Недостатки и достоинства опроса: анкетного, социологического, экспертного, массового. Достоинства и недостатки метода опроса

Онлайн-опросы: достоинства и недостатки

Онлайн анкетирование сегодня является самым популярным способом изучения целевой аудитории, сбора мнений и отзывов потребителей. Но чтобы эффективно проводить опросы через интернет, важно знать достоинства и недостатки онлайн анкетирования.

Онлайновое анкетирование обеспечивает исследователям множество преимуществ:

  • простота создания и распространения;
  • невысокая стоимость исследований;
  • большой охват аудитории;
  • автоматический анализ данных.

Электронные анкеты создаются в визуальном конструкторе, для этого не нужно знать языки программирования. В интерактивный опросник можно включить фото, схемы, рисунки, видео и аудио файлы. Анкету можно оформить в фирменном стиле бренда, добавить логотип и другие элементы брендбука.

Для распространения опросников исследователь может задействовать широкий спектр каналов. Ссылку на анкету можно отправить по электронной почте, через мессенджеры, в смс-сообщении, опубликовать в социальных сетях.

Опросник легко встраивается на страницу сайта или в мобильное приложение, его можно отобразить во всплывающем окне или в push-уведомлении. Для анкеты можно сгенерировать qr-код и использовать его в печатных материалах.

Создать анкету или опрос за несколько минут

Воспользоваться анкетой, созданной экспертом-маркетологом,
или создать свой опросник

простая регистрация

готовые шаблоны и темы дизайна

удобный и функциональный конструктор

широкие возможности автоматизации

профессиональная помощь экспертов

модуль контроля качества

Подключить Foquz Выбрать шаблон

Анкетирование через internet снижает стоимость исследования. Не нужно платить за создание макета и печать опросных бланков, оплачивать работу интервьюеров и операторов, которые вносят ответы респондентов в компьютерную систему. Ответы участников опроса сразу попадают в единую базу данных, при этом исключаются операторские ошибки ввода.

Через интернет можно «достучаться» до целевой аудитории вне зависимости от места проживания, в том числе и в географически удаленных регионах. Респонденты могут отвечать на вопросы в удобное для них время и в комфортных условиях, что повышает качество ответов и возвращаемость анкет. При отсутствии собственной базы контактов респондентов можно воспользоваться платными потребительскими и бизнес панелями, такие услуги предлагают многие сервисы.

Ответы участников анкетирования накапливаются в общей базе данных, их можно анализировать в реальном времени. Сервисы проведения online опросов предлагают множество инструментов для построения статистики и генерации отчетов, при необходимости можно выгрузить информацию во внешний файл для дальнейшей обработки.

Главные недостатки онлайн опросов – это:

  • невозможность проверки личности отвечающего;
  • отсутствие связи с интервьюером при заполнении опросника;
  • неактивность участников анкетирования.

Конечно, через интернет невозможно достоверно проверить, кто именно заполняет опросник. Однако можно предусмотреть в анкете ряд вопросов, которые помогут косвенно проконтролировать личность респондента. Большинство сервисов обеспечивают защиту от любителей повторного прохождения, позволяют ограничить количество участников и продолжительность проведения.

При заполнении опросника через online респондент не может попросить у интервьюера разъяснить непонятные формулировки. Поэтому вопросы должны быть сформулировано максимально четко и однозначно, простым и понятным языком.

Неактивное участие может быть вызвано неправильным формированием группы респондентов. Важно продумать каналы распространения таким образом, чтобы «достучаться» до целевой аудитории. Для мотивации респондентов рекомендуется использовать разнообразные бонусы, можно использовать функцию настройки сценариев рассылки опросника (реализована в Foquz). Автоматическая отправка напоминаний через разные каналы – хороший способ повысить возвращаемость анкет.

Как видите, у интернет опроса плюсы и минусы распределяются таким образом, что преимущества перевешивают недостатки. Влияние большинства минусов можно снизить путем грамотного составления опросника, формирования репрезентативной выборки и продумывания способов мотивации участников анкетирования.

Опросы целевой аудитории через интернет – мощный и эффективный метод проведения маркетинговых, социологических, демографических и прочих исследований, организации тестирований и голосований. При подготовке анкеты и продумывании способов распространения нужно учитывать особенности, достоинства и недостатки интернет опроса. В противном случае можно получить некорректные результаты и сделать ошибочные выводы.

2.1 Опрос, его сущность, виды, достоинства и недостатки. Маркетинговые исследования как основа принятия управленческих решений

Маркетинговые исследования как основа принятия управленческих решений

курсовая работа

Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой информации является опрос. Он используется примерно в 90 % исследований.

Опрос — это метод сбора первичной маркетинговой информации, предусматривающий, во-первых, письменное или устное обращение исследователей к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию, статистическую обработку и интерпретацию полученных ответов.

Цель опроса состоит в том, чтобы выяснить субъективные мнения людей, их предпочтения, убеждения, установки в отношении какого-либо объекта.

Поэтому применение метода опроса позволяет:

идентифицировать потенциальных потребителей;

осуществить сегментацию рынка в соответствии с качественными и количественными характеристиками потребителей;

оценить осведомленность, восприятие, отношение и требования потребителей относительно продукта (предприятия), его характеристик, цены и других элементов комплекса маркетинга;

выявить предпочтения потребителей по товарным маркам;

изучить поведение и мотивацию потребителей, покупательские решения и процесс их принятия;

установить факторы, влияющие на поведение потенциальных потребителей, и возможности управления ими;

оценить эффективность воздействия на потребителей маркетинговых программ, приемов и инструментов;

отследить динамику потребления, предпочтений, потребностей, установок и убеждений потребителей;

выявить характеристики потребителей (социально-демографические, психографические, поведенческие) и т.

д.

Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем [4].

Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п.

Этим, прежде всего, объясняется широкое применение при проведении маркетинговых исследований этого метода. К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа.

В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования. Отсюда следует еще одно широко используемое название таких опросов — экспертные. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему, и на заключительном, когда требуется проверить полученную информацию и принять решение.

В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечные (разовые) и повторные. Последние позволяют выявить жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей и основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.

По степени охвата потенциальных потребителей опросы могут быть сплошными и выборочными. Сплошные опросы могут проводиться, например, в отношении посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях. На практике количество потенциальных покупателей предприятия, как правило, велико, что делает невозможным проведение сплошных опросов.

В связи с этим наиболее приемлемыми являются выборочные опросы, сущность которых заключается в том, что опрашивается часть (выборка) изучаемой совокупности населения, отобранная в результате применения специальных научно обоснованных приемов. Если выборочная совокупность достаточно полно отражает свойства генеральной совокупности, она называется представительной (репрезентативной). Особая роль при проведении выборочных опросов отводится методу фокус групп.

В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании респондент письменно отвечает на вопросы в присутствии исследователя (анкетера) или без него. Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с респондентом, при котором исследователь (интервьюер) сам задает вопросы и фиксирует ответы [7].

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:

выбор способа связи с аудиторией;

подготовка анкеты;

проведение тестирования и доработка анкеты.

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками. Сравнительные характеристики форм опроса представлены в таблице 1.

Результаты анализа показывают, что основными преимуществами личного опроса являются гибкость в постановке зондирующих вопросов и непосредственное наблюдение за реакцией на наглядные материалы. При почтовом опросе реакция обычно существенно слабее. Характеристики телефонного опроса представляют собой нечто среднее между характеристиками двух других типов опроса [2, с.254].

Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса.

Таблица 1 — Сравнительные характеристики различных форм опросов

Характеристика

Форма опроса

почтовый

телефонный

личный

Средняя стоимость анкеты

Минимальная при условии высокого коэффициента возврата

Умеренная

Высокая с учетом затрат времени и оплаты разъездов

Возможность задавать сложные вопросы, модифицировать их

Незначительная, если анкета простая и короткая

Незначительная, так как модифицировать и менять формулировки некогда

Значительная, так как можно демонстрировать вспомогательный материал, формировать личную связь, задавать зондирующие вопросы

Возможность произвольной интерпретации результатов

Отсутствует, поскольку анкета заполняется без участия опрашивающего

Присутствует за счет интонации опрашивающего

Значительна за счет интонации и выражения лица опрашивающего

Анонимность респондента

Полная, поскольку не требуются анкетные данные

Условная, поскольку существует телефонный контакт

Отсутствует, поскольку происходит личный контакт

К недостаткам этого метода относятся:

возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;

относительно высокая вероятность получения отказа от ответов.

Достоинство опроса по почте, т.е. производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит в устранении всякого влияния интервьюера, в обеспечении наилучших предпосылок для ответов на вопросы личного характера, а также в относительной дешевизне охвата географически рассредоточенной аудитории.

К недостаткам этого способа относятся:

низкая оперативность:

возможность не возврата значительной доли разосланных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность самоотбора опрашиваемых.

Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования, поскольку позволяет избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по почте и телефону. К достоинствам этого способа относятся:

относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;

относительно высокая точность обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью способностью опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы;

возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

Основным недостатком личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.

Итак, цель опросов состоит в том, чтобы проверить и скорректировать первоначальные менеджерские гипотезы, опираясь на «экспертизу потребителя», который видит проблему в ином ракурсе, чем производитель.

Однако метод опросов имеет и ряд недостатков. Главным препятствием на пути эффективных прогнозов с помощью опросов является так называемый парадокс Ла-Пьера — люди не всегда поступают так, как говорят. Это особенно наглядно проявляется в сфере маркетинговых исследований и может иметь весьма серьезные последствия. Поэтому не существует такой области, в которой тратится столь много средств на изучение понимания человеческого поведения, как индустрия маркетинга и рекламы.

Еще одним препятствием в применении массовых опросов в маркетинговых исследованиях — проблема статистической достоверности результатов. Для получения полноценных, достоверных результатов необходим опрос большого количества представителей интересующей исследователя популяции, то есть, объем выборки достаточно велик, что сразу сказывается на стоимости исследования. К тому же, выборка должна быть случайной (вероятностной), что можно сделать лишь обладая доступом к базам данных, которые у нас традиционно засекречены (базы данных паспортных столов, например). Несоблюдение всех необходимых для количественного опроса условий сводит на нет все усилия по его проведению, делает невозможным строить достоверные прогнозы, опираясь на статистику [2].

Преимущества и недостатки опросов

Каковы преимущества и недостатки опросов?

Опросы легко разрабатывать, особенно при использовании передовых программных решений для опросов, доступных сегодня. Многие исследователи поддаются искушению собирать большую часть данных онлайн; однако это не всегда предпочтительный способ сбора данных, особенно если респонденты находятся в труднодоступных районах. Независимо от того, использует ли исследователь онлайн-опрос, мобильный опрос, бумажный опрос или комбинацию всех способов, режим должен зависеть от типа исследования и демографических данных респондентов.

Онлайн-опросы и мобильные опросы, как правило, являются наиболее экономически эффективными способами проведения опросов, однако они могут не охватить тех респондентов, которые могут отвечать только с помощью альтернативных способов. Результаты онлайн-опросов и мобильных опросов могут пострадать и сильно отличаться, если важные респонденты будут исключены из исследования. С труднодоступными респондентами может быть легче связаться, используя более традиционные методы, такие как бумажные опросы или личные интервью.

Усовершенствованные программные платформы для проведения опросов имеют многорежимные возможности для онлайн-опросов, мобильных опросов, опросов по электронной почте, бумажных опросов, киосковых опросов и т. д., что дает исследователям возможность опросить даже самых труднодоступных потребителей и анализировать данные всех опросов. режимы в совокупности.

Одной из проблем опросов является возможность связаться с респондентами. Однако опросы имеют ряд преимуществ и недостатков. Они следующие:

Преимущества

  • Относительная простота администрирования
  • Может быть разработана за меньшее время (по сравнению с другими методами сбора данных)
  • Экономически эффективна, но стоимость зависит от режима обследования
  • Может администрироваться удаленно через Интернет, мобильные устройства, почту, электронную почту, киоск или телефон.
  • Дистанционное проведение может уменьшить или предотвратить географическую зависимость
  • Возможность сбора данных от большого числа респондентов
  • Можно задавать многочисленные вопросы по теме, что обеспечивает большую гибкость в анализе данных и статистическая значимость, включая возможность анализа нескольких переменных
  • Можно собирать широкий спектр данных (например, отношения, мнения, убеждения, ценности, поведение, фактические данные).
  • Стандартные опросы относительно свободны от нескольких типов ошибок

Недостатки

Надежность данных опроса может зависеть от следующих факторов: удобно давать ответы, которые представляются в неблагоприятной форме.

  • Респонденты могут не до конца осознавать причины того или иного ответа из-за отсутствия памяти на эту тему или даже из-за скуки.
  • Опросы с закрытыми вопросами могут иметь более низкую степень достоверности, чем другие типы вопросов.
  • Возможны ошибки данных из-за отсутствия ответов на вопросы. Количество респондентов, решивших ответить на вопрос опроса, может отличаться от числа тех, кто решил не отвечать, что создает предвзятость.
  • Варианты ответов на вопросы опроса могут привести к нечетким данным, поскольку некоторые варианты ответов могут по-разному интерпретироваться респондентами. Например, вариант ответа «в некоторой степени согласен» может означать разные вещи для разных испытуемых и иметь свое значение для каждого отдельного респондента. Варианты ответа «да» или «нет» также могут быть проблематичными. Респонденты могут ответить «нет», если вариант «только один раз» недоступен.
  • Индивидуальные опросы могут содержать определенные типы ошибок
  • Snap Survey Software

    Если вы хотите создать опрос, Snap Survey Software — это гибкая и безопасная платформа для сбора и анализа данных. Вы можете создавать расширенные опросы, которые собирают надежные данные, и использовать расширенные функции анализа данных и отчетности для получения необходимой информации.

    Узнайте о программном обеспечении Snap Survey

    Преимущества и недостатки опросов

    Среди различных методов сбора данных для исследовательских целей многие исследователи отдают предпочтение методу опроса из-за его различных преимуществ, сильных сторон и преимуществ. Однако опросы также имеют свои недостатки и слабые места, которые необходимо учитывать.

    Откройте для себя еще 32 статьи по этой теме

    Не пропустите эти статьи по теме:

    1. Шкалы ответов
    2. Пример — Анкета
    3. Опросы и Анкеты — Руководство
    4. Типы опросов
    5. Личное интервью

    Преимущества опросов

    1.

    Высокая репрезентативность

    Опросы обеспечивают высокий уровень общих возможностей для представления большого населения. Благодаря обычному огромному количеству людей, принявших участие в опросе, собранные данные лучше описывают относительные характеристики генеральной совокупности, участвующей в исследовании. По сравнению с другими методами сбора данных опросы могут извлекать данные, близкие к точным характеристикам большей части населения.

    2. Низкая стоимость

    При проведении опросов Вам необходимо оплатить только изготовление опросных анкет. Если вам нужна большая выборка населения в целом, вы можете выделить поощрение в денежной или натуральной форме, которое может составлять всего 2 доллара на человека. С другой стороны, другие методы сбора данных, такие как фокус-группы и личные интервью, требуют от исследователей большей оплаты.

    3. Удобный сбор данных

    Опросы могут проводиться для участников различными способами. Анкеты можно просто отправить по электронной почте или факсу, или их можно администрировать через Интернет. В настоящее время метод онлайн-опроса является наиболее популярным способом сбора данных от целевых участников. Помимо удобства сбора данных, исследователи могут собирать данные от людей со всего мира.

    4. Хорошая статистическая значимость

    Из-за высокой репрезентативности, обеспечиваемой методом опроса, часто легче найти статистически значимые результаты, чем другие методы сбора данных. Несколько переменных также могут быть эффективно проанализированы с помощью опросов.

    5. Мало или совсем нет субъективности наблюдателя

    Опросы идеально подходят для научных исследований, поскольку они дают всем участникам стандартизированный стимул. При такой высокой достоверности устраняются собственные предубеждения исследователя.

    6. Точные результаты

    Поскольку вопросы в опросе должны пройти тщательную проверку и стандартизацию, они дают единые определения для всех испытуемых, которые должны отвечать на вопросники. Таким образом, повышается точность измерения собранных данных.

    Недостатки опросов

    1. Негибкий дизайн

    Опрос, который использовался исследователем с самого начала, а также метод его проведения, не могут быть изменены на протяжении всего процесса сбора данных. Хотя эту негибкость можно рассматривать как недостаток метода опроса, это также может быть его достоинством, учитывая тот факт, что в исследовании могут быть использованы как точность, так и справедливость.

    2. Не подходит для спорных вопросов

    Участники могут не дать точного ответа на спорные вопросы из-за вероятной трудности припоминания информации, относящейся к ним. Правда, стоящая за этими противоречиями, может быть раскрыта не так точно, как при использовании альтернативных методов сбора данных, таких как личные интервью и фокус-группы.

    3. Возможная неуместность вопросов

    Вопросы в опросах всегда стандартизируются перед тем, как задать их испытуемым. Таким образом, исследователь вынужден создавать вопросы, которые являются достаточно общими для охвата населения в целом. Однако эти общие вопросы могут не подходить для всех участников в той мере, в какой они должны быть.

    Хорошим примером такой ситуации является проведение опроса, в котором основное внимание уделяется аффективным переменным или переменным, связанным с эмоциями.

    Полная ссылка: 

    Вам разрешено копировать текст

    Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

    Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье при условии, что вы укажете соответствующие права и предоставляют ссылку/ссылку на эту страницу.

    Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts