер как более полезный.

Например, батончики KIND часто считаются полезными, хотя на самом деле они не очень полезны для вас. Тем не менее, один из способов добиться этого здорового имиджа — использовать нашу непрофессиональную теорию о том, что «здоровое = дорогое». Если бы батончики были дешевле, мы, вероятно, не подумали бы, что они так хороши для вас.

МНОЖЕСТВО ТЕОРИЙ ЛЮДЕЙ

Выше я привел вам один пример теории мирян, которой мы придерживаемся, но на самом деле у нас их много. Иногда они могут быть широкими (например, здоровый = дорогой), а иногда они могут быть узкими (например, тот, который я собираюсь описать).

В другом исследовании исследователи показали, что люди часто придерживаются теории о фармацевтической медицине «без боли и без выгоды». То есть люди склонны полагать, что неприятные на вкус лекарства от кашля более эффективны, чем приятные на вкус. С технической точки зрения, вкус не должен влиять на качество лекарства, но люди, тем не менее, придерживаются этой лживой теории, что означает, что они могут купить лекарство с неприятным вкусом, даже если доступно столь же эффективное (и более вкусное).

Так как у нас так много различных мирских теорий, они часто могут вступать в противоречие. Например, у вас может быть непрофессиональная теория о том, что «дешево означает хорошую сделку», или непрофессиональная теория о том, что «дешево означает плохой продукт». И исследователи обнаруживают, что если они смогут сделать одну из этих непрофессиональных теорий более доступной (т. е. легче/быстрее приходят на ум), то вы выберете именно эту непрофессиональную теорию.

То есть, в зависимости от того, какую из этих двух теорий исследователи смогли донести до сознания участников, это влияло на то, как они оценивали отпуск по сниженной цене. Когда дешевизна была выгодной, люди очень положительно оценивали отпуск со скидкой. Но когда дешевизна сигнализировала о некачественном продукте, они отрицательно оценили поездку.

ТЕОРИИ ЛЮДЕЙ О ТЕОРИЯХ ЛЮДЕЙ

Хотя теории непрофессионалов могут быть полезны для принятия быстрых решений (т. применяется не по назначению.

На самом деле, это, вероятно, самая большая проблема для социальных психологов:

Убедить людей в том, что их непрофессиональные теории неверны.

Даже без многолетней подготовки люди склонны считать себя «психологами-дилетантами», познавшими мир. Поэтому, когда «настоящие» психологи (т. е. те, кто использует научный метод для проверки своих теорий) обнаруживают результаты, с которыми интуиция людей не согласна, их бывает трудно переубедить в обратном.

К счастью, у вас есть этот веб-сайт, который поможет проверить некоторые теории, которые у вас уже есть, и предоставит контекст для некоторых из тех, которые могли бы его использовать. Можете ли вы представить себе друга, который мог бы использовать аналогичную калибровку своих представлений о том, как устроен мир?

С научной точки зрения,
jdt

Псих•о•философия для размышления : Хотя в сегодняшнем посте я изложил ряд нетрадиционных теорий, можете ли вы придумать какие-либо другие? Часто наши мирские теории исходят из общеизвестных пословиц или даже «поговорок», которые мы принимаем за истину. Например, у нас может быть непрофессиональная теория о том, что «старые собаки не могут научиться новым трюкам» (т. , люди могут развиваться и совершенствоваться).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts