Недостатки когнитивной психологии: Проблемы когнитивной психологии

Как развить когнитивную гибкость? | Блог РСВ

Наверняка с вами бывало такое, когда вы выполняли привычную задачу на работе и вдруг появлялась какая-то проблема, которая сбивала вас с рабочего настроя, и вы не смогли продолжить в том же темпе. Или неожиданная смена обстановки значительно снижала эффективность вашей работы. Все эти примеры являются показателями когнитивной гибкости. Чем лучше вы адаптируетесь к изменениям, тем более развита у вас гибкость мышления. В этой статье мы разберем, что означает гибкость ума, какие у этого навыка преимущества и недостатки и как развить данную способность.

Преимущества и недостатки когнитивной гибкости

Гибкость мышления может передаваться генетически или ее можно развить самостоятельно, нередко когнитивный навык напрямую зависит от психологических особенностей, воспитания в семье, характера и жизненного опыта. У когнитивной гибкости больше преимуществ, чем недостатков. Человек, обладающий данным навыком, лучше справляется с непредвиденными ситуациями, видит разные варианты решения проблем, умеет быстро переключиться с одной деятельности на другую, не зацикливается на своих ошибках, проще относится к критике. К недостаткам можно отнести чрезмерную импульсивность, отсутствие упорства и нелюбовь к монотонной и рутинной работе.

Как развить гибкость ума?

Когнитивную гибкость может развить практически любой человек, для этого требуется время и упорство. Также существуют различные упражнения, приемы и тренировки, которые помогут прокачать мышление. Мы собрали полезные рекомендации по развитию гибкости ума, которые заставят вас думать по-другому.

Саморазвитие. Выпишите все свои сильные и слабые стороны, вспомните, в каких областях вы хорошо разбираетесь, а в каких менее подкованы. Начните развивать свои навыки, изучайте постоянно что-то новое. Это позволит расширить ваш кругозор, посмотреть на мир с другой стороны, находить нестандартные решения и чувствовать себя уверенным в непредвиденных ситуациях.

Повседневные занятия. Ежедневно мы выполняем одни и те же дела: завтрак, поездка на работу, обед, уборка дома и многое другое. Многие задачи мы делаем автоматически, не задумываясь о процессе. Остановитесь и попробуйте осмыслить рутинную работу, придумать новые методы ее выполнения. Например, можно проложить новый маршрут до офиса, приготовить необычное блюдо, начать мыть посуду левой рукой. Все эти действия помогут активировать мозг и, возможно, найти нестандартные ответы на другие вопросы.

Размышляйте. В современном мире значительно ускорился темп жизни. Многие дела мы выполняем на ходу, поэтому совсем не остается времени для обдумывания наших действий. Выделите специальное время на размышления, хотя бы один час в неделю оставайтесь наедине со своими мыслями, обдумывайте проблемы, планируйте жизнь. Скорее всего, вам придут в голову интересные идеи.

Творите. Займитесь творчеством, начните рисовать, писать стихи, петь или танцевать. Такие занятия помогут развить креативное мышление, а значит вам будет легче находить нестандартные решения в самых разных ситуациях. А если вы не знаете, чем вам лучше заняться, пением или лепкой из глины, то посмотрите бесплатный онлайн-курс «Найди свой талант». После обучения вы сможете раскрыть свой талант и начать прокачивать способности.

52. Изучение мышления в когнитивной психологии: информационный подход

1. Название направления, представители:

Когнитивная психология (Д. Брунер, У. Найссер, П. Линдсей, Д. Норман, ньюэлл, саймон)

2. Предмет исследования:

Получение и обработка информации, познавательные процессы, интеллект

Мышление человека сходно с мышлением компьютера.

Поведение человека – последовательное оперирование символами.

Любой психический процесс характеризуется получением, обработкой, кодированием данных, сохранением, копированием, переработкой информации.

Мышление пассивно: субъект не рассматривается. Главное – решение задачи. Главное – объект.

Любой сложный психический процесс, в том числе и мышление – разбивается на самые простые элементы – оперирование символами.

3. Методы изучения, описать специфику:

Задачи, моделирование искусственного интеллекта, создание компьютерных программ, которые мыслят, решают задачу как человек

4. Понимание мышления и объяснение его механизмов:

Мышление рассматривается как процесс преобразования знаний.

Решение задачи: модель мышления – лабиринт с множеством путей. Сложную задачу надо раздробить на небольшие задачи и узнать, успешно ли мы решили каждую из небольших задач.

Эвристика – сокращение числа проб при решении

Процесс решения задачи: стратегия – алгоритм – эвристика.

Стратегия – правила, возможные способы решения задачи. Прямой поиск и обратный поиск.

-прямой поиск — всегда идет вперед

-обратный поиск – сделал шаг, смотришь, как новый шаг соотносится со старым.

Алгоритм – совокупность правил, если им следовать, то 100% будет верное решение

Эвристические приемы не гарантируют успеха, это просто правила, которые сужают зону поиска решения.

5. Недостатки информационного подхода:

— у компьютера нет ресурсов как у человека

-изолирование субъекта – не рассматриваем мотивацию, цели, эмоции, смыслы

-мы не можем смоделировать искусственный интеллект

-важна психологическая структура задачи- как мы дали задачу и как ее принял субъект. Акт принятия задачи

6. Исследования мышления, эксперименты (цель, гипотеза, результаты, выводы):

— Эксперимент Брунера по стратегии формирования понятий

Цель – смоделировать в лаборатории процедуру функционирования стратегий приёма информации при образовании понятий, выявить особенности выбора стратегий и их эффективность.

Вообще возможно 4 типа стратегии формирования понятий: положительное подтверждение, положительное опровержение, отрицательное подтверждение, отрицательное опровержение.

-эксперимент линдсей, норманн

Рональд+геральд=роберт, д=5

Строится модель решения – граф-схема.

8. Анализ направления в соотнесении с другими направлении (пункты полемики):

Возникает в преемственности с необихевиоризмом. В настоящее время является наиболее активно развивающимся подходом.

Сильные и слабые стороны когнитивного подхода (с примерами)

  • Автор: Вики
  • Дата создания: 13-01-13 13:13

Преимущества

  • Одной из сильных сторон когнитивного подхода является то, что он имеет множество практических применений. Например, исследование Барона-Коэна и др. продемонстрировало, что теория сознания является дефицитом при аутизме, и предоставило новый тест для теории сознания. Затем тест можно было бы использовать снова, чтобы определить, есть ли у кого-то аутизм, в то время как знание того, что у людей с аутизмом или синдромом Аспергера отсутствует теория сознания, может помочь нам лучше понять, из чего состоит аутизм и как приспособить это к школьным или рабочим ситуациям.
    Такие исследования, как эксперимент Лофтуса и Палмера с наводящими вопросами, также оказали большое влияние на судебную психологию и показания очевидцев. Таким образом, это очень полезный подход, внесший большой вклад в психологию и общество в целом.
  • Когнитивный подход в значительной степени опирается на эксперименты как на основной метод исследования. Например, Лофтус и Палмер использовали лабораторный эксперимент для изучения влияния наводящих вопросов на память, Барон-Коэн и др. использовали квазиэксперимент для изучения теории сознания, а Фишер и др. использовали полевой эксперимент для изучения влияния когнитивных функций. обучение приемам допроса по работе детективов при допросе очевидцев. Эксперименты позволяют определить причину и следствие (что усиливает преимущество практического применения), но, что более важно, позволяют хорошо контролировать смешанные переменные. Это означает, что исследования, использующие когнитивный подход, являются в некоторой степени научными и имеют хорошую внутреннюю валидность, поскольку посторонние переменные контролируются.

Недостатки

  • Основным недостатком когнитивного подхода является то, что он относится к когнитивным процессам, которые мы не можем наблюдать напрямую. Он сильно зависит от умозаключений. Критики экспериментов Лофтуса и Палмера с наводящими вопросами указали на справедливость гипотезы реконструктивной памяти, поскольку мы не можем быть уверены, что память изменилась, поскольку исследователи не могли наблюдать воспоминания, а только данные ответы, которые могли быть результатом требуемые характеристики или даже неверная оценка скорости. Следовательно, когнитивный подход может не быть научным на том основании, что он субъективен в том, что делается из результатов. Предположение, что результаты являются результатом невидимых процессов, является в значительной степени субъективным и может привести к тому, что самоисполняющееся пророчество и внутренняя достоверность будут подняты как вопросы.
  • Еще одна слабость когнитивного подхода заключается в том, что он игнорирует другие факторы поведения, которые, как было показано, влияют на поведение. Например, исследование Палмера и Холлина, посвященное моральным рассуждениям и поведению преступников при принятии решений, предполагало, что разница между тем, почему контрольная группа не была преступниками, и экспериментальная группа была из-за когнитивных различий в принятии решений. Однако различные исследования, такие как Бруннер и др., а также Джуби и Фаррингтон, продемонстрировали, что биология и воспитание соответственно могут помочь объяснить, почему люди обращаются к преступлению. поэтому этот подход является несколько редукционистским, поскольку он объясняет поведение просто как результат 5 когнитивных процессов (мышление, внимание, память, восприятие и язык) и игнорирует другие факторы. [Однако редукционизм также является потенциальной силой, поскольку он позволяет нам понимать поведение в простых терминах и применять теории к большему количеству областей, поскольку он более номотетический, чем целостный подход)

Оценка

Когнитивный подход имеет ключевое преимущество практических и полезных приложений, но ключевой недостаток заключается в невозможности наблюдать предполагаемые причины поведения. Научный характер подхода достоин обсуждения, поскольку он может быть как силой, так и слабостью, как и его редукционистский характер.

. 1996 г., сен; 71 (9): 988-1001.

doi: 10.1097/00001888-199609000-00015.

Г Регер 1 , GR Norman

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Медицинский факультет Университета Торонто, Онтарио, Канада. [email protected]
  • PMID: 9125988
  • DOI: 10.1097/00001888-199609000-00015

Обзор

G Regehr et al. акад. мед. 1996 Сентябрь

. 1996 г., сен; 71 (9): 988-1001.

doi: 10.1097/00001888-199609000-00015.

Авторы

Г Регер 1 , Г. Р. Норман

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии, Медицинский факультет Университета Торонто, Онтарио, Канада. [email protected]
  • PMID: 9125988
  • DOI: 10.1097/00001888-199609000-00015

Абстрактный

Образование и когнитивная психология, как правило, идут параллельными, а не пересекающимися путями.

Тем не менее, есть или должны быть общие точки соприкосновения, поскольку оба имеют большие интересы в обучении и памяти. В этой статье представлен ряд тем когнитивной психологии, обобщаются результаты в этой области и исследуются последствия для преподавания и обучения. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ. Приобретение опыта в какой-либо области может характеризоваться развитием идиосинкразических структур памяти, называемых семантическими сетями, которые представляют собой значимые наборы связей между абстрактными понятиями и/или конкретным опытом. Информация (такая как предположения и гипотезы, необходимые для диагностики и лечения случаев) извлекается посредством активации этих сетей. Таким образом, при обучении новая информация должна осмысленно встраиваться в релевантные, ранее существовавшие знания, чтобы обеспечить возможность ее извлечения в случае необходимости. ВЛИЯНИЕ НА ХРАНЕНИЕ И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПАМЯТИ. На способность сохранять и извлекать информацию из памяти влияет широкий спектр переменных, включая значение, контекст и способ усвоения информации, а также соответствующую практику извлечения. Таким образом, образовательные стратегии должны быть направлены на достижение трех целей: повысить значимость, уменьшить зависимость от контекста и обеспечить повторяющуюся уместную практику извлечения информации. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРЕДАЧА: Большая часть развития опыта включает в себя переход от использования общих процедур решения проблем к использованию специализированных знаний, которые уменьшают потребность в классическом «решении проблем». Двумя проявлениями этого специализированного знания являются использование аналогии и специализация общих процедур в конкретных областях. Чтобы развивать эти специализированные формы знаний, учащийся должен иметь обширную практику использования соответствующих процедур решения проблем и определения ситуаций, в которых конкретная процедура может оказаться полезной. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ: Эксперты обладают как абстрактной прототипической информацией о категориях, так и обширным набором отдельных конкретных примеров категорий, полученных на индивидуальном опыте. Оба эти источника информации используются в категоризации и диагностических классификациях. Таким образом, преподавателям важно осознавать, что опыт работы с примерами — это не просто возможность применить и отработать правила «в конце главы». Вместо этого опыт работы с прецедентами предоставляет альтернативный метод рассуждений, независимый от аналитических правил, но столь же полезный для них.

Принятие решений: Очевидно, что эксперты не используют классическую формальную теорию принятия решений, а скорее используют эвристики или упрощения при принятии решений. Тем не менее, эксперты обычно принимают соответствующие решения. Это говорит о том, что ярлыки чаще бывают полезны, чем нет. Таким образом, вместо того, чтобы учить учащихся избегать эвристики, было бы более разумно помочь им распознавать те относительно редкие ситуации, в которых их эвристика, скорее всего, не сработает.

Похожие статьи

  • Нарушение кратковременной памяти.

    Cascella M, Al Khalili Y. Касселла М. и др. 2022 г., 21 июля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 21 июля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 31424720 Бесплатные книги и документы.

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

  • Опыт студентов и преподавателей в обучении, основанном на моделировании матери и ребенка: систематический обзор протокола качественных доказательств.

    Маккиннон К., Марселлус Л., Риверс Дж., Гордон С., Райан М., Батчер Д. Маккиннон К. и др. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Jan; 13(1):14-26. doi: 10.11124/jbisrir-2015-1694. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26447004

  • Теория нечетких следов: двойные процессы в памяти, рассуждениях и когнитивной нейронауке.

    Брейнерд С.Дж., Рейна В.Ф. Брейнерд С.Дж. и соавт. Adv Child Dev Behav. 2001; 28:41-100. doi: 10.1016/s0065-2407(02)80062-3. Adv Child Dev Behav. 2001. PMID: 11605365 Обзор.

  • Качественное исследование.

    Тенни С., Брэннан Дж. М., Брэннан Г. Д. Тенни С. и др. 2022, 18 сентября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв. –. 2022, 18 сентября. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 29262162 Бесплатные книги и документы.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Глобальные взгляды на тенденции в высшем медицинском образовании.

    Аббаси Абианех Н., Яздани С., Хейдари М., Фармад С.А. Аббаси Абианех Н. и др. J Family Med Prim Care. 2022 сен;11(9):4991-5003. дои: 10.4103/jfmpc.jfmpc_2461_21. Epub 2022 14 октября. J Family Med Prim Care. 2022. PMID: 36505656 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Закрепление ошибок у резидентов и факультетов медицины неотложных состояний.

    Даргахи Х., Монахеми А., Солтани А., Неджад Недайе Х. Х., Лабаф А. Даргахи Х. и др. Med J Ислам Республики Иран. 2022 26 октября; 36:124. дои: 10.47176/mjiri.36.124. Электронная коллекция 2022. Med J Ислам Республики Иран. 2022. PMID: 36447549 Бесплатная статья ЧВК.

  • Учебная программа с эффектом погружения по анализу изображений внутрикоронарной оптической когерентной томографии для неопытных читателей.

    Кассис Н., Вебер Дж. Р., Адамс В., Берк Л., Лаубэм М. П., Пелка М., Осуде Н., Шрайер М., Робертсон С., Джанак Э., Лопес Дж. Дж. Кассис Н. и др. BMC Med Educ. 2022 12 октября; 22 (1): 719. doi: 10.1186/s12909-022-03704-0. BMC Med Educ. 2022. PMID: 36224563 Бесплатная статья ЧВК.

  • Шесть принципов учета гендерного и сексуального разнообразия на уроках биологии в старших классах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts